Ресурсное обеспечение социальных программ

Содержание скрыть

В основе решения наиболее актуальных проблем социально -экономического развития региона должны лежать программы развития социальной сферы, которые являются составной частью (подсистемой) общей системы региональных целевых программ развития экономики региона. В условиях ограниченности финансовых ресурсов становится особенно важным так называемый социальный контроль за инвестициями со региональных органов власти. Осуществление такого контроля в регионе как раз и подразумевает отбор программ исходя из социального стандарта региона как главного критерия их эффективности. Предпочтение должно отдаваться тем программам, которые направлены на решение проблем в сферах наибольшего отставания.

Практика показывает, что региональное экономическое и социальное развитие можно стимулировать разнообразными взаимосвязанными воздействиями в различных областях, со многими целями, самыми различными участниками. Одновременно проявляется тенденция изменения содержания, задач и функций планирования.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях формирование и реализация программ социально -экономического развития в регионе становится действенным инструментом регионального регулирования и планирования. Формирование региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в России, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Объектом исследования данной работы является Курская область.

Предметом исследования является реализация областных целевых социальных программ в регионе.

Целью курсовой работы является анализ реализации областных целевых социальных программ в регионе, на примере конкретной программы.

В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:

1) изучить специфику региональных программ;

2) рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;

3) рассмотреть механизм реализации целевых программ;

4) изучить областную целевую программу «Социальное развитие села до 2013 года»;

13 стр., 6451 слов

Региональная экономическая политика РФ

... механизмов. Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития: экономическую активность, которая требует ...

5) провести анализ реализации областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»;

6) выявить проблемы и перспективы ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года».

Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Росстата, Правительство Курской области, законы Курской области, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации, материалы периодической печати, научные труды известных авторов.

1 Специфика, методика и механизм реализации региональных целевых программ

1.1 Специфика региональных программ

В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них — программноцелевой подход, позволяющий квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства [5].

Региональные программы — это разновидность целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем [13].

Конкретные региональные программы могут быть классифицированы в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 — Классификация региональных программ

Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения.

По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка[4].

Основные задачи региональных программ отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Основные задачи региональных программ

Региональные программы должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решении не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других — преодоление хронической отсталости, активизации полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают региональным и федеральным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.

3 стр., 1051 слов

Региональные целевые программы социально-экономического развития: ...

... программы социально-экономического развития. Предмет работы – механизм разработки и реализация региональных целевых программ социально-экономического развития ХМАО-Югры. Цель работы – исследование механизма разработки и реализации региональных целевых программ социально-экономического развития ХМАО-Югры. Задачи работы: изучить сущность и виды региональных целевых программ социально-экономического ...

В СССР был накоплен значительный опыт разработки государственных региональных программ: Урало-Кузнецкий комбинат, Ангаро-Енисейская проблема, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс и др. Научные основы построения таких программ в значительной мере сохраняют свое значение и в настоящее время. Однако условия реализации разрабатываемых программ теперь качественно иные: отсутствие централизованного планирования и управления, множество собственников и рыночная среда, открытость экономики, возросшая роль региональных и местных властей.

Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально — экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы. Проект программы должен включать пункты, отображённые на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные пункты, которые включает проект программы

В процессе подготовки программы разрабатывается концепция, различные сценарии и прогнозы, применяются разнообразные аналитические методы.

После завершения разработки проекта программы госзаказчик организует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами -исполнителями программы. Проводится экспертиза проекта, а по результатам — соответствующая доработка.

К числу основных недостатков практики разработки и особенно реализации региональных программ следует отнести:

1) выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющее их первоначальный замысел, структуру и конечные цели;

2) отставание в создании механизмов реализации, особенно финансовых (гарантийно-залоговых фондов, «наполнения» иностранных кредитных линий и т.д.);

3) слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на определенной территории;

4) отсутствие зафиксированных правил распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;

5) недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целям программ.

1.2 Методика разработки региональных целевых программ

Разработка региональной программы — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Для региональных программ также разрабатываются паспорт программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета).

30 стр., 14914 слов

Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем

... средств реализации государственной политики, влияющих на производственные, экономические и социальные процессы в пределах компетенции федеральных и региональных властей. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального, научно-технического развития, ...

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

  • а) перечень основных, решаемых ею задач;
  • б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;
  • в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;
  • г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. [2].

