Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и детям в системе социальной защиты населения

Дипломная работа

…………………….

Библиография……………………………………………… ……………………… ……………………

ВЕДЕНИЯ

Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Нестабильность социально – экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, психосоциальных факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство. Число безнадзорных и беспризорных детей с каждым годом увеличивается.

Основными причинами роста беспризорности является неблагополучия семей, уклонения родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, последствия социально – экономических преобразований в стране, недостаточно финансирования учреждений образования (в том числе учреждений дополнительного образования), социальной сфере, системы социально – реабилитационных учреждений для детей и подростков.

Из – за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей невозможно говорить о формировании у них мотивов нравственного поведения, нравственных ценностей. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них отсутствует доверие к людям. И прежде чем укрепить мотивацию несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился понимать себя и других. Надо помочь ребенку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации требует комплексного решения, вливания дополнительных финансовых ресурсов в целях создания условий для развития, реабилитации и успешной социализации детей и подростков, нуждающихся в поддержки государства. Своевременное выявления социально неблагополучных семей позволит определить первоочередные задачи и основные направления работы по профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, стабилизировать внутрисемейные отношения на ранних стадиях семейного неблагополучия, предупредить переход семей в разряд неблагополучных. В связи с этим в системе социальной защиты населения были созданы специализированные учреждения для несовершеннолетних, к числу которых относятся социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних.

15 стр., 7225 слов

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект ...

... работах Камаевой Г. И. Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре. Предметом дипломной работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах. Цель работы - показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. ...

Взрослые не справляясь с проблемой трудоустройства, а порой даже не пытаясь ее решить, опускают руки и начинают употреблять спиртные напитки, что незамедлительно отражается на детях. Сохраняется тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входят целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. В связи с чем вопросы данной работы считаются актуальными.

Анализу проблем в неблагополучных семьях и изучению опыта практической деятельности в работе с детьми из неблагополучных семей посвящены работы таких авторов, как Е.Ф. Лахов, Т.Н. Успенская, Г.М. Иващенко, Т.М. Хижаева, А.Н. Дрягина, В.В Ремезова.

Этими и другими причинами обусловлена актуальность выбранной мной темы.

Объектом исследования моей дипломной работы являются не стационарные учреждения социальной помощи несовершеннолетним и их семьям.

В связи с этим целью данной работы является рассмотрения деятельности не стационарных учреждении социальной помощи несовершеннолетним и их семьях.

Для раскрытия данной темы мною был определен ряд задач:

  1. рассмотреть структуру и содержания деятельности центров помощи семье и детям, социальных реабилитационных центров для несовершеннолетних;
  2. Изучить структуру и содержания деятельности центров психолого — педагогической помощи, социально – реабилитационных центров несовершеннолетних;
  3. Изучение регионального опыта организации деятельности социально – реабилитационных центров.

Данная работа может служить в качестве теоретического приложения для студентов и преподавателей факультетов психологии и социальной работы, а также для людей, интересующихся данной проблемой.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.

§1.ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.

В Указе Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» сказано: «…Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.». Центр социальной помощи семье и детям является государственным учреждением, предназначенным для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи и социальной поддержки в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса 1 .

8 стр., 3857 слов

Службы социальной помощи населению

... службы получили большое распространение. В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения ...

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан:

  • отделение приема граждан;
  • организационно-методическое отделение;
  • отделение социально- экономической помощи;
  • консультативное отделение;
  • отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;
  • стационарное отделение;
  • отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной

ситуации;

  • отделение психолого- педагогической помощи;
  • отделение срочного социального обслуживания;
  • отделение дневного пребывания несовершеннолетних;
  • отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и

детям» создается по территориальному принципу и имеет задачи, адаптированные к социально-экономическим и этнокультурным условиям граждан, проживающим на определенной территории.

К примеру, в административных округах г. Москвы для выполнения этой задачи центр должен осуществлять

1. «Участие в разработке мероприятий по организации социального обслуживания и социальной защиты семей, детей и отдельных граждан.

2. Совместно с органами и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, общественными объединениями многодетных, неполных семей, семей с детьми-инвалидами и другими организациями выявление семей и детей, нуждающихся в социальной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи.

3. Ведение дифференцированного учета семей, детей и граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

4. Определение нуждаемости семей, детей и отдельных граждан в конкретных видах и формах социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, медико-социальных, юридических и иных социальных услуг.

5. Осуществление социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

6. Оказание помощи семьям в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций.

7. Оказание социальной поддержки и осуществление мер по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений в возрасте до 23 лет.

8.Осуществление социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.

9. Проведение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, участие в работе по предупреждению алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних.

10. Проведение анализа уровня социального обслуживания семей с детьми, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг.

11. Оказание социальных услуг в объеме территориального перечня гарантированных государством социальных услуг.

12. Участие в привлечении различных организаций к решению вопросов.

4 стр., 1800 слов

Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

... с детьми и семьями группы риска 2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и ...

13. Оказания социальной помощи семье и детям.

14. Осуществление информационной работы среди населения по вопросам.

15. Социального обслуживания семей и детей в учреждении 2 ».

Центр оказывает социальные услуги семьям: многодетным, неполным, с детьми-инвалидами, разводящимся, молодым, созданных несовершеннолетними, малообеспеченным; с неблагоприятным психологическим микроклиматом, с эмоционально конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей, в которых наблюдается жестокое обращение с детьми.

Социальные услуги предоставляются также детям и подросткам: оказавшимся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшим или оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительным усыновления, опеки; допускающим асоциальное поведение, безнадзорным, испытывающим негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность); переживающим острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми; проживающим с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками.

Клиентами центра могут быть также взрослые граждане, в том числе пенсионеры, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; пенсионеры-опекуны над несовершеннолетними детьми; взрослые из числа выросших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускники детских домов и школ-интернатов, нуждающиеся в социальной поддержке, до 23 лет.

Отделение приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования (организационно-методическое)

Предназначено для организации деятельности центра путем выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории (района, округа) в конкретных видах социальных услуг, анализа реальной и перспективной потребности в них.

Основными направлениями деятельности отделения являются:

  • организация приема граждан в центре в соответствии с регламентом работы, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах и направление их в соответствующие функциональные отделения центра;
  • разработка предложений по организации социального обслуживания семей, детей и отдельных граждан;
  • выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных подразделений центра полученной от территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других источников официальной статистики и оперативной информации о нуждающихся в социальной помощи людях или о фактах, требующих вмешательства социальных служб;
  • организация телефонной «горячей» линии для экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного вмешательства социальных служб;