Социальная политика кипра

Введение

Республика Кипр — островное государство в восточной части Средиземного моря. Член Европейского союза с 1 мая 2004 года.

Официально территория Республики Кипр включает 98% территории острова Кипр (остальные 2% занимают британские военные базы Акротири и Декелия), а также близлежащие острова Агиос Георгиос, Геронисос, Глюкиотисса, Кила, Киедес, Кордилия и Мазаки. Реально же после 1974 года остров разделён на три части: 60% территории острова контролируется властями Республики Кипр (населённой в основном греками), 38% — Турецкой Республикой Северного Кипра (населённой в основном турками), 2% — Британскими вооружёнными силами. ТРСК признана как независимое государство Республикой Абхазия и Турцией.

Столица Республики Кипр — город Никосия. Территория занимает площадь 9250 кв. километров. Население — 1 142 575 человек, плотность населения — 117 чел./кмІ. Валюта — евро. ВВП — 15,76 млрд. долларов, на душу населения — 20428 долларов.

На территории Кипра налажена добыча медных, хромовых, железных руд. Развито животноводство, шелководство. Налажен лов рыбы, губок. Работают предприятия швейной, пищевой, горнодобывающей промышленности. Продукты сельского хозяйства: пшеница, ячмень, картофель, бахчевые, миндаль, табак, грецкий орех, оливковое дерево.

Экспорт: из греческой зоны — товары швейной и фармацевтической промышленности, картофель; из турецкой зоны — промышленные товары, цитрусовые. Импорт: в греческую зону — минеральное топливо, автомашины, металлы, текстиль, продовольствие; в турецкую зону — продукция тяжелого машиностроения, транспортное оборудование, основные промышленные товары, сельскохозяйственные животные, продовольствие.

Основные торговые партнеры: греческая зона — Великобритания, Франция, Германия, Греция, Италия, Япония, арабские страны, США; турецкая зона — Турция, Великобритания, страны ЕЭС.

Остров стал важным центром морского судоходства. Несмотря на небольшие размеры Республики Кипр, он обладает третьим в мире по величине флотом.

Важную статью доходов составляет иностранный туризм. Правительство Республики Кипр сделало ставку на организацию туризма. В 1969 г. создана организация по туризму (Cyprus Tourism Organization), которая осуществляет помощь туристическим компаниям, отвечает за маркетинг, планирование и регулирование рынка туристических услуг.

1. Основы государственного регулирования экономики

12 стр., 5985 слов

Соловецкие острова

... юго-западные. Восточных ветров на Соловках не бывает. Ветер чувствуется на берегу, а середина острова прикрыта лесом, и ветры там ... старые посадки бадана толстолистного вдоль центральной дороги. На территории сада произрастает более тридцати видов древесных растений, около ... и многие другие растения, которые климатически не характерны для северных широт. Около сада находился воскобительный завод, по ...

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Основные направления госрегулирования экономики Кипра в зависимости от объекта:

1. Рынок. Основным инструментом регулирования рынка являются налоги. Налоговая обстановка Кипра является благоприятной для ведения международного бизнеса. Условия налогового законодательства на Кипре, схемы его регулирования, его структура и порядки взаимодействия с бизнес-сообществом по-прежнему остаются самыми привлекательными в Европе.

2. Экономика. Проведение денежно-кредитной политики и регулирование банковского сектора страны возложено на Банк Кипра. На протяжении последних 20 лет в качестве главного инструмента денежно-кредитной политики ЦБ применял коэффициент ликвидности активов. В 1997 году с учётом рекомендаций МВФ Центробанк перешёл на использование операций РЕПО с учреждениями денежного рынка. Значительно снижены минимальные резервные требования для банков и введены краткосрочные ломбардные кредиты. Кроме того, Центробанк планирует отказаться от предельной нормы ставок по кредитам в размере 9%, установленной ещё британской администрацией в 1944 году как меры защиты от взимания ростовщических ставок с местных фермеров, составлявших в то время основу экономики острова. Это, хотя и приведёт к повышению процентных ставок, но будет способствовать ослаблению валютных ограничений в стране. В настоящее время власти регулируют деятельность внутренних банков и страховых компаний таким образом, чтобы направлять целевые капиталовложения в производство, а также предотвращать неконтролируемую утечку капитала.

