Формы и виды социальных услуг в России

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с повышением эффективности правового регулирования оказания социальных услуг населению в Российской Федерации. Социальные услугиотносятся к числу важнейших государственных и муниципальных (публичных) услуг, поскольку они ориентированы на самые незащищенные слои населения: детей-сирот; детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (социальное сиротство); инвалидов, в том числе детей-инвалидов; беженцев и др.Однако формирование правовой модели рынка социальных услуг серьезно затруднено в связи со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в полной мере не учитываются наметившиеся изменения в социальной политике, направленные, с одной стороны, на социальную защиту от жесткого воздействия рынка наиболее уязвимых слоев населения, а с другой — на поощрение их экономической активности, способности адаптироваться к рынку.

Во-вторых, отсутствует правовая база рынка социальных услуг, так как современное законодательство осоциальном обслуживании несостоятельно. В нем содержится множество пробелов и противоречий, отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение.

В-третьих, на рынке социальных услуг доминирующее положение занимают государственные социальные учреждения.

В-четвертых, объектом отношений по оказанию услуг в сфере социального обслуживания являются материальные блага, правовая природа которых до настоящего времени остается предметом научных дискуссий.

Таким образом, формирование современной научной концепции регулирования рынка социальных услуг является острой проблемой, от решения которой в немалой степени зависит успех всех социально-экономических преобразований в Российской Федерации, в государстве, конституционно провозглашенном правовым и социальным.

Цель исследования – анализ форм и видов социальных услуг в России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать услугу как объект гражданских прав и изучить ее соотношение с категорией «социальная услуга».

2. Рассмотреть виды и формы социальных услуг.

3. Рассмотреть порядок предоставления социальных услуг.

4. Проанализировать вопросы доступности и качества социальных услуг.

Объектом исследования-являются общественные отношения, связанные с оказанием населению социальных услуг.

16 стр., 7582 слов

Государственное управление социальными системами в Российской Федерации

... общества и государственного управления, ответственности, вовлечения общественности в управленческий процесс, демократизации системы государственного управления, гражданской культуре управления, политическим ресурсам управления, этике и политической философии управления и т.д. 2. Природа и сущность государственного управления Государственное управление - социальный феномен ...

Предметом исследования-являются правовые нормы, закрепляющие в Российской Федерации институт социальных услуг и механизма их предоставления, практика реализации этих норм.

Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, посвященные разработке проблем правовой природы социальных услуг и практических проблем их оказания: Н.А. Баринов, А.В. Белозеров, М.И. Брагинский, М.О. Буянова, В.В. Витрянский, М.Б. Российский, Л.В. Санникова, Ю.М. Федорова, Е.Г. Шаблова, А.Е. Шерстобитов и др.

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе форм и видов социальных услуг в России.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования материалов исследования в учебном процессе в высших учебных заведениях юридического профиля при изучении учебного курса «Теория государства и права», а также в процессе обучения слушателей пообразовательным программам профессиональной переподготовки, в частности по специальности «юриспруденция».

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Правовая природа социальных услуг

1.1. Услуга как объект гражданских прав и ее соотношение с категорией «Социальная услуга»

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено несколько глав, которые регулируют отдельные виды договоров по оказанию услуг, а глава 39 ГК РФпосвящена всем непоименованным договорам[3].

Следует признать, что услуга является как юридической, так и экономической категорией. Однако, в науке существуют разногласия по поводу общего определения категории услуг. Исследователям не удалось прийти к единому выводу о сущности услуг и сформулировать определение, которое могло бы стать легальным определением услуги в гражданском праве. Четкое понятие услуги необходимо как с точки зрения познания, так и с точки зрения практики.

Статья 128 ГК РФ рассматривает оказание услуг, как объект гражданских прав. Исходя из смысла статьи, работы и услуги представляют собой самостоятельные объекты наравне с имуществом. Помимо этого, услуги представляют собой вид обязательств. В отношениях по оказанию услуг стороны требуют друг от друга совершения определённых действий, которые составляют предмет обязательства. Обязательство представляет собой относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ. Услуги относятся к активной форме обязательств. Это означает, что услуги представляют собой действия, а невоздержание от действий (пассивная форма обязательств) [2].

Если обратиться к ст. 779 ГК РФ, то в определении договора возмездного оказания услуг можно обнаружить указание на услуги как действия или деятельность. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данный подход соотноситься с рассмотрением услуги как активного обязательства, то есть обязательства, предусматривающего совершение определенных действий.

9 стр., 4015 слов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

... в деятельности КЦСО. Удовлетворение потребностей требует учета ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 – 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" ...

Понятие услуги содержится в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ(далее – НК РФ).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеет материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Данное определение берет за основу формулировку из ГК РФ и рассматривает услугу, прежде всего, как деятельность[4].

