Социально-культурная деятельность сельской библиотеки

Введение

библиотека социокультурный село

Актуальность темы. Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, влекут за собой перемены и в библиотечной деятельности. Они выражаются, прежде всего, в ориентации библиотек на потребности и запросы пользователей. Значимость данного культурного института отмечает в своей монографии «Библиотека и вызовы ХХI века» Д.К. Равинский, «…социальные изменения, произошедшие в последние три десятилетия, настолько существенны, что не могли не породить импульсы к радикальному обновлению облика библиотеки» [29, с. 43].

Особенно это важно для сельских библиотек, так как селам характерна замкнутость социального пространства, здесь ограничены возможности для самообразования и культурного роста: меньше фонд библиотеки, меньше количество принимаемых программ ТВ; дети ограничены в выборе досугового объединения по интересам; ниже, чем в городе, уровень образования и уровень жизни; медленнее идет освоение компьютерной техники в сельской семье. На этом фоне роль и значение сельской библиотеки существенно возрастает, т.к. именно она способна обеспечить все запросы жителей села: не только информационные, профессиональные и образовательные, но и культурно-досуговые.

Разработанность темы. Обзор литературы по теме исследования показал, что сущность библиотеки как социального института в последние десятилетия исследуется достаточно активно. Так, социальные функции сельских библиотек в историческом становлении с середины XIX по начало XXI в. отражены в публикациях по истории и организации деятельности сельских библиотек, библиотечного обслуживания сельского населения, например, в работах М.Я. Дворкиной, Ф.И. Каратыгина, М.Д. Афанасьева, В.В. Серова, Е.А. Фенелонова, М.И. Акилиной, Л.В. Куликовой, Е.К. Высоцкой, М.Г. Вохрышева, Р.С. Мотульского, С.Г. Матлиной.

Существенный вклад в теорию, методику, организацию библиотечного строительства на селе внесли диссертации М.Д. Афанасьева, В.В. Серова, Е.А. Фенелонова, А.Б. Танатаровой, З.Н. Эглит, Т.А. Тетериной, З. Шорахматова, Ю.А. Зинкявичене, Е.Ю. Качановой, И.П. Тикуновой.

Изучению социальных функций современных сельских библиотек посвящены труды отечественных библиотековедов: Ю.Н. Столярова, А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, А.В. Соколова, В.Р. Фирсова, И.А. Тимашевой, В.В. Скворцова, А.И. Пашина, И.П. Тикуновой, Т.Б. Марковой, Т.Б. Ловковой, В.Ф. Кузнецовой.

Среди работ научно-методического характера особо следует отметить книги Ю.П. Мелентьевой.

13 стр., 6159 слов

Воспитательный потенциал сельского социума

... изучить социально-педагогические проблемы воспитания сельских школьников; Описание реальной ситуации реализации воспитательного потенциала сельского социума. Объект : воспитательный потенциал сельского социума. Предмет: особенности реализации воспитательного потенциала сельского социума. Глава 1. Воспитательный потенциал сельского социума 1.1 Современный сельский социум Современный сельский социум ...

Но, несмотря на большое количество работ, в том или ином аспекте связанных с деятельность сельских библиотек, работ по исследованию социально-культурных функций современных сельских библиотек недостаточно. Между тем сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни местного сообщества.

Объектом исследования является сельская библиотека.

Предмет исследования — социально-культурно деятельность сельской библиотеки.

Цель исследования: изучение социально-культурной деятельность сельской библиотеки (на примере Александровской сельской библиотеки).

Гипотеза. Эффективность деятельности сельской библиотеки связана с особыми социальными и культурными отношениями, формирование которой целесообразно осуществить через реализацию социальных функций, востребованных на современном этапе развития общества.

Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить общую и специальную литературу по теме исследования;
  • раскрыть социальные функции библиотеки в современном обществе;
  • выявить роль сельской библиотеки как культурно-просветительского учреждения;
  • изучить социально-культурную деятельность Александровской сельской библиотеки;
  • осуществить исследование роли Александровской сельской библиотеки в социально-культурной жизни селян.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; анализ библиотечных документов: отчетов, статистических материалов; метод социологического опроса.

База исследования: Александровская сельская библиотека, филиал №8 МБУК централизованной библиотечной системы района.

1. Социально-культурная деятельность сельской библиотеки

1.1 Библиотека: понятие, социальная сущность

Библиотека — один из древнейших культурных институтов. Сам термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» — хранилище, так как назначением первых библиотек было хранение документов. Содержание данного термина менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Со времени своего возникновения и до сегодняшних дней библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты [25, с. 4].

Первоначально акцент делался на идее сохранности книг, ведь слово «библиотека», как мы отмечали выше, означает «книгохранилище». Определение библиотеки как книгохранилища сохранялось вплоть до 30-50-х, годов прошлого века. Понимание библиотеки как упорядоченного, систематизированного собрания книг и других видов документов сохранилось до наших дней.

