Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации

Дипломная работа

Введение

Современная Россия характеризуется множеством различных аспектов.

Актуальность темы не вызывает сомнений. Социально-экономическая и морально-психологическая обстановка в России очень противоречива. Главные показатели развития страны в этом направлении остаются на том уровне, который необходимо срочно повышать. Современная российская социальная политика характеризуется дефицитом федерального бюджета и нестабильными процессами в области экономики. Кроме этого растет количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, в связи с чем происходит распространение дифференциации населения в зависимости от доходов, в некоторых регионах растет задолженность по выплате заработной плате, пенсий и социальных пособий, что способствует общему повышению уровня напряженности на рынке труда и, как следс твие, все чаще встречаются тенденции неблагополучия и социальных девиаций.

Государство и общество остро нуждаются в ликвидации этих негативных тенденций. И в первую очередь государству необходимо обратить внимание на развитие системы социальной защиты граждан и обеспечения им общей социальной безопасности. Это может быть достигнуто только посредством проведения широкой социальной политики государства, которая имела бы максимально положительные результат и действенный эффект.

Государство ведет активную деятельность по реформированию социальной политики. Но сегодня под угрозой оказываются интересы и потребности многих людей, а также социальных групп и общества в целом.

Очень острой проблемой современного мира становится проблема старения общества. Это означает, что происходит прогрессирующее увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Характерна такая тенденция и для России. Согласно документам ООН пожилыми считаются лица в возрасте от 60 лет. быстрый процесс старения населения происходит по причинам низкой рождаемости и увеличения продолжительности жизни за счет достижений медицинской науки. Ситуация старения населения характерна, преимущественно, для развитых стран, так как этот процесс начался более тридцати лет назад.

Долгосрочные прогнозы ООН сводятся к тому, что к 2025 году население мира будет втрое превышать его численность в 1950 году. Доля пожилых людей при этом возрастет в 6 раз по сравнению с тем же 1950-м годом, а доля престарелых людей (старше 80 лет) увеличится в 10 раз .

Мы можем предположить, что последствия такой ситуации будут иметь глубокий характер как для политики и экономики, так и для социальной жизни мирового сообщества.

3 стр., 1369 слов

Предмет, объект и субъекты социальной политики

... объект социальной политики представлен социальной сферой общества, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д. В формировании и реализации социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными ...

В этой связи мы также можем утверждать, что современная социальная политика государства должна иметь приоритетный характер для структур властного управления любым государством. Для нашей страны это имеет большое значение. Тем более, что ст. 114 Конституции РФ гласит, что правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Кроме того, согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие человека. Такое существование человека должно быть на всех этапах его жизни.

Один из этапов жизни человека – старость. На этом этапе человек не в состоянии обеспечить себе достойное существование, так как его физические и иные возможности в силу объективных причин являются ограниченными. В связи с этим, мы можем заключить, что главная задача государства в этом направлении состоит в создании эффективного механизма, который позволяет гражданам пожилого возраста реализовать свое конституционное право на достойное существование.

В современных условиях российского общества граждане пожилого возраста требуют особой социальной защиты и правовой поддержки, так как все чаще встречаются случаи, когда представители иных категорий населения пытаются нарушить их права на достойную старость. Здесь важно отметить, что по мере старения у человека изменяется не только его состояние здоровья, но и наблюдается переориентация жизненных потребностей и целей, происходит изменение социального статуса в семье и обществе. Кром того, в определенный момент стрости у пожилых людей появляется социально-психологическая дезадаптация. В этой связи лица пожилого возраста испытывают сильную потребность в медицинской и социальной помощи. А в условиях современного прогрессивного развития общества пожилой человек иногда вообще чувствует себя потерянным, никому не нужным и одиноким. Поэтому в обществе всегда будет существовать проблема оказания социальной помощи и поддержки гражданам пожилого возраста, которая осуществляется посредством социального обслуживания. Это определяет актуальность выбранной нами темы для исследования.

Тема социального обслуживания граждан пожилого возраста рассматривается в работах очень большого количества исследователей. Яркими исследованиями являются работы следующих ученых: Р.И. Еруслановой, Л.А. Койсман, Ю. Лежниной, П.Д. Павленка, Т.В. Смирновой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.И. Шарина и других.