Анализ ряда федеральных законов позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся определения только определенных видов услуг, но отсутствует общее понятие услуги. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи представляют собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств [5].

Конкретные услуги формулируются как набор определенных действий и/или деятельности, которые необходимо совершить в соответствии с условиями договора. Так как различные договоры по возмездному оказанию услуг необходимы для получения различных нематериальных благ, то и действия или деятельность (услуги) будут по ним различны.

Таким образом, законодательство определяет услуги только как деятельность или действие, не давая конкретной дефиниции. Это может быть обусловлено как слабой разработанностью вопроса в юридической литературе, так и тем, что законодатель не усмотрел практической необходимости в установлении общего легального понятия услуги.

Определение услуги содержится в ГОСТе 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения». В стандарте дается понятие услуги вообще, материальных и нематериальных услуг. Пункт 3.1.1 гласит, что услуга представляет собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг. Стандарт также различает материальные и социально- культурные услуги [15].

В качестве еще одного источника можно упомянуть стандарт ГОСТ ISO 9000-2011, где под услугой понимается результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, имеет нематериальный характер [16].

В научной литературе можно выделить несколько авторов, которые занимались вопросами сущности и понятия услуг. И.Г. Прибытков считает, что «услуга – это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности»[ 38; C. 58]. Н.А. Баринов считает, что ценность услуги не в ней самой, а в её полезном результате. «Услуга – это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека» [17; C. 17]. М.Б. Россинский, рассматривал услугу с двух сторон: «как специфическую потребительскую стоимость, в форме конкретной трудовой деятельности и как экономическое отношение потребителя и производителя услуги»[24; C. 85].

Соотношение понятия «услуга» и «социальная услуга» представляет значительную сложность.В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [6].

18 стр., 8886 слов

Юридическая ответственность за совершение правонарушений в сфере ...

... для решения правовых проблем в сфере юридической ответственности в системе социального обеспечения. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: исследовать теоретические основы юридической ответственности; - проанализировать общие виды юридической ответственности в праве социального обеспечения; - выявить проблемы ...

По мнению Д.Г. Поповой, «отсутствие в ГК РФ норм, регулирующих ряд договорных отношений в сфере образования, здравоохранения и других сферах, закрепление положений о них в других федеральных законах, ставит под сомнение гражданско-правовую природу этих отношений»[23; C. 353].

По мнению И.Г. Прибыткова, «на возмездные отношения по оказанию услуг в названных сферах должны распространяться нормы гл. 39 ГК РФ»[38; C. 58]. Как указывает профессор А. Е. Шерстобитов, «нормы гл. 39 ГК РФ призваны урегулировать достаточно четкий круг фактических услуг, перечисляемых в ч. 2 ст. 779 ГК РФ. Одновременно из сферы действия гл. 39 исключаются услуги, оказываемые по договорам, специально урегулированным отдельными главами ГК РФ. К разновидностям гражданско-правового договора возмездного оказания услуг автор относит, в частности, договоры об оказании платных медицинских услуг, услуг социального характера, оказываемых полностью или частично за плату, платных услуг по обучению»[35; C. 23].

М.И. Брагинский полагает, что «глава 39 ГК РФ объединяет все виды договоров возмездного оказания услуг, кроме некоторых их видов, выделенных в отдельные главы Кодекса»[17; C. 234]. Автор не исключает наличие особенностей у ряда непоименованных в ГК РФ договоров, которые могут иметь специальное правовое регулирование. По отношению к таким договорам нормы гл. 39 ГК РФ обладают безусловным приоритетом. Специфика таких договоров является одной из причин самостоятельного регулирования «отдельных моделей договора услуг» актами, принятыми за пределами ГК РФ[18; C. 234]. Такая трактовка не препятствует отнесению платных услуг в сфере социального обслуживания населения к сфере гражданского права и применению к ним общих положений гл. 39 ГК РФ.

Современными исследователями к объектам гражданских прав отнесены и другие виды специализированных услуг, реализуемых в правоотношениях, отвечающих признакам, установленным в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Из этого исходит и судебная практика. На гражданско-правовую природу отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, и обоснованность применения к ним норм гражданского законодательства указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.06.2002 г. №115-О[13].

Отношения по предоставлению платных образовательных услуг многие современные исследователи также относят к области гражданско-правового регулирования. Такие отношения, как указывает Ю.М. Федорова, «носят имущественно-стоимостной характер и основаны на юридическом равенстве сторон». Анализируя имеющиеся по данной проблеме точки зрения, автор приходит к выводу «о гражданско-правовой принадлежности отношений из договора возмездного оказания образовательных услуг и об административно-правовой природе отношений, основывающихся на безвозмездных началах».

