Межнациональные отношения в РФ

Курсовая работа

8) установки по отношению к другим этносам;

9) общее прошлое;

10) модально-эмоциональные аспекты (чувство национальной гордости, обида за свой народ и т.п.).

Этническая идентичность, как и сам этнос, обладает иерархичной структурой. Еще Л. Н. Гумилев, определяя структуру этноса, приводил пример, что карел из Тверской губернии в своей деревне называет себя карелом, а приехав учиться в Москву — русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имеет значение, а в городе не имеет, т.к. различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но если это не карел, а татарин, то он будет называть себя татарином, ибо былое религиозное различие углубило этнографическое несходство с русскими. Чтобы искренне объявить себя русским, татарин должен попасть в Западную Европу или Китай, а в Новой Гвинее он будет восприниматься как европеец… 6

Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны, меньший интерес к собственной этничности. Различия в осознании этнической идентичности обнаружены и у подростков, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность наиболее сильно выражена у тех, кто живет в условиях сильно отличающейся по своим этническим признакам культуры (в Казахстане).

А для индивидов, живущих среди представителей группы, близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой. Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если ребенок живет в полиэтнической среде. Но насколько точны эти знания и насколько позитивны социальные установки во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит — большинства или меньшинства. С точки зрения социального психолога, не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев. Или некоторые элементы материальной культуры, которые считают значимыми для идентификации корейцы, проживающие в Средней Азии: особая терка для резки овощей, национальный маленький столик, удлиненные подушки, машинка для резки лапши.

5 стр., 2039 слов

Этническая идентичность, её типы и основания

... сфере и связанные с ними изменения в межэтнических отношениях; 2) гетерогенность/гомогенность этнического окружения. Что касается первой группы факторов, то значимые события в социальной сфере могут способствовать интенсификации этнической идентичности целого ...

Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов — это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Иными словами, этническая общность — это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Совсем не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается. Иными словами, у детей целенаправленно формируется позитивная этническая идентичность. Даже несмотря на это, высокостатусная группа большинства, если можно так сказать, «социально желательная группа», может оставаться для ребенка референтной (эталонной), но «приписанным» он окажется к другой этнической общности. Это происходит из-за того, что процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида, когда общество «решает», членом какой группы является его подрастающий член.

Таким образом, осознание и реализация этнической идентичности не является инвариантным, а контекстуальным, обусловлено и изменяется в зависимости от ситуации.

Раздел 2. Национальный состав населения в РФ

2.1 Национальная численность на территории РФ

К концу XIX века территория Российской империи достигла 21,8 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 129,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3% 7 .

В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два из них, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны 8 .

Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 180 наций и народностей. Каждый народ отличается обычаями, историческими традициями, укладом жизни, культурой, трудовыми навыками.

25 стр., 12081 слов

Аборты, как социальная проблема на территории России

... в освещении и решении проблемы абортов на территории России. Объект: аборты, как социальная проблема на территории России. Предмет: роль средств массовой информации в освещении и решении проблемы абортов на территории России Основная гипотеза: аборты на территории России являются социальной проблемой. Частная гипотеза: средства ...

По данным переписи 2010 года, большинство населения составляют русские (почти 81%, 111 млн человек), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (почти 2 млн человек), башкиры (1,6 млн), чуваши (1,5 млн), чеченцы (1,5 млн), армяне (1,2 млн), аварцы (0,9 млн), мордва (0,7 млн), белорусы (0,6 млн) и другие. 5,6 млн человек не указали свою национальную принадлежность ( почти 4% населения) 9 .

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая – этносы, большая часть которых живет в России, а за ее пределами составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, якуты, буряты, калмыки и другие).

Они, как правило, образуют национально-государственные единицы в составе Российской Федерации.

Вторая группа – это те народы стран ближнего зарубежья (то есть республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, армяне, казахи, грузины, поляки, греки и другие).

И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве случаев живущих за пределами России (румыны, венгры, китайцы, вьетнамцы, болгары, хорваты и другие).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории РФ, остальные – представители второй и третьей групп – преимущественно в странах ближнего зарубежья или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Россия – многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993 год).

В состав РФ на 1 января 2012 года входят 83 субъекта, из них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 4 автономных округа.

Общая площадь 26 национальных образований (республик, автономных округов, автономной области) составляет 53% территории страны. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек (среди них почти 12 млн русских) 10 .

Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля основной или «титульной» нации в ряде случаев сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в шести основные народы составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская Республика).

13 стр., 6130 слов

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, ...

... через посредство малой группы и межличностного общения. Именно поэтому для своей курсовой работы выбрал тему «социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом» кроме того, психологический анализ больших социальных групп даёт возможность более ...

В полиэтническом Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. В девяти республиках на народы «титульной» нации приходится менее одной трети населения (в том числе в Карелии и Калмыкии).

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и других), которые приезжали на работу – осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В итоге «титульные» народы в большинстве автономных округов и в единственной автономной области составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-мансийском автономном округе – 1,9%, в Ямало-Ненецком – 6 % 11 .

2.2 Языковые семьи и группы

Отличительным признаком любого народа является его язык – важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковые семьи:

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей страны).

