Усыновление российских детей иностранными гражданами

………….31

Введение

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей является усыновление. Проблема возвращения одиноким детям возможности расти и воспитываться в нормальной семье стоит крайне остро. Только в детских домах и интернатах живёт более 200 тысяч детей 1 . Увеличение численности детей, лишённых родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998г. – 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 детей-сирот (17%)2 . По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2000г. Возросло до 700 тысяч, 90% из них – «социальные сироты». Их родители живы, но по разным причинам (алкоголизм, наркомания, нахождение в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы и др.) не воспитывают своих детей.

Государственно-правовая охрана детства – один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закреплённых в ст.7, 38, 39 Конституции РФ 3 . Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде представления им пенсий, пособий, компенсаций, в детских интернатных учреждениях.

В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994. № 1696 была утверждена Президентская программа «Дети России». В неё включены Федеральные целевые программы: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и другие 4 . В рамках программы «Дети-сироты» предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, безболезненной адаптации к современной среде жизнедеятельности.

С 1 марта 1996г. Вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ 5 . С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом.6 Семейный кодекс обогащён положениями Конвенции ООН о правах ребёнка и других международных правовых актов,

ратифицированных Россией. В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

8 стр., 3712 слов

Президентская программа «Дети России»

... УКАЗ о президентской федеральной программе «Дети России». Он включал в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии ... Утвердить федеральную программу "Дети России" в качестве президентской программы в составе следующих целевых программ: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и ...

В кодексе есть специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст.54-60), где ребёнок впервые признаётся самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребёнку предоставлено право выражать своё личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в судебные органы. Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приёмной семьи» (ст.151-155).

Среди множества отношений, подлежащих регулированию семейным законодательством, одним из важнейших является усыновление. Особенно остро проблема усыновления стоит в современной России, когда без родительской опеки остаются сотни тысяч детей силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост внебрачной рождаемости, рост количества «неблагополучных» родителей, ведущих асоциальный образ жизни и др.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой среди всех возможных вдов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и среди всех существующих форм воспитания в условиях семьи. Это положение соответствует требованиям международно-правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ (п.1 ст.124).

Принять в семью чужого ребёнка и воспитать его – очень ответственное дело. При этом требуется должное обеспечение прав и интересов как усыновляемого ребёнка, так и лиц, желающих его усыновить. Именно поэтому усыновление поставлено под строгий контроль государства, и именно поэтому Семейный кодекс РФ подробно регламентирует условия и порядок усыновления, правовые последствия усыновления, а также основания и порядок его прекращения. Кроме того, Правительством РФ 29.03.2000г. №275 было принято постановление «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» 7 .

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование института усыновления (удочерения) по российскому законодательству, выразить своё мнение по данному вопросу и предложить свои поправки в законодательство РФ.

1. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации на современном этапе по семейному законодательству

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновлённым отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми, а так же их родственниками по происхождению. Таким образом, усыновление есть акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. В результате усыновления, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребёнка с кровными родителями, а с другой – возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личностных и имущественных прав от одних лиц к другим.

11 стр., 5132 слов

«Воспитание у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте». ...

... познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Глубокие знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка ...

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребёнка при усыновлении. Интересы ребёнка должны быть определяющим критерием и при оценке лиц, желающих стать усыновителями, и при вынесении решения об усыновлении, и при отмене усыновления, и при решении всех иных, более частых вопросов. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестёр, если до этого они воспитывались вместе, за исключением случаев, когда это отвечает интересам этих детей (п.2 ст.124 СК).

Именно многочисленность и разнообразие жизненных ситуаций не позволяет законодателю сделать этот вопрос абсолютным, и поэтому закон делает исключения. В литературе приводятся примеры данных ситуаций; например, нахождение одного из детей в специальном лечебно-воспитательном учреждении или если усыновление одного из них было произведено ранее другими лицами или если братья и сёстры не знают о своём родстве и т.п. В каждом конкретном случае суд, орган опеки и попечительства соблюдая интересы детей должны определить быть им усыновлёнными данными усыновителями вместе или раздельно. Аналогично разъясняет данную статью и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. №9 8 .