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально -экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально -экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются цели социальноэкономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.

Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ — рисунок 4.

Рисунок 4 — Основные этапы разработки целевых программ

Теперь о каждом этапе по подробнее.

1) выбор объекта программы — объект он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва;

2) построение «дерева целей» — по каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить;

14 стр., 6623 слов

Федеральные целевые программы

... экономической и социальной политики Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой ... в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных. Теоретико-методологической основой исследования в области ...

3) обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути;

4) структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов;

5) оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.);

6) маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются;

7) создание целевых оргструктур, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор;

8) контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом [4].

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.

Важное условие разработки целевых программ — правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня. На макроуровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов — приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними.

Приоритеты можно разделить на группы:

1) структурные приоритеты — развитие отдельных отраслей или регионов;

2) приоритеты научно-технического прогресса;

3) социальные приоритеты;

4) приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.

Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др. Особенность таких программ — высокая доля административных методов в механизме их реализации.

1.3 Механизм реализации целевых программ

Заказчик программы несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

21 стр., 10075 слов

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной ...

... отдельные упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР. Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности Задачи: 1. Изучить ... могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Среди патогенных факторов, действующих ...

Заказчик целевой программы:

  • а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта);
  • б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации (в случае, если в целевую программу включены межрегиональные и региональные целевые программы), подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку [3].

В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один — два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес — план с социально -экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.

На федеральном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном — правительством республики либо администрацией области.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ.

Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик — координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.

После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых исполнительными органами власти.

Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию.

Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач.

При разработке программы, как правило, может быть сформулирован другой подход, другой набор реализующих цель задач, в решении которых подобные мероприятия будут иметь важное значение, и они должны быть включены в такую программу.

Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные — по мере нахождения дополнительных средств.

Каждое мероприятие должно иметь указание на ожидаемый от его проведения результат. Этот результат также может служить критерием сравнения эффективности конкретных действий.

Мероприятия должны быть реальны для выполнения и по срокам, и по планируемым результатам. Определение этих показателей требует от разработчиков программы определенной доли ответственности и соответствующих расчетов. Однако только в случае их реальности эти показатели будут выполнять свою организующую и контролирующую функцию.

Все количественные показатели системы целей и реализующих их мероприятий должны быть согласованы между собой. Достижение определенных целей или показателей по ряду мероприятий требует некоторых дополнительных условий. Таким условием может быть привлечение других служб и ведомств.

Отдельные мероприятия могут потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного финансирования. Все эти условия должны быть указаны в перечне мероприятий, иметь соответствующие обоснования и расчеты.

Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления — рисунок 5.

Рисунок 5 — Механизм осуществление программы

Несмотря на важность этого раздела, часто раздел о механизме реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.

Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

2 Реализация ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

2.1 Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий [1].

В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа ранее используемых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования расходов привела к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и области в целом.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села требуется проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы. Для устойчивого

социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны области необходима государственная поддержка для развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания сельскому населению нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения;

2) межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению и координации органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях.

В комплексном подходе к проблеме сельского обустройства основным является принцип дифференциации решения проблемы с учетом типа сельского населения, количества и возрастной структуры проживающего населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и функциональной направленности, и в целом обеспечивает доступность и общественно приемлемое качество базовых социальных благ для сельского населения.

Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генеральных планов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Программа разработана для достижения следующих основных целей, отображённых на рисунке 6

Рисунок 6 — Основные цели программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач, отображённые на рисунке 7.

Рисунок 7 — Основные задачи программы «Социальное развитие села до 2013 года»

С учетом ограниченности средств бюджета поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития.

Основные пути решения программных задач:

1) приоритетная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на областном и местном уровнях;

2) повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективных правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

3) повышение эффективности использования имеющихся материальнотехнических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций (предприятий) интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

4) удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

5) создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, организаций и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

Программа призвана способствовать реализации задач, определенных стратегией социально-экономического развития Курской области до 2030 года, одобренной Постановлением Правительства Курской области от 20.12.2006 N 407-пп «О стратегии развития Курской области на период до 2030 года», и областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Курской области на 2008 — 2012 годы.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает в себя мероприятия федерального, областного и местного уровня по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

2.2 Анализ реализации областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»

На софинансирование мероприятий областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2011 году получены лимиты из федерального бюджета в сумме 107,8 млн. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности — 65,6 млн. рублей, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 32,2 млн. рублей, водоснабжение сельских населенных пунктов 10,0 млн. рублей. Законом Курской области от 20.12.2010 года №4156/942-IY- ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию программы выделены средства областного бюджета в сумме 770,8 млн. рублей, из них на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 41,0 млн. рублей, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности — 83,5 млн. рублей, взнос в уставный капитал ОАО «Сельский дом» — 557,54 млн. рублей, водоснабжение сельских населенных пунктов — 56,94 млн. рублей, мероприятия по строительству объектов образования в сельской местности — 31,85 млн. рублей [10].

