Инвестиции как источник экономического роста, их социально-экономическая эффективность

Курсовой проект

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции имеют особое значение для социально-экономического развития страны, затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

Инвестиции являются важнейшим средством обеспечения условий выхода из экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей. По сути, они определяют будущее страны, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов экономического развития.

В Современных условиях для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций /12. с. 37/.

Цель данной курсовой работы — показать, что инвестиции являются источником экономического роста, как в стране, так и ее регионах, выявить их социально — экономическую эффективность.

В ходе работы будет рассмотрено:

Сущность инвестиций как экономической категории, их основные функции.

Анализ представленного материала о влиянии инвестиционной деятельности на экономический рост России. Регулирование притока инвестиций в регионы страны, а также роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона.

1. Сущность инвестиций и их основные функции

1.1 Понятие инвестиций. Инвестиционная деятельность

«Инвестиции» — слово иностранного происхождения (от лат. Investure нем. Investition), в переводе долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта.

Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ.

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд дефиниций (определений понятия инвестиций).

6 стр., 2898 слов

Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке

... автор представляет свое мнение о социально-экономическом и культурном развитии страны. I. Россия на рубеже XVI – XVII веков. ... Среднего Поволжья, Сибири. В XVII веке происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI ... и возможности для окончательного закрепощения крестьян; тяжелые экономические потрясения "смерть" и "запустение", финансовые проблемы, ...

В самом общем виде инвестиции определяются как денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

По финансовому определению инвестиции — это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение инвестиций трактуется как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала.

И, наконец, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» /3, с. 6-10/.

С понятием «инвестиции» тесно связано определение «инвестиционная деятельность», что, по сути, является отражением сущности инвестиционных вложений. Этому термину можно дать как широкое, так и узкое определение. В широком смысле инвестиционная деятельность — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта).

В узком смысле инвестиционная деятельность, или инвестирование, представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.

Инвестиционная деятельность — необходимое условие индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создает предпосылки для новых инвестиций. В этом смысле любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности.

Инвестиционную деятельность можно рассмотреть в единстве следующих основных элементов: объектов, субъектов и собственно экономических отношений. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть хозяйствующие субъекты, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации. Субъекты инвестиционной деятельности можно классифицировать по нескольким признакам, основные из которых приведены в таблице 1 — Классификация субъектов инвестиционной деятельности

Таблица 1-Классификация субъектов инвестиционной деятельности

Классификационный признак

Вид субъекта

1. Роль в осуществлении инвестиционной деятельности

1.1. Инвестор

1.2. Заказчик

1.3. Подрядчик

1.4. Пользователи объектов инвестиционной деятельности и др.

2. Цели инвестирования

2.1. Стратегические инвесторы

2.2. Портфельные инвесторы

3. Форма организации

3.1. Индивидуальные (физические) лица

3.2.Институциональные (юридические) лица

4. Принадлежность к резидентам

4.1. Субъекты РФ

4.2. Иностранные субъекты

Главный субъект инвестиционной деятельности — это инвестор. Инвесторами могут быть вкладчики, покупатели, заказчики, кредиторы и другие участники инвестиционной деятельности.

Инвестор осуществляет самостоятельный выбор объектов инвестирования, определяет направления, объемы и эффективность инвестиций, контролирует их целевое использование, является собственником созданного объекта инвестиционной деятельности. Пользователи объектов инвестиционной деятельности — это юридические, физические лица, государственные и муниципальные органы власти, иностранные государства, международные организации, непосредственно использующие объекты инвестиционной деятельности. Пользователь объектов инвестиционной деятельности обычно совмещает роль заказчика. Он определяет основные требования и масштабы предстоящих инвестиций, обеспечивает их финансирование, заключает контракты с различными исполнителями, организует взаимодействие между ними, несет ответственность за осуществление деятельности в целом.

Поскольку в инвестиционной деятельности принимают участие различные субъекты, мотивы их участия, интересы, которые они отстаивают, цели, которые они хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только не совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Поэтому гармонизация интересов всех субъектов инвестиционной деятельности является необходимым фактором повышения эффективности инвестиций /1, с. 635-643/.

1.2 Классификация и основные функции инвестиций

Для изучения, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научная обосновательная классификация, которая основывается на определенных признаках или нормативных актах.

Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» было введено разделение на реальные и финансовые инвестиции, в зависимости от объектов вложения капитала (Рисунок 1 — Классификация инвестиций по критерию объекта вложения капитала).

36

Под реальными инвестициями понимается вложение средств (капитала) в создание реальных активов (как материальных, так и нематериальных), связанных с осуществлением операционной деятельности экономических субъектов, решением их социально-экономических проблем. Под финансовыми инвестициями понимается вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги.