В соответствии с п.2 ст.124 СК усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. И поскольку цель усыновления – дать детям семейное воспитание и наделить усыновителей родительскими правами и обязанностями, часть 3 ст.123 СК диктует, что при устройстве ребёнка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определённой религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Необходимо с учётом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психологическое, духовное и нравственное развитие. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, и поэтому родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются.

Исходя из интересов детей, очень важен тщательный подход к выбору будущего усыновителя. Поэтому к лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. В п.1 ст. 127 СК установлено, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. При этом следует иметь ввиду, что усыновителями не могут быть несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности при эмансипации или при вступлении в брак до совершеннолетия (ст.21, 27 ГК РФ), поскольку в данном случае установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. 9

Усыновителями могут быть как состоящие в браке супруги, так и одинокие мужчина или женщина. И хотя усыновление есть строго добровольный акт, усыновить ребёнка разрешается только тем гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом выполнить свои родительские обязанности, создать в семье необходимые условия для физического и нравственного развития ребёнка. Поэтому СК РФ (ст.127) устанавливает, что усыновителями не могут быть: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лица, лишённые судом родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за надлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять родительские права. К таким заболеваниям отнесены в частности : туберкулёз, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания; наркомания, алкоголизм, психические заболевания и др. 10 ; лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребёнку прожиточный

14 стр., 6603 слов

Теоретические основы усыновления (удочерения) ребенка

... усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В ...

минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Важным является также положение СК, запрещающее усыновление одного ребёнка двумя или более лицами, не состоящими в браке.

Речь идёт, в том числе, и о родственниках ребёнка, о проживающих совместно друзьях и подругах, а также любых семьях, не основанных на браке. Иными словами, усыновить одного и того же ребёнка могут только супруги. И это правильно, поскольку в противном случае возникшее двусмысленное, неопределённое положение ребёнка, вопреки его интересам, обязательно сыграло бы отрицательную роль, доставив ребёнку нравственные страдания.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребёнка, преимущественное право предоставляется родственникам ребёнка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого и всех вышеназванных требований и запретов.

Устанавливая запреты на усыновление, адресованные усыновителям, СК вместе с тем предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящем в браке, и усыновляемым ребёнком – не менее шестнадцати лет (п.1 ст.128 СК).

Очевидно, что законодатель исходит из предположений, что родители и дети не могут быть ровесниками, что с шестнадцати лет возникает браная дееспособность. Кроме того, требуемая разница в возрасте необходима, чтобы усыновители смогли должным образом осуществлять свои права и обязанности по воспитанию и образованию детей. Однако суд при установлении усыновления по объективным ли, субъективным ли уважительным причинам (например, когда ребёнок знает усыновителя именно как своего родителя), всегда совпадающим с интересами ребёнка, вправе сократить названный срок. Если ребёнок усыновляется отчимом или мачехой, наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым не требуется.

Нетрудно заметить, что предъявляемые к усыновлению требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и пр. не мешают усыновлению. Однако лицо, усыновляющее ребёнка, должно знать и о состоянии здоровья, и обо всём, что касается личности ребёнка, подлежащего усыновлению. Поэтому ребёнок до усыновления проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая даёт заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии.

12 стр., 5709 слов

Усыновление детей

... практики. Курсовая работа на тему: «Особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребёнка» Уважаемый студент! полностью готова оказать Вам квалифицированную помощь Содержание Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса усыновления (удочерения) ребенка ...

Преимущество при усыновлении отдаётся гражданам РФ. Согласно действующему СК, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях. Если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п.4 ст.124 СК).

В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребёнка. В ст.21 Конвенции указано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться в качестве альтернативного, и допускается только в случае, если ребёнку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребёнка, чем помещение на воспитание в любой форме в его родной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребёнок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодоление языкового и культурного барьера. Тем не менее, думается, что этот подход представляется спорным, поскольку при усыновлении грудного ребёнка никаких проблем с адаптацией не бывает 11 , и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребёнку, и тому подобные обстоятельства.12