Качество жизни населения и социальные стандарты

Курсовая работа

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности.

Уровень жизни населения — важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений — это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей.

Главной целью социально-экономического развития на современном этапе многими учёными и специалистами признаётся обеспечение высокого качества жизни населения.

Постепенно данная тенденция начинает охватывать различные субъекты, формирующие качество жизни и влияющие на него: государственную власть на федеральном и региональном уровне, муниципальную власть, организации и каждого отдельного человека.

Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной базе, основой которой являются Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики», рассмотренные в данной работе в последних редакциях.

3 стр., 1220 слов

Уход за новорожденными детьми первого года жизни

... обучение родителей уходу за ребенком первого года жизни значительным образом улучшает качество жизни родителей и ребенка первого года жизни Фрагмент работы для ознакомления В работе рассмотрена роль медицинской сестры ... в мире рождается 154 человека. Количество населения Земного шара продолжает неустанно расти. По подсчетам Немецкого фонда населения мира, каждую минуту количество жителей ...

При написании курсовой работы поставлена цель: изучить сущность понятий качество жизни и социальные стандарты и дать оценку ситуации в Республике Беларусь.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретический материал по данной теме;
  • ознакомиться с законодательством Республики Беларусь в области социальной стандартизации;
  • рассмотреть методы оценки уровня жизни;
  • дать оценку уровня жизни в Республике Беларусь;
  • дать характеристику государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь.

ГЛАВА 1. Категория качества жизни

1 Формирование понятия «качество жизни»

Качество жизни населения — одна из важнейших категорий социально-экономической географии. Термин «качество жизни» был пущен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. XX в. Возникнув как проблема охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов, проблема «качества жизни» приобрела более общее смысловое значение. Наконец, «качество жизни» превратилось за рубежом в междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологические условия человеческого существования.

Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Многовариантность в определении качества жизни отражает разнообразие подходов к исследованию данной категории (географических, экономических, социологических, политических, экологических и пр.).

Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на многообразие трактовок понятия «качество жизни», в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни — это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие — боль, счастье — несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах. Некоторый ученые определяют качество жизни через систему качеств (материальных, духовных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни), то И.С. Попов дает следующую трактовку качества жизни: это комплексная, интегральная характеристика экономических и неэкономических факторов, определяющих положение человека в современном обществе [1, с. 1]. С. А. Меркушев говорит о качестве жизни как об интегральном понятии, всесторонне характеризующем степень (уровень) комфортности общественной и природной среды для жизни и деятельности (труда) человека, уровень благосостояния, социального, духовного и физического здоровья человека. Дж. Пападжорджио рассматривает понятие как функцию следующих типов условий: биофизических, биологических и соматических, экологических; условий окружающей среды, как естественных, так и антропогенных; социально-психологических [2, с. 3].

6 стр., 2763 слов

По теории государства и права Права человека: понятие и сущность

... и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности». Встает закономерный вопрос, а чем схожи и чем различаются эти два понятия: права и свободы человека? Попытаюсь ответить. В юридической области права и свободы являются идентичными понятиями. ...

Подход, отражающий как объективный, так и субъективный смысл понятия «качество жизни», основывается на двух противопоставлениях: «объективные условия существования — субъективные оценки условий существования» и «общество в целом — индивид» [1, с. 3].

Долгое время большинство исследователей считали, что качество жизни является лишь качественной стороной образа жизни.

В настоящее время при изучении понятия применяется системный подход: качеством жизни следует считать совокупность свойств (атрибутивный концепт) системы «человек — среда жизнедеятельности» [3, с. 5].

Качество жизни населения в целом имеет диалектический субъектно-объектный характер. Со стороны индивида оно обозначает определенное качество среды его обитания, совокупность предпосылок, необходимых для его здоровой и социально насыщенной жизни. Со стороны общества оно означает меру отдачи наличного человеческого потенциала, тот вклад, который город, каждый его житель вносят в развитие общественного богатства.

