Социальная работа с безработными гражданами

Курсовая работа

Безработица как социальная проблема для России — это приобретение последнего десятилетия XX в. В Советском Союзе самого понятия «безработица» не существовало. Оно относилось только к капиталистическим странам и было одним из признаков, показывающих превосходство социалистического строя над капиталистическим. Безработные в СССР считались тунеядцами и подлежали уголовному преследованию вплоть до лишения свободы. Проводились даже целые компании по «отлову тунеядцев». Наиболее известная из этих компаний была проведена в 1980 г. накануне Олимпийских игр.

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, сложное состояние которого в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни порождают множество проблем в сфере организации занятости населения.

Занятость — это не только сложившаяся структура трудовой деятельности населения, а безработица — не только результат экономической деятельности общества. Оба социальных явления следует рассматривать не только в статике как состояние или уровень на какой-то момент времени, сколько в динамике как социальные процессы. Динамический характер занятости и безработицы обусловлен, с одной стороны, сменой поколений рабочей силы или трудового потенциала, а с другой — изменяющимися условиями общественной жизни или общественного развития, а также интенсивностью или направленностью регулирующего воздействия.

По данным статистики, на территории, относимой к СССР, на начало 1991 г. уже было 13 млн. человек, не занятых в народном хозяйстве, из них 4 млн. (около 2,5 % трудовых ресурсов) — те, кто искали работу по силам и не могли ее найти, или наоборот, отклонялись от всеобщей занятости.

8 стр., 3896 слов

Социальная работа в сфере занятости

... за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ. В ходе реализации Программ предполагается ...

Буквально за несколько лет безработица стала одной из самых острых проблем в странах Восточной Европы с переходной экономикой, значение которой постоянно возрастает и в бывшем СССР.

На начало 1994 г. 10 — 15 % рабочей силы в восточноевропейском регионе не имело работы, причем более 40 % — более года. Даже в России, где количество зарегистрированных безработных едва превышает 2 %, число безработных, полученное по результатам обследований домашних хозяйств и рабочей силы, уже превысило 6 %. Значение таких изменений недооценивать нельзя. Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами.

I. Теоретический аспект проблемы занятости населения

Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях кризисных явлений, является проблема занятости и безработицы.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. В России в связи с кризисным периодом продолжаются массовые увольнения. Многие предприятия пытаются уменьшить затраты и экономят за счет собственных сотрудников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выпускников учебных заведений. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность.

Актуальность исследования определяется тем, что проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики. Безработица как социальная проблема несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Потеря работы — сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В этой связи, всё большим спросом пользуются технологии социальной работы с безработными. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов центров занятости и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают навыки самостоятельного, активного поиска нового рабочего места; узнают секреты составления резюме, самопрезентации, учатся ведению деловых переговоров с работодателями, преодолению последствий длительной безработицы.

1.1 Безработица как социальная проблема: понятие, причины возникновения

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям).

12 стр., 5571 слов

Рынок труда и политика занятости

... рынке труда не денежные факторы: условия труда, социальные гарантии, социальная защита и поддержка и др. Ситуация на рынке труда объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию рынка труда и занятости населения, ...

Безработица не является принципиально новым явлением для России. Она достигала значительных размеров в дореволюционной России, особенно велико было аграрное перенаселение. В период нэпа безработица была ликвидирована на основе формированной индустриализации, провозглашена всеобщность и обязательность труда. Следующее десятилетие характеризуется хроническим дефицитом рабочей силы, скрытым аграрным перенаселением, высокой текучестью работников. Впервые наличие масштабной скрытой безработицы проявилось в условиях реализации «щёкинского метода», позволившего высвобождать излишнюю рабочую силу и доплачивать за выполнение работы с меньшей численностью. Затем экономические реформы первой половины 90-х годов имели следствием перевод скрытой безработицы в открытую. Началась официальная регистрация безработных, созданы государственные службы занятости. Четко можно уже определить некоторые общие тенденции российской безработицы: рост официально зарегистрированных безработных, неравномерность темпов безработицы по отдельным видам деятельности, отраслям, регионам, увеличение продолжительности периода нахождения нового рабочего места, разнообразие форм безработицы. Все это непосредственно связано с рынком труда.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Если на рынке труда происходит дисбаланс, либо спрос на рабочую силу, как следствие возникает безработица.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определённого возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).