Если говорить о степени научной разработанности темы о правовом регулировании социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации, то в принципе здесь все прозрачно: разработано законодательство, в соответствии с которым происходит социальное обслуживание пожилых людей. Основными нормативными актами, регулирующими социальное обслуживание граждан пожилого возраста, являются: «Европейская социальная хартия» (пересмотренная) (принятая в г. Страсбурге 03.05.1996); Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

24 стр., 11881 слов

Правовые основы социального обслуживания в Российской Федерации

... понятия социального обслуживания; раскрытие содержание права граждан на социальное обслуживание; рассмотрение принципов социального обслуживания; раскрытие основных прав и обязанностей получателей социальных услуг; классификация и характеристика форм и видов социального обслуживания; обозначение роли международных документов по правам человека, закрепляющих право на социальное ...

Анализом законодательства по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста занимаются такие исследователи, как А.А. Батяев, В.Д. Зорькин, Н.С. Кошелев, И.К. Шарков, А.О. Шаронов, Л.И. Якобсон и другие. Изучением принципов и особенностей правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в нашей стране посвящены работы таких ученых, как В.С. Аракчеев, М.О. Буянова, К.К. Гасанова, Т.С. Гусева, Р.А. Костин, Н.С. Кошелев, М.В. Лушникова, И.В. Малофеев, Р.Т. Мухаев, В. Роик и другие. Это ключевая база нашего исследования. В целом обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации, дает нам основание утверждать, что рассматриваемый нами вопрос уже достаточно давно изучается в отечественной научно-практической литературе.

Объектом работы является социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации.

Предмет работы состоит в правовом регулировании социального обслуживания пожилых людей.

Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить сущность социального обслуживания.

2. Разобрать понятие права социального обеспечения.

3. Дать характеристику гражданам пожилого возраста в контексте их права на социальное обслуживание.

4. Выявить основы государственной социальной политики в области решения социальных проблем граждан пожилого возраста.

5. Рассмотреть законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании с позиций общей характеристики.

6. Показать особенности законодательства Российской Федерации в отношении граждан пожилого возраста.

Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеэкономического, социологического и политического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое сложное правовое, как законодательное регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению явления социального обслуживания и их взаимообусловленность, выявить общее и особенное, раскрыть причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. В работе дано определение социального обслуживания и изучены характеристики граждан пожилого возраста. Сравнительный метод применялся при построении историографии этого вопроса, а также при изучении социальной политики российского государства в отношении граждан пожилого возраста. Гипотетико-дедуктивный метод позволил осуществить отбор законодательного материала и осуществить его анализ.

5 стр., 2464 слов

Технологии социального обслуживания пожилых граждан за рубежом

... среде пожилого человека, технологиям социального обслуживания этой категории граждан. В связи с этим целесообразно изучать практики технологий социального обслуживания за рубежом с целью возможного внедрения положительного опыта работы в российскую действительность. Цель исследования: проанализировать социальную защиту пожилых граждан за рубежом. Для ...

Данные методы, применяемые в совокупности, предоставили нам возможность решить поставленные в работе задачи.

Практическое исследование заключается в изучении и анализе нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации, касающегося социального обслуживания населения Российской Федерации, в частности граждан пожилого возраста.

Конечным итогом работы является заключение об особенностях правового регулирования граждан пожилого возраста в Российской Федерации.

Практическая ценность работы состоит в том, что проведенное исследование является вкладом в развитие научно-практических позиций, касающихся правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Новизна исследования состоит в том, что изучение основ правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в российской Федерации позволит сделать основные выводы, касающиеся особенностей этого вопроса.

Структура работы отвечает цели исследования и обусловлена задачами и спецификой предмета исследования. Работа состоит из вступления, двух разделов с выводами по каждому из них, заключительной части, списка использованной литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение социального обслуживания и граждане пожилого возраста как его объект в правовом контексте.

2. Основы государственной политики в области решения социальных проблем граждан пожилого возраста.

3. Основные законодательные акты по регулированию социального обслуживания в Российской Федерации.

4. Особенности законодательства Российской Федерации, касающегося граждан пожилого возраста как результат исследовательской части работы.

