Социальная политика государства

Курсовая работа

Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр.

Государство в лице соответствующих органов управления, на федеральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность, за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан.

Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности. В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно, результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие и пр.

Существует целый ряд определений социальной политики, причем широкие из них относят к социальной политике все, что способствует достижению целей общества, узкое же понимание сводит это явление только к поддержке социально слабых категорий населения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наше государство конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику.

4 стр., 1950 слов

Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей

... восточноевропейских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность закономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели. В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики. 1. Демографическая политика Демографическая политика -- это ...

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.

Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.).

Государственной защите подлежат также бесплатное образование, здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся пенсии, пособия и другие гарантии.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые основываются на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества; необходимость социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления.

Основная цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные направления социальной политики в России.

Названная цель достигается решением следующих задач:

 исследовать сущность социальной политики и основные компоненты социальной политики.

 определить цели и задачи социальной политики.

 определить основные направления социальной политики.

 рассмотреть особенности социальной политики.

 раскрыть проблемы социальной политики России и пути их решения.

 меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей);

  •  осветить результаты социальных реформ;
  •  раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества;

—  показать важность социальных преобразований, необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

14 стр., 6772 слов

Политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

... процессов, прокатившихся по стране накануне и после войны, на многих вопросах внутренней и внешней политики лежало сталинское табу. Хрущев много знал ... против разоблачений? Откуда он почерпнул такое мужество и уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в ... в период сталинщины. Но тем сильнее накапливались в его душе боль, раскаяние, чувство вины и ответственности за все, что ...

Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

Политика1 — это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом. https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20иноязычных%20слов/Политика

Социальная политика2 — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

  •  гуманизм, социальная справедливость;
  •  системность, непрерывность, преемственность;
  •  сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
  •  открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
  •  демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
  •  действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
  •  адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

5 стр., 2078 слов

Аристотель о государстве

... Государство по Аристотелю Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как «Политика», «Афинская полития». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). Аристотель ...

  •  выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
  •  оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
  •  интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
  •  социальная защита населения;
  •  управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые ―стартовые условия‖ для всех граждан страны.

1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) Обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) Выдача помощи на случай безработицы;

4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика — это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики:

1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе

3) Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, — например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

4 стр., 1791 слов

Социальная политика государства в рыночной экономике

... необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путём проведения социальной политики. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных ...

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах еѐ реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Социальная политика3 — это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других https://studopedia.ru:443/3_183637_sotsialnaya-politika.html направлений государственных расходов.

10 стр., 4948 слов

Социальная функция государства

... внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству. социальный политика государство правление Социальный принцип ... и гражданина - обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека ...

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

1.2 Функции и модели социальной политики государства

Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие:

  • обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы;
  • обеспечение политической устойчивости власти;
  • обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни;
  • обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов;
  • Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

  • обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала);
  • уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала;
  • обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом;
  • дальнейшее совершенствование общественно — политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения;

— Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны. Различают несколько моделей социальной политики:

7 стр., 3368 слов

Оценка эффективности социальной политики российского государства

... Оценка эффективности реализации ПНП «Здоровье» Безусловно, проблема здравоохранения на современном этапе развития российского государства является одной из ведущих проблем социальной политики. ... данных по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови, проводились мероприятия по ... реализации нацпроекта за 2008 год убыль населения составила 363,5 тыс. человек, или на ...

По типу субъекта социальной ответственности: 4

1) либеральная;

2) корпоративная;

3) общественная;

4) патерналистская; http://www.coolreferat.com/Модели_социальной_политики_часть=2

По типу участия государства в реализации социальной политики:

1) благотворительная;

2) административная;

3) стимулирующая;

Таким образом, можно отметить, что социальная политика выполняет следующий ряд функций:

  • обеспечение политической устойчивости власти;
  • обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  • обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения;

Также, выделяют два типа моделей социальной политики:

1. По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральная модель, при которой государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения;
  • корпоративная модель, которая предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится;
  • общественная модель, которая предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов;
  • патерналистская модель, которая предполагает принцип государственной ответственности.

2. По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • благотворительная модель, при которой государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные «подпорки» к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка;
  • административная модель, которая предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования;
  • стимулирующая модель, которая предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В

РОССИИ

Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

5 стр., 2077 слов

Эволюция социального образования в последние годы

... и духовную помощь нуждающимся слоям населения. Глава 1. Понятие социального образования Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя ... работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно ...