В.В. Кванина также причисляет образовательные отношения к разновидности гражданско-правовых отношений, поскольку «субъекты этих отношений обладают юридическим равенством, имущественно обособлены, обладают автономией воли»[27; C. 32].Услуга как объект гражданских прав существует в обязательственных гражданских правоотношениях. Властно-подчиненный характер отношений между услугодателем и услугополучателем исключает данные отношения из сферы гражданско-правового регулирования и не позволяет причислить услугу, оказываемую в рамках этих отношений, к объектам гражданских прав.

11 стр., 5477 слов

Социальное партнерство в сфере труда

... социального партнерства в сфере труда. Отсюда вытекают следующие задачи : изучение представителей работников и работодателей в социальном партнерстве, а также органов и форм социального партнерства; исследование участия работников в управлении организацией; рассмотрение ответственности сторон социального партнерства. ...

Как можно заметить, сторонники распространения гл. 39 ГК РФ на правоотношения по оказанию услуг, прямо не урегулированных отдельными главами ГК РФ, исходят из того, что специализированные услуги реализуются в правоотношениях, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Так, по мнению Л.В. Санниковой, за рамками гражданско-правового регулирования остаются отношения по оказанию так называемых публичных (государственных, социальных услуг. Как указывает автор, «публичные услуги опосредуют отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Это, прежде всего, услуги, оказываемые государственными органами и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, на безвозмездной основе или по регулируемым ценам»[ 34; C. 104].

В качестве примера услуг публично-правового характера Л.В. Санниковой называются социальные услуги, оказываемые предприятиями и учреждениями, входящими в систему социальных служб, которые могут предоставляться как бесплатно, так и за плату. Для решения вопроса о правовой природе отношений по оказанию услуг автор предлагает в каждом случае исходить из признаков, установленных п.1 ст. 2 ГК РФ.

Однако именно, исходя из этих признаков, бесплатные и платные услуги в сфере социального обслуживания населения имеют различный режим правового регулирования. Еще одним критерием, позволяющим отличить социальную услугу от услуги гражданско-правовой, по мнению ряда исследователей, выступает возмездный характер последней.

Как указывает Е.Г. Шаблова, «черта возмездности — это один из разграничительных признаков услуги как объекта гражданских прав и, так называемой «социальной услуги», которая предоставляется бесплатно или с частичной доплатой на основании реализации социальных программ». Автор выделяет и ряд других признаков социальной услуги, среди которых — финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов[43; C. 30].

М.О. Буянова предлагает различать между собой понятия «обслуживание» и «услуга». «Если услуга, предоставляется независимо от степени нуждаемости, то обслуживание связывается с общественной необходимостью (нуждой).

Соответственно «социальное обслуживание» предоставляется обществом нуждающимся (гражданам, испытывающим недостаток в необходимом) бесплатно или на условиях частичной оплаты». К категории нуждающихся М.О. Буянова, К.Н. Гусов относят, в том числе и «детей, причисляя отношения по предоставлению социальных услуг (обслуживанию) к сфере права социального обеспечения»[ 41; C. 320].

А.В. Белозеров при анализе отношений, возникающих в процессе оказания образовательных услуг, оплачиваемых из бюджета, полагает, что они «должны быть отнесены к числу социально-обеспечительных правоотношений»[40; C. 29]. Н.В. Путило рассматривает социальные услуги как разновидность публичных услуг в социальной сфере, «обусловленных социальными правами граждан», которые, как правило, «соответствуют видам социальных обязательств государства». Поэтому социальными являются все виды услуг в сфере реализации социальных прав полностью или частично оплачиваемых за счет бюджета или государственных внебюджетных фондов [36; C. 60].

11 стр., 5072 слов

Социальное обслуживание

... целей предоставления клиентам социальных услуг. II. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на ...

По мнению Л.В. Санниковой, «социальные услуги регулируются нормами специальных законов, не имеющих «прописки» в гражданском законодательстве, образуя особый блок законодательства — социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др. Правовое регулирование социальных услуг характеризуется преобладанием императивного метода, характерного для публичного права, над диспозитивным». Отсюда можно заключить, что социальные услуги не относятся автором к сфере гражданского права [34; C. 104].

Л.К. Терещенко также относит социальные услуги к разновидности публичных услуг, выделяемых по сфере, в которой они реализуются: «В основе социальной услуги лежат конституционные права граждан, реализация которых должна обеспечиваться государством»[37; C. 14].

В отдельных работах высказывается мысль о необходимости разграничивать «бесплатность» и «безвозмездность» услуги. Будучи бесплатной для услугополучателя, для услугодателя она будет возмездной, т. к. последний получает встречное предоставление в виде платы за услугу. А.В. Нестеров полагает, что «безвозмездных услуг не может быть вообще, а бесплатные услуги могут быть. Даже если услуга бесплатна для услугополучателя, она обязательно должна быть эквивалентно возмещена либо из ресурсов бюджета, либо страховой компании, либо спонсорской помощи»[22; C. 28].

На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу о гражданско-правовом регулировании отношений по оказанию как платных, так и бесплатных социальных услуг. К аналогичному выводу приходит и Л.Б. Ситдикова применительно к медицинским услугам. По мнению автора, «отличия правоотношений по оказанию медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения и в частных клиниках заключаются лишь в субъектах оплаты. Встречное предоставление в первом случае исходит от третьего лица, в соответствии со ст. 430 ГК РФ» [26; C. 62].

По мнению Ю.М. Федорова, «определяющим критерием социальной услуги является субъектный состав, т. е. круг потребителей социальной услуги, независимо от того, кто оказывает или оплачивает данную услугу. Если услуга участвует в обороте, то она является, по мнению автора, объектом гражданского права и категорией рыночного товарооборота, требующей гражданско-правового режима правового регулирования»[ 42; C. 27].

Итак, можно сделать следующие выводы.

Услуга является одной из самых сложных категорий в гражданском праве. Единого подхода к понятию услуги в правовой литературе пока не найдено. Гражданское законодательство (прежде всего ГК РФ) понимает услугу как деятельность, но при этом не дает легальной дефиниции услуги. В юридической литературе существует большой разброс мнений по поводу юридической и (или) экономической сущности услуги. Оказание услуг рассматривается как общественное отношение заказчика и исполнителя, которое имеет своей целью получение полезного нематериального результата. Основное отличие услуги от работы состоит в отсутствии материального объекта как результата услуги, т.е. результат услуги не может становиться товаром.

12 стр., 5803 слов

Социальное обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста

... Понятие и сущность социального обслуживания пожилых граждан и его место в системе социальной защиты населения Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка, при ...

Законодательно социальная услуга определена какдействие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

1.2. Социальные услуги: виды и формы

Современная трансформация социальной действительности проявляется в форсировании социальных изменений во всех сферах общественного развития. Услуги социальной сферы являются важным инфраструктурным компонентом реализации социальной политики и повышения качества жизни населения.

Сущностным ядром деятельности системы социального обслуживания являются социальные услуги, ориентированные на улучшение социального благополучия и качества жизни человека. И.В. Малофеев подчеркивает, что «в настоящее время предоставление социальных услуг ориентировано на активизацию собственного потенциала человека, формирование ответственности индивида за себя и благополучие своей семьи, тем самым отказываясь от политики государственного патернализма»[ 21; C. 172].

Предоставление социальных услуг населению основывается на следующих принципах:

1) обеспечение равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию не зависимо от их возраста, расы, пола, национальности, происхождения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресное предоставление социальных услуг;

3) приближенное расположение поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточное количество поставщиков социальных услуг для удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) обеспечение сохранения пребывания гражданина в привычной для него благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность[39].

Разнообразие социальных услуг требует эффективной системы классификации, которая позволяет рассмотреть их с точки зрения системности, комплексности и единой направленности.

Согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» по видам решаемых проблем представлены такие социальные услуги:

  • социально-бытовые услуги направлены на оказание помощи человеку в быту;
  • социально-медицинские услуги ориентированы на сохранение здоровья клиента, организуя ему необходимый уход, оказывая содействие в осуществлении оздоровительных процедур, проводя систематические наблюдения за состоянием его здоровья;
  • социально-психологические услуги направлены на коррекцию психологического самочувствия клиента для адаптации в социуме;
  • социально-педагогические услуги ориентированы на профилактику отклоняющегося поведения, личностное развитие клиента, формирование у него положительных интересов, организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые услуги направлены на трудоустройство клиента и решение других вопросов, связанных с его трудовой адаптацией;
  • социально-правовые услуги содействуют в получении юридических услуг, направленные на защиту прав и законных интересов клиента;
  • услуги, повышающие коммуникативный потенциал клиента, имеющего ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, имеющие обстоятельства, ухудшающие или которые могут ухудшить условия их жизнедеятельности.

Следует отметить, что утверждение примерного перечня социальных услуг по их видам законодатель отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, предоставив субъектам РФ право утверждения перечня социальных услуг, дополняющих примерный перечень.

21 стр., 10275 слов

Социальное обслуживание граждан

... декабря 1995 г. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социаль­но-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной ...

Охарактеризуем систему социальных услуг с точки зрения субъекта. Главным субъектом оказания социальных услуг населению является государство. Оно гарантирует определенный минимум услуг для тех категорий населения, которые, находясь в трудном положении, не в состоянии решить проблемы самостоятельно[29; C. 55].

