Социальное развитие Японии

Япония, одна из самых интереснейших стран мира. Она обладает великолепной и богатейшей культурой, в Японии множество интересных традиций и праздников. В этой стране прекрасные пейзажи и очень интересные люди, со своим особенным видением жизни. Но эта страна интересна и тем, как она смогла в своё время не стать колонией западных метрополий, а впитать в себя технологии развитых стран того времени, и спустя годы, выйти на мировую арену, как одна из самых сильнейших стран. Япония не сдаёт позиции и в наше время, она неумолимо движется вперёд в своём развитии.

Актуальность работы: Япония – страна высоких технологий, страна неизведанная и загадочная, поражающая высокими темпами развития. То, как Япония превратилась после второй мировой войны в ведущую страну мира по многим показателям до сих пор остаётся загадкой для многих.

Цель курсовой работы: изучить социально-экономическое развитие Японии, проследить особенности данного механизма.

1 Основные черты социально-экономической модели

После переворота 1867-1868 гг, («революция Мэйдзи») Япония за сто лет прошла путь от традиционной феодальной социально- экономической системы до развитой рыночной экономики. Ряд соседей Японии — Южная Корея, Тайвань, Таиланд — использовали во многом уроки японского пути «догоняющего развития». Социальная структура и трудовые отношения Для Японии характерен большой социальный слой мелкого предпринимательства. Частные предприятия семейного типа преобладают не только в розничной торговле, общественном питании и других отраслях сферы услуг, но и в обрабатывающей промышленности, строительстве. Так, в обрабатывающей промышленности 74% наемных работников заняты на предприятиях, имеющих до 300 рабочих мест. Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн 600 тыс. крестьянских хозяйств, преимущественно мелких. Средний размер земельных участков — 1,9 га (правда, более половины обрабатываемой земли — поливные участки, дающие два урожая в год).

Но только около 17% занимаются исключительно сельским хозяйством. Остальные, пользуясь короткими расстояниями до городов и развитой транспортной сетью, получают большую часть дохода в других отраслях. Для Японии характерен также высокий уровень занятости. Норма безработицы в течение 70-х гг. держалась на уровне 2-2,8% экономически активного населения и только в 90-х гг. превысила планку 3%. Знаменитая японская «система пожизненного найма» с оплатой по стажу — это неформальный институт. Она распространена только на крупных предприятиях и охватывает работников самой высокой квалификации — менеджеров, инженеров (не больше 10% всех работающих по найму).

8 стр., 3973 слов

Комплекс социально-культурных отраслей

... работников, занятых в отраслях экономики и социальной сферы, 23% имели среднее специальное образование. На 1 января 2011 г. в Республике Беларусь функционировало 214 учреждений, ... поколениям; удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии; подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Сегодня в стране функционирует свыше 9 тыс. учреждений ...

Во многом из-за этого в Японии практически нет рынка труда для высших звеньев управляющих. Карьера менеджера — это пожизненная карьера в одной и той же фирме или ее дочерних компаниях. Представители высшего звена управляющих — это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного партнерства со своими поставщиками, клиентами, банками, что является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней и самой карьеры менеджера. Низкая норма безработицы остальных наемных работников объясняется рядом причин: традициями социального партнерства, характерными для многих азиатских обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере услуг. Особенности организации предпринимательства Сектор крупных корпораций Японии — это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний — около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества. Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемой «кэйрэцу».

В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не являются финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав. Головная компания «кэйрэцу» сочетает собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широко распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнере™), так и более тесные, чем и других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний. Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электротехнические «Хитати», «Тошиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности.

Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК. Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы — бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса — более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн». Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15—18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы. Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны. Банки В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай».

5 стр., 2330 слов

Доклад: Стресс-тестирование в банках

... привлекая различные категории участников финансовых рынков, в том числе банки, финансовые и страховые компании [3, c. 5 – 9]. Процесс интеграции стресс-тестирования в системы риск-менеджмента идет по ... двум направляющим: <снизу вверх> в результате осознания ...

Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства. «Городские» банки траст-банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. Понятие «головной банк» промышленной компании неформально и не имеет четкого количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от 15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянными заемщиками двух и более банков, каждый из которых выполняет функцию головного. Как правило, представитель головного банка входит в совет директоров своего постоянного клиента и имеет достаточный доступ к внутренней документации фирмы, ведет основные расчетные.

счета этого клиента и получает ежедневную информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности ее дохода и отсутствии угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят санацию компаний-заемщиков, не доводя дело до банкротства. Подобный институт банковского мониторинга компаний-заемщиков сформировался в период высоких темпов экономического роста (см. ниже), когда на денежном рынке длительное время была нехватка ресурсов и условия «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков. Государственный; сектор в экономике Центральному правительству принадлежат всего пять казенных (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).

