Уполномоченный по правам ребенка РФ

Они действуют в мире на протяжении более 100 лет, и практически все страны мира на пути к демократии прошли необходимые этапы, связанные со становлением института неправительственных организаций, которые посвятили себя борьбе за права человека. Опыт этот разнообразен, как разнообразны и сами правозащитные организации.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы. Условно неправительственные правозащитные организации можно разделить на 2 группы: организации общей компетенции и организации специальной компетенции.

Появление в России неправительственных правозащитных организаций специальной компетенции стало реакцией на целый ряд острых проблем в сфере защиты прав отдельных категорий граждан. В группу организаций специальной компетенции входят неправительственные правозащитные организации общероссийского и регионального масштабов, действующие в интересах детей. К ним относятся, прежде всего, Региональная общественная организация «Право ребенка» Российского исследовательского центра по правам человека (с сетью отделений в разных городах страны), Международная общественная организация «Союз социальной защиты детей» (с сетью региональных отделений), Международное общественное информационно-просветительское движение «Добро – без границ», Межрегиональная общественная организация «Колыбель», Общероссийская общественная организация «Молодежное единство», Общероссийская общественная организация инвалидов «Детям России».

570 общероссийских (с их региональными отделениями), межрегиональных, региональных и международных неправительственных правозащитных организаций, работающих в интересах детей, объединены в Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество – детям России», возглавляемый Э.А. Памфиловой.

Другой такой союз – Общероссийский общественный фонд «Российский Детский Фонд», возглавляемый А.А. Лихановым.

Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.

21 стр., 10397 слов

Организация обучения детей раннего возраста

... в общении с людьми. Вот почему тема: «Организация обучения детей раннего возраста» была выбрана для изучения и рассмотрения опыта работы в данной контрольной работе. Цель контрольной работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться ...

В целом позитивно оценивая деятельность неправительственных общественных организаций по различным направлениям их деятельности, многие исследователи считают, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями. В этой связи важным представляется разработка и принятие Федерального закона «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов).

Такой закон должен регламентировать совместную деятельность государственных и негосударственных структур по реализации различных мероприятий, направленных на защиту прав детей.

Приходится констатировать, что в ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы, в свою очередь, подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы и договорные (конвенционные) контрольные органы. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы – это органы ООН, ст. 57 Устава которой предусматривается создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по Народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

Это – Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью имплементации его норм; Комитет по ликвидации расовой дискриминации – Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин – Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток – Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка – Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

14 стр., 6678 слов

Международно-правовая защита прав детей

... прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в ...

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно – посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Эта Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Кроме того, Европейский Суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН о правах ребенка.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 1950 г. 30 марта 1998 г., и она вступила в силу для России 5 мая того же года. На региональном уровне (только регион – территория республик бывшего Советского Союза) действует и еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. Дело в том, что в 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека (Российской Федерацией ратифицирована), которая нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ. В развитие положений Конвенции 24 мая 1999 г. был принят Федеральный закон РФ, направленный на защиту соотечественников за рубежом. Кроме того, 30 ноября 2000 г. Советом глав правительств СНГ было принято Решение о защите детства в государствах — участниках СНГ. Контроль за соблюдением прав человека в СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, Положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц.

Множественность указанных элементов механизма защиты прав ребенка повышает значимость координационных начал в управлении деятельностью по социальной и правовой защите прав и законных интересов несовершеннолетних. По наблюдению многих теоретиков и практиков их пока не удается замкнуть в одну цепочку.

Конструктивным представляется подход, нацеленный на формирование общих принципов и межотраслевых механизмов регулирования правоотношений с участием детей, согласование норм различных отраслей права и практики их применения по защите прав ребенка.

13 стр., 6104 слов

Права человека в Китае

... и другие формы культурной деятельности. В документе обращается внимание на то, что в Китае разработаны законы, нацеленные на защиту прав человека и интересов представителей "слабых групп", ... продолжения экономических реформ в стране. Глава 1. История развития вопроса о правах человека в Китае В Общей программе Народного политического консультативного совета Китая, провозгласившего в 1949 г. создание ...

Подводя итог, следует отметить, что главное на сегодняшний день в России – то, что органы представительной и исполнительной власти всех уровней еще не уделяют должного внимания проблемам детства. Необходимы совместная разработка и реализация комплексных целевых программ, принятие нормативных актов, создание сети новых учреждений социального обслуживания и досуга детей. Кроме того, необходим постоянный сравнительный мониторинг положения детей в России при содействии государственных и неправительственных структур общества. Государственная социальная и правовая политика вообще, и по отношению к детям в частности, должна определяться и осуществляться на основе конструктивного научного анализа, оценки и прогнозирования.