В настоящее время в России предоставлением социальных услуг занимаются помимо государственных учреждений также и коммерческие, некоммерческие организации (НКО), индивидуальные предприниматели, оказывающие помощь и поддержку населению в отдельные периоды жизнедеятельности. Субъектом предоставления услуг может выступать «сам человек, который находит дополнительные ресурсы для поддержки своих жизненных сил в условиях социальных рисков, т.е. самопомощь как вид социальной услуги»[25; C. 208].

Социальные услуги по уровню предоставляющего субъекта делятся на федеральные, то есть это услуги, которые предоставляются в рамках законодательных актов государством. Государство оставило за собой обязанность предоставления услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям (детское пособие), матерям (материнский капитал); региональные социальные услуги, которые предоставляются определенным категориям населения в рамках региона; а также социальные услуги, предоставляемые на уровне муниципальных образований, где разрабатываются программы, направленные на поддержку граждан и предоставления им отдельных видов социальных услуг.

По объекту предоставления социальных услуг можно отметить индивидуальные и групповые услуги. Индивидуальные услуги предоставляются конкретному клиенту, учитывая его потребности и запросы. Групповые (коллективные) услуги предоставляются сразу группе клиентов, объединенных общими интересами. Например, услуги по обучению пожилых людей работе с компьютером, услуги в организации досуговой деятельности[ 21; C. 172].

С точки зрения оплаты, социальные услуги можно классифицировать таким образом:

  • бюджетные услуги: право на получение социальных услуг бесплатно имеют: дети;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины;
  • внебюджетные социальные услуги (за счет средств благотворительных взносов и пожертвований);
  • внебюджетные социальные услуги, за счет средств получателей социальных услуг, т.е.

предоставление социальных услуг за плату или частичную плату.

Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях.

10 стр., 4768 слов

Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...

... в отечественной научно-практической литературе. Объектом работы является социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Предмет работы состоит в правовом регулировании социального обслуживания пожилых людей. Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. ...

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания вопределенное время суток.Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания[19; C. 766]. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 ст. 20 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

  • возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
  • возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
  • дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
  • дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
  • оказание иных видов посторонней помощи.

Вывод

Таким образом, услуга является одной из самых сложных категорий в гражданском праве. Единого подхода к понятию услуги в правовой литературе пока не найдено. Гражданское законодательство (прежде всего ГК РФ) понимает услугу как деятельность, но при этом не дает легальной дефиниции услуги. В юридической литературе существует большой разброс мнений по поводу юридической и (или) экономической сущности услуги. Оказание услуг рассматривается как общественное отношение заказчика и исполнителя, которое имеет своей целью получение полезного нематериального результата. Основное отличие услуги от работы состоит в отсутствии материального объекта как результата услуги, т.е. результат услуги не может становиться товаром.

Законодательно социальная услуга определена какдействие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»предусмотрены восемь видов социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги, направленные на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, и срочные социальные услуги. При этом данный перечень является закрытым.

Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях.

Современное предоставление социальных услуг обладает субъектно-субъектным характером, имеет целевую направленность, осуществляется определенной системой с помощью различных средств, форм, методов и технологий, ориентировано на активизацию собственного потенциала личности, развитие внутренних ресурсов для решения проблем и формирования ответственности за себя и благополучие своей семьи.

Глава 2. Практическая реализация предоставления социальных услуг

2.1. Порядок предоставления социальных услуг

Гражданин, претендующий на предоставление социальных услуг, должен быть сначала признан нуждающимся в них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в ст.15 п.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

В 2012 году, при рассмотрении законопроекта Минздрав настоял на расширении рисковых обстоятельств, включив семейную составляющую проблем: наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, а также детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами; наличие насилия в семье[44].

Кроме того, решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или об отказе в социальных услугах принимается в течение пяти рабочих днейс даты подачи заявления в письменной или электронной форме. Тем не менее, при отказе в социальном обслуживании решение может быть обжаловано в суде.

Лица, которым предоставляются социальные услуги, являются теперь не «клиентами социальной службы», а получателями социальных услуг, соответственно, те, кто осуществляет социальное обслуживание, называются поставщиками социальных услуг. При этом перечень обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, содержащийся в п. 8 ч. 1 ст. 15ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», является открытым: регионы, приняв соответствующий нормативный правовой акт, могут его дополнить.Такой возможностью воспользовался ряд субъектов РФ.

Так, в постановлении Администрации Курской области «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан»[ 9] к таким обстоятельствам отнесены:

1) нахождение несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении;

2) нахождение несовершеннолетнего (детей) в трудной жизненной ситуации;

3) недостатки в физическом и (или) в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания социальных условий.

