Деятельность центров социального обслуживания

Введение

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из условий является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения. Условия должны включать в себя комплекс разнообразных услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в социальной поддержке.

Социальное обслуживания возможно помочь снять многие проблемы, связанные с трудностями в отношениях, снижающей способностью к само обеспечению, способствующею понижению и другим не общественным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания различных социальных структур, осуществляющие социальную помощь.

Здоровье — это состояние полного социального, биогенетического, психофизиологического и физического благополучия, при котором все системы уравновешены социальной и природной средой, отсутствуют болезненные состояния, заболевания и физические дефекты [10].

Социальное обслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в натуральном виде. Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г [1].

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.

Много людей становятся инвалидами в молодом возрасте, пожилые люди рано начинают испытывать нужду в посторонней помощи при самообслуживании. Центры социального обслуживания играют все большую роль в оказании адресной помощи пенсионерам и инвалидам, предоставлении им социальных услуг в соответствии с нуждаемостью. Центры социального обслуживания предоставляют услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помогают людям, оставшимся по тем, или иным обстоятельствам без жилья, без семьи, людям без определенного места жительства. Актуальность данной темы возрастает с каждым годом, так как количество граждан, нуждающихся в социальной помощи, постоянно увеличивается.

9 стр., 4015 слов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

... ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 – 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" такими факторами (критериями) являются: - наличие и ...

Объектом исследования являются центры социального обслуживания.

Предметом исследования являются задачи, функции, структура и направление деятельности центров социального обслуживания.

Целью данной курсовой работы является изучение центров социального обслуживания, их задачи, функции, структура и направление деятельности.

В связи с поставленной целью можно выделить несколько задач:

  • рассмотреть деятельность центров социального обслуживания;
  • рассмотреть центры социального обслуживания в системе социального обслуживания;
  • изучить нормативно-правовую основу деятельности центров социального обслуживания;
  • изучить функции, задачи и направление деятельности центров социального обслуживания.

Методами данной работы являются анализ и синтез.

В рамках данного исследования были рассмотрены нормативно правовые акты регулирующие деятельность центров социального обслуживания такие как: Конституция РФ, Федеральные Законы, Положения и научная литература.

1. Центры социального обслуживания

1.1 История создания центров социального обслуживания населения

В 20 веке начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи — профессиональный. Он приобретает значительные масштабы и дает начало новой профессии — социальной работе. С формированием и развитием социальной работы как профессиональной деятельности появляется необходимость научно-теоретического осмысления и изучения ее элементов, а именно социальное обслуживание.

В России интерес к данной проблеме появился в начале 90-х годов 20 века. Одной из наиболее существенных направлений социальной политики того времени является становление системы социального обслуживания населения, широкое распространение и применение в практике реализации которой получило социальное обслуживание.

Современное социальное обслуживание в том виде, в котором оно существует в настоящее время, прошло ряд этапов развития, которым были присущи свои особенности организации и осуществления. Появились такие направления помощи нуждающимся категориям населения, как церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. В обязанности духовенства, согласно церковному уставу, входили надзор и попечение за призрением бедных [10].

В середине 15 века попечение о бедных признается делом общества, но вместе с этим благотворительность становится объектом государственной заботы. Государство начинает регулировать работу таких заведений (примеры современных учреждений стационарного социального обслуживания).

К середине 17 века в России существовали достаточно сложные и разнообразные формы и виды социальной помощи. Среди них можно выделить такие: общинная, церковноприходская, церковная и частная милостыня, государственная, предназначенная в основном для лиц, имевших заслуги перед отечеством (увечных воинов и т. п.).

Государственные учреждения социального обслуживания были достаточно слабы, чтобы оказывать серьезное влияние на судьбу неимущих в целом по стране, поэтому проблема социальной помощи к этому времени встает достаточно остро перед государством и обществом [11].

В начале 19 века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства: ветераны войн, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей и др. Большое число нуждающихся в этот период времени было охвачено с помощью полугосударственных благотворительных организаций и частной благотворительности. Появились первые теоретические разработки по содержанию и организации помощи нуждающимся. В России в середине 19 века значение приказов общественного призрения стало ослабевать, многие их функции отошли к органам местного самоуправления, полугосударственным и общественным благотворительным организациям. Появляется значительное количество небольших благотворительных обществ, специализировавшихся на каком-либо конкретном виде помощи. Увеличивается количество категорий, на которые стали разделять нуждающихся, причем эти категории отражали их индивидуальные особенности [5].

5 стр., 2342 слов

Центр социальной помощи семье и детям

... реферата: определение основных функций деятельности центров социальной помощи семье и детям, направления деятельности, а также их структурные подразделения. Задачи: 1. Анализировать литературу, касающуюся центров социальной помощи семье и детям функционирующих на территории Российской Федерации. 2. Определить структуру организации системы социальных ...

