«Роль младшего воспитателя в сохранении здоровья дошкольников» материал

Разве может быть что-то дороже мягких теплых

ладошек на лице, и слова: «Ну, не реви ты. Я же тебя люблю!»

Оказывается может. Жизнь и здоровье обладателя этих ладошек.

«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества». Под понятием «здоровье» в совершенном цивилизованном обществе подразумевается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но полного физического, духовного социального благополучия индивидуума.

Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности.

Как неоценимый дар Божий воспринимаем мы детей, возлагая надежды на то, что вырастут они здоровыми, добрыми, умными. Однако за последние годы состояние здоровья детей в России ухудшилось, что связано с увеличением нитратов и радионуклидов в продуктах питания, загрязнением морей, рек, воздуха. Возросло количество простудных и инфекционных заболеваний, что негативно сказывается на физическом развитии дошкольников. Именно поэтому так важна и актуальна тема данного реферата.

Целью работы является выявление роли младшего воспитателя в сохранении здоровья детей. Для этого выделяют следующие задачи:

  • конкретизировать понятие здоровья;
  • рассмотреть обязанности младшего воспитателя;
  • проанализировать работу младшего воспитателя.

Культура здоровья

В дошкольном детстве закладываются основы здоровья, воспитываются основные черты личности человека. Крепкое здоровье — важное основание успешного всестороннего развития ребенка и раскрытие его личностного потенциала.

Валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья и его культуры.

Культура здоровья – это очень широкое понятие. Прежде всего, это часть общечеловеческой культуры, позволяющей личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Человек может радостно и созидательно трудиться добиваться успехов в своей деятельности, получать удовлетворение от жизни только тогда когда он здоров. Таким образом, здоровье – это целостность, состоящая из физического, социально-психического, духовных компонентов.

11 стр., 5257 слов

Психическое здоровье ребенка: влияние семьи

... Таким образом, тема курсовой работы является актуальной. Объект исследования - психическое здоровье. Предмет - влияние семьи на формирование психического здоровья ребенка. Цель работы - изучить влияние семье на формирование психического здоровья ребенка-дошкольника. Задачи: рассмотреть понятие психического здоровья; раскрыть факторы, определяющие психическое здоровье; дать понятие семьи, ...

Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте , состоят из трёх основных компонентов:

-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской , психологической самопомощи и помощи.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним самым главным условием является режим дня.

Режим дня

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Психофизическими основами режима дня детей в дошкольном образовательном учреждении является то, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Поэтому в детских учреждениях созданы многочисленные условия для психического и физического развития ребенка, с учетом его возрастных особенностей.

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

16 стр., 7797 слов

Педагогическая деятельность воспитателя с детьми в группах младшего ...

... взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает ... младшую группу, где я уже продолжила свою практику. Сетка занятий Режим дня Время Режимный момент 7.00-8.00 Прием детей, ... здоровья воспитанников детского сада; Приказ №439 от 21 сентября 2009 года детский сад посещают дети от 2 до 7 лет; количество групп 12, во второй младшей ...

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

Работа младшего воспитателя

Детский сад — это первое общественное место для малыша, где он начинает знакомиться и общаться с людьми. Для ребёнка, который проводил своё время с родителями и другими хорошо знакомыми людьми. Очень важно, чтобы люди, окружающие его в детском саду, относились к детям со всей душой и любовью, что поможет сохранить и укрепить здоровья детей .

В каждом дошкольном учреждении есть работники, выполняющие определённые должностные обязанности. Это заведующая, педагоги, медицинские работники и младший обслуживающий персонал. К младшему педагогическому персоналу относится младший воспитатель.

Младший воспитатель работает непосредственно с детьми, и от ответственного отношения этого работника зависит комфорт пребывания детей в детском саду и сохраннение здоровья дошкольников.

Все обязанности в ДОУ младших воспитателей чётко прописаны в должностной инструкции, которая разработана на основе в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Работа младшего воспитателя и детского сада в целом направлена на поддержку, сохранение и развитие здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста.

Основной задачей младшего воспитателя является оказание помощи старшему воспитателю в организации воспитательного процесса и создание психологического и эмоционального спокойствия и здоровья детей детей.

Младший воспитатель — это не просто санитарный работник, он принимает активное участие в учебно-воспитательном процессе, напрямую взаимодействует с детьми и хотя работа младшего воспитателя часто остается за кадром, нельзя недооценивать тот вклад, который он вносит в процесс воспитания детей. После того, как известная всем няня перешла на должность младшего воспитателя, ее обязанности и ответственность существенно возросли. Младший воспитатель – это всесторонняя поддержка дошкольников в учебно-воспитательном процессе и оказание посильной помощи коллегам-воспитателям в оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса. Который выделяется как один из стратегических в современной системе дошкольного образования. И, безусловно, в данном случае нельзя преувеличить роль младшего воспитателя в сохранении здоровья детей дошкольного возраста.

20 стр., 9589 слов

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего ...

... литература для детей младшего дошкольного возраста. 2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования. 3) Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста. В работе использовались ...

Характеристики младшего воспитателя

Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.

-*Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах:

-понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

— поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;

— наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

— участвует в подготовке и организации занятий;

— формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;

— сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

— раздевает и одевает детей;

— кормит и укладывает спать.

— Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.

— Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

— Получает и раздаёт еду.

-Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей:

— точное соблюдение режима дня;

— рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.

Обязанности младшего воспитателя

Младший воспитатель участвует во всех режимных моментах детского сада — в организации деятельности воспитанников с учетом требований ФГОС ДО;

* Организация утреннего приёма детей

— Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

— Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

— Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для ... в контексте организации им педагогического процесса с дошкольниками.Исследовательская функция профессии воспитателя дошкольного учреждения опирается на глубокие знания воспитателем детской психологии ...

— Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников .

* Подготовка и организация прогулки

Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании.

— В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены.

— Помогает воспитателю вывести детей на прогулку.

— Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов.

-Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны).

— По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей.

* Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей

— Осуществляет санитарно – гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук).

— Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки.

— Получает и раздаёт пищу.

— Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой.

— Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна.

-Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия.

* Игровая деятельность

— Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой.

— Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)

— Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей

в работе, направленной на профилактику отклоняющегося поведения и вредных привычек у воспитанников.

— Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек.

*Изобразительная деятельность

— Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия.

— Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью.

— Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ.

18 стр., 8850 слов

«Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного ...

... положительной эмоциональной реакции ребенка на процедуры. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их ... заболевания с высокой температурой. Различные формы эпилепсии. 1.2. Особенности закаливания младших дошкольников Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром. ...

* Трудовая деятельность

— Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду.

— В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой.

— Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.).

*Учебная деятельность

В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников.

-По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий.

— По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий по физическому развитию.

Младший воспитатель обеспечивает — совместно с медицинским работником ДОУ и под руководством воспитателя группы детского сада сохранения и укрепления здоровья воспитанников, проведения мероприятий, способствующих их психофизическому развитию.

Физическое воспитание дошкольников

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду — формирование у детей основ здорового образа жизни.Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия воспитателя по физической культуре и младшего воспитателя.Только в тесном контакте воспитателя и младшего воспитателя возможно проведение эффективных, полноценных физкультурных занятий с выполнением программных требований. Необходимо понять , что от четкой организации занятий зависит не только здоровье, но и жизнь детей, так как физкультурные занятия самые травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятсяв постоянном движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и активная помощь каждого воспитателя. Младшему воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию (одевание спортивной формы, спортивной обуви, своевременный приход в зал и т.д).

19 стр., 9354 слов

Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в сфере досуга

... характеристику детям младшего дошкольного возраста; 2. описать организацию досуга с детьми младшего дошкольного возраста; 3. провести исследование по организации досуга детей дошкольного возраста. Методы исследования I. Теоретические и методологические аспекты организации досуга детей младшего дошкольного возраста 1.1. Характеристика детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст ...

Так как младший воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии,то ему необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении. При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями воспитатель по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а младший воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.Также младший воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.

Необходимо отметить, что младший воспитатель так же как и воспитатель знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. Во время занятий, младший воспитатель вместе с воспитателем по физической культуре должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления, если ребенок устал- предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть. При необходимости отвести к медицинской сестре или врачу детского сада. На протяжении всего занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные отношения между детьми, детьми и взрослыми. В случае возникновения конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет идти в колонне ит.д), воспитатель , используя педагогические приемы, должен разрешить их. Младший воспитатель самый главный помощник, без его помощи будет очень трудно реализовать все поставленные образовательные и воспитательные задачи, , а также проведение спортивных праздников и досугов. Все выше перечисленное определяет очень важные функции младшего воспитателя и показывает, какую огромную роль играет младший воспитатель на занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания в детском саду.

Физическая активность – один из ключевых видов деятельности в детском саду. И ихз это мы видим, что в обязанности младшего воспитателя входят:

-Знание основ физического развития и формирование у детей здорового образа жизни в условиях ФГОС.

-Проведение гигиенических процедур.

-Помощь в переодевании.

-Закаливание детей.

-Профилактика вредных привычек.

-Умение при необходимости оказать первую доврачебную помощь.

* Самостоятельная деятельность

В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в группе.

— Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения.

Заключение

Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.

14 стр., 6600 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям ... третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. ...

Младший воспитатель соблюдает — права и свободу воспитанников, которые содержатся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Конвенции ООН о правах ребенка;

— требований должностной инструкции младшего воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

— правил и норм охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований;

— трудовой дисциплины, требований данной должностной инструкции и Правил трудового распорядка, установленных в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом мы видим , что роль младшего воспитателя в сохранении здоровья детей дошкольного возраста в условиях детского сада неоценима и ответственна. Вот почему так важно, чтобы младший воспитатель обладал необходимым набором компетенций для обеспечения должного уровня воспитания дошкольников. ………………………………………………………

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.

Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/doljnostnyie-obyazannosti-pomoschnika-vospitatelya/

  1. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  1. Деркунская В.А. Родничок здоровья. – СПб., 2009. Параграфы 1.3, 3.3
  1. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня).
    13 стр., 6082 слов

    Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

    ... здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах ... по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. Современные условия жизни и ...

    М.: Изд-во: Феникс, 2008.

  1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Терехова Н.Т., Богина Т.Л. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
  1. Теленчи В.И.Гигиенические основы воспитание детей.- М,1987.
  1. Физическое воспитание // Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. –М.: Просвещение, 1988г.