Фрагмент работы для ознакомления

Общеизвестно, что нормально жить – это уметь удовлетворять насущные, интеллектуальные и социальные потребности, быть независимым в их исполнении. Но как ни прискорбно, следует признать, что, в конце концов, наступает период, когда старый человек не способен удовлетворить свои потребности – физическое и психическое одряхление ставит его в полную зависимость от окружающих. Исследования показывают, что 80% лиц в возрасте 75 лет и старше не могут обходиться без посторонней помощи.

Психическое здоровье характеризуется сохранностью познавательных способностей, наличием или отсутствием симптомов каких-либо психических заболеваний, эмоциональным благополучием в социальном и культурном контекстах. Физическое (соматическое) здоровье связано с самооценкой, диагностированными заболеваниями, частотойобращения за врачебной помощью, в том числе и с пребыванием в стационарных медицинских учреждениях. Социальное функционирование обусловливается наличием семейных и дружеских связей, участием в жизни общества, отношениями с социальными организациями. Экономическое функционирование определяется достаточностью финансовых доходов (из любых источников) для удовлетворения нужд старого человека. Академик РАСН Е.Ф. Малевич категоричен в своем утверждении, что единого критерия старости не существует. По его мнению, имеются две совершенно разные группы, качественно отличающиеся друг от друга. С одной стороны, группа людей в возрасте 63 – 75 лет, для которой характерны большая или меньшая утрата возможности материального обеспечения и почти полное сохранение способности к самообслуживанию. Вторая группа – это люди, которым за 75 лет, с полной потерей трудоспособности, перешедшие на иждивение с большей или меньшей, а часто и абсолютной, утратой способности к самообслуживанию. Формально в обеих группах – старики, на деле это совершенно разные люди. Непонимание таких особенностей старости, считает Е.Ф. Молевич, ведет ко многим печальным последствиям. Во-первых, в материальном плане общество нивелирует эти две группы, назначая единую пенсию. Лица обеих групп имеют одни и те же льготы, но характер и уровень расходов неодинаковы и возможность их покрытия за счет собственной активности совершенно разная43.

32 стр., 15527 слов

Социальное обеспечение пожилых людей

... приоритетов в социальной работе с пожилыми людьми. Необходимо учитывать, что люди пожилого возраста - это не только объект социальной работы. Они располагают важными человеческими, социальными и экономическими ресурсами, которые должны быть использованы в социальной работе. Социальное обеспечение ...

В последние годы концепция «образа жизни», «качества жизни», разработанная ВОЗ в 80-х годах, приобретает все большее значение в ряде направлений медико-социальных и медикосанитарных исследований проблем пожилого и старческого возраста. доказано, что преобладающее большинство случаев преждевременного старения и смерти является следствием неправильного образа жизни (вредные привычки, несбалансированное питание, алкоголизм, курение, наркомания, экологическое неблагополучие и т.д.).

В стратегии ВОЗ, направленной на обеспечение здоровья всем к 2020 г., образ жизни людей находится в центре внимания. Разработка соответствующих рекомендаций требует применения уже накопленных знаний и всего объема новой информации. Понятие образа жизни – это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимаются также количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения, эмоции и их субъективное выражение. При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна: она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и как совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, предоставляемых ему социальными условиями, традициями, образованием, рыночными отношениями. Важными оказываются и мотивации потребностей, принятые в обществе ценности, которые составляют основу поведения.

По мнению К.Н. Сачук, концепция образа жизни, с точки зрения ее применения в социально-медицинских исследованиях, – это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых и старых людей. Образ жизни, как и состояние здоровья, является одной из важных предпосылок долгожительства. данная концепция основана на понимании всего процесса развития человека с раннего детства и до глубокой старости, ее неотвратимости, а также знании того, каким образом можно оптимально использовать силы организма как в период молодости и зрелости, когда человек достигает вершины индивидуальных возможностей, так и тогда, когда силы с годами неизбежно уменьшаются. При этом следует привлечь внимание к двум моментам. Первый из них – это влияние образа жизни в детстве и молодости на сохранение дееспособности в пожилом и старческом возрасте.

4 стр., 1816 слов

Социальный статус и качество жизни пожилого человека

... отношении пожилых людей 2001 года: сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста. Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей: ... и контактов с людьми [4]. старение пожилой социальный пенсионер В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в ...