Следует отметить, что в данном постановлении содержатся определения социально опасного положения несовершеннолетнего, социально опасного положения семьи, а также закрытый перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства Оренбургской области «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан»[11] помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона признаны ухудшающими условия жизнедеятельности гражданина следующие обстоятельства:

1) наличие проблем, связанных с социализацией, у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

2) причинение ущерба здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм) вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;

3) утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если заявитель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия;

4) необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200% от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи»[ 5].

Постановлением Правительства Белгородской области «Об утверждении Перечня иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан, для признания их нуждающимися в социальном обслуживании»[ 10] введены два дополнительных обстоятельства:

1) наличие противоправного поведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми;

2) временная утрата трудоспособности одиноко проживающих граждан на срок более одного месяца.

Как видим, отдельные регионы с учетом местных условий сами определяют, какие обстоятельства, помимо перечисленных в Законе 2013 г., могут ухудшать условия жизнедеятельности граждан.

Таким образом, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет индивидуальный подход к вопросу о предоставлении социального обслуживания конкретному гражданину, в основе которого лежит признание гражданина нуждающимся в предоставлении социального обслуживания и составление индивидуальной программы. При этом положения индивидуальной программы являются существеннымиусловиями договора о предоставлении социального обслуживания, заключаемого между получателем социальных услуг и их поставщиком.

Дальнейшее взаимодействие между поставщиками услуг и их получателями начинается с составления индивидуальной программы — документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Вторым шагом является заключение договора о социальном обслуживании. В ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены основные права и обязанности, которые будут нести каждая из сторон после заключения договора[8].

Например, для получателя услуг доступно право выбора поставщика или поставщиков социальных услуг, право на отказ от предоставления социальных услуг, право для посещения получателя услуг нотариусами, адвокатами, священнослужителями как в дневное, так и в вечернее время.

До 2015 г. социальное обслуживание предоставлялось на основании договора, в котором перечислялись виды социальных услуг. Если ранее в зависимости от категории граждан такой договор мог носить бессрочный характер, то теперь согласно ч. 2 ст. 16ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»индивидуальная программа должна пересматриваться не реже чем один раз в три года в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах и с учетом реализации этой программы.

Такие изменения в подходе к осуществлению социального обслуживания свидетельствуют о том, что законодатель принял решение поменять вектор социального обслуживания, заменив поддержку социально незащищенных слоев населения, оказываемую в целях недопущения ухудшения их положения, адресной помощью, которая позволит им преодолеть трудную жизненную ситуацию, иными словами, перейти от выплаты гражданам социальных пособий к самообеспечению ими своих жизненных потребностей[33;C. 133].

Безусловно, вышеизложенное касается не всех получателей социального обслуживания, а несовершеннолетних, безработных граждан, малообеспеченных и неблагополучных семей, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, отдельных категорий инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Отметим также, что у получателей социальных услуг впервые появилось право выбирать, с кем из поставщиков социальных услуг заключать договор об их предоставлении. Это будет способствовать созданию конкурентной среды на формирующемся рынке предоставления социального обслуживания, а значит, и повышению качества предоставляемых услуг.С этой целью в каждом субъекте РФ создан реестр поставщиков социальных услуг[ 32; C. 71].

Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, имеют право быть включенными в данный реестр. На практике для негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, включение в реестр означает следующее.

Во-первых, появляется возможность финансового обеспечения своей деятельности:

1) в виде предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

2) при участии в проведении закупок социальных услуг;

3) за счет средств получателей социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Во-вторых, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщиков, которые включены в реестр, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), возникает право на выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» подтверждается наличие и соблюдение основных конституционных прав граждан. Так, согласно ст. 4 данного Закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Помимо этого, в ст. 12 закрепляются положения о том, что поставщик услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, допускать оскорбление, грубое обращение, применение физического или психологического насилия по отношению к получателям услуг.

Также в ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» большое внимание уделяется защите конфиденциальности, неразглашении информации о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.

Разглашение информации о получателях социальных услуг согласно Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП РФ) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам допускается с согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме[ 14].

Несмотря на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, не всем лицам социальные услуги теперь предоставляются бесплатно. Так, согласно ст. 31 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги доступны бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

На дому и в полустационарной форме социальные услуги оказываются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума. В иных случаях, социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

Согласно ст. 33 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»,необходимо осуществлять государственный, региональный, общественный контроль в сфере социального обслуживания. Одной из форм такого контроля является создание информационных систем о поставщиках социальных услуг — реестр поставщиков социальных услуг и о получателях социальных услуг — регистр получателей социальных услуг, где происходит сбор, хранение и обработка всей предоставляемой на добровольной основе информации. Операторами информационных систем являются уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем.

