Формы и методы организации социальной работы с молодыми инвалидами

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена следующими объективными причинами.

Во-первых, уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий инвалидов в настоящее время не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов улучшилось.[4 с. 25-28]

Во-вторых, обострилась проблема инвалидности. Число страдающих различными заболеваниями в России достигло примерно 13 млн. человек.

В-третьих, проблема актуализируется стремительным ростом молодых инвалидов. За последние 4 года количество молодых людей с ограниченными возможностями в РФ увеличилось на 12,5 %. В связи с этим, назрела необходимость выработки стратегии государства по вопросам социальной адаптации данной категории, механизмов взаимодействия структур государственной власти, работающих с ними, поддержки молодёжных инициатив в области работы с молодёжью с ограничениями в здоровье.

Это означает, что инвалидность как социальное явление становится проблемой не одного человека, и даже не части населения, а всего общества в целом. социальный инвалид реабилитация

Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учете того факта, что они значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они оказались самой малообеспеченной частью населения. Положение усугубляется не разработанностью правовой базы их социальной защиты и поддержки со стороны государства и негосударственных организаций. В то же время ранее действующие меры государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и молодых людей с ограниченными возможностями, утрачивают свою эффективность. Совокупность этих причин и обстоятельств обусловливает актуальность темы настоящего исследования.

Несмотря на то, что до настоящего времени на территории Российской Федерации нормы Конвенции не ратифицированы, во многих регионах, в частности, в Омской области сегодня осуществляются мероприятия, направленные на создание равных возможностей для данной категории граждан.

Для рассмотрения и решения этих вопросов Указом Губернатора Омской области от 31 августа 2009 года № 104 создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, постановлением Администрации города Омска от 10 апреля 2009 года № 279-п образован Совет при Мэре города Омска по делам инвалидов.

В состав вышеуказанных Советов вошли представители органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители 15-ти крупнейших региональных общественных организаций инвалидов.

55 стр., 27274 слов

Социальная интеграция инвалидов с патологией слуха

... Социальная интеграция является своего рода итогом социальной работы, достигаемым вследствие реабилитации (медико-социальной, профессионально-трудовой, социально-бытовой, социально-психической, социально-правовой). Предлагаемая дипломная работа посвящена социальной интеграции инвалидов ... эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, ...

В нашем регионе на 1 апреля 2010 года проживало 158 630 инвалидов, в том числе 6 688 семей с детьми-инвалидами. Общая численность детей и подростков, имеющих инвалидность, составляла 7 291 чел.

Среди взрослых инвалидов около 54 тысяч человек (то есть одна треть) — это лица трудоспособного возраста.

В целях реализации федерального законодательства в сфере социальной поддержки различных категорий инвалидов в Омской области принят ряд региональных нормативных документов, улучшающих положение этой группы населения. В то же время отмечается отсутствие достаточной информированности граждан с ограниченными возможностями относительно своих прав.

Кроме того, социальная значимость темы обусловлена тем, что инвалидность здесь выступает как важнейшая социальная проблема, масштабность которой зависит от множества факторов и решать которую приходится каждому обществу. Поэтому создание совершенной системы социальной работы с инвалидами, способной удовлетворить потребности лиц с ограниченными возможностями должно стать новой вехой в развитии государственной социальной политики в отношении инвалидов ХХI века. Это позволит нашему обществу подняться на более высокую ступень цивилизации, ибо в его основу должны быть положены истинно гуманистические ценности, равенства возможностей, право полноценно участвовать во всех сферах общественной жизни.

Объектом исследования курсовой работы являются лица с ограниченными возможностями 14-35 лет — молодые инвалиды.

Предмет исследования — формы и методы социальной работы с молодыми инвалидами и определение путей её совершенствования.

Цель курсовой работы — проанализировать формы и методы организации социальной работы с молодыми инвалидами.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

1) изучить основные проблемы молодых инвалидов в контексте социальной работы;

2) определить содержание основных методов и форм работы с молодыми инвалидами;

3) разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами.