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации, такие как: социальное страхование, социальная защита граждан, регулирование занятости населения, политика государства в формировании доходов, пенсионная система, реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера) и др.

Социальное страхование – одно из важнейших направлений в социальной сфере. В основе стратегии формирования системы социального страхования должны лежать принципы сотрудничества, взаимовыгодного социального партнерства и солидарности, ответственности между органами власти и различными частями гражданского общества.

По своему содержанию социальное страхование требует включение не только денежных выплат, компенсаций, но и оплаты услуг по лечению, медико-социальной реабилитации, в том числе профилактическипсихологической, соматической.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Существуют три формы организации систем социального страхования:

1) Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами)

2) Государственное

3) Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов)

Система социального страхования строится на определенных принципах. Первое, оно имеет законодательную основу. Второе, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. Третье, система социального страхования предусматривает участие государства в финансирование соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самим работником сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. Четвертое, система социального страхования ориентируется на помощь прежде, всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

6 стр., 2825 слов

Социальная политика региона

... увеличивая тем самым их доступность населению. Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат ...

Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица – безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

В целях регулирования занятости государство, предпринимает следующие действия:

  • сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;
  • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);
  • досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;
  • создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;
  • ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

1) создание бирж труда;

2) реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Следующее направление это политика государства в формировании доходов. Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов — различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в процент от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в процент от совокупного дохода).

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Следующее направление социальной политики — пенсионная система. Суть ее заключается в том, что кроме минимальной, так называемой базовой пенсии, которую всем платит государство, люди получают еще и личные прибавки в зависимости от уровня заработной платы, стажа работы. Но это в некотором приближении существовало и 20 лет назад. А несколько лет назад государство ввело инвестиционную (накопительную) часть, которая вкладывается в инструменты фондового рынка.

Обычно у пенсионной системы есть несколько уровней. В России их два обязательная пенсионная система (ОПС) и добровольная пенсионная система (ДПС).

В первой в принудительном порядке участвуют все работающие люди 1967 года рождения и моложе. В добровольной могут принимать участие все желающие. https://expert.ru/d-stroke/2007/19/faq/

На сегодняшний день Госдума приняла во втором чтении пакет поправок в законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», которые были внесены правительством России. Эти изменения касаются новой формулы расчета пенсии по старости. Она будет вычислятьcя с помощью балльных коэффициентов. Новый принцип расчета начнет действовать с 1 января 2015 года. Сейчас пенсия рассчитывается с помощью денежной формулы. Кроме того, депутаты согласились поднять «потолок» минимального стажа для получения пенсии. Сейчас он составляет 5 лет, а будет – 15 лет. Поднимать «потолок» будут поэтапно. Начиная с 2015 года, он будет увеличиваться каждый год. К 2025 году достигнет 15 лет. Также поправки дают возможность тем, кто не будет торопиться выходить на пенсию раньше положенного срока по возрасту, получать повышенную пенсию.

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

  •  предотвращение массовых эпидемий;
  •  обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  •  пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Можно отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, так как именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Содержание школьного образования 6- это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами. https://www.votpusk.ru/edit/text1.asp?ID=3943

2.1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику.

Социальная политика 7- это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Большое значение имеет качественное управление социальной сферой на всех уровнях публичной власти:

  • федеральном
  • региональном
  • муниципальном

Социальную сферу принято представлять в виде следующих основных компонентов:

1) Занятость условия труда и отдыха;

2) Уровень материального благосостояния;

3) Обеспеченность жильем и бытовые условия;

4) Условия воспитания, образования и здравоохранения;

5) Возможности освоения духовных ценностей;

6) Доступность участия в управлении общественными делами. В сложившейся практике социально уязвимыми в России считаются:

  • семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи);
  • семьи, потерявшие кормильца;
  • матери, воспитывающие детей в одиночку;
  • инвалиды;
  • престарелые;
  • пенсионеры, получающие недостаточное пособие;
  • студенты, живущие на стипендию;
  • безработные;
  • лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования.

В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, каждого конкретного муниципального образования.

2.2 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ.