В феврале 2011 года было проведено совещание с заместителями глав администраций муниципальных образований районов и специалистами администраций, ответственными за выполнение программы «Социальное развитие села до 2013 года» по вопросу ««Итоги выполнения программы «Социальное развитие села до 2013 года» за 2010 год и задачи на 2011 год». На котором было подписано Соглашение между Губернатором Оренбургской области и Минсельхозом Российской Федерации о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Оренбургской области на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2011 год от 21.02.2011 года №105/10.

Выполнение основных целевых индикаторов реализации мероприятий программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2011 году по отрасли «растениеводство» за 2011 год:

1) предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 38 тыс. га сельскохозяйственных угодий (100% от запланированного);

2) защищено и сохранено от ветровой эрозии и опустынивания 5,5 тыс. га (100%);

3) введено в эксплуатацию мелиорируемых земель 509 га (115% от запланированного);

4) сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности за 2011 год приобретено и внесено 15,26 тыс. тонн в действующем веществе минеральных удобрений при плане 10,0 тыс. тонн в действующем веществе (153%);

5) в 2011 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов доведен до 15% (100%);

6) внедрены ресурсосберегающие технологии на площади 2702,8 тыс. га (104%);

7) площадь закладки многолетних насаждений составила 165 га (100%);

8) по предварительным данным по области намолочено 2917,8 тыс. тонн зерна в весе после доработки при средней урожайности 12,0 ц/га;

9) под урожай 2012 года озимых посеяно 546,0 тыс. га (68%).

Площадь ярового сева запланирована не ниже уровня предыдущего года;

10) засыпано семян яровых зерновых и зернобобовых культур 371,6 тысяч тонн (100% от потребности);

11) по области во всех категориях хозяйств заготовлено по 18,4 центнера к.ед. на 1 условную голову;

12) вспахано черных паров и зяби на площади — 1333, 1 тыс. га.

При реализации областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», предусматривалось произвести хозяйствами всех категорий молока 863 тыс. тонн; скота и птицы на убой 260 тыс. тонн. К целевым показателям произведено молока 94, 9%; скота и птицы на убой 79, 7%.

По состоянию на 01. 01. 2012 года в хозяйствах всех категорий имелось: крупного рогатого скота всего — 655, 4 тыс. голов, в том числе коров — 318, 1 тысяч; свиней — 260, 8 тысяч; овец и коз — 286, 2 тысяч голов. Выполнение основных целевых показателей отображено в таблице 1.

Таблица 1 — Выполнение целевых показателей областной программы в 2011 году

Наименование целевых индикаторов

Единицы

измерения

Предусмотрено программой на 2011 год

Достигнуто в 2011 году

%

Производство скота и птицы

Тыс. тонн

260, 0

207, 3

79, 7

Производство молока

Тыс. тонн

863, 0

818, 7

94, 9

Прирост реализации племенного молодняка, условных голов

%

15, 0

15, 0

Удельный вес племенного скота в общем поголовье

%

12, 0

17, 8

Поставка племенного скота товарным хозяйствам племенными заводами и репродукторами, в том числе

Тыс. голов

9, 93

9, 93

100

Крс молочного направления продуктивности

Тыс. голов

2, 8

2, 093

74, 8

Крс мясного направления продуктивности

Тыс. голов

1, 1

2, 027

184, 3

свиней

Тыс. голов

4, 7

5, 810

123, 6

Поголовье коров мясного направления продуктивности в сельскохозяйственных на конец года

Тыс. голов

32, 6

40, 1

123, 1

Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях и КФХ на конец года

Тыс. голов

60, 0

70, 2

117

За прошедший год сельхозтоваропроизводители области приобрели за счет всех источников финансирования 766 шт. тракторов всех марок, что составило 52, 9% от планового показателя, 276 шт. зерноуборочных (44, 6%) и 40 шт. кормоуборочных комбайнов (40, 8%).

