Специфика социального обслуживания детей-инвалидов в РФ

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов — проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении».

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально- реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

18 стр., 8598 слов

По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...

... самоопределением. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды. Под социально - Работа социального педагога должна быть обеспечена своими ...

Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у детей-инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм.

В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, детям-инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.

Объект исследования- социальное обслуживание детей-инвалидов.

Предметом исследования является специфика социального обслуживания детей-инвалидов.

Цель работы – изучить особенности социального обслуживания детей-инвалидов в Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Изучить нормативные аспекты и принципы социального обслуживания граждан детей-инвалидов в РФ.

2. Рассмотреть формы социального обслуживания в РФ.

3. Изучить региональный опыт социального обслуживания детей-инвалидов(на материалах Орловской области).

4. Рассмотреть реализацию программ социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения системы социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.

1.1. Сущность и формы социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». 1

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. 2

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

5 стр., 2404 слов

«Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»

... которые будут определять его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм ... характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства ...

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий детей-инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.

В статье 5 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание. 3

Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.

Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п. 5 – 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

  • б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

5 стр., 2480 слов

Психосоциальная работа с инвалидами

... социальной реабилитации инвалида. Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный. Психосоциальная работа с инвалидами Инвалиды ... этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом ...

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Граждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. 4

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида. 5

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.6

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.7

Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности. 8

Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.

12 стр., 5649 слов

Организация медико-социальной помощи пожилым и инвалидам в Республике Беларусь

... инвалидности и реабилитации инвалидов (1994 г., 2006 г.). О ветеранах (2001 г.). О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (1994 г.). О социальной защите инвалидов (2000 г.). О социальном обслуживании ...

Социальное обслуживание детей-инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание детей-инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально- медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Услуги, предоставляемые на дому гражданам детям-инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:

1) услуги по организации питания, быта и досуга: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;