Право на социальное обслуживание

Понятия «социальное государство» и «социальные права» вошли в XX веке в конституции целого ряда стран, различающихся между собой уровнем экономического развития. В их числе — Германия, Франция, Италия, Греция, Испания, Португалия, Нидерланды, страны Северной Европы.

Современная конституция в той или иной форме содержит положения по социальным вопросам, в силу определенных особенностей которых обнаруживаются весьма специфические проблемы. Это связано с тем, что социальные права, — категория достаточно противоречивая.

Формирование правового государства требует соответствующего подхода к социальным правам граждан. Их полнота, соответствие международно-правовым требованиям, экономико-правовая гарантированность, судебная охрана и защита должны стать краеугольным камнем правового государства. Социальное государство имеет место только тогда, когда государственная власть реально гарантирует социальные права граждан.

Такая постановка вопроса предполагает решение многих вопросов осуществления социальных прав и их гарантий. Но для решения этих вопросов, прежде всего, необходимо определить основные признаки и характерные черты, присущие социальным правам.

В самом общем виде социальные права определяются как совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ.

Актуальность темы

Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской опеки, остается сегодня открытым. Традиционные семейные формы устройства детей-сирот (усыновление, опека, приемная семья) представляются весьма проблематичными. Маловероятно, что семьи, большинство из которых крайне ограничены в средствах и жилплощади, изъявят желание принять одного или нескольких детей на воспитание в массовом порядке. Поэтому важную роль в социальной реабилитации детей из семей «группы риска» играют стационарные социальные учреждения: приюты, реабилитационные центры, дома ребенка и т. д.

Проблемой

Цель нашей курсовой работы: проанализировать литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности правовой деятельности стационарных социальных учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

14 стр., 6678 слов

Международно-правовая защита прав детей

... и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи 37-40 определяют права ребенка, ...

2. Раскрыть сущность и понятие социального обслуживания

3. Рассмотреть принципы и виды социального обслуживания.

4. Выявить особенности организации восстановления социального статуса и обеспечение социально-правовой защиты детей в республике Марий Эл на примере социального приюта для детей и подростков «Теплый дом».

1. Правовые основы социального обслуживания

1. 1 Понятие социального обслуживания

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет социальное обслуживание как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации » (ст. 1).

При этом «трудная жизненная ситуация» определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Закон раскрывает также понятие «социальные услуги» как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, с позиций законодателя субъектами социального

обслуживания считаются граждане, не способные обслуживать себя

в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, радиационных и техногенных катастроф.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:

материальная помощь

социальное обслуживание на дому

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Полустационарное социальное обслуживание, Стационарное социальное обслуживание

Существенные изменения в систему социального обслуживания внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Так, в нем указывается, что органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания, обеспечивая реализацию указанного Федерального закона и осуществляя разработку, финансирование и реализацию региональных программ социального обслуживания. С 1 января 2005 г. субъекты РФ определяют структуру органов управления государственной системой социального обслуживания и организуют их деятельность, устанавливают порядок координации деятельности социальных служб, осуществляют управление деятельностью учреждений социального обслуживания и их обеспечение, утверждают перечни гарантированных государством социальных услуг. Однако отнесение таких вопросов к компетенции субъектов РФ снижает уровень гарантированности права на социальное обслуживание (так как региональные стандарты обусловлены экономическими возможностями региона).

4 стр., 1702 слов

Специфика социального обслуживания детей-инвалидов в РФ

... весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, детям-инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания. Объект исследования- социальное обслуживание детей-инвалидов. Предметом исследования является специфика социального обслуживания детей-инвалидов. Цель работы – изучить особенности социального обслуживания детей-инвалидов в Российской Федерации. Задачи ...

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан престарелого возраста и инвалидов» раскрывает права этих категорий лиц на социальное обслуживание. Так, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) предусматривает в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитацию как систему мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости.

С этой целью законодатель закрепляет специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной для их нормальной жизни.

Особенности социального обслуживания детей устанавливаются Федеральным законом от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». При этом подчеркивается, что социальное обслуживание для них предоставляется в случае попадания в такую трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (ст. 1).

Законодательство устанавливает специальные виды учреждений социального обслуживания для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальное обслуживание оказывается в таких учреждениях детям-сиротам, детям, отобранным у родителей по решению суда, детям, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено, детям одиноких матерей (отцов), детям безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и детям из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Особенности социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев определены специальными законами. Так, Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 ноября 2000 г.) «О беженцах» и Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 августа 2000 г.) «О вынужденных переселенцах» устанавливаются специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание и т. д.).

В последние годы был разработан целый ряд комплексных программ, принятых Правительством РФ в сфере социального обслуживания: Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006—2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 января 2005 г. № 832; Федеральная целевая программа «Дети России (на 2003—2006 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732.

13 стр., 6442 слов

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...

Законодательством устанавливаются государственные стандарты социального обслуживания, в соответствии с которыми государство гарантирует предоставление социальных услуг в определенном объеме по каждому из установленных видов обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях ее оплаты. При этом социальной услугой (в прямом смысле этого слова) можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно или на условиях частичной оплаты.

В этом суть ее названия — «социальная услуга». На это обстоятельство указывает Е. Е. Мачульская. По ее мнению, бесплатность услуг в области социального обеспечения для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государственных программ или перечней либо за плату на возмездно-неэквивалентной основе, является одним из отличительных их признаков.

Аналогичный подход к этому вопросу проявляет и А. Л. Благодир. По ее мнению, «отличие социальной услуги заключается в том, что она предоставляется определенной категории граждан (пожилым, инвалидам, детям и т. д.) для удовлетворения их специфических потребностей (например, в предоставлении средств передвижения, профессиональной реабилитации и т. д.) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества, а не за счет собственных доходов».

Платные услуги не являются социальными. В связи с этим напрашивается вывод о том, что предоставление услуг на условиях полной их оплаты не следует относить к предмету права социального обеспечения. Такие отношения составляют предмет отрасли гражданского права, даже если они оказываются лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и осуществляются органами социальной защиты.

Общественные отношения по предоставлению услуг бесплатно или за неполную их рыночную стоимость (т. е. полностью либо частично за счет средств общества) составляют часть предмета права социального обеспечения.

Таким образом, исходя из смысла действующего законодательства, социальное обслуживание представляет собой установленную в законе деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящим от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность, и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать).

1. 2 Принципы социального обслуживания

принципы социального обслуживания граждан:

адресность.

доступность.

добровольность.

гуманность.

5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить прежде всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

  • конфиденциальность.

профилактическая направленность.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

13 стр., 6161 слов

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью картинок

... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Каждый ребенок должен научиться ... этими знаниями. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены ...

Однако независимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в учреждениях следующих типов:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания;
  • геронтологические центры;

2. Право в стационарных учреждениях

2. 1 Стационарное социальное обслуживание

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, — от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды 1-й и 2-й группы старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

В последние годы широкое распространение получили дома для престарелых, содержание в которых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий, на которых они трудились.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина, а лиц младше 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданин может отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его.

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с законом РФ « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185-1 (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В соответствии с Перечнями гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ, гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

3 стр., 1474 слов

Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...

... структуру и содержания деятельности центров помощи семье и детям, социальных реабилитационных центров для несовершеннолетних; Изучить структуру и содержания деятельности центров психолого - педагогической помощи, социально – реабилитационных центров несовершеннолетних; Изучение регионального опыта организации деятельности социально – реабилитационных центров. Данная работа может служить ...

материально-бытовые услуги

услуги по организации питания, быта, досуга

социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание

организация получения образования

услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией

правовые услуги

содействие в организации ритуальных услуг

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют также право на освобождение от наказаний. Не допускаются всякие наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создание удобств для персонала указанных учреждений, использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность для лиц, виновных в нарушении этой нормы.

Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг указанных учреждений, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

Лица, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные дома-интернаты (специальные отделения).

Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел. Кроме того, в них направляются также граждане, нуждающиеся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и другие лица, за которыми установлен административный надзор в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. «О развитии сети специализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».

Для лиц без определенного места жительства из числа престарелых и инвалидов создаются специализированные учреждения (социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и др.), в которых предоставляется временное место пребывания (включая медицинское обслуживание, питание, ночлег) и проводятся мероприятия по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Бактерио- или вирусоносителям, хроническим алкоголикам, больным активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими и другими инфекционными заболеваниями из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключения органа социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания) и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения.

