Социальная защита работника

Контрольная работа

На тему

Социальная защита работника

1. Социальные гарантии и безработица в условиях рынка

Социальные гарантии — это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” 1966г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308-317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст.2).

В ст.11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Закон РК “О занятости населения” предусматривает следующие виды социальной защиты таким гражданам:

  • o содействие в трудоустройстве;
  • o профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;
  • o оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
  • o оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и частное агенство занятости за содействием в трудоустройстве.

Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе.

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, — не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

21 стр., 10329 слов

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

... 55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от ...

Уполномоченным органом ведется региональная база данных граждан, обратившихся в поисках работы, и безработных.

Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:

  • письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
  • неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
  • неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
  • самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
  • нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа;
  • осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
  • назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом безработные обязаны:

  • ѕ соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
  • ѕ обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;

ѕ своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:

  • ѕ перемену места жительства;
  • ѕ трудоустройство на постоянную работу, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
  • ѕ занятие предпринимательской деятельностью;
  • ѕ учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационо-правовой формы и формы собственности;
  • ѕ установление или изменение группы инвалидности;
  • ѕ назначение пенсии и получение иных доходов.

В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Уполномоченный орган по вопросам занятости предоставляет безработному подходящую работу.

Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления — другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде.

11 стр., 5446 слов

Социальная политика в государственном и муниципальном управлении

... “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов также определены в Федеральном конституционном законе “О Правительстве ... в СССР уровень социальной защиты человека и предоставления социальных услуг был одним из самых высоких в мире. Сложившаяся в СССР система социальной защиты и социальных услуг, ...

Организация оплачиваемых общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности незанятого населения.

2. Механизм социальной защиты работника и социальные гарантии

социальная защита безработный

Все социально-организационные и социально-нормативные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идет непрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах:

1) институциональном, включающем весь перечень существующих институтов социальной защиты;

2) инструментальном, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты;

3) деятельном, когда используются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты.

Как функционирует этот механизм выясняют обычно с помощью социологических исследований.

Основные принципы механизма социальной защиты:

  • ѕ социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;
  • ѕ социальная защита не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;
  • ѕ социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их.

В России все это делается, но наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т.д.;

  • ѕ социальная защита должна базироваться и на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу.

3. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Два основных принципа правового регулирования труда конкретизируются в нормах института обеспечения занятости и трудоустройства. Это принцип обеспечения свободы труда и занятости, и принцип обеспечения права на труд и защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице.

Гарантии трудовых прав — это условия, средства и способы обеспечения реализации и защиты их от нарушений. Гарантии могут быть социально-экономические (условия), юридические и организационные. И одно право может быть гарантией другого, более емкого. Так, одной из существенных ныне гарантий обеспечения права на труд является право гражданина на обеспечение занятости и содействие в трудоусторйстве.Принципы государственной политики в области содействия занятости закреплены в ст. 4 Законе РК “О занятости населения” где подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на свободно избранную занятость.

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход).

9 стр., 4160 слов

Организация работы органов социальной защиты населения

... социальной защите населения; рассмотреть правовое регулирование органов занятости населения; изучить организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан в сфере занятости населения. Предметом настоящего исследования является комплекс социальных отношений. Объектом же исследования является система функционирования органов социальной защиты населения. Структура работы: работа состоит ...

Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость трудоспособного гражданина не является основанием для правовой его ответственности. Реализация права на труд — это добровольный свободный акт гражданина и только он решает, сделать или нет этот акт и в каком виде занятости его реализовать.

Как видим, это понятие значительно шире понятия “работник”. Короче, занятый — это лицо, реализующее свое право на труд в любой форме общественно-полезной оплачиваемой деятельности.

Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней приступить.

Помимо самостоятельного трудоустройства каждый гражданин, проживающий на территории республики, имеет право на получение бесплатного содействия при трудоустройстве со стороны государственной службы занятости (трудовое посредничество), а также физических и юридических лиц, занимающихся трудовым посредничеством. В этом случае трудовое посредничество оказывается лицам, ищущим работу, в ее подборе и трудоустройстве, предприятиям (учреждениям, организациям) всех видов, испытывающим потребность в кадрах — в их поиске и необходимой подготовке.

Трудовое посредничество — содействие населению при трудоустройстве со стороны уполномоченного органа по вопросам занятости.

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства было и раньше, но указанным законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было более 60 лет с 1930г., не было и рынка труда. Рыночная экономика создает и рынок труда, на котором взаимодействуют спрос и предложение рабочей силы.

Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

К занятому населению относятся граждане:

  • v работающие по индивидуальному трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
  • v занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • v самостоятельно занятые;
  • v занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • v выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственного кооператива (артелей);
  • v избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— v проходящие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, органах национальной безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Республиканской гвардии, частях Агенства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и иных воинских формированиях.

  • Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
  • Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.
  • Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

4. Правовой статус безработного

2 стр., 983 слов

Курсовая работа конвенция о правах ребенка

... пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Основные права ребенка закреплены в международных документах: Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Рекомендация о положении учителей ... несовершеннолетних в общественных местах, правила техники безопасности во время работы, правила обращения со взрывоопасными и воспламеняющимися предметами. Формами правового ...

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.

Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.

Статус безработного дает право:

  • ѕ на социальную защиту от безработицы;
  • ѕ на содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов.

Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, — не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Безработные снимаются с учета в случаях:

  • ѕ письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
  • ѕ неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
  • ѕ неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
  • ѕ самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
  • ѕ перемены места жительства;
  • ѕ отнесения к категории занятых ;
  • ѕ осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
  • ѕ назначения пенсии;
  • Безработные, снятые с учета, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета.