Прогнозирование, проектирование и моделирование в теории социальной работы и результаты его развития

Содержание скрыть

социальный моделирование прогнозирование

Одной из актуальнейших задач на сегодняшний день как в области теоретических разработок, так и в области практики становится обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием. Эта проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В этой связи особенно важно понимать закономерности современных социальных направлений, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования.

Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы.

Изучение прогнозирования, моделирования и проектирования сегодня для социального работника становится необходимым элементом его профессионального обучения. Требования к изучению этой дисциплины заложены в государственном стандарте высшего образования по специальности «Социальная работа».

Целью настоящей работы является рассмотрение способов применения методов проектирования, моделирования и прогнозирования в социальной работе на современном этапе.

Задачи исследования: изучить сущность, методы, цели и задачи проектирования, моделирования и прогнозирования; рассмотреть примеры применения на практике социальной работы данных технологий с учетом требований современности.

4 стр., 1567 слов

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

... мощным средством воспитания. Из сказанного вытекает актуальность работ в области социально-культурного проектирования вообще и проектирования в сфере социальной рекламы в частности. Целью настоящей работы является формирование социальной рекламы. Для достижения поставленной цели следует: 1. ...

1. Теоретический аспект методов социальной работы

1.1 Социальное проектирование: суть, основные понятия

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилась в ХХ в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении, а затем — при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывают несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Проектировать — значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем [14, c. 13]. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает важным элементом цикла управления, обеспечивающим реализацию других его функций. Однако социальное проектирование, в отличие от планирования, в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. В силу исключительной важности этого процесса иногда употребляется термин «социальное конструирование» [12, с. 65]. Конструктивная деятельность — это поле творческого освоения социальной действительности. Она основывается на том, что наряду с наиболее вероятностной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И, наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своими положениями или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности [5, c. 43].

Объектом социального проектирования выступают системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

В проблемное поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

1) объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, под-системы и системы материального и духовного производства;

7 стр., 3260 слов

Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология ...

... общей логики в систему методов и приемов, применительно к ситуации обучения. Проектировочная деятельность включает диагностику, прогнозирование и проектирование, являясь при этом первым этапом решения любой педагогической задачи. Педагогическая диагностика (от греч. ...

2) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений;

3) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, социальные группы, регионы и т.п.);

4) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);

5) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.) [9, c. 22].

Предмет социального проектирования формируется в системе научного знания об объекте, представляя те или иные стороны социальной системы-объекта. В соответствии с этим, по мере развития теории социального прогнозирования изменяется и развивается и сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта, структурируется в соответствии с представлением об идеальном объекте.

Социальный проект — выражение конечных результатов социальной деятельности, изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщений).

Конечная стратегическая цель социального проекта — создание оптимальных общественных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Классификация проектов социальной направленности

1. Социальные проекты историко-культурной направленности: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности; творческое освоение исторического и культурного опыта; проекты, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы.

2. Оздоровительные проекты, осуществляемые на базе культурно-досуговых учреждений, предоставляют человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечивают широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формируют навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

3. Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, их цель — ликвидация образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространение и утверждение этики ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

4. Проекты развития художественной культуры должны учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности [11, c. 53].

5. В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики), рассматриваются наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культур-ному наследию, к национальным формам культурного творчества.

6. Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом:

  • образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности [22, c. 45];
  • социально-реабилитирующие по освоению людьми какой-либо новой профессии;
  • профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);
  • профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).
    4 стр., 1744 слов

    Моделирования в социальной работе

    ... реабилитации. Проблема работы слабая изученность моделирования социальной работы. Объект работы это социальное моделирование. Предметом является моделирование в социальной работе. Цель – рассмотрение моделирования в социальной работе, исходя из цели работы, можно выделить несколько задач: 1. определить понятие моделирования и требования к моделям; 2. дать ...

7. Социальные проекты в сфере политической культуры: активизация общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества, формирование политического и гражданского самосознания [23, c. 44].

8. В рамках информационно-просветительных проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

1.2 Сущность, виды и функции моделей и моделирования

В широком смысле моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, не ограничены. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).

Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны [21, c. 33].

4 стр., 1696 слов

Математическое моделирование социальных процессов

... динамики в системах, в которых взаимодействует множество субъектов, на порядки сложнее, чем ранее изучаемые естественнонаучные и технические процессы. При создании логико-математических моделей социальных процессов возникает много трудностей, поскольку моделирование ...

К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда — объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере.

