Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи

Актуальность проблемы связана с постоянно возрастающей ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе.

Практика подтверждает, что для развития связной речи недостаточно одних способностей. Единственный путь, который ведет школьника к дальнейшим целям — это систематические занятия, продуманные от начала и до конца, основанные на передовых данных психолого-педагогической науки [21].

Особенно актуальным все это является при обучении детей с нарушениями речи.

Появление проблем с речью в младшем школьном возрасте неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает испытывать трудности в последующей жизни.

Сегодня множество детей страдает общим недоразвитием речи (ОНР).

С диагнозом ОНР полноценное развитие речи становится актуальной проблемой. С детьми с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа [3].

Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком — это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

В связи с вышесказанным, рабочей гипотезой нашего исследования является предположение о том, что поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня.

Степень научности и разработанности исследования. В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе. Р.Е. Левина отмечает сложную организацию связной речи и указывает на необходимость специального речевого обучения. Однако, пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития связной речи в школьной логопедии, по оценке Т. А. Ладыженской, ещё недостаточно сформирована. Это вынуждает учителей-логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям, опираться на приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.

12 стр., 5583 слов

Беседа как средство развития речи детей дошкольного возраста

... приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей (20, с. 21). Беседа выявляет, как велика у детей ...

Объект исследования — связная речь детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования — развитие навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель исследования — теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия развития навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

  • Проанализировать педагогическую, логопедическую, психологическую литературу по развитию связной речи младших школьников;
  • Выявить особенности развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня;
  • Разработать методические приемы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня и проверить их эффективность в экспериментальной работе.

Методологической основой исследования является:

  • концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина;
  • теоретические положения о развитии нормального и аномального ребенка Л.С.

Выготского, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой;

  • системно-комплексный подход к обучению детей с различными формами дизонтогенеза П.К. Анохина, А.Г. Асманова;
  • учение о зоне ближайшего развития Л.С.

Выготского.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • формулирование выводов;
  • Эмпирические: педагогический эксперимент;
  • методика выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой, тестовая методика Т.А. Фотековой, интерпретация результатов исследования.

Новизна исследования заключается в том, что в работе нами применена комплексная логопедическая работа по развитию навыков пересказа младших школьников с ОНР III уровня.

Теоретическая значимость исследования: исследование расширяет научные представления о развитии связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе применения комплексной логопедической работы.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что комплекс логопедических занятий, направленных на развитие навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, использованный нами в работе, оказался эффективным. Это было доказано при помощи анализа влияния использованных методических приемов на развитие навыков пересказа у детей с ОНР, что позволяет использовать их учителям и логопедам в работе с детьми с ОНР III уровня.

Этапы исследования:

I этап: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

IIэтап: констатирующий этап исследования.

III этап: формирующий этап исследования.

IV этап: контрольный этап исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Развитие связной устной речи нормально развивающихся детей

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание, называют связной речью. По мнению С. Л. Рубинштейна, связностью является «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Отсюда следует, что основная характеристика связной речи — это ее «понятность для собеседника» [41, с. 314].

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... понимание. Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать ... временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов. 3.1. Развитие речи ребенка от ...

Связная речь — это речь, отражающая все значимые стороны своего предметного содержания. Причинами несвязной речи могут быть отсутствие осознанности и представления связи в мысли говорящего, или ненадлежащие выявление этой связи в его речи.

Связная монологическая речь представляет собой проблему, которая имеет большое количество различных аспектов, является предметом изучения разных наук, таких как психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальной методики.

Рассматривая литературу по данному вопросу, мы сделали вывод, что, определяя понятие, упор часто ставится именно на слово «связная». Из-за этого под понятием «связная речь» подразумевает даже такую единицу речи, как предложение, основываясь, на связке слов в предложениях. К тому же, психологическая и психолингвистическая литература, говорит о связной (монологической или контекстной) речи, относит ее к сложному виду речевого общения, называя ее особым видом речемыслительной деятельности, который имеет более сложную структуру, нежели в предложениях или диалогической речи.

Таким образом, связная монологическая речь представляет собой проблему, которая имеет большое количество различных аспектов, является предметом изучения разных наук, таких как психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальной методики.

Связную речь считают самой сложной формой речевой деятельности, тяжело нарушающейся у детей с разными формами дизонтогенеза. Младшие школьники с ОНР с большим трудом создают замысел связного высказывания.

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются в среднем дошкольном возрасте, а иногда и только к началу старшего дошкольного возраста;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е.

ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

  • Речь детей с ОНР малопонятна.

У наименее активных детей пониженная активность припоминания, может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития.