В эту семью входят:

  • славянская группа, наиболее многочисленная в России, включающая русских, украинцев, белорусов, поляков и других.
  • иранская группа, включающая таджиков, осетин, курдов.
  • романская группа, в которую входят молдаване, цыгане, румыны.
  • германская группа. К ней относят немцев, евреев.

2. Алтайская семья (6,8% всех жителей страны).

В ее состав входят следующие группы: — тюркская группа, в состав которой входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы.

  • монгольская группа, состоящая из бурят, калмыков.
  • тунгусо-маньчжурская группа.

К данной группе относят – эвенов, эвенков, нанайцев, удэгейцев и других.

  • палеоазиатская группа, состоящая из чукчей, коряков.

3. Уральская семья (2% всех жителей страны).

Подразделяют на группы: — финно-угорская группа, включающая мордвинцев, эстонцев, удмуртов, марийцев, коми, коми-пермяков, карел, финнов, манси, венгров, саамов.

  • самодийская группа, состоящая из ненцев, селькупов, нганасанов.
  • юкагирская группа (юкагиры).

4. Северокавказская семья (2% всех жителей страны).

Также включает в себя несколько групп: — нахско-дагестанская группа. К ней относятся чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши.

  • картвельская группа — грузины.
  • адыго-абхазская группа, включающая адыгейцев, абхазцев, черкесов, кабардинцев.

Кроме выше указанных семей, в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и другие).

Языки всех народов России полноправны, но языком межнационального общения является русский 12 .

Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ

3.1 Национальная политика РФ

Концепции национальной политики правительства Российской Феде-рации определяет:

15 стр., 7318 слов

История развития России в XV-XVII веках

... в 15-17 веках. Для реализации данной цели автором были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные события в период 15-16 вв.; охарактеризовать социально-экономическое развитие России в ... народы. С целью предотвращения набегов крымских ханов на южные и центральные районы страны в ... гг.16 в., Новгородской земли до 1-й четверти 17 в.). Действовали ... 1521). С конца 15 в. складывалась поместная система ...

1) сохранение целостности Российской Федерации;

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

4) право каждого гражданина определять и указывать свою нацио-нальную принадлежность, пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру, традиции, обычаи;

5) предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.

Последнее российское десятилетие наглядно отражает и новые про-блемы. Связаны они с появлением политических сил как внутри страны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки, отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правового государства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленная на выработку платформы сепаратизма, разжигание межнациональной розни и религиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире, становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одежды. В этих условиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным. Они уходят и в духовную сферу. Относиться к этому следует серьезно.

В международной практике безусловно успешными оказались те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальных ценностей. Яркий пример — Великобритания, Франция, Германия, государства Юго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальной специфики и формирования общества на основе ценностей, предлагаемых всей мощью государства, неизбежно возникало межэтническое противостояние. Россия не стала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течение последнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результате и сформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнести стремление национальных элит к национальной самореализации, настороженное отношение граждан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывно связанные и вытекающие из системы национального образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.

При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений Правительство РФ исходит из четкого осознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обязанности. Только при соблюдении этого условия возможно формирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по составу государстве. Исключением в этом отношении являются только представители коренных малочисленных народов РФ, в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством имеющие особый правовой статус.

В целом специфика курса региональной национальной политики в наступившем столетии выражается в отказе от представления о том, что она имеет второстепенный характер, размывается в повседневных проблемах общего социального благоустройства людей. Развитие России как многонационального государства возможно только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Это положение становится приоритетным. Национальная политика должна способствовать укреплению внутренней безопасности страны.

22 стр., 10769 слов

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

... путей их решения Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия социальная проблема, социальная политика государства; 2. Выявить социальные проблемы, характерные для российского общества; 3. Проанализировать основные социальные проблемы России и ...

3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях. Причины межнациональных конфликтов

В последнее время российская политическая элита и общественность были вынуждены обратить внимание на межнациональные и межрелигиозные конфликты, возникающие с опасной частотой практически на всей территории

Десятилетия тоталитарного режима и политическая эйфория, охватившая российское общество после развала СССР, способствовали забвению многих исторических реалий. В годы советской власти говорилось много парадных слов о вечной дружбе и братстве народов, населяющих страну. Идеологи единственной правящей партии подчеркивали, что все народы равны, проблем в их взаимоотношениях нет и не может быть. Этот тезис укоренился в сознании большинства населения России, хотя государственная идеология очень часто выдавала желаемое за действительное. Но из памяти поколений невозможно вытравить историю предков. Из поколения в поколение еврейский народ хранит память об изгнании с родной земли и трагедии холокоста. Армянам никогда не забыть турецкий геноцид. В истории Российской империи и сталинской диктатуры тоже есть немало примеров репрессий по национальному признаку. Люди старшего возраста помнят времена, когда власть решала межнациональные проблемы с позиции силы, а не права. Еще не стерлись воспоминания о депортации целых народов – крымских татар, чеченцев, ингушей и т.д., когда целые нации объявлялись врагами народа. Эти трагедии не могли не повлиять на формирование общественного сознания представителей народов, подвергшихся гонениям.