Модель экономического развития современной России

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики — инновационной экономики. Анализ результатов исследования отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. Это обстоятельство послужило основным мотивом к выбору темы курсового исследования.

Основной целью курсовой работы является анализ тенденций развития российской экономики в XXI веке. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • раскрыть предпосылки нынешнего экономического роста отечественной экономики;

проанализировать проблемы, с которыми связан экономический рост;

исследовать предпосылки глобализации российской экономики;

изучить инновационное направление развития российской экономики;

исследовать влияние мирового финансового кризиса на экономику России;

Предметом исследования являются возможные направления развития российской экономики в 21 веке.

Объектом исследования выступает российская экономика.

Глава 1. Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе

14 стр., 6878 слов

Основные направления модернизации филологического образования ...

... образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Действующая программа – «Федеральная целевая программа развития образования ... какие методические приемы и педагогические технологии отличают современный урок, кто ...

В конце 2014 г. российская экономика вступила в новый этап своего развития, внешнее выражение которого состояло в снижении темпов экономического роста, повышении инфляции, заметном спаде инвестиционной активности, резком сокращении импорта, изменении потребительских настроений.

Его внутреннее содержание и концепция развития в новых условиях еще должны быть раскрыты экономистами, и этому будет способствовать понимание факторов и внутренних побуждений, которые формировали структуру нашей экономики в последние десятилетия.

Этап высоких темпов роста нашей экономики в 2003-2008 гг., которые поддерживались высокой динамикой цен на нефть и возрастающим спросом на продукцию российского экспорта, завершился кризисом 2008-2009 гг., снявшим до двух третей от накопленного в предыдущие годы конъюнктурного «запаса». Замедление экономического роста в первые годы после того кризиса до 3-4% было связано с ослаблением действовавшего ранее фактора внешней конъюнктуры и в целом соответствовало устойчивому росту российской экономики при сохранении относительно благоприятных внешнеэкономических условий.

Последовавшее с середины 2012 г. замедление экономического роста первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне, и стабилизацией цен на нефть. До этого времени расширение инвестиций в нефтедобычу и другие сырьевые отрасли во многом ориентировалось на ожидания возрастающей динами-ки мировых цен на нефть и продолжение улучшения мировой конъюнктуры. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего связанных с трудовыми ресурсами и отсутствием инноваций в технологиях. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре ВВП и, как результат, уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.

Чрезмерная зависимость от мировых цен на нефть, финансовых и инвестиционных потоков из-за рубежа и отсутствие устойчивых факторов долгосрочного экономического роста в российской экономике неизбежно должны были привести к началу еще более неблагоприятного периода при резком падении цен на нефть и ухудшении внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации для России. Эти события сложились одновременно в середине 2014 г., а затем к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста.

Падение цен на нефть и введение экономических санкций в отношении России привели к росту неопределенности, сокращению доходов и резкому ухудшению деловой уверенности. Ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции. Последнее обстоятельство привело к снижению реальных располагаемых доходов населения в IV квартале 2014 г. (на 3,1% к соответствующему периоду предыдущего года) и в целом за год (на 0,9% к 2013 г.).

модель поведения потребителей, ориентированная на скупку товаров в условиях ожидания дальнейшего роста цен, проявившаяся в декабре, была временной.

21 стр., 10304 слов

Инвестиции как источник экономического роста, их социально-экономическая ...

... данной курсовой работы - показать, что инвестиции являются источником экономического роста, как в стране, так и ее регионах, выявить их социально - экономическую эффективность. В ходе работы будет рассмотрено: ... с целью получения дохода и социального эффекта. Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ...

Темп прироста ВВП в III квартале 2014 г. к соответствующему периоду предыдущего года еще сохранялся в области положительных значений (0,7%) благодаря рекордному урожаю и высокой динамике обрабатывающих производств, но сезонно очищенные темпы прироста ВВП уже были нулевыми.

В IV квартале темпы прироста ВВП к соответствующему периоду предыдущего года, по оценке минэкономразвития России, также близки к нулевому уровню, как и показатели сезонно очищенной динамики. В целом за 2014 г. прирост ВВП, по предварительной оценке Росстата, составил 0,6%.

Наиболее ощутимый спад отмечается в инвестиционной деятельности. Закрытие внешних рынков капитала снизило ресурсную базу банков, а рост премий за риск повысил стоимость заемных средств предприятий. Темпы прироста инвестиций в основной капитал с начала года колебались в отрицательной области: -5,2% в I квартале; -2,0% — во II; -1,5% — в III и -2,9 — в IV. Сезонно очищенная динамика была отрицательной в течение всего периода, за исключением II квартала. Сокращение связано со снижением капитальных вложений субъектов малого предпринимательства и инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. В то же время рост инвестиционной активности крупных и средних организаций в течение года ускорялся (в III квартале до 3,1% после 2,1% во II квартале и 1,8% в I квартале).

