Минимальные стандарты социального обеспечения

социальный обеспечение стандарт контроль

Политические и экономические реформы в России конца XX — начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие — снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Игнорирование социального аспекта на протяжении всего периода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости «социальными болезнями», снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи.

Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований. Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики. В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ», «О минимальном потребительском бюджете в РФ», «О минимальной заработной плате в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как: уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д. Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики. Актуальность и не разработанность многих теоретико-методологических положений социальной стандартизации и их практическая значимость определили выбор темы моего исследования. Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

11 стр., 5251 слов

Социальные сети в повседневной жизни молодёжи

... на улице, походами в общественные развлекательные места и визитами в гости к друзьям или родственникам, заменив это всё на "виртуальную жизнь" и "виртуальное общение" внутри социальных сетей. ... все чаще появляется в работах философов и социологов, посвященных современной постиндустриальной эпохе. ... сети транспортных коммуникаций, кабельной или сотовой связи, а тем более человеческих коммуникаций, в ...

По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной. Выход из данной ситуации по мнению специалистов видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

С учетом вышеизложенного тема исследования контрольной работы представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения.

Объектом работы является минимальные стандарты социального обеспечения, как профессиональная деятельность, следовательно

Предметом исследования является содержание и организация минимальных стандартов социального обеспечения

Целью контрольной работы является анализ развития и формирования минимальных стандартов социального обеспечения.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить теоретические аспекты минимальных стандартов социального обеспечения и выявить основные направления минимальных стандартов социального обеспечения;
  • Проанализировать структуру и механизмы системы минимальных стандартов социального обеспечения;
  • Гипотеза: если определить наиболее оптимальные способы оценки эффективности предоставления социальных услуг, то можно обозначить направления по улучшению качества предоставляемых услуг.

Методы исследования: теоретический анализ предметного содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация — оценка эффективности деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИНИМАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей.

4 стр., 1853 слов

Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

... (от двух-грех до нескольких десятков сотен человек); массовая (тысячи и десятки тысяч). По глубине охвата: легкая паника. При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая ... необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для ...

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международным правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства.

1.1 Основные понятия стандартов социального обеспечения

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бес­платных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.

Признавая права человека естественными и неотъемлемыми, общество выработало определенные стандарты, отражающие объем таких прав и основные условия их реализации. Такие стандарты разработаны применительно к различным сферам жизнедеятельности общества, в которых находят свою реализацию соответствующие виды прав и свобод человека, в том числе — применительно к системе социального обеспечения. Поскольку в данной системе реализуются права человека, очевидным является тот факт, что минимальные стандарты социального обеспечения представляют собой один из видов стандартов в области прав человека. В связи с этим необходимо определить, что в современной науке понимается под минимальными стандартами в области прав человека.

Полагаю возможным начать с термина «стандарт», который происходит от английского «standard». Современный словарь иностранных слов определяет «стандарт» как образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей; нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего оригинального, творческого.

8 стр., 3975 слов

Права на результаты интеллектуальной деятельности

... обеспеченную возможность обладать результатом интеллектуальной деятельности; особенности использования и защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в действующем законодательстве ...

В отечественной и зарубежной правовой доктрине, в документах межправительственных организаций термин «стандарт» (или «стандартные») используется достаточно широко, и наименования многих документов ООН подтверждают этот вывод, поскольку содержат термин «стандарт (стандартные)». Таковы, например, принятые в рамках ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и ряд других.

В юридической литературе сформулировано множество определений международных стандартов в области прав человека. В частности, СВ. Черниченко определяет их как международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека. О.И. Тиунов понимает под ними правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм права в сфере прав человека, которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, не ставя перед собой задачу сформулировать авторское определение международных стандартов в области прав человека, являются обязательствами субъектов международного права в области основных прав и свобод человека. При этом, по мнению М. Малютиной: основной целью установления международных стандартов в области прав человека является создание моделей, которые становятся для государства образцом и ориентиром при разработке своего собственного законодательства, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах права.