С мая 1993 года в России осуществлен переход на используемую международным сообществом систему трудовой классификации населения. В ней базовыми являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые и безработные.

В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых обстоятельства: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем перечне затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд, в его конкретном выражении, оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот.

20 стр., 9587 слов

Безработица и политика занятости в современной Украине

... рабочей силой и другими факторами производства. Она связана, в частности, с уменьшениями объемов производства, кризисом в экономике и оказывается в низких доходах населения, в низкой производительности труда. В Украине ... масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин. Цель курсовой работы ...

Экономически активное население (рабочая сила) — лица в возрасте, установленном для определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.

К занятым, согласно классификации Международной организации труда (МОТ), относят лиц обоего пола в трудоспособном возрасте, а также тех лиц старших и младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени ), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин;

выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработный — статус субъекта рынка труда, физическое лицо, не имеющее работы. По определению МОТ, безработным считается любой, кто на данный момент времени помимо своей воли не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы или предпринимали шаги к организации своего дела; были готовы приступить к работе.

Для отнесения к безработным должны присутствовать все три критерия. По методике МОТ, к безработным могут быть отнесены также учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить (хотя в ином случае данные категории людей формально не включаются в состав экономически активного населения), В соответствии с Законом о занятости в Российской Федерации к безработным в России также относят тех, кто проходит обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Экономически неактивное население — население, не входящее в состав рабочей силы. Оно включает в себя: учащихся и студентов, слушателей и курсантов, обучающихся в дневных учебных заведениях с отрывом от производства; лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности; лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками; лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск (но желающих работать); лиц, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда; других лиц, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Причины временной незанятости экономически активного населения разнообразны: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

13 стр., 6117 слов

Безработица как социально-экономическое явление

... Безработица – часть работоспособного населения, постоянно или временно неработающая. Официальная статистика учитывает только тех, кто обращается за пособием по безработице. [8, с. 235 ] Безработица как экономическое явление органически связана с рынком труда ... и возникает из-за несовершенства работы ...

Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют виды и формы безработицы: естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и потребностей производства, поэтому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработице.

Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков. Институциональная безработица — следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение не может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.

Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.

Структурная безработица также вызвана научно — техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием профессионально — квалификационной структуры высвобождаемых требованием производства.

8 стр., 3671 слов

Сущность и цели социальной работы с населением

... по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. Социальную работу мы связываем с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Цель данной курсовой работы рассмотреть сущность и цели социальной работы с населением. В соответствии ...

В отличии от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.

Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.

Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения. Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.

Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».

Молодежная безработица — возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу или оно не устраивает молодого человека).

Женская безработица — один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т.п.).

Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости. Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры.

22 стр., 10536 слов

Организация социальной работы с безработными гражданами в КГБУ ...

... особенностей социальной деятельности с не имеющими работу гражданами. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают ...

Таким образом, безработица — это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрации безработных.

1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с безработными гражданами

Одним из важнейших документов в области международной защиты прав человека — Всеобщая декларация прав человека. Разработана по инициативе США и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день по решению ООН ежегодно отмечается как Международный день прав человека. В Декларации провозглашены такие важнейшие общедемократические его права и свободы, как право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений, на социальное обеспечение и т.д. Отдельная статья (23) посвящена праву на труд. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту безработицы».

Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, созданное в 1919г. в составе действующей тогда Лиги Наций для выработки и принятия международных трудовых норм в области трудовых отношений. Сегодня это единственная организация ООН, в рамках которой представители трудящихся на равной основе с представителями предпринимателей и правительств участвуют в принятии решений по широкому кругу важнейших социально-трудовых вопросов, волнующих трудящихся. Основные принципы построения и деятельности МОТ закреплены в ее основополагающих документах- Филадельфийской декларации (1944 г.) и Уставе МОТ. Они гласят: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения — необходимые условия постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди независимо от расы, веры или пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

В качестве приоритетных в ее деятельности заявлены : разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека; принятие международных норм, служащих основой для реализации данной политики; содействие общему и профессиональному образованию, проведение соответствующих исследовательских и издательских работ, способствующих реализации программ МОТ. Главными целями организации выступают защита интересов и прав трудящихся путем регламентации рабочего времени; борьба с безработицей; установление гарантий заработной платы и признание принципа равной оплаты за равный труд; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита трудовых прав и условий труда детей, подростков и женщин, регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения трудящихся и др. Наиболее важная функция МОТ — принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Конвенции обязательны к ратификации всеми государствами — членами МОТ. С этими документами сверяются многие положения трудовых норм в конкретных государствах. Рекомендации МОТ не требуют ратификации, но их положения, как правило, развивают основные идеи соответствующих одноименных конвенций и имеют методическое значение для принятия законодательных актов в той или иной стране. За время своего существования МОТ приняла 176 конвенций и 181 рекомендацию МОТ.

7 стр., 3468 слов

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

... в значительной мере осуществляется социальная функция государства. Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости. ...

Членами на 2012 год участниками МОТ являются 185 государств в т.ч. Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан и др. страны СНГ.

Советский Союз ратифицировал 50 конвенций МОТ; из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению 43 конвенции МОТ, но сама ратифицировала лишь одну Конвенцию № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин».

Российская Федерация ратифицировал обозначенные положения, и закрепила их в Основном Законе Конституции РФ. В ст.39 Конституции РФ говорится о том, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по потере и в других случаях, установленных законом; ст.7 в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37- труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Гарантией государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991г.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) , не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

4 стр., 1786 слов

Социальные гарантии при потере работы и безработице

... занятости населения в РФ». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. рассмотреть понятие безработного и системы гарантий в области занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ ...

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности)- в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; Подходящей не может считаться работа, если:

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ).

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан: (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Федеральным органом исполнительной власти является федеральная служба занятости, комитет по труду и социальной поддержке при правительстве РФ.

На региональном уровне приняты законы: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» от 21.02.2008 г. № 1128-ЗЧО. Согласно этому закону директора Центров занятости населения должны направить несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, зарегистрированных в Центре Занятости населения в организации для трудоустройства в счет установленной квоты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие в пределах соответствующих субъектов РФ.

Региональным органом исполнительной власти является Министерство социальной защиты. На региональном уровне важное значение имеют также: территориальное отделение Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования, управление государственной службы занятости, и т.д.

II. Практика реализации государственной социальной политики по проблеме занятости населения

Важнейшей предпосылкой и составляющей формирования социально-экономических условий является государственное регулирование занятости. Государственное регулирование занятости населения — это система социально-экономических и организационно-правовых мер, которые разрабатывают и реализуют органы государственной власти, направленные на обеспечение эффективной занятости трудовых ресурсов.

Государственное регулирование занятости населения осуществляется на основе методов прямого и косвенного влияния

К методам прямого воздействия относятся: законодательные акты, программы, имеющие силу закона, а также другие нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы занятости трудовых ресурсов

Косвенные методы государственного регулирования занятости направлены на поддержку деятельности предприятий, учреждений и организаций с целью увеличения количества рабочих мест в следствии роста производств.

Для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно неработающих граждан в порядке, определяется Кабинетом Министров, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Федеральная государственная служба занятости населения состоит из:

Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения; государственных комитетов республик в составе Российской Федерации по занятости населения; центров занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах. В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах и районах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенций. Финансирование службы занятости осуществляется за счет средств фонда занятости.

В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости.

Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются государственной службой бесплатно. Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения.