3. Социум. Оснвными инструментами регулирования являются — распределение доходов, обеспечение полной занятости населения, системы социального обеспечения и страхования.

2. Процесс регулирования

1. Определение правильного объекта. Укрупнено объектами регулирования являются социум, рынок, экономика и само государство.

2. Постановка целей. Цели бывают стратегические (долго-, средне- и краткосрочные) и тактические. Главная цель ГРЭ — обеспечение социально-экономической стабильности, формирование условий и потенциала для экономического роста, и на этой основе — повышение благосостояния народа. Для каждого объекта государство может поставить свою цель. Наличие множества объектов приводит к множественности и разнообразию целей. Выстроенные в определенную иерархию, цели образуют «дерево целей». Оно включает основную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели.

3. Выработка показателей, темпов и пропорций развития — производится на основе целей.

3. Развитие экономики

В целом мировая экономика переживает глубокий структурный кризис. Он возник на основе глобализации и потери управляемости. Мировая социально-экономическая система вышла из-под контроля.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. У современной глобализации есть свои черты. Она означает интеграцию социально-экономических систем во всем мире, особенно через торговлю, цепочки производства и финансовые потоки. Сегодня все связаны со всеми.

26 стр., 12749 слов

Прогнозирование показателей социально-экономического развития Московской области

... прогнозированию показателей социально-экономического развития; 2. охарактеризовано современное состояние социально-экономического развития Московской области в начале 2008 года; 3. осуществлено прогнозирование показателей социально-экономического развития ... экономика Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, ... экономическим и социальным развитием регионов страны, ...

Глобализация, рост количества участников, их интеграция друг с другом привели к созданию глобальной структуры, которая возникла на основе международного разделения труда (разделение труда между странами и народами, предполагающее концентрацию усилий и ресурсов на изготовлении продукции для внешнего рынка, специализацию деятельности).

Мир делится на три круга: 1 круг — США и Китай (США разрабатывают, Китай произво-

Дит), фактически две страны определяют сегодня траекторию развития мировой экономики, вокруг — инфраструктурные страны ЕС и Япония; 2 круг — страны, где добывается сырье и энергоресурсы, обладающие квалифицированной и дешевой

рабочей силой и политической стабильностью; 3 круг — бедные государства.

Глобализация и структурированность усиливает опасность кризисов. Увеличивается их масштаб и глубина. Циклы сокращаются, продолжительность укорачивается. Резко увеличивается амплитуда.

Кипр вступил в еврозону в 2004 году. В связи с ухудшением макроэкономических показателей в мире, началось постепенное ухудшение экономических показателей в экономике греческой части острова, которое совпало с ухудшением экономических показателей в других странах периферии зоны евро. При этом банковские проценты по вкладам на Кипре (+4,45%) в несколько раз превышали процентные ставки в той же валюте в Германии (+1,5%); около 55% вкладов в системе содержали сумму превышающую 100000 евро. Эти высокие проценты выплачивались большей частью за счёт новых вкладчиков, то есть имела место финансовая пирамида. Эти и другие проблемы приблизили экономику республики к краху, и страна стала перед необходимостью получения финансовой помощи от международных кредиторов.

С середины 2012 года киприотские власти начали просить «Евротройку» предоставить финансовую помощь в размере 17 млрд евро, однако Тройка готова предоставить Кипру лишь 10 млрд, а оставшуюся сумму правительству Кипра было предложено изыскать внутри страны путём повышения налогов и сборов. Споры о том как собрать эти средства для национального антикризисного плана привели к кризису, который выражался в первую очередь в заморозке банковских счетов внутри страны. Кипр получил 10 млрд евро от Евросоюза и Международного валютного фонда в обмен на ликвидацию второго по величине банка страны, списание задолженности банков кредиторами в частном секторе и изъятие вкладов на сумму свыше 100 тыс. евро. В ночь 25 марта 2013 года Еврогруппа сняла угрозу нерегулируемого дефолта Республики Кипр.