1.3 Особенности развития связной устной речи у детей с ОНР

Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов (особенно в фонетике), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, что в некоторых случаях является довольно полноценным стабилизатором поведения. Здесь больше выражаются «склонности к неожиданному развитию, к перенесению наработанных речевых навыков в условия раскованного общения, позволяя компенсировать речевые недостатки до поступления в школу», по мнению Л. С. Волковой [31, с. 516].

4 стр., 1749 слов

Уровни исследования отражения в психологии

... особенно важное положение состоит в том, что в понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, ... требование полностью распространяется и на конкретно-научное изучение психики, на психологию. Путь исследования чувственных явлений, идущий от внешнего мира, от вещей, есть путь ...

Р. Е. Левина в 1969 году разработала периодизацию проявления общего недоразвития речи: «начиная полным отсутствием речевых средств общения заканчивая развернутыми формами связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития» [28, с. 86].

Выдвинутый Р. Е. Левиной подход дал возможность отступить от описаний только отдельно взятых проявлений речевых недостатков и начать представлять целостную картину аномалий в развитии ребенка по ряду параметров, которые могут отражать состояние языковых средств и коммуникативного процесса.

Таким образом, большинство детей с ОНР имеют некоторое количество специфик в приобретении умения развивать предложенную тему. При качественном анализе выделяются различные степени овладения этим умением: начальная стадия — полная неспособность верно развить замысел, который был заложен в зачине, следующая стадия — наметившаяся тенденция делать это верно. Характерным для таких детей является недостаточность смысловой обработки содержания зачина, они не умеют выделять в нем ключевые смысловые звенья.

1.4 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие навыков пересказа у учащихся младших классов с ОНР III уровня

Анализируя литературу по данной теме, мы выявили наиболее освещённые вопросы по развитию навыков пересказа.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями (В.П. Глухов, А.М. Бородич, Э.П. Короткова).

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения их соответствия языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Выводы по главе 1

ОНР представляет собой сложные расстройства речи, которые сопровождаются нарушением формирования всех звуковых и смысловых компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи является очень серьезным препятствием в обучении детей, как на начальном этапе обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.

В результате проведения теоретического анализа нами было выяснено, наиболее эффективным на сегодняшний день подходом в развитии навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи, является организация поэтапной работой, которая начинается с небольших пересказов с помощью взрослого, затем продолжается с прохождением этапа пересказа с опорой на наглядный материал и заканчивается пересказом средних и объемных текстов без помощи. Однако, на наш взгляд, она не всегда оказывается достаточно эффективной при работе с младшими школьниками с ОНР, вследствие чего необходимо разработать дополнительные методические приемы по оптимизации логопедической работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР.

14 стр., 6694 слов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

... тему актуальной. Цель моего исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. 1. Определение понятия «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования Воспитание ... игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с ...

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента

В исследовании приняло участие 10 учащихся младших классов с логопедическим заключением ОНР III уровня. Группа комплектовалась из учащихся параллели 1-2х классов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На 1 этапе исследования был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, были определены цель, задачи и гипотеза исследования.

На основании проведенного теоретического анализа исследования были определены методы, методики для проведения исследования.

Далее был проведен констатирующий этап исследования. На данном этапе проводили диагностику по выбранным методикам, проводили анализ полученных данных, формулировали выводы.

После проведения констатирующего этапа был проведен формирующий этап исследования с группой детьми с ОНР.

После апробации методических приемов по организации логопедической работы по развитию навыков пересказа у учащихся 1-2 классов с ОНР III уровня была проведена контрольная диагностика для анализа эффективности формирующего этапа исследования. Для этого мы проводили повторную диагностику и сравнивали полученные результаты с результатами первичного констатирующего эксперимента.

III уровень — средний уровень. Характеризуется умением передать основной смысл, сформированностью речевой активности, несформированностью умения лексико-грамматического оформления.

IV уровень — высокий уровень. Характеризуется умением передать основной смысл, сформированностью речевой активности, сформированностью умения лексико-грамматического оформления.

Результаты констатирующего эксперимента предоставлены нами далее.

2.2 Результаты экспериментального исследования

Результаты констатирующего этапа исследования по тестовой методике экспресс-диагностики устной речи детей Т. А. Фотековой отображены в прил. 2 (табл.1)

В результате анализа результатов пробы на выявление уровня развития навыков пересказа по методике Фотековой получены следующие данные: I уровень был показан 3 испытуемым, II уровень был показан 4 испытуемыми, III уровень был показан 2 испытуемыми, IV уровень был показан 1 испытуемым (прил. 2, рис.1).