Таким образом, по итогам 2014 г. возросшая общая экономическая неуверенность инвесторов привела к сокращению инвестиций в основной капитал на 2,7%, что связано в основном с компаниями рыночных секторов в таких видах деятельности, как предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранение, финансовая деятельность, металлургия и деревообрабатывающий комплекс.

Инфляция потребительских цен за годовой период повысилась до 11,4 с 6,5% годом ранее, а год к году — до 7,8% против 6,8% в 2013 г., что в основном обусловлено девальвацией рубля и усилением инфляционных ожиданий, ослаблением конкуренции.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций по предварительным данным за январь-ноябрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 и 2012 гг. практически по всем показателям и в большинстве отраслей экономики страны ухудшались, но не столь заметно. Так, если за январь-ноябрь 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года индекс роста прибыли по основным видам хозяйственной деятельности (нарастающим итогом с начала года) составил 108,8%, а за тот же период 2013 г. — 84,4% (т. е. снизился на 15,6%), то за 11 месяцев 2014 г. составил 85,1% (снизился на 14,9%), т. е. продолжил снижение, но с некоторым замедлением. Снижение прибыли за 11 месяцев 2014 г. по отношению к тому же периоду 2013 г. формировали обрабатывающие производства, транспорт и связь, а положительную тенденцию обеспечивали добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство.

Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий (нарастающим итогом с начала года) за январь-ноябрь 2012 г. по экономике в целом составила 26,3%, за те же 11 месяцев 2013 г. — 28,6%, а за 11 месяцев 2014 г. — 29,7%, т.е. и по этому показателю отмечается ухудшение, но его динамика замедляется. Что касается суммы убытка (нарастающим итогом с начала года), то по нему ситуация за 11 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года ухудшается форсировано.

7 стр., 3221 слов

Основные показатели социально-экономического развития России ...

... млрд. долл. 313,2 463,9 480,5 467,2 488,9 538,8 631,8 % ВВП 31,6 35,7 28,9 38,1 32,1 28,3 31,4 статистики Экономическое развитие России в 2006-2012 годах в целом характеризовалось ростом ... Основные макроэкономические показатели Основные макроэкономические показатели Показатель ... натурально-вещественном выражении в ... года. В этот период среднегодовой темп роста ВВП составил 6,6%, что позволило к 2006 году ...

Так, по экономике в целом за январь-ноябрь 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года его индекс роста составил 95% (т. е. сумма убытка всего уменьшилась на 5%); за тот же период 2013 г. индекс роста показателя увеличился в 1,75 раза, а за 11 месяцев 2014 г. по отношению к январю-ноябрю 2013 г. — уже в 2,4 раза.

г. формировали обрабатывающие производства, транспорт и связь и добыча полезных ископаемых, а относительно замедляли их рост — сельское хозяйство, строительство и производство, и распределение электроэнергии, газа и воды.

Состояние платежей и расчетов в экономике также однозначно ухудшается, о чем свидетельствуют следующие данные за январь-ноябрь соответствующих лет.

К числу важнейших показателей состояния экономики страны относится уровень общей безработицы. Судя по предварительным официальным данным за 2014 г., ситуация с занятостью в России не только не обостряется, а даже отчасти улучшается.

Так, по данным Росстата, уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных к экономически активному населению) в 2012 г. составлял 5,5%, в 2013 г. — 5,5%, а в 2014 г. (по предварительным данным) — 5,2%. Небольшое повышение в декабре — до 5,3% — имеет чисто сезонный характер.

Однако данные за 2014 г. предстоит дополнительно проанализировать и уточнить с учетом увеличения численности мигрантов, в том числе с Украины. Кроме того, некоторая избыточная занятость на предприятиях продолжает сохраняться в социальных целях.

Прирост промышленного производства по итогам 2014 г. составил 1,7% и был обеспечен ростом обрабатывающих производств на 2,1% и добычи полезных ископаемых на 1,4% при снижении производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 0,1%. Из обрабатывающих отраслей наибольший рост отмечается в производстве транспортных средств и оборудования, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в производстве кокса и нефтепродуктов. Достаточно существенный спад остается в производстве машин и оборудования, в обработке древесины и производстве изделий из дерева. Вместе с тем в декабре 2014 г. металлургическое производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительные материалы), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство машин и оборудования показали рост (на 4,4; 9,0; 6,0 и 1,2% соответственно).

Производство сельскохозяйственной продукции заметно увеличилось в III квартале 2014 г. (на 11% к соответствующему периоду 2013 г.) благодаря необычайно высокому урожаю ряда сельскохозяйственных культур, в первую очередь зерновых, но к концу года из-за неблагоприятных погодных условий рост производства замедлился и по итогам года составил 3,7%.

10 стр., 4691 слов

Экономический рост и социальное развитие Ленинградской области

... Ленинградской области, рост валового регионального продукта в 2013 году относительно уровня 2008 года составит ... миллиардов рублей. Благоприятный инвестиционный климат в области обеспечивает рост российских и прямых иностранных инвестиций, что способствует устойчивому развитию экономики и социальной инфраструктуры области. В области ... промышленной сферы способствует наличие в Ленинградской области ...

