Социальное страхование в России

овых взносов и финансирование расходов,

предусмотренных Положением о нем;

§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР

страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его

средств;

§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к

компетенции ПФР;

— § проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

* выплату государственных пенсий;

  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

* оказание материальной помощи престарелым и

нетрудоспособным гражданам;

  • обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

Согласно закону, граждане России имеют право на:

выбор страховой медицинской организации, свободный выбор

медицинского учреждения и врача;

  • медицинскую помощь на всей территории России;

предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому

учреждению на возмещение ущерба пациенту.

Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

12 стр., 5671 слов

Государственное социальное страхование

... социальные фонды. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; ... социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального ... их деятельности очевидны ...

Средства ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основные задачи фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-

курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

  • участие в разработке и реализации государственных программ

охраны здоровья работников;

  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость

фонда;

  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов системы

государственного социального страхования;

  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и

международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско — юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно — исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

5 стр., 2031 слов

Трудовая пенсия по старости

... нойсистеме, т.е. работающихвобычныхусловияхтруда. СвязаноэтопреждевсегосменьшейпрТрудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. Во-первых, она назначается пожизненно. Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере ...

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ

П — размер трудовой пенсии по старости;

БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

По инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:

1) при III степени — 900 рублей в месяц;

2) при II степени — 450 рублей в месяц;

3) при I степени — 225 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по инвалидности не может быть менее 660 рублей в месяц. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ

П — размер трудовой пенсии по инвалидности;

БЧ — базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.

По случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:

  • детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) — 450 рублей в месяц (на каждого ребенка);
  • другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца — 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ

П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ — базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей в месяц.

Пенсия за выслугу лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники).

Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

4 стр., 1730 слов

Понятие и виды трудовых пенсий

... им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Виды пенсий Для обеспечения граждан в старости и на случай утраты трудоспособности (потери кормильца) государством ...

Пособие по временной нетрудоспособности. В 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

В настоящее время размер пособия установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа:

  • до 5 лет — 60 процентов заработка;
  • от 5 до 8 лет — 80 процентов заработка;
  • от 8 лет и свыше — 100 процентов фактического заработка, но не более 11.700 рублей.

Пособие по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях выплачивается в размере 100% средней заработной платы без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.

Пособие при рождении ребенка . Единовременное пособие при рождении ребенка установлено с 1 января 2002 года в размере 4500 рублей. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие выдается на каждого ребенка.

Пособие по беременности и родам . В 2004 году пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, в размере 100% среднего заработка.

Размер пособия по беременности и родам не может превышать 11.700 рублей .

Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрено предоставление работнику четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) С 1 января 2002 года размер данного пособия устанавливается в твердых суммах — 300 рублей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет. С 1 января 2002 года размер пособия установлен в твердых суммах — 500 рублей в месяц.

Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах — до окончания учебного заведения)- 70 рублей.

Пособие на погребение. установлено в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1 января 2001 года размер пособия установлен в твердых суммах — 1000 рублей.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

  • инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;
  • дети-инвалиды;
  • дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
  • граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

4 стр., 1556 слов

Права человека на социальное обеспечение гарантии реализации

... права человека на социальное обеспечение и процесс реализации права на социальное обеспечение в России. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1)Рассмотреть и изучить права человека на социальное обеспечение; 2) Проанализировать гарантии реализации права на социальное обеспечение и роль государства в социальном обеспечении. Объектом исследования являются права человека на ...

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, — 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц;

2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери — 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

3) инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, — 85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Размеры пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях).

При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.).

По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования — страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

Пенсионное обеспечение в условиях рыночных преобразований и кризиса экономики становится важной социальной гарантией для человека. Пенсионное законодательство преломляется в условиях района, выходя на нужды конкретного человека с его характеристиками. Специфика пенсионного обслуживания в отдельных территориях зависит от социально-экономических и климатических условий проживания, демографии, народнохозяйственных функций, отраслей спецификации, миграционных потоков и т.д.

Социальная значимость пенсионного обеспечения г. Пятигорска определяется тем, что оно затрагивает жизненные интересы 25% населения города.

По статистическим данным наличное население города на начало 2003 года составило 183400 человек, на одного пенсионера города приходится 0,6 работающих, в то время, как в недалеком прошлом этот показатель равнялся 2 и более. При устойчивой тенденции роста естественной убыли численность населения обеспечивается только миграцией.