После проведения курса рыночных реформ на рубеже 21 века появились такие негативные последствия в социальной сфере, как неравенство в уровне жизни между различными слоями и регионами; нарастанием масштаба скрытой безработицы; мизерный уровень пенсии; ослабление трудовой мотивации; острый дефицит средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике.

Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Неслучайно этому было посвящено заседание Президиума Государственного совета РФ, и неслучайно на встрече с руководителями парламентских партий Президент просил все политические партии обратить на это внимание как на острейшую проблему. Это подтверждают и опросы общественного мнения: если раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, то сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ.

Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

Проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основной причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

1) Развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;

2) Реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;

3) Развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

4) Реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Во-вторых, в настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсии, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий рабочим.

В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

  •  доступность бесплатной медицинской помощи;
  •  недостаточная эффективность финансирования здравоохранения;
  •  нехватка кадров;
  •  обеспечение лекарственными препаратами;
  •  качество оказываемых услуг.

В связи с существующими проблемами существуют следующие пути решения:

1) Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

2) Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства.

3) Развитие механизмов, координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.

4) Реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее:

  •  обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
  •  внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
  •  завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;
  •  усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;
  •  постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.

5) Проведение реструктуризации сети медицинских организаций.

6) Обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.

7) Изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.

8) Создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения, развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.

9) Укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.

Динамичное развитие образовательной сферы является залогом поступательного экономического и социального развития страны. Содержание и технология образования должны соответствовать требованиям современного общества и экономики, механизмы финансирования и государственного управления — создавать благоприятные условия для развития системы образования. Требуют решения насущные для российских граждан проблемы доступности и качества образования.

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1) Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2) Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3) Низкая заработная плата педагогов.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

  •  общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
  •  начальное и среднее профессиональное — разрыв учебнопроизводственных связей с базовыми предприятиями;
  •  высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

1) Большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

2) Отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

3) Большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Пути решения проблем в данной системе:

В общем среднем образовании:

  • осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;
  • создание при общеобразовательных школах попечительских советов;
  • разработка стандартов содержания общего образования;
  • разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;
  • акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно — на формирование навыков здорового образа жизни;
  • широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного».

В высшем профессиональном образовании:

  • разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;
  • повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);
  • развитие практики со учреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;
  • разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь — филиалов и негосударственных;
  • введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);
  • создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов».

Что касается дошкольного образования, то здесь складывается ситуация нехватки мест в детских садах. За последние несколько лет в стране произошел демографический «бум». Но как водится в нашей стране, никто не был к этому готов. Из этого «вытекают» некоторые проблемы. Детей много, детских садов на всех не хватает, мамочки не могут выйти на работу, производительность труда падает. Кроме того, через несколько лет, когда сегодняшние «дошколята» подрастут, стране грозит нехватка мест, в школе.

На итоговом заседание Госсовета этот вопрос обсуждался президентом: «Несколько лучше обстоят дела в образовании, но проблем и в этой сфере ещѐ очень много. Одна из них, как это, не странно, связана с демографией. Рождаемость повышается, а темпы строительства новых детских садов до сих пор оставляют желать лучшего.

И на заседании губернатор Приморского края Владимир Миклушевский8 предложил решить эту проблему за счет материнского капитала. Пустить деньги, в том числе и на оплату частных детских садов. «У нас же субсидируются детские сады, вы можете эти субсидии распространить и на частный сектор. А дополнительных каналов не нужно создавать, чтобы у женщины деньги утащили. Мы так много создадим всяких вариантов, по которым потом у людей будут вытаскивать деньги. И ставки за счет этого сразу поднимутся в детских садах, тут же вырастут, как только поймут, что есть дополнительные средства», — считает Владимир Путин ».

На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, https://www.tuvaonline.ru:443/2013/12/24/vladimir-putin-provel-itogovoe-v-etom-godu-zasedanie-gossoveta.html поддерживают доходы безработных.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Следующая проблема — формирование доходов. Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения:

Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.

Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц — он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:

  •  применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу, причем взимание НДФЛ должно начинаться не с 401-го рубля заработной платы по основному месту работы, а только после двукратного размера минимальной месячной оплаты труда;
  •  применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10 процентов от размера дохода;

—  применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательство и тому подобного), надо законодательно установить более высокую шкалу налога — ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25 процентов.

Такая структура НДФЛ будет стимулировать руководящее звено компаний показывать реальную прибыль и не привязывать свои личные доходы только к заработной плате.