В России ГОСТ 7.0?99 «СИБИД. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения» дает следующие дефиниции: «Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги».

Обобщающее понятие «библиотека» закреплено в ФЗ РФ «О библиотечном деле»: «библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1].

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... значимость социально-культурной деятельности в современном обществе, непрерывное развитие и совершенствование её технологий. Цель исследования: выявить и проанализировать специфику организации социально-культурной деятельности, ... главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры ...

Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои индивидуальные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом индивидуальные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться разных сфер как профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, развлечений, отдыха и туризма и др.).

Отечественные библиотековеды так определяют социальную сущность библиотеки: «это общественная библиотека, обеспечивающая социальную и культурную коммуникацию между документом и пользователем [9, с. 182].

Признаки, характеризующими библиотеку как социальный институт [8, с. 16]:

  • наличие системы правовых и социальных норм, регламентирующих деятельность библиотек России;
  • интеграция библиотеки в социально-политическую, ценностную структуру общества, ее содействие: развитию промышленного производства, культуры и искусства;
  • регулированию действий членов общества в рамках сложившихся социальных отношений;
  • созданию системы ценностей общества и отдельной личности;
  • наличие материальных средств и условий развития библиотечных ресурсов [25, с. 33].

Таким образом, библиотечный социальный институт является системным объектом и включает следующие составляющие: система библиотек (все библиотеки); система образования; система научного обеспечения; система коммуникации (конференции, семинары, журналы); система управления; нормативно-правовая система (законы и этический кодекс) [6, с. 50].

На современном этапе сущность библиотеки рассматривается через призму информационного и социокультурного подходов. В рамках информационного подхода библиотека — это организация движения во времени и пространстве документированной «памяти человечества» и выполнения информационных запросов потребителей. Социокультурный подход опирается на развитие общечеловеческих фундаментальных ценностей и передовых научных методов усвоения, развития и социализации этих ценностей. Социокультурная составляющая отражает необходимость задания смыслов библиотечной деятельности в целом (как в формировании ресурсов библиотеки, так и в их предоставлении) [7, с. 126].

Сущностное представление о библиотеке заключается в определении ее миссии, а теоретическое обоснование базируется на таких понятиях, как «социальная роль» и «функции» [9, с. 183]. Так, миссия библиотеки, т.е. её высшее предназначение, заключается в накоплении, сохранении и предоставлении культурного наследия, духовной памяти человечества, запечатленных на материальных носителях в виде документированной информации. В данном понимании миссия выражает предназначение любой библиотеки, независимо от реальной формы ее организации, от способов хранения документной информации и является неизменной (инвариантной), т.е. не зависит от времени и пространства, а также от социально-экономического и идеологического состояния общества.

10 стр., 4730 слов

Социально-культурные особенности и проблемы развития российского ...

... альтернативы социально-культурного развития российского общества. Целью данной работы является анализ социально-культурных особенностей и проблем развития российского общества. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать основные социально-культурные особенности российского общества; выявить проблемы его развития; рассмотреть ...

Если миссия идеальной библиотеки инвариантна, то социальная роль и функции библиотеки тесно связаны с историческим процессом развития общества и производны от него. Миссия библиотеки применительно к конкретным историческим этапам развития общества конкретизируется в понимании её социальной роли, которая акцентирует степень включенности библиотеки в различные сферы человеческой деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникационную, художественную, ценностно-ориентационную. Через социокультурную деятельность реализуются функции, присущие всем общедоступным публичным библиотекам.

Ведущей функцией в библиотеках является обслуживание, в т.ч. социокультурное, именно оно формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, ее место в обществе и сферу социального влияния.

Социальные функции библиотеки, по своей сути, выражают требования общества к библиотеке: что именно библиотека делает для общества, какие обязанности возлагает на нее общество, какие задачи библиотека помогает решать обществу. Иначе говоря, социальные функции библиотеки — это обобщенный перечень главных обязанностей библиотеки перед обществом и соответствуют сущности библиотеки как социального института.

В современный период традиционными социальными функциями обще-доступных библиотек являются: информационная, образовательная, культурная [15, с. 81]. Главное назначение информационной функции библиотеки заключается в обеспечении через её деятельность прав человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации. Иными словами, библиотека должна быть гарантом права на свободный доступ к информации. Особенность информационной функции библиотеки также и в том, что её деятельность осуществляется в совокупности с другими каналами распространения информации: органами научно-технической информации, интернет, средствами массовой информации, системой книгоиздания. Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на обеспечение духовного воспроизводства общества. Библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве неотъемлемого составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования, в том числе информационной культуры личности. Культурная функция библиотеки — это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие человека, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности. Библиотека являясь органичной частью культуры, в то же время представляет собой и важнейший фактор культурного развития, распространения и обновления культурного достояния стран и народов.

Сущностные функции библиотеки служат реализации её социальных функций и поддержанию деятельности библиотеки на целесообразном уровне качества. Основными сущностными функциями являются [10, с. 47]:

  • мемориальная функция, которая нацеливает библиотеку на сбор, сохранение документов, содержащих накопленные человечеством знания об окружающем мире;
  • доведение до потребителей актуальной информации;
  • развитие ресурсов библиотеки;
  • кумулятивная функция выражает требования постоянного накопления и пополнения ресурсов библиотеки (документных, материально-технических, кадровых);

— коммуникативная функция направлена на развитие деятельности библиотеки через осуществление различных связей — внутренних (библиотекари-пользователи, библиотекари-библиотекари), и внешних (библиотека-интернет, библиотека-производство, библиотека-образование и др.).

7 стр., 3083 слов

Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии

... чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького» проанализирована работа НОДБ имени А. М. Горького по продвижению чтения средствами библиографии. Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры, ...

Таким образом, социальная роль библиотеки рассматриваются как соотношение общего, особенного и единичного, которое можно представить в форме концентрических кругов, где: в центре расположена ее миссия; по периферии располагается социальная роль библиотеки, изменяющаяся во времени и пространстве; по внешней окружности располагаются функции библиотеки, содержание которых определяется миссией библиотеки, но непосредственно связано и зависит от ее социальной роли в конкретный период социально-экономического развития общества [9, с. 190].

1.2 Сельские библиотеки как культурно-просветительские учреждения

Культурную жизнь современного села невозможно представить без библиотеки, которые являются единственными бесплатными учреждениями культуры. Они — неотъемлемая и значимая часть социальной структуры села, общественной жизни местных сообществ.

Специфика сельской библиотеки определяется социокультурным пространством села, для которого свойственен комплекс особых социальных и культурных отношений, сложившихся в результате исторического, социально-экономического и культурного развития [4, с. 10].

Современное представление о сельской библиотеке раскрывается в следующих требованиях [4, с. 10]:

1) центр, работающий на объединение сельского социума в единое сообщество;

2) центр культурного и интеллектуального досуга, общения и просвещения, с особой ролью в сохранении и популяризации местной культуры;

3) центр доступа к информации для жителей села, включая обеспечение права на доступ для особых, проблемных групп сельского населения;

4) центр непрерывного образования для всех сельских жителей, от детей до людей третьего возраста;

5) институт социализации, помогающий жителям села адаптироваться в современном обществе и решать свои жизненные проблемы;

6) институт открытого общества, активно ориентирующий свои услуги, проекты и программы на приобщение сельских жителей к активной общественной жизни.

Деятельность современных сельских библиотек многогранна и разнообразна: сохранить и передать культурные традиции во времени и пространстве, обеспечить память поколений, создать особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду, способствовать повышению уровня культурных и образовательных потребностей социума.

Наиболее распространенным вариантом развития сельской библиотеки становится многофункциональная модель учреждения, одинаково эффективно выполняющего различные социальные функции. Сотрудники библиотек осуществляют информационную и культурно-просветительную работу на основе партнерских отношений с различными учреждениями, находясь в тесном контакте со всеми организациями на селе. Особенно интенсивно развивается сотрудничество со школами. Совместно составляются планы работы и проводятся библиотечные уроки, литературные часы, выставки; ведется активная работа по организации внеклассного чтения, летнего отдыха детей. Культурно-досуговой и просветительской работой библиотек охвачены и люди старшего поколения, ветераны, инвалиды.

14 стр., 6919 слов

Педагогическое творчество учителя в сельской школе

... условий труда и деятельности учителя сельской школы; Рассмотреть отечественный опыт педагогического творчества; - Проанализировать новые инновационные методики в образовательной деятельности сельской школы. Курсовая работа состоит ... другому; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. отсроченность результатов творческих поисков педагога. В ...

В качестве приоритетных функций сельских библиотек в настоящее время исследователи отмечают образовательную, досуговую, развлекательную, самообразовательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, музейную, а также функцию социальной помощи населению [5, с. 26].

Остановимся подробнее на наиболее значимых направлениях работы сельских библиотек. Так, в связи с увеличением информационных потоков и их разнообразием в обществе постоянно возрастает значимость информационной культуры, что требует от человека знания законов информационной среды, умения ориентироваться в больших объемах информации.

Первичность информационной культуры заключается в том, что во многом именно на ее основе формируются политическая, правовая, философская, научная, художественная культура. В сфере деятельности библиотек — это содействие развитию культуры чтения, культуры информационного поиска, критического отношения к получаемой информации [19, с. 11].