После блокировки индивидуальных счетов Кипр фактически вышел из Еврозоны. С экономической точки зрения из-за ограничений на движение капитала евро, имеющий хождение на Кипре, уже не является идентичным общеевропейской валюте тех стран, где денежная мобильность сохранилась. Этот фактор способствовал снижению инвестиционной привлекательности Кипра.

4. Школы ГРЭ

В современых условиях развития экономики Кипра невмешательство государства в процесс регулирования экономики немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности вмешательства государства в экономику.

8 стр., 3630 слов

Типы стран по уровню социально-экономического развития

... черты социально-экономического развития. Наибольшее признание получила типология стран, разработанная на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Научная и практическая задача типологии стран - то есть выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития по ...

На мой взгляд, приоритетом должна стать смешанная экономика, для которой характерны как рыночные, так и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика госдарства. Основными задачами должны стать недопущение крена экономики в сторону офшорного сектора, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д. Все это ввозможно в разумном сочетании достижений таких школ ГРЭ, как институционализм, меркантилизм и классического подхода, учитывая достоинства и исключая заблуждения каждой из школ.

5. Инновационная политика

Государственная инновационная политика — комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

В целях обеспечения экономического роста Республики Кипр, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решения социальных проблем, обеспечения экономической безопасности необходимы:

  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики;
  • реализация важнейших социальных задач, в частности, обеспечение занятости местного населения в связи с большим притоком трудовых ресурсов из других государств;
  • улучшение экологической обстановки государства (на Кипре фактически отсутствует законодательство о защите окружающей среды, морские биоресурсы уничтожаются местным населением в катастрофических масштабах, в частности, уровень экспорта морепродуктов неуклонно падает);
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

6. Внешнеэкономическая политика

Приоритетным направлением для правительства неизменно является кипрское урегулирование, обеспечение необходимых внешних условий для его продвижения. Правительство страны высказывается за всемерное повышение эффективности и демократизацию ООН, более динамичное подключение ее потенциала к усилиям по укреплению мира и международной безопасности.

1 мая 2004 г. Республика Кипр стала полноправным членом Европейского союза, 1 сентября 2004 г. официально вступила в Европол, с 1 января 2008 г. — участник Европейского валютного союза.

Объем внешней торговли Кипра достигает почти 9 млрд. долл. Рост показателей произошел в силу увеличения мировых цен на энергоносители, что привело к рекордной для Республики Кипр цифре торгового дефицита — порядка 6,5 млрд. долл. Экспорт: из греческой зоны — товары швейной и фармацевтической промышленности, картофель; из турецкой зоны — промышленные товары, цитрусовые. Импорт: в греческую зону — минеральное топливо, автомашины, металлы, текстиль, продовольствие; в турецкую зону — продукция тяжелого машиностроения, транспортное оборудование, основные промышленные товары, сельскохозяйственные животные, продовольствие.

Основные торговые партнеры: греческая зона — Великобритания, Франция, Германия, Греция, Италия, Япония, арабские страны, США; турецкая зона — Турция, Великобритания, страны ЕЭС.

16 стр., 7811 слов

Социальная политика Республики Беларусь

... подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширяются пространства социальной защиты Республики Беларусь, как и в ... развитие культуры, системы просвещения и воспитания; усовершенствование системы социального обеспечения и социальной защиты населения; создание условий для гармонии этнациональных и ...

Остров стал важным центром морского судоходства. Несмотря на небольшие размеры Республики Кипр, он обладает третьим в мире по величине флотом.

Важную статью доходов составляет иностранный туризм. Правительство Республики Кипр сделало ставку на организацию туризма. В 1969 г. создана организация по туризму (Cyprus Tourism Organization), которая осуществляет помощь туристическим компаниям, отвечает за маркетинг, планирование и регулирование рынка туристических услуг.

Основными целями внешнеэкономической политики Кипра должны являться сбалансированность внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций.

7. Экономическая политика

Тактическими целями экономической политики Республики Кипр должны быть:

  • экономический рост — увеличение важнейших макроэкономических показателей — ВВП, НД;
  • оптимизация темпов экономического роста;
  • оптимальное сочетание интенсивного и экстенсивного развития;
  • обновление технологий и ресурсов;
  • повышение уровня ресурсной обеспеченности.