Администрация стационара обязана:

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет соответствующих бюджетов.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей сирот,ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений, только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092.

11 стр., 5103 слов

Понятие и виды процедурных отношений, образующих предмет права ...

... 2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение; Целью курсовой работы Задачами исследования Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения. Понятие и виды процедурных правоотношений 1.1 Правоотношения по социальному обеспечению Согласно теории права, правовые отношения ...

Целями деятельности указанных учреждений являются:

  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;
  • предоставление временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства несовершеннолетнего;
  • обеспечение квалифицированной медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся

в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;

  • испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
  • проживающие в неблагополучных семьях;
  • подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
  • отказавшиеся

жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей.

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Примерное Положение устанавливает нормы создания специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — одно на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе).

При меньшей численности детей в населенном пункте открывается одно учреждение.

Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные иды помощи могут предоставляться за плату [9] .

Реформирование системы социального обслуживания населения нацелено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания.

2. 2 Обеспечение социально-правовой защиты детей в условиях социального приюта для детей и подростков «Теплый дом»

85 стр., 42107 слов

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

... Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита трудовое право Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью ...

Все беды неблагополучия современного общества влияют в первую очередь на детей, как на наименее защищенную часть населения. Несовершеннолетние дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, просто не имеют возможности самостоятельно определиться в жизни, защитить свои гражданские права и свободы.

Эту задачу приняли на себя социальные приюты для детей и подростков, которые в последнее десятилетие открылись во многих регионах России.

В Республике Марий Эл первый социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» функционирует с 1 августа 1995 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 161 от 29.12.1993 года.

В приюте «Теплый дом» находятся безнадзорные дети, в большинстве своем утратившие связи с биологическими семьями и не имеющие определенного статуса, зачастую без документов, без жилья.

Социальный статус предполагает определенное положение человека в обществе. В приют же поступают дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет с условным социальным статусом, который в

обычной среде не обеспечивает им никаких прав. Это, прежде все

го, бездомные дети. Среди них:

  • подкинутые и заблудившиеся;
  • утратившие семейные, родственные и другие социальные связи;
  • отказавшиеся жить в интернатном учреждении;
  • добровольно обратившиеся;
  • оставшиеся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию;
  • подвергшиеся физическому или сексуальному насилию.

Дети поступают в приют по направлениям органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, по личной просьбе нуждающегося в социальной защите, по рекомендациям сотрудников приюта, выявивших беспризорных детей.

Многолетний опыт работы Республиканского социального приюта показывает, что ребенок, попадающий в приют, требует всесторонней поддержки и помощи, в конечном итоге нацеленной на восстановление социального статуса, обеспечение социально-правовой защиты. Вся работа по изменению и восстановлению социального статуса ребенка проводится комплексно, с участием всех подразделений и служб приюта. Организует и направляет эту работу социально-правовая служба, в состав которой входят 5 социальных педагогов, юрист и заведующий отделением. Коллективом отделения социально-правовой помощи выработана четкая система взаимодействия с органами и учреждениями социальной защиты населения, опеки и попечительства, внутренних дел, образования, ЗАГСом, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими заинтересованными службами.

С первых дней пребывания ребенка в приюте социально-правовая служба незамедлительно начинает работу по выяснению социальной истории ребенка, его социально-правового статуса. Социальные педагоги оперативно собирают всю информацию о ребенке и его семье, используя различные методы: опрос, анкетирование, собеседование со всеми организациями и лицами, причастными к судьбе ребенка. В этом вопросе налажена четкая работа с документами, обеспечен их учет и хранение в течение срока, определенного законодательством.

Деятельность отделения социально-правовой помощи приюта по определению социального статуса ребенка складывается из трех основных этапов.

4 стр., 1960 слов

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

... Право социального обеспечения. Учебно-практическое пособие / Средне-Волжский институт ВГУЮ РПА Минюста России. Саранск, 2017. 32. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения ... компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей ... родительской платы за присмотр и уход за детьми, ... реформирования системы центров социальных услуг ... компенсационных выплат в связи с расходами по ...

Первый — выявление социальной истории воспитанника, его реальной ситуации.

