Деятельность медико-социальной экспертизы

, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.1 Понятие и сущность медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [11, с. 2].

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинико-функциональных, психологических и социальных данных освидетельствуемого лица [23, с. 205]. Остановимся на их характеристике.

1. Клинико-функциональная диагностика базируется на традиционных положениях клинической медицины и медико-социальной экспертизы. Клинико-функциональный диагноз определяется на основе данных детального обследования освидетельствуемого лица с использованием необходимых диагностических методов, а также анализа медицинских документов.

2. Психологическая диагностика базируется на теоретических основах отечественной психологии. Она направлена на распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития личности, на определение состояния конкретного объекта психической деятельности. Психологический диагноз устанавливается психологом на основании результатов психодиагностического исследования.

3. Социальная диагностика предусматривает анализ социально-бытовых и профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица.

При изучении социально-бытовых факторов следует оценивать семейное положение, социально-бытовые взаимоотношения, жилищно-бытовые условия, материальное положение, условия социально-бытовой и социально-средовой адаптации освидетельствуемого лица, возможность выполнения бытовой деятельности и/или ее зависимость от технических вспомогательных средств, других лиц. Способность к независимому существованию, самостоятельному проживанию, в том числе способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, способность контролировать свое поведение.

В результате может быть дана следующая оценка социально-бытового статуса освидетельствуемого лица:

  • социально-бытовой статус не нарушен;
  • социально-бытовой статус нарушен вследствие ограничения отдельных категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации и др.) разной степени выраженности.

Оценка профессионально-трудовых данных как аспекта социальной диагностики проводится с учетом следующих характеристик: уровень образования (общего и профессионального); основная профессия (специальность); квалификация; профессиональный маршрут; общий трудовой стаж; профессиональный стереотип; соответствие психофизиологических требований, предъявляемых основной профессией состоянию здоровья инвалида; профессия, в которой работает инвалид на момент освидетельствования; условий и организации его труда, рациональности трудоустройства; установки инвалида на труд; сохранность его профессиональных знаний и навыков; уровня профессиональных притязаний, способности к приобретению знаний, овладению навыками.

7 стр., 3365 слов

Социальное обеспечение инвалидов

... источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. 1. Социальное обеспечение инвалидов. Порядок признания лица инвалидом Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения ... освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты. Проводится она для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности ...

На основе анализа этих данных выносится суждение о сохранности либо о нарушении профессионально-трудового статуса освидетельствуемого лица вследствие ограничения способности к трудовой деятельности и/или способности к обучению, дифференцированного по 3 степеням выраженности. Комплексная оценка указанных выше позиции клинико-функциональной, психологической, социальной диагностики позволяет вынести суждение о наличии и степени ограничений отдельных категорий жизнедеятельности освидетельствуемого лица.

В соответствии с названными классификациями, ограничение жизнедеятельности трактуется как «отклонение от нормы деятельности человек вследствие нарушения здоровья…». При медико-социальной экспертизе оцениваются основные категории жизнедеятельности, наиболее важные для социальной достаточности человека. К ним относится способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, способность к обучению и трудовой деятельности, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение.

Классификация ограничений жизнедеятельности предусматривает их ранжирование на 3 степени выраженности в зависимости от способности инвалида осуществлять ту или иную категорию жизнедеятельности и необходимых для этого условий.

Отдельные категории жизнедеятельности и их ограничение не равнозначны в формировании социальной недостаточности. Наиболее выраженное влияние на развитие социальной дезадаптации оказывают нарушения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации. Ограничение даже одной из этих категорий жизнедеятельности в зависимости от степени тяжести может быть основанием для определения инвалидности [24, с. 9- 10].

Неспособность инвалидов к чему-либо вследствие ограничений жизнедеятельности служит основной причиной, обусловливающей их нуждаемость в социальной защите.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равной с другими гражданами возможности участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ») [26, с. 48]. Важными мерами социальной защиты инвалидов являются денежное обеспечение (пенсии, пособия), предоставление льгот и социальных услуг, натуральные формы социальной защиты в виде обеспечения лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, вспомогательными техническими средствами (культурно-бытового, информационного, образовательного, производственного назначения, физкультуры, спорта) [24, с. 9].

7 стр., 3096 слов

Комплексная медико-психологическая экспертиза

... экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отмети Выяснение субъективной стороны преступления иногда ос­ложняется трудностями в установлении психологических ... необходимость прибегать к оценкам специалистов-экспертов в сложных, проблематичных ситуациях. Экспертиза проводитс Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой ...

Наряду с мерами социальной защиты для интеграции инвалидов в общество необходимо проведение реабилитационных мероприятий.

Реализация потенциальных способностей или возможностей инвалида может осуществляться как в обычных, так и в специальных условиях трудовой и общественной сфер жизни. Для реализации потенциальных способностей или возможностей необходима соответствующая психологическая мотивация личности.

При медико-социальной экспертизе комплексная оценка всех рассмотренных выше позиций на основе аналитико-синтетического подхода позволяет вынести суждение о социальных последствиях нарушений здоровья, характере и степени выраженности основных последовательно взаимосвязанных состояний. В зависимости от этой оценки определяется потребность инвалида в мерах социальной помощи и защиты.

Результаты детального анализа клинико-функциональных, социальных, психологических факторов освидетельствуемого лица должны быть отражены в медико-социальном экспертном заключении и его обосновании с указанием следующих позиций:

Развернутый клинико-функциональный диагноз.

Оценка социально-бытового статуса.

Оценка профессионально-трудового статуса.

Психологический диагноз.

Категория и степень ограничения жизнедеятельности.

Реабилитационный прогноз.

Заключение о группе, причине инвалидности, сроках

переосвидетельствования.

Потребность освидетельствуемого лица в мерах социальной помощи и защиты, включая рекомендации по медико-социальной реабилитации

[24, с.11-14].

1.2 Органы, осуществляющие деятельность по медико-социальной экспертизе

Структура учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, обеспечивающих экспертное обслуживание населения, имеет двухзвеньевой вид. На территории субъектов Российской Федерации создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня — бюро медико-социальной экспертизы, которые работают по территориям и профилям, а также учреждения высшего уровня, осуществляющие контроль за деятельностью первичных бюро — главные бюро медико-социальной экспертизы субъекта РФ.

Сеть учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы должна создаваться с учетом особенностей социально-гигиенических, медико-биологических и социально-трудовых показателей структуры населения, особенностей географического положения территории и развития социальной инфраструктуры территории обслуживания, исходя из численности населения и числа освидетельствуемых в год больных и инвалидов [31, с. 205].

Бюро медико-социальной экспертизы создаются, как правило, из расчета одно бюро на 70—90 тысяч населения при условии освидетельствования в год 1800— 2000 человек.

Руководство государственной службой медико-социальной экспертизы на территории субъекта Российской Федерации осуществляет главный эксперт по медико-социальной экспертизе, юридический статус которого определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации [32, с. 34].

10 стр., 4883 слов

Конфликт интересов на гражданской государственной службе и его урегулирование

... гражданской службы, социальный и правовой статус гражданского служащего, нормативные основы прохождения гражданской службы, конфликт интересов и индивидуальные служебные споры на гражданской службе, федеральная и региональные гражданские службы, социально-правовой контроль на гражданской службе.; «Государственная гражданская служба Российской ...

В связи с возлагаемыми на государственную службу медико-социальной экспертизы функциями меняется структура и кадровый состав учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы [30, с. 13].

Для их выполнения требуется привлечение, помимо врачей, других специалистов (психологов, реабилитологов, специалистов по социальной работе, педагогов, юристов), оснащение учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы диагностическим оборудованием и использование современных методик для определения ограничения жизнедеятельности и реабилитационного потенциала [33, с. 57]. В штат бюро медико-социальной экспертизы входят специалисты, принимающие экспертное решение: 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, медицинский психолог [34, с. 71].

При необходимости в штат бюро вводятся специалисты-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по правовым вопросам, по техническим средствам реабилитации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчики [24, с. 30].