А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются:

  • углубление познания действующих систем, объектов;
  • определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования;
  • проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик [2, c. 44].

Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего — прогностические; модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.

Цели моделирования. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели.

С одной стороны —

  • отобразить состояние проблемы на данный, момент;
  • выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;

с другой стороны —

  • определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие;

— активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач [25, c. 31].

Каким требованиям должна отвечать модель. Целесообразно выделить две группы требований.

Во-первых, модель должна:

  • быть более простой, более удобной;
  • давать новую информацию об объекте;
  • способствовать усовершенствованию самого объекта.

Во-вторых, модель должна способствовать:

  • определению или улучшению характеристик объекта;
  • рационализации способов построения его;
  • управлению или познанию объекта.

В целом модель должна соответствовать следующим требованиям.

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.

4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой на данном уровне развития общества [20, c. 42].

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.

6 стр., 2637 слов

Научно-техническое прогнозирование

... в различных сборниках, учебникам по философии науки и методологии научного исследования и т.п. В качестве иллюстративного материала в данном реферате избраны сборник научно-нормативных терминов "Прогностика" 1990 года, статьи "Прогнозирование" и "Прогноз" ...

6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др [4, c. 55].

Оценка моделей . Параметры оценки моделей могут быть различными. Один из них — прогрессивность модели, означающая, насколько она по целому ряду моментов является лидирующей. Определение качества модели — не такая простая задача, особенно когда речь идет о моделях социальной сферы.

Прогрессивность модели определяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователей.

В качестве главных критериев выступают:

* новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

  • распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система (кибернетическая)) [21, c. 49].

Уровень творческого решения с помощью модели означает степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.

Последовательность нарастания этих возможностей, т.е. творческого решения, следующая:

* определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений;

— * реализация гносеологических и эвристических потенций разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Уровень использования модели характеризуется такими показателями:

* определена цель применения модели;

  • углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;
  • используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях [23, c.

66].

1.3 Методы, виды и технологии прогнозирования

Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.

В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретических разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социальных процессах в условиях реформирования общества.

При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их «упорядочивать», структурировать по: а) степени формализации; б) принципу действия; в) способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, экспоненциальное сглаживание, вероятностное моделирование, анкетирование, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, метод интервью, написания сценариев и т.д. [17, c. 26].

10 стр., 4521 слов

Методология социального прогнозирования

... масштабе. 2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки. Методы социального прогнозирования – совокупность приемов и способов ...

Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы, главным образом, выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют сами члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

Рассмотрим сущность и особенности методов «экстраполяция» и «экспертная оценка».

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за от-дельными ее представителями, а о перспективах культуры — по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция — проекция роста населения по данным прошлого — это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования [13, c. 32].

Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Отличается многообразием — насчитывает не менее пяти различных вариантов.

При экспертной оценке (т.е. оценке, проводимой высоко квалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо ее составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо ее определенных компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований [1, c. 52].

Прежде всего — оценка исходной ситуации:

* факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

  • направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;
  • особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы);
  • наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы в зависимости от участка социальной работы это могут быть:

  • государственные службы;
  • общественные фонды и организации;
  • самодеятельные организации;
  • благотворительность, спонсорство, частные инициативы [6, c.

42].

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... коммуникативного развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает ... «Книжный дом» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел ...

Оценка их деятельности осуществляется по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

В зависимости от уровня профессионализма и возможности охватить экспертным анализом различные по объему работы организаций возможно различать и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

  • в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них);
  • выявляются проблемы;
  • намечается план и время действий;
  • разрабатываются критерии для экспертных оценок;
  • обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).

При проведении прогнозирования необходимо определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо:

  • обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями;
  • определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.);
  • выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода;
  • учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования [16, c. 22].

Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным.

В число требований к результатам прогноза также входят:

* определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия;

  • выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки;

— * определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени [18, c. 56].

10 стр., 4687 слов

«Особенности работы с одаренными детьми»

... с чем могут испытывать чувство неполноценности. 3. Физические особенности – малая продолжительность сна, несмотря на почти всегда нормальное психомоторное развитие, большая разница в интеллектуальных возможностях ребенка и ... развитии тонкой моторики, а также различных физических навыках, создает впечатление в отставании одаренных детей ... об одаренности, поскольку они действуют только в ...

Результаты прогнозов могут быть выражены следующим образом:

* сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области;

  • показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;
  • ожидаемые показатели;
  • варианты распределения ресурсов, их видов, адресность;
  • оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.;
  • оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер;
  • оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;
  • возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем [19, c. 78].

