«Роль патронажей в укреплении здоровья детей и профилактике заболеваний»

Патронаж — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и охраны здорового детства ребенка. Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

Антенатальная охрана еще нерожденного ребенка является важным звеном в системе мероприятий по сохранению здоровья и жизни не только новорожденных и детей первого года жизни, но и лиц любого возраста; сегодня доказана концепция программирования здоровья, согласно которому весь резерв здоровья будущего взрослого человека закладывается именно во внутриутробном периоде

Профилактика важная составляющая охраны здоровья детей. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика — комплекс медико — психолого-педагогических и правовых мероприятий.

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья в детском возрасте.

Задачи:

  • изучить общую характеристику патронажа;

  • рассмотреть виды патронажей.

Объект: дети раннего возраста.

Предмет: патронаж детей.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРОНАЖА ДЕТЕЙ

Патронаж — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и детства.

1.1 История возникновения патронажа

Патронаж возник в Европе в начале хх столетия, когда из санитарно-жилищных инспекций выделялись отдельные сестры, которые в роль санитарного инспектора посещали семьи с больными людьми или с возникшими противодействиями и проблемами социального характера. Патронаж развивался из благотворительных побуждений в рамках санитарно-просветительной программы и осуществлялся добровольцами, дамами, представительницами буржуазного общества, на просвещение, помощь в критической ситуации, которая могла возникнуть в каждой семье при различных обстоятельствах, в том числе при нарушении правильного образа жизни. Сестры помогала восстановить эмоциональный фон, стабилизировать взаимоотношения, организовать правильный уход за больным членом семьи. Первоначально функции не ограничивались только медицинской помощью, в первую очередь это была культурно-просветительная и психосоциальная поддержка. Анализируя сложившуюся ситуацию, патронажный работник выступал посредником или советчиком, Представлял собой интересного собеседника, внимательного к обсуждаемым проблемам, который с помощью психологических и педагогических инструментов воздействовал на всех членов семьи, мотивируя, взаимопонимание, направлял в дальнейших действиях.

20 стр., 9695 слов

Проблемы здоровья детей

... в 1987 году, по данным центра медико-экологических проблем охраны репродуктивного здоровья семьи и других авторов, в России родилось 25 % здоровых детей, то в 1993 году (данные проф. Кучмы ... (девушки-подростки 15-18 лет). Эта группа беременных требует пристального изучения для разработки профилактических мер по предупреждению патологии беременности и родов. Причем часть подростков, уйдя из ...

Кроме того, существовал социально-экономический патронаж, когда периодически оказывалось материальная помощь тем, кто в ней нуждался. Это могло быть снабжение продуктами питания, или распределение одежды. С годами патронаж разделился на такие виды, как присмотр за престарелыми в специальных клиниках, за маленькими детьми в их доме, патронаж беременных женщин в домах условиях которых осуществлялся представителями женской консультации. Цель забота об индивидууме, не допустить опасности социально характера.

1 .2 Дородовый патронаж

Первый дородовый патронаж проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка через десять — двенадцать дней после получения сигнала из женской консультации о постановке беременной на учет. Задачи: Выявление факторов риска, прогноз состояние здоровья и развития будущего ребенка, информирование беременной о выявленном у будущего ребенка риске проведение профилактики, подбор рекомендаций по профилактике реализации выявлений риска, гигиеническое обучение и воспитание будущих родителей. Цель: Выяснение условий быта и труда будущей матери, состояния ее здоровья, наличия вредных привычек у нее и у отца будущего ребенка. Медицинская сестра обращает внимание на самочувствие беременной, сон, аппетит, дает рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию, гигиене, ношению одежды и обуви. Особое внимание уделяется беседе с беременной, ее мужем и близкими родственниками о создании в семье спокойной психологической обстановки, доброжелательной обстановки. Участковый врач-педиатр, получив сведения из сестринского патронажа и обменной карты беременной, оценивает степень и направленность риска у будущего ребенка, разрабатывает комплекс соответствующих профилактических мер.

Второй дородовый патронаж осуществляется участковым педиатром и

медсестрой на 30-й неделе беременности в период начала декретного отпуска женщины.