Таким образом, качество жизни есть социально-экономическая категория, представляющая собой совокупность жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей, виды деятельности и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Проще говоря, качество жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека [4].

Более конкретно можно считать, что качество жизни есть комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в определенном пространстве-времени, т.е. в конкретное время, в определенных условиях и месте, и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.).

1.2 Подходы к измерению качества жизни населения

Проблема «качества жизни» включает в себя вопрос об индикаторах (указателях), с помощью которых исследователи пытаются измерять этот столь сложный общественный феномен. Часть исследователей рассматривают качество жизни как явление многокомпонентное, которое нельзя свести к чему-то однородному и измерить при помощи единого индикатора. Другие же считают, что этот путь исследования является не только возможным, но и необходимым. При этом выдвигаются самые разные предположения относительно измерения качества жизни — от обзорных методов, выявляющих оценку индивидами и группами их положения в обществе, степень их удовлетворенности своим положением до сложных схем и моделей, базирующихся на учете ряда специфических факторов, совокупность которых характеризует качество жизни.

С 1975 г. выходит специальный международный журнал «Social indicators research. An International and Interdisciplinary Journal quality-of-life measurement». В состав его редакционного совета вошли Д. Белл, Я. Тинберген, И. Горовиц, Д. Колман и др.

7 стр., 3106 слов

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности

... выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его ... т.д. В речевой культуре существуют различия, связанные с социальным расслоением народа, многообразием условий жизни людей, неодинаковостью ... по радио и телевидению могут служить в качестве образца нормативного употребления языка. Сфера строгого ...

При исследовании доктрины качества жизни можно встретить немало противоречивых теорий, столкновение направлений, на первый взгляд исключающих друг друга выводов. Преобладающая точка зрения такова: дефиниция качества жизни очень сложна, ибо, с одной стороны, каждое произвольное произведение, отношение вещей или понятий может иметь качество как категориальное определение, а с другой стороны, жизнь — невероятно многослойное понятие [2, с. 7-8].

О. Тоффлер утверждает: «…у нас нет никаких единиц измерения для «качества жизни», нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы: стали ли люди более отчужденными друг от друга или, наоборот, они стали ближе; стало ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы…» [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни — это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие — боль, счастье — несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах, рассмотренных в данной главе.

ГЛАВА 2. Оценка качества жизни населения

1 Показатели оценки качества жизни населения

В научной литературе можно найти серьезные попытки создания системы «социальных индикаторов».

Разработанная У. Форрестером система определения и повышения качества жизни состоит из 4 «основных факторов»: снабжение и обеспечение продуктами питания, капиталовложения, определяющие стандарт жизни, загрязненность окружающей среды, степень роста населения.

Д. Белл сформулировал 12 специфических индикаторов, обычно используемых для измерения качества жизни, среди которых личная физическая и национальная безопасность; справедливость в рамках закона, защита против несправедливости; духовное благополучие личности, включая возможность самовыражения; качество культурной жизни, включая образование, искусство, развлечения, отдых, организацию досуга, средства массовой информации; качество технологического окружения; качество окружающей среды, включая ее эстетическую сторону, охрана окружающей среды от загрязнения и др.

М. Хагерти, Р. Камминс, Э. Феррис в своей работе рассматривают 22 наиболее используемых в мире индекса для измерения качества жизни (Quality of Life Indexes) всего государства или его областей. Определяя их полноценность по 14 критериям, авторы приходят к выводу о том, что большинство индексов надежны и достоверны [6].

14 стр., 6722 слов

Качество жизни населения и социальные стандарты

... качества жизни населения. Постепенно данная тенденция начинает охватывать различные субъекты, формирующие качество жизни и влияющие на него: государственную власть на федеральном и региональном уровне, муниципальную власть, организации и каждого отдельного человека. Современная ситуация, сложившаяся в социальной ...

Понятие качества жизни начало широко использоваться и в отечественной научной литературе. Необходимо отметить монографию О.Г. Дмитриевой «Региональная экономическая диагностика», в которой дана оценка уровня экономического и социального развития регионов бывшего СССР, а также представлена типология регионов по уровню качества жизни. В монографии Е.В. Давыдовой и А.Б. Давыдова «Измерение качества жизни» описаны различные модели и методы измерения качества жизни, понятие рассматривается как многокомпонентная система.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений) [7, с. 34].