Дополнительно была проведена оценка по заданию «Пересказ прослушанного текста» Т. А. Фотековой. Результаты предоставлены в прил. 2. (табл. 2)

После анализа выполнения задания «Пересказ прослушанного текста» получен следующий результат: I уровень был показан 3 испытуемым, II уровень был показан 4 испытуемыми, III уровень был показан 2 испытуемыми, IV уровень был показан 1 испытуемым (прил. 2, рис. 2).

Следовательно, можем констатировать, что испытуемые показали результаты, не соответствующие возрасту в части владения навыками пересказа. Далее нами были апробированы методические приемы по организации логопедической работы по развитию навыков пересказа у учащихся 1-2 классов с ОНР III уровня. Описание формирующего и контрольного этапов исследования можно увидеть в 3 главе.

Выводы по главе II

Практическое исследование было проведено в 2016 году. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом ОНР III уровня.

Для исследования была выбрана 4 серия заданий тестовой методики экспресс — диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой (2000г.) Дополнительно была проведена методика выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой.

В ходе анализа констатирующего эксперимента выявлено, что испытуемые показали результаты, не соответствующие возрасту в части владения навыками пересказа.

Глава III. Методические приемы по организации логопедической работы по развитию навыков пересказа у учащихся 1-2 классов с ОНР III уровня

3.1 Основные направления логопедической работы

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них навыков пересказа. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития. Исследования и логопедическая практика показывают, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи, что обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического).

Дополнительные трудности в овладении навыками пересказа могут быть связаны с наличием у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе принципа коммуникативного подхода к развитию навыков пересказа у детей с ОНР. Использовались разнообразные, в том числе, игровые формы и приёмы обучения, способствующие активизации речевых проявлений детей, побуждающие к монологическим высказываниям; усваивались различные языковые средства построения развёрнутых сообщений.

Основные направления включали в себя следующее:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • обучение правильному употреблению языковых средств;
  • формирование навыков пересказа текста с опорой на сюжетные картинки, помощь взрослого;
  • формирование навыков пересказа без посторонней помощи.

3.2 Содержание логопедической работы

Проводимая нами коррекционно-логопедическая работа по развитию навыков пересказа была тесно связана с обучением детей другим видам монологических высказываний. Работа проводилась поэтапно параллельно на фронтальных и индивидуальных занятиях. Сначала шла работа по развитию лексико-грамматического строя речи, ориентировке во времени и пространстве, плавно включая элементы по развитию связной речи. На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения мы включали работу по лексике и грамматике, обучению составлению предложений по картинке, пересказу сказок, так как обучение пересказу рекомендуется начинать именно со сказок. Нами была сделана подборка произведений для пересказа по нарушенным звукам. Здесь широко использовались возможности компьютера в соответствии с санитарными нормами.

  • предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста, когда поочерёдно каждый ребёнок пересказывал по одному из последовательных фрагментов рассказа, к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом;

— предусматривается использование составления пересказов по компьютерным слайдам, рисование на сюжет пересказываемого произведения, а также апробированные приёмы обучения пересказу с опорой на иллюстративное панно, условную наглядную схему сюжетного воздействия.

Далее нами было проведено контрольное исследование для оценки эффективности проведенной работы.

3.3 Результаты повторного констатирующего эксперимента

Результаты контрольного этапа по тестовой методике экспресс-диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой исследования были отображены нами в прил. 4. (табл. 4)

В результате исследования на контрольном этапе результаты развития речи возросли у всех испытуемых на величину около 10%. При этом практически у всех испытуемых возросли уровни развития речи. В этот раз II уровень показали только 2 испытуемых, в то время как III уровень был показан 8 испытуемыми детьми с ОНР.

В результате подробного анализа результатов получено улучшение показателей развития навыков пересказа. I уровень был показан 1 испытуемым против 3 испытуемых на констатирующем этапе, II уровень не был показан никем против 4 испытуемых на констатирующем этапе исследования, III уровень был показан 3 испытуемыми против 2 испытуемых на констатирующем этапе, IV уровень был показан 6 испытуемыми против 1 испытуемого на констатирующем этапе исследования (прил.4, рис.3).

В результате оценки развития навыков пересказа обнаружено улучшение показателей по всем исследуемым параметрам.

Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана — поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Выводы по главе III

В ходе формирующего эксперимента сформулированы методические приемы по развитию навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня:

  • развитие навыков пересказа должно начинаться с развития лексико-грамматического строя речи, ориентировке во времени и пространстве, плавно включая элементы по развитию связной речи;
  • развитие навыков пересказа для облегчения процесса необходимо проводить следующим образом: сначала учить детей пересказывать предложения по картинкам, и только затем целые тексты;
  • в процессе развития навыков пересказа необходимо использовать вопросно-ответную форму.