В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с доходов физических лиц.

В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.

В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.

2.3 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Повышения эффективности деятельности во всех сферах человеческой деятельности становятся для Российской Федерации все более актуальными. Сама категория «эффективность» во все времена являлась основной характеристикой успешности хозяйственной деятельности, в том числе и реализации социальной политики. Все известные методологические подходы к оценке эффективности объединяет представление о ней как о многомерной субстанции, обусловленной смыслом терминов «результаты» и «затраты». Будет оцениваться социальная эффективность, характеризующую пользу от осуществления деятельности разных хозяйствующих субъектов для общества. Для этой оценки используется критерий результативности как степень достижения целей, определяя соотношение фактических результатов и результатов предыдущего периода.

Вся государственная политика РФ начала 21 века носит социально направленный характер. Нам ближе такие трактовки социальной политики, которые рассматривают ее как целенаправленную деятельность государственных, общественных структур в социальной сфере общества, связанную с регулированием отношений основных социальных групп и общностей, согласованием их интересов друг с другом, а также основными интересами и целями общества, оптимизацией процессов социальной дифференциации и интеграции. Деятельность эта, по нашему мнению, должна быть направлена на обеспечение социальной справедливости и социальной защиты. Социальная политика государства, как правило, выражается в реализации комплекса социальных программ, каждая из которых направлена на решение той или иной социальной проблемы. Каждая из таких программ имеет перечень показателей и их целевых значений, которые должны быть достигнуты в результате ее реализации.

Так как в реализации государственных программ социальной политики задействованы все регионы, то важным условием успеха реализации социальной политики государства, с точки зрения управления, является мониторинг на всех этапах. Главное назначение мониторинга – давать своевременную, объективную информацию о реализации тех или иных направлений социальной политики для принятия обоснованных управленческих решений.

В достижении социальных эффектов, по нашему мнению, могут быть задействованы не только федеральные, региональные и местные властные структуры, но и частный бизнес, население.

Группа исследователей Кемеровского государственного университета на протяжении последних нескольких лет работает над изучением проблемы оценки результативности социальной политики на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном. Следует отметить, что в соответствии с ИСО–9001 под результативностью в исследовании мы понимаем степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [4].

В рамках данного исследовательского проекта мы понимаем под результативностью социальной политики улучшение (увеличение или уменьшение в зависимости от сущности показателя) показателей, характеризующих состояние дел в той или иной отрасли социальной сферы.

Отсутствие системы показателей для оценки результативности социальной политики на региональном уровне и острая необходимость совершенствования менеджмента в данной сфере обусловили выбор темы и соответственно обеспечили ее актуальность. Для оценки результативности социальной политики как на основе статистических данных, так и с помощью изучения мнения населения в исследовании было выделено, десять отраслей социальной сферы:

1. Здравоохранение.

2. Образование.

3. Культура, досуг, спорт.

4. Доходы и материальное благосостояние.

5. Социально-трудовые отношения.

6. ЖКХ.

7. Демография и семейная политика.

8. Социальная защита.

9. Экологическая политика.

10. Обеспечение правопорядка.

По каждой сфере на начальном этапе исследования было отобрано по 10 статистических показателей. В дальнейшем многие из них оказались либо спорными (неоднозначно характеризующими результативность социальной политики), либо недоступными для сбора и сопоставления. В целом после завершения этапа сбора статистических данных было отобрано 62 показателя. В качестве примера в табл. 1 приведены перечни показателей лишь по двум отраслям социальной сферы. Таблица 1

Перечень статистических показателей для оценки результативности социальной политики9

Сфера Название показателя п/п

1 Численность врачей на 10 000 чел. населения

Численность среднего медперсонала на 10000 чел.

Населения

3 Заболеваемость на 1000 чел. населения

4 Младенческая смертность

5 Материнская смертность

Здравоохранение

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата

работников здравоохранения

Отношение среднемесячной зарплаты работников 7 здравоохранения к среднемесячной зарплате в регионе

(стране, муниципалитете)

8 Мощность ЛПУ на 10 000 человек населения

9 Численность детей на 100 мест в ДОУ

10 Количество компьютеров на 100 обучающихся в вузах

11 Среднее число учащихся на одного учителя

Образование Расходы консолидированного бюджета на общее

образование

Доля расходов консолидированного бюджета на

начальное и среднее профессиональное образование http://www.fundamental-research.ru/ru/issue/index 14 Численность студентов вузов на 10 000 чел. Населения

Отношение среднемесячной заработной платы в

образовании к средней по экономике

В данной статье приведены лишь предварительные результаты анализа статистических показателей. При расчете были рассчитаны темпы роста всех исследуемых показателей, учитывая, что их изменение может по-разному влиять на результативность социальной политики. Формула представляет собой формулу расчета темпов роста для первого показателя за период 2012 и 2013 годы:

В целом в собранном массиве данных 20 показателей, снижение которых положительно влияет на результативность социальной политики и 42 показателя, увеличение которых положительно влияет на результативность социальной политики (определено экспертами в ходе опроса).

На предварительном этапе анализа была принята шкала для оценки результативности социальной политики, представленная в табл. 2.

Анализ данных по Российской Федерации показал, что динамика 30 (48 % от общего числа показателей) из 62 показателей говорит о том, что значимых изменений в результативности социальной политики за исследуемый период нет. 17 показателей (27 %) показали положительные сдвиги в результативности социальной политики. Таблица 2

Шкала для оценки результативности социальной политики10

Изменение

Результативность Интерпретация показателя

Более чем на 15 Существенное снижение

  • 2 % результативности

От 5 до 15 % –1 Снижение результативности

Никаких существенных изменений До 5 % 0

результативности

От 5 до 15 % 1 Рост результативности

Более чем на 15

2 Существенный рост результативности %

Шесть показателей (10 %) указывают на значительное улучшение показателей результативности. Удалось значительно снизить материнскую смертность, увеличить средний размер пенсий и улучшить соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы, снизить коэффициент напряженности на рынке труда и увеличить количество семей, улучшивших жилищные условия. Еще шесть показателей свидетельствуют о том, что результативность социальной политики за исследуемый период даже снизилась. Динамика четырех показателей свидетельствует о существенном снижении результативности социальной политики. Так, снизилось число прибывших в страну, снижен в целом миграционный прирост, выросло количество выбросов, в окружающую среду и выросла доля рецидивистов в общей численности преступников.

http://www.fundamental-research.ru/ru/issue/index

Таким образом, можно сказать, что результативность социальной политики на уровне РФ за исследуемый период не ознаменовалась значительными успехами, однако в ней есть как положительные моменты, так и те, на которые необходимо обращать более пристальное внимание. Анализ статистических данных по Кемеровской области показал, что динамика 26 (42 %) из 62 показателей говорит о том, то значимых изменений в результативности социальной политики на региональном уровне за исследуемый период нет. Это чуть меньше, чем на уровне РФ. 20 показателей (32 %) показали положительные сдвиги в результативности социальной политики, что указывает на большую относительную результативность социальной политики на уровне Кемеровской области, чем на уровне РФ.

Шесть статистических показателей (10 % от общего количества показателей) указывают на значительное улучшение показателей результативности. Несмотря на то, что количественно есть совпадения, всетаки содержательно более успешными в Кемеровской области были несколько иные направления: также увеличился средний размер пенсий, снизился коэффициент напряженности на рынке труда. Динамика еще шести показателей свидетельствует о существенном снижении результативности социальной политики. Так, снизился процент устроенных на работу государственными учреждениями, снижен в целом миграционный прирост, выросла доля рецидивистов в общей численности преступников, выросло число пострадавших от несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом. Кроме того, снизились инвестиции на охрану окружающей среды.

Таким образом, можно сказать, что результативность социальной политики за исследуемый период по статистическим данным, характеризующим результативность социальной политики в Кемеровской области, не ознаменовалась значительными успехами. Но отдельные направления выглядят более успешными, чем на уровне РФ.

Один из первых выводов, который можно сделать — это то, что подобный мониторинг очень важен в деятельности государственных органов управления. Необходимо совершенствовать представление статистических данных, расширять перечень показателей, увеличивать количество субъектов, обязанных предоставлять те или иные данные в органы статистики. Пока же данные разрозненны, собираются с отставанием по времени, что затрудняет оперативную работу.

В заключение отметим, что при анализе статистических данных по

отдельным сферам социальной политики более успешными в плане результативности оказались на региональном уровне социальная защита и материальное благосостояние, на уровне РФ — социальная защита и социально-трудовые отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что существующие проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу).

На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения, социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-makroekonomike-sotsialnaya-politika-gosudarstva/