Оценивать качество жизни населения как в совокупности, так и по отдельным элементам целесообразно по разным таксономическим единицам. Очевидно, на разном иерархическом уровне, для разных территориальных единиц система критериев качества жизни включает совокупность показателей, которые с разной степенью полноты охватывают исследуемое явление: 1) на макроуровне (глобальный уровень) обычно используется система показателей количественной оценки на основе данных ежегодников ООН по вопросам демографии, здравоохранения, культуры, экономики, окружающей среды; 2) на мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (локальный уровень) исследователи применяют различный набор показателей, характеризующих качество жизни; 3) на топоуровне чаще всего оценивается субъективное восприятие комплекса объективных показателей, связанных с жизнедеятельностью индивида (группы людей или населения в целом) и применяется социологический опрос.

2.2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

качество жизнь показатель стандарт

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

14 стр., 6513 слов

Уровень и качество жизни, их основные показатели

... является изучение уровня жизни населения и его индикаторов, исследование социальных факторов общественного развития. Задачи исследования: рассмотреть понятие уровня жизни населения; рассмотреть понятие качества жизни населения; определить особенности показателей уровня и качества жизни населения; рассмотреть особенности интегрального показателя уровня и качества жизни; рассмотреть основные ...

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

  • показатели доходов населения;
  • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
  • сбережение;
  • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
  • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
  • социально-демографические характеристики;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. [8, c. 6-7]

Так, Статистической комиссией ООН разработана система показателей уровня жизни населения, которая применяется для международных сопоставлений. Она отражает следующие аспекты:

  • демографические характеристики;
  • санитарно-гигиенические условия жизни населения;
  • жилищные условия;
  • условия труда и занятость населения;
  • доходы и расходы населения;
  • стоимость жизни и потребительские цены;
  • потребление продовольственных товаров;
  • уровень обеспеченности транспортными средствами;
  • образование и культура;
  • организация отдыха;
  • социальное обеспечение;
  • свобода человека [9, c. 2].

Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.

10 стр., 4758 слов

Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых ...

... занятий (например, неправильное формирование групп из лиц разного пола, возраста, уровня подготовленности, ску­ченность, неудачная ... самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их ... обычная и привычная физическая нагрузка повседневной жизни человека, занятого напряженным умственным трудом. Поэтому ...

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) — это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже.

Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) — это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации.

Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека.

Индекс гендерного неравенства (англ. The Gender Inequality Index ) — оценивает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда.

Измерение наделённости полномочиям по полам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН.

План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) — показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу несобственников, отношение числа работающий на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.

Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index).

Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорождённых, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (религиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним. В таблице приведено сравнение этих показателей и ВВП на душу населения за 2005 год для некоторых стран.

Валовое Национальное Счастье (ВНС) — попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС — это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет [10].

2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее, время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения. Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс развития человеческого потенциала», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни [8, с. 9].

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года. При расчете ИРЧП применяются детальные данные по большинству стран мира. Он общепризнан как универсальный сопоставимый показатель и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Этому способствовало образование по рекомендации Статистической комиссии ООН Единой системы социально-демографической статистики (ЕСДС), которая с 70-х гг. начала внедряться в национальных и международных статистических службах. Концепция и принципы исчисления ИРЧП были одобрены правительством Республики Беларусь [10].

К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

  • продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
  • равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;
  • устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
  • расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

ИРЧП содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями.

В числе показателей для расчета величины ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП. Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития и повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр., поэтому выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни, отражающего достижения в области улучшения здоровья человека, не является случайным.

Повышение уровня образования существенно влияет на качество человеческого капитала — основного фактора приумножения богатства общества и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений — «духовное богатство» общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса в целом.