Нестабильная социально-экономическая обстановка в различных регионах Российской Федерации, в том числе военные действия в Чеченской республике и республиках бывшего СССР, повлекли за собой поток вынужденных переселенцев и беженцев.

На 1 января 2003 года в Государственном учреждении — Управлении ПФР по г. Пятигорску (далее ГУ УПФ РФ) зарегистрировано и находится на обслуживании 46209 граждан, из которых получают трудовые пенсии:

  • по возрасту — 41083 человека;
  • по инвалидности — 5044 человека;
  • по случаю потери кормильца — 1913 человек;
  • за выслугу лет — 675 человек.

Получателями социальных пенсий являются 2150 человек.

Пенсионеры — военнослужащие 170 человек.

Из общего количества пенсионеров женщины составляют 29633 человек или 65%.

На учете в управлении состоит 2604 участника Великой Отечественной войны, из них — инвалидов ВОВ — 698 человек, вдов участников ВОВ — 260 человек, инвалидов участников ликвидации Чернобыльской катастрофы — 20 человек, Героев Социалистического труда — 2 человека.

По состоянию на 1 января 2003 г. в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску состоит на учете 45623 получателей пенсий. В системе персонифицированного учета зарегистрировано на отчетную дату 132796 человек.

По состоянию на 1 января 2003 г. состоит на учете 12880 плательщиков единого социального налога, в том числе:

5661- юридических лиц;

7219- индивидуальных предпринимателей

В течение 2002 г. зарегистрировано плательщиков — 2067, в том числе:

893- юридических лиц;

1174- индивидуальных предпринимателей

За тот же период снято с учета 5100 плательщиков, в том числе:

1344- юридических лиц;

3756- индивидуальных предпринимателей.

В течение года рассмотрено 13129 заявлений о назначении и перераспределении пенсии, в том числе:

  • вновь назначено 2651 пенсий
  • произведено 9062 перерасчета.

За 2002 г. произведено 1305 документарных проверок с выходом по юридическому адресу предприятия, в результате документарных проверок выявлено, что по 763 гражданам представлены недостоверные сведения для назначения или перерасчета пенсии, кроме того, произведено 90 документарных проверок на предприятиях города на предмет обоснованности включения работы в льготный стаж, где проверено 309 профессий.

В связи с проводимой пенсионной реформой было принято на устном приеме 48130 человек. Это обязало в Управлении и на консультационных пунктах организовать ежедневный прием граждан, а также прием граждан дежурным специалистом в субботу в здании Управления. Специалистами Управления проводилась большая разъяснительная работа через средства массовой информации:

1. В газете «Пятигорская правда» опубликовано 25 статей, в газете «Бизнес КМВ» — 3 статьи, в которых разъяснялись условия назначения пенсий по новому пенсионному законодательству, разъяснялся порядок определения права на повышение пенсии лицам, пострадавшим от политических репрессий, об информационном обмене с застрахованными лицами, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, об определении расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей и лиц в найме у предпринимателей.

2. За год было 13 выступлений на радио «Провинция», 5 выступлений по телевидению. В основном освещались вопросы разъяснения проводимой пенсионной реформы, ряд дополнений и разъяснений, внесенных в закон № 27 -ФЗ от 01.04.1996 г., о федеральном законе №167 — ФЗ от 15.12.2001 г.

3. В Управлении работает «телефон горячей линии». В течение года респондентами задано 324 вопроса, касающихся повышения пенсий, их перерасчета по новому законодательству, повышения пенсий «северянам», инвалидам и др.

В течение декабря 2002 г. специалистами Управления проводилась большая подготовительная работа для приема индивидуальных сведений застрахованных лиц от работодателей. За месяц проведен 21 семинар, где присутствовало 1587 представителей от работодателей.

В здании Управления открыт и функционирует пункт юридической клиники, где силами студентов-выпускников юридического факультета Пятигорского Филиала Северо-Кавказского Государственного Технического Университета оказывается правовая бесплатная помощь населению города по средствам консультирования и разъяснения действующего законодательства.

Управление ПФ РФ по г. Пятигорску проводит единую политику в сфере пенсионного обеспечения населения, решает комплекс задач, основными из которых являются:

1) реализация на территории города конституционных прав граждан на государственное обеспечение пенсиями;

2) организация и осуществление работы по своевременному и качественному назначению и перерасчету пенсий;

3) осуществление контроля за целевым расходованием государственных средств;

4) организация работы с ответственными представителями учреждений и организаций по вопросам обоснованности представления рабочих и служащих к назначению пенсий;

5) организация работы по автоматизации технологических процессов назначения, выплаты пенсий;

6) проведение разъяснительной работы по принимаемым законодательным актам в области пенсионного обеспечения;

7) представление в отделение Пенсионного Фонда РФ по Ставропольскому краю заявок на финансирование выплат пенсий и отчетов об использовании этих средств;

8) изучение и внедрение новых передовых форм и методов работы.

Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре Управления ПФ РФ по г. Пятигорску предусмотрены отделы:

  • отдел назначения и перерасчета пенсий;
  • отдел выплаты пенсий;
  • отдел по оценке пенсионных прав;
  • отел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.

Отдел выплаты пенсий

Функции отдела:

1.Передача информации на выплатные машины.

2.Проведение среди населения разъяснительной работы входящей в компетенцию отдела.

3.Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка письменного и цифрового анализа обращений.

4.Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля за их восстановлениям.

5.Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.

6.Подготовка и выдача пенсионерам справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.

7.Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.

8.Отработка и ввод неоплаты.

9.Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Сберегательный банк.

10.Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсий.

11.Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

12.Ведение отдельного учета пенсионных дел получателей, прибывших из Чеченской республики.

Финансово-экономическим отделом, Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами

Отделом персонифицированного учета в период с 1 января 2003 по 28 февраля 2003 года были приняты отчеты по уплате страховых взносов в ПФ РФ работодателями страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в целом по предприятию и отдельно по каждому работнику.

Анализируя плановые и фактические данные по уплате страховых взносов (таблицы 1. и 2.) можно сделать вывод, что собираемость взносов в ПФ в 2002 году имеет хорошие показатели, однако надо учитывать, что большая часть ФОТ еще остается в тени и сделать объективный анализ по полноте уплаты страховых взносов в ПФ на данный момент невозможно.

Таблица 2.1, Анализ собираемости взносов в Пенсионный фонд по г. Пятигорску

Сумма уплаты страховых взносов (план)

(тыс. руб.)

Сумма уплаты страховых взносов

(факт)

(тыс. руб.)

Отклонения

+ (-)

(тыс. руб.)

В Федеральный бюджет на формирование базовой части пенсии

241179

318816

+ 77637

В ПФ РФ на формирование страховой части трудовой пенсии

216042

265544

+ 49502

В ПФ РФ на формирование накопительной части трудовой пенсии

25882

36660

+ 10778

Итого

483103

621020

+ 137917

Таблица 2.2, Динамика собираемости страховых взносов в ПФ РФ по г. Пятигорску за 2000-2002гг

2000г.

(тыс. руб.)

2001г.

(тыс. руб.)

2002г.

(тыс. руб.)

Общая сумма уплаченных страховых взносов

331755

331889

621020

Реализация пенсионного законодательства на местном уровне сталкивается со следующими проблемами:

1) несовершенное пенсионное законодательство;

2) низкий уровень пенсионного обеспечения, не обеспечивающий потребностей пенсионера;

3) утрата связи пенсионного обеспечения с трудовым вкладом работника;

4) миграционные потоки;

5) высокий уровень дифференциации оплаты труда в различных отраслях экономики.

Отделом персонифицированного учета

Начата работа по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Проводятся семинары на предприятиях с целью ознакомления с законодательными актами и необходимостью проведения данной работы в интересах всех граждан РФ для обеспечения социальных прав, гарантированных Конституцией РФ.

Организация работы отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

  • Прием индивидуальных сведений (ИС) форма СЗВ-К от страхователей осуществляется в целом по организации в полном объеме. Не допускается прием отдельных пачек или пачек, содержащих ИС форма СЗВ-К без страховых номеров.

— Пачки ИС, содержащие формы СЗВ-К, в которых присутствует запись о льготном стаже, передаются специалистами по оценке пенсионных прав застрахованных лиц для правовой оценки правильности заполнения сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 01.01.2002г. в части специального трудового стажа.

  • К пачкам ИС, содержащим формы СЗВ-К, могут прилагаться справки о заработной плате. Справки о заработной плате в обязательном порядке должны сопровождаться реестром;
  • Специалист ОПУ и ВСЗЛ проводит проверку пачек документов персонифицированного учета, представленных страхователем, программным обеспечением, разработанным Отделением по СК.