Революционные события 1917 г. начала складываться принципиально новая для России система социального обеспечения, которая впоследствии приобрела патриархальный характер. Главной из них было наращивание финансовых и организационных усилий государства по решению насущных социальных проблем, по материальному обеспечению и обслуживанию граждан. С 1918 г. государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся. С 20-х годов 20 века формируется государственная система социального обеспечения граждан, система пенсионного обеспечения, развитие сети специализированных учреждений, то есть центров социального обслуживания. После Великой Отечественной войны происходит расширение категорий, нуждающихся в поддержке государства, среди которых находятся инвалиды ВОВ, дети-сироты, вдовы, многодетные семьи и др. Патерналистская система социального обеспечения позволила охватить почти все население страны социальными гарантиями и льготами [4].

К концу 20 века коренные изменения в социально-экономической сфере в России привели к трансформации сложившейся системы социального обеспечения советского периода. С 1990 годов начинает формироваться система социальной защиты, а в ее рамках — система социального обслуживания. На сегодняшний день структура социального обслуживания в Российской Федерации не уменьшается, а увеличивается число лиц, нуждающихся в помощи.

В настоящий момент система социального обслуживания населения строится на ключевых законах в области социального обслуживания: Федеральный закон от28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». В статье 1 говорится, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].

Настоящими федеральными законами устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (2013 г.) устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания. В нём определены ключевые понятия социального обслуживания (социальное обслуживание, социальные службы, клиент социальной службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация); изложены основные принципы социального обслуживания, которые являются в целом принципами социальной работы [2].

2 стр., 986 слов

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

... осуществляющие социальную помощь. § 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых 1 , социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы ...

Таким образом, на сегодняшний день в России сложилась хорошо развитая система центров социального обслуживания. Количество граждан, нуждающихся в социальной помощи, не уменьшается, но центры социального обслуживания оказывают всевозможную помощь для них. В начале 90-х годов 20 века произошли колоссальные изменения, которые привели к формированию системы социального обслуживания, дальше к созданию центров социального обслуживания. Начали появляться законы, которые стали ключевыми, на чем и строится система социального обслуживания населения.

социальный помощь правовой материальный

1.2 Центры социального обслуживания в системе социального обслуживания, структура и НПА, регулирующие деятельность центров социального обслуживания

Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другое.), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности [3].

Структура социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой структуре принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д. [10].

Центр социального обслуживания можно рассматривать в качестве отдельного правового института особенной части права социального обеспечения. Центр социального обслуживания является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обслуживания. В обобщенном виде он представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдач, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в «натуральной» форме (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Система социальных служб

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют центры социального обслуживания населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы. Структура социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

8 стр., 3857 слов

Службы социальной помощи населению

... наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик. Целью моего реферата является ознакомление с службами социальной помощи в России и ...

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями, и частными лицами [10].

Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке [8].

Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов [11].

Центр социального обслуживания является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обслуживания. В обобщенном виде он представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдач, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в «натуральной» форме.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме (в виде пенсий, пособий, компенсаций).

Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам и как вспомогательное звено и системе социального обеспечения.

Низкий уровень жизни большей части населения приводит к тому, что в большей степени от этого страдают социально слабые слои общества (престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми, лица с небольшими заработками и другие.).

Суммы получаемых ими денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека в пище, одежде, в обычных платных услугах, оказываются недостаточными.

Центр социального обслуживания может осуществлять услуги бесплатно и за плату. Социальной услугой признается лишь такая услуга, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, то есть полностью или хотя бы частично за счет средств общества. Поэтому она и называется «социальная услуга». Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является. Богатые и состоятельные граждане, имеющие, возможность купить такие услуги за свой счет, не должны рассматриваться в качестве лиц, которые нуждаются в социальных услугах на таких условиях [4].

Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст.7 Конституции», согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государство [1].

Федеральный закон от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов [3].

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... деятельности учреждений социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных услуг. ...

Основания для предоставления бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг в центрах социального обслуживания установлены в Законе «Об основах социального обслуживания населения» Статья 16 определяет, кому и в каких объемах предоставляется бесплатное социальное обслуживание в центрах социального обслуживания [2].

Таким образом, центр социального обслуживания в системе социального обслуживания является самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения, так как в общем виде он представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдач, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми. Центр социального обслуживания представляет собой государственную, негосударственную и муниципальную социальные службы. Выявлена нормативно-правовая основа центров социального обслуживания. Постепенно создаётся правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальному обслуживанию различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

1.3 Функции, задачи и направление деятельности центров социального обслуживания

Центр социального обслуживания — является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, надомная [11].

Задачами центров социального обслуживания являются:

  • выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
  • дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
  • предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении [11].

Центрами социального обслуживания осуществляется выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья. В качестве профилактики бедности осуществляется создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства. К надомным услугам относятся услуги, предоставляемые на дому нетрудоспособным гражданам [11].