Кроме того на основе данных о количестве лет обучения и затратах на него, производимых семьей, государством, предприятиями и организациями, можно выявить накопленный потенциал знаний на определенную дату. Пересчет полученных данных из национальной валюты в доллары США (согласно паритету покупательной способности) позволяет не только осуществлять международные сравнения, но и определять величину данного потенциала по группам стран и по миру в целом, выявляя закономерности и динамику происходящих процессов.

Благосостояние, или доходы населения измеряются показателем не национального богатства, а ВВП на душу населения. Хотя показатели национального богатства характеризуют накопленные результаты экономической деятельности на определенную дату, они исчисляются в ограниченном числе стран, и их расчет пока не отработан. Поэтому в настоящее время используются показатели ВВП, характеризующие лишь текущую деятельность.

Обращаясь к механизму расчета ИРЧП, отметим, что он относительно прост и определяется как средняя арифметическая величина из трех показателей:

  • индекс ожидаемой продолжительности жизни, означающий продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливаемый в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет;
  • индекс уровня образования, на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0 % до 100 %) и на 1/3 от совокупной доли учащихся (тоже от 0 % до 100 %) среди населения в возрасте до 24 лет;

Каждый показатель рассчитывается по формуле 1:

 индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни 1 (1)

где Dф — фактическое значение показателя;

  • Dmin и Dmax — значение показателя, принятое как минимальное и максимальное соответственно.

На основе рассчитанных индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iпж), образования (Iобр) и душевого дохода (Iд) по формуле 2 вычисляется ИРЧП:

 индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни 2 (2)

С 1990 г. ПРООН выпускает ежегодные доклады о развитии человека, где публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН [13].

Доклад ООН о человеческом развитии 2011 года носит название «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех» и посвящен влиянию экологических факторов на качество жизни, а также проблеме достижения устойчивого и обеспечивающего равные возможности прогресса.

Первые места в рейтинге заняли Норвегия, Австралия и Нидерланды; последние — Бурунди, Нигер и Конго. Норвегия занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, однако в 2008 году вернулась на лидерские позиции. Уровень продолжительности жизни в Норвегии один из самых высоких в мире — 81,1 лет, среднегодовой доход на душу населения — 57 130 долларов. Об этой стране говорят, что здесь практически нет бедных. В стране низкая инфляция и безработица. При этом Норвегию называют одной из самых дорогих стран.

Десятка лидеров выглядит так:

  • Норвегия — 0,943;
  • Австралия — 0,929;
  • Нидерланды — 0,910;
  • Соединенные Штаты Америки — 0,910;
  • Новая Зеландия — 0,908;
  • Канада — 0,908;
  • Ирландия — 0,908;
  • Лихтенштейн — 0,905;
  • Германия — 0,905;
  • Швеция — 0,904.

У Беларуси, занявшей 65-е место в рейтинге, индекс развития человеческого потенциала составил 0,756. На рисунке 1 показана динамика ИРЧП с 1990 г. по 2011 г.

Представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук 9 ноября 2011 года на пресс-конференции в Минске заявил, что положение Беларуси в рейтинге ПРООН за последние пять лет оценивается как стабильное. Страна находится примерно на одном и том же уровне. Нынешнее положение Беларуси в рейтинге Антониус Брук назвал «достаточно хорошим достижением», так как на этот раз по сравнению с 2010 годом на 18 стран увеличилось число участников рейтинга.

 индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни 3

Рисунок 1 — Изменение ИРЧП Беларуси по годам

Если вспомнить, что было 10 лет назад, то рейтинг в 2001 году составлялся для 162 стран, и Беларусь находилась в нем на 53-м месте. В рейтинг-2002 были включены уже 173 страны и, несмотря на то, что значение ИРЧП Беларуси возросло, она перешла на 56-ю позицию, обогнав Панаму, но отстав от не присутствовавших в рейтинге 2001 года Сейшельских островов, Сент-Китса и Невиса, Антигуа и Барбуды и Кубы. В 2003 году в рейтинге 175 стран Беларусь вышла на 53-ю позицию, обойдя Мексику, Антигуа и Барбуду и Тринидад и Тобаго и не пропустив вперед никого. Кстати, в 1990 году Беларусь занимала 40-е место в рейтинге ИРЧП, в 1995-м — 65-е, в 2000-м — 57-е, в 2005-м и 2006-м — 67-е, в 2007-м — 64-е.