— Специалист ОПУ и ВСЗЛ, принимающий документы, проверяет правильность заполнения и оформления форм документов, наличие подписи застрахованного лица и печати страхователя. Контролирует соответствие информации, содержащейся на бумаге и в предоставленном страхователем файле.

Организация работы отдела по оценке пенсионных прав застрахованных лиц

1.Осуществляет мероприятия по реализации принимаемых Федеральных законов и других нормативных актов по пенсионному обеспечению.

2.Ведет «наблюдательные» дела по предприятиям, имеющим рабочие места, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

3.Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью предоставления работодателями «перечней рабочих мест», наименований профессий и должностей, работники которых заняты на работах, дающих право на трудовую пенсию и за выслугу лет, поименных списков работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет, списков лиц, приобретающих право на пенсию в ближайшие 2 года.

4.Выборочно проверяет соответствие индивидуальных сведений, предоставленных работодателями с перечнем и поименными списками.

5.При назначении досрочных трудовых пенсий (ст. 27-28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») категориям граждан на основании данных персонифицированного учета сверяет правильность «Выписок из индивидуального лицевого счета» с материалами наблюдательного дела.

6.Проверяет обоснованность включения в специальный трудовой стаж период работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, до принятия решения о назначении пенсии, в том числе за периоды до введения персонифицированного учета.

7.Оказывает консультативную помощь работодателям по вопросам пенсионного обеспечения, организует с ними семинары-совещания.

8.Организует и осуществляет прием граждан и работодателей по вопросам оценки застрахованных лиц.

9.Ведет справочно-кодификационную работу по законодательству, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии.

10.Подготавливает соответствующие заключения о возможности (невозможности) использования при назначении пенсий данных о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовых пенсий по результатам их правовой оценки.

11.Выявляет и обобщает факты нарушений на предприятиях, влекущих ущемление пенсионных прав граждан, разрабатывает мероприятия, направленные на их предупреждение.

12.Проводит работу по оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии.

13.Осуществляет конвертацию пенсионных прав застрахованных лиц во взаимодействии с отделом назначения и перерасчета пенсий и отделом выплаты пенсий.

— Специалисты по оценке пенсионных прав застрахованных лиц (далее специалисты ОППЗЛ) дают правовую оценку правильности заполнения сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период с 01 января 2002 года в части специального трудового стажа.

— Правовая оценка включает в себя анализ данных о трудовом стаже и принятие решения о включении трудового стажа или отдельных его периодов в общий или специальный стаж с целью оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал на 01 января 2002 года согласно пенсионному законодательству.

  • Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года применяется:
  • Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа;
  • Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий;
  • Правила исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  • Проверка представленных сведений в части специального стаж проводится специалистами ОППЗЛ ГУ — УПФ РФ по г. Пятигорску следующими способами:
  • Путем камеральной проверки;
  • Путем документальной проверки у страхователя, представившего сведения о трудовом стаже.
  • Спорные вопросы о возможности включения отдельных периодов работы в специальный стаж выносятся специалистом ОППЗЛ на комиссию по пенсионным вопросам.
  • Камеральные проверки осуществляются на основании материалов «наблюдательного» дела страхователя.

Периоды работы, протекавшие до 1997 (начало ведения наблюдательных дел) либо в других территориях, проверяются по трудовым книжкам (уточняющим справкам), представленным страхователем.

— Основным документом в наблюдательном деле при проведении камеральной проверки правильности заполнения сведений СЗВ-К в части льготного стажа является перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, который предварительно должен быть проверен специалистом ОППЗЛ с выходом на место.

— При камеральной проверке сведений о стаже специалисты ОППЗЛ проверяют соответствие данных о специальном стаже, внесенных в форму СЗВ-К, информации, имеющейся в наблюдательном деле страхователя или первичном документам (трудовой книжке, уточняющей справке).

— Если представленные сведения формы СЗВ-К соответствуют информации наблюдательного дела (данным в трудовой книжке, уточняющей справке) и не вызывают сомнений у специалиста ОППЗЛ, то они могут быть признаны достоверными и достаточными для оценки пенсионных прав застрахованных лиц. В этом случае специалист ОППЗЛ ставит на последней странице формы СЗВ-К штамп «Проверено» и расписывается. Штамп о проверке также проставляется на описи.