1.2 Система формирования социального обеспечения

Формирование и применение минимальных стандартов в области прав человека осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, получившие в науке название поколений прав человека. Первое поколение прав человека — это гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями. Они представляют собой «негативные» или «атрибутивные» права, так как для их имплементации государству не нужно предпринимать никаких действий, т.е. оно должно проводить политику невмешательства, исполнять роль «ночного-сторожа». В эту категорию входят право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к правам человека первого поколения международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству его роль только в виде обеспечения соблюдения данных стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение прав человека — это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения, иначе их еще называют права «позитивные», поскольку для их реализации требуется принятие конкретных мер со стороны государства. К ним относятся право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на социальное обеспечение. Обеспечение реализации прав второго поколения требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

35 стр., 17250 слов

Дипломная работа социальная ценность права

... Объем дипломной работы – 82 страница текста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ 1.1 Сущность ценностного понимания права Право относится к числу фундаментальных ценностей ... людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности1. Историческое развитие свободы в Неновски Н. Право и ценности. ...

Система социального обеспечения формируется каждым государством самостоятельно, исходя из имеющихся — финансово-экономических условий, с учетом демографических и иных показателей (характеристик).

Следовательно, система социального обеспечения устанавливается и поддерживается внутригосударственным правопорядком. При этом должны быть выдержаны требования социальных стандартов, под которыми Э.С. Бондарева понимает «установленные законом или в порядке, определенном законом, на федеральном, региональном, муниципальном уровне минимальные, рациональные, максимальные нормы и нормативы, относящиеся к простым — гарантиям, обеспечивающие реализацию социальных и экономических прав граждан» . Такого рода стандарты устанавливаются-в законодательстве Российской Федерации (например, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и др.).

Между тем они характеризуют уровень или объем социального обеспечения и не затрагивают таких важных его характеристик, как основания и условия, порядок реализации и пр.

Однако для того, как утверждает Пашков А.С, чтобы национальная система социального обеспечения была достаточно эффективной в условиях глобализации, государство, будучи ее основным субъектом, должно быть связано определенными обязательствами, направленными на установление такой системы в рамках соответствующих параметров.

Стандартизация представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.

Такой подход позволяет стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т. д.).

Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:

  • обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания;
  • повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению;
  • обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания;
  • создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.

Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации — деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения», а предметом стандартизации выступают:

1) Виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры).

2) Социальные услуги.

3) Процессы (работы) по оказанию услуг.

4) Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).

Такой подход в отличие от существовавшего ранее, где объектом стандартизации выступали «социальные услуги», позволяет стандартизировать не только объем и перечень социальных услуг предоставляемых населению, клиентам различных социальных служб и учреждений, а стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.).

9 стр., 4015 слов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

... учета ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 – 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" такими факторами (критериями) являются: - наличие и состояние ...

Этот подход в свою очередь требует своей модели национальной системы стандартизации.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ГРУППАМ

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая — это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

  • прожиточный минимум различных категорий населения;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • ставка первого разряда единой тарифной сетки;
  • минимальный размер пенсий;
  • минимальные значения ряда социальных пособий;
  • нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;
  • нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

  • средняя заработная плата;
  • средний размер пенсий;
  • средняя обеспеченность жильем;
  • среднедушевой доход;
  • средние значения показателей качества жизни.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении.

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации » , принятый в 1997 г., определяет что, прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума ( закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» принят в 1999г.),является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование не возможно.

Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы — по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.

6 стр., 2984 слов

Стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения

... медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения. Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, ... плате в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как: уровень нищеты, бедности, уровень ...

Минимальные социальные стандарты.

Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам — минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспечивающее минимальный прожиточный уровень) в США. П. Розанваллон (1997 г.) отмечает, что МГД является правом, поскольку его можно интерпретировать как институализацию особого рода социального долга. Общество не может допустить смерть инвалида из-за того, что он не имеет средств к существованию. Во Франции система минимального гарантированного дохода существует с 1988 г. В США вэлфэр до сих пор является универсальной формой социального вспомоществования.

Минимальные социальные стандарты по содержанию являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социального государства сводится к сокращению количества людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Парадоксальная ситуация складывается, когда значительная часть населения (до 55% в отдельные годы в Российской Федерации) живет за чертой прожиточного минимума.