К сожалению, в будущем положение Беларуси в рейтинге в связи с экономическими сложностями в стране может ухудшиться. Проблемы в экономике у нас проявились в 2011 году. А, по словам Антониуса Брука, в основу доклада-2011 положены данные за 2009 год. Именно согласно им Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, ее рейтинг самый высокий среди стран СНГ. Среди бывших стран СССР Беларусь опережают только страны Балтии: Эстония (34-е место), Литва (40-е), Латвия (43-е).

«По всем трем измерениям человеческого развития — здравоохранение, образование, доход на душу населения — доклад определяет Беларусь как страну с одним из лучших достижений в группе стран высокого уровня человеческого развития», — отметил Антониус Брук. По его словам, Беларусь также позитивно оценена по международному индексу бедности и индексу, отражающему равенство доступа к услугам.

Вместе с тем показатель гендерного равенства для Беларуси не рассчитывался — не были предоставлены необходимые данные [14].

Таким образом, с 2005 по 2011 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,756, что означает рост на 5 % за эти годы.

Для улучшения места в рейтинге Беларуси необходимо повышать доход на душу населения и одновременно прилагать усилия по защите наиболее уязвимых слоев населения.

ГЛАВА 3. Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

1 Понятие и значение социальных стандартов

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения [15, c. 201].

Таким образом, социальные стандарты — устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др. [16, с. 135]

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

  • минимальный потребительский бюджет (МПБ);
  • бюджет прожиточного минимума (БПМ).

В Беларуси минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2012 года составил 1 171 590 р., что на 6,4 % выше показателя, действовавшего с 1 февраля по 30 апреля 2012 года.

Размеры минимального потребительского бюджета с 1 мая 2012 установлены в средних ценах марта 2012 года для восьми социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2012 года в расчете на месяц равен для:

  • семьи из четырех человек — 1 171 590 рублей;
  • молодой семьи из трех человек — 1 236 640 рублей;
  • трудоспособного населения — 1 484 580 рублей;
  • пенсионеров — 1 160 190 рублей;
  • студентов — 1 163 860 рублей;
  • детей в возрасте до 3 лет — 921 830 рублей;
  • детей в возрасте от 3 до 6 лет — 1 108 220 рублей;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1 323 510 рублей.

Основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах марта 2012 года выглядят следующим образом:

  • продукты питания — 55 %;
  • одежда, белье, обувь — 22,4 %;
  • оплата жилья и коммунальные услуги — 4,9 %;
  • предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения — 8,5 %
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых — 1,4 %;
  • бытовые услуги, транспорт, связь — 4,7 %.

Минимальный потребительский бюджет, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По сравнению с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), в него дополнительно заложены расходы на походы в кино, поездки в пределах страны, на покупку расширенного набора товаров [17].

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в 2012 году изменялась уже 4 раза, как показано в таблице 1.

Таблица 1 — Размер бюджета прожиточного минимума в РБ в 2012 г.

Бюджет прожиточного минимума

с 1 ноября 2011 по 31 января 2012

574 790 рублей

с 1 февраля 2012 по 30 апреля 2012

706 880 рублей

с 1 мая 2012 по 31 июля 2012

743 020 рублей

843 870 рублей

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет — обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Экспериментальным путем вычислено: на данный момент в продуктовую корзину белоруса входит ассортимент из 43 наименований. Но, помимо продовольствия, у населения активным спросом пользуются хозяйственно-бытовые товары и товары личной гигиены [19].

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

  • оценки уровня жизни;
  • обоснования минимального размера заработной платы и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;
  • формирования федерального и региональных бюджетов;
  • оказания помощи малоимущим гражданам;
  • определения минимальных размеров оплаты труда работников организации [16].