Финансовые инвестиции либо имеют спекулятивный характер, либо ориентированы на долгосрочные вложения. Формами финансовых инвестиций являются вложения в долевые и в долговые ценные бумаги, а также депозитные банковские вклады.

Спекулятивные финансовые инвестиции ориентированы на получение инвестором желаемого инвестиционного дохода в конкретном периоде времени. Финансовые инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения, как правило, преследуют стратегические цели инвестора, связаны с участием в управлении объекта, в который вкладываются капиталы.

Реальные инвестиции, в свою очередь, подразделяют на материальные (вещественные) и нематериальные (потенциальные).

Потенциальные инвестиции используются для получения нематериальных благ и представляют собой патенты, лицензии, права пользования ресурсами, авторские права, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки, программные продукты, ноу-хау и т.д. Материальные инвестиции предполагают вложения, прежде всего, в средства производства. Их, в свою очередь, можно подразделить на:

1. Стратегические инвестиции;

2. Базовые инвестиции;

3. Текущие инвестиции;

4. Новационные инвестиции.

Назначение этих инвестиций и их роль в наращивании производственного потенциала различны.

Стратегические инвестиции — это инвестиции, направленные на создание новых предприятий, новых производств, либо приобретение целостных имущественных комплексов в иной сфере деятельности, в иных регионах и т.п.

Базовые инвестиции — это инвестиции, направленные на расширение действующих предприятий, создание новых предприятий и производств в той же, что и ранее сфере деятельности, том же регионе и т.п.

Текущие инвестиции призваны поддерживать воспроизводственный процесс и связаны с вложениями по замене основных средств, проведению различных видов капитального ремонта с пополнением запасов материальных и оборотных активов.

Инновационные инвестиции можно подразделить на две группы: на инвестиции в модернизацию предприятия, в том числе в техническое переоснащение в соответствии с требованиями рынка и на инвестиции по обеспечению безопасности. Речь идет об инвестициях, связанных с включением в состав предприятия технологических структур, гарантирующих бесперебойное и эффективное обеспечение производства необходимым сырьем, комплектующими, обслуживанием технологического производства (ремонт, наладка, разработка технической документации и т.п.).

По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на прямые и косвенные (опосредованные).

Прямые инвестиции предполагают прямое, непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования, будь то приобретение реальных активов, либо вложение капитала в уставные фонды организации. Косвенные (опосредованные) инвестиции предполагают вложения капитала инвестора в объекты инвестирования через финансовых посредников (институциональных инвесторов) посредством приобретения различных финансовых инструментов.

По отношению к объекту вложения выделяют внутренние и внешние инвестиции. Внутренние инвестиции представляют собой вложения капитала в активы самого инвестора, внешние — вложения капитала в реальные активы других хозяйствующих субъектов или финансовые инструменты иных эмитентов.

По периоду осуществления инвестиции подразделяют на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции представляют собой вложения капитала на период от трех и более лет (осуществляются в форме капитальных вложений), среднесрочные — сложения капитала на период от одного до трех лет, краткосрочные — вложения на период до одного года.

Важным классификационным признаком инвестиций является их взаимозависимость. По степени взаимосвязи инвестиции подразделяют на три группы:

1. Изолированные инвестиции — вложения, не вызывающие потребности в других инвестициях.

2. Инвестиции, зависимые от внешних факторов (например, вложения капитала, которые зависят от наличия производственной, социальной инфраструктуры, уровня инфляции и т.д.).

3. Инвестиции, влияющие на внешние факторы (примером таких инвестиций могут быть вложения в средства массовой информации).

Вторая и третья группы составляют «взаимосвязанные» или «взаимозависимые» инвестиции.

По степени надежности инвестиции делятся на относительно надежные и рисковые. Наиболее рисковыми являются инвестиции в сферу исследования и разработок. Здесь трудно оценить и потребности в ресурсах, и будущие результаты. Различные формы поддержки данного вида инвестиций зачастую осуществляются через государственные программы. Менее рискованными являются инвестиции в сферы (отрасли) с достаточно определенным рынком сбыта. Более надежные вложения в настоящее время в России — инвестиции в отрасли нефтегазового комплекса.

По характеру использования капитала в инвестиционном процессе выделяют первичные инвестиции, реинвестиции и дезинвестиции. Первичные инвестиции представляют собой вложения капитала за счет как собственных, так и заемных средств инвесторов. Реинвестиции — вторичное использование капитала в инвестиционных целях посредством его высвобождения в результате реализации ранее осуществленных инвестиций. Дезинвестиция — это высвобождение ранее инвестированного капитала из инвестиционного оборота без последующего использования в инвестиционных целях.