9 стр., 4208 слов

Социальное обеспечение населения: опыт Японии

... в период американской оккупации демократические начала послужили толчком для продолжения внутренних реформ в Японии. Основой реформ в Японии послужила концепция «GoodGovernance». Новая концепция понимания государственного ... ее элементов определяет развитие. В Японии мероприятия по активизации региональной экономики классифицируют по трем категориям: привлечение предприятий из других регионов; ...

Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии “JAL” и др., на местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр. а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д. Таким образом, в Японии, как и в Соединенных Штатах, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры.

Япония — страна с сильной государственной экономической полит-икой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов. Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал. Государственный бюджет и налоговая система Япония — страна со сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка (сумма поступлений общенациональных и местных налогов) — 22-23% ВВП. Основой доходной части центрального бюджета являются прямые налоги. Налоги на доходы граждан, наследство и дарение дают 42% всей суммы налоговых поступлений, налоги на прибыли предприятий — 26% (1995-1997 гг.).

Ставки налога на прибыль невысоки и дифференцированы по размерам предприятий в пределах 26,42—33,48%, Единственный крупный косвенный налог на потребительские товары и услуги взимается по ставке всего 5% розничной цены. Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП).

11 стр., 5062 слов

Социальная политика в зарубежных странах

... «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; выявить особенности социальной политики в переходный период. I. Сущность, содержание и цели социальной политики ...

К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18—20%), трансферты региональным администрациям — префектурам (16—18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев. В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета центрального правительства является обслуживание государственного долга. В 90-х гг. страна переживает третий за послевоенный период бюджетный кризис (первые два были соответственно в 1946-1949 и 1977-1980 гг.).

Как и во многих других странах, бюджетные инвестиции являются средством стимулирования конъюнктуры. , В конце 70-х гг. текущий дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, доходил до 34,7% расходной части бюджета. Продажа государственных предприятий помогла к началу 90-х гг. отказаться от государственных заимствований, но ненадолго. В 1996/97 финансовом году дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, дошел до опасного уровня — 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. Банк Японки, являющийся эмиссионным центром страны, регулирует денежную массу в обращении и кредитную экспансию банков. Пока корпоративный сектор находился в сильной зависимости от банковского финансирования, Банк Японии устанавливал административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял всей системой ставок денежного рынка. В настоящее время ставки денежного рынка формируются свободно, а главной функцией Банка Японии является определение размеров денежной массы и эмиссия банкнот.

2 Современные тенденции социально-экономического развития

Послевоенные реформы и изменение внешнеполитического курса заложили долгосрочную базу стремительного развития всех сфер народного хозяйства Японии, что позволило ей в сравнительно короткий отрезок времени занять место одного из лидеров мировой экономики.

Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг — II,3%; 70-х — 4,5%; 80-х — 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка).

За понижающимися темпами роста стоит смена этапов экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946-1952 гг.), период высоких темпов (1955-1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.

Послевоенные экономические реформы. После поражения Японии во Второй мировой войне американская оккупационная администрация провела в стране серию глубоких институциональных реформ. Как и в Западной Германии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюджет и введен фиксированный валютный курс. Проведенные в Японии институциональные реформы были более масштабными и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию. Далее, была проведена аграрная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию мелких независимых фермерских хозяйств. Оккупационные власти также перестроили систему государственных предприятий и предприняли финансовое оздоровление частных корпораций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления. Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться. Период высоких темпов роста. В основе этого успеха лежат эффективная экономическая политика государства и быстрая адаптация предпринимательских кругов к изменившейся обстановке на мировом рынке, а также особенности японского менеджмента и специфика национального менталитета.

53 стр., 26017 слов

Современная система образования в Японии

... образования.[3; с.33-34]. В 1868 г. в Японии произошла революция Мэйдзи, которая на словах восстановила в стране ... акт об образовании, положивший начало созданию системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши ... отрасли производства учеными и инженерами.[37; с.20]. Учитывая вышеотмеченные соображения, использование позитивного опыта Японии в создании современной системы образования ...

Это был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти вес угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.

Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности, Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений. Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями (см. ниже).

Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост численности населения за 1955-1970 гг. с 90 до 104 млн человек. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем удвоилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число выросло в полтора раза).

23 стр., 11353 слов

Уровень социального развития предприятия и практика финансирования

... крупном предприятии зарубежных стран, особенно тех, которые следуют социальной ориентированности национальной экономики, управление социальными процессами обособленно и специализированно. Имеются управленческие звенья, которые занимаются работой с кадрами (человеческим ресурсом), регулированием ...

Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18-20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949-1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом. Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности \i страховании).

Специфический японский метод помощи Приоритетным отраслям, не применявшийся, ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот. К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для конкуренции иностранных товаров. В середине 60-х гг. исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х гг. был отменен валют- но-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.

15 стр., 7273 слов

Виды и особенности рынков

... 1) Самая важная функция рынка - регулирующая . В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. ... рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: ...