Понятие и виды медико-социальной помощи

Здоровье населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны. В настоящее время растет понимание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья выступает как глобальная неотъемлемая от других проблем человечества. Она возникает вместе с ним и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном благополучии и при болезни.

Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений. Поэтому невозможно решить проблему здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.

В современных условиях усугубления социальных проблем возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые позволят обеспечить гражданам комплексные социальные услуги при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях в больнице или вне ее с акцентом на связанные со здоровьем социальные проблемы.

Снижение социально-экономических и социально-психологических возможностей общества приводит к уменьшению мотивации ведения здорового образа жизни и снижению ценности здоровья в сознании отдельных групп населения. Нарушения здоровья в сложной жизненной ситуации – своего рода социальный барьер, препятствующий свободному развитию индивидуума в обществе. Поэтому пожилые, безработные, малообеспеченные, дети из многодетных семей и др., хотя и не имеют статус инвалидов, однако нуждаются в помощи медико-социального характера.

Модернизация здравоохранения, направленная на повышение доступности и качества медико-социальной помощи, охрана материнства и детства, сохранение и укрепление здоровья населения в целом остаются стратегическими и приоритетными государственными задачами, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 10 мая 2005 г.

7 стр., 3029 слов

Гигиена питания, задачи. Социальные и медико-биологические аспекты ...

... питанием населения мира, как подчеркивалось в докладах специальных экспертов ВОЗ по проблемам питания, требует мобилизации всех достижений науки и техники, придания этой проблеме первостепенного значения в рамках каждого государства. Социальный аспект проблемы питания ...

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

1 ПОНЯТИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Право на жизнь каждого человека закреплено в нормах международного права, в Основном законе страны. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, включая право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст.ст. 20,41 Конституции РФ).

Отношения в области охраны здоровья регламентируются нормами различных отраслей права: и гражданско-правовыми, и административно-правовыми нормами, но основная часть отношений по поводу предоставления медицинской помощи и лечения входит в сферу действия права социального обеспечения.

Принципы и порядок осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г.

Согласно положениям Основ охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Соответственно право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

4 стр., 1900 слов

Усыновление российских детей иностранными гражданами

... Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» 7 . Цель работы – рассмотреть правовое регулирование института усыновления (удочерения) по ... бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять родительские права. К таким заболеваниям ...

Отдельные отношения в области охраны здоровья регулируются законами Российской Федерации от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Законом о социальной помощи, федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено два вида такого страхования – обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет страховых взносов работодателей.

Застрахованные, согласно закону, имеют право на свободный выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача (в соответствии с договором), на получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за приделами места жительства.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Перечень некоторый видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительством РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.).

Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляет гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Законодательством предусмотрены особые правила оказания бесплатной медицинской помощи некоторым гражданам, в частности военнослужащим, лицам младшего и начальствующего состава органов внутренних дел, членам их семей. Военнослужащим, например, такая помощь оказывается в военно-медицинских учреждениях по месту прохождения службы или жительства, а если таких учреждений нет или в них отсутствует необходимое оборудование, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях государственной или муниципальных системах здравоохранения. Право на бесплатную медицинскую помощь в указанных военно-медицинских учреждениях предоставлено также членам семей офицеров (супругу, несовершеннолетним детям и некоторым другим).

5 стр., 2188 слов

Организация деятельности бюро медико-социальной экспертизы

... специалистов на четыре бюро. Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро МСЭ может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Основными ... и профессиональную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу; формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное ...

Медико-социальная помощь использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

2 ВИДЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Медико-социальная помощь имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом.

К медицинской помощи, которая оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно, в соответствии с Основами относятся

а) первичная медико-санитарная помощь;

б) скорая медицинская помощь;

в) специализированная медицинская помощь;

г) медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

д) медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получившим лицензию на медицинскую деятельность, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Положение об организации медицинской помощи утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 г. № 633. Приказами этого же министерства утверждаются основные стандарты медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

2.1 Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-социальная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает:

лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Этот вид помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В ее оказании могут участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

8 стр., 3734 слов

Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения

... себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения. Профилактическая МСР подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, ...