8. Социальная политика

Рассмотрим основные направления социальной политики на Кипре:

1. Медицина. В основе медицинского обслуживания на Кипре лежит принцип: здоровье как социальная ценность — это ответственность государства перед населением. Стандарт здоровья человека непрерывно совершенствуется через профилактику, поощрение здорового образа жизни, повышение качества медицинского обслуживания. Здравоохранение делает акцент на предотвращении причин смертности и заболеваний, предоставляются равные возможности медицинского обслуживания независимо от социально-экономического положения человека. Со строительством экогорода в Пафосе с его суперсовременной медициной связывается развитие медицинского туризма на Кипре.

Стандарт здоровья на Кипре сопоставим с европейским и стандартами в других развитых странах.

Страховые компании в республике предлагают множество видов медицинского страхования, гарантирующего профессиональную и неотложную медицинскую помощь. Страхование покрывает расходы на медицинскую консультацию, пребывание в больнице, патронаж и лекарства. Застрахованное лицо может выбирать больницу, в которой будет проходить лечение.

2. Занятость. В результате проведения успешных экономических реформ на Кипре, местный рынок труда демонстрирует высокую занятость населения. Безработица до кризиса составляля около 3,5%, а во время кризиса не превышала 5%. За прошедшие годы в структуре занятости увеличилась доля сферы услуг.

Рынок труда на Кипре достаточно гибкий. Одновременно с развитием Национального плана занятости на Кипре, который учитывал участие во множестве Социальных проектов Евросоюза, велась работа по адаптации кипрских программ к европейским стратегиям и принципам. С 1992 года республика практикует временную занятость иностранной рабочей силы, в основном низкоквалифицированной, из-за нехватки людей в некоторых секторах экономики. Большинство иностранных рабочих заняты в сельском хозяйстве и в туриндустрии. Последние годы доля иностранной рабочей силы увеличивалась и превысила 10%.

2 стр., 976 слов

Система образования Кипра и ее связь с экономическим положением

... образование. Университеты Кипра Кипрский университет (University of Cyprus) был основан только в 1992 году. ... Кипра Дошкольное воспитание киприотов проводится в государственных, общественных (основанных и финансируемых ассоциациями родителей) и частных детских садах, а уже в пять с половиной лет дети идут в начальную школу. В ... проектов и рефератов. Интенсивность занятий - 19 часов в неделю плюс ...

3. Социальное обеспечение. Пенсию на Кипре может получать любой человек вне зависимости от гражданства. Для этого необходимо легально проработать на Кипре не менее трех лет и производить в течение этого времени отчисления из зарплаты в Фонд социального страхования. Для выхода на пенсию должно исполниться 65 лет. Пенсия по старости на Кипре выплачивается всем лицам, зарегистрированым Службой соцстраха Республики Кипр как плательщики соцналога. Зарегистрироваться могут: работающие по найму, работающие по системе самозанятости, застраховавшиеся на добровольной основе. Пенсионное пособие можно получать с 63 лет, если: зарплата, с которой производились отчисления, составляла минимум 70% от среднестатистической базовой зарплаты или человек получал пенсию по инвалидности до достижения им 63 лет. Для шахтеров в зависимости от стажа возраст выхода на пенсию может быть снижен до 58 лет. По желанию может быть осуществлен перенос начала выплаты пенсии на более поздний срок (до 68 лет).

Тогда размер пенсии увеличивается каждый месяц на 0,5% в течение всего срока отсрочки.

Каждый зарегистрированный в соцстрахе имеет право с 16 лет получать соцпособие в случае обучения на дневном отделении, службы в армии или болезни. Также выплачиваются пособия по безработице, на рождение ребенка и по уходу за ребенком, в случае травм, инвалидности, форс-мажорных обстоятельств. Родители ребенка до 12 лет имеют право на детское пособие.

9. Рыночная политика

Основные характеристики рыночной экономики Кипра:

1. Небольшой размер внутреннего рынка. Это является неблагоприятным фактором в реализации экономики за счет роста производства и развитии межотраслевых отношений.

