Социальное обслуживание в Российской Федерации. Часть

Страницы: 2 3 4


В конце 2013 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 года и заменил собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Закон призван объединить в себе нормы названных двух законодательных актов в усовершенствованном виде с учетом реформирования и оптимизации системы социального обслуживания.

Закон устанавливает предмет правового регулирования, принципы, на которых строится правовое регулирование и вся система организации социального обслуживания; вводит понятийный аппарат и раскрывает понятие основных терминов, используемых в законе; а также устанавливает правовой статус участников системы социального обслуживания.

Так, например, данный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Из нового закона исключено понятие «трудная жизненная ситуация». Вместо этого в статье 15 законодателем определен перечень обстоятельств, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.

Новшеством и, безусловно, положительной тенденцией является возможность индивидуального подхода к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Данные положения установлены ст. 16 Закона. Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. Из смысла данных норм вытекает возможность учета конкретной личности, понимания проблем, присущих ей и соответственно оказание реальной помощи.

10 стр., 4768 слов

Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...

... отечественной научно-практической литературе. Объектом работы является социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Предмет работы состоит в правовом регулировании социального обслуживания пожилых людей. Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели ...

Кроме того, Закон: разграничивает полномочия федерального центра — Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает порядок обращения за предоставлением социальных услуг, критерии отнесения лица к нуждающимся в предоставлении социальных услуг и порядок составления индивидуальной карты и заключения договора о предоставлении социальных услуг; порядок предоставления социального обслуживания и требования к порядку предоставления социальных услуг; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг, в т.ч. условия предоставления социальных услуг бесплатно, за полную или частичную оплату; а также основные принципы контроля в сфере социального обслуживания.

В случаях, указанных в Законе, принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Такие нормативные правовые акты могут издаваться:

  • Президентом РФ;
  • Правительством РФ;
  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания — Минтрудом России.

Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в соответствии с Законом в пределах полномочий федерального центра — Российской Федерации и конкретного органа государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания установлены в ст. 7 Закона.

Нормативные правовые акты, изданные в соответствии с рассматриваемым Законом, подзаконными нормативными правовыми актами в сфере социального обслуживания подлежат применению на всей территории РФ, если иное не указано в самом акте или федеральном законе.

В качестве примера можно назвать Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг», который принят во исполнение требований ст. 14 Закона, и устанавливает форму заявления с указанием основных реквизитов заявления.

Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, так как Закон является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. Однако смежные вопросы, в т.ч. касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:

  • регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;
  • регулирующие смежные вопросы в иных сферах.

Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон (далее по тексту – ФЗ) от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.п. Поставщики социальных услуг в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона обязаны предоставлять услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями заключенных договоров о предоставлении социальных услуг. Составление индивидуальной программы и предоставление социальных услуг невозможно без учета положений индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9 стр., 4057 слов

Понятие «социальный факт», «социальный фактор» ...

... социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. ... анализа предлагается рассматривать понятие «социальная общность». Социальная общность - такая ... называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает ... в целом со всеми его законами развития и функционирования. Второй уровень ...

Кроме того, учет индивидуальной программы обязателен для поставщика социальных услуг, который обязан также в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона содействовать получателям социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы (далее по тексту – МСЭ).

Порядок прохождения МСЭ устанавливается Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории) получателя социальных услуг и поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты и социального обслуживания.

Ко второй категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для организации социального обслуживания. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ (далее по тексту — ГК РФ), устанавливающий правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основные положения об обязательствах и договорах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Поставщиками социальных услуг являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, значит, в своей деятельности, в т.ч. при создании, они ориентируются на нормы ГК РФ.

Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются, прежде всего, нормами ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом. То есть нормы Закона уточняют и дополняют нормы ГК РФ в этой сфере. Отношения по поводу возмещения причиненного ущерба (вреда) получателю или поставщику социальных услуг в процессе предоставления таких услуг также определяются нормами ГК РФ.

Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как ГК РФ, так и Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты названными органами, указаны в ст. 8 Закона. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, или изменять нормы Закона и федеральных нормативных правовых актов. Во всех названных случаях действуют нормы федерального законодательства. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных услуг. ... - тенденции, факторы и перспективы развития социального обслуживания в стране. Информационная база ...

Таким образом, рассмотрение правового регулирования социальной обслуживания населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий. Функционирование социального государства должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной политики — на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.