В соответствии с Соглашениями «О поставке нефтепродуктов для агропромышленного комплекса», заключенными Курской областью с ОАО НК «РуссНефть» и ЗАО «ФортеИнвест», сельскохозяйственным товаропроизводителям области в 2011 году поставлялись горюче-смазочные материалы по льготным ценам, составляющим 16200 рублей за одну тонну дизельного топлива и 18900 рублей за одну тонну бензина. За март — ноябрь прошедшего года по льготным ценам было выбрано 143, 5 тыс. тонн дизельного топлива и 16, 3 тыс. тонн бензина на общую сумму 2585, 5 млн. рублей. Экономия за счет приобретения нефтепродуктов по льготным ценам составила 1224, 4 млн. рублей. По предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности области объем отгруженных пищевых продуктов, включая напитки, собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2011 год составил 12 617 216 тыс. рублей, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выше на 0, 1 %. Индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки, за январь-декабрь 2011 года составил 99, 5 %, а увеличение объема выработки против уровня 2010 года представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Увеличение объема выработки в 2011году против уровня 2010 года

Наименование

Увеличение в %

1

2

Колбасные изделия

2, 9

Молоко и сливки в твердых формах

51, 9

Масло сливочное и пасты масляные

36, 8

Сыры и продукты сырные

15, 1

Мука

19, 9

Крупа

12, 0

Макаронные изделия

43, 5

Воды минеральные

14, 4

Кондитерские изделия

0, 4

Нарастили объемы производства за январь-декабрь 2011 года: ООО «Городской Торг»,, ООО «ЖеЛен, ООО «Курский молочный комбинат», ООО «Курское молоко», ОАО Молкомбинат «Дмитриевский», ОАО «Курский хлебокомбинат», ООО «Курский ликероводочный завод», ООО «Курскспирт». Сельскохозяйственным производством в области занимаются 470 сельхозпредприятий, 6725 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей и 296, 8 тысячи личных подсобных хозяйств. Производство валовой сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) в хозяйствах всех категорий в 2011 году составило 71831, 6 млн. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2010 годом составил 142, 2 %. В 2011 году удельный вес продукции растениеводства в общей стоимости сельскохозяйственной продукции составил 51, 9 %, вотноводства — 48, 8 % (в 2010 году соответственно 32, 4 % и 67, 6 %).

По итогам 2011 года сельхозпредприятия Курской области получили — 705, 2 млн. рублей прибыли при уровне рентабельности 4, 3 % (в 2010 году было получено 217, 2 млн. рублей убытка при уровне убыточности 1, 3 %).

С прибылью завершили 2011 год 370 сельхозпредприятий (78, 7% от общего количества против 66, 1% в 2010 году), сумма прибыли в них составит 1473, 5 млн. рублей. 100 хозяйств по итогам года получат убытки в сумме 768, 3 млн. рублей.

В рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года» из федерального бюджета и бюджета Курска сельскохозяйственным товаропроизводителям были проведены выплаты, часть которых представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Основные выплаты из федерального и областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2011 году

Выплаты из

млн. рублей

Выплаты из

млн. рублей

1

2

3

4

Федерального

бюджета

1358, 1

Бюджета

Оренбургской области

2418, 3

На поддержку

племенного

животноводства

50, 0

На поддержку

племенного

животноводства

55, 6

На компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам,

полученным на срок до 1 года

331, 5

На компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам,

полученным на срок до 1 года

166, 1

На поддержку

элитного

семеноводства

54, 0

На поддержку

элитного

семеноводства

114, 8

На компенсацию части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями

4, 7

На компенсацию части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями

1, 9

На компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений

42, 5

На компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений

89, 7

На компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений (рапс)

1, 6

На компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений (рапс)

9, 2

Проект «Земский доктор» позволил привлечь молодых врачей для работы на селе. Всего на область для земских врачей предусмотрено 69 млн. рублей федеральных средств. Однако резервный фонд позволяет увеличить эту цифру — если число желающих поехать работать в село будет больше. Планируется, что сельское здравоохранение области за два года ожидает пополнение в сотню молодых врачей.

На сегодня 70 молодых врачей из 25-ти муниципальных образований области, прибывших на работу в сельские лечебные учреждения в 2011 -2012гг., стали получателями 1 миллиона рублей в качестве подъемных.