28 стр., 13650 слов

Социальная сфера в контексте развития муниципального образования

... цель муниципальной системы здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных ... допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотности населения следует считать отделение на 20 - 30 однопрофильных ...

Функция консультирования предполагает консультирование специалистов: юристов, педагогов, врачей, психологов и др.Посредством функции социального корректирования и реабилитации осуществляется социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и детей-сирот [11].

Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд: означает предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, распространение медико-психологических, педагогических и других знаний, изучение потребностей своих клиентов, их проблем, разработка и реализация конкретных мер [11].

При возникновении стихийных бедствий и социальных конфликтов социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта.

Направления социальной работы можно распределить по различным основаниям — в зависимости от того, на кого направлена социальная работа, в каких сферах жизнедеятельности общества развивается, на решение каких социальных проблем она нацелена и т.д.Основные направления социальной работы, как правило, связывают с группами населения: социальная работа с пожилыми людьми, с инвалидами, с детьми, с молодежью, с женщинами, с сельским населением, с мигрантами и вынужденными переселенцами и др.

Социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры. Объекты — процесс выполнения нормативных актов (общего, государственного и местного уровней), принятых соответствующими органами по социальной защите населения. ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, и т.п.).

Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и (или) социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — формирование социального статуса человека, утраченных общественных связей [12].

16 стр., 7753 слов

Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан

... инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на : уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения ...

Социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени [12].

Социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин, ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве [12].

Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [10].

Таким образом, центры социального обслуживания выделяют круг лиц, которые находятся в зоне социального риска и определяют им социальные услуги, в которых они нуждаются. Центры социального обслуживания призваны помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем и создавать условия для жизнеспособности определенному кругу лиц, то есть лицам с ограниченными возможностями.

2. КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»

2.1 Общая характеристика КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания»

Кировское областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения», в дальнейшем именуемое «Учреждение», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Законом Кировской области от 06.10.2008 №287-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области», на основании распоряжения Правительства Кировской области от 30.10.2013 № 342 «О реорганизации Кировского областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения».

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Кировской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения области.

КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН» представляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].

Структурными подразделениями центра являются отделения социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет).

Структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору центра. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений центра являются: выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением; оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам; содействие в активизации у граждан, обслуживаемых центром, возможностей самореализации своих потребностей; осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи; обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством. Каждое структурное подразделение центра возглавляет заведующий, назначаемый директором центра. Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется руководством центра, заведующими соответствующих структурных подразделений.

18 стр., 8626 слов

Формы и виды социальных услуг в России

... ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий ...

В своей деятельности КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» руководствуется:

— Конституция Российской Федерации — это основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти [1].

  • Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг [2];
  • Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», где регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливаются права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [7];
  • Закон Кировской области № 469-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области».

Определяет полномочия органов государственной власти Кировской области в сфере социального обслуживания граждан, утверждает перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, устанавливает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области [6];

  • другими нормативно правовыми актами.

Таким образом, центр оказывает помощь семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. В нормативно-правовых актах четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, предусмотрены разработки индивидуальной программы оказания социальных услуг, определены полномочия органов государственной власти Кировской области в сфере социального обслуживания граждан.

2.2 Функции, задачи и направление деятельности КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН»

Деятельность «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» направлена на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, то есть процесс предоставления социальных услуг населению, которое улучшает их социальное, материальное и психологическое положение.

Основными задачами «Вятскополянский КЦСОН» являются:

  • выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
  • определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
  • оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;
  • привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении [8].

«Вятскополянский КЦСОН» осуществляет следующие функции:

  • проведение реабилитационных мероприятий социального характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами;
  • прием и занятия граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-реабилитационных услугах;
  • оказание квалифицированной социальной, социально-реабилитационной, социально-медицинской, социально-психологической и иной помощи;
  • осуществление мероприятий по восстановлению и коррекции личностного и социально- психологического статуса;
  • организация и проведение мероприятий по трудовой терапии;
  • организация досуга и культмассовых мероприятий;
  • содействие в участии в культурно-массовых мероприятиях города, района, области [9].

Согласно функциям, КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН» организовывает мероприятия для граждан населения, среди которых:

  • проведена акция «Счастливые дети», приуроченная ко Дню ребенка, отмечаемого во всем мире 20 ноября. На улицах города и района волонтерами из числа учащихся образовательных организаций под руководством специалистов Центра роздано 150 информационных листовок «Большие права маленького ребенка» [12];
  • проведена акция «Мы — разные, но равные!» цель которой — формирование у населения толерантного сознания, развитие чувства единения и взаимопонимания.

