Социальная функция государства

Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества.

Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Функции государства традиционно определяют как это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[9, c.60]

Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

11 стр., 5396 слов

Социальная ответственность понятие и сущность

... развитие социальной ответственности в России. 3. Рассмотреть составляющие социальной ответственности в деятельности отечественных организаций на современном этапе. Глава 1. Понятие и необходимость установления социальной ответственности Понятие корпоративной социальной ответственности ... черта ответственности - это добровольное начало. В настоящий момент это обязательство со стороны государства, ...

Объект социальной защиты — все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.

Предметом исследования являются функции государства в целом, и социальная функция в частности.

Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель исследования социальной функций государства.

В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены

следующие задачи:

  • раскрытие понятия функции государства;
  • выделение признаков функций государства;
  • характеристика различных классификаций функций государства;
  • рассмотрение основных внешних и внутренних функций;
  • характеристика социальной функции государства;
  • характеристика социальной функции государства в Украине, правовые формы ее осуществления.

государство социальный функция

Глава 1: Понятие, признаки и виды функций государства

1.1 Понятие функций государства

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».[3, c.163]

Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.[8, c.51]

В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: «функция государства — это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» (А. Иванов).

Или: «функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» (проф. В.И. Гойман-Червонюк).

Как более полный вариант: «функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» (проф. В.М. Корельский).[7, c.117]

М.И. Байтин понимает термин «функции государства» как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[9, c.60]

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.[5, c.86]

4 стр., 1577 слов

Социальные расходы государства и источники их финансирования в РФ

... значение для страны, и их всесторонняя финансовая поддержка в бюджетах всех уровней Социальные и стандарты и нормативы обеспечения населения благами невещественного состояния Регулирование межбюджетных ... Расходы на кинематографию, культуру и СМИ Расходы социального назначения В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, ...

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.[1, c.127]

1.2. Признаки функций государства

Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать, прежде всего, на следующие:

1.Функции государства непосредственно выражают и предметноконкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

.В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению ксвоему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельностьвнутри страны и на международной арене.

.Функции государства возникают и развиваются сообразно егоисторическим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих емуфункций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основне направления его деятельности.

.В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерностиразвития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.[9, с.60]

По мнению Л.А. Морозовой к признакам функций государства относятся:

1)устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

)непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.[5, c.86]

6 стр., 2772 слов

Анализ социальной деятельности организации

... определенную функцию социальной деятельности организации. Отдел кадров выполняет: 1.Социально-психологическую функцию, в которую входят: регулирование производственных, социальных, межличностных отношений в организации; урегулирование ... 12 Всего: 98 Глава 3. Анализ деятельности по управлению социальным развитием персонала. В нашей организации социальным развитием персонала занимаются три отдела: ...

1.3.Классификация функций государства

Классификационные критерии, т.е. признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:

по сферам деятельности;

по социальной значимости;

по правовым формам существования (принципу разделения властей);

на основании территориального масштаба

Общепринятой считается классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют основные направления деятельности, цели и задачи государства внутри страны, а внешние раскрывают специфику его интересов, направленность его деятельности в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования (например, экономическая функция).

Временные функции обусловлены спецификой общественного развития на определенных исторических этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

По социальной значимости принято выделять основные и второстепенные (производные, вспомогательные).

К основным функциям следует отнести функции, имеющие проиритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая).

Ко второстепенным следует отнести функции, имеющие сопутствующий, вспомогательный характер. Так, функцию налогообложения и финансового контроля можно считать вспомогательной по отношению к экономической, социальной функциям.[10, c.77-78]

Следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий — экологическая функция выходит на первый план.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве — это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации — это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

2 стр., 909 слов

Происхождение государства

... мудрость философии для справедливого правления. Вторые выполнять силовые функции поддержания внутреннего и внешнего порядка. Третьи – создавать материальную базу, питающую все государство целиком. Что интересно ... строя сразу переходит к феодальному, минуя обязательную для государств античности фазу рабовладения. По такому пути формируется государство у германских и славянских племен и т.д. ...