Очевидно, что и проведение реформ в этой ситуации имеет свои особенности, тем более важные для стран с переходной экономикой, поскольку старые механизмы в определенной степени разрушены, а новые еще не созданы. В условиях массовой нищеты главной задачей государства становится недопущение наличия категории людей, находящихся за гранью выживания, и создание условий для повышения уровня жизни всего населения. Именно уровень жизни становится интегральным стандартом в условиях социально-экономического кризиса.

О том, что средние стандарты жизни и прежде всего среднедушевой доход являются основой политики социального государства, свидетельствует опыт последнего десятилетия большинства развитых стран, которые после отказа от модели общества всеобщего благоденствия повсеместно предприняли попытку переориентации социальной политики от минимальных социальных стандартов к стандартам приемлемого уровня жизни.

«Благополучные» государства, будучи неспособны обеспечить всеобщее благоденствие за счет государственной благотворительности, изменили социальную политику в сторону отказа от минимальных социальных стандартов и замены их нормами, стимулирующими индивидуальную активность и ответственность, исключения иждивенчества. Начиная с 80-х годов XX в. происходит интенсивная замена принципа распределительной справедливости принципами коммутативной справедливости. Наиболее наглядно эта тенденция проявилась в США в стремлении заменить вэлфэр на workfare (вспомоществование через предоставление работы).

Другими словами, минимальные социальные стандарты начинают играть роль технических индикаторов, а нормативами становятся приемлемые стандарты жизни, обеспечиваемые активной деятельностью индивида. Или, по известной аналогии, социальное государство борется не за то, чтобы не было бедных, а за то, чтобы все были богатыми.

В этих условиях стремление государства обеспечить достижение минимальных стандартов уровня жизни через систему социальной поддержки заведомо обречено на провал, поскольку требует институциональных политических и экономических преобразований. Нет оснований надеяться и на то, что в условиях экономического кризиса государство способно взять на себя дополнительные социальные обязательства и новые социальные функции, свойственные развитому социальному государству.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... деятельности учреждений социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных услуг. В ...

2.1 Методы контроля минимальных стандартов социального обеспечения

Стандарты на методы контроля определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.

Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:

  • Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.

— Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.

Внедрение вышеизложенной Концепции потребует решения ряда других задач, без решения которых, реализация такого проекта затруднительна. Среди них такие как:

  • определение федерального органа по урегулированию вопросов стандартизации и сертификации системы социального обслуживания населения;
  • определение разработчиков государственных стандартов социального обслуживания населения на конкурсной основе;
  • внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу;
  • разработка новых форм отчетно-статистической документации учреждений социального обслуживания населения;
  • разработка номенклатуры учреждений социального обслуживания населения;
  • разработка региональных нормативов потребности в учреждениях социального обслуживания населения;

— разработка нормативов и норм на содержание и обслуживание нуждающихся в социальных услугах граждан в соответствии с уровнем «социального риска», т.е. степени тяжести той трудной ситуации, в которой оказался гражданин РФ, а не по принадлежности категории населения, как это трактуется в действующих федеральных законах.

Это, например, следующие нормативы:

  • нормативы финансирования;
  • нормы численности обслуживающего персонала учреждения;
  • трудоемкость оказания социальных услуг;
  • тарифы стоимости социальных услуг в различных учреждения социального обслуживания в регионе.

Исходя из наступившей у гражданина ситуации «социального риска» необходимо также разработать свои следующие группы государственных социальных стандартов;

13 стр., 6195 слов

Социальное обслуживание населения

... центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан. Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усилением социальной поддержки наиболее ...

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на социальное обслуживание;
  • стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;
  • стандарты на методы контроля

Не менее важное направление работы по стандартизации системы социального обслуживания населения — это отработка методологии применения нормативов при формировании бюджетов всех уровней с учетом разграничения полномочий.