— При обнаружении необоснованного указания сведений о специальном стаже, специалист ОППЗЛ составляет акт камеральной проверки, в котором отражаются все допущенные страхователем ошибки и предлагается представить исходную форму СЗВ-К с учетом замечаний.

— В случаях, когда невозможно дать правовую оценку специальному стажу по наблюдательному делу и трудовой книжке (уточняющей справке) специалист ОППЗЛ принимает решение о проведении документальной проверки или направляет запрос о проведении документальной проверки в Управление ПФР по территориальной принадлежности.

При этом специалист ОППЗЛ в специальном журнале ведет учет сведений о трудовом стаже СЗВ-К находится на контроле у специалиста ОППЗЛ до получения результатов проверки.

В случае невозможности принятия специального стажа по представленным документам и проведения оперативно документальной проверки, страхователю предлагается указать данный период как общий стаж. При дальнейшем подтверждении в ходе документальной проверки специального стажа в форму СЗВ-К могут быть внесены соответствующие изменения страхователем либо специалистом ОППЗЛ.

  • По результатам документальной проверки составляется Акт проверки факта льготной работы застрахованного лица (либо обоснованности выдачи уточняющей справки).

— При приеме сведений СЗВ-К в части специального стажа специалист ОППЗЛ одновременно запрашивает в отделе персонифицированного учета (либо самостоятельно по системе удаленного доступа формирует Выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и сличает ее со сведениями СЗВ-К. При обнаружении несоответствий специалист ОППЗЛ определяет на основании документов наблюдательного дела и трудовой книжки, где содержатся правильные данные о специальном стаже (в СЗВ-К либо ИЛС).

— Предполагается, что сведения из ПТК СПУ прошли камеральную (документальную) проверку и являются достоверными. Поэтому вероятнее всего будут неправильными сведения о специальном стаже в СЗВ-К. В этом случае страхователю предлагается внести изменения в форму СЗВ-К.

Согласно графику, сдача документов в ГУ — УПФ РФ по г. Пятигорску завершилась в ноябре 2003 г., по Ставропольскому краю — в декабре 2003 года.

Для осуществления конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в ГУ — УПФ РФ по г. Пятигорску был проведен ряд мероприятий:

1. Организована разъяснительная работа среди страхователей и застрахованных лиц о социальной значимости и необходимости сдачи сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, порядке и сроках;

2. Освещен в средствах массовой информации ход подготовки и реализации мероприятий по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц;

3. Доведены до страхователей методические материалы о порядке заполнения формализованных бланков сведений о трудовом стаже;

4. Проведены семинары и стажировки со страхователями по организации мероприятий, связанных с проведением конвертации пенсионных прав застрахованных лиц;

5. Проведены встречи с трудовыми коллективами страхователей по вопросам связанным с проведением конвертации пенсионных прав застрахованных лиц;

6. Подготовлено Постановление Главы города Пятигорска по мероприятиям, связанным с конвертацией пенсионных прав застрахованных лиц;

7. Составлены графики сдачи страхователями сведений о трудовм стаже в органы ПФР в крае;

8. Извещены страхователи о дате сдачи индивидуальных сведений СЗВ-К в соответствии с утвержденным графиком;

9. Роздано страхователям программное обеспечение по приему ИС о трудовом стаже;

10. Прием сведений от страхователей о трудовом стаже застрахованных лиц.

Результатом данной работы стало представление 61684 сведений по форме СЗВ-К. страхователям г. Пятигорска. Таким образом, в результате конвертации пенсионных прав достигнута главная цель — пересчитан каждому гражданину имеющийся у него до 2002 года стаж и заработок в пенсионный капитал. И все данные занесены в базу индивидуального (персонифицированного) учета, что избавит людей от сбора и представления документов для назначения пенсии. При этом важную роль в практической реализации основных направлений пенсионной реформы призваны решать территориальные государственные учреждения.

При изучении работы ГУ — УПФ РФ по г. Пятигорску выяснено, что пенсионная реформа внесла свои коррективы в деятельность местных Управлений Пенсионного Фонда и ГУ — УПФ РФ по г. Пятигорску не является исключением. Следует признать целесообразность проведения пенсионной реформы, ее главные результаты — создание системы персонифицированного учета застрахованных и введение нового порядка исчисления и повышения размеров трудовых пенсий.

Страницы: | [2] | 3 |