К акции были привлечены учащиеся лицея с кадетскими классами им Г.С. Шпагина г. Вятские Поляны. Подростки под руководством специалистов Центра раздавали около школы и прилегающих улицах информационно-разъяснительные листовки «Толерантность — путь к миру!» с информацией о понятии «толерантность», его основных принципах и адресами помощи [12];

  • проведена программа «Юридическая помощь стала доступнее», в рамках которой юрисконсульт учреждения Исмагилова Р.Д. ознакомит граждан пожилого возраста г. Вятские Поляны и Вятскополянского района с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324 — ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и законом Кировской области от 22.02.2011 № 607 — ЗО «О бесплатной юридической помощи в Кировской области». Цель данных «дней правовых знаний» оказать содействие в распространении информации о бесплатной юридической помощи, довести до граждан порядок оказания данной помощи и вариантов её получения [12];

— проведены тематические заседания клубов для детей и подростков: «Найди себя» по теме: «Поступок и ответственность», «Хип-хоп для СОП» по теме: «Наши права и обязанности», в которых приняло участие 127 человек. Этот день дает возможность сделать правовую помощь доступной, просветить детей и подростков о правах, обязанностях и ответственности, ответить на вопросы родителей по защите прав детей в юридических аспектах [12].

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:

  • выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;
  • оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
  • содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;
  • осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
  • обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством [9].

Так, в КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН» в отделение по работе с семьей и детьми обратилась гражданка Таранова А. А.со следующим вопросом: «При оказании социальных услуг ребенку, кто при заключении договора будет являться получателем социальных услуг: ребенок, один из родителей, вся семья?». Ей было разъяснено, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. Если индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана в отношении ребенка, то он будет являться получателем социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг. Вместе с тем, если нуждающимся в получении социальных услуг будет признан не только ребенок, но и один из родителей (вся семья), индивидуальная программа составляется на каждого из них.

Основные должностные обязанности работников КОГАУСО Вятскополянский КЦСОН устанавливаются должностными инструкциями, составляемыми индивидуально, в зависимости от должности сотрудника, и Кодексом этики и служебного поведения работника.

Таким образом, КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» основывается на оказание помощи населению и предоставление социального обслуживания. Выявлены задачи, функции и направление деятельности центра, с помощью которых они осуществляют свою деятельность.

Заключение

Центр социального обслуживания является самостоятельным элементом системы социального обеспечения. В общем виде он представляет собой комплекс разных услуг предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в натуральной форме. Деятельность центров социального обслуживания строится на принципах обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан, ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан, ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере социального обслуживания и другое.

Социальное обслуживание — социальная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения. Центры социального обслуживания в системе социального обслуживания являются обязательным элементом, так как предоставляют социальные услуги различным категориям населения, которые нуждаются в данной социальной помощи.

Центр социального обслуживания осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, так КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН» осуществляет свою деятельность, основываясь Законом Кировской области «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания.

Основной задачей центров социального обслуживания является оказание помощи населению и предоставление социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Определены функции центров социального обслуживания, такие как консультирование, информирование населения, выявление и другие, которым следуют специалисты центров социального обслуживания. Выявлено направление деятельности центров социального обслуживания, которые можно распределить по различным основаниям. Основные направления деятельности центров социального обслуживания делят по группам населения: инвалиды, пожилые граждане, сельские поселения, подростки и другие. Направление деятельности делится на социальные службы, надзор, реабилитацию, интеграцию и так далее.

Рассмотрены задачи, функции, структура и направление деятельности конкретного центра социального обслуживания, а именно КОГАУСО «Вятскополянский КЦСОН».

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/territorialnyie-tsentryi-sotsialnogo-obslujivaniya-naseleniya/

1. Российская Федерация. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2016. — 31 с.

2. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» [Электронный ресурс]: офиц. текст:[ принят от от 28.12.2013 N 442-ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

3. Федеральный Закон «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят от 03.11.2006 N 174-ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

4. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электроный ресурс]: офиц. текст [принят от 24.06.1999 N 120-ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» [Электроный ресурс]: офиц текст [ принят от 18 октября 2014 г. N 1075]// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

6. Закон Кировской области «О социальном обслуживании граждан в Кировской области» [Электронный ресурс]: офиц. текст [ принят от 11.11.2014 N 469-ЗО] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

7. Закон Кировской области «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: офиц. текст [принят от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016)] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

8. Положения о работе КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» [Электроный ресурс]: утв. Приказом директора КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» № 57 от 16.03.2015

9. Устав КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» [Электронный ресурс]: утв. Приказом директора КОГАУСО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» № 57 от 16.03.2015.

10. Студенова Е. А. Теория социальной работы [Текст]: учебник / Е. А. Студенова. — М.:ЮРАЙТ, 2014, — 414с.

11. Фирсов М. В. Антология социальной работы [Текст]: учебник / М. В. Фирсов. — М.: ВЛАДОС, 2012, — 256с.