Лидер по привлечению молодых кадров — Дмитриевское здравоохранение, сюда прибыли 11 специалистов. По 7 земских докторов трудятся в Курчатовском и Курском районах [11].

Законом Курской области «Об областном бюджете Курской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы» предусмотрены средства на реализацию ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года» на 2012 год в сумме 569, 77 млн. руб., в том числе социальные выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности — 83, 5 млн. руб., обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе — 41, 0 млн. руб., на жилищное строительство — 357, 54 млн. рублей, на объекты капитального строительства — 87, 73 млн. рублей.

Курской области также были выделены лимиты из федерального бюджета в сумме 99, 7 млн. рублей, из них на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 55, 67 млн. рублей, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 27, 33 млн. рублей, водоснабжение сельских населенных пунктов 16, 7 млн. рублей.

Подписано соглашение с Минсельхозом Российской Федерации о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Курской области на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности №549/10 от 27. 03. 2012 года.

Фактическое освоение средств региональной программы за период с января по сентябрь 2012 года составило 1297, 07 млн. руб., в том числе федеральный бюджет — 83, 34 млн. руб., областной бюджет 530, 07 млн. руб., местные бюджеты — 2, 88 млн. руб., внебюджетные источники — 580, 78 млн. руб.

Введено в эксплуатацию и приобретено 1597 жилых домов (квартир) общей площадью 140, 12 тыс. кв. м, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами 87 жилых домов (квартир) общей площадью 6, 49 тыс. кв. м. Также из таблицы 4 видно объём денежных средств которые были выданы в 2012 году на ипотечные жилищные кредиты в рамках областной целевой программы »Социальное развитие села до 2013 года» [7].

Таблица 4 — Сведения о выданных ипотечных жилищных кредитах (займах) в рамках ОЦП »Социальное развитие села до 2013 года»

Всего

в том числе:

на строительство жилых домов

на приобретение жилых домов (квартир)

количество,

ед.

объем, тыс. руб.

количество

ед.

объем,

тыс.

ру б .

количество,

ед.

объем, тыс. руб.

1

3

4

5

6

7

8

Выдано

ипотечных

жилищных

кредитов

(займов) —

всего

8

3 775, 29

0

0, 00

8

3 775, 29

в том числе: гражданам -получателям федеральной поддержки

8

3 775, 29

8

3 775, 29

из них: молодым семьям и молодым специалистам

5

2 525, 04

5

2 525, 04

В Оренбургской области последний год действует государственная областная программа «Социальное развитие села до 2013 года». В министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области 26 февраля 2013 года прошло совещание, на котором подведены итоги выполнения мероприятий данной программы за 2012 год и поставлены задачи на 2013 год. На совещание были приглашены заместители глав муниципальных образований районов и специалисты администраций, ответственные за выполнение программы.Заместитель министра Василий Шмарин отметил, что, по сути, эта программа единственная, которая обеспечивает потребность сельских жителей в улучшении жилищных условий. Она затрагивает интересы не только работников АПК, но и учителей, медиков, работников культуры, сотрудников сельских и районных администраций, без ограничения возраста,

Начальник управления по развитию малых форм хозяйствования, сельских территорий, перерабатывающей промышленности и регулированию земельных отношений Анатолий Логинов доложил, что в 2012 году финансирование программы осуществлялось в соответствии с утвержденным областным бюджетом и лимитами федерального бюджета, выделенными на реализацию мероприятий программы, также привлекались средства местных бюджетов и внебюджетные источники. Всего в 2012 году программные мероприятия профинансированы за счет всех источников в объеме более 1, 52 млрд. руб.

На 2013 год Правительство Российской Федерации для Курской области предполагает выделить субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в сумме 60, 47 млн. руб. (в 2012 г — 55, 67 млн. руб. ), обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 29, 69 млн. руб. (в 2012 году 27, 33 млн. руб. ), — сообщил Анатолий Логинов. — По сравнению с 2012 годом планируемая сумма федеральной поддержки увеличивается на 7, 15 млн. рублей (официального распределения лимитов еще нет).

Бюджетом Оренбургской области на 2013 год на программу выделено 529, 04 млн. руб., из них: на социальные выплаты на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности — 83, 5 млн. руб., обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе — 41, 0 млн. руб., на строительство объектов водоснабжения — 47, 0 млн. руб., бюджетные инвестиции ОАО «Сельский дом» — 357, 54 млн. руб.

В ходе совещания участники также обсудили вопросы оформления земельных участков и объектов жилищного строительства, находящихся в залоге у ОАО «Сельский дом», в собственность участников программы и членов их семей; постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и основные причины отказов при постановке на учет; оформления технических паспортов объектов недвижимости; оформления земельных участков и объектов жилищного строительства в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках программы.

С 2014 года программа «Социальное развитие села до 2013 года» плавно переходит в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года», в которой сохраняются все направления государственной поддержки, предусмотренные в программе «Социальное развитие села до 2013 года» и появятся два новых направления-поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, а также грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ.

3 Проблемы и перспективы ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

Для решения неотложных проблем АПК разработана областная целевая программа «Социальное развитие села до 2013года» программа поддержки и развития Курского села. Она направлена на обеспечение стабильного и эффективного функционирования агропромышленного комплекса, ориентированного на удовлетворение внутренних и внешних потребностей региона в продукции сельского хозяйства и продуктах ее переработки; социальное возрождение села, преодоление бедности крестьян, внедрения достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, внедрения международных стандартов.

В этой программе выделяется ряд явлений, негативно влияющих на реализацию программы, представленных на рисунке 8.

Рисунок 8 — Явлений, негативно влияющие на областную социальную программу

Основными проблемами, требующими немедленного решения, являются [14]:

1) в области земельных отношений:

  • а) аграрная и ее составляющая — земельная реформа — осуществляются без прозрачных концептуальных основ и программ дальнейших действий, прежде всего органов власти, без учета интересов крестьян;
  • б) социальное напряжение и недоверие субъектов рынка как следствие опасений крестьян — собственников земли потерять свою собственность;
  • в) ежегодные потери гумуса в результате минерализации и эрозии почв;

г) несовершенное государственное управление, отсутствие реального контроля за качеством и состоянием использования земельных угодий

2) в области производства и сбыта сельскохозяйственной продукции

а) общий дотационный подход, основанный на обеспечении продовольственной безопасности и увеличении производства во всех отраслях;

  • б) отсутствие целенаправленной региональной политики по привлечению инвестиций и непоследовательная политика в бюджетном регулировании и привлечении кредитов;
  • в) региональная политика развития села, не включает поддержку отраслей международной и местной специализации и построение комплексных интегрированных моделей развития региона;

г) отсутствие полноценного рынка сельскохозяйственной продукции, в том числе оптовых и биржевых рынков, и как следствие — дисбаланс в ценообразовании на производство сельскохозяйственных продуктов

3) в социально-экономической сфере на селе:

  • а) не определены источники и не созданы механизмы финансирования мероприятий по реализации всех составляющих региональной политики по развитию сельских территорий, в том числе: анализа, прогнозирования и планирования;
  • финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственного производства;
  • технического и технологического перевооружения, развития и функционирования социальной сферы, занятости трудоспособного населения;

б) обострение демографической ситуации, упадок социальной инфраструктуры, безработица и бедность обусловили трудовую миграцию сельского населения, привели к резкому сокращению количества сельских поселений, и как следствие вымирание сел

в) отсутствует политика развития сельской местности и ее поддержка, органы местного самоуправления не имеют реальных экономических и социальных рычагов влияния;

— г) значительное отставание села от города по уровню и условиям жизни, фактическое отсутствие системы бытового обслуживания, средний уровень заработной платы лиц, занятых в сельском хозяйстве, вдвое и ниже средней заработной платы в других отраслях, ухудшается кадровый состав.

4) в сфере развития аграрной науки:

— низкий уровень научной базы части научно-исследовательских учреждений АПК, старение научных работников, отсутствие молодежи в НИИ (научная работа потеряла престижность, стимулирования работников (особенно молодых ученых) — недостаточное, и как следствие — отток ученых в другие страны или в другие отрасли народнохозяйственного комплекса)

Также можно выделить 4 основных направлений, которые помогут эффективнее реализовывать программу в Курской области, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9 — Направления, которые помогут эффективнее реализовывать программу

Распишем каждое направление поподробнее. Первое можно охарактеризовать тем, что политика региона должна исходить из принципа поддержки аккумулирования земельных долей и имущественных паев в руках наиболее эффективных собственников. Необходимо продолжить создание условий для развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, стимулировать формирование союзов производителей по отраслям аграрного сектора, создание системы консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставляющих консультационные услуги сельхозтоваро-производителям, расширять и совершенствовать федеральную систему рыночной информации.

