Социально-экономическое развитие регионов

Введение

Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ряду проблем сегодняшней России. Инновационный путь развития заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического потенциала российских регионов.

Проблема выработки действенных инструментов формирования инновационной региональной стратегии приобретает особую актуальность в современных условиях, когда регионы, обладающие достаточным инновационным потенциалом, в действительности не характеризуются каким-либо значительным социально-экономическим ростом.

В регионах разрабатываются региональные инновационные программы по различным направлениям, однако при реализации на практике данных программ возникает ряд проблем, связанных с несовершенством российского законодательства, отсутствием необходимых ресурсов и т.п. Следовательно, в первую очередь органам власти и управления субъектов Федерации, а также федеральным структурам государственной власти необходимо создавать необходимые условия для развития инновационной деятельности, используя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования.

Изучение региона как отдельного объекта исследования, закономерностей регионального развития связано с именами ученых: У. Айзарда, Э. Гувера, У. Кристаллера, А. Лёша, Т. Поландера, Й. Тюнена, Й. Шумпетера. Среди отечественных исследователей необходимо выделить Н.Н. Колосовского, Н.Д. Кондратьева, Г.М. Кржижановского, В.В. Леонтьева, Н.Н. Некрасова, А.Н. Челинцева.

Цель работы заключается в изучении правовых основ регионального планирования, как метода государственного управления.

Объектом исследования выступает теория регионального управления.

Предметом исследования выступают правовые основы регионального управления.

1. Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона

1.1 Понятие региона как субъекта хозяйствования и его экономическое пространство

Основой для функционирования региональной экономики является регион. Термин «регион» от латинского «rеgiо» означает область, местность, страна, то есть определенная территория. Территория играет важную и многоплановую роль в развитии человеческого общества и его экономических отношений, она выполняет такие важнейшие функции, как создание материальных условий производственной деятельности, обеспечение места проживания населения, его профессионально-трудовой деятельности, организации быта и отдыха.

11 стр., 5181 слов

Механизмы управления развитием муниципального образования

... стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития конкретного региона и муниципальной экономической политикой, отражающей особенности развития муниципального образования (мезоуровень управления). Все это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на деятельность хозяйствующих ...

Основываясь на этом, регион можно определить как часть территории с более или менее однородными природными, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры 1 .

Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными на ней 2 . В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны и одновременно как относительно самостоятельная часть его с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.

Определяя понятие «регион», нельзя базироваться только на экономических аспектах, таких, как его хозяйственная специализация, рациональность размещения производительных сил, развитие интеграционных процессов и т.п. Нельзя упускать из виду интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социальные факторы, значение которых по мере перехода к рынку возрастает.

Теория и практика экономического районирования определяют разные типы региональных образований 3 :

  1. Экономические зоны. Применительно к России — это Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выделяться подзоны.
  2. Крупные экономические районы, охватывающие сеть крупных региональных комплексов, таких, как Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский и другие. В настоящее время по экономическому районированию в России выделено 11 крупных экономических районов.
  3. Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты Федерации), — республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы (городские и сельские) как первичные звенья в таксономии экономического районирования.
  4. Территориально-производственные комплексы (ТПК) разных типов, формируемые в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов.

Лишь регионы, формируемые на базе административно- территориального деления, имеют организационно завершенную систему законодательных и исполнительных органов власти и управления.

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

6 стр., 2898 слов

Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке

... отечества, Скворцовой Е. М. в которой автор представляет свое мнение о социально-экономическом и культурном развитии страны. I. Россия на рубеже XVI – XVII веков. В исторической литературе начало XVIIвека ... новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. В XVII веке происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI – XVII веков произошел своеобразный ...

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как 4 :

  • рост производства и доходов;
  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
  • перемены в общественном сознании;
  • перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
  • увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс 5 . Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различается, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

1.2 Региональная политика

Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое решение принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическими, экономическими и социальными процессами в регионах страны, а также механизм их реализации.

13 стр., 6192 слов

Особенности управления социально-экономическим развитием территорий в России

... в реферате мною решаются следующие задачи: 1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов. 2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов. 3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов. 4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов. Глава 1 Управление развитием 1.1. Развитие Развитие ...

Выделяют две основные цели государственного вмешательства в развитие регионов 6 :

  • «справедливость» – такое размещение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния;
  • «эффективность», которая требует рационального использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.

Обе эти цели могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Как правило, в период экономического роста преобладает первая цель, в период кризиса – вторая.

Эффективная региональная политика осуществляется на основе

  • последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
  • учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
  • повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Термин «региональный» для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор. Таким образом, когда речь идет о «региональной политике», имеется в виду не местная политика, а государственная политика с учетом интересов развития регионов. Региональной политикой является и внутренняя политика регионов, которая осуществляется органами управления регионом самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Эта часть политики может быть названа местной региональной политикой.

Государственная региональная политика и политика регионов – не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.

Общегосударственная региональная политика – это целевые действия центра, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.

Внутренняя политика регионов – целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.

2. Управление социально- экономическим развитием региона на основе стратегического планирования

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

13 стр., 6218 слов

Региональные исследования в социологии (1950-е — 2000-е ...

... данного периода развития региональных исследований за рубежом были, во-первых, непрерывное расширение предметной области социологии региона (включение ... истоков отечественной социологии деревни находится фундаментальное исследование, проведенное видным ученым и государственным деятелем В.Н. Большаковым ... политики и культуры) и др. [64, 65]. В 1970-е -- 1980-е гг. в предметную область социологии региона ...

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации трех направлений региональной политики 7 :

  • стимулирования экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
  • координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;