Глава 2. Виды социального обслуживания

2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Один из специалистов право социального обеспечения заметил: «Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур». Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.

Конечно, на заре зарождения социальной помощи в России, не было такого понятия как «социальное обслуживание», да и «социальная помощь» тоже. Однако государство и общество пытались сформировать некую систему поддержки больных, бедных и т. д. Со стороны общества это выражалось в форме личной религиозной благотворительности – милостыни. Нужно сказать, что участие государства в развитии социальной сферы – крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему социальной помощи и социального обслуживания в частности.

Надо отметить, что отдельные авторы, квалифицируют понятие «социальное обслуживание», привержены, формулировать его как оказание поддержки нетрудоспособным гражданам (инвалидам, пенсионерам) в случае нуждаемости. Это представляет собой недостаточно полное определение рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъективному характерному признаку. Так как нынешнее законодательство значительно расширило круг лиц, у которых есть право на социальное обслуживание.

Им посвящена статья 19 Федерального закона № 442 — ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Комментируемой статьей установлены виды (формы) социального обслуживания. В частности, в ч. 1 предусмотрены три вида предоставления социальных услуг их получателями — социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в полустационарной виде и социальное обслуживание в стационарном виде.

7 стр., 3217 слов

Социальное обслуживание престарелых инвалидов и детей

... учетом возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и показанных режимов обслуживания. 2. Порядок определения и обслуживания в них проживающих В дома-интернаты принимаются одинокие граждане, достигшие ...

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании: одиноким гражданам и частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Полустационарное социальное обслуживание включает социално-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

2.2. Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах — интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях – от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. Категории граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании условно можно разделить на три группы: пожилые граждане и инвалиды; дети (инвалиды, сироты и прочие, находящиеся в трудных жизненных ситуациях); маргинальные группы (лица без определенного места жительства, бывшие заключенные, лица, находящиеся под административным надзором).

4 стр., 1982 слов

Медико-социальные проблемы детей инвалидов, их социальная защита

... месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет ... помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы "исправить" проблему человека. С другой стороны, социальная ...

В зависимости от групп создаются различные учреждения (стационары).

Для пожилых граждан и инвалидов это: дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты и прочее.

Дети могут получить обслуживание в таких стационарах, как: детские дома-интернаты; школы-интернаты; коррекционные детские дома (в том числе коррекционно-психологические); детские дома для детей с отклонениями; приюты; дома-интернаты для инвалидов и пр.

Лица без определенного места жительства, бывшие заключенные, лица, находящиеся под административным надзором могут обращаться в такие учреждения как: стационарные специальные дома; специальные отделения в общих стационарных заведениях для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, например; ночлежки, приюты, социальные гостиницы; центры социальной адаптации и пр.

Замечу, что приведенные учреждения дифференцируют категории нуждающихся по возрасту, состоянию здоровья, разновидностям трудных жизненных ситуаций, социальному положению и другим факторам. Так, не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для проживания детей с психическими расстройствами.

Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Другими словами, речь идет об инвалидах, не достигших престарелого возраста. Замечу, что отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.

Важно отметить, что существуют противопоказания к принятию в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а именно: психические заболевания, за исключением неврозов, инфекции (в том числе кожные, туберкулез), онкологические заболевания, алкоголизм и наркомания.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, не зависимо от того, есть ли у них родственники, обязанные их по закону содержать.

Дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. В случае недееспособности лица, заявление подает его законный представитель. Порядок и условия предоставления стационарного обслуживания такие же, как на дому. В тех случаях, когда в интернат принимают супругов, им предоставляют отдельную комнату.

13 стр., 6013 слов

Сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях

... за содержание детей. Второй подвид -- это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном ...

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях вправе распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки, пользоваться иными правами. Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и пр. К обязанностям постояльцев относится, прежде всего, необходимость соблюдать порядок проживания в учреждении. В противном случае, по решению суда, принятому на основании представления администрации учреждения, нарушители могут быть переведены в специальное стационарное учреждение социального обслуживания.