По региональным источникам привлечения капитала выделяют отечественные и иностранные инвестиции. Отечественные инвестиции представляют собой вложения капитала резидентами данной страны (домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, государственными и муниципальными органами).

К иностранным инвестициям относят сложения капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и финансовые инструменты другого государства.

По отраслевой направленности инвестиции классифицируют в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности. Например, инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, энергетику и т.п.

Независимо от происхождения и принадлежности, инвестиции имеют не только созидательное (развивающее и возместительное), но и очищающее экономику предназначение. Рассмотрим подробнее эти функции:

Развивающая функция:

сооружение новых предприятий, создание дополнительных возможностей роста, организация новых технологических процессов. В этом случае происходит приобретение нового капитала или расширение имеющегося, иными словами его образование и наращивание.

Возместительная функции:

замещение физически и морально изношенных основных фондов и обеспечения поступления в хозяйственный оборот полноценных ресурсов. В этом случае происходит возмещение потребленного капитала.

Очистительная функция:

ликвидация технологий, материальных структур, оборудования, которые могут представлять опасность для общества, сдерживать расширенное воспроизводство. К ним могут быть отнесены устаревшие и поэтому жизненно опасные технологии, требующие уничтожения запасы биологического, химического, и ядерного оружия и средства их производства, программы борьбы с наркоманией (сохранения человеческого капитала), терроризмом (обеспечение безопасности), сохранения экологии (как фактора качества жизни) и другие проблемы, требующие значительных ресурсов. Сюда же можно отнести вывод из хозяйственного оборота неэффективных объектов, которые не имеют каких-либо перспектив восстановления рентабельности или социальной полезности и поэтому отягощают экономику. В таких случаях происходит выбытие неэффективного капитала.

Эта функция, проявившаяся в мировом хозяйстве за последние два десятилетия в результате усиления роли инвестиционных ресурсов и имеющая повышательную тенденцию, может толковаться как качественный параметр инвестирования, так как направлена на улучшение инвестиционной и экономической структуры в целом.

Она наиболее проявилась, когда перед человечеством остро встали проблемы самосохранения, защиты от техногенных угроз, уничтожения накопленных и физически изношенных вооружений и гражданских технологий, соблюдение экологического баланса и др. Эта функция инвестиций возрастает по мере износа прошлых технологий, развития научно-технического прогресса и роста затрат на формирование высокотехнологического сектора.

Таким образом, обеспечивая общественное воспроизводство посредством формирования и развития капитала инвестиционный процесс в целом направлен на удовлетворение растущих потребностей человека. На этой основе он стимулирует совокупный общественный спрос /6, с. 65-66/.

2. Инвестиции — основа экономического развития страны и ее регионов

2.1 Влияние инвестиционной деятельности на экономический рост России

Проблемы инвестиций и инвестиционного климата широко обсуждаются в российских научных кругах и деловом сообществе. Задача данной работы проанализировать современное состояние инвестиционной деятельности Российской Федерации, а также выяснить: насколько инвестиции являются двигателем экономического роста и какие тенденции проявились в отраслевой и финансовой структуре инвестиций.

Для решения множества сложных, экономических и политических задач России нужен экономический рост не менее 5% в год в течение 20 лет (в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»).

Это возможно только при масштабном притоке инвестиций: по расчетам, за 20 лет потребуется более 2 трлн. дол. Инвестиций из всех источников (100 млрд. дол. в год).

По итогам 2005 г. общий объем инвестиций в основной капитал Российской Федерации составил около 3534 млрд. руб., т.е. практически приблизился к такому уровню.

За последнее время наблюдается продолжение темпа экономического роста, начавшегося в 1999-2000 гг., принципиально отличающегося от тенденций, характерных для российской экономики в 90-е годы тем, что он прямо обусловлен усилением инвестиционной активности, а не повышением уровня потребления. В 2005 и 2006 г. эти тенденции роста продолжают доминировать. Так, прирост инвестиций в 2005 г. составил 10,7%. В марте 2006г., по оценке, инвестиции в основной капитал использованы в объеме 249,9 млрд. рублей, что на 10,6% больше, чем за соответствующий период 2005г., в I квартале 2006г. — 618,3 млрд. рублей и больше на 5,1%. А в 2007г. темпы роста инвестиций в экономику России находились на уровне 7,4%, что является рекордным показателем для современной России (Таблица 2 — Динамика инвестиций в основной капитал).

Таблица 2 — Динамика инвестиций в основной капитал

Млрд. руб.

% соответствующему периоду предыдущего года

2005 г.

3534,0

110,7

Январь 2006 г.

164,5

101,5

Февраль 2006 г.

203,9

101,7

Март 2006 г.

249,9

110,6

I квартал 2006 г.