Задачи:

Переоценка факторов и направленности риска (получение информации о течении беременности, перенесенных заболеваниях, применении медикаментов, изменении условий труда, быта, уточнение предполагаемого срока родов).

10 стр., 4652 слов

Социальный патронаж семей, имеющих детей инвалидов. на примере СПБ ГБУ ЦСРИДИ

... экспериментально проверить раскрытие содержания и технологий социального патронажа семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. В ходе дипломного исследования решались следующие задачи: 1) на ... и методов социальной работы с детьми с функциональными ограничениями и их родителями; 4) обосновать и разработать основы модели социального патронажа семей, имеющих детей инвалидов. ...

Контроль выполнения предшествующих назначений и их эффективности; проведение повторного прогноза гипогалактии и ее профилактика; коррекция рекомендаций в соответствии с выявленным риском; гигиеническое обучение и воспитание будущих родителей (подготовка молочных желез).

Цель: Контроль выполнения назначений врача женской консультации и педиатра, переоценка факторов и направленности риска, коррекция рекомендаций. Особое внимание уделяется посещению беременной «Школы матерей» и занятиям по психопрофилактической подготовке к родам.

(приложения 1, 2)

При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований, При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.

Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу. Патронаж проводят также при отказе женщины от госпитализации. В этом случае врач или акушерка разъясняют женщине или ее близким родственникам опасность, к которой могут привести нарушения в состоянии здоровья женщины и плода, а также напоминает об ответственности за отказ от госпитализации. При этом врач назначает соответствующую терапию и продолжает наблюдать беременную на дому. При посещении беременной на дому врач и акушерка дают рекомендации по питанию, личной гигиене, участию женщины в домашней работе, исходя из условий жизни семьи. Результаты патронажа, дата его осуществления заносятся в Индивидуальную карту беременной, родильницы (форма № 111/у).

Патронаж беременной может осуществлять и врач, если женщина по состоянию здоровья не может посетить консультацию или необходимость ее осмотра врачом на дому если выявлена патологий при осмотре акушеркой при патронаже.

В регионах с высокой рождаемостью, при значительном числе многорожавших женщин на участке для осуществления патронажа беременных выделяется специальная патронажная акушерка. (приложение 4)

1.3 Патронаж новорожденного

Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре. Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1 -2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день

4 стр., 1721 слов

Патронаж новорожденных

... На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур. Икота у новорожденных и детей первого года жизни – ... выделить три основные задачи, которые осуществляет первичный патронаж новорожденных: Осмотр малыша. Медсестра осматривает животик новорожденного, родничок, пупочную ранку, при необходимости обрабатывает. Задачей ...

выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек

посещает дежурный врач-педиатр.

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка. Кратность посещений определяется региональными нормативами. Медицинская сестра посещает ребенка до 14-го дня ежедневно , а затем на 21-й и 28-й дни жизни. Когда ребенку исполняется один месяц, мать и дитя приглашают, посетить участкового.

Цель: Оказание помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает, от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком

Патронажная сестра оценивает, нервно-психическое развитие (НПР) новорожденного, ориентируясь на ряд показателей в десять дней: Аз (анализатор зрительный) — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение); в 18-20 дней: Аз — ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет; Ас (анализатор слуховой) — ребенок успокаивается при сильном звуке; в один месяц: Аз — ребенок сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, наблюдает за движущимся предметом (плавное слежение) Ас — ребенок прислушивается к звуку, голосу взрослого. До (движения общие) ребенок, лежа на животе, пытается поднять и удержать голову. Э (эмоции) — первая улыбка на разговор взрослых. Ра (речь активная) — ребенок издает отдельные звуки в ответ.

(Приложение 5)

1.4 Патронаж детей раннего возраста

Патронаж детей — проводится на каждом педиатрическом участке врачом-педиатром и участковой сестрой либо фельдшером. Основными задачами Патронажа детей являются ранняя диагностика начальных отклонений в состоянии здоровья детей и своевременное назначение оздоровительных и корригирующих мероприятий, контроль за осуществлением ухода матерью за новорожденным и его вскармливанием. На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты П. заносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради ребенка. Патронаж детей разного возраста имеет различные цели, в связи с этим он называется целенаправленным. Разработаны схемы патронажа и рекомендаций, которые выдаются родителям. Проведение патронажа отмечают в специальной карте истории развития ребенка.

4 стр., 1616 слов

Патронаж как форма социальной защиты по Гражданскому законодательству ...

... быть в дальнейшем использованы как законодателем, так и последующими исследователями вопросов патронажа. Структура дипломной работы построена в соответствии с последовательным решением задач, стоящих перед исследованием и ... N 51-ФЗ (ред от 31.01.2016) // Российская газета, 1994. — № 238-239 3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. ...

На 3-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка дважды:

в 2 года 6 месяцев и в 3 года. Она должна выяснить, какой у ребенка режим (дневной сон 1 раз, ночной сон не менее 11 часов, длительность активного бодрствования 6-6,5 часа), сколько слов насчитывает его словарь, употребляет ли он в разговоре распространенные и сложные предложения, ясен ли ребенку смысл слов, произносимых взрослыми, правильно ли он произносит звуки. Деятельность ребенка на 3-м году жизни сложна и разнообразна: занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой, другими предметами; сюжетная игра с куклами, с книгами; элементы трудовой деятельности — самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, пользование салфеткой, уборка игрушек и др. Появляются первые признаки ролевой игры. К концу 3-го года словарь содержит около 1000 слов.

  1. Практические рекомендации по осуществлению патронажа детей.

Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и детства. Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

2.1 Инструктаж при первом дородовом патронаже

Инструктаж включает в себя такие вопросы, как:

1. Грудное вскармливание (преимущества перед искусственным вскармливанием);

2. Организация зоны для ухода обслуживания ребенка;

3. Приобретение предметов ухода и гигиены для новорожденного;

4. Приобретение аптечки для матери и ребенка, в которой должны быть: стерильная вата и бинты, детская присыпка и крем, калия перманганат, 5% — ный раствор йода, фурацилин в таблетках, вазелиновое масло, 1% — ный водный раствор бриллиантового зеленого, резиновая грелка, детская клизма №3, газоотводная трубка, термометр для измерения температуры тела и водяной термометр, пипетки.

5. Информация о телефонах поликлиники и педиатрической неотложной помощи;

6. Беседы с будущей мамой и другими членами семьи, подготавливающие к рождению ребенка.

    1. Алгоритм патронажа новорожденного до 14 дня жизни

Цель патронажа — узнать об изменение состояния здоровья и поведения ребенка с момента последнего посещения: выяснить имеющиеся у матери жалобы.

1. Расспрос о самочувствии матери, соблюдение ею режима дня, отдыха и рациональном питании.

2. Проверить выполнение гигиенических требований в отношении содержания помещения, детских вещей, предметов ухода.

3. Особое внимание уделяем организации грудного вскармливания :режиму кормления ребенка (по часам или по требованию ); кормлению в ночные часы, активность сосания, срыгиванию после вскармливания, сцеживание молока после вскармливания, наличию остатка молока в груди, выполнение матерью правил кормления грудью, проведение массажа грудных желез.

7 стр., 3494 слов

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем материал

... двигательную координацию и повышают разносторонность физической подготовки ребенка. Занятия гигиенической гимнастикой широко рекомендуются всем детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, в любом возрасте. Легкая атлетика ... ослабленный организм в целом, содействовать развитию мышц туловища, рук и ног, а этому помогают общеразвивающие упражнения, которыми должно быть пронизано каждое занятие. Для ...

4. Осмотреть ребенка и дать объективную оценку его состояния .

5. При необходимости обработать пупочную ранку новорожденного, выполнить назначения врача.

6. Обучить мать технике туалета кожи, глаз, ушей, носа, подмывание, купание ребенка, свободное пеленание .

7. Дать советы по исправлению выявлений недочетов в уходе и вскармливание. Рекомендации, которые даются матери медсестрой.

8. Провести беседу по организации ухода за новорожденным.

    1. Алгоритм осуществления патронажа на 14-й день жизни

Особое внимание уделить процессам адаптации новорожденного к новым условиям жизни, а именно: исчезновению клинических проявлений переходных (пограничных, физиологических) состояний восстановлению физиологической убыли массы тела, исчезновение желтушного окрашивания кожных покровов исчезновению гормонального криза, восстановление прозрачности мочи, нормализация стула ребенка.