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1) материально — бытовые услуги (предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания; предоставление в пользование мебели; компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации и т. д.);

2) услуги по организации питания, быта, досуга (приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей); обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, экскурсии и иное); создание условий для отправления религиозных обрядов и прочее);

3) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ; обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; оказание психологической поддержки и т. д.);

4) организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей (создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам);

5) услуги, связанные с социально — трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности и т. д.);

13 стр., 6161 слов

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью картинок

... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Каждый ребенок должен научиться ... этими знаниями. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены ...

6) правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении консультативной помощи; обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов и прочее);

7) содействие в организации ритуальных услуг.

Следует сказать, что бесплатно социальное обслуживание (основные виды) предоставляется лицам, доход которых меньше установленного прожиточного минимума. Частично платным обслуживанием пользуются лица, доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона. Полностью же оплачивать услуги по социальному обслуживанию необходимо лицам, размер пенсии которых, в том числе с учетом надбавок, превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона. Такой порядок урегулирован специальными актами.

Сфера стационарного обслуживания пожилых граждан и инвалидов не лишена проблем, средств у федерального и местных бюджетов хронически не хватает. Так, положение интернатов для престарелых и инвалидов остается очень серьезным. Их финансирование происходит из местных бюджетов, а многие губернаторы экономят на самых беспомощных. Количество нуждающихся в помещении их в подобные учреждения серьезно превышает число мест, способных принять желающих. Так, к примеру, в Иркутской области в очереди на получение места в домах-интернатах для престарелых стоят 660 человек, 280 детей-инвалидов ждут размещения в профильных учреждениях.

Говоря о стационарном социальном обслуживании детей (инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых, лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же местонахождения родителей, которых не установлено), нужно заметить, что такое обслуживание осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В детские дома-интернаты принимаются дети от 4 до 18 лет, а в специализированные дома-интернаты с аномалиями умственного или физического развития. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и т. д. Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Нельзя не упомянуть о стационарном социальном обслуживании женщин, осуществляемом кризисными центрами помощи женщинам. При кризисных центрах помощи женщинам создаются стационарные отделения для пребывания в нем женщин. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

Далее нужно сказать о стационарном обслуживании таких категорий, которые принято относить к маргинальным группам. Стационарное обслуживание этих категорий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338. Для этого создаются специализированные дома-интернаты, направление в которые производится по желанию граждан с учетом медицинского заключения о состоянии их здоровья и необходимости социального обслуживания в специальном стационарном учреждении.

4 стр., 1886 слов

Адаптация детей в дошкольном учреждении

... адаптация ребенок дошкольное учреждение 1. Адаптация детей в ДДУ По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: 1. В яслях - 7-10 дней 2. В детском саду в 3 ... адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте; недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи; ...

2.3. Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Полустационарное социальное обслуживание оказывается в отделениях дневного или ночного пребывания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Отделения дневного пребывания рассчитаны на обслуживание от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель. В дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т. д. Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.

Но в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные услуги за плату. К их числу можно отнести: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание парикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и направляются на его развитие, улучшение питания и обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Для приема на обслуживание в условиях полустационара (так же как и в стационарных учреждениях) существуют ограничения: хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые психические расстройства и т. д. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления (пожилого гражданина или инвалида) и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Далее необходимо сказать о видах услуг, предоставляемых престарелым и инвалидам в рамках полустационарного социального обслуживания:

  • услуги по организации питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием;
  • предоставление постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении;
  • обеспечение книгами, журналами и иным);
  • социально — медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи;
  • оказание санитарно-гигиенических услуг;
  • организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации);
  • содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями (создание условий для дошкольного воспитания детей и школьного образования;
  • проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановления личностного и социального статуса);
  • правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических и иных консультаций).

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. Дети и подростки посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания детей и подростков имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.

Говоря о лицах без определенного места жительства и занятий и обслуживании их в условиях полустационаров, замечу, что для таких категорий создаются специальные учреждения: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации.

Целями работы таких учреждений являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь – лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Прием в учреждение осуществляется в обычном порядке приема граждан в стационары и полустационары, администрация же учреждения регистрирует поступивших граждан. Набор прав и обязанностей у постояльцев стандартный: обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.); вправе: обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении; обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов; пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ.

В полустационарных учреждениях для лиц без определенного места жительства и занятий предоставляются: ночлег (отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены); талоны на одноразовое (раз в сутки) бесплатное питание; направление на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в обеспечении протезирования; содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе; содействие в трудовом устройстве и прочее.


Страницы: