Понятие и виды источников права социального обеспечения

С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Актуальность исследования во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека — права на жизнь. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством, соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой. «Можно по-разному понимать и трактовать право, придерживаться узко нормативного или более широкого подхода к праву включая в его определение в качестве исходных начал идеи свободы, справедливости, гуманизма, но «на выходе» всегда человек соприкасается с тем или иным источником права»1 .

Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений. В праве социального обеспечения прослеживается тенденция увеличения количества, многообразия источников, появления новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, модельные законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, социально-партнерские соглашения, локальные акты. Ведется дискуссия о признании судебного прецедента источником права. Кроме того, происходит изменение предмета права социального обеспечения за счет расширения регулируемых им общественных отношений в связи с модификацией самих видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг); усложняется само регулирование социально-обеспечительных отношений, которые приобретают новые свойства и признаки, развиваются во все более изменяющихся взаимосвязях с другими пограничными отношениями.

85 стр., 42107 слов

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

... комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные ...

Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе действующего законодательства и юридической литературы на проблему правовой природы источников права социального обеспечения.

Цель работы определяет следующие задачи:

1) дать понятие источника права социального обеспечения;

2) исследовать особенности их действия;

3) охарактеризовать основания классификации и виды;

4) проанализировать систему источников права социального обеспечения на примере Пермского края.

Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

При написании работы использованы нормативно-правовые акты, специальная и учебная литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya-2/

Кроме того, информационной базой для написания курсовой работы послужили журнальные, научные статьи в области права социального обеспечения.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения

Понятие «источник права» в теории принято рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, под источниками права понимают материальные условия жизни общества (источники права в материальном смысле).

Во-вторых, понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью органов, уполномоченных государством по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов (источники права в формальном или юридическом смысле)2 .

Таким образом, под источниками права социального обеспечения следует понимать совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Одной из особенностей источников права социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, как это принято во многих отраслях российского права (Гражданский кодекс РФ 3 , Уголовный кодекс РФ4 , Трудовой кодекс РФ5 и т.д.).

Поскольку отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, на сегодняшний день в нашей стране действует достаточно большой (и динамично изменяющийся) комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать на виды по различным основаниям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям в зависимости от целей исследования 6 :

1) по юридической силе, субординации (классически выделяют законы и подзаконные акты);

2) по предмету регулирования — акты общего характера и относящиеся к отдельным институтам;

6 стр., 2891 слов

Источники права социального обеспечения

... не только постановлениями Правительства РФ, но и актами некоторых федеральных министерств и ведомств. 2. Источники права социального обеспечения Источник (форма) права — это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу ...

3) по органам, принявшим акт, — источники, принятые: высшим органом законодательной власти, Президентом РФ, высшим органом исполнительной власти — Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления; локальные акты, принятые работодателем в конкретной организации; акты социального партнерства, принятые совместно работниками, работодателем (либо их объединениями), иногда с участием органов государственной власти различного уровня;

4) по сфере действия — международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные;

5) по степени обобщенности и действию по кругу лиц — общие, распространяющиеся на всех лиц, и специальные — для отдельных категорий (классификация, свойственная источникам именно права социального обеспечения);

6) в зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, — нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований;

7) по содержанию — отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие, которые регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения. В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права, например нормы Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»7 ;

8) по действию источников во времени — акты временного характера (где время окончания действия акта определяется конкретной датой либо наступившим событием) и акты с неопределенным сроком действия.

1.2. Действие источников права социального обеспечения

В теории права принято говорить о действии нормативных актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие источников права социального обеспечения в пространстве обусловлено тем органом, который их издает: акты федеральных органов действуют на всей территории РФ, акты органов субъектов РФ — на территории соответствующего субъекта, локальные акты — в рамках отдельной организации. Территориальные коллективные соглашения действуют на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указанных. Например, Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает особенности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указанных районах.

Действие источников права социального обеспечения во времени.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

10 стр., 4573 слов

Источники права социального обеспечения

... ее действие Федеральные законы должны не противоречить Конституции РФ Предусмотренные в Конституции РФ процессуальные гарантии, должна соблюдаться 2. ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2.1 Федеральная система источников права социального обеспечения Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют ...

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, прекращает свое действие в связи с: истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

По общему правилу, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Однако в случаях, прямо предусмотренных нормативным актом, действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы права социального обеспечения, может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того, необходимо помнить о том, что в сфере права социального обеспечения есть и нормативные акты, относящиеся еще к союзному законодательству, продолжающие действовать на территории России. Это в основном постановления Совета Министров СССР, в том числе совместные с ВЦСПС. Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ, а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения 8 .

Что касается действия источников права социального обеспечения по кругу лиц, то необходимо отметить, что в данной отрасли права существует большая субъектная дифференциация. По данному критерию выделяют акты, которые распространяются на граждан, имеющих детей; на инвалидов; на граждан пожилого возраста; на детей и подростков; на военнослужащих; на беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.

Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения.

2. ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Федеральная система источников права социального обеспечения

Федеральная система источников права социального обеспечения состоит из следующих звеньев:

1. Конституция Российской Федерации 9 . Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления социальной политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России.