Глава 2: Социальная функция государства

2.1 Понятие социальной функции

Одной из характерных особенностей современного демократического государства является социальная функция, которая появляется только на определенном этапе развития государства, а именно тогда, когда начинает формироваться социальное правовое государство. [4, с.98]

Понятие «социальное государство» — новое для нашего законодательства. Оно употреблено в статье 1 Конституции Украины 1996 г.

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

Принцип социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.[5, с. 357]

Всем этим и занимается социальная функция государства.

В юридической литературе, кроме термина «социальная функция», существуют также определения «функция социального обеспечения» или «функция социальной защиты».

О.Ф. Скакун определяет социальную функцию как обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики.[8, c.52]

Е.В. Бермичёва выделяет социальную функцию в широком и узком значении. По её мнению, социальная функция в широком значении — это такое основное направление деятельности государства, которое призвано обеспечить социальную защиту, социальное обеспечение, охрану здоровья и нормальные условия жизни для всего населения (прежде всего для тех категорий граждан, которые в силу разных обстоятельств и объективных условий не могут полноценно работать), а также связанное с выделением необходимых средств на образование, отдых, строительство дорог, жилища, работу транспорта и связи и т.д. А социальная функция в узком значении — это направление деятельности государства, связанное с социальным обеспечением граждан (формами социального обеспечения является социальное страхование, в том числе и пенсионное, и социальная помощь), а также обеспечением достаточного жизненного уровня человека и его семьи. [2, c. 9-10]

6 стр., 2687 слов

Личность,государство,право

... литературу по курсу «Теория государства и права» описать сущность государства и права; раскрыть понятие правого статуса личности; проанализировать опыт прошедших веков по взаимоотношению государства и личности; произвести исследование современных точек зрения по данному вопросу. 1.Соотношение государства и права Право представляет собой социальный ...

С.С. Алексеев главным назначением социальной функции определяет устранение или смягчение возможной социальной напряженности в обществе, старание выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру. [1, с. 131]

Л.А. Морозова главным назначением этой функции считает обеспечение общественного благополучия, т. е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.[5, с. 92 — 93]

О. В. Пушняк и В. Д. Ткаченко также указывают на два важных направления осуществления социальной функции государства:

.обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за условиями труда и соответствия их требованиям техники безопасности, социального обеспечения и страхования.

.социальная защита нуждающихся государственной поддержки: безработных, инвалидов, пожилых людей, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, пенсионеров, студентов. [4, с.98]

Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства — обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

Итак, можно выделить такие направления деятельности социальной функции государства :

·поддержка социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.);

·охрана труда и здоровья людей;

·поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

·сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;

·поощрение благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот);

·финансовая и иной поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

·борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

13 стр., 6276 слов

Социальная работа в системе образования

... курсовой работы использовались нормативно-правовые акты международного, федерального и регионального значения. Объект исследования - учреждения системы образования. Предмет исследования - формы, содержание, методы и технологии социальной работы в образовательных учреждениях и ее роль в ...

·участие в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;

·обеспечение компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов. [5, с. 358-359]

2.2.Правовые формы осуществления социальной функции государства в Украине

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.[5, c.102]

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.[9, c.76-77]

В Украине создана система социальной защиты- это система юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мероприятий, направленных на ограждение населения от неблагоприятных последствий социальных рисков.

Современная система социальной защиты в Украине характеризуется такими чертами:

·закреплением в Конституции Украины права граждан на социальную защиту и установление государственных гарантий его осуществления;

·созданием в государстве системы социальной защиты, структура и принципы которой в целом соответствуют европейской концепции социальной защиты;

·закреплением в законодательстве комплекса социальных рисков, которые являются основанием для предоставления соответствующей социальной защиты. Перечень социальных рисков соответствует международно-правовым актам в этой сфере;

·закреплением на законодательном уровне видов материального обеспечения ( пенсий, социальной помощи и социальных услуг ), на которые лицо, которое подверглось социальному риску, приобретает права в системе социальной защиты;

·созданием системы социальных учреждений и заведений, которые согласно законодательству обязаны предоставлять социальные выплаты и услуги;

·созданием законодательно определенного механизма финансового обеспечения системы социальной защиты ( социальные страховые взносы работодателей, застрахованных лиц, средства государственного бюджета ).

