Социальные функции естествознания

Тема контрольной работы «Социальные функции естествознания».

Естествознание охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов и явлений природы, которую можно рассматривать как целостную систему. Успехи естествознания, особенно с XVII — XVIII вв., надолго сделали принципы естествознания эталоном рациональности. Изучение природы было естественным стремлением человека познать окружающий мир и стало основой практической деятельности. Основные понятия, само представление о закономерностях изменения явлений, способы применения законов природы были порождены ее исследованием. Отношение к природе, понимание ее места в мироздании, представление о явлениях, происходящих в ней, были основой научных и философских систем в различных цивилизациях.

В настоящее время естественнонаучные знания являются сферой активных действий и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни человека. Михайлов Л.А. Концепции современного естествознания. — М.: Питер, 2008. — С. 5

Объектом контрольной работы является естествознание.

Предметом — социальные функции естествознания.

Целью контрольной работы является изучение социальных функций естествознания.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть панораму современного естествознания.

2) Дать характеристику общим социальным функциям естествознания.

Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез.

При написании контрольной работы были использованы научные труды в области естествознания таких отечественных авторов как Михайлов Л. А., Хорошавина С. Г., Гусейханов М. К. и др.

Все эти науки можно классифицировать:

1) науки математические;

2) науки естественные;

3) науки технические;

4) науки гуманитарные.

Современная наука представляет собой целостный динамически организованный и саморазвивающийся организм. Вместе с социально-практической основой происхождения и развития науки, с ее приложениями на практике в ней сильны также и тенденции собственной эволюции, продиктованные внутренними причинами. Такое совершенствование наук влияет как на научно-технический прогресс, так и на социальный. Традиционно принято считать, что наиболее активно на социальный прогресс влияют общественные науки, а естествознание — лишь на научно-технический прогресс. Вместе с тем современный уровень состояния естествознания, обретение им более глубоких взаимосвязей с другими науками, прямое и опосредованное влияние на динамику производительных сил позволяют и ему включиться в решение общесоциальных задач. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания.- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2005. — С. 26

14 стр., 6722 слов

Психологические основы работы с книгой

... реферата «Психологические основы работы с книгой». Цель работы - определить основные методы эффективной работы с книгой, обусловленные человеческой психологией. , В процессе работы были поставлены следующие задачи: определить цели и виды чтения; ... 4, с. 24-28] определяет, что чтение может быть: рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов -- мышления, памяти, воображения, воли, ...

На стадии научно-технической революции наука становится непосредственной производительной силой, ее взаимодействие с техникой и производством резко усиливается, качественно ускоряется внедрение новых научных идей в производство, которое, воспринимая эти идеи, может развиваться лишь на основе научных открытий. НТР приводит к усилению взаимодействия самих наук в комплексных исследованиях сложных проблем. Вместе с этим усиливается воздействие науки на общество и природу, что становится не только фактором прогресса, но и причиной ряда трудно решаемых глобальных проблем. Усиление роли науки сопровождается усложнением ее структуры, возникновением организаций, связывающих фундаментальные, теоретические исследования с прикладными и далее с самим производством. Все более тесным становится взаимодействие естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. Превращение науки в мощный социальный институт с огромным количеством специалистов, занятых в сфере фундаментальных и особенно прикладных исследований, привело к необходимости возникновения науковедения как самостоятельной науки и созданию государственных органов управления развитием и применением науки (вплоть до министерств науки).

В XX в. теоретическим ядром научно-технической революции становятся важнейшие достижения современного естествознания, в частности его пяти лидирующих наук: физики, химии, биологии, кибернетики, космологии. К их числу прежде всего относятся: 1) открытия физики твердого тела, ядра, элементарных частиц, плазмы; 2) глубокий анализ и синтез; 3) молекулярные основы наследственности и жизни, химическая природа нервных возбуждений; 4) математическая формализация процессов, информатизация, автоматизация и компьютеризация развивающихся систем; 5) теория познания и овладения космическими объектами. Сращивание новых индустриальных технологий микроэлектроникой и компьютерной техникой является одной из главных особенностей современного этапа научно-технической революции. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — С. 518

Дифференциация научного знания на обособленные науки имеет многовековую историю. Причем вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была специализация именно по пути изоляции, отделения наук друг от друга. Однако материальные системы и формы их движения связаны процессами взаимопревращений. Поэтому и изучающие их науки оказываются взаимосвязанными посредством «переходных, пограничных наук» (типа электрохимии, биохимии, биогеофизики и т.п.).