618,3

105,1

Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

  • Сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы, обеспечивающие рост накоплений активов в ориентированных на экспорт отраслях и производствах;
  • Улучшения финансового положения предприятий;
  • Рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные, что нашло отражение в ускорении роста производства продукции машиностроения;
  • Увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
  • Активное вовлечение денежных ресурсов в инвестиции за счет падения доходности по рублевым финансовым инструментам, что стимулирует частных инвесторов вкладывать средства в реальный сектор экономики;
  • Снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
  • Формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международного рейтингового агентства.

К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

  • Высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
  • Избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности;
  • Недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов;
  • Отсутствие действенных механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков при сохранении в целом высокой налоговой нагрузки на бизнес;
  • Достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
  • Отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • Недостаточный уровень развития фондового рынка.

Анализируя ситуацию с отраслевой и финансовой структурой инвестиций последних трех лет, можно отметить следующие факты:

  • Сокращается доля вложений в добычу полезных ископаемых;
  • Растет удельный вес капиталовложений в обрабатывающие отрасли промышленности;
  • Очень низкой — 3% — сохраняется доля сельского хозяйства, это означает, что инвестиции в этот сектор не поступают;
  • Стабильным остается приток капиталовложений в недвижимость, которые составляют 12% от общего объема инвестиций;
  • Хотя и медленно, но сокращается инвестиционный поток в строительство со стороны государства и бизнеса.

В сфере инвестиций в последние годы происходит сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей промышленности при сохранении объемов вложения населения, прежде всего, в недвижимость, и постепенном сокращении вложений в добычу полезных ископаемых.

В настоящее время, по оценке Министерства экономического развития, от 25% до 30% среднегодовой потребности отечественной экономики в инвестициях должно быть обеспечено за счет иностранных источников. Четко прослеживается тенденция устойчивого увеличения притока иностранного капитала в Россию (Таблица 3 — Динамика притока иностранных инвестиций в Россию).

Таблица 3 — Динамика притока иностранных инвестиций в Россию

Иностранные инвестиции

2004 г.

2005 г.

Всего

40509

53651

Прямые

9420

13072

Портфельные

333

453

Прочие

30756

40126

По состоянию на конец 2005г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 111,8 млрд. долларов США, что на 36,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 53,8% (на конец 2004г. — 54,0%), доля прямых инвестиций составила 44,5% (44,1%), портфельных — 1,7% (1,9%).

Основные страны-инвесторы в 2005г. — Люксембург, Кипр, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 82,6% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 81,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В 2005г. в экономику России поступило 53,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 32,4% больше, чем в 2004 году. Структура инвестиций существенных изменений не претерпела: по-прежнему 24,4% от общего объема составляют прямые инвестиции, 0,8% — портфельные, а на прочие приходится 74,8%.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2005г., по видам экономической деятельности характеризуется следующими данными (Таблица 4 — Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности в 2005 году):

Таблица 4 — Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности в 2005 году

Показатель

2005 г.

Млн. дол.

%

2004 г.

Итог

Инвестиции — всего

53651

132,4

100

Прямые инвестиции

13072

138,8

24,4

Взносы в капитал

10360

141,8

19,3

Лизинг

143

В 6,2 раза

0,3

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

2165

127,7

4,0

Прочие прямые инвестиции

404

102,0

0,8

Портфельные инвестиции

453

136,3

0,8

Акции и паи

328

108,9

0,6

Долговые ценные бумаги

125

В 4 раза

0,2

Прочие инвестиции

40126

130,5

74,8

Торговые кредиты

6025

156,6

11,2

Прочие кредиты

33745

127,7

62,9

На срок до 180 дней

2656

70,1

4,9

На срок свыше 180 дней

31089

137,4

58,0

Прочее

356

72,3

0,7

Анализируя структуру поступающих иностранных инвестиций, можно сделать вывод о том, что основную долю прямых иностранных инвестиций в 2004 г. составляют взносы в уставный капитал, денежные средства, кредиты от зарубежных совладельцев предприятий и прочие прямые инвестиции. В 2005 г. сохраняется аналогичное распределение прямых иностранных инвестиций, что позволяет сделать заключение о наметившейся тенденции распределения потоков иностранного капитала.

В категории портфельных инвестиций основные позиции занимают акции и паи, а также долговые ценные бумаги.

Что касается прочих инвестиций, то в 2005 г. наибольшую их часть составляют прочие кредиты и кредиты, связанные с торговыми операциями.

Структура привлеченных иностранных инвестиций имеет преимущественно узкую отраслевую направленность (Таблица 5 -Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2005 г.)

Таблица 5 — Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2005 г.