Подводя итоги, можно выделить существенные плюсы ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: конкретизация содержания и перечня социальных услуг, а также основных прав и обязанностей поставщиков и получателей социальных услуг; особый упор делается на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, вводится понятие социального сопровождения; представлен перечень срочных социальных услуг, которые могут оказываться в неотложных ситуациях; ограничивается предельный размер платы за социальные услуги, вводится принцип адресности оплаты за социальные услуги — т.е. зависимость от уровня среднедушевого дохода граждан, при этом закрепляется, что новые условия получения социальных услуг не ухудшают положение тех, кто имел право на их получение до 01 января 2015 года.

Тем не менее, многие исследователи также говорят о минусах закона.Наиболее существенными, по мнению В.Н. Кручинина, являются:

  • недоработанность системы социального сопровождения, кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в законе не установлено;
  • в законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг лицам его представляющим;
  • понятие трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения людей к нуждающимся в социальном обслуживании исключено;
  • не конкретизировано понятие срочных социальных услуг[ 21; C. 40].

Закрепление семейного неблагополучия как обстоятельства, признающего гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, имеет обратную сторону, т.е. делает возможным вмешательство государства в частную жизнь семьи иногда без веских на то причин, так как в некоторых пунктах статьи не раскрывается суть испытываемых в семье проблем, например, это касается пункта о трудностях адаптации ребенка. Здесь ставится под сомнение соблюдение конституционного права защиты семьи и воспитания детей, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну.

В заключение, можно сказать, что несмотря на наличие отрицательных сторон закона, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» направлен на становление и дальнейшее развитие рынка социальных услуг с возможностью привлечения коммерческих и некоммерческих организаций для расширения и оптимизации системы социального обслуживания населения.

2.2. Доступность и качество социальных услуг

Еще один вопрос, в свое время широко обсуждавшийся в средствах массовой информации, касается платности предоставления услуг.

ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливал порог платности предоставления социальных услуг на уровне одного прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ. Но это правило действовало только в отношении граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход. При этом граждане, находившиеся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, и несовершеннолетние дети, находившиеся в трудной жизненной ситуации, не должны были подтверждать уровень дохода для получения социальных услуг на бесплатной основе.

ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»сохранил бесплатность всех форм предоставления социального обслуживания только для несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Законодатель отнес отсутствие работы и средств к существованию к обстоятельствам, являющимся лишь основанием для предоставления социального обслуживания. При этом нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Так, постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 827-ПП утвержден дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве[ 12].

На получение бесплатных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания получили право:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  • супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, не вступивший (не вступившая) в повторный брак;
  • супруг (супруга) военнослужащего, погибшего на войне с Финляндией, Великой Отечественной войне, войне с Японией, не вступивший (не вступившая) в повторный брак;
  • лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • участники обороны Москвы в период Великой Отечественной войны;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Право бесплатного получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания предоставлено инвалидам с детства. Для лиц, подвергшихся насилию, предоставляются бесплатно социальные услуги в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания.Таким образом, в Москве еще девять категорий граждан получили право получать бесплатно социальные услуги.

Согласно ст. 31 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно при условии, что на дату обращения за предоставлением социального обслуживания среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. При этом размер предельной величины среднедушевого дохода не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.

Закрепление уровня дохода в размере 1,5 прожиточных минимумов имеет принципиальное значение. С одной стороны, размер прожиточного минимума на протяжении многих лет остается на очень низком уровне. С другой стороны, все пенсионеры в нашей стране получают социальную доплату к пенсии до уровня одного прожиточного минимума, установленного в регионе для данной категории граждан. Если бы законодатель сохранил требование обуровне дохода в один прожиточный минимум, как это устанавливалось Законом 1995 г. об основах социального обслуживания, часть пенсионеров была бы вынуждена платить за предоставление социальных услуг.

Следует иметь в виду, что для определения среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются доходы супруга (супруги), родителей и несовершеннолетних детей[ 7].

Также впервые на федеральном уровне закреплен предельный размер взимания платы за предоставление социальных услуг. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, предоставляемых за плату или частичную плату в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50%-ной разницы между фактической величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и 1,5 прожиточных минимумов данного дохода. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг[ 32; C. 7].

Проведенный анализ ряда положенийФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что содержащиеся в нем нормы обеспечивают поступательное развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Вместе с тем, в ряде регионов у практических работников по-прежнему возникают вопросы, связанные с реализацией положений указанного Закона, касающихся, в частности, осуществления социального сопровождения получателей социальных услуг, разграничения социальной помощи и срочных социальных услуг и т.д. Поэтому Минтруду России предстоит продолжить методическую и нормативную работу по надлежащему применению социальных инструментов для решения задач, стоящих перед социальной политикой.

Вывод

Таким образом, гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;отсутствие определенного места жительства;отсутствие работы и средств к существованию;наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату. На предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:несовершеннолетние;лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме).

