Социально-бытовое обслуживание лиц пожилого возраста на дому

Социальная поддержка лиц пожилого возраста является естественным элементом социально-здорового общества. Объемы, формы этой поддержки за последние два десятилетия, в силу социально-политических событий произошедших в стране, претерпели существенные изменения. Современная социальная политика государства ориентирована на защиту в наибольшей меренезащищенных слоев населения от воздействия неблагоприятных проявлений рыночной экономики. В связи со значительным ростом числа пожилых людей, в том числе одиноко проживающих, нуждающихся в социальной поддержке и адресной социальной помощи, ведется поиск новых, все более совершенных форм и видов социального обслуживания. Создание условий для здоровья, безопасной и достойной старости, подержании их социального статуса, обеспечение пожилым людям и инвалидам возможности для независимости, участия, реализации внутреннего потенциала определяют социальную политику государства в области социальной защиты населения. Одним из главных средств решения государством таких вопросов является законодательная деятельность. Сложная многоуровневая иерархическая лестница нормативно-правовых актов, существующая в сфере социальной защиты и организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому, достаточна сложна и запутана. Возникают проблемы правоприменительной реализации норм законодательства не только у лиц пожилого возраста, но и у специалистов органов социальной защиты населения. Необходимость установления правовых основорганизации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому является актуальным направлением для исследования данного вопроса.

В настоящее время в РФ действует система нормативно-правовых актов регулирующих правоотношения в области социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста. Среди них следует отметить Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В них установлены экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.Наиболее актуальными проблемами для людей пожилого возраста являются: сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, и обереганию.

12 стр., 5632 слов

Проблемы здоровья, одиночества и материального обеспечения людей ...

... доля людей пожилого возраста населения большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального ...

Изучению проблематики вопроса уделяется достаточно пристальное внимание. Вопросы социальной работы с пожилыми людьми подробно рассматриваются в работах П.Д.Павленка, Е.И. Холостовой, Э.В. Устиновой и Н.Ф Дементьевой. Проблемы социальной реабилитации и адаптации пожилых людей исследованы в работах А.Н. Егорова и С.Г. Киселёва Философские аспекты исследования проблем пожилых людей раскрыты А.А Козловым, Р.С. Яцемирской. Проблемам социального самочувствия и поведения пожилых людей в обществе уделяется внимание в работах И.Г. Беленькой.

На практике социальный работник порой не всегда способен обеспечить соблюдение законодательных документов. Наблюдается необходимость проведения работы по разъяснению лицам пожилого возраста их как общегражданских прав, так и права на получение социально-бытового обслуживания. Для этих целей необходимы, выработать простые, доступные для понимания лицами пожилого возраста, формы. В целях реализации этих идей мною был подготовлен информационный лист по разъяснению прав лиц пожилого возраста на получение социально-бытового обслуживания на дому. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: Нормативно – правовое обеспечение организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

Цель исследования:выявить в наибольшей мереэффективные формы нормативно правового обеспечения.

Объект исследования: процесс обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

Предмет исследования: нормативно – правовое обеспечение процесса обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

Гипотеза: если эффективно организоватьнормативно – правовое обеспечение процесса обслуживания лиц пожилого возраста на дому, то это существенно повлияет на процесс обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

На основе гипотезы были поставлены задачи:

  • изучить и проанализировать нормативно-правовую основу по теме исследования;
  • проанализировать процесс обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.
  • выявить в наибольшей мереэффективные формы нормативно–правового обеспечения организации социально -бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.
  • апробировать информационный лист по получению нормативно правовых услуг лицами пожилого возраста на дому.

1.1 . Нормативно – правовые основы организации социально – бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому

Нормативно-правовые основы социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому раскрываются в основном в Федеральном законе Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Данный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Под социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов понимается деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Также для понимания объема социального обслуживания установлены виды социальных услуг. Так к видам социальных услуг относится:

12 стр., 5803 слов

Социальное обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста

... Понятие и сущность социального обслуживания пожилых граждан и его место в системе социальной защиты населения Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка, при ...

1. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.

2. Содействие в приготовлении пищи

3. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.

4. Доставка воды, топка печей.

5. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.

6. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.

7. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.

8. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.

9. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

10. Создание условий отправления религиозных обрядов.

11. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.

12. Содействие в направлении в стационарные учреждения.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых Россиян, выглядит достаточно емко. Она представлена законодательством общего и специального характера. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить следующие виды:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих этим правам особенностей государства, негосударственных структур и семьи.

Социально-бытовое обслуживание, являясь одной из форм социального обслуживания, направлено на социальную адаптацию и реабилитацию, поддержание и обеспечение их жизнедеятельности в быту, а также на защиту их прав и законных интересов. Социальное – бытовое обслуживание в Российской Федерации осуществляется на основе комплекса нормативно — правовых актов. Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и моральнопсихологическую поддержку Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
  • приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста. [2. С- 22]

Социально-бытовое обслуживание, являясь одной из форм социального обслуживания, направлено на социальную адаптацию и реабилитацию пожилых, поддержание и обеспечение их жизнедеятельности в быту, а также на защиту их прав и законных интересов.

13 стр., 6045 слов

Социальное обслуживание

... особой помощи и уходе в последний год жизни. Динамика нуждаемости в социальном обслуживании неуклонно растет. ... них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе более 300 тыс. человек -- в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в ...

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • содействие в организации ритуальных услуг.[3 C-46]

Надомное социальное обслуживание пожилых людей реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые чаще всего являются структурными подразделениями центров социального обслуживания. Социально-бытовое обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Услуги предоставляются женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию. Основной задачей отделения социально-бытового обслуживания на дому является постоянное выявление одиноких престарелых граждан, проживающих в пределах их зоны деятельности и нуждающихся в этой форме обслуживания, непосредственное предоставление одиноким пожилым различных услуг силами социальных работников. А также содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ. Основными направлениями социального обслуживания одиноких пожилых граждан является предоставление: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических, социокультурных услуг. Выявление лиц, нуждающихся в помощи на дому, осуществляется сотрудниками отделения совместно с работниками здравоохранения, участковыми уполномоченными органов внутренних дел, представителями других государственных и общественных организаций. На обслуживание принимаются маломобильные одинокие и одиноко проживающие престарелые граждане, инвалиды I и II групп, супружеские пары, состоящие из престарелых людей и инвалидов и нуждающихся в посторонней помощи. Социальное обслуживание на дому остаются преимущественной формой социального сопровождения. Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. Таким образом, надомное социальное обслуживание является наименее затратным и в наибольшей меревостребованным гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе. И потребность граждан пожилого возраста и инвалидов приобретает рост первичных обращений за социальной помощью на дому.[3.С -47]

Нужно отметить, что пожилые – это, прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т.е. это люди прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенное психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны. Для любого старшего человека характерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, проявлению обидчивости и раздражительности, снижению понятия, утрате некоторых навыков, депрессии. Пожилой человек больше чем кто-либо, нуждается в поддержке, человеческом участии. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы. Термин «пожилые люди» можно заменить другими, в частности «третий возраст». Существуют проблемы с определением, когда человек становится пожилым. Социальные, культурные, экономические и медицинские факторы действуют на пожилых людей по-разному. Обычный пенсионный возраст может ввести в заблуждение, а женщина или мужчина на пенсии может продолжать активно работать по дому или меняет род занятий в возрасте 60-65 лет. Определение пожилого возраста зависит от того, какие представления существуют в обществе о жизни старшего поколения и старении. Как правило, принято уделять внимание негативным аспектам старения, в частности болезням, бедности, немощи.[4 C -38]

15 стр., 7303 слов

Специфика социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста

... социально – медицинское обслуживание на дому позволит более эффективно организовать социальную помощь, направленную на восстановление утраченных физических способностей пожилых людей, и может являться альтернативой определению людей пожилого возраста ... об обеспечении этим категориям граждан не только ухода и содействия в решении бытовых, экономических, медицинских и социальных вопросов, но и вообще ...