Еще один немаловажный аспект — формирование культуры семейного чтения. Работа библиотечных специалистов в данном направлении очень важна, поскольку многие семьи не прививают детям интерес к книге, что неблагоприятно сказывается на успеваемости, развитии мышления и речи. Сельские библиотеки стремятся исправить это, проводя встречи, беседы, массовые семейные праздники и литературные вечера, конкурсы на лучшую читающую семью.

Неотъемлемую часть культуры общества — правовая культура, которая предполагает знание основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Повысить уровень формирования правовой культуры способны и сельские библиотеки, их читатели могут оперативно ознакомиться с изменениями в законодательстве, правовыми документами, получить аналитический консультационный материал. Кроме того, сотрудники библиотек осуществляют индивидуальное информирование по правовой тематике, проводят массовую работу по правовому просвещению населения. А для учащихся сотрудники библиотек правовую культуру формируют в ходе проведения деловых игр, познавательных часов, викторин, конкурсов письменных работ.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи: формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодоление потребительского отношения к природе; популяризация здорового образа жизни; воспитание любви к природе.

Работа многих сельских библиотек включает и эстетическое воспитание. В этом направлении в библиотеках создаются клубы и кружки для разных возрастных групп, задача которых — интеллектуальное общение в кругу близких по духу людей, увлеченных творчеством, содействовать духовному развитию личности, ее творческих способностей. В библиотеках проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству как поэтов-классиков, так и своих земляков, презентации новых книг.

16 стр., 7705 слов

Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании ...

Описать формы и методы деятельности библиотекаря; Объект исследования – школьная библиотека. Предмет исследования – педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании читательской культуры; Методологическая основа исследования – сочетание теоретических и практических методов: анализ, синтез, наблюдение. Научная ...

Следующее важное направление в работе сельских библиотек — работа по возрождению национальных традиций, обычаев, изучению фольклора, народной культуры: это записи воспоминаний старожилов, изучение родного языка, формирование книжного фонда на национальных языках, оформление музейных экспозиций, проведение национальных праздников и т.д. Совместно с различными учреждениями села, работники библиотек проводят народные праздники и гулянья, праздники села, выставки-аукционы изделий местных мастеров. Сохранение исторической памяти, воспитание интереса и уважения к истории родного края, особенно в среде подрастающего поколения, также находится в сфере деятельности сельских библиотек. Цель такой работы — воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю.

Большую работу библиотеки проводят с семьей, обращая внимание общества на семейные ценности.

В настоящее время многие сельские библиотеки всевозможными формами работы стараются поддерживать социально незащищенные категории населения, помогают им адаптироваться в обществе, в том числе для пенсионеров, для людей с ограниченными. При этом, свою работу сельские библиотеки осуществляют в сотрудничестве с органами местного самоуправления, районными советами ветеранов, центрами социальной поддержки населения, социально-реабилитационными центрами, школами, детскими садами, медицинскими учреждениями. В исследованиях, посвященных сельским библиотекам, под функцией социальной помощи понимается «обеспечение библиотечными средствами всех форм поддержки жителей села в преодолении трудностей жизни» [5, с. 27]. К примеру, это может быть помощь в оформлении документов пожилым людям, поиск для малоимущих семей информации о возможностях материальной поддержки, помощь в социализации трудным подросткам. Библиотекари оформляют тематические стенды, создают папки с материалами, подбираемыми в соответствии с запросами пользователей по таким темам, как права потребителей, льготы и пенсии, трудоустройство, регистрация прав на недвижимость и т.д.

Особая категория читателей сельских библиотек — инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села (сокращение численности населения, безработица, отсутствие социальной и транспортной инфраструктуры и др.) такая помощь является актуальной и своевременной.

Среди жителей современных сел много безработных — как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

Много внимания сельские библиотеки уделяют молодежи. При этом главным объектом внимания являются трудные подростки. Опыт показывает, что именно библиотека способна стать местом, где подросток может восстановить душевное равновесие, найти сочувствие и понимание, а также квалифицированную информационную помощь в решении своих проблем [24, с. 18]. Совместное участие в походах, посадке деревьев, уборке территории сел помогает ребятам социализироваться, приучаться к труду.

Библиотеки на селе ведут также большую профориентационную работу с молодежью. Сотрудники библиотек осуществляют подбор литературы о профессиях, издают тематические буклеты, составляют списки популярных и востребованных профессий, проводит деловые игры, информационные часы, направленные на развитие интереса к миру профессий, изучение рынка труда и формирование умения найти в нем свою профессиональную нишу.

Сельские библиотеки выполняют и такую важную миссию, как популяризация здорового образа жизни. Так, библиотеки проводят тематические беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголизма, курения, наркомании. Кроме того, в библиотеку с профилактическими беседами, консультациями приглашаются медицинские специалисты.

Одна из функций библиотек — организация досуговой деятельности. Современная специфика культурно-досуговой деятельности библиотек проявляется в том, что она распространяется не только на пользователей библиотек, но и в целом на сельское население. Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это: литературные вечера; читательские клубы; клубы по интересам; встречи с деятелями культуры, искусства и т.д.; выступления художественной самодеятельности (чаще — литературного и театрального характера); краеведческие вечера; просветительские лекции; вечера памятных дат; праздники, чествования; конкурсы и т.д.

Таким образом, обзор литературы по проблеме социально-культурной деятельности сельских библиотек, позволил нам сделать следующие выводы.

Главная цель деятельности сельской библиотеки — обеспечение свободного доступа пользователей к информации и знаниям, организация содержательного досуга. В то же время, современная сельская библиотека — это центр культурного и интеллектуального досуга и просвещения сельского социума, который осуществляется через: формирование системы ценностей данного сообщества; развитие гражданской активности сельских жителей; непрерывного образования для всех сельских жителей, от детей до людей третьего возраста. При этом, сотрудники библиотек осуществляют информационную и культурно-просветительскую деятельность на основе партнерских отношений с различными учреждениями, работают в тесном контакте со всеми организациями на селе.

Современная сельская библиотека, оставаясь практически единственным социально-культурным центром на селе, способствует общению и сближению жителей села, объединению различных по социальному статусу слоев населения. И, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются сельские библиотеки (сокращение численности населения; недостаточное финансирование; недостаточная телефонизация и отсутствие доступа к сети Интернет; отсутствие собственного транспорта и др.), — продолжает выполнять свои просветительские, коммуникационные и культурно-досуговые функции: читательские конференции, диспуты, вечера, заседания клубов, презентации книг и журналов и т.д.

2. Александровская сельская библиотека как фактор формирования социокультурного пространства

2.1 Общие сведения о сельской библиотеке

Александровская сельская библиотека является филиалом №8 МБУК ЦБС. Расположен филиал на территории МО Александровский сельский совет, по адресу:

Заведующая

Книжный фонд составляет — 11476 экземпляров, в т.ч. периодических изданий — 1182 (13 названий, из них 5 для детей и 6 для подростков и юношества).

Пользователей библиотеки — 412 человек. Книговыдача — 20550, кол-во посещений — 7421. Комплектование фондов производится централизованно через отдел ЦБС, с учетом интересов пользователей. В течение года в фонд библиотеки поступило 348 экземпляров книг и 167 экземпляров журналов.

В сельской библиотеке имеется два каталога алфавитный и систематический, а также ведутся тематические папки. Работа с каталогами ведется своевременно, приобретенные книги описываются и расставляются в каталоги, а также изымаются карточки на списываемую литературу. Материалы в тематических папках пронумерованы и составлены в списки, какой информационный материал находится в той или иной папке.

Библиотека осуществляет следующие виды деятельности:

  • участвует в формировании фонда библиотеки посредством изучения читательского спроса, подписки на периодические издания;
  • обеспечивает учет и сохранность библиотечного фонда;
  • формирует справочно-библиографический аппарат библиотеки;
  • предоставляет пользователям информацию о составе фондов библиотеки;
  • предоставляет во временное пользование документы из своих фондов;
  • организует и проводит библиотечные мероприятия.

Основное направление работы Александровской сельской библиотеки — культурно-досуговая деятельность.

Миссия библиотеки — информационное обеспечение и поддержка непрерывного образования учащихся, а также всех групп читателей.

Цель библиотеки — максимальное удовлетворение нужд потребителей населения в библиотечном обслуживании.

В соответствии с годовым планом работа библиотеки была направлена на реализацию следующих задач:

  • организация работы библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра.
  • расширение контингента пользователей библиотеки, совершенствование методов работы с различными категориями читателей;
  • развитие интереса к книге, продвижение чтения;
  • формирование художественной культуры, нравственных основ, семейного чтения;
  • привитие читателям навыков информационной культуры;
  • содействие образованию и воспитанию населения, повышение его культурного уровня, популяризация здорового образа жизни;
  • проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей пользователей, их отношения к библиотеке, а также получения оценки качества предоставляемых ею библиотечных услуг.

Основные группы пользователей библиотеки: дети, юношество, студенты; люди старшего поколения, инвалиды; учителя, воспитатели; цветоводы, рукодельницы, садоводы.

Свою работу библиотека планирует и координирует с СДК и школьной библиотекой. Для привлечения новых читателей используем различные формы работы — экскурсии по библиотеке, рекомендательные беседы, презентации книжных выставок, литературные часы, массовые мероприятия и др. При этом, библиотека работает в тесном контакте с администрацией села, с образовательными учреждениями, МБУК «Александровская БС».

2.2 Деятельность сельской библиотеки

Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения — развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы — максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

  • цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);
  • неделя «Мир профессий» (февраль);
  • районный смотр-конкурс (март);
  • неделя детской и юношеской книги (март);
  • дни экологической культуры (апрель);
  • день семьи в библиотеке (май);
  • летнее чтение детей (июнь-август);
  • день знаний (сентябрь);
  • экскурсия по библиотеке (октябрь);
  • цикл мероприятий к Новому году (декабрь);
  • дни информации (в течение всего года).

Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%).

Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи — люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%).

Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие — аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков — экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.

2.3 Исследование значения и роли библиотеки в жизни села

Фундаментальные изменения, вызванные развитием прогресса, затрагивают в числе прочих и сферу функционирования библиотек: к организации деятельности этих учреждений культуры предъявляются новые требования и стандарты. И перспективу своего развития библиотека видит не в узком приоритете деятельности (краеведение, экология и др.), а в том, чтобы стать центром социально-культурной жизни для жителей села.

Для получения достоверной информации о том, какую роль играет библиотека в жизни нашего села, проведено социологическое исследование.

1) Среди школьников. В опросе приняли 65 учащихся 5-10 классов.

Анализ опроса показал, что читающим себя назвали — 31% опрошенных; любят читать — 22%; читают много и с удовольствием — 15%; не читают совсем — таких нет.

На вопрос «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся в основном отдают предпочтение программной литературе. За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет.

Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. Большинство ребят (82%) уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 18% ребят назвали книгу, объясняя это тем, что чтение книги улучшает память.

На вопрос: «Какую литературу больше любите читать?» получили ответы: предпочитаемым жанром являются: приключения — 36,7%; мистика — 30%; фантастика — 33%; детективы — 28%; юмористические произведения — 22%. Понравившиеся книги есть только у 30% опрошенных.

Любимыми произведениями художественной литературы для современных школьников являются «Гарри Поттер», «Властелин колец».

Из анализа ответов на вопрос видно, что дети, безусловно, читают, но иначе, чем их родители: практически исчезает «чтение для души», для самопознания, самосовершенствования. Молодое поколение читает большей частью с практическими целями и чаще всего с экрана монитора.

2) Среди взрослого населения села. Приняли участие в опросе 50 читателей в возрасте 35 — 55 лет, из них: 53,5% — женщины, 46,5% — мужчин.

Опрос взрослых читателей библиотеки показал следующее.

На вопрос «Как часто Вы посещаете библиотеку?» — 50% респондентов ответили, что раз в неделю и столько же — 50% — по необходимости.

Всех читателей устраивают график и качество работы библиотеки.

Вопрос: «Как изменилось обслуживание в библиотеке за последние 2-3 года?» Ответы: Стало значительно лучше — 83,6; немного лучше — 10,9; ничего не изменилось — 5,1; стало хуже — 0. Такая высокая оценка деятельности библиотеки связана с улучшением книжных фондов — 72,3% опрошенных отмечают, что фонды однозначно стали лучше.

«Как вы, в целом, оцениваете изменение книжных фондов библиотеки, с точки зрения удовлетворения своих читательских потребностей?» Однозначно стали лучше — 72,3%; в чём-то лучше, а в чём-то ухудшились — 18,5%; стали беднее — 1,6%; затрудняюсь ответить — 7,6%.

На вопрос «С какой целью вы посещаете библиотеку?», получены ответы, подтверждающие, что цели остаются традиционными для сельской библиотеки. В первую очередь — это чтение художественной литературы как способ отдыха и свободного времяпровождения: взять художественную литературу — 72,9%; посмотреть интересный журнал — 40,3%; почитать газету — 22,1%; поискать в сети Интернет что-нибудь интересное — 26,1%; поискать необходимую информацию по своей работе — 19,3%; взять литературу для детей — 16,5%; посмотреть литературу по животноводству, садоводству, пчеловодству и т.п. (в помощь организации личного хозяйства, подворья) — 13,6%; другое — 0,6%.

Соотношение возраста и цели посещения библиотеки

На графике (рис.) показана зависимость возрастных характеристик читателей и их читательскую активность. Как видим, взять художественную литературу — 72,9%; посмотреть интересный журнал — 40,3%; почитать газету — 22,1%; поискать в сети Интернет что-нибудь интересное — 26,1%; поискать необходимую информацию по своей работе — 19,3%; взять литературу для детей — 16,5%; посмотреть литературу по животноводству, садоводству, пчеловодству и т.п. (в помощь организации личного хозяйства, подворья) — 13,6%; другое — 0,6%. Следует обратить внимание, что на третьем месте в рейтинге целей посещения библиотеки — поиск в сети Интернет интересной информации. Этот интерес позволяет реализовать целую систему познавательных потребностей. Это формирует также перспективу востребованности библиотеки, потому что уровень доходов жителей села не может гарантировать наличие индивидуального домашнего компьютера. Как видим, пик читательской активности приходится на возраст 36-45 лет.

Обеспечение свободного доступа к информации является стержнем в сфере библиотечного дела. Благоприятной возможностью, реализуемой библиотекой, является предоставление информации читателям с помощью сети Интернет. В целом — 54,4% читателей пользуются сетью регулярно; иногда -35,7%; не ответили на вопрос 9,9%. Основные цели использования Интернета в библиотеке среди пользователей: получить интересную информацию для учёбы (37,9%), для работы (30,5%), там много интересного (25,5%), развлечься (2,1%).

Таким образом, библиотека посредством предоставления доступа в сеть Интернет реализует познавательные и информационные потребности селян. Это означает, что сельская библиотека становится центром деловой информации. Доступность нового пласта информации констатируют 36,9% опрошенных читателей.

Благодаря оснащенности электронными средствами фонды библиотеки не просто увеличились, но и изменили способ и время получения информации. Так 78,9% опрошенных отмечают, что доступ к информации стал более лёгким, 14,8% — немного лёгким, и только 4,4% читателей констатируют, что ничего не изменилось (2% не ответили на вопрос).

Следует сказать, что такие высокие показатели обеспечивает не только система Интернет. Здесь и труд сельского библиотекаря с каждым читателем индивидуально.

Ответы на вопрос «Что значит для вас «читать»?

Вопросы

Ответы, %

Читать художественную литературу

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-bibliotek/

76,3

Читать журналы

45,4

Читать газеты

38,8

Читать специальную литературу

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-bibliotek/

28,8

Читать литературу, статьи в Интернет

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-bibliotek/

25,5

Изучать словари, справочники

14,2

Слушать аудиокниги

1,9

Как видим, самыми читаемыми каждодневными источниками являются газеты и журналы, — и это отличает читателей села от жителей городов, где наблюдается снижение чтения газет и журналов, хотя в целом художественная литература остаётся самым читаемым источником. У трети сельских специалистов сформирована потребность в профессиональных источниках. При этом, основная часть ответивших читателей обращается в библиотеку, чтобы получить конкретную книгу или статью — 56,2%; подобрать литературу по теме — 56,2%; получить конкретную информацию — 46,2%.

Кроме того, анализ опроса показал потребность в специальной литературе 22%, научно-популярной — 22%, учебной литературы — 7%, детской литературы — 24%. Ощущают недостаток информации, касающейся современных молодежных проблем — 15% респондентов, в области семейных отношений — 12% опрашиваемых. Фонды имеющихся изданий спортивной тематики не удовлетворяли — 28% читателей.

Сегодня происходит переосмысление роли библиотек в жизни местного сообщества. Большинство читателей констатируют положительную деятельность библиотеки в организации свободного времени селян. При этом, библиотека посредством своей деятельности оказывает положительное воздействие и на такие значимые социальные институты, как семья, школа, взаимоотношения селян и в рабочих коллективах. Так, на вопрос «Способствует ли библиотека организации вашего свободного времени, делая его интереснее?», получены ответы: да — 78,8%; нет — 6,5%; затрудняюсь ответить — 14,7%. На вопрос: «На какие сферы жизни и деятельности села библиотека стала оказывать более ощутимое влияние?», ответы распределились следующим образом: на деятельность школы — 39,7%; на взаимоотношения селян — 24,4%; на взаимоотношения в вашей семье — 14,6%; на отношения в вашем рабочем коллективе — 8,7%; на деятельность других организаций и учреждений вашего села — 11,1%; не чувствую влияния — 19,2%.

Выполняя свою традиционную роль, оставаясь центром чтения, в ситуации разрушения некоторых традиционных институтов, библиотека становится центром досуга и центром общения для трети читателей села. На вопрос: «Чем является библиотека для жителей нашего села?», получены ответы: центром чтения — 71%; центром общения — 35,2%; центром организации досуга — 31,4%; центром профессиональной информации центром правовой информации — 9,5%.

Посещают мероприятия, проводимые в библиотеке — 68% жителей села; не бывают на них по причине занятости или плохого здоровья — 32%.

На вопрос «Довольны ли вы организацией работы с детьми и подростками в библиотеке?» утвердительно ответили 64% пользователей, частично — 36%. При этом организацию работы с молодыми семьями с маленькими детьми и их семейному отдыху, оценивают положительно лишь — 11% пользователей библиотекой, частично довольны оказались — 86%, а 3% этой работой недовольны. А на вопрос «Что необходимо изменить в работе библиотеки?» респонденты ответили: необходимо компьютеризировать библиотечную работу (55%), расширить помещение библиотеки (24,5%), организовать работу для детей дошкольного возраста (87%), проводить больше массовых мероприятий с семьей (78%).