[6, c.27-28]

2.2.1.Правотворческая деятельность

Правотворческая деятельность- это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность.[9, c.77]

8 стр., 3530 слов

Правовая охрана и защита прав на тайну усыновления

... о сохранении тайны усыновления ребенка — гражданина Российской Федерации иностранными гражданами следует руководствоваться правовыми положениями Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание ...

В Украине создано многочисленное социально-защитное законодательство, которое закрепляет условия и порядок предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг.

Среди этого законодательства определяющими являются нормы Конституции Украины, которые непосредственно предусматривают право человека на социальную защиту.

Право на социальную защиту — это комплекс субъективных прав личности, закрепленных в Конституции и законодательстве Украины, который включает такие основные правомочия, как право на пенсионное обеспечение, право на социальную помощь, право на социальные услуги, право на медицинскую помощь. [6, c. 17]

К нормам Конституции Украины, которые непосредственно устанавливают и раскрывают содержание прав человека и гражданина в сфере социального обеспечения, относятся: право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной потери работоспособности, потери кормильца, безработице по независимым от граждан обстоятельствам, а также в старости и в др. случаях, предусмотренных законодательством (ст.46); право на социальное жилье, которое предоставляется гражданам, которые нуждаются в социальной защите от государства и органов местного самоуправления бесплатно или за доступную для них оплату согласно законодательству (ст.49); право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, которое включает достаточное питание, одежду и жилье (ст.48); право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49); право на охрану государством семьи, детства, материнства и отцовства (ст.51); право детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, на государственное содержание и воспитание (ст.52); право на социальную защиту граждан Украины, которые состоят на службе Вооруженных Сил Украины и др. военных формирований, а также членов их семей (ст.17).

Следует отдельно отметить, что международно-правовыми актами право на медицинскую помощь включено в состав социальной защиты. В частности, медицинская помощь названа первой среди других социальных выплат в Конвенции МОТ (Международная Организация Труда) № 102 про минимальные нормы социального обеспечения; в Европейском кодексе социального обеспечения; право на социальную и медицинскую помощь предусмотрено в ст. 13 Европейской социальной хартии (пересмотренной).

Конституционное право граждан на социальную защиту обеспечено соответствующим национальным законодательством, нормы которого устанавливают основания, которые дают право на конкретные виды социальных выплат и услуг, определяют порядок и условия осуществления этого права.

Юридический механизм осуществления провозглашенного в Конституции Украины права на социальную защиту конкретизировано в отраслевом законодательстве путем определения содержания и объема права, а также правовых условий его осуществления.[6, c.18]

В решении КСУ от 11.10.2005 г. № 8-рп/2005 (дело об уровне пенсии и ежемесячном пожизненном содержании) дается определение: «Содержание прав и свобод человека — это условия и способы, которые определяют материальные и духовные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав человека — это количественные показатели соответствующих возможностей, которые характеризуют его множественность, величину, интенсивность и степень проявления и выраженывопределенных единицах измерения.[6, c. 18-19]

6 стр., 2738 слов

Охрана прав и защита интересов детей

... права ребенка. Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в ... осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению выживания, защиты и развития детей. В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, ...

Содержание права человека на социальную защиту, прежде всего, включает совокупность всех правомочий, которые приобретает лицо, которое подверглось социальному риску по поводу получения конкретных социальных благ, а также включает условия и способы осуществления этого права.

Объем права человека на социальную защиту выраженный в количественных показателях социальных благ, на которые лицо приобретает права при наступлении определенного социального риска. Речь идет о размере пенсионных выплат, социальной помощи, компенсации, размере социальной льготы (например, 25, 50, 100 % освобождения от оплаты за жилищно-коммунальные услуги), количество социальных услуг, длительность предоставления социальных выплат и услуг и т.д.

Объем медицинской помощи юридически не установлен и не ограничен. Практически медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в объеме, в котором нуждается пациент.[6, c.19]

Важно отметить, что объем социальных выплат должен соответствовать объему необходимых потребностей для конкретного лица, в частности для инвалида должна учитываться потребность в лечении, протезировании, реабилитации, уходе и т.д.

В то же время следует обратить внимание на то, что при осуществлении лицом права на социальную защиту может происходить «наложение объемов» по отдельным правомочиям. Так, одно и то же лицо одновременно может быть больным, пенсионером, инвалидом, ветераном войны, поэтому у такого лица может одновременно возникать несколько правомочий — право на пенсию, на надбавку к пенсии, на медицинскую помощь, на льготное обеспечение лекарственными средствами, на обеспечение средствами реабилитации, на социальные льготы, на социальные субсидии и т.д.

В законодательстве также устанавливаются условия осуществления права на социальную защиту.

Например, конституционное право лица на обеспечение в случае временной утери трудоспособности (ст.46) обеспечивается выплатами социальной денежной помощи согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением» (2001 г.) и другими подзаконными актами. Этим Законом установлен перечень страховых случаев, при которых предоставляется помощь по временной нетрудоспособности; условия, при которых помощь не предоставляется; размер помощи; сроки, на которые предоставляется помощь; порядок ее назначения и т.д. [6, c.20]

Состояние дел насчет ратификации Украиной международных актов в сфере социальной защиты как всемирного, так и европейского уровней является неудовлетворительным.

Международный пакт про экономические, социальные и культурные права, принятый Генеральной Ассамблеей ООН на XXI сессии в 1966 г., был ратифицирован УССР 19 октября 1973 г. и, таким образом является частью национального законодательства и обязателен для исполнения.

Следует также отметить, что Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью и Факультативный протокол к Конвенции, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

В то же время Украиной не ратифицировано ни одной конвенции МОТ (Международной организации труда) по поводу социального обеспечения, в отличие от конвенций в сфере трудовых отношений, — таких по состоянию на 1 января 2010 г. ратифицировано 65.

Как член Совета Европы Украина ратифицировала Конвенцию по защите прав человека и основополагающих свобод и Протоколы к Конвенции.

Украина также ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную), которая предусматривает целый комплекс прав человека в сфере социальной защиты.

Украина при ратификации не взяла на себя обязательство по ст.12 «Право на социальное обеспечение», ст.13 «Право на социальную и медицинскую помощь», а также п.3 ст.31 «Установление на жилье цен, доступных для малообеспеченных лиц». Все остальные статьи ратифицированы.[6, c.100-101]

Правоприменительная деятельность- это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.[9, c.77]

В Украине социальную функцию государства осуществляют Министерство социальной политики, фонды общеобязательного государственного социального страхования: Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, Пенсионный фонд.

Социальная защита осуществляется через определенные организационно-правовые формы, основными среди которых являются социальное страхование и государственная социальная помощь.

Организационно-правовая форма социальной защиты — это объединенная общими принципами и методами осуществления совокупность юридических, финансовых, организационных способов социальной защиты отдельных категорий населения.[6, c.29]

В Украине социальная защита осуществляется через такие организационно-правовые формы.

)Общеобязательное государственное социальное страхование.

Сегодня функционируют такие виды социального страхования:

·Общеобязательное государственное пенсионное страхование;

·Общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая и профессионального заболевания;

·Общеобязательное государственное страхование на случай безработицы;

·Общеобязательное государственное социальное страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением.

Отношения по поводу социального страхования урегулировано соответствующими законами Украины: Основами законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование от 14 января 1998 г., «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые вызвали утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999 г., «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением» от 18 января 2001 г., «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 г., «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11 января 2001 г.