Пожилые люди – одна из самых распространённых исходя из демографического признака социальных групп населения. Исследованиям Т.Е. Демидовой, А.Н.Альперович, О.М.Медведевой и других ученых показали, что для данной группы характерны определенные В.Г. Красновой, социальные, биологические, поведенческие особенности, что откладывает существенный отпечаток на образ жизни пожилых людей, которые по мере старения все далее и далее отходят от социально активной жизни. Для лиц пожилого возраста в наибольшей мерехарактерным является планомерное угасание интересов, снижение эмоциональности поведения и круга притязательности в отношении потребностей и их удовлетворения. Понятие «старость» нельзя определить абсолютно точно, т.к. в различных обществах данное понятие имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет. В отношении старых людей бытует множество стереотипов, например: они используют палки для хождения, часто посещают врачей, много спят, страдают старческим склерозом. При этом большинство пожилых людей достаточно легко передвигаются, сами о себе заботятся. И всё-таки, с приходом старости люди становятся более восприимчивыми к болезням, их реакция замедляется, их физические силы уменьшаются. [5 C-44]

Старение человека — как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиология старения других млекопитающих некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Вместе с тем, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические эффекты. Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.[6.С- 67]

13 стр., 6127 слов

Социально-психологические особенности пожилых

... факторов. 1.3 Социальные особенности и жизненные проблемы людей в пожилом возрасте Психология пожилого человека характеризуется консервативным отношением к окружающему миру. В связи с ... развитие, происхождение). Большинство исследователей считает, что старость начинается с 55-60 лет и продолжается до смерти. Международная классификация выделяет такие периоды геронтогенеза: а) преклонный возраст ...

Последствия старения общества является предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей – ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов.Проблемы пожилых людей, решаемые посредством социальных услуг, касаются без барьерной среды жизнедеятельности и социально-психологической адаптации пожилых людей в определенных социально-экономических условиях, а их решение в значительной степени зависит от государственной социальной политики, роли общества в ее формировании и реализации. Итак, старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить период молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Именно поэтому ученые различают понятие календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека.[7 C -49].

1.2 . Формы нормативно – правового обеспечения организации социально – бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

Социальное обслуживание сегодня стало неотъемлемой частью государственной системы Социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы.Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально-опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания — это важнейшая отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию.[8 C -85].

В ст.1 Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. Определяется, что социальное обслуживание — это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных служб. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения (службы), представляющие услуги пожилым людям. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь.В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» населению предоставляются социально — бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-педагогические, социально-культурные услуги[9 C -39].

4 стр., 1602 слов

Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов

... нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России; изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России; изучить опыт работы отделений социальной помощи на дому Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения ...

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

  • соблюдения прав человека и гражданина;
  • предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • преемственности всех видов социального обслуживания;
  • ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.[10 C-8]

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается возможность получения достаточных услуг для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечень гарантированных государством социальных услуг. Такой перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.[11C-38]

Социально-бытовое обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Услуги предоставляются женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию.Отделение социально-бытового обслуживания на дому создается при наборе обслуживаемых престарелых граждан в городе -120 человек, в сельской местности или в черте города по приравненной к селу- 60 человек.Социальное обслуживание населения, одна из технологий социальной работы и механизмы его реализации базируется на конституционно-правовых постановлениях и международных пактах о правах и свободах человека.[11 C-38]

16 стр., 7760 слов

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

... социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания. Цель работы – изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации. Задачи работы: 1. Изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста ...