Было бы правильным предложить обществу и государству внимательно отнестись к ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, которая устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой же статьи Конвенции возлагает на государства-участников обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация выполняет указанные требования Конвенции не в полном объеме.

Заключение

Защита прав ребенка призвана стать концептуальным моментом в современной ситуации российского детства.

В настоящее время осуществляется отработка региональных моделей независимого контроля за защитой прав и интересов детей, которые с годами становятся организационно и методически все более обеспеченными.

Создана и успешно осуществляют миссию по распространению эффективного опыта и практик защиты детей на территории РФ Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка, а также Координационный совет Уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем остаются незыблемыми цели, задачи и принципы деятельности Уполномоченного по правам ребенка независимо от уровня его функционирования. Так, Уполномоченный по правам ребенка призван защищать права, свободы и законные интересы ребенка, определенные в Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в случае их нарушения на территории субъекта РФ.

Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка определены:

  • контроль за обеспечением гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
  • содействие в рамках своей компетенции реализации и восстановлению прав, свобод и законных интересов ребенка;
  • содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
  • содействие совершенствованию законодательства субъекта РФ по правам ребенка;
  • информирование органов исполнительной и представительной власти, прокурорского надзора, общественности о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка;
  • содействие деятельности органов государственной власти, ведомств и учреждений в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

Анализ результатов деятельности служб Уполномоченного по правам ребенка в РФ дает основания утверждать, что введение института Уполномоченного по правам ребенка действительно способствует решению следующих актуальных проблем:

6 стр., 2738 слов

Охрана прав и защита интересов детей

... образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные ...

  • а) преодоление межведомственной разобщенности и внутриведомственной ограниченности в решении проблем детей группы социального риска;
  • б) повышение исполнительской дисциплины всех звеньев государственного аппарата и госслужащих, ответственных за решение проблем детства;
  • в) включение гражданского общества во взаимодействие с государством в деле защиты прав детей и решения проблем детства.

Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка и их защиты в российскую действительность проявляется и на международном уровне.

Совершенствование регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ совершенствовании процессуального и международного законодательства.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/upolnomochennyiy-po-pravam-rebenka-2/

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.)

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/upolnomochennyiy-po-pravam-rebenka-2/

Витрук Н.В. Конституционное право России. М.: Норма, 2010 – 656 с.

Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2010 – 608 с.

Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 2009,-741 с.

Кутафин О.Е.Предмет конституционного права — М. Юристъ, 2010. — 444с.

Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008.-176с.

Особенности участия уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив / Новикова Т.Ю. // Юридический мир. – 2009. – № 12. – С. 74-77.

Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка / Рудовский Д.В. // Юридическая мысль. – 2007. – № 6. – С. 101-107.

Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) /Комбаров Н.В. // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 4. – С. 15-19.

Становление и развитие ювенальной юстиции: региональный опыт / Сорочинская Е. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2009. – № 2. – С. 15-20.

Уполномоченный по правам ребенка в рф: содержание деятельности / Кулаженкова Н.В. // Аспирантский вестник Поволжья. – 2010. – № 1-2. – С. 142-148.

8 стр., 3602 слов

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей в Российской федерации

... родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. В настоящее время социальное обеспечение детей одиноких матерей и других детей из неполных семей (кроме пенсионного обеспечения) регулируется ... единственным, если второй лишен родительских прав. Право на получение стандартного налогового вычета в двойном размере также имеет мать, если ребенок рожден вне брака и отцовство ...

Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей/ Гайсина Г.И. // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. – № 1. – С. 96-100.

Становление и развитие ювенальной юстиции: региональный опыт / Сорочинская Е. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2009. – № 2. – С. 15.

Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) /Комбаров Н.В. // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 4. – С. 16.

Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) /Комбаров Н.В. // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 4. – С. 17.

Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей/ Гайсина Г.И. // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. – № 1. – С. 96.

Особенности участия уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив / Новикова Т.Ю. // Юридический мир. – 2009. – № 12. – С. 75.

Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2010 – С 271.

Особенности участия уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив / Новикова Т.Ю. // Юридический мир. – 2009. – № 12. – С. 77.

Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008-С 128.

Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка / Рудовский Д.В. // Юридическая мысль. – 2007. – № 6. – С. 101.

Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка / Рудовский Д.В. // Юридическая мысль. – 2007. – № 6. – С. 104.

Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка / Рудовский Д.В. // Юридическая мысль. – 2007. – № 6. – С. 106.

34