Методы исследования: анализ специальной литературы по данной проблематике; изучение и анализ нормативно-правовых источников; анализ документов.

1. Теоретические основы социальной работы с молодыми инвалидами

1.1 Социальная работа с молодыми инвалидами

Инвалидность — это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.[5 с. 6]

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них — инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.[6 с. 24]

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[10]

18 стр., 8513 слов

Социальная защита малообеспеченных слоев населения

... социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений. Объектом исследования является социальная защита малообеспеченных слоев населения в России Задачами курсовой работы являются: Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения; ·Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения; ...

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.

Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.[3 с. 15]

12 стр., 5706 слов

Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями ...

... понятие "социальная адаптация молодых людей с ОВЗ" посредством анализа содержания категорий: социальная адаптация, лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), реабилитация. Выявить личностные особенности, затрудняющие процесс социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Определить специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в ...

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.[8 с. 32]

Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно — молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, — это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.[2 с. 75]

13 стр., 6143 слов

Совершенствование технологии социальной работы с пожилыми людьми ...

... социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации ... Практика свидетельствует о том, что среди пожилых людей и инвалидов есть разные люди - проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом ...

Более низкие доходы молодых инвалидов — прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака — огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России — это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.

2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальную среды — семьи.

3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.

4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой — обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

  • максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
  • содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;
  • проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;
  • способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
  • обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной политики.[1 с. 230]

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

1.2 Классификация форм и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов

Социальная реабилитация является наиболее обширной областью и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Процесс социальной реабилитации является двусторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться молодым инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют молодых людей, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида.

Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т.п.).

Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Методами социокультурной реабилитации молодых инвалидов могут служить: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, терапия природными материалами.

1. Игротерапия

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

2. Арт-терапия

Метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

3. Музыкотерапия

Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д. Использование музыкотерапии в работе способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.

4. Библиотерапия

Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной библиотерапией чтение пациентом книг осуществляется по составленному плану с последующим разбором прочитанного. При групповой библиотерапии необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5 — 8 пациентов. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия.

5. Сказкотерапия

Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру. Сказкотерапия — это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

1.3 Социальная работа с молодыми инвалидами. Социальное обслуживание инвалидов

Осуществляя серьезный комплекс мер по социальной поддержке молодых людей с ограниченными возможностями, повышению качества и доступности для них социальных услуг, характеризующих качество жизни, Россия ориентируется на международные стандарты, принятые как мировым, так и Европейским сообществами.

В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения». Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому специалист должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Известно что, пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется на федеральном уровне. Введены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), составляющие для различных категорий инвалидов определённую сумму. Размер ЕДВ ежегодно индексируется в сторону увеличения.

Признание гражданина инвалидом влечет за собой и разносторонние правовые последствия, причем объем и характер их зависит от группы инвалидности. Если группа инвалидности, как правило, влияет на размер пенсии, то от причины инвалидности зависит не только размер пенсии по инвалидности, но и само право на пенсию, поскольку условия назначения пенсии определяются именно ее причиной. [9]

Пенсия по инвалидности — это пенсия, назначаемая гражданам, которые имеют стойкое нарушение функций организма. Порядок и условия назначения этой пенсии в соответствии с новым пенсионным законодательством предусмотрены двумя федеральными законами: ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»(1993).

Условия и порядок предоставления льгот инвалидам значительно изменились. В настоящее время они имеют право на некоторые льготы:

  • государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета;
  • финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление изделий за счет средств федерального бюджета и фонда социального страхования РФ;
  • право па получение необходимой информации: обеспечение необходимой информацией;
  • обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению и т.д.;
  • обеспечение за счет федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и другие льготы.

Социальное обслуживание инвалидов:

Инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе, могут быть предоставлены социальные услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению инвалидам в учреждениях социального обслуживания в дневное время может предоставляться социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание и консультативная помощь. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в реабилитационных услугах (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 195).

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объёмах, определённых государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  • гражданам, не способным к самообслуживанию в связи преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в Омской области для пенсионеров;
  • несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе детям-инвалидам) (Федеральный закон № 195).

Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалиды, имеют право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб Омской области (статья 63 Кодекса о социальной защите).

Инвалидам предоставляется возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включены в перечень гарантированных государством социальных услуг.

На территории Омской области государственные стандарты социального обслуживания утверждены постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2009 года № 206-п.

В рамках данного перечня утвержден государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в реабилитационных центрах (отделениях реабилитации) для детей и подростков с ограниченными возможностями. В соответствии со стандартом данной категории детей могут быть предоставлены социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги определенного объема и качества.

Кроме перечня гарантированных государством социальных услуг, инвалидам на условиях полной оплаты могут быть предоставлены дополнительные социальные услуги, тарифы на которые установлены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 12 ноября 2009 г. № 278/67 (далее — приказ РЭК №278/67).

На 1 июля 2010 года в Омской области функционировали следующие учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие услуги инвалидам:

  • стационарные учреждения социального обслуживания населения (приложение 2);

Мера социальной поддержки

Куда следует обращаться

Необходимые документы

Приём инвалида на стационарное социальное обслуживание

Территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области по месту жительства (приложение 3)

Заявление гражданина (его законного представителя), паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья гражданина и отсутствии у него медицинских противопоказаний к стационарному социальному обслуживанию, справка о доходах (в т. ч. размере пенсии), справка органа местного самоуправления или жилищно-эксплуатационной организации о составе семьи гражданина, справка МСЭ об инвалидности.

  • комплексные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания (приложение 4);
  • бюджетные учреждения Омской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (приложение 5);
  • бюджетные учреждения Омской области «Центр социальной помощи семье и детям», «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

При получении социальных услуг инвалиды имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • выбор учреждения и формы социального обслуживания;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • согласие на социальное обслуживание;
  • отказ от социального обслуживания;
  • конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке (статья 7 Федерального закона №122).

    [13]

Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Инвалидам, являющимся бактерий- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулёза, тяжёлых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.

Социальное обслуживание инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг (статья 15 Федерального закона № 122).

Вывод: таким образом, результатом работы по решению проблем молодых инвалидов должно стать укрепление их здоровья, умение владеть своим телом, расширение диапазона двигательных навыков, что необходимо для успешного самообслуживания в быту и работе, также формирование и совершенствование у них навыков, утраченных по каким-либо причинам, развитие способностей, качеств, обретение необходимых связей.

2. Меры социальной поддержки инвалидов в омской области

2.1 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

В Омской области действует 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями — в р.п. Большеречье и д.п. Чернолучинский.

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (д.п. Чернолучинский) круглогодично оказывается комплекс медико-социальных, психолого-социальных и социально-педагогических услуг детям, имеющим недостатки в физическом и умственном развитии.

Комплексная реабилитация предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет с патологией сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей, врожденными аномалиями развития и новообразованиями в неактивной стадии, заболеваниями кожи.

Продолжительность реабилитационного заезда в Центр составляет 18 дней. Одновременно в Центре могут оздоравливаться 60 детей. В течение года реабилитационно-оздоровительный курс в Центре проходят более 1 000 детей.

В Центре организовано 5-разовое сбалансированное питание. Для детей, нуждающихся в особом или дополнительном питании, разрабатывается специальное меню. Режим дня в учреждении корректируется индивидуально с учетом физических и психологических особенностей каждого ребенка.

В структуре Центра функционируют стационарное отделение, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической реабилитации, отделение социальной реабилитации на дому.

В учреждении реализуется 12 программ медико-социальной реабилитации, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от заболевания. [13]

Центр оснащен современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, позволяющим качественно осуществлять медицинскую реабилитацию детей с различной патологией, в том числе: инфракрасной кабиной «INFRADOC», профилактической мини-сауной «Кедровая бочка», бесконтактной гидромассажной ванной «HIDRO-JET MEDICAL», SPA-бассейном «JACUZZI», сильвинитовой спелеоклиматической камерой, многофункциональной капсулой «Sun Spectra 9000тм», кроватью-массажером «Nuga Best», физиооборудованием, оборудованием кабинета БОС (биологической обратной связи), диагностическим оборудованием «АМСАТ-КОВЕРТ».