2. Небольшой размер предприятий. Согласно данным регистрационной палаты, количество служащих в компаниях очень небольшой — в среднем 4,4 человека на компанию. В более чем половине общего количества предприятий (58%) трудится более одного человека. Микро-предприятия, в которых заняты менее 10 человек составляют 95% общего числа предприятий Кипра, малые предприятия (10-49 служащих) составляют 4%. Предприятия среднего размера (50-249 служащих) — 0,7%, большие предприятия (от 250 человек) — 0,1% от общего числа предприятий.

3. Количество рабочей силы. Небольшое количество населения Кипра диктует некоторые несоответствия на рынке труда. Количественные и качественные несоответствия очевидны во всех секторах экономики, что компенсируется наемной иностранной силой. Несоответствия более очевидны в гостиничном секторе, строительстве, сельском хозяйстве и производстве, тогда как на профессиональных уровнях нехватки кадров не существует.

4. Превалирующая роль и увеличивающаяся важность секторов услуг, частичная зависимость от туристического сектора.

Роль государства должна концентрироваться главным образом в поддержании условий макроэкономической стабильности и благоприятном деловом климате при создании необходимой законодательной структуры, обеспечении условий справедливой конкуренции, формировании и стимуляции спроса на трудовые ресурсы.

10. Государственная политика

Необходимо четко определить субъектов государственного регулирования и зоны их ответственности:

7 стр., 3104 слов

Советско-Югославский конфликт 1948 года

... происходящем». В статье, опубликованной в югославском официозе, газете «Борба», 21 апреля 1949 года под названием «Почему ТАСС не ... лидера в своих внешнеполитических целях. Однако вскоре этот конфликт стали рассматривать в США с позиций глобального американо ... противоречий вокруг проблемы Кипра, данный пакт фактически прекратил своё существование. Уже в это время югославское руководство стало ...

1) законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономических и социальных процессов. Определяет границы и формы вмешательства государства в экономику, основной рычаг влияния — рассмотрение и принятие государственного бюджета;

2) исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование экономики, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития;

3) Центральный Банк проводит эмиссию денег и регулирует денежный рынок;

4) судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйственных споров.

11. Региональная политика

Регионы Кипра:

1. Никосия. Столица и деловой центр острова. Именно здесь расположена большая часть государственных учреждений, зарубежные посольства и большинство ВУЗов. В Никосии решаются главные вопросы, связанные со строительством объектов недвижимости и инвестициями.

2. Лимассол. Широко представленная русская община, уступающая по численности только англичанам. Здесь есть русские школы, действует комплекс Интерколледжа, по окончании курса в котором можно переводиться в некоторые американские, британские и швейцарские ВУЗы. Здесь наиболее высокий уровень продажи недвижимости на Кипре и самая большая стоимость жилья.

3. Пафос. В античные времена был столицей острова. Многие сохранившиеся исторические памятники привлекают туристов со всего мира. Курорт знаменит высококлассными отелями. Здесь самая многочисленная англо-говорящая диаспора и немало русских. В окрестностях Пафоса расположены лучшие поля для гольфа на Кипре.

4. Ларнака. Третий по численности населения город на острове, основан более 30 веков назад. Именно здесь расположен главный кипрский международный аэропорт.

5. Фамагуста. Один из богатейших городов, называемый городом всех влюбленных. Здесь множество исторических и культурных памятников.

6. Кирения — портовый город на северном побережье острова Кипр.

Главная цель региональной политики состоит в сохранении единства и целостности государства путем обеспечения баланса общегосударственных и региональных интересов. С 1974 года северная часть Никосии, Фамагуста и Кирения находятся в составе частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра. Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против конкретного плана проголосовали 75% греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном. План кипрского урегулирования, предложенный ООН (План Аннана), предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греков, означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путём отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру.

По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того — предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра.