Динамика реальных располагаемых доходов населения замедлялась с начала 2013 г. Сезонно очищенный темп их прироста в течение двух лет был близок к нулю, а по итогам 2014 г. реальные располагаемые денежные доходы оказались ниже уровня 2013 г. на 0,9%. При этом рост заработной платы сохранился и по итогам 2014 г. составил 1,4%. Только в IV квартале, с учетом ускорившейся инфляции, реальная заработная плата сократилась на 1,4% (в декабре — на 4,1%).

На потребительском рынке сохранились положительные тенденции. Оборот розничной торговли за 2014 г. превысил уровень предыдущего года на 2,5% против 3,9% в 2013 г., а объем платных услуг — на 1,4% (2,1% в 2013 г.).

В декабре краткосрочное изменение потребительской модели поведения населения, вызванное резким ослаблением курса рубля и ожидающимся всплеском инфляции, привело к росту оборота розничной торговли на 5,3%. Но в целом в течение года отмечается замедление динамики кредитования физических лиц, которая к концу 2014 г. в годовом выражении составила 13,8% против 28,7% в 2013 году.

Экспорт товаров в физическом выражении в первом полугодии 2014 г. был достаточно высоким (102,8% к соответствующему периоду предыдущего года), но уже в III квартале его рост замедлился до 99,4%, в IV квартале он сократился до 97,6%. Объем экспорта товаров, по оценке Центрального банка Российской Федерации, составил в 2014 г. 493,6 млрд дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 5,7%. По предварительным оценкам, наиболее сильное сокращение экспорта отмечается по позиции: топливно-энергетические товары (по предварительным данным — на 7,4% в стоимостном выражении к 2013 г. и на 2,7% — в физическом выражении).

Возрос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 16,5% в стоимостном выражении и на 28,9% — в физическом), экспорт металлов сохранился практически на уровне 2013 г. (рост на 0,4% в физическом выражении при уменьшении на 0,7% — в стоимостном).

Физический объем импорта товаров заметно снижался в течение первых трех кварталов 2014 г. (на 7,6; 10,0 и 5,5% соответственно), а в ноябре, по данным ФТС России, — на 12,9%. Объем импорта товаров, по оценке Банка России, составил в 2014 г. 308,0 млрд. дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 9,0%. Сокращение импорта затронуло примерно в равной степени почти все крупные товарные группы, но особенно сильно позицию: машины, оборудование и транспортные средства (сокращение по итогам года примерно на 10,7% в стоимостном и 9,9% в физическом выражении к уровню 2013 г.), а также древесину и целлюлозно-бумажные изделия (9,9 и 9,1% соответственно).

Сальдо торгового баланса оценивается на уровне 185,6 млрд. дол. США (181,9 млрд. дол. США в 2013 г.), а счет текущих операций — 56,7 млрд. дол. США (34,1 млрд. дол. США).

6 стр., 2842 слов

Разработка плана экономического и социального развития

... и заработной плате производственных рабочих 2.6. План себестоимости продукции и прибыли 2.7. План социального развития коллектива предприятия 2.8. План по охране природы и окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов 2.9. Сводные показатели проекта плана экономического и социального развития предприятия ...

Вместе с тем отток капитала, по оценке Банка России, составил 151,5 млрд. дол. США против 61 млрд. дол. США в 2013 г. В основном такую динамику можно объяснить невозможностью рефинансирования корпоративного внешнего долга и соответствующим снижением притока заемного капитала.

В результате, по предварительной оценке, совокупный внешний долг Российской Федерации снизился за 2014 г. на 129 млрд дол. США и составил менее 50% ВВП по курсу на конец года.

В ноябре 2014 г. в рамках перехода к инфляционному таргетированию Банк России объявил о существенной корректировке политики обменного курса, что выразилось в отмене операционного интервала бивалютной корзины. Многие участники валютного рынка восприняли это решение как отказ регулятора от вмешательства в формирование рыночного обменного курса. В условиях стремительно дешевеющей нефти и закрытого внешнего рынка заемного капитала такой шаг способствовал массированной атаке на рубль, что привело к резкой девальвации национальной валюты в ноябре-декабре. Это, в свою очередь, сформировало серьезный инфляционный «заряд» на 2015 г., так как эффект девальвации переносится в потребительские цены с лагом в 3-4 месяца.

Таким образом, российская экономика вошла в 2015 г. с тяжелым грузом неблагоприятных обстоятельств, что привело к необходимости пересмотра прогноза социально-экономического развития на ближайшие годы. Многие текущие экономические показатели наводят на мысль о параллелях с событиями конца 2008 г. — начала 2009 г. Как и в тот период, российская экономика столкнулась с резкой девальвацией, ростом цен и закрытыми внешними рынками заемного капитала. Тем не менее хотелось бы отметить два принципиальных отличия. Во-первых, темпы роста российской экономики вплоть до середины 2008 г. оставались устойчиво высокими, а период 2006-2007 гг. был и остается рекордным с точки зрения притока капитала. Это предопределило характер кризисного спада: он оказался чрезвычайно резким, так как имевшая к тому времени признаки перегрева российская экономика внезапно осталась без внешних двигателей роста. Во-вторых, кризис 2008 г. зародился в развитых странах и постепенно охватил весь остальной мир, в том числе и Россию.