Заявить о своем желании получить реабилитационные услуги в Центре родители детей-инвалидов могут в территориальных органах Министерства труда и социального развития Омской области по месту жительства в каждом муниципальном районе Омской области и округе города Омска.

Преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами в значительной степени способствует создание системы творческой реабилитации.

Уже на протяжении 9 лет Министерством труда и социального развития Омской области проводится фестиваль творчества детей-инвалидов «Искорки надежды».

Ежегодно участие в фестивале принимает около 200 детей, как очно, так и заочно.

Цель этого уникального творческого мероприятия — выявление одаренных детей с ограниченными возможностями, стимулирование их заинтересованности в занятиях художественным творчеством и народными промыслами, развитие у них творческих способностей, фантазии, художественного вкуса, приобщение детей к культурным ценностям, а также ориентация их в выборе будущей профессии.

Именно поэтому номинации фестиваля представляют широкий диапазон: «Художественное слово», «Песня», «Рисунок», «Танец», «Компьютерная графика», «Инструментальное исполнительство» и «Декоративно-прикладное творчество».

Желающие принять участие в областном фестивале проходят конкурсный отбор в муниципальном районе Омской области или округе г. Омска. Заявить о своем желании можно в любом государственном учреждении, находящемся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, центре, предоставляющем социальные услуги детям и семьям с детьми, по месту жительства.

В 26 комплексных центрах социального обслуживания населения семьи с детьми также могут получить различные социальные услуги: бытовые, экономические, педагогические, психологические, правовые и медицинские.

Одна из главных задач социальной политики государства — благополучие детей, их социальная поддержка, защита прав и интересов детей.

По инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках общенациональной информационной кампании противодействия жестокому обращению с детьми во всех регионах Российской Федерации был введен детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122.

В Омской области такой телефон действует на базе Центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей).

Позвонить по телефону можно круглосуточно, звонок бесплатный.

Ежемесячно на телефон доверия поступает более 1000 звонков от детей и родителей по самым разным вопросам, связанным с семейными проблемами, отношениями со сверстниками и родителями, жестоким обращением в семье и на улице и многим другим. [14]

2.2 Основные направления деятельности Омской областной организации ВОИ

Омская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» основана и зарегистрирована в 1988 году.

В структуру региональной организации входят 26 местных организации — это 6 городских и 20сельских организаций.

Численность инвалидов в организации ВОИ около 12 тыс. человек.

Организация строит свою работу на основании Устава ВОИ.

Первым председателем организации был избран — Насонов Федор Сергеевич. В 1991 году председателем стал Кузнецов Михаил Александрович. В 2008 году на внеочередной конференции председателем избрана Леонова Людмила Серафимовна.

Цели работы организации:

  • защита прав и интересов инвалидов;
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества;
  • интеграция инвалидов в общество.

Члены Омской областной организации ВОИ входят в состав:

  • Общественной палаты Омской области,
  • Совета по делам инвалидов при Губернаторе Омской области,
  • Совета при Мэре г. Омска по делам инвалидов.
  • Областной межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов,
  • Координационного общественного Совет при Мэре г. Омска.

Основные направления деятельности Омской областной организации ВОИ:

  • Взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти в решении проблем инвалидов;
  • Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, связанных с социальной защитой инвалидов;
  • Сотрудничество с общественными объединениями, действующими в интересах инвалидов;
  • Содействие формированию позитивного отношения общества к инвалидам, информирование общества о положении инвалидов;
  • Проведение мониторингов, анкетирования, социологических опросов;
  • Реализация грантовых и общественно полезных проектов, проводимых на различных уровнях;
  • Содействие инвалидам в развитии творческих способностей, занятиях физической культурой и спортом;
  • Организация досуга, проведение культурно-массовых мероприятий для людей с инвалидностью;
  • Проведение работы по формированию безбарьерной среды для маломобильных групп населения в регионе;
  • Развитие волонтерского движения;
  • Предоставление информации, по всем вопросам, касающимся людей с инвалидностью;
  • Выполнение иных задач, связанных с вопросами социальной защиты и реабилитации инвалидов. [13]