25 стр., 12319 слов

Новосиби рск до года новоникола евск

... развития и притяжения для всего макрорегиона Сибирь. 7. История 7.1. Возникновение и история до 1917 года Возникновение первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием ... Население моложе трудоспособного возраста — 196,8 тыс. чел (14,0 %) из них детей в возрасте 1-6 лет — 85,9 тыс. чел (6,1 %) Население трудоспособного возраста — 899,0 тыс. чел ...

Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95% должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.

С сентября 2008 года между двумя общинами начался переговорный процесс по воссоединению острова. Президенты Деметрис Кристофиас и Мехмет Али Талат возглавили эти переговоры. За основу был взят план Аннана. И на протяжении этого времени было согласовано большинство спорных вопросов. 12 мая 2014 года Европейский суд по правам человека постановил, что Турция должна выплатить Кипру 30 миллионов евро за моральный ущерб, нанесённый родственникам арестованных турецкими оккупационными властями и пропавших затем без вести греков-киприотов, и 60 миллионов евро за моральный ущерб блокированному на полуострове Карпасия греческому населению. Тем самым Европейский суд, в очередной раз подтверждает, что он признаёт только одну государственную формацию на острове, Республику Кипр, часть территории которой оккупирована Турцией.

С остальными регионами Кипра в связи с относительно небольшой территорией острова взаимодействие федерального центра находится на крайне высоком уровне, хозяйственного обособления регионов не наблюдается, все регионы в силу их равного географического положения развиваются приблизительно одинаковым путем, внутрирегиональных конфликтов социального и общественного характера не наблюдается.

12. Бюджетирование

Бюджет Республики Кипр на 2014 год — это первый посткризисный бюджет, принятый после внедрения плана «спасения» Кипра международными кредиторами. Особенность бюджета-2014 в сокращении расходов по всем статьям на 10%, по сравнению с главным финансовым документом 2013 года, который год назад называли бюджетом жестких ограничений и сокращений. Бюджет 2014 года получился еще жестче и экономнее. Расходная часть утверждена в 7,75 миллиардов евро, доходная — 7, 96 миллиардов евро.

В доходную часть бюджета включены платежи консолидированного фонда, по которым платятся кредиты, проценты и еще целый ряд статей, которые, конечно же, должны быть исключены из доходной части. Отмечается, что 2014 год, вероятно, будет самым трудным годом для кипрской экономики, но это будет время, чтобы исправить проблемы, которые привели к её упадку.

В 2014 году Кипр ожидает усиление рецессии. Планируется, что ВВП (внутренний валовый продукт) составит 15, 952 миллиардов евро по сравнению с 16, 423 миллиардами в 2013 году и 17,720 миллиардами в 2012 (разница составляет 471 миллион евро и 1768 миллионов соответственно).

Увеличится госдолг, который в будущем году достигнет 19,6 млрд евро и составит 124,4% ВВП, а безработица вырастет до 19,5% по сравнению с 17% в нынешнем году. Дефицит бюджета в 2014 году составит 1, 121 миллиардов евро, а это 7,1% от ВВП.

Бюджет будущего года строго ориентирован на обязательства правительства Кипра перед международными кредиторами по выполнению плана спасения, в рамках которого республике был выделен кредит в 10 миллиардов евро. Они включают меры жесткой экономии, снижение заработной платы в госсекторе, пенсионных выплат и пособий, а также проведение реформ в системе госуправления, медицинского страхования и в налоговой сфере.

11 стр., 5445 слов

Здоровье ребенка от рождения до 1 года

... в процессе развития с момента рождения до 1 года. Навыки, приобретаемые ребенком до года по месяцам в процессе развития Развитие ребенка в 1 месяц: В основном малыш демонстрирует ... какого-нибудь исследователя только что открытый остров. Поэтому даже не пытайтесь бороться с «разрухой», лихорадочно собирая разбросанные вещи, не ругайте ребенка за сломанные предметы. Ваша задача ...

13. Налогообложение

Ожидаемое повышение ставки НДС на Кипре уже произошло, соответствующий законопроект вступил в силу с 13 января 2014 года.

В апреле 2013 года власти Кипра, согласно требованиям троих кредиторов (МВФ, Еврокомиссия, Европейский Центробанк) по антикризисной помощи Республике, внесли изменения в Налоговый кодекс страны.