При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы.После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг. В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Заключение

Законодательно социальная услуга определена какдействие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»предусмотрены восемь видов социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги, направленные на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, и срочные социальные услуги.Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях.

Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;отсутствие определенного места жительства;отсутствие работы и средств к существованию;наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг. Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату. На предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:несовершеннолетние;лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме).

При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы.После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг. В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Итак, современное предоставление социальных услуг обладает субъектно-субъектным характером, имеет целевую направленность, осуществляется определенной системой с помощью различных средств, форм, методов и технологий, ориентировано на активизацию собственного потенциала личности, развитие внутренних ресурсов для решения проблем и формирования ответственности за себя и благополучие своей семьи.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-pravovaya-pomosch/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Налоговый кодексРоссийской Федерации(часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. от 03.09.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018г.) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I).

Ст. 7007.

7. Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 г. № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 43. Ст. 5910.

8. Приказ Минтруда России от 10.11.2014 г. № 874н (ред. от 30.03.2018) «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. 2015. 12 янв.

9. Постановление Администрации Курской области от 27.10.2014 г. № 681-па «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан» // URL: http://adm.rkursk.ru (дата обращения: 03.10.2018).

10. Постановление Правительства Белгородской области от 27.10.2014 г. № 396-ПП «Об утверждении Перечня иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан, для признания их нуждающимися в социальном обслуживании» // http://www.beladm.ru/ (дата обращения: 03.10.2018).

11. Постановление Правительства Оренбургской области от 31.10.2014 г. № 828-п «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан» // http://www.orb.ru/(дата обращения: 03.10.2018).

12. Постановление Правительства Москвы от 26.12.2014 г. № 827-ПП «Об утверждении дополнительного перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве по формам социального обслуживания, установленным федеральным законодательством» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70739384/ (дата обращения 03.10.2018).

13. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 1.

14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 10.08.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

15. ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1612-ст).

М.: Стандартинформ, 2014.

16. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст) // http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011

17. Баринов Н.А. Услуги: (социально-правовой аспект): Монография / Саратов. 2001. – 125 с.

18. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 3: договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2007. – 637с.

19. Бурнадз Т.И. Качество социальных услуг: методологические и правовые проблемы // Молодой ученый. 2015. №11. С. 765-766.

20. Кручинин В.Н. Правое регулирование социального обслуживания населения на основе анализа Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Правовая реформа: проблемы теории и практики государственных преобразований в России. 2014. №3(7).

С. 35-40.

21. Малофеев И.В. Развитие системы социальных услуг для населения: опыт и проблемы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2012. № 4. С. 169-172.

22. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 26-28.

23. Попова Д.Г. Услуга как объект гражданских прав и ее соотношение с категорией «Социальная услуга» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 351-353.

24. Россинский М.Б. Сфера услуг в экономике развития социализма: теоретические и методологические вопросы. Саратов, 1976. – 85 с.

25. Слиткова А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 205-208.

26. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 58-62.

27. Кванина В.В. Гражданское регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. С. 32.

28. Аллаярова М.К., Янгибоев Б.Ф. Социальная помощь в системе социальной защиты населения // Вопросы экономики и управления. 2016. №3. С. 69-73.

29. Бучина О.В, Корниенко М.В. Совершенствование организации предоставления государственных социальных услуг // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4. С. 53-55.

30. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. отв. ред. К. Н. Гусов. 4-е изд., перераб и доп. М.: Проспект, 2010. – 459с.

31. Рагозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1. С. 3-7.

32. Седова М.Л., Гилядова М.Н. Финансирование социального обслуживания в России: новый этап // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 68-71.

33. Пузырёва А.А., Седельникова М.Г., Трутаева А.В. Проблемы формирования рынка социальных услуг: потребности и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4. С. 130-133.

34. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М.: ВолтерсКлувер, 2006. – 104 с.

35. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. М.: Просвещение, 1987. – 124 с.

36. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 58-60.

37. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 11-14.

38. Прибытков И.Г. К вопросу о понятии услуги в российском гражданском праве // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 55-58.

39. Атякшева М.А. Социальные услуги: определение, виды, условия предоставления // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XXIV международной студенческой научно-практической конференции № 13(24).

URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения: 03.10.2018).

40. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: дис…канд. юр. наук. М., 2000. – 29 с.

41. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): дис. д-ра юр. наук. М., 2003. – 320 с.

42. Федорова Ю.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. юр. наук. Томск, 2010. – 27 с.

43. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореф. дис. д-ра юр. наук. Екатеринбург, 2003. – 30 с.

44. Минздрав включил семьи алкоголиков и наркоманов в законопроект о соцобеспечении / Интернет-издание Медновости. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/05/15/social/ (дата обращения: 03.10.2018).