Дети зачастую поступают без необходимых документов, у них нарушены связи с важнейшими институтами социализации: семьей и школой. Маленькие подкинутые дети нередко не знают ни своего имени, ни возраста.

Второй — социальный диагноз кровной семьи ребенка, попытка восстановить его связь с родителями.

Третий — восстановление, по возможности, полноценной структуры социального статуса ребенка, принятие мер для помещения его в семью.

Если социальные педагоги установили, что:

  • у ребенка отсутствуют родители или они не могут его содержать и воспитывать (находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении, лишены родительских прав), он получает статус «оставшегося без попечения родителей»;
  • ребенок является сиротой (родители умерли — есть свидетельства о смерти), ему определяется статус сироты.

В течение времени, определенного Семейным кодексом Российской Федерации, заполняются анкеты для внесения ребенка в банк данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Документы передаются в соответствующие органы.

За время функционирования приюта заполнены сведения на сотни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти сведения внесены в банк данных по учету детей-сирот. Если у ребенка существует семья, работники социально-правовой службы переходят ко второму и третьему этапам социальной диагностики семьи. Это направление работы очень сложное и деликатное. После тщательного изучения положения семьи, неоднократного посещения, собеседований с соседями, проверки жилищно-бытовых условий с оформлением акта и проведения других мероприятий, социально-правовое отделение совместно со школой, комиссией по делам несовершеннолетних решает, можно ли ребенка возвратить в семью. К сожалению, нередко выясняется, что ребенок не может быть возвращен в семью, так как родители пьянствуют, не работают и т.д. В этом случае начинается подготовка материалов и сбор документов на лишение родительских прав таких горе-родителей.

В работе социально-правового отдела, социальных педагогов лишение родительских прав не самоцель. Главное, как считают социальные педагоги, сохранить семью, оздоровить обстановку в ней, нормализовать психологический климат и создать условия для возвращения ребенка в семейную среду.

В Семейном кодексе РФ (1996 г.) впервые введена глава «Права несовершеннолетних детей», в которой провозглашено право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями, право на защиту, на выражение своего мнения, на имя, отчество и фамилию, право на имущество. В становлении и развитии ребенка, в формировании его индивидуальных и социальных качеств незаменимую роль играет семья, как естественная среда обитания растущего человека.

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается первостепенная роль семьи для становления и развития ребенка. Именно поэтому социально-правовая служба приюта «Теплый дом» первостепенное значение придает возвращению ребенка в семью. Социальные педагоги разыскивают не только родителей, но и родственников детей. Если ребенок проживал в другом регионе или не знает места своего рождения, места жительства, социальные педагоги направляют запросы в разные города и районы России, ближнего зарубежья, где есть родственники детей. Так, например, отца воспитанников приюта Рустама и Руслана, мать которых вела аморальный образ жизни, злоупотребляла алкоголем, социальные педагоги приюта разыскали в г. Алдане Республики Саха. Совместными действиями с органами внутренних дел Заречного отделения милиции г. Йошкар-Олы и Алданской милиции мальчиков возвратили в семью, передали отцу.

Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставляется право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка по месту его фактического нахождения (ст. 56).

Это обеспечивает устройство в приют детей, на установление места жительства которых приходится затрачивать много времени: заблудившихся и бродяжек. Социально-правовая служба приюта соблюдает порядок обращения в органы внутренних дел для розыска родителей таких детей, с целью дальнейшего возвращения в семью.

Законодательством ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей и т.д. В каждом случае оформляется заявление, в котором ребенок письменно высказывает свое мнение. Изменение имени и фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, отмена усыновления, помещение в приемную семью происходит только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста (ст. 57).

В Семейном кодексе РФ четко конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Исковое заявление в суд могут представить органы опеки и попечительства, прокурор, один из родителей, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исковом заявлении излагаются обстоятельства и причины, по которым может быть осуществлено лишение родительских прав. Интересы ребенка в суде представляют органы опеки и попечительства, но на судебное заседание в качестве третьего лица приглашается социальный педагог приюта. Социально-правовая служба приюта готовит исковое заявление для обращения в суд о лишении родительских прав, в случае, если родители без уважительной причины отказываются забрать ребенка, и отказ документально зафиксирован.

Так, например, социальный приют обратился в прокуратуру г. Йошкар-Олы с просьбой предъявить иск в Йошкар-Олинский городской суд о лишении родительских прав матери воспитанницы приюта Натальи Т. Мать девочки О.И., бросила дочь на произвол судьбы, написала заявление-отказ от дочери; отец Натальи находится в исправительной колонии. Йошкар-Олинский городской суд лишил О.И. родительских прав по отношению к дочери. Наташа определена в Йошкар-Олинский Дом детства.

Особую роль в судьбе детей может сыграть и такая статья Семейного кодекса РФ, как «ограничение родительских прав» (отобрание ребенка у родителей).

В большинстве случаев исковые требования в части ограничения родительских прав предъявляются органами опеки и попечительства к психически нездоровым родителям, которые не могут осуществлять воспитание детей, контролировать их поступки, обеспечивать их питанием и одеждой, так как сами нуждаются в постоянном медицинском контроле. В таких случаях срок ограничения родительских прав не оговаривается. Судебное решение принимается на основании медицинского заключения и заключения органов опеки и попечительства. Одновременно предусматривается (ст. 73 п. 2) ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев в тех случаях, когда поведение родителей имеет негативный характер, но недостаточно оснований для лишения Родительских прав. Если в течение срока, обозначенного судом, Родители не изменили своего поведения, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении родительских прав. Один пример из практики. Саша Т. поступил в приют как нуждающийся в экстренной социальной помощи. Мальчик проживал с мамой в одной из деревень Оршанского района. Частный дом, где проживала семья Т., сгорел. Мама мальчика нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками, в связи с чем Сашу определили в приют. Маму ребенка Оршанский районный суд ограничил в родительских правах, но она очень редко посещала сына, так и не устроилась на работу и, по информации Оршанского отдела образования, продолжала злоупотреблять спиртными напитками. Сашу Т. определили в Йошкар-Олинский Дом детства, куда социальный приют направил письменную информацию о необходимости лишения родительских прав матери мальчика, которая так и не осознала губительных последствий своего образа жизни для сына и ее самой.

Родителям, права которых ограничены, разрешаются контакты с ребенком (ст. 75).

Но при этом Семейный кодекс РФ предоставляет детскому учреждению право решать вопрос о желательности встреч воспитанников с родителями. Социально-правовая служба определяет порядок, условия и продолжительность встреч, при этом непременно учитывается мнение ребенка. В журнале посещения детей фиксируются наблюдения, характеризующие взаимоотношения с родителями, частота посещений, реакция ребенка на встречу с родителями.

Притом, что в судьбе детей социального приюта немало общего, в каждом отдельном случае трудная жизненная ситуация имеет свое конкретное содержание и диктует определенные действия. Каждый этап пребывания ребенка в социальном приюте, так или иначе, требует активных действий социально-правовой службы, которые гарантируют соблюдение прав и защиту интересов воспитанников.

При установлении социального статуса возникают различные вопросы социального, наследственного и других прав. По возможности, и эти вопросы социально-правовая служба старается решать и решает. Так, например, с 1997 по 2000 год, благодаря кропотливой работе по сбору документов, назначены пенсии по случаю потери кормильца 122 детям.

Изучаемый вопрос очень сложный, многогранный и объемный. Но, тем не менее, сотрудники Республиканского социального приюта эту сложную проблему решают творчески, в соответствии с требованиями законов, приказов, инструкций, регламентирующих эту работу.

В последнее время деятельность приюта осложнилась тем, что в связи с принятием Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приемник-распределитель МВД преобразован в «Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей», куда попадают подростки по решению суда. А все безнадзорные, попадающие в поле зрения милиции до решения суда, направляются в приют, пропускная способность которого ограничена и рассчитана на единовременное пребывание в нем не более 45-50 детей. Эта ситуация ставит перед приютом проблему дифференцированного подхода к размещению подростков, склонных к правонарушениям, и профилактической работе с ними.

Недостаточная материально-техническая база приюта, нехватка площадей не позволяют учреждению расширять сферу своей деятельности. В силу ограниченности помещений имеются трудности в организации общественно полезного труда воспитанников приюта в мастерских, совместной деятельности по уходу за животными, работы на приусадебном участке и т.д.