Таким образом, состояние мировой экономики не позволяло рассчитывать на дополнительный спрос на российские товары, и поэтому положительные эффекты от девальвации рубля были достаточно ограничены.

В настоящий момент ситуация по этим двум направлениям существенно отлична. Темпы экономического роста в России стали замедляться еще в 2012 г., а к концу 2014 г. уже не превышали 1%. При этом весь рассматриваемый период характеризовался устойчивым и значительным оттоком капитала. В то же время мировая экономика испытывала серьезные трудности, но в целом сохраняла положительные темпы развития, которые превосходили аналогичные российские показатели.

Эти факторы позволяют предположить, что, с одной стороны, траектория преодоления кризисных явлений в российской экономике будет отлична от той, которая наблюдалась в 2008-2009 гг. Можно ожидать, что спад не будет таким острым и глубоким потому, что:

26 стр., 12749 слов

Прогнозирование показателей социально-экономического развития Московской области

... управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив. Чрезвычайно актуальной остается проблема научного обоснования, прогнозирования последствий принимаемых решений в экономической и социальной политике. Поскольку в ...

а) до начала спада экономика и так находилась на грани стагнации, и эффект низкой базы скрасит показатели падения

б) относительно устойчивый внешний спрос предоставляет российским производителям возможность воспользоваться позитивными последствиями девальвации рубля.

С другой стороны, можно предположить, что возвращение экономики на путь устойчивого роста не будет таким быстрым, как в 2009 г. Это можно объяснить тем, что текущая ситуация не только не способствует завершению затянувшейся инвестиционной паузы, но, напротив, лишь обостряет причины, приведшие к ее возникновению. К тому же внешнеполитическая обстановка не дает оснований ждать скорого открытия мировых рынков капитала для российских компаний. Поэтому в этот раз меры быстрого реагирования со стороны экономических властей будут недостаточны для возврата к росту, необходимы долгосрочные мероприятия в области инвестиционной и промышленной политики.

Какими могли бы быть меры денежно-кредитной политики для смягчения негативных тенденций и последующего выхода на траекторию экономического роста? Судя по всему, перед органами денежно-кредитного управления вновь встал вопрос о выборе приоритета между невысокой инфляцией и стабильным курсом. Последнюю попытку внедрения прямолинейно истолкованного инфляционного таргетирования вряд ли можно признать успешной, так как результатом стали и высокая инфляция, и высокая волатильность обменного курса. Это подтверждает, что инфляция не может быть единственным критерием при принятии монетарных решений. Комплексный подход к процессу принятия таких решений должен учитывать целый набор других экономических показателей, таких как фактический и потенциальный выпуск, уровень безработицы, внешнеэкономические условия. Экономическая практика свидетельствует, что волатильность национальной валюты может принести даже больший ущерб народному хозяйству, чем высокая, но более или менее предсказуемая инфляция. В текущих условиях, когда инфляция в годовом исчислении достигла рекордных 15%, бороться с ней монетарными методами не имеет смысла из-за преимущественно немонетарного характера роста цен. При этом бороться с волатильностью на валютном рынке можно и нужно, иначе экономика будет находиться под двойным ударом, как со стороны высокой инфляции, так и со стороны неопределенности обменного курса. Подобная гибкость в выборе оперативных целей не противоречит современному пониманию концепции инфляционного таргетирования.

В конечном итоге любая макроэкономическая политика должна быть направлена на экономический рост и повышение народного благосостояния, и составные части этой политики не могут решать свои специфические задачи в отрыве от общей цели.

глобализация кризис макроэкономический россия

Глава 2. Экономический рост: стратегия, направления и приоритеты

Многие ключевые параметры, ориентиры и риски социально-экономического развития России отражены в Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 года. Долгосрочные задачи и пути их решения получат отражение в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года.

Прежде всего, стоит задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь мы сразу должны видеть два риска — противоположных по форме, но близких по сути.

17 стр., 8425 слов

Социально — экономическая эволюция России: об итогах 2000 ...

... от других ресурсов, а так же от социально – экономического развития общества, и выполняет различные функции в воздействии на экономический рост. Он измеряется различными показателями – ценностными и ... проведен анализ пути развития экономики России, конкретнее ряд проведенных реформ анализируя предыдущий материал были подведены итоги 2000 года по некоторым показателям предложены сценарии ближайшего ...

С одной стороны, риск искусственного ускорения. Мы знаем по собственному опыту 1986-1989 гг., как стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться катастрофой — даже если на какое-то время, на год-два, темпы роста действительно возрастут. А ведь за это кратковременное ускорение СССР заплатил еще и многократным ростом внешнего долга, за который потом, после распада страны, расплачивалась уже Россия.

С другой стороны, опасна и психологическая адаптация к низким и даже нулевым темпам, готовность принять их как данность. Это заметно по экономико-политической дискуссии последних лет. Еще недавно формулировалась задача обеспечить рост ВВП на уровне 5%, тогда как рост в 2% считался слишком низким и даже опасным (при том, что для Европы или Японии он был бы вполне удовлетворительным).

А в нынешнем году после первоначально прогнозировавшегося многими 5-процентного спада утверждение о том, что экономика сократится «всего лишь» на 2-3%, воспринималось как благоприятный прогноз, даже свидетельствующий о завершении острой фазы кризиса.

Такая психологическая установка, если она становится доминирующей в обществе, открывает дорогу к длительной рецессии. Вот почему ключевой задачей сегодня является обеспечение не просто темпов, а нового качества экономического роста.

Сейчас много говорят о необходимости формирования новой модели роста. И это справедливо, поскольку и внешние, и внутренние условия развития России серьезно, а в чем-то даже фундаментально, изменились.

Об исчерпании возможностей успешно развиваться, опираясь на приток финансовых ресурсов с внешних рынков, за которым следовал быстрый рост спроса внутри страны, сказано уже достаточно. Можно лишь добавить, что такой рост не очень чувствителен к инвестиционному климату. Теперь на первый план выходят факторы, находящиеся на стороне предложения: условия, в которых работают наши предприятия и организации, стимулы повышения производительности труда, условия роста человеческого капитала. Комфортная среда для участников экономической жизни, или, иными словами, благоприятный инвестиционный климат, — вот самая общая формула модели, которая должна обеспечить новое качество роста. Для этого нужна консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны: в макроэкономике, структурной политике, в развитии человеческого капитала, в системе государственного управления.

2.1 Макроэкономические предпосылки экономического роста

Создание комфортных условий начинается с обеспечения макроэкономической стабильности. Низкая инфляция и сбалансированный бюджет остаются приоритетами для устойчивого развития страны. В ближайшие три года инфляция должна быть снижена до уровня 4%. Это важное условие и для роста благосостояния граждан, и для обеспечения доступности кредитов для бизнеса, и для большей предсказуемости экономической жизни в целом. Решения, необходимые для достижения этой цели, приняты и на политическом уровне, и руководством Центрального банка.

42 стр., 20707 слов

Социально-экономическое развитие России (на примере АПК)

... государственной (как федеральной, так и региональной) аграрной политикой. Целью курсовой работы является оценка социально-экономического развития России на примере агропромышленного комплекса в 1990-2007 годах. Для выполнения ... на принципах экономической выгоды [8, c. 43]. Таким образом, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном ...

Опасным было бы привыкнуть к жизни в условиях высокой инфляции и тем более попасть в ловушку инфляционной спирали. У нас уже выросло поколение людей, которые не жили в условиях длительной стабильности национальной валюты и психологически адаптировались к тому, что цены быстро растут. «Только люди, перешедшие 50-летний возраст, еще могут помнить то время, когда система денежного обращения была у нас в порядке; все же прочее население имеет об этом весьма смутное представление», — говорил

Необходимо сохранить и два важнейших макроэкономических достижения последних пятнадцати лет — сбалансированный бюджет и низкий государственный долг. Причем речь должна идти не только о федеральном, но и о региональных бюджетах, испытывающих сегодня долговые нагрузки. Дело не сводится лишь к сохранению благоприятных макроэкономических параметров: структура бюджетных расходов и их эффективность не менее важны, чем сбалансированность бюджета.

Во-первых, необходимы более четкие приоритеты в расходовании средств с точки зрения их влияния на долгосрочный экономический рост. Исследования, да и опыт многих стран, показывают, что приоритетными здесь являются инвестиции в человека, включая здравоохранение, образование, науку, а также в инфраструктуру. Конечно, бюджетные ограничения не позволяют сегодня реализовать указанные приоритеты в достаточной мере. Но это не делает их менее значимыми.

Во-вторых, не новая в принципе проблема повышения эффективности бюджетных расходов сегодня стала еще актуальнее. Решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по сокращению неэффективных бюджетных расходов (не менее чем на 5% в реальном выражении ежегодно до 2018 г.) необходимо осуществлять не при помощи секвестра, а в результате структурных реформ. Это предполагает прежде всего совершенствование бюджетных процедур и оптимизацию сети бюджетополучателей.

Впрочем, в условиях торможения экономического роста бюджетные проблемы нельзя решать и за счет повышения фискального бремени. Принято решение о том, что в ближайшие годы налоги не будут меняться в сторону повышения (в сторону понижения, пусть избирательно, это возможно, что уже или происходит, или обсуждается).

Кроме того, сегодня следует отказаться от роста фискальных сборов неналогового характера, включая экологические и транспортные сборы. Все это непростые решения в условиях сжатия экспортных доходов, однако мы считаем их оправданными.

2.2 Приоритеты структурных реформ

Макроэкономическая стабильность — необходимое, но недостаточное условие для успешного развития. Низкая инфляция и здоровый бюджет автоматически не приводят к росту. Достаточно посмотреть на современную ситуацию в еврозоне и некоторых других западных странах. Там уже действует отрицательная ставка, по сути, бесплатный кредит, но кредитная активность остается низкой, как и экономическая динамика. Причина — в высокой неопределенности, неуверенности, рисках. Показателен и опыт самой России: в 2012-2013 гг. ключевая ставка была ниже, кредиты доступнее, внешние рынки были открыты и цены на нефть высоки, но рост инвестиций сначала замедлился, а затем они стали сокращаться. Совершенно очевидно, что структурные реформы, стимулирование инвестиций путем снижения рисков и неопределенности оказались в повестке многих стран, включая Россию, хотя конкретные задачи могут формулироваться совсем по-разному.

Необходимо сформировать современные механизмы финансирования экономического роста и модернизации. Это немаловажно в любой ситуации, но в нынешней особенно. Россия сталкивается одновременно с закрытием многих внешних источников финансирования и со снижением цен на нефть. Причем разумнее исходить из того, что, по крайней мере, нефтяная конъюнктура долго будет оставаться «низкой» или даже «экстремально низкой». Это однозначно требует большего внимания к внутренним источникам финансирования, к внутренним сбережениям, к повышению нормы накопления в экономике. Доля инвестиций в российском ВВП (норма накопления) должна повыситься к 2020 г. до 22-24% по сравнению с 17-18%, ожидаемыми в 2015 г. Несомненно, государственные инвестиции должны сыграть здесь свою роль. Особенно теперь, когда они позволяют поддержать спрос в экономике и в определенной мере компенсировать невысокую активность частных инвесторов.

Мы идем сейчас по этому пути, выделяя дополнительные ресурсы, предоставляя госгарантии, используя специализированные формы финансирования (Фонд развития промышленности, проектное финансирование при поддержке Центробанка и др.).

Прибегаем к такому серьезному источнику, как Фонд национального благосостояния, используем такие способы государственного стимулирования, как инвестиционные льготы и инвестиционные контракты. Но государственные инвестиции не могут быть главным источником роста на все времена.

Государство также не может превращать в такой источник печатный станок: свобода бесконтрольной эмиссии денег — одна из наиболее опасных свобод. Ссылки на западный опыт эмиссионного стимулирования несостоятельны. Во-первых, оно осуществляется в условиях дефляции (прямо противоположных нашим).

Во-вторых, результаты не свидетельствуют о высокой эффективности этого механизма. И, в-третьих, эти меры уже превратились в проблему, перспективы решения которой никому не известны (достаточно вспомнить апокалиптические прогнозы о судьбе американского доллара).

Более того, высокая доля государства в экономике становится самостоятельной причиной ограниченности доступных для инвестиций ресурсов. Для компаний с госучастием нередко характерны рост издержек темпами, превышающими показатель в частном секторе, и реализация ряда инвестпроектов с отрицательным денежным потоком. Привлечение частных инвесторов должно выйти на первый план в деятельности органов государственного управления всех уровней. Внимание к этой проблеме было ослаблено в предыдущие годы, поскольку существовал мощный приток финансовых ресурсов. Теперь и федеральным властям, и регионам, и муниципалитетам придется тщательно анализировать, что они могут сделать, чтобы предприниматель захотел инвестировать — причем инвестировать именно у них. На активизацию этого процесса нацелены и национальный рейтинг инвестиционной привлекательности, и работа по формированию региональных инвестиционных команд.

Важнейший источник инвестиций — внутренние сбережения. С этой точки зрения необходимо рассматривать и развитие пенсионной системы. Речь идет об одной из ключевых проблем функционирования экономики. Ведь пенсионные накопления, а также страхование жизни могут стать важнейшими источниками «длинных денег». В этой связи нельзя обойти вниманием вопросы надежности и эффективности негосударственных пенсионных фондов, вокруг которых у нас в последние годы велась активная дискуссия. Несомненно, НПФ являются важной частью финансовой инфраструктуры практически любой развитой страны. Однако накопленный опыт свидетельствует, что задачей этих организаций является не только зарабатывание денег — и уж точно не на коротких отрезках времени. Пенсионными накоплениями еще надо научиться распоряжаться, обеспечивая их долгосрочную эффективность, что очень непросто у нас в стране с ее относительно короткой «кредитной историей» рыночных институтов. Поэтому пенсионные фонды — это объект повышенного внимания со стороны государства, а организация контроля за деятельностью НПФ является важнейшей задачей финансового регулятора.