Заключение

ОНР представляет собой сложные расстройства речи, которые сопровождаются нарушением формирования всех звуковых и смысловых компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи является очень серьезным препятствием в обучении детей, как на начальном этапе обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.

В результате проведения теоретического анализа нами было выяснено, что наиболее эффективным подходом в формировании навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи, наиболее эффективной является организация поэтапной работой, которая начинается с небольших пересказов с помощью взрослого, затем продолжается с прохождением этапа пересказа с опорой на наглядный материал и заканчивается пересказом средних и объемных текстов без помощи.

Практическое исследование было проведено в 2016 году. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Формирующий эксперимент продолжался в течение 12 недель.

Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана — поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/metodika-obucheniya-detey-s-onr-sostavleniyu-pereskaza-teksta/

Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин — М.: Медицина, 1975. — 447 с.

Аскерова, И. В. Виды продуктивной деятельности — эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР (младший и средний возраст) / И. В. Аксенова // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 2. — С. 44-47

Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие: доп. М-вом образования РФ / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 4-е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2007. — 224 с.

Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специализированном детском саду / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1987. — с.71-108

Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. — 2006. — №2. — С. 57-68

Шиян, Л. И. Профилактика и коррекция нарушений личностного развития детей с ОНР / Л. И. Шиян // Дошкольная педагогика. — 2008. — №3. — С. 49-54.

Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М.,1989. — 115 с.

Приложение 1

Речевые пробы и система оценки методики

Исследование связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

Приложение 2

Таблица 1. Результаты по 4 серии заданий

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

15

10

15

20

10

15

20

10

15

25

Процент

50%

33%

50%

67%

33%

50%

67%

33%

50%

83%

Уровень

II

I

II

III

I

II

III

I

II

IV

Рисунок 1. Результат по 4 серии заданий

Таблица 2. Результаты по заданию «Пересказ прослушанного текста»

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

15

10

15

20

10

15

20

10

15

25

Процент

50%

33%

50%

67%

33%

50%

67%

33%

50%

83%

Уровень

II

I

II

III

I

II

III

I

II

IV

Рисунок 2. Результат по заданию «Пересказ прослушанного текста»

Таблица 3. Результаты методики выявления особенностей речевого развития для развития навыков пересказа А.А. Павловой и Л.А. Шустовой на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Понимание

4

4

4

4

4

4

4

6

3

4

4,1

Программирование

5

3

5

7

4

4

5

4

4

7

4,8

Лексика

5

4

4

6

6

5

4

6

3

6

4,9

Речевая активность

4

6

5

6

4

4

3

4

5

5

4,6

Приложение 3

Стимульный материал

Рассказ «Найда». Это собака — Найда. У неё пушистый хвост и острые зубы. У Найды есть два щенка. Один с рыжими пятнами, а другой с чёрными пятнышками. Найда с щенками живут в конуре.

Рассказ «Твоя работа».

Каждое утро мама и папа уходили на работу.

Каждый вечер мама и папа приходили с работы.

Они так и говорили:

  • Мы идем на работу.
  • Мы пришли с работы.
  • А что такое работа? — спрашивала Светлана. — Я тоже хочу на работу!
  • Пока ты маленькая, твоя работа — это детский сад, — говорил ей папа.

Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она все время просила маму:

  • Возьми меня с собой!

Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда.

Онапоговорила о чем-то с Зинаидой Федоровной, а потом сказала:

  • Ну, Светик, одевайся. Пойдем смотреть мою работу…

Приложение 4

Таблица 4. Результаты по 4 серии заданий

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

25

20

25

20

10

20

25

25

25

25

Процент

83%

67%

83%

67%

33%

67%

83%

83%

83%

83%

Уровень

IV

III

IV

III

I

III

IV

IV

IV

IV

Рисунок 3. Результат по 4 серии заданий

Таблица 5. Результаты по заданию «Пересказ прослушанного текста»

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

25

20

25

20

10

20

25

25

25

25

Процент

83%

67%

83%

67%

33%

67%

83%

83%

83%

83%

Уровень

IV

III

IV

III

I

III

IV

IV

IV

IV

Рисунок 4. Результат по заданию «Пересказ прослушанного текста»

Таблица 6. Результаты методики выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой на контрольном этапе исследования

Испытуемый

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Понимание

6

6

8

9

6

7

6

7

6

7

6,8

Программирование

7

6

8

7

6

7

6

4

7

8

6,6

Лексика

7

8

9

7

8

6

7

7

8

6

7,3

Речевая активность

7

6

7

8

6

9

7

6

6

6

6,8