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших из них относятся:

* выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

  • выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);
  • экстраполяция этих тенденций на будущее;
  • синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;
  • интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
  • составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
  • непрерывная корректировка прогнозов [13, c. 82].

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

  • б) знание конкретных условий;
  • в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие . Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.

Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего, умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.

Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели и прогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований [1, c. 88].

Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.

Первый вывод — это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.

Второй вывод состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее — анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

Третий заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

Четвертый вывод — это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны [18, c. 67].

Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:

* соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза;

  • недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние;
  • неразработанность методических и процедурных аспектов;
  • ограниченный объем информации;
  • отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования;
  • слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования [22, c. 102].

Недостатки информационного обеспечения прогнозов варьируются в первую очередь в использовании узковедомственных данных, без должного учета, сравнения, сопоставления совокупной информации по смежным отраслям.

Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя все большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности — но находящихся в профессиональном взаимодействии [1, c. 125].

В зависимости от целей и задач, поставленных перед исследователями, определяются и методы анализа. Отдается предпочтение тем или иным видам прогнозирования, сводимым в основном к трем классам: экстраполяции, моделированию, экспертным оценкам. Что не исключает, однако, поиска других подходов.

И за рубежом, и в отечественной практике в качестве основных видов прогнозирования выступают: поисковый прогноз; нормативный прогноз; непосредственное предплановое прогностическое исследование. Причем непосредственное предплановое прогностическое исследование занимает ведущее место, так как оно способствует формированию проекта плана или программы, а также первоначальному моделированию образов объекта планирования и его элементов.

2. Применение методов проектирования, моделирования и прогнозирования в практике социальной работы

2.1 Социальные проекты

Рассмотрим примеры реализации социальных проектов с учетом требований современности.

Так, например, «Центр социально-информационных технологий» г. Тулы за последние годы были разработаны и внедрены следующие проекты социальной направленности.

Автоматизированная информационная система «Семья и дети».

Система предназначена для автоматизации работ разных специалистов, занимающихся реабилитацией несовершеннолетних и членов их семей, находящихся в социально опасном положении и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактикой безнадзорности и правонарушений детей и подростков.

Система позволяет создать единый региональный межведомственный банк данных с разнообразной информацией о несовершеннолетних и членах их семей всего региона. В системе отражены методы и приемы работы, принятые в органах и подведомственных учреждениях социальной защиты на муниципальном и региональном уровнях.

Органы управления и учреждения социальной защиты предоставляют доступ к созданному банку данных остальным органам управления и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием, органам опеки и попечительства, органам по делам молодежи, органам управления здравоохранением, органам службы занятости, органам внутренних дел).

Доступ к автоматизированной системе предоставляется в пределах компетенции, прав и обязанностей каждого из участников системы профилактики. Доступ к системе может предоставляться посредством прямого подключения к базе данных и / или с помощью файлов обмена и / или системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [7].

Автоматизированная информационная система «Опека и попечительство».

Система предназначена для автоматизации деятельности органов государственной исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по опеке и попечительству. Система предназначена для учёта совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве; учёта недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством), патронажем; контроля по исполнению опекунами и попечителями обязанностей по защите прав и законных интересов подопечных; ведения учёта граждан, желающих принять в свою семью подопечных.

В системе отражены методы и приемы работы, принятые в органах опеки и попечительства на муниципальном и региональном уровнях, основанные на федеральном и региональном законодательстве. В отличие от информационных систем, работающих с банками данных о детях, оставшихся без попечения родителей («Надежда», «АИСТ»), данная автоматизированная система решает более широкий круг задач по автоматизации повседневной деятельности специалистов и учёту всего контингента граждан, с которыми работают органы опеки и попечительства [7].

Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» (Единый социальный регистр населения)

Обеспечивает автоматизацию процессов предоставления социальной поддержки населению путем формирования единой территориально распределенной базы данных в масштабах субъекта Российской Федерации, содержащей комплексную информацию о гражданах.