Поступило

Выбыло

Переоценка и прочие изменения активов и обязательств

Накоплено на конец 2005 г.

Всего

В % к итогу

Всего

53651

29182

3317

111835

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

156

55

0,0

645

0,6

Рыболовство, рыбоводство

22

27

-1

147

0,1

Добыча полезных ископаемых

6003

1470

8

21660

19,4

Обрабатывающие производства

17987

9923

3150

34653

31,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

328

161

14

644

0,6

228

85

-66

822

0,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

20461

11803

3

28373

25,4

Гостиницы и рестораны

52

26

0,0

430

0,4

Транспорт и связь

3840

757

31

9918

8,9

Финансовая деятельность

1813

1002

155

5612

5,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2602

1122

-3

8329

7,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

0,0

2622

28

101

0,1

Образование

0,1

0,0

2

0,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

15

31

34

0,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

144

98

-2

465

0,4

Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сферах: обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых. Из этого можно сделать вывод об узкой отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций.

Подобный отраслевой перекос не случаен и в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Наша страна выступает на мировой экономической арене в качестве экспортера сырьевых ресурсов и продуктов их первичной обработки и одновременно импортером иностранной высокотехнологичной продукции и услуг.

Сложившаяся отраслевая структура инвестиций свидетельствует также и о том, какие категории иностранных инвесторов готовы вкладывать средства в российскую экономику в первую очередь, невзирая на высокие риски и неустойчивый инвестиционный климат.

Однако, достигнутая за последние годы стабилизация макроэкономической ситуации позволила России получить инвестиционный рейтинг привлекательности, что отражает относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, а также показывает кредитоспособность России. А это, в свою очередь, открывает возможности для крупнейших институциональных западных инвесторов начать размещение своих активов в российской экономике. Это также позволит российским компаниям в течение нескольких лет существенно увеличить свою капитализацию до уровня, сравнимого с показателями развитых стран, и на порядок увеличить собственные средства развития. Кроме того, инвестиционный рейтинг не только будет способствовать росту портфельных инвестиций, но и благоприятно повлияет на динамику прямых иностранных инвестиций, что позволит привлечь средства в создание новых предприятий и модернизацию производства.

Приоритетной задачей для России на сегодняшний день является не только приток инвестиций из-за рубежа, но и эффективное размещение имеющихся внутренних ресурсов.

2.2 Нормативно — правовое регулирование притока инвестиций для экономического развития регионов (на примере Красноярского края)

Красноярский край — один из самых перспективных регионов Российской Федерации, экономическая мощь и географическое положение делают его потенциальным лидером всего региона Сибири и Дальнего Востока. От успешного развития экономики края зависит не только социально — экономическое развитие востока России, но и геополитическое влияние нашей страны в Азиатско — Тихоокеанском регионе.

Сегодня Красноярский край превращается из потенциально привлекательного, но сложного для инвесторов и финансовых институтов региона в территорию наиболее перспективного и надежного инвестирования на востоке России. В последние три года стабильный экономический рост региона сформировал благоприятные предпосылки для перехода к новому этапу его развития. Ключевым фактором успеха на этом пути является привлечение значительного объема внешних финансовых ресурсов. За 4 года инвестиции в экономику края практически удвоились (увеличились в 1,9 раза, тогда как в среднем по России инвестиции выросли в 1,6 раза).

Так, темп роста инвестиций в основной капитал составил: в 2004 году 118,8%; в 2005 году — 129,5%; в 2006 году -112,9% и достиг 89,6 млрд. рублей. В результате объем инвестиций в экономику региона к 2010 году составит не менее 200 млрд. в год или на 90% больше сегодняшнего уровня (в сопоставимых ценах).

Главным рычагом этого роста может выступить сбалансированная инвестиционная политика органов государственной власти, направленная на создание всего комплекса условий, определяющих благоприятный развитию предпринимательства климат — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и социальных факторов — и целевое привлечение инвестиций. В крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, утвержденная нормативно-правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории края, а также устанавливают формы и методы поддержки, защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

В целях стимулирования инвестиционных процессов в регионе оказывается реальная государственная поддержка инвестиционной деятельности в предусмотренных законодательством формах. Одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности является субсидирование части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов. Данная форма государственной поддержки исключает риски не возврата заемных средств, снижает риск нецелевого использования, а также снижает расходы бюджета, при этом для предприятий создаются условия, по стоимости привлекаемых средств аналогичные бюджетному кредитованию. Государственное стимулирование развития экономики путем субсидирования способствует развитию налогооблагаемой базы районов и городов края, созданию рабочих мест, улучшению социально экономического положения наиболее депрессивных территорий края и снижению зависимости бюджета края от крупных предприятий экспортеров.