Таким образом, опрос позволил сделать следующие важные выводы:

1) Библиотека востребована селянами.

2) У сельских читателей существуют устойчивые информационные потребности, которые без библиотечного обслуживания не могут быть удовлетворены.

3) Библиотека сохранила свою главную функцию — способствовать развитию чтения, предоставлять доступ к источникам информации различного вида.

4) Чтение видоизменяется: сегодня в понятие «чтение» входит не только традиционное чтение «с листа», но и чтение — «с экрана».

5) Библиотека выполняет функции досугово-развлекательных институтов, откликаясь на социально-значимые мероприятия на селе.

Как показало наше исследование, в современных условиях устанавливаются новые приоритеты деятельности сельских библиотек, значительно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре села. На первый план выходит роль библиотеки как центра развития местного сообщества. Активно взаимодействовать с общественностью, учреждениями образования, с администрацией и другими организациями села, позволяет программно-проектная деятельность библиотек, которая является одним из наиболее эффективных современных способов активизации местного населения. Поэтому, на базе Александровской сельской библиотеки можно предложить к реализации социально-значимый проект «Библионяня».

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста с. Александровка и их родители (а также бабушки и дедушки).

Проект «Библионяня» — это не альтернатива дошкольному учреждению. Она создается не для того, чтобы присматривать за детьми, а для развития их творческих способностей интереса к книге и чтению с раннего возраста.

Цель проекта «Библионяня»: содействие процессу организации дошкольного образования, обучения и развития детей дошкольного возраста; предоставление родителям возможностей в получении информации о разных аспектах воспитания и развития детей и подготовки их к школе, а также помочь родителям организовать интересный культурный досуг для детей, привить детям любовь к книгам и библиотеке.

Задачи проекта:

1) Организовать работу группы развития детей дошкольного возраста посредством проведения цикла мероприятий по образованию, обучению;

2) Осуществить информирование родителей о разных аспектах воспитания и развития детей и подготовки их к школе посредством организации Школы родителей;

3) Организовать досуг молодых семей с детьми дошкольного возраста, провести цикл семейных праздников;

4) Научить детей пользоваться книгами, привить любовь к библиотеке как к интересному месту с дружественной атмосферой.

5) Наладить выпуск печатной продукции из серии «Советы библионяни».

Проект включает циклы занятий с детьми, такие как: «Растем, играем, учимся»; «По дороге к Азбуке»; «Пальчик-мальчик, где ты был? Веселый счет»; «Здравствуй, мир!», «Школа Самоделкина»; «Театр-студия «Карамелька»». А также целый арсенал традиционных и инновационных форм индивидуальной и групповой работы: громкие чтения, беседы о прочитанном, викторины, рисование, лепку, аппликацию, оригами, развивающие, ролевые, подвижные игры и др. Совместное занятия или прочтение книги позволяет незаметно, в игровой форме, развивать речь ребенка, его творческое мышление. Родители же получат дополнительную поддержку и помощь в воспитании детей со стороны библиотекаря. Все это даст новую жизнь библиотеке — она станет местом семейного общения, местом проведения досуга юных сельчан. А главный итог, — дети станут пользователями библиотеки на долгие годы.

Таким образом, проведя анализ деятельности библиотеки можно сделать следующие выводы.

Александровская сельская библиотека является не только информационным центром, но и центром общественной и культурной жизни людей села, каждодневно доказывая свою значимость в деле формирования и обновления социокультурной среды в селе.

Выполняя социокультурную функцию, удовлетворяет все потребности населения (информационные, образовательные, культурно-досуговые), становится центром общественной жизни и вносит весомый вклад в духовное и нравственное развитие селян. Анализ показал, что все слои населения села, с удовольствием приходят в библиотеку, потому что в ней созданы все условия для приятного и полезного времяпровождения. То есть, нынешняя библиотека — это не просто книгохранилище, это одновременно игротека, видеотека, музей, музыкально-театральная сцена, учебное место, компьютерный комплекс, детский клуб по месту жительства и прочее.

Специфика культурно-досуговой деятельности библиотеки заключается в особенности культурно-досуговых программ, проводимых в библиотеке. Основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто используемые в практике библиотеки, это — литературные вечера, читательские клубы, клубы по интересам, выставки, просветительские лекции, вечера памятных дат, встречи с интересными людьми и т.д. Для работы с детьми основные формы это — конкурсы, викторины, литературные игры, инсценировки и т.п.

С целью исследования роли сельской библиотеки в социально-культурной жизни селян проведен социологический опрос, который показал, что библиотека востребована селянами. При этом, было высказано пожелание — организовать работу для детей дошкольного возраста и проводить больше массовых мероприятий с семьей. С этой целью предложен проект «Библионяня», направленный на оказание помощи родителям организовать интересный культурный досуг для детей, привить детям любовь к книгам и библиотеке.