О втором направлении можно сказать что, деятельность Правительства области должна быть направлена на финансовое оздоровление отрасли путем реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджеты.

Третье направление Правительству области необходимо проводить меры по разработке и введению в действие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота, развитию механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и системы страхования в сельском хозяйстве, формированию системы долгосрочного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса, стимулированию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.

Четвёртое направление это содействие расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции. В этом направлении необходимо обеспечить проведение закупок продовольствия для региональных нужд исключительно на внутренних рынках, также следует поддерживать экспорт сельскохозяйственной продукции [8].

ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года» направлена на модернизацию сельского хозяйства, но есть проблемы которые тормозят эффективное развитие программы. Это, во-первых, развитие материальнотехнической базы (не хватает мощностей по хранению продукции, специализированного транспорта, слабо развита деятельность логистических центров и других элементов агропродовольственного рынка).

Во-вторых, технологическое переоснащение отрасли, что, с одной стороны, требует инвестиций, а, с другой — формирования в секторе современной инновационной системы (развитие сельскохозяйственной науки и образования, механизмов внедрения в производство достижений научно -технического прогресса); в-третьих, это социальное обустройство деревни и диверсификация сельской экономики; расширение сферы несельскохозяйственной занятости, с тем, чтобы обеспечить приток на село квалифицированных кадров, а, с другой стороны, трудоустройство высвобождаемых в ходе модернизации сельскохозяйственных работников.

Также существует ряд других системных проблем, сдерживающих устойчивое развитие программы, таковыми являются:

1) высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции;

2) высокие процентные ставки на кредиты 15-16%. Но банки не могут снизить процентные ставки, так как сохраняется высокий уровень кредитного риска;

3) высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы.

В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв, медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы [6].

Одной из причин низкой эффективности программы является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. По-прежнему ощущается нехватка ресурсов для капитальных вложений.

Слабо развивается отечественное сельскохозяйственное машиностроение, а закупка импортной специализированной техники требует больших затрат. Поэтому многие предприятия не могут себе этого позволить.

В рамках программы нужно сделать следующие меры для эффективной реализации ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года», отображённые на рисунке 10 [9].

Рисунок 10 — Меры для эффективной реализации ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

Одной из важнейших проблем сегодня является неспособность решить задачи кадрового обеспечения села. При подготовке кадров для сельского хозяйства требуются совместные усилия федерального центра, региональных и местных властей и самих образовательных учреждений. Нереализованным до конца является в сельском хозяйстве важнейший ресурс — образование населения. Уровень образования сельского населения гораздо ниже, чем городского.

Низкий престиж сельскохозяйственного труда, пожалуй, основной фактор, препятствующий выбору молодежью аграрного образования и побуждающий окончивших сельскохозяйственные вузы работать совсем в других областях. Кроме того, работа по специальности в сельском хозяйстве подчас очень узко специализированна (например, агроном по определенной культуре), и чтобы подготовить хорошего специалиста, нужно потратить много времени. Хороших специалистов не хватает и дефицит кадров в сельском хозяйстве это реальность.

Реформирование образования привело к тому, что большинство услуг в этой сфере стало оказываться за плату. Начавшийся еще в 1990-е годы процесс коммерциализации в образовании создал в современных условиях два основных сектора образовательных услуг — государственный и негосударственный (негосударственные детские сады, школы, вузы).

Государственным вузам также предоставляется право на коммерческой основе набирать абитуриентов, не прошедших на бюджетные места. Подчас требования при поступлении на платные места снижаются: главное заплатил и учись.

Статистические данные об уровне бедности на селе свидетельствуют о том, как сложно большинству сельских жителей помочь своим детям получить образование на коммерческой основе. Большинству сельчан не по карману и невыгодна в принципе учеба на коммерческой основе. Отдача от неё при работе в сельской местности себя не окупит.

Подготовка специалистов для сельского хозяйства имеет свою специфику: им необходимы не только теоретические, но и практические занятия, а с последними имеются большие сложности. Серьезно устарела техническая база учебноопытных хозяйств. При этом многие учебно -опытные хозяйства были приватизированы, а оставшиеся без материальной поддержки разоряются, попадают под процедуру банкротства и уходят с молотка.