Учитывая, что субсидирование является наиболее целесообразной формой государственной поддержки, с 2004 года в краевом бюджете были предусмотрены средства на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию инвестиционных проектов, а с 2005 года — на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов. Следующей формой государственной поддержки, действующей на территории края, является предоставление налоговых льгот.

Впервые механизм финансирования за счет средств краевого бюджета инвестиционных проектов и объектов инфраструктуры, имеющих особо важное значение для социально-экономического развития края, был применен в 2004 году. Основной идеологией так называемого «прямого финансирования из бюджета» явилось финансирование инфраструктурных объектов, дающее импульс к реализации инвестиционных проектов, которые должны обеспечить не только дополнительные налоговые платежи во все уровни бюджетной системы, но и решить ряд социальных проблем. Таковым явилось строительство железнодорожного вокзала в городе Красноярске, на который было выделено 235 млн. рублей средств консолидированного бюджета края.

Также были профинансированы объекты транспортной и электроэнергетической инфраструктуры в сумме 302 млн. рублей для реализации проекта строительства крупного современного горнолыжного курорта «Бобровый лог» с общим объемом инвестиций 2 062 млн. рублей. Реализуется проект обновления подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края, с общим объемом инвестиций 250 млн. рублей, согласно которому приобретены автобусы междугородних рейсов. Благодаря процессу объединения 3 субъектов Федерации появилась возможность реализации крупных инвестиционных проектов. Нормативной базой для финансирования масштабных по меркам не только региона, но и страны в целом явился Указ Президента Российской Федерации от 12.04.05. № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».

Для реализации проекта комплексного освоения Нижнего Приангарья общей стоимостью 213 915 млн. рублей край в течение 4-х лет получит из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 34 223 млн. рублей. Бюджетные инвестиции будут направлены на строительство линии электропередачи для выдачи мощностей Богучанской ГЭС, железнодорожной ветки Карабула-Ярки, автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск и комбинированною моста через Ангару в районе деревни Ярки. Помимо этого из средств федерального бюджета финансируются работы по строительству объектов социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, строительству и приобретению жилья для граждан, переселяемых из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. На эти цели в 2005-2006 годах выделено 242,5 млн. руб., объем финансирования в 2007 году — 3050,0 млн. руб.

Из средств краевого бюджета в 2006-2007 годах была профинансирована разработка проектно-сметной документации на строительство железнодорожной линии «Карабула-Ярки», линии электропередачи от подстанции «Камала-1» до строящейся Богучанской ГЭС через поселок Карабула, объектов в рамках подготовки водохранилища Богучанской ГЭС в сумме 904 млн. руб. В свою очередь, в соответствии с заключенным инвестиционным соглашением, компании «Русский алюминий» и РАО «ЕЭС России» обязуются вложить 179,7 млрд рублей за достройку Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. За 2006 год на достройку Богучанской ГЭС выделено 6 млрд. рублей, в 2007 году предусматривается вложить 10 млрд. рублей.

В районах Нижнего Приангарья предусматривается строительство целлюлозно-бумажного комбината, завода по производству плит МДФ, газоперерабатывающего завода, газохимического комбината, ориентированного, в том числе на переработку углеводородов Эвенкии. Проект освоения Нижнего Приангарья предусматривает также освоение Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления. По предварительной оценке необходимый объем инвестиций в добычу нефти на месторождениях Юрубчено-Тохомской зоны составляет около 360 млрд руб. Для транспортировки нефти планируется ввести в действие нефтепровод Юрубчен -Кучеткан — Нижняя Пойма протяженностью 517 км. Инвестиции в строительство нефтепровода оцениваются в 17 млрд руб. Реализация проекта по освоению Нижнего Приангарья создаст около 10 тыс. дополнительных рабочих мест.

Инвестиционная политика края обеспечила в 2007г. рекордный уровень инвестиций в экономику края в 36 млрд. руб. Уровень 2006 года превышен на 20%, тогда он составил 30 млрд. руб. По данным Росстата, в 2007 году капиталовложения в экономику региона росли больше, чем в Москве — на 12,3% и в Санкт-Петербурге — на 19,4%. Красноярский край один из лидеров в Сибири по привлечению инвестиций. В целях формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения дополнительных инвестиции в экономику региона органами государственной власти будет продолжена работа не только по действующим направлениям, но разрабатываются новые мероприятия, которые получили обсуждение и программу реализации на экономическом форуме. Дальнейший рост инвестиций в основной капитал будет обеспечен реализацией отраслевых программ реального сектора экономики, в рамках которых будут реализованы крупнейшие инвестиционные проекты, в том числе при помощи государственной поддержки.

Таким образом, инвестиционная политика Красноярского края обеспечивает краю динамичное развитие и направлена на превращение края в один из центров инновационного развития.

2.3. Роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона (на примере Центрального Федерального Округа)

Как уже было сказано, преодоление спада российской экономики и создание объективных предпосылок устойчивого роста невозможны без реального инвестирования.

Основой для притока инвестиций в народное хозяйство является формирование в российской и региональной экономике благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов, отраслей, народнохозяйственных комплексов и предприятий.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. От созданных условий для привлечения инвестиций будет зависеть степень инвестиционной привлекательности регионов.

Рассмотрим роль инвестиций в инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

Центральный федеральный округ — ведущий округ страны. Здесь проживает четверть ее населения и производится треть ВВП. Доля инвестиций в ЦФО составляет порядка 30% от общего объема инвестиций в Россию. Центральный федеральный округ — макрорегион, где наиболее развита промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потреблениям наличием квалифицированной рабочей силы. Исторически сложилась специализация на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская. Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией. Среди получателей инвестиций «преобладают» производственная инфраструктура и перерабатывающие отрасли (их доля в целом составляет около 60%).

В современных условиях государство играет большую роль для регулирования инвестиционных процессов в ЦФО. В качестве основных мер по стимулированию инвестиционной активности в ЦФО можно выделить повышение прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса в регионе.

Сегодня ЦФО является наиболее развитой частью России, ее «центром экономической тяжести», имеющим ключевое значение для страны. Здесь относительно мало природных ресурсов, но сосредоточена основная доля производственного потенциала и квалифицированных кадров. С точки зрения инвестиционной привлекательности предприятия ЦФО находятся на передовых позициях. Основными критериями оценки их деятельности стали эффективность работы и уровень платежеспособности.

В результате был составлен список 200 наиболее успешных и перспективных предприятий центральной части России. Большая их часть относится к отрасли перерабатывающей промышленности, несколько меньшая — относится к машиностроению. В рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций производственных объединений попали предприятия производства строительных материалов.

Наибольшая доля попавших в рейтинг предприятий (26%) находится в столице, а также Московской области — 16,5%. Третье место в списке инвестиционной привлекательности производства по ЦФО занимает Белгородский регион. В Белгородской области находится 8% предприятий, способных в первую очередь привлечь внимание крупных инвесторов. Так, Лебединский горно — обогатительньтй комбинат, являясь крупнейшим железорудным предприятием России, занимает пятую позицию в рейтинге. С целью повышения инвестиционной привлекательности регионов в ЦФО предусматривается создание особых экономических зон. Они являются одним из эффективных инструментов государственного управления, позволяющих увеличить объемы производства высокотехнологичной продукции.

Процесс по развитию особых экономических зон позволит привлечь инвестиции в регионы ЦФО с целью производства и реализации в будущем конкурентоспособной продукции. Любое, даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности — это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к подъему и стабилизации экономики. Приток инвестиций зависит как от общего геополитического и экономического положения региона, так и от эффективности региональных программ по созданию благоприятного инвестиционного климата, кредитного рейтинга области. Чем больше рычагов применено при реализации программ, тем динамичнее развивается регион и становится более привлекательным для потенциальных инвесторов. Исходя из этих принципов, в Брянской области реализуется Программа социально-экономического развития. Она содержит целый комплекс мероприятий, направленный на повышение инвестиционной активности предприятий. В рамках реализации программы совершенствуется нормативно-правовая база. Принято постановление областной администрации «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности на территории области». Его основная цель — стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в развитие региона. Постановление предусматривает развернутую работу по проведению ежегодных конкурсов инвестиционных проектов с государственной поддержкой из средств областного бюджета — выделение кредитов, предоставление гарантий и налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. Приоритет отдан проектам, предусматривающим обновление парка оборудования, внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест и повышение заработной платы. Ведущую роль в становлении экономики региона при активной поддержке органов власти играет инновационная и инвестиционная политика, проводимая Брянской торгово-промышленной палатой. Для вовлечения максимально широкого круга участников в процесс привлечения инвестиций открыты представительства Брянской торгово-промышленной палаты в крупных районных центрах Брянской области, заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями области и города, муниципальных образований, Брянской таможней, территориальными представительствами федеральных структур, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами. В рамках данных соглашений формируется единая информационная база инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для региональной экономики. Палата является разработчиком и исполнителем по ряду вопросов программ социально-экономического развития региона и поддержки малого предпринимательства, сотрудничает с крупными банками, которые предлагают различные формы финансирования кредитных и инвестиционных проектов. Брянская торгово-промышленная палата является одной из опорных палат по бизнес — планированию в ЦФО. Эксперты определяют чуть больше двадцати необходимых факторов, которые будут способствовать привлечению как иностранных, так и внутренних инвестиций. Среди них эффективная и стабильная правовая база, обеспечение стабильности, разумная налоговая и таможенная политика, борьба с коррупцией, обеспечение безопасности бизнеса. Однако для поступления внутренних инвестиций наиболее существенны всего пять факторов — это эффективная и стабильная правовая база инвестиционной деятельности, надежная защита прав собственников, инвесторов, акционеров, четкая и ясная промышленная и денежно-кредитная политика, развитие механизмов налогообложения для активизации инвестиционной деятельности, повышение уровня платежеспособности населения.