Главные бюро медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью бюро медико-социальной экспертизы, проверку их решений и в случае необоснованности их изменение, проводят переосвидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро медико-социальной экспертизы, и в случае необоснованности изменяют их заключение [35, с. 42]. В случаях, требующих применения специальных методик и оборудования, освидетельствуют больных и инвалидов по направлениям бюро медико-социальной экспертизы и формируют индивидуальные программы реабилитации инвалидов: проводят профессиональную ориентацию освидетельствуемых лиц и оказывают первичную реабилитационно психологическую помощь освидетельствуемым лицам, внедряют в практику учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы принципов и методов экспертно-реабилитационной диагностики, участвуют в работе по повышению квалификации специалистов государственной службы медико-социальной экспертизы, в организации и проведении конференций, семинаров, совещаний по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов [36, с. 30]. Кроме того, главные бюро формируют банк данных об освидетельствованных лицах, состоянии и динамике инвалидности, потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе реабилитации, о результатах и эффективности мер социальной защиты и реабилитации [37, с. 90]; в установленном порядке предоставляют государственную статистическую отчетность.

Еще к направлениям их работы относятся проведение справочно-кодификационной работы по вопросам медико-социальной экспертизы, социальной защиты населения и реабилитации инвалидов и предоставление в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

В штат Главного бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группа функциональной диагностики, группа профориентации и организации труда, группа социально-средовых проблем инвалидов, правовая группа, группа технических средств реабилитации и информационно-статистическая группа.

7 стр., 3180 слов

Классификация и временные критерии, используемые при осу. Нормативноправовое ...

... Федерации. Медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) – определение установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется ...

Количество составов специалистов Главного бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации образуются как правило, 1 состав на 4 бюро медико-социальные экспертизы.

По решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при Главном бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации может быть организовано стационарное отделение [38, с. 39].

В штат одного состава Главного бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике, психологи, специалисты по социальной работе.

Количество, профили, состав бюро медико-социальной экспертизы, а также структура Главного бюро медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации устанавливаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации [14, с. 14].

Таким образом, резюмируя сказанное выше, подчеркнем что в нашем исследовании медико-социальная экспертиза будет определяться как освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, а также определение потребности в технических средствах реабилитации, имеющая ее выраженную реабилитационную направленность.

Следует отметить, что сам процесс медико-социальной экспертизы претерпел

серьезные изменения. В настоящее время отмечается реабилитационная направленность в процессе медико-социальной экспертизы и начало реального создания инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановление их социального статуса.

Организация и деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы реализуется на базе ряда законодательных документов и нормативных актов, основанных на следующих положениях:

  • Государственная служба медико-социальной экспертизы создается на базе действующей системы врачебно-трудовой экспертизы с использованием всей имеющейся материально-технической базы и кадрового потенциала [30, с. 4];
  • На первых этапах и на ближайшую перспективу учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы должны обеспечить проведение реабилитационнойдиагностики,первичного программирования реабилитационного процесса [16, с. 59].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.96 г. № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы» Министерство должно осуществлять координацию деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

создавать в органах социальной защиты населения самостоятельные структурные подразделения по руководству учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;

создавать учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы на базе ВТЭК с учетом потребности населения в медико-социальном экспертном обслуживании.

16 стр., 7653 слов

Государственная служба как социальный институт

... государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования. 1. содержание государственной службы 1.1. Понятие государственной должности Ученые-юристы понимают должность в государствен­ных организациях как ... формализован­ных "социальных позиций", юридически закрепленных ... как минималь­ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма­лизации деятельности ...

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ, Министерства труда и социального развития с участием общественных объединений инвалидов разработано Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы и Положение о признании лица инвалидом, которые утверждены постановлением правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 [14, с. 20].

Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы определяет порядок организации и деятельности указанных учреждений в условиях трансформирования системы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы создаются с целью определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемых лиц в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять структуру и состав учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы с учетом подготовки кадров, возможностей обеспечения оборудованием и финансирования службы, а также в соответствии с «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» с учетом местных условий разрабатывать и утверждать Положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации [11, с. 8].

«Положение о признании лица инвалидом» разработано, исходя из основных положений государственной политики в области социальной защиты инвалидов, направленной на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод и обеспечивает активное и осознанное участие гражданина в процессе медико-социальной экспертизы [12, с. 22].

С целью обеспечения равноправного участия граждан в процессе освидетельствования предусматривается ряд положений, определяющих правовые условия усиления их роли при проведении медико-социальной экспертизы.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро медико-социальной экспертизы общего профиля, либо смешанного и специализированного профилей для освидетельствования больных с различными заболеваниями и последствиями травм.

Для освидетельствования лиц в возрасте до 16 лет могут образовываться отдельные учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы либо необходимые специалисты вводятся в штат бюро медико-социальной экспертизы, обслуживающих взрослое население [14, с. 7].

Основными принципами организации и деятельности БМСЭ являются:

  • Государственный характер системы медико-социальной экспертизы, обеспечивающей единство методологии, организации и функционирования учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и гарантирующий бесплатное экспертное обслуживание населения;
  • Создание учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы в системе (структуре) органов социальной защиты населения РФ;

Построение сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы по административно-территориальному признаку с учетом демографической структуры населения, заболеваемости и инвалидности, социально-экономического развития территории, географического положения и других особенностей;

12 стр., 5550 слов

Порядок установления инвалидности. Реабилитация инвалидов

... работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской ...

  • Обеспечение доступности экспертного обслуживания для всех категорий инвалидов;

Активное и сознательное участие гражданина в процессе медико-социальной экспертизы [3, с. 37].

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы выполняют ряд задач, а именно:

  • определение группы инвалидности, причин (обстоятельств \ условий), ее сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации;
  • контроль за реализацией мер социальной защиты, включая меры реабилитации, и оценка их эффективности;
  • оказание содействия инвалидам в получении необходимых мер социальной защиты, включая реабилитацию:

изучение состояния, динамики инвалидностинаселения и факторов, приводящих к инвалидности;

участиевразработкекомплексныхпрограмм по профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защите инвалидов [21, с. 23].

Бюро медико-социальной экспертизы устанавливают инвалидность на основе оценки ограничения жизнедеятельности и уровня реабилитационного потенциала, определяют группы инвалидности, сроки, причины в зависимости от обстоятельств и условий возникновения и время наступления инвалидности [4, с. 19].

Специалисты указанных учреждений определяют степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей и нуждаемости их в дополнительных видах помощи.

В случаях, предусмотренных законодательством, для решения вопроса о назначении пенсии или возмещения ущерба членам семьи умершего определяют причинную связь смерти кормильца вследствие производственной травмы, профессионального заболевания, пребывания на фронте и другими обстоятельствами [14, с. 11].

Для лиц, нуждающихся в реабилитации, формируют индивидуальную программу реабилитации инвалида: определяют виды, формы, сроки, объемы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации с указанием исполнителя программы и осуществляют контроль за ее реализацией [22, с. 29].

При необходимости специалисты бюро медико-социальной экспертизы оказывают консультативную помощь больным и инвалидам по социально-правовым вопросам.

В сложных экспертных случаях направляют освидетельствуемых лиц в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы.

Специалисты бюро участвуют в изучении причин инвалидизации населения и разработке комплексных программ профилактики инвалидности.

В частности, на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы могут направлять не только лечебно-профилактические учреждения и органы социальной защиты населения, но и предусматривается возможность самостоятельного обращения граждан, испытывающих затруднения в выполнении бытовой, общественной и профессиональной деятельности, при наличии объективно признанных и формально установленных признаков нарушения здоровья..

Во всех перечисленных случаях желание гражданина быть освидетельствованным в учреждении медико-социальной экспертизы для решения вопроса о наличии инвалидности и определения необходимых мер социальной защиты подтверждается его письменным заявлением либо заявлением физического или юридического лица, представляющего интересы гражданина.

10 стр., 4652 слов

Социальный патронаж семей, имеющих детей инвалидов. на примере СПБ ГБУ ЦСРИДИ

... методов социальной работы с детьми с функциональными ограничениями и их родителями; 4) обосновать и разработать основы модели социального патронажа семей, имеющих детей инвалидов. Теоретико-методологическую ... проверить раскрытие содержания и технологий социального патронажа семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. В ходе дипломного исследования решались следующие задачи: 1) ...

Каждому освидетельствованному гражданину предоставляется возможность ознакомиться в доступной для него форме с нормативными документами, определяющими порядок признания граждан инвалидами и условия принятия экспертного решения. В целях повышения объективности экспертных решений и ответственности участников процесса медико-социальной экспертизы в случаях, требующих специального обследования, тестирования, либо запроса недостающих сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования.

Учитывая, что федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на государственную службу медико-социальной экспертизы возложена функция разработки индивидуальных программ реабилитации для инвалидов, что требует выявления их потенциальных способностей к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Предусмотрено, что лечебно-профилактические учреждения направляют больного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, и указывают в направлении данные, отражающие не только степень нарушения функций органов и систем, но и состояние компенсаторных возможностей организма [14, с. 12].

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы рассматривают вопрос о признании граждан инвалидами с учетом результатов реабилитационных мероприятий. При освидетельствовании инвалидов, для которых разработана индивидуальная программа реабилитации, обязательным условием является оценка эффективности ее реализации [3, с. 28].

Таким образом, основными функциями БМСЭ являются:

  • Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности в различных видах социальной защиты;

Разработка ИПР (индивидуальных программ реабилитации) инвалидов;

  • Изучение уровня и причин инвалидности;

Участие в разработке комплексных программ профилактик, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

  • Определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц с

трудовыми увечьями и профзаболеваниями;

  • Определение причины смерти инвалида в случаях льгот семье умершего.

Решения БМСЭ являются обязательными для исполнения всеми органами, учреждениями, независимо от организационно-правовой структуры. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Выводы по главе 1.

Таким образом, Медико-социальная экспертиза (далее — МСЭ) в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Вопросы МСЭ урегулированы Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изм. и доп.) медико-социальная экспертиза одно из важнейших средств решения целого ряда жизненно необходимых социальных вопросов и проблем. Она определяет степень ограничения жизнедеятельности человека, причину, время наступления, группу инвалидности, содействует проведению эффективных мер по профилактике инвалидности, реабилитации инвалидов, приспособлению их к общественной жизни.

5 стр., 2188 слов

Организация деятельности бюро медико-социальной экспертизы

... <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации> организуется в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом. Существует два вида учреждений подобного типа: бюро медико-социальной экспертизы ...

Также медико-социальная экспертиза является технологией медико-социальной работы, т.к. ее деятельность направлена на то, чтобы утвердить право человека в мерах социальной защиты, на оказание медико-реабилитационной, правовой, психологической, педагогической и социально-бытовой помощи гражданину в восстановлении и сохранении физического и психического здоровья, а также достижения социального благополучия.

Органом, осуществляющим медико-социальную экспертизу, являются медико-социальные экспертные комиссии /МСЭК/, которые организуются в самостоятельные центры, бюро при областных отделах здравоохранения.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1 История деятельности служб медико-социальной экспертизы Самарской области

В 1910 году в Самаре по примеру других крупных промышленных центров было открыто Консультативное бюро врачей. Структура и функции консультационных бюро определялись специальными инструкциями и уставами, разрабатывавшимися на местах. В состав бюро входило 5 врачей-специалистов — терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог и офтальмолог, а также «городовой» врач, эксперт-техник. Кроме того, врачи губернской больницы, на базе которой располагалось бюро, оказывали его членам необходимую диагностическую помощь.

Самарская губерния, несмотря на свой провинциальный статус, не уступала столичным городам в плане проведения важнейших преобразований действующей системы здравоохранения, в результате чего начала складываться определенная система лечебного дела и врачебной экспертизы.

В первые месяцы революции экспертиза трудоспособности стала проводиться временными врачебными комиссиями (ВВК) при больницах, подчиненных медико-санитарным отделам.

В 1918 году в Положении о социальном обеспечении трудящихся, подписанном В.И. Лениным, уже точно указывалось, что «наличие инвалидности и степень ее устанавливается медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе и проводится бюро врачебной экспертизы».

В 1927 году было утверждено Положение о бюро врачебной экспертизы.

В 1933 году утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, которое являлось основополагающим в организации работы службы до 1985 года.

Важным этапом, определившим перелом во ВТЭ в начале 30-х годов, явилось введение в 1932 году 3-х групповой системы классификации инвалидности, которой мы пользуемся до сих пор.

1985 году принято и утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

Коренной переворот государственной политики в отношении инвалидов произошел после принятия в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях реализации которого, принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», послужившее упразднению врачебно-трудовых экспертных комиссий и созданию государственной службы медико-социальной экспертизы.

В 1996 году в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области врачебно-трудовые экспертные комиссии реорганизованы в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы области (главные и межрайонные бюро медико-социальной экспертизы).

В 1997 году постановлением Губернатора Самарской области утверждено Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Самарской области, регулирующее деятельность службы медико-социальной экспертизы.