В подобных случаях специализация, дифференциация знания служит интегрирующим фактором в системе наук. Интегрирующую, синтезирующую функцию выполняют науки и другого типа, например, такие общие науки, как термодинамика, кибернетика и синергетика, изучающие определенные аспекты многих форм движения (процессы управления, самоорганизации систем и др.), или предельно общие науки, объединяющие фактически все другие отрасли знания, — математика и философия. Синтезирующую роль играют и проблемные науки (типа онкологии), решающие комплексные проблемы с использованием данных и методов целого ряда других наук. В последнее время тенденция к интеграции наук становится ведущей, доминирующей.

6 стр., 2894 слов

Образы науки в современной философии науки

... естествознание? и др. Поэтому данный способ философского исследования науки может быть назван «кантовской» парадигмой философии науки. Второй способ философского анализа науки ... современной философии науки. [5. стр. 14] Глава 2. Основные концепции современной философии науки ... следующей ступени развития, предыдущее становится для нас не нужным. ... Что есть наука? В чем разница между научно-обоснованным ...

Усиливается связь как отдельных наук, так и науки в целом с материальным производством, духовной культурой, со всеми сторонами жизни общества. Более того, возникли комплексные отрасли научно-технической деятельности, в которых наука, производство слиты нераздельно. Таковы системотехника, эргономика, дизайн, биотехнология и т.п.

Сложная, разветвленная система многочисленных и многообразных по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т.п., практически исключает единую классификацию всех наук по какому-либо одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные. Сюда же могут быть вписаны сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки.

Далее следует детализировать каждый из этих блоков.

К естественным относятся науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.), о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.), о физических, химических и биологических системах и процессах (формах движения материи), о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (цикл антропологических наук).

Общественные науки — это социология (она сама разветвляется на ряд подразделений), политология, группа политических и идеологических наук, экономические, юридические, управленческие и другие науки.

Гуманитарные науки — это науки о человеке как социальной личности, как одухотворенном субъекте, о его духовном, внутреннем мире, о человеческих взаимоотношениях и духовной культуре общества (психология как совокупность наук о психике человека, его эмоциях и чувствах, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.).

Между всеми блоками наук имеются связующие звенья, одни и те же науки могут частично входить в разные блоки, особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками. Особое место в системе наук занимают философия, математика, механика, термодинамика, кибернетика, синергетика и другие подобные им науки в силу своего общего характера. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов.- — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С.46

Опасные последствия использования достижений современного естествознания вынуждают многих исследователей задуматься над вопросами о социальной функции естествознания, роли ученого и научного познания в современном мире.

Все отчетливее становится понимание того непреложного факта, что если не будут в геометрической прогрессии возрастать социальная ответственность ученых, роль нравственного, этического начала в науке, то человечество, да и сама наука, не смогут развиваться даже в прогрессии арифметической.

13 стр., 6470 слов

Этика науки и социальная ответственность ученого

... современного естествознания. в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка. так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки. морали и этики. Для ...

Наука не развивается в социальном вакууме, она является особым социальным инструментом, предназначение которого — обслуживание человека, его потребностей. Это особенно относится к современной биологии, которая активно служит удовлетворению человеческих потребностей через комплекс сельскохозяйственных и медицинских дисциплин. Человек все в большей степени становится объектом исследования, открываются новые возможности управления процессами его жизнедеятельности.

Быстрое развитие генетики человека и все более широкое использование ее результатов в системе здравоохранения, а также прогресс исследований в области общей и особенно молекулярной генетики вызывают острые дискуссии относительно возможностей применения новых методов и путей воздействия на биологические основы жизни, развитие и здоровье отдельного человека и всего человечества.

Во всем мире тратятся миллионы долларов на исследования генетики. В недалеком будущем такие болезни, как СПИД или рак, будут лечить с помощью генов. Можно будет продлить человеку жизнь и сделать его значительно здоровее, обеспечить с помощью клонирования человека донорскими органами. Но здесь, как у любой медали, — две стороны: вследствие лечения будет происходить накопление в генофонде нации плохого материала, так как чем активнее будут лечит человека, тем хуже будет генофонд.

Каждый ученый, работающий в области генетики, должен сегодня занять четкую позицию, ибо упование на более мудрые будущие поколения служит тем, кто призывает к антигуманному использованию возможностей генетики, пусть даже в современных условиях еще фактически не реализуемых. Говоря о будущем генетики, оценке ее общественной и идеологической значимости, необходимо помнить, что принципы и нормы любой морали отражают реальные потребности реальных людей.