Основными функциями государственной службы занятости являются:

анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и государственные органы управления о состоянии рынка труда;

консультирование граждан, владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномоченных ими органов, которые обращаются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей сил формуле, требования, предъявляемые к профессии, и по другим вопросам, которые являются полезными для содействия занятости населения

ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

оказание помощи гражданам в подборе необходимой работы и владельцам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам в подборе необходимых работников;

организация при необходимости профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или направления их в другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку и переподготовку работники, способствуют развитию предприятий и определяют содержание курсов обучения и переобучения;

предоставление услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы, высвобождаемым работникам и незанятому населению;

регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи, в том числе и денежной;

участие в подготовке перспективных и текущих государственной и территориальной программ занятости и мероприятий по социальной защищенности разных групп населения от безработицы;

Государственная служба занятости имеет право:

получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характер и условия труда на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются в службу занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае необходимости) профессиональным обучением и оплатой его следует ости, проезда, суточных, а так же оказывать помощь при переезде на новое место жительства и работы за счет средств предприятий, учреждений и организаций;

распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами фонда содействия занятости;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получение новой профессии, а также устанавливать им на период обучения материальную помощь в размерах предусмотренных законодательством РФ о занятости населения;

в установленном законодательством порядке предоставлять гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;

вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов об остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их доступного трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством;

взимать с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытых или заниженных обязательных сборов и недоимок в Государственный фонд содействия занятости населения;

компенсировать до 60% затрат предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и труда, при условии их трудоустройства. Предприятия, учреждения и организации в случае отказа в приеме на работу специалистов, которые были ими ранее заявленные, возмещают государственной службе занятости все расходы, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, переподготовкой, выплатой материальной помощи по безработице.

Государственный фонд содействия занятости населения создается с целью финансирования предусмотренных программ занятости. Распорядителем средств государственного фонда занятости является Государственная служба занятости, Положение о Государственном фонде занятости населения утверждается Кабинетом Министров.

Центральным органом государственной власти, внедряет государственные программы в сфере занятости, является Министерство труда и социальной политики, Министерство труда и социальной политики России в сфере и занятости осуществляет ряд функций, основными из которых являются: изучение состояния использования трудовых ресурсов и развития процессов, происходящих на рынке труда и в сфере профессионального обучения; содействие трудоустройству населения, разработка мероприятий, направленных на предотвращение массовой безработицы, возникающих вследствие структурных изменений в экономике; составление прогнозов по созданию рабочих мест за сферами и отраслями экономики, удовлетворение потребностей предприятий, учреждений и организаций в работниках; определение объемов и направлений профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых с предприятий, учреждений и организаций работников и незанятого населения; осуществление мероприятий по развитию Государственной службы занятости, совершенствования ее организационной структуры и укрепление материально-технической базе; контроль по использованию Государственной службой занятости всех уровней средств.

2.1 Анализ решения проблемы занятости населения в РФ

Объектом исследования будет являться рынок труда Самарской области. Целью является изучение опыта по решению проблемы безработицы в Самарской области.

Уровень безработицы в Самарской области по данным служб занятости, 3%.

В 2009 году численность зарегистрированных безработных в Самарской области составляла 50,6 тыс. человек, уровень безработицы — 2,8%. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в среднем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 года темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября составила по области 42,9 тыс. человек, уровень безработицы — 1,7%. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения.

Как сообщается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за март-май 2011 года, Самарская область входит в двадцатку регионов Российской Федерации с наиболее низким уровнем общей безработицы по методологии Международной организации труда (6,3 %).

В целом по России данный показатель составляет 6,9 %, по Приволжскому Федеральному округу — 7,1 %.

Среди субъектов Приволжского Федерального округа по уровню общей безработицы область занимает четвертое место.

С января 2011 года в службу занятости населения Самарской области с целью поиска работы обратилось 56481 человек, 35900 человек были трудоустроены. По состоянию на 13.07.2011 численность зарегистрированных в региональной службе занятости безработных граждан составила 28750 человек, уровень безработицы — 1,65%.

По данным Департамента труда и занятости населения Самарской области, к концу февраля 2012 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 27,6 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных за месяц увеличилась на 0,5 тыс. человек, или на 2,2%, но против соответствующего периода прошлого года уменьшилась на 10,8 тыс. человек, или на 29,6%. Она составила 25,6 тыс. человек. В феврале 2012 года статус безработного получили 4,3 тыс. человек, что на 1,4 тыс. человек, или на 24,9%, меньше, чем в феврале 2011 года.