1. Внимательно осмотреть пупочную ранку, которая к 12-14 — му дню эпитализируется.

2. Оценить состояние мышечного тонуса, рефлексов новорожденного (может сохраняться транзитная неврологическая симптоматика: нестойкий тремор снижение рефлексов Моро, Галанта, опоры понижение или повышение физиологического гипертонуса).

Должны рассматриваться такие симптомы, как отсутствие нарастания массы тела, сохраняющаяся желтушное окрашивание кожных покровов, мутная моча, частый жидкий стул. При их наличии необходимо обследовать ребенка для исключения у него тех или иных заболеваний.

    1. Алгоритм патронажа новорожденного на 21-й день жизни

Из беседы с матерью узнать о наличии симптомов лактационного криза, который появляется при сроке лактации от трех до шести недель:

1. Оценить мышечный тонус, рефлексы, транзитную, неврологическую симптоматику.

2. Оценить состояние зрительного и слухового анализаторов (успокаивается при громом звуке).

3. Провести беседу по профилактике гипогалоктии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патронаж детей это форма обеспечения ребенка необходимой ему поддержки по воспитанию, развитию, организации досуга. Только прибегнув к данной услуге возможно правильное становление ребенка как личности и его восприятие окружающего мира. Огромная роль патронажей состоит в укреплении здоровья детей и профилактике заболеваний. Молодые родители зачастую не могут понять что делать, что бы их ребенок рос здоровым и счастливым. Для этих целей как раз и придумали и реализовали в жизнь патронаж детей, где медицинские работники помогают новоиспеченным родителям организовать правильный образ жизни для своего чада. Ведь благодаря патронажу многие дети остаются здоровыми и счастливыми.

16 стр., 7549 слов

Сестринский уход за новорожденными детьми

... туалет новорождённого, ежедневный уход за малышом, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Поэтому, профессиональное медицинское обслуживание новорождённого в акушерском стационаре очень важно. Целью данной курсовой работы ... массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/patronaj-rebenka-goda-jizni/

  1. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для студентов / А.А. Баранов. – 2-е изд. – М.: Изд-во Династия, 2004. – 158 с.

  2. Доскин, В.А. Поликлиническая педиатрия / В.А. Доскин, Т.В. Косенкова. – М.: Изд-во Медицина, 2009. – 503 с.

  3. Жданова, Г.Н. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике: учебное пособие для студентов / Г.Н. Жданова, А.Н. Нуждина. – 2-е изд. – Иваново: Изд-во Профиль, 2011. – 308 с.

  4. Краснов, М.В. Профилактическая работа по охране здоровья детей раннего возраста: пособие для врачей-педиатров / М.В. Краснов. – 3-е изд. – М.: 2002, — 252 с.

  5. О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни: приказ Минздрава России от 28.04.2007 года № 307 (Дата обращения 19.10.2015)

  6. Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям: приказ Минздрава России от 31 января 2011 года № 51Н Приказ-№1006Н-от-03.12.2012- r . pdf (Дата обращения 23.10.2015)

  7. Об утверждении примерного порядка и организации деятельности и структуры детской поликлиники: приказ Минздрава России от 23 января 2007 года №56 URL (Дата обращения 27 октября 2015)

  8. Румянцева, А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей: руководство для врачей / А.Г. Румянцева. – М.: Изд-во Медпрактика, 2004. – 388 с.

  9. Спок, Б. ребенок и уход за ним / Б. Спок. – Волгоград: Изд-во Нижне-Волжское, 1980. – 454 с.

  10. Шишова, Т.В. Профилактические осмотры детей: учебное пособие для студентов / Т.В. Шишова, Т.В. Руссова. – 3-е изд. – Иваново: Изд-во Профиль, 2010. – 260 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Памятка …………

9 стр., 4173 слов

По социальной психологии «Характеристика групповой психосоциальной ...

... семью с ребенком первого года жизни как объект психосоциальной работы; Изучить основные технологии психосоциальной работы с семьями, имеющими ребенка первого года жизни; Рассмотреть схему организации групповой психосоциальной работы с семьями, имеющими ребенка первого года жизни Методы исследования., Структура реферата. Семья ...