Законодательную и правовую основу социальной работы с людьми пожилого возраста составляют:

Конституция Российской Федерации,

Законы «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Они определяют основные формы социального обслуживания, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Законы регулируют отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами права России социальные права и свободы. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых граждан.[12 C-64]

В соответствии с федеральным законом закреплены следующие формы социального обслуживания пожилых лиц:

  • социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

  • срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
  • социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию одиноких граждан пожилого возраста в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчении адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.[13 C -29]

Cоциальное обслуживание пенсионеров осуществляется на основе комплекса нормативно-правовых актов, а Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов пожилых граждан. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью социальных работников и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма. [14 C -46]

14 стр., 6908 слов

Проблема пожилого возраста

... необходимости социальной адаптации пожилых людей к позднему возрасту и незнание ее путей, способов и средств. Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста. Объект исследования: пожилой возраст Предмет исследования: особенности людей пожилого возраста Исходя ...

Итак, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан осуществляется достаточно разнообразными методами и формами социальной работы. Основными, из которых являются: стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» одиноким пожилым гражданам предоставляются: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и социокультурные услуги.[15 C- 38]

Выводы по первой главе

Социальная поддержка лиц пожилого возраста является естественным элементом социально-здорового общества. Объемы, формы этой поддержки за последние два десятилетия, в силу социально-политических событий произошедших в стране, претерпели существенные изменения. Современная социальная политика государства ориентирована на защиту в наибольшей меренезащищенных слоев населения от воздействия неблагоприятных проявлений рыночной экономики. В связи со значительным ростом числа пожилых людей, в том числе одиноко проживающих, нуждающихся в социальной поддержке и адресной социальной помощи, ведется поиск новых, все более совершенных форм и видов социального обслуживания. Создание условий для здоровья, безопасной и достойной старости, подержании их социального статуса, обеспечение пожилым людям и инвалидам возможности для независимости, участия, реализации внутреннего потенциала определяют социальную политику государства в области социальной защиты населения. Одним из главных средств решения государством таких вопросов является законодательная деятельность.

Социально-бытовое обслуживание сегодня стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы.

Социально-бытовое обслуживание, являясь одной из форм социального обслуживания, направлено на социальную адаптацию и реабилитацию, поддержание и обеспечение их жизнедеятельности в быту, а также на защиту их прав и законных интересов.

Большое значение для решения проблем пожилых имеют указы и постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами», «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», а также ряд дополнений и изменений к данным законодательным актам.

В профессиональной деятельности социального работника наблюдается необходимость проведения работы по разъяснению лицам пожилого возраста их как общегражданских прав, так и права на получение социально-бытового обслуживания. Для этих целей необходимы, выработать простые, доступные для понимания лицами пожилого возраста, формы. В целях реализации этих идей мною был подготовлен информационный лист по разъяснению прав лиц пожилого возраста на получение социально-бытового обслуживания на дому. Данная форма работы с лицами пожилого возраста является в наибольшей мереэффективной и удобной.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме организации нормативно-правового обеспечения организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому были поставлены цель и задачи практической работы.

Цель практической работы: апробировать социальный справочник по получению нормативно-правовых услуг лицами пожилого возраста на дому.

Задачи практической работы:

1. Провести первичную диагностику организации нормативно-правового обеспечения организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

2. Разработать социальный справочник по получению нормативно-правовых услуг лицами пожилого возраста на дому.

С целью реализации поставленных задач и проверки правильности выдвинутой гипотезы исследования была проведена практическая работа в Государственном бюджетном учреждении«Комплексный Центр Социального Обслуживания населения г. Стерлитамака и Стерлитамакского района РБ», находящейся по адресу: г. Стерлитамак ул. Артёма, 71. ГБУ КЦСОН относится к системе социальной защиты населения. Цель деятельности учреждения: оказание социальной поддержки, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых услуг; обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В центре имеются: отделение срочного социального обслуживания; отделение временного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; отделение социальной помощи на дому; отделение социально-медицинской помощи на дому. В центре работают специалисты, имеющие высшее, среднее специальное образование по профилю работы. Центр имеет хорошую материально-техническую базу. Клиенты в центре получают медицинскую помощь в специально оборудованных кабинетах. В столовой организовано горячее питание; имеется зал для проведения досуга, библиотека, читальный зал.