В работе по определению социального статуса ребенка, его Дальнейшей судьбы важную роль могут сыграть средства массовой информации. Регулярные публикации в газетах, на радио, телевидении под рубриками: «Ищу тебя», «Возьми меня в семью», «Грустные истории с продолжением» и т.д. должны привлечь внимание общественности к наболевшим проблемам современности и подрастающего поколения.

Необходимо также шире использовать такие формы социальной реабилитации, как помещение детей в группы семейного типа, приемные семьи, усыновление.

Более углубленной работы требует социальный патронаж над асоциальными семьями, в которые возвращены дети. Связь с ними затруднена из-за широкой географии их нахождения по всей республике и за ее пределами. Эту работу на местах необходимо осуществлять через территориальные центры социального обслуживания населения.

В приют ежедневно поступают дети не только из городов и районов Республики Марий Эл, но и со всех концов России. Все эти дети нуждаются в социальной помощи и защите, их нельзя делить на «своих» и «чужих», сельских и городских, потому что в нашей работе чужих детей и чужого горя не бывает.

Таким образом, накопленный коллективом опыт по восстановлению социального статуса детей, защите их гражданских прав и интересов, постоянный профессиональный рост сотрудников, большинство из которых продолжают образование в вузах, на курсах повышения квалификации, приобретают смежные профессии (психолога, социального работника, юриста), занимаются самообразованием, позволяют приюту стать базовым методическим центром для развития сети подобных учреждений в нашей республике.

Заключение

Процесс глобализации пронизывает все сферы жизни человека, такие как, экономика, наука, образование, медицина, социальная защита. Необходимо отметить и тот факт, что процессы глобализации обусловили новую тенденцию развития приоритетных национальных проектов, касающихся, в том числе, развития и поддержки молодого поколения. Несмотря на все предпринимаемые усилия, проблема организации социальной работы с детьми и подростками остается на сегодняшний день актуальной.

Одной из наиболее уязвимых целевых групп являются дети и подростки, находящиеся в условиях стационара в течение длительного времени. Значительная часть детей, живущих в детских домах и приютах оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Одним из направлений работы с детьми и подростками в стационарных социальных учреждениях является обеспечение социально-правовой защиты и восстановление социального статуса детей и подростков, которая приобретает все большее значение в современном обществе. Её основная задача – включение ребенка в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий.

Организация социально-правовой защиты детей в каждом детском стационарном учреждении не только позволит решить проблему социальной реабилитации, но и создаст благоприятные условия для успешной интеграции таких детей и подростков в общество.

В заключение хотелось бы добавить, что соблюдение прав человека начинается с того, как общество и государство относятся к своим детям.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-klientov-sotsialnyih-uchrejdeniy/

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов» (в ред. от 31 декабря 2005 г.)

3. Федеральный закон от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 ноября 2000 г.)

5. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 августа 2000 г)

6. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

7. Агапитова Л. Н. Коррекция коммуникативных моделей поведения у беспризорных подростков в условиях приюта Потенциал России в глобальном мире: проблема адаптации и развития// Десятые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. С. 152.

8. Буянов М. О. Право социального обеспечения России. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

9. Габдрахманов Ф. В. Некоторые методологические аспекты проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот. воспитывающихся в интернатных учреждениях// Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях.. – Йошкар-Ола: Прокуратура РМЭ, 2003. С. 120-132.

10. Долженкова Г. В. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

11. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

12. Зубарева А. В., Пчелина О. В. Организация социальной работы в условиях стационара// Потенциал России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Десятые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. С. 161.

13. Кислицина И. Г. Проблемы социального сиротства: региональный аспект// Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики. Восьмые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. С. 246-247.

14. Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. М., 2006.

15. Кулишова Н. Дом полный любви и заботы// Марийская правда. – 2005. – 26 февр. – С. 4-5.

16. Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2001.

17. Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. – М.: Книжный мир, 2006.

18. Миронова Т. К. Право и социальная защита. – М.: Права человека, 2006.

19. Право социального обеспечения/ Под ред. М. В. Филипповой. – М.: Юристъ, 2006.

20. Право социального обеспечения/ Отв. ред. К. Н. Гусев. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

21. Седых А. М. Восстановление социального статуса детей, обеспечение их социально-правовой защиты в условиях социального приюта для детей и подростков «Теплый дом»// Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. – Йошкар-Ола: Прокуратура РМЭ, 2003. С. 67-74.