Таким образом, перспективы развития ЦФО напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала /7, с. 61-67/.

Заключение

Из ряда определений понятия инвестиций можно сделать вывод о том, что инвестиции — это вложение денежных или других видов средств в какие-либо объекты человеческой деятельности с целью получить доход и достичь положительного социально-экономического эффекта.

Таким образом, инвестиции имеют особое значение, как для деятельности субъектов хозяйствования, так и для социально-экономического развития в целом. То есть, можно сказать, что инвестиции играют важнейшую роль и на макро-, и на микроуровне.

Определения «инвестиционная деятельность» тесно связано с понятием «инвестиции», так как, по сути, является отражением сущности инвестиционных вложений. Поэтому именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Инвестиции могут осуществляться в различных формах. Классификация форм инвестиций определяется выбором критерия, положенного в ее основу. Критериями классификаций инвестиций выступают: объекты вложения средств, срок инвестирования, форма собственности, сфера вложений, отраслевой и региональные признаки. В рамках форм инвестиций можно выделить виды инвестиций, которые классифицируются по признакам, отражающим дальнейшую детализацию форм инвестиций.

Кроме того, инвестиции обладают важными функциями, необходимыми не только для экономики, но и для человечества. Это, прежде всего, возместительная, развивающая и очистительная функции, благодаря которым происходит улучшение инвестиционной и экономической структуры в целом.

Путем инвестиций решаются проблемы регионального и отраслевого развития. Поэтому государство и региональные власти стараются создать все необходимые условия для притока инвестиций. Более того, каждый регион заинтересован в повышении инвестиционной привлекательности, так как любое, даже самое незначительное ее повышение — это шаг к подъему и стабилизации экономики.

В заключении мне бы хотелось сказать, что привлечение инвестиций в экономику необходимо, так как от этого зависти всё: и экономический рост регионов и страны в целом, и получение прибыли, и занятость трудоспособного населения, и уровень его жизни, и даже экономическая безопасность государства.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovoy/sotsialno-ekonomicheskaya-effektivnost-investitsiy/

Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: учебник/ М.Н Чепурин., Е.А Киселева.- Киров.: АСА, 2006. — 832 с.

Грязнова, А.Г. Экономическая теория: учебное пособие/ А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский. — М.: Кнорус, 2006. — 464 с.

Нешитой, А.С. Инвестиции: учебник/ А.С. Нешитой. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков, 2006. — 376с.

Лисин, В.Г. Инвестиционные процессы в российской экономике/ В.Г. Лисин // Вопросы экономики — 2005. — №6. — C. 4-27.

Куприянов, Д.В. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост/ Д. В.Куприянов // Экономист — 2005. — №9. — C.82-85.

Ищенко, Е.М. О тенденциях инвестиционного процесса/ Ищенко. Е.М.// Экономист — 2007. — №4. — C.61-67.

Найденова, Р.И. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального Федерального Округа/ Р.И. Найденова// Региональный экономический журнал — 2007. — №17(56).

— С.47-51.

Зинов, В.К. Инновационное развитие экономики и управление/ В.К. Зинов// Общество и экономика — 2006. — №6. — С.43-103.

Селезнев, А.А. Условия активизации инвестиционного процесса/ А. А. Селезнев// Экономист — 2007. — №4. — C. 3-13.

Ясин, Е.П. Инвестиционный климат России./ Е.П. Ясин, Л.В. Григорьев, О. А. Кузнецов и др.// Общество и экономика — 2006. — №5. -С.3-56.

Тихонов, В.Г. К вопросу об эффективности прямых инвестиций в России/ В.Г. Тихонов // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 6, Экономика. — 2005. — №2. — C. 13-27.

Шевченко, И.В. Особенности региона как объекта позиционирования на рынке инвестиций/ И.В. Шевченко, А.А. Кизим, К.Ю. Денисов // Региональный экономический журнал — 2007. — №12(51).

— С.37-45.

https://rosstat.gov.ru/ — Федеральная служба Госстатистики.

http://www.minfin.ru — Министерство финансов РФ.

http://krasinvest.ru — Инвестиции в Красноярский Край.