С 13 января 2014 года стандартная ставка НДС, распространяющаяся на 80% товаров и услуг на Кипре, повысилась с 18% до 19%.

Также повысилась ставка НДС, которая в Республике действует как сниженная для отдельных видов услуг: с 8% до 9% поднялась ставка для бизнеса, связанного с пассажирскими перевозками, а так же для гостиничного и ресторанного бизнеса.

Неизменной осталась только действующая сниженная ставка НДС, которая применяется к продаже медикаментов, продуктов питания, книг — она составляет 5%.

При этом, несмотря на принятие данных изменений в Налоговом кодексе, Кипр все же остается одной из стран с самой низкой ставкой НДС в Евросоюзе.

14. Финансирование

В первую очередь, оздоровительные меры должны коснуться банковской системы, которая продолжает оправляться от последствий экономического кризиса, в связи с чем постепенно снимаются наложенные ранее ограничения. В этой связи местный Минфин объявил о снятии ограничений на внутренние переводы на территории острова, отменен дневной лимит на снятие наличных денежных средств из банкоматов, который составлял 300 евро. Снятие запрета касается местных банков, так как иностранные финансовые учреждения были освобождены от подобных ограничительных мер еще в конце 2013 г., сообщает ИТАР-ТАСС.

Кипр намерен вернуть и прежний статус своим банкам — недавно Центробанк острова учредил состав 16-ти новых директоров совета Банка Кипра под непосредственным руководством самого Президента.

Несмотря на это, по-прежнему сохраняются ограничения на вывод средств из местных банков за рубеж. Что касается физических лиц, то им запрещено вывозить наличными более 3 тыс. евро. В связи с этим необходима тщательно продуманная и планомерная работы по снятию этих и других ограничений без последствий для экономики страны.

15. Инвестирование

инвестиционный государственный экономика

После блокировки индивидуальных счетов Кипр фактически вышел из Еврозоны. С экономической точки зрения из-за ограничений на движение капитала евро, имеющий хождение на Кипре, уже не является идентичным общеевропейской валюте тех стран, где денежная мобильность сохранилась. Этот фактор способствовал снижению инвестиционной привлекательности Кипра.

Однако, после вполне логичного финансового бегства с Кипра вкладчиков из Европы и СНГ регистрации компаний на острове продолжаются. Заманчивый уровень налогообложения, статус европейской юрисдикции и привычка делают своё дело. Кипр потерял надёжность в качестве банковского центра, но по-прежнему вызывает интерес в качестве оффшорной зоны. В сентябре Россия и Кипр подписали соглашение о реструктуризации кредита. Президент Кипра назвал Россию партнёром Кипра, сходной финансовой политики придерживаются бизнесмены и большинства государств постсоветского пространства. Например, «Промсвязьбанк» — надёжный партнёр Кипра — был в числе первых структур, выведенных из-под всех ограничений, да и количество клиентов банка по итогам года не только не уменьшилось, а даже немного возросло. Руководство банка уже заявило о больших планах на 2014 год. Кипр намерен вернуть прежний статус и своим банкам — недавно Центробанк острова учредил состав 16-ти новых директоров совета Банка Кипра под непосредственным руководством самого Президента Республики Никоса Анастасиадиса. Его избрание на пост руководителя страны практически совпало со смутным периодом кипрской экономики. Будучи не экономистом, а юристом высокой квалификации Анастасиадис уверенно руководит выходом из кризисной ситуации. Пока что Кипр перестали называть «прачечной» для отмывания денег теневой экономики.

Главная надежда на улучшение состоит в том, что с марта 2013 по март 2014 год правительство Кипра выполнило все, по сути, драконовские требования Еврогруппы и вышло с минимальными потерями из финансового кризиса, который мог обернуться катастрофой, что и случалось уже неоднократно с менее устойчивыми оффшорными юрисдикциями. Дальнейшая политика снятия введенных в 2013 году ограничений в банковском секторе, тщательно продуманные внешнеэкономические операции и совершенствование законодательства позволит повысить степень доверия потенциальных инвесторов в экономику Кипра.