Представительства ВОИ в г. Омске (приложение 1)

2.3 Рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами

Решение проблемы обеспечения достойного уровня доходов и качества жизни молодых инвалидов требует дополнительных усилий. В сферу трудовой занятости вовлечено не более 15% инвалидов трудоспособного возраста. Не обеспечена доступность отдельных социальных услуг, в первую очередь для инвалидов, находящихся за чертой бедности. Не все жизненно важные для отдельных групп инвалидов технические средства реабилитации вошли в федеральный перечень. Сеть действующих реабилитационных учреждений не отвечает потребности молодых инвалидов в реабилитационных услугах. Во многих субъектах Российской Федерации, имевших программы социальной поддержки инвалидов, прекращена их реализация. В программах социально-экономического развития регионов на среднесрочный период вопросы социальной реабилитации молодых инвалидов, улучшения качества и уровня их жизни, как правило, не находят отражения.

Для решения этих и ряда других проблем необходимо осуществить комплекс сбалансированных адекватных мер, учитывающих состояние и особенности различных групп инвалидов.

  • оказание содействия инвалидам в реализации их прав на меры социальной поддержки;
  • решение комплексных задач по повышению уровня и качества жизни инвалидов;
  • выявление инвалидов, нуждающихся в помощи и социальных услугах, определение нуждаемости населения в различных видах социальных услуг;
  • обеспечение доступности и качества социальных услуг для социально уязвимых слоев населения;
  • внедрение и развитие инновационных социальных технологий в обслуживание инвалидов;
  • развитие дополнительных социальных услуг;

— Вывод: таким образом, приоритетными направлениями в сфере социальной защиты инвалидов являются: решение комплексных задач по повышению уровня и качества жизни молодых инвалидов, внедрение новых социальных технологий в работу учреждений социального обслуживания населения.Заключение

Таким образом, беря во внимание все вышесказанное, на мой взгляд, имеет смысл отметить следующее.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

  • в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
  • в передвижении;
  • в общении;
  • в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
  • в возможности получать знания;
  • в трудоустройстве;
  • в комфортных бытовых условиях;
  • в социально-психологической адаптации;
  • в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей — непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность — это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.

Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-molodyimi-invalidami/

1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 224 с.

2. Васин С.А., Богоявленский Д.Д., Сороко Е.Л. Социально-демографические характеристики инвалидности// Всероссийская конференция: «Равные возможности для инвалидов: проблемы и государственная стратегия», 3-4 октября 2000г., Москва — М., ВОИ, 2000г. С.75

3. Гришин В. Управление нуждается в совершенствовании//Социальная защита. — 2009. -№5. — С. 15

4. Дудкин А.С. Десять доступных мер повышения эффективности социального обслуживания в России//Социальная работа. — 2010. — №12. — С. 25-28.

5. Ковалёва О. Ратификацию нужно хорошо подготовить.//Социальная защита. — 2009. — №6. — С. 6-9.

6. Лебедева М. В один карман кладут, из другого вынимают//Социальная защита. — 2009. — №9. — С. 24.

7. Новоженина И.В. Социальная поддержка как фактор качества жизни лиц с ограниченными ментальными возможностями//Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 1. — С. 75-81.

8. Понятовская О. Как обустроить жизнь//Социальная защита. — 2009. -№5. — С. 32.

9. Указ Президента РФ от 02.10.1992 №1157 О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов//Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.10.1992, N 14, ст. 1098. — М., 1992.

10. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ 27.11.1995, № 48, ст.4563. — М., 1995.

11. www.independentfor.narod.ru Законные права молодых инвалидов

12. www.gendocs.ru

13. www.voi.omsk.su

14. mtsr.omskportal.ru

15. www.omskmintrud.ru