Размеры трудоустройства безработных были на 0,1 тыс. человек, или на 6,5%, меньше, чем в феврале прошлого года, и составили 2,0 тыс. человек.

На конец февраля 2012 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5% от экономически активного населения.

Важность и масштабы проблемы безработицы обязывают регулировать рынок труда в стране и в Самарской области. Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.); координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.

В 2010 г. законодательно дополнены направления государственной поддержки на рынке труда. В Закон РФ «О занятости населения в РФ» внесены изменения. Рассмотрим наиболее значимые.

Во-первых, установлен единый порядок определения размера и срока выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным от работодателей, независимо от их правового статуса (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем).

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности работников, и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 г., признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице.

Во-вторых, сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения. 16 января 2009 года, начал свою работу официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» www.trudvsem.ru. Основное назначение портала — способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Правительство РФ сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс. вакансий из всех регионов РФ.

Кроме того, все центры занятости страны начали работать по четырем новым, модернизированным направлениям.

Во-первых, теперь на общественные работы привлекаются не только безработные, но и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму работодателю будет компенсировать государство. Привлечь граждан на общественные работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например, на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, строительство дорог), так и частные.

Второе направление: потенциальным безработным также будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств.

Третье новое направление — это помощь в открытии собственного дела. Раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, сейчас также предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал.

И четвертое — это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости оплатит проезд к месту работы, суточные в пути и в течение трех месяцев — компенсацию аренды жилья. Принимаемые в стране меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы.( Доклад В. В. Путина «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год // www.government.ru/) В частности, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области, входящей в двадцатку регионов России с наиболее низким уровнем общей безработицы, продолжает снижаться. По состоянию на 13 июля 2011 г. по информации департамента труда он составил 1,65% против 2,1% на начало года, 2,7% — в 2010 г., 2,8% — в 2009 г.

Изменение экономической обстановки качественно изменит рынок труда через несколько лет. Рабочая сила из промышленности постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию.

Главными стратегическими целями регулирования безработицы должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития экономически активного населения страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

Представляется, что в дальнейшем сохранится высокая активность работодателей в сфере поиска персонала. Напряженность на рынке труда будет, скорее всего, спадать, но для различных региональных рынков это будет происходить с разной скоростью. Предложения заработной платы будут расти постепенно, понемногу. Сформировав адекватные стартовые предложения, работодатели будут повышать их только для дефицитных и высококвалифицированных работников. На рынке труда вновь предстоит «кадровый голод», который коснется в первую очередь инженерно-технических специалистов и квалифицированных рабочих. Для борьбы с безработицей в Самарской области действует программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Основными ее направлениями являются опережающее профессиональное обучение, стажировка выпускников образовательных учреждений, общественные и временные работы, а также содействие безработным гражданам в организации собственного дела.

Рынок труда Самарской области представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации», являются:

давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда властные структуры и население;

принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения;

оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении;

оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий.

Уже накоплен определенный опыт по решению проблемы безработицы и социальной поддержке безработных. Для борьбы с безработицей в Самарской области служба занятости ввела в 2009 г. опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на временную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных. По данным мониторинга, в 2010 году численность официально зарегистрированных безработных Самарской области составляет 56,8 тыс. человек, уровень безработицы равен 3,35%. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе, по данным на 2010 г, действовали две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области. В 2011 году программа допмероприятий по снижению напряженности на рынке труда была построена с учетом приоритетов государственной политики, обозначенных в ежегодном Послании президента России Федеральному собранию РФ. В ней отражены 3 важных аспекта — социальный, демографический и модернизационный. Большое внимание уделялось занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010-м в рамках Программы был запущен механизм создания рабочих мест для инвалидов посредством возмещения затрат работодателям. Кроме того, на областном уровне было принято решение о дополнительной поддержке предприятий, трудоустроивших этих граждан — за счет средств областного бюджета им компенсировали затраты на выплату заработной платы (по 8,2 тыс. рублей ежемесячно на каждого инвалида с учетом налогов).

В 2011 году реализация этого направления дополнилась созданием рабочих мест для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а размер выплат увеличен с 31,5 до 52,6 тыс. рублей.

В рамках демографической составляющей проходило обучение женщин, работающих во вредных условиях, и женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за детьми, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. В области насчитывается 82 тысячи «вредных» рабочих мест, из них примерно на 20 тысячах работают женщины.

Модернизационный аспект программы сопряжен с обеспечением занятости выпускников и профессиональным обучением. Впервые бюджетные средства были выделены на переобучение работников именно тех предприятий, которые проводят модернизацию или имеют программы развития.

В настоящее время губернские центры занятости заключили более 1,5 тыс. договоров с предприятиями и организациями на сумму 25 млн. рублей. На работу направлено 27,5 тыс. человек (45,5% от годового контрольного показателя).

В рамках реализации программы дополнительных мероприятий заключено уже около 3 тыс. договоров с 758 предприятиями и организациями губернии. Благодаря этому в мероприятиях будет занято 42,8тыс. человек.

В рамках совместной деятельности ГКУСО ЦЗН и Администрацией городского округа Самара по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы на территории городского округа в 1 квартале 2012 года:

проведено 4 ярмарки вакансий;

осуществлялась работа «Мобильного Центра занятости населения» ГКУСО ЦЗН в поселках Береза, Прибрежный, на предприятиях городского округа;

муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор» оказывалась всесторонняя поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на первоначальном этапе становления по предоставлению широкого спектра услуг (предоставление во временное пользование нежилых помещений, бухгалтерские и юридические услуги, проведение консультаций по вопросам кредитования и пр.).

Финансово-аналитическим центром (далее — Центр) проконсультировано по различным вопросам более 100 предпринимателей. Центром заключены соглашения о сотрудничестве с 42 банками городского округа Самара и АНО «Самарский центр поддержки малого и среднего предпринимательства», 10 предпринимателей получили микрозаймы;

в рамках реализации мероприятий Целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012 годы проводились различные мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создание эффективной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей, системы образовательных программ и пр. 2705 предпринимателей приняли участие в данных мероприятиях, оказано содействие в повышении профессиональной подготовки 40 руководителям и специалистам предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям;

предприятиями и организациями заключено 28 договоров с ГКУСО ЦЗН (по организации общественных и временных работ; стажировке в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, включая деятельность наставников; содействию трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; содействию самозанятости безработных граждан).

Фактическое количество участников составило 460 человек, сумма освоенных средств на вышеназванные цели — 301,4 тыс. рублей.

занятость безработный социальный правовой

2.2 Опыт работы служб занятости Краснодарского края

Ситуация на рынке труда Краснодарского края является составной частью государственной политики занятости, включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве, на реализацию необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности экономики и снижения уровня бедности населения.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные и ищущие работу граждане, работники предприятий, находящиеся под риском увольнения в связи с диверсификацией отраслей экономики, а также граждане, наиболее нуждающиеся в социальной поддержке на рынке труда.

На 1 января 2007 года уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае составляет 0,8 процента. Это в три раза меньше среднероссийского показателя и наименьший показатель в Южном федеральном округе (в два раза ниже, чем в Ростовской и Волгоградской областей).

Вместе с тем вырос уровень общей безработицы, который в течение 2006 года составил 7,4 процента, в первом квартале 2007 года — 9,1 процента. Это выше, чем в среднем по России (6,9 процента).

В крае уровень общей безработицы в девять раз превышает уровень регистрируемой безработицы (в среднем по России — в три раза, в отдельных субъектах Южного федерального округа — в пять — шесть раз).

В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органы службы занятости, приходится около двух вакансий (в среднем по России — 0,5).

Но при этом средняя заработная плата по заявленным вакансиям составляет более 50 процентов от уровня среднеотраслевой заработной платы по краю (4,6 тысячи рублей против 8,7 тысячи рублей).

В общем количестве вакансий доля вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума составляет 43 процента. Наибольшая доля таких вакансий зафиксирована по учреждениям образования (86 процентов) и здравоохранения (65 процентов).

Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на рынке труда — состояние экономики некоторых районов: отсутствие рабочих мест, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, проблемы привлечения инвестиций муниципальными образованиями края.

Для снижения напряженности на рынке труда необходимо решение вопроса транспортной доступности рабочих мест. Сегодня практически в каждом районе края есть поселения с транспортными ограничениями (один — два рейса в день, ограниченное количество рейсов, невозможность добраться до начала рабочего дня к месту работы и убыть по ее окончанию к месту жительства).

Рабочие места в крае есть, экономика остро нуждается в рабочих кадрах, но основная часть предприятий находится в городах и в районных центрах.

Преобразования, которые сейчас происходят в экономике края (привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных технологий), неизбежно вызывают ликвидацию значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых и, как следствие, высвобождение работников. Повышение инвестиционной активности и подъем в экономике выявили проблему нехватки квалифицированных кадров в отдельных отраслях. Наиболее востребованы на рынке труда края рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры, маляры и другие), водители, электро- и газосварщики, механизаторы, продавцы, медицинские работники. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и рынке образовательных услуг приводит к неэффективному использованию бюджетных средств на подготовку и переподготовку кадров. Отсутствие стратегического прогноза потребности экономики края в кадрах, а также перспективной потребности организаций по профессиям (специальностям) в разрезе муниципальных образований не позволяет обеспечивать эффективное формирование планов подготовки и переподготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Создание базовой модели для прогноза потребности экономики края в рабочих и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием, определение стратегического прогноза на перспективу до 2020 года с возможностью ежегодной корректировки в разрезе профессий (специальностей) и муниципальных образований позволит решить выше обозначенные проблемы.(Закон Краснодарского края от 24.11.2008 г. № 1596-КЗ <#»justify»>Следующая проблема — низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие детей, инвалиды и другие граждане), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

Существует дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.

Немаловажным фактором напряженности рынка труда для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, предприятиях санаторно-курортной и туристско-рекреационной отрасли, а также непредставление в службу занятости населения вакансий большинством работодателей края. Негативное влияние на процесс трудоустройства граждан оказывает ухудшение качественных характеристик рабочих мест.

Предлагаемые мероприятия могут быть реализованы при условии социального партнерства на рынке труда. Это одно из важных направлений интегрированных действий Программы, позволяющее решать ее целевые установки и оказывать реальное воздействие на регулирование рынка труда, содействие занятости и социальную защиту граждан в трудовой сфере. Решение вышеуказанных проблем возможно в ходе реализации мероприятий Программы.

Критериями выполнения намеченных Программой мероприятий являются:

содействие в трудоустройстве не менее 360000 человек (ежегодно — не менее 120000 человек)

-оказание профориентационных услуг не менее 840000 человек (ежегодно — не менее 280000 человек), в том числе: выпускникам сельских общеобразовательных учреждений и детям, оставшимся без попечения родителей, — не менее 40000 человек (в том числе в 2008 году — 20000 человек, в 2009 году — 20000 человек), подросткам группы социального риска — не менее 1200 человек (ежегодно — 400 человек);( Закона Краснодарского края от 15.10.2010 г. № 2076-КЗ <#»justify»>Координатором и распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на реализацию Программы, является департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края, который контролирует целевое и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует совместно с основными исполнителями Программы бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы финансирования на последовательную реализацию мероприятий Программы и ежегодно представляет ее в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, ежеквартально представляет также отчеты о ходе реализации Программы в администрацию Краснодарского края — управление экономики и целевых программ Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края.

Заключение

Подводя итог своей работе, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и труды ученных и деятелей анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в системе занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о системе занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация не приняла и не ратифицировала (даже не производятся официальные публикации).

Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту приобрела проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах. Свою лепту в становлении Российского рынка труда могут внести недавно появившиеся фирмы, оказывающие рекрутинговые услуги (подбор и обучение высококлассных специалистов).

Эти фирмы несут обязательства только перед заказчиком, который и оплачивает услуги.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.