июля 2010 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 464-VI. Этот Закон определил правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и оплаты и полномочия Пенсионного фонда как органа, который осуществляет его сбор и ведение учета.[6, c.29-30]

Кроме этих видов социального страхования предполагается также введение медицинского социального страхования. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование — конституционное право человека в Украине (ст.49 КУ).

На сегодняшний день медицинская помощь, которая по международным стандартам отнесена к системе социальной защиты, предоставляется в Украине в государственных и коммунальных заведениях охраны здоровья бесплатно. Финансирование медицинской помощи осуществляется в рамках средств на охрану здоровья, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на определенный год. Но медицинское страхование до сих пор не внедрено, много лет продолжается законопроектная работа по поводу принятия закона об обязательном государственном медицинском страховании. [6, c.31-32

2)Государственная социальная помощь.

Государственная социальная помощь — это такая форма социальной защиты, которая предусматривает предоставление материальной поддержки за счет средств государственного и местного бюджетов, а также др. программ материальной помощи, осуществление социального обслуживания и содержания, установление социальных льгот.

Государственная социальная помощь как форма социальной защиты устанавливает систему государственной поддержки населения, которая предоставляется за счет государственного бюджета в определенных, установленных законом, случаях. Основанием для ее предоставления являются, в частности, сложные жизненные обстоятельства — обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность лица, последствия которых она не может преодолеть самостоятельно. К ним относятся инвалидность, частичная утрата двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, малообеспеченность и т.д.

Государственная социальная помощь, по законодательству Украины, предоставляется в денежной и натуральной формах, а также в форме социального обслуживания и предназначена как для всего населения Украины в целом, так и для отдельных его категорий: малообеспеченных семей, семей с детьми, инвалидов, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Каждый вид социальной помощи регулируется специальным актом. Это, в частности, законы Украины «О социальных услугах» от 19 марта 2003 г., «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 1 июня 2000 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г., «Про государственную социальную помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16 ноября 2000 г., «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» от 18 мая 2004 г., «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 13 января 2005 г., «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей» от 2 июня 2005 г., «О жилищном фонде социального назначения» от 12 января 2006 г. и др.

Социальная помощь в Украине предоставляется по определенным принципам, среди которых основными являются принципы адресности (проверка состояния нуждаемости заявителя) и обусловленности государственной помощи экономическими возможностями государства.

В основу предоставления государственной социальной помощи положено базовый государственный социальный стандарт — прожиточный минимум. Он используется, как правило, как для определения права лица на помощь, так и для определения размера помощи. Эти вопросы регламентируются Законом Украины «О прожиточном минимуме» от 15 сентября 1999 г. Система государственных стандартов установлена Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000 г. Однако по большей части государство гарантирует лишь часть прожиточного минимума при определении размера социальной помощи, это так называемый гарантируемый минимум — уровень обеспечения прожиточного минимума. [6, c.32-33]

)Специальная социальная защита.

Специальная социальная защита — это специальные условия государственного пенсионного обеспечения и другой социальной защиты для отдельных категорий работников и служащих по их профессиональному статусу.

По законодательству Украины, специальные условия пенсионного обеспечения установлены государственным служащим, судьям, прокурорам, военнослужащим, лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной службы Украины, лицам начальственного состава налоговой милиции и некоторым другим категориям лиц.[6, c.33]

Согласно правовой позиции КСУ много льгот, установленных законами Украины «О милиции», «О прокуратуре» и т.д., являются не льготами, а гарантиями и другими способами обеспечения профессиональной деятельности отдельных категорий граждан, эффективного функционирования соответствующих органов.

В Украине около 3,2 млн граждан имеют социальные льготы по профессиональному признаку.

)Дополнительная (особенная) социальная защита.

Дополнительная социальная защита состоит в предоставлении социальных льгот (трудовых, жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных) отдельным категориям населения, которые нуждаются в дополнительной социальной поддержке от государства вследствие того, что они подверглись особым социальным рискам. По законодательству Украины это касается инвалидов, ветеранов войны, лиц, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы, лиц, которые подверглись политическим репрессиям, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Вопросы дополнительной социальной защиты регулируются законами Украины «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г., «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» от 17 апреля 1991 г., «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22 октября 1993 г., «О жертвах нацистских преследований» от 23 марта 2000 г., «О социальной защите детей войны» от 18 ноября 2004 г. и др.

По статистике, в Украине 13 млн льготников по социальному признаку.[6, c.34-35]

)Медицинское обслуживание населения

В Украине заведения охраны здоровья структурно отделены от заведений социальной защиты, а их управление осуществляется Министерством охраны здоровья Украины.[6, c.35]

)Негосударственное социальное обеспечение

Новой организационно-правовой формой социальной защиты в Украине, которая только начинает внедряться, является негосударственное социальное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды, банковские учреждения, негосударственные социальные заведения.

июля 2003 г. принято Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», который определяет систему негосударственного пенсионного обеспечения как составную часть системы накопительного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат. Негосударственные пенсионные фонды выплачивают такие пенсионные выплаты: пенсии на определенный срок; одноразовые пенсионные выплаты. Такие фонды еще не получили распространение в Украине.[6, c.36]

2.2.3Правоохранительная деятельность

Правоохранительная деятельность- это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.).

Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.[9, c.77]

Право на социальную защиту в Украине может быть защищено в административном и судебном порядке.

В административном порядке споры рассматриваются органами, которые наделены соответствующей компетенцией по поводу предоставления пенсий, социальной помощи, социальных услуг, — Пенсионным фондом Украины и его управлениями, фондами общеобязательного государственного социального страхования, управлениями труда и социальной защиты государственных администраций, Министерством труда, Министерством социальной политики Украины.

Конституция гарантирует право на обжалование в суде решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных или служебных лиц.[6, c.98]

Дела в сфере социальной защиты подсудны административным судам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансформация общественно-политической системы Украины в направлении построения демократического социального государства и рыночной социально ориентированной экономики в корне повлияла на изменение осуществления социальной функции государства.

В Украине заложены правовые и институциональные основы новой системы социальной защиты, ориентированной на опыт европейских государств с социальной рыночной экономикой. Эта система находится в состоянии становления и реформирования. В то же время она реально функционирует и имеет определенную установленную структуру, невзирая на то, что отдельные ее звенья требуют последующих реформ.

Проблема финансового обеспечения осуществления прав в сфере социальной защиты имеет чрезвычайно большое значение, поскольку при отсутствии финансового обеспечения эти права остаются неосуществленными. Недостаточное финансирование или прекращение на определенный год норм других законов по поводу предоставления социальных льгот приводит к фактическому ограничению права граждан на социальную защиту. Итак, проблема соответствия установленного законодательством Украины количества социальных выплат, льгот и услуг в социальном бюджете, закрепленном в ЗУ про государственный бюджет на соответствующий год, имеет чрезвычайно актуальное практическое значение. От ее разрешения, в большей степени, зависит эффективность системы социальной защиты в Украине.[6, c.21]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-funktsiya-gosudarstva/

А) НПА:

.Конституция Украины

Б) Специальная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-funktsiya-gosudarstva/

.Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 1998. — 456 стр.

2.Бермічева О.В. — Соціальная функція держави в Україні: автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юр.наук — Харків, 2002.- 17 с.

.Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 608 с.

.Загальна теорія держави і права: Підручник для студентів юридичних вищих навчальних закладів / М. В. Цвік, О. В. Петришин, Л. В. Авраменко та ін.- Харків: Право, 2009. — 584 с.

.Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010. — 384 с.

.Право людини на соціальний захист в Україні/Н.Б. Болотіна. — К.: Знання,2010. — 107 с.

.Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы: Учебник — Москва: Новый Юрист, 1999.-240с.(Серия «Подготовка к экзамену»)

.Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.-704 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. — 768 с.

.Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С.Васильева. — Харьков: ООО «Одиссей», 2006.-480 с.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник.3-е изд., дополн. и испр. — Москва: 2008.-384 с.