Сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях

Содержание детей в детских учреждениях как вид социального обслуживания

В соответствии с ч. 1 ст. 54 СК РФ «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)». Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 № 223 — ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 10. — Ст. 2345.

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашается социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1), где «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…» Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993, с учетом поправок от 21.07.2014) // Рос.газ. — 1993. — 25 декабря.. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 54 СК РФ: «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства». Конституционные положения о необходимости заботы о детях конкретизируются в Семейном кодексе Российской Федерации, где сказано: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования» (ст. 63).

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60).

При отсутствии родителей, невозможности взыскания с них алиментов закон допускает возложение обязанности содержания на других членов семьи (гл. 15 Семейного Кодекса РФ).

Возможность получать содержание предусмотрена и в нормах иных отраслей российского права. Так, в гражданском праве предусмотрено, в частности, право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти кормильца (ст. 1089 Гражданского Кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ.- 1996 — 29 января.), право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 Гражданского Кодекса РФ) и др.

14 стр., 6582 слов

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

... данной дипломной работы является исследование вопроса социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. В связи с поставленной целью были реализованы следующие задачи: ь рассмотрение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев, ь раскрыть виды социальной помощи которая ...

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802. устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон предусматривает меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профессиональной ориентации, подготовки и занятости. Статья 15 закона особое внимание обращает на необходимость защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В связи с необходимостью усилить внимание на проблеме беспризорности был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643., который обязывает органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса РФ (в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений).

Содержание в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей принято в Постановлении Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, № 22, ст. 2887

Для детей с ограниченными возможностями действует закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 (с изм. от 25.06.2014) «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» Тверская, 13, N 69, 08.06.2010 (статьи 1-6).

Содержание в учреждениях для детей, находящихся на длительном лечении регулируется Письмом Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» Вестник образования, № 6, март, 2016(вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»).

Социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети — здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид — это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

17 стр., 8404 слов

По социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся ...

... реабилитационной работы) и др. Все выше сказанное позволяет обосновать актуальность выбранной темы курсового?? исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства». Объектом нашего исследования являются дети-сироты и дети, ...

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный — дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей.

Второй подвид — это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.

Третий подвид — это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ Рос. газ.- 2009.- 27 мая.. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, — приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, — приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

12 стр., 5830 слов

Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

... понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их ...

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются единовременное пособие, денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе).

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : Учебное пособие./ Е.Е. Мачульская, — М.: Юрайт. 2014. — С. 150.

1.2 Виды детских учреждений для отдельных категорий детей, правовые основы их деятельности

В настоящее время в Российской Федерации действует Приказ Росстата от 15.12.2015 N 635 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций», который устанавливает следующие виды детских учреждений: Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций: Приказ Росстата от 15.12.2015 № 635 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

I тип — Дошкольное образовательное учреждение

(учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования):

Детский сад

Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) ;

  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить обще развивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) ;
  • Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

II тип — Общеобразовательное учреждение:

3 стр., 1081 слов

Воспитание ребёнка в школе и семье

... школы в улучшении учебно-воспитательного процесса и учебных достижений учащихся. Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ребенка в семье и в школе, ... 192 с 19. Пухов С.В. Психологические типы отношений в семье // Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Сборник ...

Начальная общеобразовательная школа;

  • Основная общеобразовательная школа;
  • Средняя общеобразовательная школа;
  • Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль) : химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др.

Лицей;

  • Гимназия;
  • Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  • Центр образования;

Открытая (сменная) общеобразовательная школа.

III тип — Общеобразовательная школа-интернат

Школа-интернат начального общего образования;

  • Школа-интернат основного общего образования;
  • Школа-интернат среднего (полного) общего образования;
  • Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
  • Гимназия-интернат;
  • Лицей-интернат;
  • Санаторно-лесная школа;

Санаторная школа-интернат.

IV тип — Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом;

  • Детский дом-школа;
  • Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Санаторный детский дом;
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

V тип — Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением:

Специальная общеобразовательная школа;

  • Специальное профессионально-техническое училище;
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;
  • Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии;

VI тип — Образовательное учреждение начального профессионального образования:

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т. п.);

  • Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т. п.);
  • Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище.

Таким образом, в Российской Федерации на данный момент нормативно-правовая база, регулирующая нахождение несовершеннолетних в государственных учреждениях недостаточно развита, находится в процессе разработки и обновлений.

2.1 Содержание детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Положение «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

8 стр., 3623 слов

Адаптация ребенка к школе

... мышления, создает новые условия для личностного роста ребенка. 2. Уровни адаптации в школе Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал ... и фамилиям лишь часть одноклассников. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, мы стараемся, чтобы взаимоотношения в семье были ...

Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) / Российская газета. -.2015. — 28 ноября..

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

  • а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» Рос. Газ. — 2015. — 10 сентября.;

— б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

Пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

Организацией для детей-сирот обеспечивается в течение одного месяца со дня издания акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, направление ребенка, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот, на медицинское обследование, осуществляемое в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По результатам медицинского обследования ребенка медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, выдается заключение о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования, которое представляется организацией для детей-сирот в орган опеки и попечительства.