Включает в себя информационные технологии:

  • ведение единого социального регистра населения,
  • учет обращений граждан по принципу «Единого социального окна»,
  • назначение и выплата государственной социальной помощи поддержки с учетом нуждаемости (доплата до ВПМ или ГМД),
  • назначение и выплата пособий гражданам, имеющих несовершеннолетних детей,
  • назначение и выплата региональных ежемесячных денежных выплат,
  • назначение и выплата субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги,
  • возмещение затрат организациям, предоставляющих услуги гражданам на льготных основаниях,
  • назначение и выплата льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении. Расчет с учетом тарифов и социальных норм потребления,
  • назначение и выплата льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении. Расчет с учетом региональных стандартов,
  • назначение и выплата компенсаций за оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Постановлением 475,
  • назначение и выплата компенсаций в соответствии с Постановлением 306,
  • технология регистрации и учета именных пластиковых карт льготников,
  • учет услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты гражданам, расчет и учет оплаты за предоставленные услуги,
  • учет граждан претендующих на звание «Ветеран труда» [7].

    В г.

Волгограде были разработаны и проведены следующие проекты [8].

Проект по работе с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 1,5 лет, «Мама +…»

Проект осуществлялся ГУ СО «Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям «Семья».

В ходе реализации проекта был разработан механизм оказания комплексной помощи беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет; создан материнский центр «Планета МАМА»; сформированы 6 команд быстрого реагирования на базе центров социальной помощи семье и детям, задействованных в проекте; совместно с Институтом психотерапии и клинической психологии (г. Москва) разработана специальная программа подготовки специалистов команд реагирования для работы с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 1,5 лет, обучение по которой прошли 25 специалистов команд быстрого реагирования, разработаны 4 технологии и методики практической работы с целевой группой («Десять дней», «Развивающий контакт», «Шаги», «Навстречу»);

  • приобретен автомобиль для команд быстрого реагирования и оборудование для создания пунктов социального проката;
  • во всех центрах-исполнителях проекта была организована работа групп для беременных женщин;
  • в трех центрах организована специальная развивающая среда в форме открытого детского сада;
  • подготовлен тематический видеоролик и проведена презентация проекта на сайте «Vоlgа-mаmе.ru» и в СМИ;
  • изданы рекламные листовки «Реализация проекта «Мама+…», брошюры: «Календарь развития ребёнка», «Календарь беременности» и т.д.

В ходе реализации проекта поступило 178 сигналов о случаях девиантного материнства и возможных отказов от новорожденных. По каждому сигналу работали специалисты команд быстрого реагирования, в 101 случае женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили юридическую помощь в оформлении документов (паспорта, свидетельство о рождении ребёнка, пособий по беременности и родам).

Также им были оказаны бытовые услуги (предоставление транспорта для выписки из роддома, сопровождение в детскую поликлинику для профилактического медицинского осмотра ребёнка), социально-экономические услуги в виде предоставление комплектов белья и одежды для новорожденных, средств гигиены, 43 семьи воспользовались услугами социального проката.

Осуществлялся социальный патронаж 85 женщин, специалистам удалось предотвратить 29 отказов от новорожденных и провести профилактику девиантного материнства в 56 случаях.

На итоговой конференции, прошедшей в феврале 2011 года в г. Волгограде с участием 50 специалистов различных ведомств, учреждений субъектов системы профилактики и представителей общественных организаций, отмечена высокая эффективность реализации проекта, он получил Диплом профессионального признания на Всероссийской выставке-форуме (г. Казань) и Международной конференции (г. Волгоград) и послужил основой для областной программы «Вместе с мамой» [8].

Проект по профилактике возврата детей из замещающих семей и случаев жестокого обращения с детьми в замещающих семьях «Любовью дорожить умейте!»

Проект реализован ГБУ СО «Фроловский центр социальной помощи семье и детям» [8].

В 2011 году организована работа с группой из 29 замещающих семей с 40 приемными и 20-ю опекаемыми детьми. На базе учреждения создана группа взаимопомощи родителей и детей из замещающих семей.

Проведено:

  • 2 лагерные смены «Семейная академия»;
  • фестиваль «Мы едины — Мы семья!».

В ходе работы по проекту уровень конфликтности в замещающих семьях снизился на 93%, а уровень компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания приемных детей и проведения совместной творческой и досуговой деятельности повысился более чем на 45%.

В 2011 году из семей, задействованных в проекте, только два ребенка были возвращены в государственное учреждение в связи с закрытием СВГ из-за отсутствия в сельской местности специализированного учебного заведения для детей, нуждающихся в медицинском сопровождении. Из 2-х замещающих семей дети были возвращены в кровные семьи по причине улучшения ситуации в семье [8].

2.2 Моделирование на региональном уровне

Современное социальное моделирование стоит перед необходимостью учета разнородных социальных явлений, процессов и Управления ими на трех уровнях: индивидуальном, групповом и в рамках организации. Иными словами, вопрос ставится так: насколько индивид, группа и вся организация приближаются к общим социальным целям, насколько эффективно осуществляется целеполагание и социальное решение проблем на этих уровнях, настолько эффективно и социальное моделирование данной организации в рамках существующего социума.

В качестве примера рассмотрим проект проведения эксперимента по отработке модели межведомственного Центра комплексного социального обслуживания населения «Раменки» в муниципальном округе Раменки Западного административного округа Москвы.

Проект разработки модели центра комплексного социального обслуживания

Участники проекта:

  • Комитет социальной защиты населения Москвы.
  • Управление социальной защиты населения ЗАО Москвы.
  • Префектура Западного административного округа Москвы.
  • Комитет по делам семьи и молодежи Москвы.
  • Главное медицинское управление Москвы.
  • Московский государственный социальный университет.
  • Муниципальное управление «Раменки».
  • Центр социального обслуживания.

Научно-методическое обеспечение эксперимента и координирующая роль осуществлялась кафедрой социального прогнозирования и моделирования МГСУ.

Цели:

  • экспериментальная проверка и практическая отработка современных технологий и методов социальной работы, создание модели межведомственного Центра комплексного социального обслуживания населения;
  • изучение опыта организации работы центров социального обслуживания и социальной помощи семье и детям в г. Москве и других регионах РФ;
  • завершение комплексного социального обследования жителей и семей муниципального округа и составление информационных карт и социально-демографического паспорта округа Раменки;
  • развитие и укрепление Центра, ориентированного на работу со всеми категориями населения;
  • развертывание на его базе филиала МГСУ для практической стажировки специалистов по социальной работе и социальных педагогов, повышения квалификации работников социальных служб, проведения учебной практики студентов;
  • подготовка социальной программы адаптации подростков в условиях экономических реформ и реабилитации детей-инвалидов;
  • совершенствование существующих форм пенсионного обслуживания, развитие новых видов оказания помощи малоимущим слоям населения, с переходом к полному обслуживанию через компьютерную систему — создание информационно-аналитической службы;
  • привлечение государственных общественных и иных организаций к благотворительной деятельности [3, c.

24].

Для осуществления целей необходимо решить следующие задачи.

I. В области научного обеспечения проекта:

  • создать банк данных, отражающих социальную инфраструктуру территории МО Раменки, разработать программное обеспечение финансирования Центра, социальных программ, осуществляемых ЦСО;
  • организовать социальный мониторинг, позволяющий контролировать и прогнозировать уровень социальной напряженности.

II. В области методического обеспечения проекта:

  • разработать нормативные документы, определяющие статус, структуру и функции основных элементов модели межведомственного Центра социального обслуживания всех категорий населения, семьи и детей, службы социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания, медико-социальной работы, социально-экономической работы, психолого-педагогического и правового обслуживания, телефонов доверия, служб по адаптации подростков и реабилитации детей-инвалидов, пенсионеров, детей и подростков;
  • издать методические пособия, рекомендации, необходимые для организации работы Центра по подразделениям.

III. В области практического обеспечения:

  • создать базовую прогностическую модель межведомственного центра, который мог бы одновременно с оказанием помощи и поддержки населению объединить усилия всех государственных и общественных организаций в деле социальной помощи населению и выступить в роли координирующего органа по комплексному обслуживанию пенсионеров, инвалидов, семей и детей;
  • создать модель «Телефон доверия»;
  • открыть довузовскую подготовку по социальной ориентации в одной из школ округа;
  • апробировать разработанные научно-исследовательскими коллективами социальные технологии, позволяющие использовать зарубежный, отечественный опыт социальной работы;

— * создать комплексную бригаду для оказания различных видов услуг социальной помощи на дому одиноко живущим, престарелым и инвалидам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию.

Реализация проекта позволит получить:

* оптимальную, научно обоснованную и эффективную комплексную модель социальной защиты населения с прогнозированием развития социальных процессов;

  • отработанную реально действующую типовую модель межведомственной адресной, семейной, социальной службы, ориентированной на работу со всеми категориями населения [3, c. 25].

Будучи многофункциональной, комплексная модель включала в себя ряд частных структурных моделей, в том числе в нее входила экспериментальная модель «Телефон доверия».

Модель «Телефон доверия»

Целью эксперимента является поиск вариантов конструктивного решения организационно-научных, организационно-правовых, материально-финансовых, кадровых вопросов при внедрении модели телефонной службы «Доверие» муниципального округа Раменки.

В ходе эксперимента телефон был открыт для всех возрастных и социальных групп без ограничения.

Режим работы телефона был выбран в двух вариантах: с 9.00 до 21.00 и круглосуточный. Всего отработано 840 экспериментальных человеко-часов, из них 240 часов при круглосуточном режиме работы и 492 часа при дневном режиме работы. При анализе результатов эксперимента оценивались и анализировались названные выше параметры. Проводился количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Кроме того, было проведено выборочное анкетирование в группах: пенсионеры, дети, работники образовательных учреждений, руководители государственных, общественных, коммерческих организаций. (Бланки анкет с примерными ответами на вопросы приведен в Приложении 1).

Эксперимент показал, что по телефону доверия звонят представители разных возрастных и социально-профессиональных групп.

Условно выделено 11 таких групп. Наиболее часто в телефонную службу доверия обращаются подростки, число которых составляет 38% от общей выборки, а также пенсионеры — 12% от общей выборки. Приблизительно с одинаковой частотой (6-8%) обращаются в телефонную службу доверия представители групп: молодые специалисты, студенты, выпускники школ, жены и дети бизнесменов, предпринимателей, торговых работников, женщины-предприниматели, одинокие, многодетные матери, безработные и группа риска. Зафиксированы случаи обращения банковских работников, первоклассников. Выделена группа абонентов, пожелавшая остаться полностью анонимной.

Среди обратившихся в телефонную службу доверия 20% — мужчины, 78% — женщины, 2% — лица, пол которых трудно установить по голосу, 45% от общей выборки — жители Гагаринского района (со слов абонентов), 45% — жители других районов г. Москвы, 10% — иногородние, которые специально приехали в г. Москву за анонимной психологической помощью и по справочной телефонов г. Москвы вышли на телефон доверия Психологического центра [3, c. 59].

Анализ позволил обозначить в общем виде основные проблемы, с которыми обращаются по телефону доверия:

* детско-родительские проблемы (жалобы на ребенка — упрямый, непослушный, рассеянный, с плохой памятью, робкий, медлительный, ленивый, лживый; проблемы самих родителей; отношения с детьми: слежки, запреты, конфликты и др.);

  • семейные — интимные проблемы (измены жены, мужа, разводы, сожительства);
  • проблемы, связанные с потерей смысла жизни, неудачами в работе;
  • проблемы одиночества в полной и неполной семье, ощущение бесполезности и ненужности;
  • кризисы личности — мотивационные, эмоционально-волевые, нравственные;
  • страхи, отчаяния;
  • ранние сексуальные проблемы у мальчиков и девочек;
  • трудности в школе;
  • информационные вопросы и др.

Выделены наиболее важные психологические проблемы, требующие интенсивной научной проработки:

* методология, методы и техническое обеспечение диагностики по голосу (на слух) психологического состояния абонента, активных и пассивных положительных и отрицательных эмоций ребенка и взрослого;

  • методология, методы и техническое обеспечение дистанционного управления, регуляции психологического состояния человека и снятия психологической напряженности абонента;
  • психологические технологии вывода личности из кризисов и стрессов;
  • разработка технологии отслеживания динамики психофизиологического состояния и личных проблем постоянно обращающихся к телефону доверия;
  • психологические методы и приемы работы с лицами с девиантным поведением и в суицидальном состоянии.

Результаты выборочного анкетирования пенсионеров в целях выяснения отношения к телефону доверия показали, что опрошенные пенсионеры считают эту службу необходимой, но сами звонить и «беспокоить, отрывать от более важных дел» специалистов стесняются. Однако готовы ждать, когда психолог освободится и сам позвонит им.

Важность и нужность модели экстренной медико-психолого-педагогической помощи детскому и взрослому населению по телефону понимают 75% лиц из числа опрошенных работников образовательных учреждений Гагаринского района (учителя, завучи и директора школ, воспитатели, методисты, заведующие детскими садиками), но возможности оказать финансовую поддержку телефону доверия они не имеют.

Из числа руководителей коммерческих структур только 5% видят смысл в функционировании этой службы для населения. 95% руководителей коммерческих структур не считают необходимым финансировать (даже на паях) телефон доверия для района, мотивируя тем, что «в условиях рынка выживает сильнейший, а сильные справляются сами со своими проблемами». Однако они готовы оплачивать свои контакты с психологом по телефону, если будет гарантирована анонимность и конфиденциальность переговоров.

Методы прогнозирования. Результаты прогнозов и требования к ним. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. Теоретические основы социального проектирования.