Проблемы сельских школ. Основное внимание надо уделить профориентации сельской молодежи. Сельская школа должна способствовать формированию у школьников желания и умения заниматься земледельческим трудом. От школьного воспитания и обучения во многом будет зависеть, кто будет работать на селе [7].

Программа социального развития села является комплексной. Она включает решение жилищных и коммунальных вопросов, в первую очередь, электро-, водо-, газоснабжения; качественного содержания сети автомобильных дорог; систему мероприятий в сферах образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения и создания систем телекоммуникационной связи — рисунок 11.

Рисунок 11 — Основные проблемные стороны областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»

Мероприятия Программы за счет средств областного бюджета, будут направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также на новое строительство, в том числе экспериментально-опытное.

Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит обновить материальнотехническую базу учреждений образования.

В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения, к занятиям сельской молодежью физической культурой и спортом.

Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности позволит приобщить сельское население как к культурно-историческому наследию, так и к современному искусству.

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создать финансовые и материально-технические условия для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе;
  • снизить заболеваемость и смертность детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села;
  • создать необходимую базу для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, для привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи;
  • более полно использовать трудовой потенциал села, снизить напряженность на сельском рынке труда путем сохранения рабочих мест на объектах социальной и инженерной инфраструктуры

Заключение

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа ранее используемых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.

Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования расходов привела к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и области в целом.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

В курсовой работе выявил ряд явлений, негативно влияющих на реализацию программы, например такие как: катастрофическое падение плодородия почв и роста их эрозии, низкий уровень жизни, безработица, снижение рождаемости на селе, старение сельского населения, подавляющее убыточность сельскохозяйственного производства

Также можно выделить 4 основных направлений, которые помогут эффективнее реализовывать программу в Курской области:

1) инструкционалъное обеспечение развития аграрной сферы;

2) содействие расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции;

3) создание равных условий конкуренции в аграрном секторе;

4) развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственных рынков;

При этом существует ряд других системных проблем, сдерживающих устойчивое развитие программы, таковыми являются:

1) высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции;

2) высокие процентные ставки на кредиты 15-16%. Но банки не могут снизить процентные ставки, так как сохраняется высокий уровень кредитного риска;

3) высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы.

Низкий престиж сельскохозяйственного труда, пожалуй, основной фактор, препятствующий выбору молодежью аграрного образования и побуждающий окончивших сельскохозяйственные вузы работать совсем в других областях. Кроме того, работа по специальности в сельском хозяйстве подчас очень узко специализированна, и чтобы подготовить хорошего специалиста, нужно потратить много времени. Хороших специалистов не хватает и дефицит кадров в сельском хозяйстве это реальность.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/resursnoe-obespechenie-sotsialnyih-programm/

1 Закон Курской области от 14. 09. 2004 N 1446/240-Ш-ОЗ (ред. от 11. 05. 2012) «Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» (принят постановлением Законодательного Собрания Курской области от 18. 08. 2004 N 1446)

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ;

3 Андреев А. В. Основы региональной экономики. — М.: КНОРУС, 2007. 334 с.;

4 Региональная экономика и управление. / под ред. Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.

5 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.;

6 Выступление Статс-секретаря заместителя Министра сельского хозяйства РФ А. В. Петрикова на Международном форуме о будущем сельского хозяйства: «Сельское хозяйство России: потенциал, механизмы, международное сотрудничество», 2010 г., г. Москва

7 Официальный сайт «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА». — КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //elibrary. ru/ download/ 80207803. pdf

8 Официальный сайт «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА». — Особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //elibrary. ru/download/9027814. pdf

9 Официальный сайт «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА». — ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ АПК В РОССИИ. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //elibrary. ru/ download/ 9566 4193. pdf

10 Официальный сайт «Портал Правительства Курской области». -Аграрно — промышленный комплекс Курска. — Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года

11 Официальный сайт «Портал Правительства Курской области». — В сельском здравоохранении трудятся 70 земских докторов

12 Официальный сайт «Портал Правительства Курской области». -Новости АПК

13 Официальный сайт «allbest. ru». — Региональные целевые программы и их реализация. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //otherreferats. allbest. ru/economy/00071232_1. html

14 Официальный сайт: http: //uchebnikionline. ru/». — РПС. — Региональная экономика — Качан ЕП. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //uchebnikionline. ru/rps/regionalna_ekonomika_- _kachan_yep/legka_promislovist_ukrayini. htm У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.