53 стр., 26473 слов

Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей

... раскрыть понятие, сущность прав и обязанностей родителей по воспитанию детей. раскрыть правовую природу споров, связанных с воспитанием детей. Методами исследования в дипломной работе является: формально- ... документом, декларирующим общепринятые принципы в рамках защиты прав детей. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни ...

В случае помещения в организацию для детей-сирот ребенка с ограниченными возможностями здоровья организацией для детей-сирот обеспечивается его направление на комплексное психолого-медико-педагогического обследование, проводимое в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выдается заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Документы, предусмотренные пунктами 6, 8 и 9 настоящего Положения, представляются органами опеки и попечительства в организацию для детей-сирот не позднее одного месяца со дня помещения ребенка в организацию для детей-сирот.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее — законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 12 настоящего Положения, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, указанном в пункте 13 настоящего Положения, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:

14 стр., 6730 слов

Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву

... усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации, ... взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих ... по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...

  • а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;
  • б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;
  • в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;
  • г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);
  • д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;
  • е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) — для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);
  • з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;
  • и) акт обследования условий жизни ребенка.

Дети, в том числе дети, указанные в пункте 12 настоящего Положения, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

В случае если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, отсутствует организация для детей-сирот, в которую он может быть устроен с целью обеспечения необходимых ему условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей и состояния здоровья, такой ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого имеются организации для детей-сирот, для обеспечения устройства ребенка в организацию для детей-сирот.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, в течение 10 дней со дня представления органом опеки и попечительства документов в соответствии с пунктами 6 и 15 настоящего Положения может обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, в которую ребенок может быть устроен в целях обеспечения необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка, в целях определения условий компенсации расходов на полное государственное обеспечение, а также иных затрат, связанных с пребыванием и окончанием пребывания ребенка в организации для детей-сирот, в том числе обеспечением жилым помещением.

3 стр., 1282 слов

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... меры по социальной защите прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дать общую характеристику ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» провести анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без ...

Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.

Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.

Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

В организациях для детей-сирот не допускаются принуждение детей к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций, объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным обще развивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым руководителем организации для детей-сирот, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

Организация для детей-сирот обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами.

Организация для детей-сирот обеспечивает ознакомление лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка, с личным делом ребенка, а также проведение консультаций с медицинским работником, педагогом-психологом и другими работниками организации для детей-сирот.

График приема лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство), определяется руководителем организации для детей-сирот с учетом режима дня детей. При этом должна быть организована возможность посещения указанными лицами организации для детей-сирот не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время.

В целях защиты прав и законных интересов детей организация для детей-сирот взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения и иными органами, организациями и службами.

Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами — добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях оказания содействия в функционировании организации для детей-сирот, улучшения качества работы, повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых организации для детей-сирот, повышения информированности общества о работе организации для детей-сирот, а также в целях содействия обеспечению и защите прав и законных интересов детей организацией для детей-сирот могут создаваться коллегиальные органы управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

  • б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;
  • в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;
  • г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;
  • д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
  • е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
  • ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;
  • з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);
  • и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.

N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

  • к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах; образовательный учреждение сирота коррекционный

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

  • м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;
  • н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;
  • о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
  • с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
  • т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
  • у) организация отдыха и оздоровления детей;
  • ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.

N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

  • х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
  • ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;
  • ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
  • ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
  • щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

Орган или организация, осуществляющие функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, размещают информацию о деятельности организации для детей-сирот, об условиях содержания, воспитания и образования в них детей на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:

  • а) информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;
  • б) информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;
  • в) сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;
  • г) информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;
  • д) информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.

В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.

2.2 Порядок и условия пребывания детей в специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями

В соответствии с Законом г. Москвы от 28.04.2010 № 16 (ред. от 25.06.2014) «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» порядок и условия пребывания в специальных учреждениях можно описать следующим образом:

Органы исполнительной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы путем:

1) проведения бесплатного обследования психолого-медико-педагогической комиссией;

2) осуществления бесплатной квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья (далее — коррекция ограничений возможностей здоровья) с момента их выявления независимо от степени выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) создания в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

4) создания условий для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов физической культуры и спорта в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

5) предоставления возможности с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

6) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, компьютерной техникой, средствами связи и программным обеспечением при получении образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

7) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с медико-социальными показаниями транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений;

8) предоставления возможности пользования услугами сурдопереводчиков, помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

9) предоставления возможности обучаться по дополнительным образовательным программам и получать дополнительные образовательные коррекционные услуги;

10) предоставления возможности осваивать основные и дополнительные профессиональные образовательные программы с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда;

11) обеспечения трудоустройства по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

12) обеспечения иных прав и гарантий в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают организацию информационно-просветительской работы с гражданами в целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и недопущения их дискриминации во всех сферах жизни.

Органы исполнительной власти города Москвы реализуют совместные программы и мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, совершенствование воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию на основании индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные комиссии.

Организационной основой политики города Москвы по обеспечению государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования являются государственные программы города Москвы.

Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Органы исполнительной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1) выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

2) выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

3) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;

4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;

5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;

7) участвовать в управлении образовательным учреждением;

8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Органы исполнительной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).