Федеральные целевые программы

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти..

Объектом исследования является федеральные целевые программы РФ.

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
  • дать характеристику и анализ ФЦП РФ.

определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;

  • изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
  • разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Поставленные в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.

Во второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».

В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения

Метод исследования — сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.

Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.

30 стр., 14914 слов

Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем

... средств реализации государственной политики, влияющих на производственные, экономические и социальные процессы в пределах компетенции федеральных и региональных властей. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального, научно-технического развития, ...

Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы.

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

1 Понятие Федеральных целевых программ в РФ

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

9 стр., 4254 слов

Управление стратегией развития социально-экономических систем

... и свободное развитие человека . Управление сложными социально-экономическими системами представляет собой процесс реализации стратегий, в рамках которого достижение целевых функций в среднесрочной перспективе обеспечивается программами и проектами, ... Зайцев, М.И. Соколова это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения ...

  • направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
  • более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
  • системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
  • более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
  • высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
  • наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
  • возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

2 Структура федеральных целевых программ

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

  • основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  • перечень программных мероприятий;
  • обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 » О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация «.

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

3 Федеральные целевые программы, действующие в РФ

Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.

Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд», Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы).

Рисунок 1

Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд. руб).

 федеральные целевые программы 1

На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% — 8,5%, так в 2010 году этот показатель составил — 7,53%, а в 2011 году — 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП — будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).

В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году -14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей

Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ

Год

Объемы бюджетных ассигнований, млн руб

ГКВ

НИОКР

Прочие нужды

Всего

2010

462047.8180

104436.2520

206112.8644

772596.9344

2011

551804.9939

152850.4965

217415.9457

922071.4361

2012

457581.5272

176683.0655

213865.8071

848130.3998

2013

419663.5524

185976.1987

200528.8324

806168.5835

Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде — рисунок 2.

Рисунок 2

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ (млн руб)

 федеральные целевые программы 2

Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» — они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте — «НИОКР».

Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 (по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году.

Рисунок 3

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета)(млн рублей)

 федеральные целевые программы 3

Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).

Рисунок 4.

Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов(млн рублей).

 федеральные целевые программы 4

В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.

Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:

В 2011 — ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 88,4 млрд. руб.

Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.

ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»

1 Основные данные о ФЦП «Жилище»

В ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы (далее — Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, — преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы «Жилище» добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Внесены изменения постановлениями Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575, от 6 октября 2011 г. № 825, от 27 декабря 2011 г. № 1161, от 20 июля 2012 г. № 745, от 22 ноября 2012 г. № 1204, от 30 апреля 2013 г. № 389, от 12 октября 2013 г. № 923,от 18 апреля 2014 г. № 359, от 18 октября 2014 г. № 1076.

Государственный заказчик — координатор Программы — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Государственные заказчики Программы — федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации

Основной разработчик Программы — Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (далее — национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются:

  • создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
  • повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
  • обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.

Приоритетными направлениями Программы являются:

стимулирование развития жилищного

поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;

  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • повышение качества коммунальной инфраструктуры;
  • проведение научно-исследовательских работ.

По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение

формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;

  • обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
  • государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
  • разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;

модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства

Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:

  • упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного

развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;

  • комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
  • комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, в рамках Программы необходимо:

  • обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
  • совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
  • развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
  • совершенствовать систему защиты прав граждан — приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

Ресурсное обеспечение Программы:

Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета — 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы — 0,46 млрд. рублей;
  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 109,96 млрд. рублей;
  • за счет средств внебюджетных источников — 219,58 млрд.

рублей, в том числе за счет средств инвесторов — 0,39 млрд. рублей, молодых семей — 219,19 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные — Приложение 3).

Рисунок 5

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)

 основные параметры фцп жилище на годы 1

А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 (исходные данные — Приложение 3).

Рисунок 6

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)

 основные параметры фцп жилище на годы 2

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):

  • улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);
  • повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году — 4,8 года);
  • увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — с 12 до 30 процентов;
  • увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
  • содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 — 2015 годах 172 тыс. молодых семей;
  • улучшение жилищных условий в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс.

семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

  • завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;
  • завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
  • совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
  • создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;

— переселение в 2011 — 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)

Государственный заказчик-координатор: Минстрой России; государственные заказчики: Минстрой России, другие федеральные органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации,Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации.

Ключевые программные мероприятия на 2014 год

Понаправлению«капитальныевложения»:

  • обеспечение служебным жильем прокуроров и следователей;
  • обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;

обеспечение жильем молодых ученых и

обеспечение жильем иных категорий граждан Управлением делами Президента Российской Федерации на основании решений Президента Российской Федерации.