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет — это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления. Поэтому выяснить, во сколько белорусам реально обходится потребительская корзина, можно только путем практического изучения. Поэтому Института социологии НАН провел собственное исследование, которое проходило в ноябре 2011 года.

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из четырех человек. В ней представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. При этом — в целях соблюдения правил честной игры — в расчет бралась исключительно базовая стоимость товаров, не рассматривались товары на скидках и акциях.

Как отметил директор Института социологии Игорь Котляров, «мониторинг цен осуществлялся по восьми столичным сетевым магазинам — «Алми», «BIGZZ», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «ProStorе», «Рублевский», «Соседи». И ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах».

Общие выводы исследования были построены на конкретных цифрах. «Текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили Br 2,461 млн, в других сетях — Br 3,108 млн. Экономия составила Br 646,57 тыс. р. Получается, что средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3 % ниже, чем в других сетевых магазинах Минска», — подчеркнул Игорь Котляров.

Кроме продуктовых товаров, социологи сравнили и некоторые (пользующиеся наиболее активным спросом) товары промышленной группы — стиральные порошки, шампуни, ополаскиватели для белья, зубную пасту и т.д. Выяснилось, что экономия на эти товары при покупке их в сети «Евроопт» по сравнению с другими точками ритейла составляет 22,6-69,1%. В денежном эквиваленте это более Br180 тыс. Если же суммировать экономию на промышленных товарах с продуктовой экономией, на выходе фактически получится цифра, равная среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек [19].

Уровень бедности — размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности — нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум [16].

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование — важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.

3.2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь

Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан — детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению [20, с. 3].

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году (в редакции от 10 июля 2012 г. № 426-З).

Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Согласно данному Закону, государственный минимальный социальный стандарт — это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в соответствии с актами законодательства в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества.

Они применяются для решения следующих задач:

  • удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
  • нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;
  • обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
  • оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:

  • оплаты труда;
  • пенсионного обеспечения;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • жилищно-коммунального обслуживания;
  • социальной поддержки и социального обслуживания. [21]

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 (в ред. от 13 января 2012 г. № 47) «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 43 норматива. [22]

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.

Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами.

Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская).

В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов.

Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность.

Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно. [20]

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов осуществляются исходя из следующих принципов:

  • соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
  • всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;
  • общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;
  • целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;
  • широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;
  • социального партнерства.

Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов устанавливает государственные минимальные социальные стандарты, а также определяет порядок их применения. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством. [21]

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта — в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования — 9 из 10, связи — 3 из 4, транспорта — 4 из 6. [20]

Таким образом, повсеместное внедрение государственных социальных стандартов, причем дифференцированно для городской и сельской местности, способствует повышению благосостояния жителей республики, построению сильной и процветающей Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни — это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие — боль, счастье — несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах, рассмотренных в данной главе.

На основании рассмотренного материала можно говорить о том, что проблемы качества жизни общества становятся одними из наиболее актуальных на современном этапе развития.

В целом исследование показало, что категория качества жизни является неоднозначной и не может быть представлена простой совокупностью экономических, социальных и экологических факторов. Объективно оценка качества жизни учитывает фактор территориальности.

Качество жизни населения, а точнее повышение качества жизни, в конечном итоге является важной стратегической целью развития на всех территориальных уровнях. При этом оценка качества жизни призвана помочь в разработке основных направлений стратегического планирования для повышения и обеспечения достойного качества жизни населения как отдельного города, региона, так и страны в целом.

Так как в экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с этим дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Среди множества предложенных показателей, основным агрегированным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Республика Беларусь в 2011году заняла 65-е место в рейтинге стран по ИРЧП (данный показатель составил 0,756).

В целом, исходя из анализа приведенного во второй главе, можно сказать, что с 2005 по 2011 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,756, что означает рост на 5 % за эти годы.

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для регулирования отношений в сфере экономики минимальных социальных стандартов недостаточно, так как их применение не создает необходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи, как при формировании доходной части бюджета, так и в стимулировании экономического развития.

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта — в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования — 9 из 10, связи — 3 из 4, транспорта — 4 из 6.

Исходя из вышесказанного, также можно сделать вывод о том, что важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-standartyi/

1. Трофимов А.М. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства / Трофимов А.М., И.Г. Мальганова. — 2005. — Режим доступа: http://press.psu.ru/index.php/geogr files/vest/28_ocen-kach.pdf <http://www.geo-vestnik.psu.ru/%20files/vest/28_ocen-kach.pdf >. — Дата доступа: 12.07.2012.

  • Киселева Т. Качество жизни в условиях глобализации экономики / Т. Киселева, С. Полнарев, А. Сменковский // Стандарты и качество — 2001. — № 3.
  • Энциклопедия Экономиста.

Статья «Уровень жизни населения». — Режим доступа: <http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/uroven-zhizni-naseleniya.html >. — Дата доступа: 25.07.2012.

  • Тоффлер О. Третья волна / О. Тоффлер. — М.: АСТ, — 2003.
  • Хагерти Михаэль Р.

Качество жизни индексы по национальной политике: обзор и повестка дня для исследований / М. Р. Хагерти, Р. А. Кумминс, A. Л. Феррисс / Социальные показатели исследований. — 2001. — № 2.

  • Давыдова Е.В. Измерение качества жизни. / Е. В. Давыдова, A.A. Давыдов. — М.: 2003. — 52 с.
  • Иванов Ю.

Н. Экономическая статистика/ Иванов Ю. Н. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://bugabooks.com/book/306-yekonomicheskaya-statistika.html >. — Дата доступа: 5.08.2012. — 2002.

  • Статистика уровня жизни населения. Научная библиотека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://christsocio.info/ content/view/718/113/ <http://christsocio.info/%20content/view/718/113/>. — Дата доступа: 25.08.2012.
  • Материалы энциклопедии «Википедия».

Индекс развития человеческого потенциала/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B0>. — Дата доступа: 07.08.2012.

  • Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинский — Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2006.

12. Макроэкономика: Учебное пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский и др.; Под общей редакцией Э.А. Лутохиной. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. — 296 с.

13. Феоктистов Д. В. Методология оценки уровня и качества жизни населения / https://auth.kodeks.ru/sso?command=attach&broker=1f1a33c6-8aa3-4dcb-8a25-deba9fa7009b&token=2bq9t4x92gyscokk8c4ccooo8&checksum=f0d0fd7fac02c465102ea84da49cc7705e809ab0147f53cf4d78ce0958783dd7&return_url=http%253A%252F%252Fkodeks.ru. —

  • Спасюк Е. Индекс человеческого развития Беларуси — не было бы ниже / <http://naviny.by/>.
  • Политика доходов и заработной платы: Учебник для ВУЗов / Под под ред.

П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. — М.: Юристъ, 2000. — 449 с.

  • Остапенко Ю. М. Экономика труда / Остапенко Ю. М. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 272 с.
  • Информационный портал: mojazarplata.by/ минимальный потребительский бюджет Беларуси / [Электронный ресурс].

— Режим доступа: <http://mojazarplata.by/main/rss-yandex-by/v-belarusi-minimalqny-potrebitelqski-bjudzhet-s-1-maja-2012-goda-2013-1-171-590-ruble>. — Дата доступа: 14.08.2012. — 2012.

  • Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь /
  • Статья «Отправить в корзину».

Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». — №48 (822) — 2011. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 19.08.2012.

  • Социальные стандарты — важнейшие показатели социально-ориентированной внутренней политики государства. Информационный материал. — Институт соц.-полит. иссл-й при Адм. Пр. РБ / Мн., 2005. — 28 с.
  • О государственных минимальных социальных стандартах: Закон РБ от 11 ноября 1999 г.

№ 322-З (в ред. Закона от 10 июля 2012 г. № 426-З).

— [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.pravo.by. — Дата доступа: 23.08.2012.

— О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики: Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 (в ред. от 13 января 2012 г. № 47).

— [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.pravo.by. — Дата доступа: 21.08.2012.