Сфера компетенции Самарской МСЭ состоит в определении группы инвалидности, ее социальных причин (обстоятельств возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах помощи; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию и оценку эффективности этих мероприятий; формирование данных государственной системы учета инвалидов; участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности.

Структура МСЭ: государственная служба медико-социальной экспертизы Самарской области организуется в составе Главного бюро медико-социальной экспертизы (6 составов) и подведомственных ему 27 составов бюро медико-социальной экспертизы. Численность: 505,5 штатных единиц.

Основные направления деятельности в 2001 году — освидетельствование инвалидов с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации.

За 2001 год специалистами государственной службы МСЭ освидетельствовано 82432 человека, что на 4,4 % больше по сравнению с 2000 годом; число освидетельствованных детей составило 6092 ребенка; освидетельствовано на спецавтотранспорт 1248 человек; определены медицинские показания 1149 инвалидам. В течение 2001 г. специалистами государственной службы МСЭ разработано 13777 индивидуальных программ реабилитации инвалидов (16,7 % от общего числа освидетельствованных в бюро МСЭ области).

Шесть составов Главных бюро МСЭ курируют 27 составов первичных бюро общего и специализированного профиля, из них бюро МСЭ общего профиля — 11. Специализированные бюро МСЭ представлены пульмонологическим, фтизиатрическим, профпатологическим, офтальмо-логическим, 2-мя психиатрическими, 2-мя травматологическими, 2-мя педиатрическими, 2-мя онкологическими и 4-мя кардиологическими бюро.

Объем экспертной деятельности в динамике за 5 лет с 1997 по 2001 г.г. выглядит следующим образом: в 1997 г. освидетельствовано 66850 человек, в 1998 г. — 73530 человек, в 1999 г. — 72781 человек, в 2000 г. — 78935 человек, в 2001 г. — 82432 человека; в том числе освидетельствовано с целью определения медицинских показаний на спецавтотранспорт: в 1997 г. — 1031 человек, в 1998 г. — 1028 человек, в 1999 г.-1083 человек, в 2000 г. — 1404 человек, в 2001 г. — 1248 человек. Интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность возрос с 87,5 чел. в 1997 г. до 100,1 чел. на 10000 взрослого населения в 2001 г.

С 01.01.2005 года в Самарской области создано и действуют до настоящего времени 29 филиалов (при этом 7 филиалов имеют по 2 состава специалистов), 6 составов Главного бюро, один из которых организационно-методический.

2.1 Нормативно-правовая база медико-социальной экспертизы

Основанием для признания гражданина инвалидом является сочетание следующих трех факторов:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость осуществления мер социальной защиты.

Наличие лишь одного из указанных факторов

не является условием, достаточным для признания лица инвалидом [22, с. 28].

Нормативные документы, которыми руководствуются врачи-эксперты при освидетельствовании граждан и инвалидов и вынесении экспертного решения об установлении группы, причины и сроков, на которые устанавливается инвалидность:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 года № 247).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

4. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).

Направление граждан и инвалидов на освидетельствование в службу медико-социальной экспертизы осуществляется на основании «Направления на медико-социальную экспертизу» организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в соответствии с:

  • Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 года № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».

— Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».

Согласно этим нормативным документам 3-х сторонним Соглашением о совместной деятельности федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной по Самарской области», министерством здравоохранения и социального развития Самарской области и Государственного учреждения — Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области от 13 июля 2007 года определены категории граждан и инвалидов, которые направляются на медико-социальную экспертизу органами здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.

По результатам освидетельствования гражданам, признанным инвалидами, выдается справка утвержденного образца, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо без ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности и срока, на который она установлена в соответствии с:

— Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 года № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.08.2005 года № 543).

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов, являющихся пострадавшими в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний и разработка им программы реабилитации пострадавшего

Основополагающие документы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ.

2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» (с изменениями и дополнениями).

3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 года № 5 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 « Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями).

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате освидетельствования гражданам и инвалидам выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах утвержденного образца в соответствии с:

— Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 года № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению».

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов с патологией органа зрения

Основополагающие документы

  • Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ «О критериях установления группы инвалидности гражданам с полной слепотой на один глаз или его отсутствием» от 14.05.97 г. № 502/17.

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных факторов

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 289 «Об утверждении положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

Порядок организации и проведения МСЭ

1. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

2. Если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, медико-социальная экспертиза может быть проведена на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

3. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

4. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

5. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

6. В случаях отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом, либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных.

7. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида.

8. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-х дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

9. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

10. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

11. Порядок переосвидетельствования инвалида идентичен порядку признания гражданина инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов проводится в этом же порядке.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95

«О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в редакции от 07.04.2008 № 247)

ВЫВОД

Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели — сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений. Поэтому не возможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.

В данной главе была рассмотрена сложившаяся в Самарской области система организации медико-социальной экспертизы, функции, которые выполняют органы социальной защиты в данной системе — начиная с направления на МСЭ и заканчивая нормативно правовыми актами на которых она основывается.

Показана динамика экспертной деятельности МСЭ за 5лет.

Подробно рассмотрен порядок организации и проведения МСЭ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог полученным в ходе исследования результатам, подчеркнем, что защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время весьма актуальна. В России это связано, в том числе, с нестабильностью общей социально-экономической и политической ситуации, которая резко отражается на уровне и качестве жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, реализации их социальных прав. Приходится признать, что специальные исследования по заявленной нами тематике фактически отсутствуют. Социономический анализ процесса защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья — клиентов бюро медико-социальной экспертизы позволил решить стоящие перед нами исследовательские задачи. Анализ теории и практики изучаемой темы позволяет заключить, что сам процесс медико-социальной экспертизы претерпел серьезные изменения. В настоящее время отмечается реабилитационная направленность в процессе медико-социальной экспертизы, и реальное становление процесса обеспечения инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановления их социального статуса. В нашем исследовании медико-социальная экспертиза определяется как освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, а также определение потребности в технических средствах реабилитации, имеющая ее выраженную реабилитационную направленность. Акцент в своей работе мы сделали на анализе деятельности службы медико-социальной экспертизы в Самарской области, начиная с истоков и до 2005г. В современных источниках отсутствует необходимая информация о деятельности данных служб после 2005г., но в дальнейшем мы постараемся разобраться в данной проблеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mediko-sotsialnaya-ekspertizaliteraturyi/

1. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование. [Текст]/ Н.В. Антипьева. — М., 2002.

2. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. — М.: Юрист, 1997, — 320с.

3. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы //Российский журнал социальной работы. — 1995, №1. — С.9-18.

4. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс. — М.: Юрист, 2000, — 256с.

5. Зуева Р.А. Правовые основы медико-социльной экспертизы. — М.: Мастерство, 2001.

6. Лаврова Д.И. и др. Применение классификаций и временных критериев при проведении медико-социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1998. — №1.

7. Лаврова Д.И. Современная концепция инвалидности // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1998. — №2.

8. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право).

— М.: Былина, 2000, — 232с.

9. Мак-Гоуэн Б.Г. Защита прав клиента // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.1. — С. 302-307.

10. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. — 2001, №7. — С. 15-20.

11. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа в России: основные положения концепции // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1998. — №2.

12. Материалы научно-практической конференции по организационно-методическим вопросам ВТЭ / под ред. Ляшко Н.А. — М.: ЦИЭТИН, 1968.

13. Мейер К.Х. Практика социальной работы // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.2. — С. 301-308.

14. Осадчих А.И. и др. Инвалидность и инвалиды: теория и практика / Осадчих А.И., Лебедев И.В., Лысенко А.Е. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1998. — №2.

15. Пирогов Н.И. Начала военно-полевой хирургии // Военно-медицинский журнал. — 1880.

16. Платинский Ю.М. Модели социальных процессов. — М.: Аспект-Пресс, 2001.

17. Постановление Совета Народных Комиссаров «О вводе шестигрупповой классификации инвалидов» от 08.12.1921.

18. Рейд У.И. Исследования в социальной работе / Энциклопедия социальной работы. — Т.1. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

19. Сейбурн Б.Л. Договор с клиентом / Энциклопедия социальной работы. — Т.1. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

20. Сырникова Б.А. Реабилитационный центр для инвалидов: становление, организация работы, функционирование // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1999. — №1.

21. Уэйн П. Деловая культура России // Социальный конфликт. — 1995. №2. — С.38-60.

22. Чан Ван Зунг. Социальная политика и социальная работа: межконтинентальный анализ. — М.: Социально-технологический институт, 1998.

23. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. — Саратов: саратовский государственный технический университет, 2003.