По направлению «прочие нужды»:

  • обеспечение жильем граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;
  • вынужденные переселенцы;
  • граждане — участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица;
  • граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);
  • оказание содействия в обеспечении жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жильем молодых ученых путем предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений;
  • обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих путем предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;
  • переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
  • приведение объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;
  • переселение граждан, проживающих в г.

Норильск и г. Дудинка и модернизация коммунальной инфраструктуры г. Норильска.

Программа нуждается в корректировке в части:

  • приведения объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы в 2014-2015 годах в соответствие с параметрами Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;
  • Передачи ФАНО России полномочий государственного заказчика мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и определения нового механизма его реализации.

Проект постановления, предусматривающий указанные изменения, возвращен Минэкономразвития России письмом от 22 августа 2014 г. № 20259-ЕЕ/Д17и на доработку в Минстрой России.

На 2014 год заключено 172 государственных контракта (соглашения) на сумму 3 099,49 млн. рублей — 27,3 % от объема годовых бюджетных назначений в рамках процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов (11 339,05 млн. рублей), в том числе по направлениям:

  • «капитальные вложения» — 70 контрактов на сумму 611,86 млн. рублей;
  • «прочие нужды» — 102 контракта на сумму 2 487,63 млн. рублей.

Стоимость работ, выполняемых в 2014 году по 41 переходящему контракту прошлых лет, составила 308,99 млн. рублей, по заключенным с 1 января 2014 г. 131 контракту составила 2 790,50 млн. рублей. Контракты длительностью более одного года не заключались.

Бюджетные ассигнования в объеме 26 366,52 млн. рублей расходуются вне процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов, в том числе:

  • подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» — 22 562,97 млн. рублей;
  • мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих — 3 473,88 млн. рублей;
  • мероприятия по обеспечению постоянным жильем молодых ученых — 263,02 млн. рублей;
  • расходы на управление реализацией программы — 66,65 млн. рублей.

Объем финансирования в 2014 году за счет средств федерального бюджета составляет 37 705,57 млн. рублей, в том числе по направлению «капитальные вложения» (бюджетные инвестиции) — 4 945,79 млн. рублей, «прочие нужды» — 32 759,78 млн. рублей.

Освоено в первом полугодии 2014 г. за счет средств федерального бюджета 15 382,68 млн. рублей — 40,8 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» — 290,70 млн. рублей, «прочие нужды» — 15 091,98 млн. рублей.

За первое полугодие 2014 г. суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составили 15 688,35 млн. рублей — 41,6 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» — 383,49 млн. рублей, «прочие нужды» — 15 304,86 млн. рублей.

Объем софинансирования в 2014 году, предусмотренный утвержденной программой, составляет 70 936,42 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по направлению «прочие нужды» — 23 002,55 млн. рублей, за счет внебюджетных источников по направлению «прочие нужды» — 47 933,87 млн. рублей.

За первое полугодие 2014 г. средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников не привлечены.

Практические результаты реализации ФЦП за год (2014):

  • Уровень обеспеченности населения жильем составит 23,8 кв. м на человека;
  • доля семей, которые смогут приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств возрастет до 27%;
  • количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составит 34,5 тыс. семей;
  • количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составит 18,2 тыс. семей;
  • будет обеспечено жильем 7,4 тыс. семей в рамках реализации мероприятий по обепечению жильем отдельных категорий граждан.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП

1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП

В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.

Главные проблемы в этой области

Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы.

Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.

Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.

Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.

В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.

Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд).

Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений.

Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.

В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.

Отмеченные недостатки свидетельствую о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ.

Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования фонда развития регионов.

Назрела необходимость внесения коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально — путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в принципе недостаточно.

2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и распределения средств для реализации того или иного мероприятия между различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.

На практике целевые программы стали скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов, нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы, автором сделаны

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации

Федеральные целевые программы — гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь сложным комплексным методом, позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/federalnyie-tselevyie-programmyi-v-oblasti-sotsialnoy-zaschityi/

Нормативно-правовые документы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)

— Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд»(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

— Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

Книги и учебные пособия

5. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2010.

— Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010

— Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2009

— Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2011.

— Ратнер Н.М. Региональные диспропорции: оценка и пути преодоления. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010

— Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2009

Периодические издания

11. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2011. — № 5

— Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион: экономика и социология. — 2010. — № 6

— Интернет-источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/federalnyie-tselevyie-programmyi-v-oblasti-sotsialnoy-zaschityi/

— #»809567.files/image007.jpg»>

Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год

Список литературы 1

Основные показатели эффективности реализации программы «Жилище» 2011-2015год

Список литературы 2

Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год