Однако, если стандартизация как вид деятельности достаточно освещен в научной литературе, то вопрос оценки качества оказываемых социальных услуг, и последующая в результате оценки сертификация деятельности учреждения по социальному обслуживанию, совершенно не разработаны. Кроме того вопросы стандартизации и сертификации системы социального обслуживания связаны с особенностями самих услуг. К ним можно отнести:

  • невозможность количественной оценки многих видов услуг;
  • применение экспертных и необходимость социологических оценок для изучения потребительских мнений о качестве;
  • нормирование процессов оказания услуг (в том числе безопасности);
  • согласование терминологии и классификации законодательной и нормативной базы;
  • унификацию номенклатуры общих характеристик и показателей качества однородных услуг;
  • установление требований к персоналу и условиям обслуживания;
  • обязательность сохранности, своевременности и гарантий качества при оказании услуг и другие особенности стандартизации услуг.

Подтверждение соответствия (сертификация) направлена на достижение следующих целей:

  • содействие клиентам учреждений социального обслуживания в компетентном выборе социальных услуг;
  • содействие повышению конкурентоспособности социальных услуг;
  • контроль безопасности услуг для жизни, здоровья клиентов и имущества;
  • подтверждение показателей качества социальных услуг, заявленных исполнителями услуг.

Обязательное подтверждение соответствия услуг, в зависимости от степени потенциальной опасности, осуществляется в двух формах: посредством сертификации услуг и посредством принятия исполнителем услуг декларации о соответствии.

Таким образом, стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения необходима, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям и подготовке к переходу к функционированию системы социального обслуживания в условиях разграничения бюджетных полномочий и соответствующей инвентаризации бюджетных обязательств. Создается принципиально новая ситуация в сфере социального обслуживания при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений:

  • осуществление изменений в системе бюджетного устройства Российской Федерации, позволяющей проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику и реализовать социальные программы;
  • четкое разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов всех уровней, в том числе и в социальной сфере;

— совершенствование налогового механизма в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней для достижения реальной налоговой автономии субъектов РФ, органов местного самоуправления и возможности концентрации средств для социального развития.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации теперь отнесены определение размеров и видов социальной помощи, а также установление порядка и условий ее оказания. Таким образом, создана основа для учета специфики конкретных территорий, различия в социальном развитии регионов и появилась, установленная в законодательстве возможность, не вторгаясь в компетенцию федеральной власти, реализовывать новые эффективные модели расходования бюджетных средств на нужды социальной помощи применительно к местным условиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система социального обеспечения населения должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии представляют собой механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, т. е. нормы и нормативы, отражающие потребности человека в материальных благах и услугах и гарантирующие соответствующий уровень их потребления.

Предоставление населению государственными или некоммерческими организациями пособий, стипендий, пенсий, дотаций и бесплатных услуг принято называть социальными трансфертами, которые осуществляются виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, социального страхования. При этом система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется гражданский принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, последние при этом определяют меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень таких гарантий являются подвижными и измеряются в зависимости от конкретно-исторических условий каждой страны. Эта форма социальных трансфертов базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расходов на социальные цели. В условиях современной России объемы бюджетных расходов весьма ограниченны и могут быть увеличены только за счет существенного роста доходной части бюджетов всех уровней и части расходов их, направляемой на цели предоставления социальных гарантий.

По словам Александра Чуева — Зам. председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, понятие «прожиточный минимум» нужно в корне менять. Он говорит: «Мы должны переходить к понятию «социальные стандарты жизни». Мы должны сегодня говорить не о том, как добиться того, чтобы большее количество людей перешло через уровень выживания, — мы должны говорить о том, как сделать жизнь людей нормальной, привести уровень этой жизни к социальным стандартам, чтобы каждый человек не выживал, а нормально жил. Речь идет и о тех продуктах, которые он кушает, и о той одежде, которую он носит, и об имуществе, о жилище, о социальных, медицинских услугах, которые он получает». С этим мнением в России согласны многие политически активные деятели, но при этом очевидно, что в настоящее кризисное время сразу перейти к международным социальным стандартам жизни представляется невозможным. В данной экономической ситуации уже только принятие федерального закона «о государственным минимальных социальных стандартах» может считаться определенным прорывом в развитии социального государства в нашей стране.