Технологии социальной работы с пожилыми людьми

я к реабилитации. — Красноярск, 1993 г.,

с. 165.

Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве).

Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделе-ние, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство по-жилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чув-ства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения. 11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993 г.,

с. 165.

Культурно-массо-вые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танца-ми, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В ре-зультате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды неза-висимо от их семейного положения, сохранившие способ-ность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиоте-ки, мастерских и другие.

Питание может осуществляться как в специально обо-рудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации от-дыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные по-мещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлеж-ностями.

Обслуживаемые лица могут при их добровольном сог-ласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки мо-гут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

13 стр., 6371 слов

Социальная реабилитация пожилых людей

... видов реабилитации этой категории людей. Объект исследования - пожилые люди как клиентская группа в социальной работе. Предмет исследования - социальная реабилитация пожилых людей. Цель исследования - изучить проблемы и особенности социальной реабилитации пожилых людей. Задачи исследования: Рассмотреть теоретическую сущность реабилитации; 2.Охарактеризовать пожилых людей как социальную ...

По решению руководства Центра и местной админист-рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур-но-зрелищных мероприятий и так далее).

Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то-го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи-ка, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива-ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%. 11 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико-социальной реабилитации нетрудоспособных

граждан. — Москва, 1991, с.113 (ЦИЭТИН).

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна-ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма-териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро-венно враждебные. 11 Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. —


МРЖ, р.14, №12.

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на-чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол-ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име-ют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслужива-ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни-ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре-мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере-двигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль-шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар-хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%).

Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво-рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. 22 там же Так, ежедневное посеще-ние заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «напо-лняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения спо-собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри-зов и другое).

13 стр., 6381 слов

Прогнозирование, проектирование и моделирование в теории социальной ...

... овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования. Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в ... граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности. 1.2 Сущность, виды и функции моделей и моделирования ...

Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра-ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ-культурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре-бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об-стоятельство следует учитывать при формировании контин-гента каждой «смены» и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой «смены».

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль-ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде-ления, формированием микроколлективов среди посетите-лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп-ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че-ловек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслу-живания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на-правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо-мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет-ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз-мами и так далее.

В соответствии с нормативным документом 11 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территори-

альной службе срочной социальной помощи»., Служ-ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе-циально отведенном помещении, имеющем все виды ком-мунального благоустройства, складские помещения для хра-нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по-стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере-вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо-щи и другое), иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы явля-ются:

  • предоставление необходимой информации и кон-сультаций по вопросам социальной помощи;
  • обеспечение бесплатным горячим питанием или про-дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри-ятии общественного питания;
  • талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци-ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);
  • предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
  • оказание материальной помощи;
  • содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);
  • направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
  • оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;
  • оказание других видов помощи, обусловленных реги-ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес-кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име-ющих возможности получить услуги государственной юри-дической службы).
    15 стр., 7303 слов

    Специфика социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста

    ... по использованию материалов исследования; - Гипотеза: Мы предполагаем, что социально – медицинское обслуживание на дому позволит более эффективно организовать социальную помощь, направленную на восстановление утраченных физических способностей пожилых людей, и может являться альтернативой определению людей ...

Штатное расписание Службы срочной социальной по-мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль-ный работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер-певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не-трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир-ской и Самарской областях).

Размещаются они, как прави-ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды-ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль-ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед-санчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее).

11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993 г.,

с.105.

Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про-водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об-ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от-делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа-тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци-ального обслуживания еще не получила широкого распро-странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль-нейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо-собным гражданам дают основание прогнозировать дальней-шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са-мое серьезное внимание.

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей

Россия — страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, — это непростая задача трансформирующегося общества.

4 стр., 1602 слов

Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов

... -правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России; изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России; изучить опыт работы отделений социальной помощи на дому Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения ...

Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса — рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать. 11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской — Москва., 1998 г., с. 23. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).

11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской — Москва., 1998 г., с. 25.

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них — на 12,3 тысячи.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.

Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек — это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей.

11 стр., 5350 слов

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов. Проблемы и ...

... в работе с пожилыми людьми, пенсионерами и инвалидами; определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб. Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей. Предметом исследования - является исследование проблем развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания пожилых людей. Социальная защита пожилых и ...

Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек. 11 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. — Москва.,

1998г., с. 56. Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

  • соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;
  • повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;
  • оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;
  • налаживание партнерства на всех уровнях.

Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность». 11 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. — Москва., 2005 г., с.606.

Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий.

12 стр., 5803 слов

Социальное обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста

... Понятие и сущность социального обслуживания пожилых граждан и его место в системе социальной защиты населения Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка, при этом, ...

Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания — ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания — статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала:

  • проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;
  • изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
  • разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;
  • обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;
  • мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

учебно-методическая (модельная социальная) квартира

Институт социальной работы., 1996 г.

Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним.

Потребовался широкий ассортимент реабилитационного и адаптивного оборудования. В рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области» в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной — 34 вида; оборудование для самообслуживания — 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства- 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения — 10 видов; приспособления для хождения- 9 видов. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. — Москва:

10 стр., 4768 слов

Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...

... изучается в отечественной научно-практической литературе. Объектом работы является социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Предмет работы состоит в правовом регулировании социального обслуживания пожилых людей. Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Для достижения ...

Институт социальной работы., 1996 г

На базе модельной социальной квартиры проводятся обучающие семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым членам семьи, по правилам и приемам ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями с помощью реабилитационного оборудования. Специалисты социально-реабилитационного отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов «Оберег» и «Ищу работу» (члены — инвалиды, желающие найти работу).

Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными.

рационализирована деятельность социальных работников.

Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.

Проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области», опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников, воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. — Москва:

Институт социальной работы., 1996 г

В настоящее время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного в проекте инновационного опыта.

3.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста

Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

4 стр., 1614 слов

Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере

... именно в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности заключаются интересы личности в информационной сфере. При таком активном включении информации в общественные ...

Геронтологические центры

«Новосибирский геронтологический центр»,

В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

центры социального обслуживания.

МРЖ, №12.

многопрофильность.

социально-консультативные пункты

бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции.

специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения

Социальные квартиры

Активно развивают это направление социального обслуживания Москва, Свердловская, Читинская области, Красноярский и Приморский края.

мобильной социальной службы.

мини-центров

учреждения и отделения социальной помощи для лиц

Сегодня в Хабаровске насчитывается 140 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот — по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска — 312,8 миллиона рублей.

В Хабаровске также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан — два краевых Дома-интерната для престарелых и инвалидов, четыре специальных дома для проживания ветеранов. Имеются краевой Центр социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, пять муниципальных Центров по работе с населением, три Дома ветеранов, развернута сеть муниципальных магазинов «Ветеран», где предоставляются скидки.

Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них — 34 тысячи — ветераны войны, свыше 125 тысяч — ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов — в г.Хабаровске, п.Переяславке, г.Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь.

В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары соцобслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди.

Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Депутатами были приняты рекомендации по улучшению системы обслуживания пожилых граждан и инвалидов правительству края, органам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и тому подобное;

2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов;

3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста;

4) в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;

5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

6) установлено, что долгожитель и его семья — одна из актуальнейших

проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в

частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни

общественными, ни правительственными мерами направленными на

укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей

степени — медицинскими путями;

7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя итог исследования, были выявлены социальные проблемы пожилых людей, решение следующих задач:

1) определение основных социальных проблем пожилых людей;

2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;

3) выявление основных форм обслуживания граждан;

4) роль реабилитационных центров;

5) необходимость новых технологий социального обслуживания пожилых людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/innovatsionnyie-tehnologii-sotsialnoy-rabotyi-s-pojilyimi-lyudmi-kursovaya/

1. Альперович В.Д. Если вам за 60 … // г. Ростов-на-Дону. 1999г.

2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //

Учебное пособие. — Москва., 1998г.

3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. — Красноярск, 1993г., 195 с.

4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико-

социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. — М.,

1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

5. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю . Социально-психо-логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко-менд. — М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

6. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга-низационно-методические аспекты деятельности социально-го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра-воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно-стей).

7. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003 г.

8. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации

больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические

рекомендации.- Москва.- 1990 г.

9. Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной

социальной помощи».

10. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом.

— М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации

работников социальных служб).

11. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. — г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г., 576 с.

12. Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской — Москва, 1998 г.

13. Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга

специалиста по социальной работе. — Москва: Институт социальной

работы., 1996 г.

14. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. — Москва. 2005г.

15. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное

пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. —

296с.

16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.

Е.И.Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

17. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-

технологический институт, 1999.-320с.

18. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное

пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

-340с.

19. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

20. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические

исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.

21. Энциклопедия социальной работы (перевод с анг-лийского).

— М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих

ценностей).

………..

Страницы: | [2] |