Вопрос о том, какие цели следует ставить, осуществляя определенные меры с помощью общей генетики человека, какие интересы людей должны быть удовлетворены, благодаря этим мерам, будет возникать всегда, так как от его решения зависит направление и обоснованность соответствующих исследований конкретных генетических мер.

Одним из реальных направлений генетики человека является возможность заранее предугадать пол ребенка, но американские социологи подсчитали, что это может повлечь за собой одностороннее предпочтение мужского пола, что приведет, по самым осторожным оценкам, к избытку новорожденных мальчиков в 7% дополнительно к естественному их избытку в 2,5%.

К очень перспективным направлениям относится так называемая генная инженерия, предметом исследований которой является как организм в целом, так и его молекулярный уровень: хромосомный, клеточный, а также уровень тканей, организмов и популяций. Американский публицист и футуролог О. Тоффлер, обобщая прогнозы некоторых ученых, пишет: «Мы сможем выращивать детей со зрением или слухом гораздо выше нормы, с необычайной способностью к различению запахов, с повышенной мускульной системой и музыкальными талантами. Мы сможем создавать сексуальных суператлетов, девушек с макси-бюстом…» Конечно, недооценивать грядущие успехи генной инженерии нельзя, но хочется надеяться, что человечество отойдет от животноводческого подхода и не даст превратить себя в подопытное стадо. Использование достижений биологии, в частности возможности воздействовать на генетическую структуру организма, не должно иметь серьезных негативных последствий.

5 стр., 2119 слов

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

... ему об этом не скажут). Отдельные индивидные свойства и их роль. Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные ... "социальной ситуации развития", во-первых, дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на ...

Новые возможности открываются также при исследовании мозга человека. Ученые обнаружили, что если стимулировать у человека определенную структуру мозга, то возможности памяти и интеллекта возрастают в два раза. Эти работы сразу же сделали секретными, так как это можно использовать только для лечения, а не для того, чтобы человек стал умнее, ведь за все в жизни надо платить и не известно еще, чем заплатит человечество за эти знания.

В целом же можно отметить, что наука развивается в гармонии с гуманистическими идеалами и целями социального прогресса. Однако развитие науки неоднозначно по своим последствиям для человека. Любые научные открытия, теории и идеи можно использовать и употреблять во вред человечеству (например, смертоносное термоядерное и бактериологическое оружие).

Имеются реальные опасности негативных изменений психики и генетики, вообще здоровья человека. Острота этой проблемы объясняется не только опасностью все увеличивающегося воздействия на человека канцерогенных факторов, ионизирующих излучений, химических мутантов, вредящих здоровью человека. Увеличиваются также масштабы экспериментирования на человеке. Возникает все более реальная опасность манипулирования его генотипом.

Высокая сущность науки как орудия познания природы состоит не только в удовлетворении, но и в определении наших духовных потребностей. Этические принципы науки не должны поэтому рассматриваться отдельно от социальных факторов, отрываться от общих этических и гуманистических ценностей человечества.

Социально-этическое и гуманистическое регулирование науки, к которому наука и общество в целом приходят как к жизненной необходимости, может и должно стать новой, гуманистической основой современного этапа развития науки.

Социальная ответственность ученого и свобода научного поиска не исключают друг друга. Предложения и действия в области генной инженерии должны находиться под действенным контролем общества. Это необходимо для защиты наследственных основ человечества, являющихся уникальным продуктом развития материи. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С. 22

В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Опасные последствия использования достижений современного естествознания вынуждают многих исследователей задуматься над вопросами о социальной функции естествознания, роли ученого и научного познания в современном мире. Развитие науки неоднозначно по своим последствиям для человека. Любые научные открытия, теории и идеи можно использовать и употреблять во вред человечеству. Имеются реальные опасности негативных изменений психики и генетики, вообще здоровья человека. Все отчетливее становится понимание того непреложного факта, что если не будут в геометрической прогрессии возрастать социальная ответственность ученых, роль нравственного, этического начала в науке, то человечество, да и сама наука, не смогут развиваться даже в прогрессии арифметической.

3 стр., 1022 слов

Задачи социальной психологии как науки и проблемы современного общества

... наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др. Таким образом, задачи социальной психологии охватывают огромный теоретический и практический пласт, касающийся личности в обществе и психологии социальных групп. Эти задачи многочисленны и разнообразны. Проблема ... и примитивной, или же современной, сложной и изощренной. Психология управления, Проблема ... или человек, которые ...