Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие).
Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.
Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.
Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти — и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.
Социальные функции культурно-
Таким образом, социокультурная деятельность — это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Культурно-досуговая деятельность — это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме — прошлом, настоящем и будущем.
Социально-культурная деятельность сельской библиотеки
... деятельность сельских библиотек, работ по исследованию социально-культурных функций современных сельских библиотек недостаточно. Между тем сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни местного сообщества. Объектом исследования является сельская библиотека. Предмет исследования - социально-культурно деятельность сельской библиотеки. ...
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности
2.1 Понятие формы социально-
Форма социально-культурной деятельности (СКД) — внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Форма — внешняя и внутренняя структура содержания деятельности. Варианты определения форм СКД:
Форма СКД — это досуговое мероприятие.
Форма СКД — способ организации деятельности учреждений культуры и предприятий туризма.
Форма СКД — внешнее выражение содержания СКД.
Форма СКД включает в понятие двоякий смысл:
- с одной стороны это способ организации досуговой деятельности;
- с другой стороны способ отбора и подачи театрально художественного материала.
Поэтому в специальной литературе под формой СКД понимаются: дискуссия, лекция, праздник города, Дворец культуры, библиотечный каталог, музейная экспозиция, кинотеатр, клуб любителей музыки, шоу-группа, городской Дом культуры, экскурсия, туристический поход, клуб «Хозяюшка», диалог, монолог и т.д.
Однако не все эти явления относятся к формам, поскольку в данном перечне:
1) присутствуют субъекты — Дом культуры, кинотеатр, клуб любителей
2) присутствуют средства СКД — библиотечный каталог;
3) присутствуют объекты — шоу-группа, клуб любителей музыки и т.д.
В понимании формы СКД существует ряд негативных тенденций:
- расширение границ в понимании форм СКД, когда включаются нехарактерные для СКД явления.
Например: формой СКД называют политические выборы, митинги, Дни политических партий и т.п. - сужение границ понятия форм СКД;
— подмена понятия форм СКД другими категориями. Например, учреждения культуры и предприятия
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Данные явления объединяют
- наличие специальных методов;
- наличие средств СКД;
- использование литературно-
художественного материала; - применение документального
материала.
Таким образом, форма СКД — структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...
... развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность является ... которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению ... детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», « ...
Праздник — самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово — наоборот. Методы театрализации — формы художественной рекламы. Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/
2.2 Классификация форм СКД
Структура форм СКД может стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены следующие признаки:
I. Субъект СКД
- формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы);
- формы работы клубных
учреждений (тематический вечер, вечер отдыха, дискотека); - формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры);
- формы работы музея (экскурсия,
выставка, экспозиция); - формы работы предприятий
туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход); - формы работы клубных
формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия); - формы работы учреждений
искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).
II. Комплексные показатели
- формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное
прослушивание, просмотр материала); - формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад);
- формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-
спортивная олимпиада).
III. Социально-демографические
1. По возрасту:
- формы работы с детьми и подростками (праздники
детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов); - формы работы с молодежью (дискотека, обряд
совершеннолетия, обряд посвящения); - формы работы с людьми
среднего возраста (30-40 лет) (вечер «Для тех, кому за…», Дни профессий); - формы работы с людьми
старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы).
2. По полу:
- формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс
моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин); - формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);
3. По семейному положению:
- формы работы с молодыми семьями (консультации
психологов, врачей, педагогов, экономиста); - формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета «Мама, папа и я — спортивная семья»);
- формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб
многодетных семей).
2.3 Услуги предприятий социальной сферы
Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...
... деятельностью, направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и классного руководителя ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ... его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, ...
Культурно-зрелищные
— М.: ООО «Книгодел», 2005. — с. 23
Услуги зрелищных предприятий:
- Демонстрация кинофильмов
- Показ спектаклей
- Показ концертов
- Показ цирковых представлений
- Экспозиция музеев и
организация выставок.
Услуги специализированных школ: обучение в музыкальных, художественных школах и школах искусства.
Услуги ПКиО:
- Посещение ПКиО
- Проведение танцевальных
вечеров - Проведение театрализованных праздников, гуляний, карнавалов, концертов и других массовых досуговых мероприятий.
Клубные учреждения.
Клуб — общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а так же для отдыха и развлечения.
Клубные учреждения — массовые культурно — просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения. Никитина Е. М. История социально-культурной деятельности. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/
Услуги клубных учреждений:
- Обучение в кружках и на курсах
- Проведение культурно-досуговых мероприятий: дискотек, концертов, тематических вечеров и т.п.
- Организация коллективного
самодеятельного творчества.
Услуги библиотек:
- Индивидуальная работа с
читателями - Организация библиотечных
каталогов - Тиражирование библиотечных
материалов
Прочие услуги культуры:
- Услуги планетариев
- Проведение лекций и докладов
- Занятия в институтах культуры
- Показ животных в зоопарках
- Другие услуги
Туристско-экскурсионные услуги — услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги, проведение экскурсий и т. д.).
Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. с. 131
2.4 Основные недостатки
Издержки теоретических
1) неосмысленна историческая
2) не исследованы механизмы
3) не изучен в полном объеме арсенал форм и услуг;
4) не изучены перспективы
5) недостаточно оперативное
6) недостаточно изучен опыт
7) на практике зарубежный опыт механически переносится на
8) наметился резкий крен на эксплуатацию платных форм и услуг учреждений культуры и предприятий туризма. В данном случае складывается ситуация, когда продукция предприятий
Бытовые услуги как фактор экономического роста
... бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения. Таким образом, сфера бытовых услуг имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также ... внерабочего времени трудящихся для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно-гигиенических ...
9) нарушается пропорция между различными группами форм и услуг СКС. На первый план вышли формы и услуги
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг СКС:
1. Приведение в соответствие основных видов досуговой деятельности населения с предлагаемыми им формами и услугами СКС.
2. Необходимо расширить диапазон применяемых форм и услуг.
3. Необходимо более активно
4. Отбор и приоритетное
5. Пропорциональное и
- группа форм просветительного характера
- группа форм рекреативно-
развлекательного направления - группа форм, направленных на развитие творческих
способностей - группа форм, рассчитанных на массовую аудиторию и
индивидуальное потребление услуг культуры - группа услуг, рассчитанных на основные услуги населения
- группа услуг, рассчитанных на возрождение национальных культурных традиций
- обязательная реализация
группы платных услуг.
Попов В.В.
2.5 Организация культурно-
В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.