Несмотря на все геополитические сложности, санкции и разного рода ограничения, нельзя забывать и о проблеме привлечения иностранных инвестиций. Недооценка их означала бы, что мы принимаем навязываемую нам логику изоляции. Из этого не следует, что для иностранных инвестиций надо создавать какие-то специальные режимы. Россия должна быть привержена принципу равного отношения к отечественным и иностранным инвестициям — и те и другие важны для нас. Разумеется, привлечение инвестиций из-за рубежа призвано решать и специфическую задачу — обеспечить технологический трансфер. По многим важным направлениям мы сегодня не входим в число мировых технологических лидеров. Доля высокотехнологичного экспорта в нашем совокупном экспорте составляет всего 1,5%. Поэтому иностранные инвестиции следует оценивать далеко не только с точки зрения привлеченных денежных ресурсов (привлекли много денег, а что на них сделали?).

Еще более важны технологии и ноу-хау.

Импортозамещение — еще одно ключевое направление работы правительства. И важно, чтобы оно не превратилось в «лозунг дня».

Напомним, что в ХХ в. под этим лозунгом некоторые страны Латинской Америки осуществляли политику закрытия внутреннего рынка для иностранной конкуренции и затем интенсивно, массово прибегая к займам, субсидировали отечественное производство, что в итоге оборачивалось финансовым крахом. Учитывая этот опыт, мы должны отчетливо понимать: импортозамещение — это не замена иностранной продукции отечественной, но только более дорогой и худшего качества. Разумеется, есть специфические сферы и очень конкретные виды продукции, когда импорт приходится замещать любыми способами, не считаясь с издержками. Но переносить эту практику на экономику в целом было бы опасно (да, фактически, и невозможно).

Лучшее импортозамещение — это производство отечественной продукции, конкурентоспособной как внутри страны, так и на внешних рынках. Способность экспортировать означает способность конкурировать, в том числе и с импортом. Такое импортозамещение может претендовать и на государственную поддержку.

В определенной мере импортозамещение является следствием санкций и девальвации, которые дают некоторую фору отечественным производителям. Но фора эта временная. Сегодня ситуация значительно отличается от той, что сложилась в конце 1990-х. Тогда в результате 40-процентного экономического спада в стране существовали значительные резервы производственных мощностей и рабочей силы, которые могли быть легко задействованы в производстве для замещения резко подорожавшего импорта. Однако сейчас эти факторы производства крайне ограничены либо отсутствуют. Кроме того, за прошедшие пятнадцать лет усложнилась структура российской экономики, и для производства многих товаров требуются промежуточные продукты, на что также необходимы ресурсы.

Сейчас, чтобы воспользоваться благоприятной для отечественного производителя конъюнктурой, нужны и финансовые ресурсы, и благоприятный инвестиционный климат. Популярные лозунги чаще других подвергаются смысловым искажениям. Импортозамещение не противоречит открытости и не является синонимом автаркии и самоизоляции. Оно не противостоит экспорту и не может, точнее — не должно, вести к ограничению экспорта несырьевых товаров из-за опасения, что «все вывезут».

Россия по-прежнему видит свою экономику как открытую, идущую по пути глобальной интеграции. Конечно, это сложный и совсем не линейный процесс. Но мы принципиально заинтересованы в развитии интеграционных проектов и зон свободной торговли. Для устойчивого развития России необходимо расширение рынков. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, формирование ЕАЭС и участие в ВТО являются важными шагами на этом пути. Не менее актуально укрепление связей с восточными партнерами и странами БРИКС, в которых следует видеть не просто растущие рынки сбыта или источник инвестиций и импорта оборудования, но и перспективное направление для кооперации в развитии новых технологий. Эти страны активны в освоении, разработке и тиражировании новых технологий. К тому же они обладают необходимыми для этого масштабами рынка. Во взаимной торговле с новыми партнерами возникает также возможность использовать при необходимости национальные валюты.

Наша денежная политика ориентирована и на то, чтобы рубль постепенно стал играть роль региональной резервной валюты. Это возможно с учетом геоэкономического и геополитического положения России. Переживаемый в настоящее время период глобальной турбулентности как раз и создает условия для появления новых валютных конфигураций. Соответственно мы не отказываемся и от задачи формирования в России международного финансового центра, хотя теперь ее решение займет куда более продолжительное время.

Наконец, Россия будет продолжать движение в ОЭСР, хотя некоторые участники клуба не проявили бы сейчас энтузиазма по этому поводу. Нам, естественно, важно здесь не просто формальное членство, а опыт и внедрение передовых институциональных стандартов и практик.

Следует особо выделить такую проблему, как развитие конкуренции. При слабой конкуренции рыночная экономика радикально снижает свой потенциал, если вообще не утрачивает смысл. В нашей сегодняшней ситуации эта тема приобретает особую актуальность: произошедшая девальвация объективно ограничивает присутствие импортных товаров на российском рынке. Санкции и импортозамещение действуют в том же направлении. Все это способно дополнительно снизить уровень конкуренции в нашей экономике, и без того избыточно монополизированной. Еще один барьер — не сокращающееся и даже растущее участие государства в тех сегментах экономики, где его присутствие не является необходимым.

Негативный «вклад» в ситуацию вносит недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. Очевидно, что развитие конкуренции не сводится к антимонопольному регулированию. В отличие от последнего — это не защита потребителя от злоупотреблений, а стремление предоставить ему выбор за счет появления новых производителей. В этом смысле поощрение конкуренции родственно работе по привлечению инвестиций, улучшению инвестиционного климата, но здесь есть важная особенность. Привлечение инвестиций зачастую связано с предоставлением гарантий сбыта, налоговых льгот и т.п. Однако многие предприятия у нас рассчитывают, что их должны защищать от самого рынка, от конъюнктуры (за государственный счет, разумеется).

В этом случае вряд ли можно ожидать высокой конкурентоспособности: защищать инвесторов нужно от произвола и непредсказуемости действий людей, организаций, ведомств, но не от самой экономики.

Развитию конкуренции будет способствовать перестройка контрольно-надзорных органов. Формально и неформально существующая в них «палочная система» оценки побуждает к действиям, противоречащим здравому смыслу. Такие действия не просто дискредитируют государственный контроль, но и показывают, что на практике его реальные

цели давно забыты или просто игнорируются. Предложенные сейчас шаги по ограничению проверок малого бизнеса и применения к нему антимонопольных законов — примеры того, что подход к контрольно-надзорной деятельности постепенно меняется.

Наконец, обязательными условиями для реальной конкуренции являются развитие системы адаптации и переобучения высвобождаемых работников, развитие новых форм занятости, повышение гибкости рынка труда, содействие малому бизнесу. Создание и ведение общероссийской базы вакансий (включая информацию о социальных и других условиях предлагаемого места работы), принятие региональных программ трудовой мобильности (предполагающих привлечение работников из других регионов) и другие меры — только некоторые необходимые шаги. Их пока недостаточно, причем опыт тут у нас небольшой, а порой даже негативный.

Традиции перемещения рабочей силы на централизованной (нередко принудительной) основе тоже не отвечают потребностям современного рынка. Необходимая инфраструктура, прежде всего социальная, развита слабо. Отсутствие таких условий или их дефицит — серьезное социально-политическое препятствие на пути конкурентной экономики и стимул для сохранения избыточной занятости и неэффективных производств. Проще говоря, выбор между конкуренцией (с ее неизбежными трудностями и издержками) и социальной стабильностью (даже при растущей неэффективности того или иного предприятия) всегда легче сделать в пользу стабильности. Во всяком случае, пока у государства будет хватать средств на поддержку таких предприятий или пока не будут сделаны системные шаги по развитию современного рынка труда.

Заключение

Проанализировав экономику России можно сказать, что её отдельные отрасли до конца не сформированы и требуют дополнительного развития.

Причиной тому послужил кризис российской экономики 90-х годов. Но в начале 21 века Российская Федерация встала на новый путь своего развития и совершила значительный скачок в экономике. Сейчас же наша страна, как и весь остальной мир, находится под действием мирового финансового кризиса. Как сказал Дмитрий Медведев в своём первом Послании Федеральному Собранию России: «Экономический кризис — не нужно обольщаться — ещё далёк от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса и каждого конкретного человека.

Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством Концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую — интеллект.

Наш приоритет — это производство (а в перспективе — и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит — даже в непростые финансовые периоды».

Принятая правительством программа действий по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики, уже действует, и главное — необходимо реализовать эти меры полностью, промедление не допустимо.

Надо, прежде всего, пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы так, чтобы выделенные средства дошли до конечных получателей.

Масштабы антикризисных мер, принимаемых в российской экономике в настоящее время, соизмеримы с реализуемыми в других странах. И есть надежда, что меры оперативной антикризисной поддержки в сочетании с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, выведут нашу страну из кризиса с наименьшими потерями.

Сейчас появляется уникальная (по историческим меркам) возможность сформировать качественно иные подходы и механизмы, которые могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая её международные позиции и превращая её в один из важных центров экономического и политического влияния в мире. Эту возможность необходимо использовать.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-ekonomicheskaya-model-rossii/

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. №31. С. 191-199. 285

. Кулагин А. О некоторых проблемах регионального управления в Российской Федерации // Экономист. 1993. №8. С. 63-67.

. Лексин И.В., Грицюк Т.В., Лексин А.В. Регион как объект анализа и государственного управления // Региональная экономика: теория и практика. 2005. №3-4 (18-19).

. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // Российский экономический журнал. 2002. №7. С. 53-77.

. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и прак- тика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003.

. Лексин И.В. Системные основания преобразований территориального устройства государства и оценка аргументов «от экономики» // Российский экономический журнал. 2003. №4.

. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

. Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р. Региональная экономика: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006.

. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учеб. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.

. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: учебник. М.: БЭК, 1997.

. Штульберг Б.М. Региональные проблемы и региональная полити- ка России // Проблемы комплексного регионального развития Рос- сии. Кн. 1. М.: СОПС, 1996.

. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация рос- сийской экономики // Вопросы экономики. 2004. №7. С. 4-34.