Биологический облик старого человека в значительной степени определяется периодами его детства, молодости и зрелости. Второй момент связан с необходимостью уяснить, насколько утрата адаптационных возможностей является неизменной характеристикой процесса старения организма и в какой степени их сохранение зависит от образа жизни человека. Функции и особенности старения организма человека свидетельствуют о том, что филогенетически он приспособлен к деятельности, а не к покою. Это подтверждается всей судьбой человеческого вида, его прошлым, когда способность совершать физические усилия была условием выживания. От физической силы, активности, подвижности, быстроты реакции зависели, добыча пищи и возможность спастись от более сильного противника, избежать и устранить отрицательное воздействие окружающей среды. Выживали те индивиды, которые обладали большей физической силой, более совершенными механизмами физиологической адаптации к физическим нагрузкам, чем другие, которые становились добычей зверей, погибали от голода и холода и т.п. Общеизвестно, что одни люди сохраняют до глубокой старости физическую активность, бодрость духа, внешнюю моложавость, веселый нрав и оптимизм. Другие же мрачны, бездеятельны, недовольны собой и окружающим; они полнеют и очень скоро становятся обездвиженными, прикованными к ограниченному пространству, которое, в конце концов, ограничивается постелью.

Изучая анамнез, образ жизни в предшествующие годы, почти все исследователи убеждаются, что подобные различия между этими двумя основными группами людей существовали и ранее, в старости же они стали более явственными и до какой-то степени карикатурными. Закономерно и естественно, что в пожилом и особенно в старческом возрасте у человека возникает склонность к ограничению двигательной активности, пренебрежению диетой, пассивности в отношении многих психогенных стрессов вместо активного им сопротивления. Конечно, такая склонность зависит от личностных особенностей человека: одни способны преодолеть эту пассивность, видоизменить или даже полностью заменить жизненные ценности, находя положительные стороны в своем новом статусе, другие же проявляют все меньшее желание использовать те силы, которыми они еще располагают. Это ведет к тому, что со временем выносливость, четкость функционирования неиспользуемых физиологических механизмов снижаются44.

Появляется заколдованный круг двигательная и нервно-психическая пассивность ускоряет процесс постепенной утраты адаптационных возможностей, приближает старосты, а с ней – все старческие недуги. Возникает сакраментальный вопрос; в какой степени темп снижения эффективности приспособительных механизмов организма является результатом генетически обусловленных процессов старения и в какой мере на этот процесс влияет образ жизни? Парадоксально, но факт, что на темп старения, т.е. на скорость снижения адаптационных возможностей организма, активный образ жизни не оказывает непосредственного влияния, но физические возможности людей, ведущих пассивный, малоподвижный образ жизни, намного меньше, чем у их ровесников, активных и деятельных. Этот парадокс объясняется, прежде всего, тем, что при значительной двигательной активности процесс старения начинается после 25 – 30 лет с более высокого уровня показателей, и поэтому такой человек в возрасте, например, 60 лет с точки зрения своих физических возможностей, выносливости сохраняется даже лучше, чем человек на 10 – 20 лет более молодой, но ведущий сидячий образ жизни.

15 стр., 7429 слов

Психологические особенности людей пожилого возраста

... обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении. Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые ... Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в ...

Механизм влияния двигательной активности на организм является многоплановым и весьма сложным. Повышенная двигательная активность в целом увеличивает максимальные физические возможности человека и уменьшает физиологические нагрузки на организм при любой работе, которая не превышает таких возможностей. Таким образом, двигательная активность вызывает в организме изменения, противоположные тем, которые наступают в результате старения. Под влиянием систематической двигательной активности увеличивается вентиляция легких, дыхание при небольших физических нагрузках становится более экономным, исчезает одышка45.

Граждане пожилого возраста в силу физических и психо-эмоциональных особенностей своего организма нуждаются в социальной поддержке и ее правовом обеспечении для них.

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Мы полагаем, что такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей в на территории РФ.

Изучая категорию пожилых людей и их социально-правовое обеспечение, мы смогли прийти к выводу о том, что уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.

В ст.5 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.

Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

16 стр., 7753 слов

Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан

... социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста; 2. рассмотреть инвалидов и пожилых граждан как субъектов социального обслуживания; 3. раскрыть права инвалидов и людей пожилого возраста в сфере социального обслуживания; 4. определить сущность, формы и методы социального обслуживания инвалидов и престарелых; 5. выявить основные проблемы социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого ...