Работа проводилась с гражданами пожилого возраста, находящимися на обслуживания отделения помощи на дому. Средний возраст подопечных 70 лет. Пожилые люди, находящиеся на социальном обслуживании не всегда владеют информацией о том, какую правовую помощь они могут получить в учреждениях социальной сферы.

Все эти явления требуют дополнительной работы в плане организации нормативно-правового обеспечения социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому. Для первичной диагностики организации нормативно-правового обеспечения мы опросили клиентов социального обслуживания на дому.С целью реализации поставленных задач и проверки правильности выдвинутой гипотезы исследования была проведена практическая работа в ГБУ КЦСОН г. Стерлитамак и Стерлитамакского района. На сегодняшний день многие учреждения социальной сферы оказывают правовые услуги. Но, к сожалению, значительная часть пожилых людей находящихся на социальном обслуживании не знают своих прав, не знают, куда им обращаться в случае необходимости. Все эти явления требуют дополнительной работы в сфере нормативно- правого обеспечения социально бытового обслуживания на дому.

Для первичной диагностики организации нормативно –правового обеспечения нами был разработан и проведен опросник на выявление уровня ориентированности клиентов отделения социальной помощи на дому в правовых услугах которые оказывают учреждения социальной сферы. Подробно опросник представлен в приложение (Приложение 1).

В результате проведения опроса выяснилось, что значительная часть опрошенных слабо ориентируется или не ориентируется вообще в том ,где они могут получить квалифицированную правовую помощь, куда они могут обратиться , а так же не знают основных законов защищающих их права.Результаты опроса указывают на необходимость проведения дополнительной работы в сфере организации нормативно — правового обеспечения организации социально бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому. С этой целью нами был разработан социальный справочник ,представляющий собой брошюру определенного образца ,которая выдается каждому клиенту на руки. Социальный справочник содержит важную и актуальную информацию, которая поможет клиенту сориентироваться в социально правовых услугах. Справочник — периодическое издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справкуСправочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справкиСправочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу.Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.)Материал справочника представлен в приложении (Приложение 2)

Заключение

Проведенная работа по теме «Нормативно – правовое обеспечение организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому» позволяет сделать следующие выводы. Проблема обеспечения нормативно – правового обслуживания на дому является очень актуальной, так как она ведется недостаточно.

В первой главе выпускной практической квалификационной работы содержащей два параграфа, были решены следующие задачи.

Первой задачей ставилось — изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.В ходе решения этой задачи мы определили условия успешной организации нормативно –правового обеспечения организации социально –бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

В процессе решения второй задачи были рассмотрены и проанализированы процессы обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому, которые благоприятно влияли на жизнь пожилых людей.

В рамках решения третьей задачи, были выявлены в наибольшей мереэффективные формы нормативно–правового обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.

В настоящее время используются достаточно разнообразные формы работы, которые действительно помогают пожилым лицам преодолеть правовую безграмотность. Практическая работа проводилась ГУБ КЦСОН г. Стерлитамак и Стерлитамакского района. Для первичной диагностики организации профилактики различных заболеваний как одной из форм медика социальной помощи на дому мы опросили клиентов социального обслуживания на дому.Для первичной диагностики организации нормативно — правового обеспечения нами был разработан и проведен опросник на выявление уровня ориентированности клиентов отделения социальной помощи на дому в правовых услугах, которые оказывают учреждения социальной сферы. Подробно опросник представлен в приложение (Приложение 1).

В результате проведения опроса выяснилось, что значительная часть опрошенных слабо ориентируется или не ориентируется вообще в том ,где они могут получить квалифицированную правовую помощь , куда они могут обратиться , а так же не знают основных законов защищающих их права.

В результате проведения опроса выяснилось, что значительная часть опрошенных слабо ориентируется или не ориентируется вообще в том, где они могут получить квалифицированную правовую помощь, куда они могут обратиться, а так же не знают основных законов, защищающих их права.

Результаты опроса указывают на необходимость проведения дополнительной работы в сфере организации нормативно — правового обеспечения организации социально бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому.С этой целью нами был разработан социальный справочник, представляющий собой брошюру определенного образца, которая выдается каждому клиенту на руки. Социальный справочник содержит важную и актуальную информацию, которая поможет клиенту сориентироваться в социально правовых услугах.

Все вышеперечисленное позволяет подтвердить, если эффективно организовать нормативно – правовое обеспечение процесса обслуживания лиц пожилого возраста на дому, то это существенно повлияет на процесс обеспечения организации социально — бытового обслуживания лиц пожилого возраста на дому, а значит, выдвинутая гипотеза правомерна.

1. Архангельский В. Н. Потребности пожилого населения в социальном обслуживании / В.Н Архангельский // Москва 2008 С. 22-23 ,С.-203

2.Бледная Л. В. Возможности программы ВУК в оценке качества социального ухода на дому /Л.В Бледная // 2008 с 46-47 , С-300

3. Огибалов Н. В. Работа с пожилыми людьми / Н.В Огибалов //2012 С.-38 -39,С.-237

4. Прохорова М. В. Некоторые проблемы социального обслуживания на дому одиноких пожилых людей /М. В Прохорова//2008 С. 44-45 ,С.-345

5. Павленок П.Д. ВВЕДЕНИЕ в профессию «Социальная работа»/П.Д Павленок //2012 С.-67-68 ,С.-342.

6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие/ Е.И Холостова //2009 С.49-50 ,С.- 189

7. Филимонова О. Ф. Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому / О.Ф Филимонова //2008 С 85-86 ,С -329

8. Бондаренко И.Н. «Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой социально- экономический и нравственный аспекты» / И.Н. Бондаренко //2008 – С.39-49, С-174

10.Минигалиева М.Р. «Проблемы и ресурсы пожилых людей» / М.Р.Минигилиева 2014 С.8-14. ,С -156

11. Сотникова Н. Организация социального ухода на дому в условиях малого города / Н.О Сотникова //2010 С.38-40, С.-275

12.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А.В. Дмитриев//2009 С 64-67, С -198

13. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация./Е. И. Холостова., Н.Ф Дементьева // 2008 С 29-30,С.287

14. Фирсов М. В. ВВЕДЕНИЕ в теоретические основы социальной работы / М.В Фирсов // 2014 C.46-47, С.- 285

15. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе /Е.И. Холостова //2008 C.38-39 ,С.-195

Нормативно-правовые источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osnovyi-sotsialno-byitovogo-obslujivaniya/

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 197. — 25 декабря 1993 года. (с изменениями на 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 2).

2. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации — № 3 — 16 января 1995 г.

3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи»от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — № 29 — 19 июля 1999 г.

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации — № 50 — 11 декабря 1995 г.

5. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — № 32 — 7 августа 1995 г.

Приложение

Приложение №1

Опросник по определению нормативно — правовой осведомлённости пожилых людей, и знанию положенных им социальных прав.

Опросник состоит из 10 вопросов. Все вопросы направленны на то, что бы узнать насколько хорошо знает клиент, свои социальны права, и в случае необходимости, куда следует ему обращаться.

1. Ф.И.О?

2. Замужем/женаты ли вы?

3. Довольны ли вы качеством предоставляемых вам социальных услуг?

4. Знаете ли вы перечень законов, которые гарантируют вам те или иные льготы, выплаты, материальные компенсации?

5. В случае необходимости, знаете ли вы, куда вам нужно обращаться?

6. В курсе ли вы, какие существуют в нашем городе центры, в которые можно обратиться пожилому населению за какой либо помощью?

7. Обращались ли вы за помощью в эти центры?

8. Знаете ли вы, какие документы нужны для того чтобы получить какую либо материальную помощь?

9. Довольны ли вы качеством работы этих центров?