Таким образом, мы можем позволить себе заключить, что граждане пожилого возраста обладают рядом характеристик, которые делают их социально уязвимой категорией населения, в связи с чем, она нуждается в особом социальном обслуживании и его правовом регулировании. Все граждане пожилого возраста обладают правом на социальное обеспечение, так как это является неотъемлемым правом для любого человека согласно Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека ООН. Социальная политика Российской Федерации в отношении граждан пожилого возраста в настоящее время продолжает создавать условия для развития законодательства, обеспечивающего достойное существование граждан пожилого возраста. Законодательство о социальном обслуживании населения РФ, в частности, касающееся социального обеспечения граждан пожилого возраста, мы проанализируем в следующей главе.

Глава 2. Особенности государственного законодательства в вопросах регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста §1. Государственная политика в области решения социальных проблем граждан пожилого возраста

Актуальность обеспечения пожилым людям социально-правовой защиты вызвана тем, что они особенно подвержены воздействию обстоятельств, обусловленных различного рода риском (психические и соматические заболевания в пожилом возрасте, злоупотребление доверием, правонарушения применительно к пожилым людям).

Улучшение социального положения пожилых людей в современном обществе оказывается невозможным без пересмотра устаревших концепций о роли личности и поколений. Чтобы обеспечить связь современной концепции отношения к старости с практической деятельностью, на наш взгляд, необходимо осознать, что круг вопросов, возникающих в связи со старением населения, широк, а также нужно преодолеть трудности в расстановке приоритетов.

В ходе анализа научно-практической литературы мы увидели, что на пути достижения благополучия пожилых людей имеются реальные препятствия, которые мы объединили по следующим направлениям:

  • физические (географическая, территориальная доступность мероприятий, проводимых в интересах пожилых людей);

— административные (отсутствие общих концепций обеспечения жизнедеятельности пожилых людей в различных сферах, проблемы, связанные с изменениями социального законодательства и нормативных правовых документов и сложностью их понимания гражданами пожилого возраста).

Рассмотрим особенности формирования и реализации социальной политики в отношении пожилых людей в России.

Как известно, существуют разные модели формирования социальной политики, в которых роль государства может быть всеобъемлющей, либо, наоборот, незначительной, а функции реализации социальной политики переданы благотворительным, некоммерческим негосударственным организациям. Россия традиционно пытается следовать патерналисткой модели формирования социальной политики, в которой государство принимает ведущую роль в реализации социальной защиты и обеспечения населения. Это соответствует и ожиданиям граждан, особенно пожилого возраста, привыкших к такому порядку с советских времен46.

Разберем, насколько это осуществляется в реальности, и каковы возможности и перспективы вклада некоммерческого сектора в реализацию социальной политики в отношении пожилых людей в России.

17 стр., 8483 слов

Течение шизофрении в пожилом и старческом возрасте

... на мировом уровне, так и в России. Медико-социальные проблемы людей пожилого и старческого возраста стоят в центре внимания данного исследования. Цель данного исследования заключается в изучении особенностей пожилого возраста, особенности развития и течения шизофрении в ... изменениями личности; в более поздних работах они относили позднюю парафрению к проявлениям шизофрении в старости. Другие ...

Сегодня социальная политика российского государства в отношении пожилых людей ограничивается решением лишь ряда проблем из большого их списка. Мы увидели, что в основном она ориентирована на проблемы ветеранов, а также на вопросы повышения пенсий. В посланиях Президента Федеральному Собранию в последние годы о проблемах пожилых людей упоминается вскользь, в основном эти упоминания касаются индексаций пенсий и обеспечения ветеранов жильем.

Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения в контексте нашего исследования понимается совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия47.

В сферу государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения вовлекаются граждане Российской Федерации – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации институциональные структуры и субъекты, в том числе органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации.

Основой государственной социальной политики в отношении пожилых и престарелых граждан в Российской Федерации являются принципы Организации объединенных наций48.

В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН постановила провести Международный год пожилых людей в знак «…признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной, и духовной жизни»49.

Цель года была определена как содействие осуществления Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Эти принципы объединены в пять групп:

1) независимость;

2) участие;

3) уход;

4) реализация внутреннего потенциала;

5) достоинство50.

Принцип независимости подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие и помощь в домашних условиях.

Принцип участия отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их интересы социальной политики. Пожилые люди должны иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям.

Принцип ухода затрагивает проблемы обеспечения уходом и защитой со стороны семьи и общества, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психологического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов.

Пожилые люди должны иметь доступ к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода.

Принцип реализации внутреннего потенциала призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможность для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни.

Принцип достоинства затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также предыдущего экономического вклада.

Таким образом, мы можем позволить себе сделать вывод о том, что принципы ООН в отношении пожилых людей ориентированы на то, чтобы при их осуществлении помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.

Кроме того, закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН, по существу, представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений. Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение и на обеспечение по случаю наступления старости.

Следует отметить, что принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации, где доля граждан старшего поколения в составе населения составляет более трети населения.

Мы знаем, что помимо международных актов, в каждой стране существует ряд нормативных документов, согласно которым осуществляется социальная помощь лицам пожилого возраста. В указанных документах излагаются льготы для пожилых людей при получении социальной поддержки, обозначены права пожилых граждан на получение этих льгот, указаны пути их реализации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-sotsialnogo-obslujivaniya-grajdan/

1. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 349 с.

2. Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». М., 2006.

3. Буянова М.О. Право социального обеспечения в России. М., 2008. 401 с.

4. Гасанова К.К. Право социального обеспечения: учебник. Под ред. Р.А. Курбанова, С.И. Озоженко. М.: Юнити-Дана, 2014. 439 с.

5. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России: учебное пособие. М.: Юркомпани, 2009. 275 с.

6. «Европейская социальная хартия» (пересмотренная) (принятая в г. Страсбурге 03.05.1996).

7. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. 162 с.

8. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2014).

9. Информационно-правовое обеспечение «Гарант». Официальный сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет: www.garant.ru.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е изд. пересмотренное).

Под ред. В.Д. Зорькина. М.: Инфра-М, 2011.

11. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993.

12. Койсман Л.А. Социально-психологические условия сохранения здоровья пожилых людей. Биробиджан: БФ АГУ, 2007. 201 с.

13. Костин Р.А. Социальное обслуживание пожилых людей: коллективная монография. СПГУСЭ, 2009. 231 с.

14. Кошелев Н.С. Комментарий к Федеральном закону от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (постатейный).

М.: Наука, 2008.

15. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения. М., 2010. 312 с.

16. Лежнина Ю. О целесообразности повышения возраста выхода на пенсию. Журнал «Власть», № 12, 2008. 180 с.

17. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: ЮстицИнформ, 2008. 600 с.

18. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: монография. М.: Дашков и К, 2012. 176 с.

19. Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник. М.: Юнити-Дана, 2011. 415 с.

20. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. 592 с.

21. Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы, социальные права пожилых людей. М.: ПРОФИЗДАТ, 2009. 300 с.

22. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 473 (ред. от 15.06.2009) «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

23. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. №70 «О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы».

24. Правовое обеспечение социальной работы: учебник. Под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. М.: Дашков и К, 2013. 253 с.

25. Роик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты. В. Роик. Человек и труд, 2007. № 9.

26. Социальная работа. Под. ред. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2011. 362 с.

27. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция. Социологические исследования. № 8, 2008. 161 с.

28. «СП 141.13330.2012. Свод правил. Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения» (утв. Приказом Госстроя от 27.12.2012 № 121/ГС).

29. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет: www.consultant.ru.

30. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2011 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) (с изм. и доп. вступ. в силу с 13.04.2014).

31. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения».

32. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. 04.06.2014) «О ветеранах».

33. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

34. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

35. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

36. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

37. Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов. М. В. Фирсов; Моск. гос. обл. университет. Изд. 2-е. М.: Академический Проект; Трикста, 2009. 428 с.

38. Холостова Е.И., Малофеев И.В., Дашкина А.Н. Зарубежный опыт социальной работы. М.: Дашков и К, 2012. 365 с.

39. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011. 214 с.

40. Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Дашков и К, 2010. 859 с.

41. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2014. 339 с.

42. Шарин В.И. История социальной работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К,2013. 368 с.

43. Шарков И.К. Основы социального государства. М.: Дашков и К, 2012. 314 с.

44. Шаронов А.О. О некоторых аспектах социальной политики. А. Шаронов. М.: Экономист, 2008. №8.

45. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей. Л.И. Якобсон. Общественные науки и современность, 2006. № 2.