Развитие связной речи у детей с ОНР

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Актуальность темы данной работы состоит в важности знаний об особенностях развития речи младших школьников, для наиболее успешной работы с ними по устранению общего недоразвития речи. Задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. У ребенка ухудшается выражение эмоций, медленнее идет развитие воображения и восприятия. Ребенок труднее понимает речь и то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему трудно будет выразить свою мысль самому. Соответственно, тема курсовой работы очень актуальна, так как сейчас все большее число детей в современном обществе страдает недоразвитием речи .

Связная речь предполагает овладение обширным словарным запасом , усвоение языковых законов, а также норм языка, иными словами, овладение грамматическим строем речи, а также непосредственно практическое их применение, умение пользоваться уже усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно и понятно окружающим передавать готовый текст или же самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь – это не просто последовательно связанные друг с другом мысли, которые выражаются точными словами, связная речь — законченное, оформленное композиционно и грамматически, эмоциональное и смысловое высказывание, которое состоит из ряда связанных логически между собой предложений.

Именно

Только обладая отлично развитой связной речью, школьник без труда даст развернутые ответы на сложнейшие вопросы программы. Сможет последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, ему будет доступно воспроизведение содержания текстов не только учебников, но и из произведений художественной литературы. Немаловажным также является и то, что без высокого уровня сформированности связной речи ребенку будет недоступно написание программных изложений и сочинений.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у ребенка с ОНР можно успешно развивать связную речь при помощи сказок. Цель данной курсовой работы – развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью сказок.

10 стр., 4924 слов

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития

... класс дети с ЗПР и нарушением речи. нарушение речь задержка психическое развитие Глава 1. Общие сведения об особенностях развития речи у детей с ЗПР 1.1 Развитие речи младших школьников с ЗПР как ... развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе психолого-педагогической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие ...

Для достижения цели потребуется решение следующих задач :

1.Выявить особенности связной речи детей с ОНР.

2.Определить различия в состоянии связной речи детей с ОНР и детей нормальным речевым развитием.

3. Составить программу работы по развитию речи детей с ОНР при помощи сказок.

Объект исследования, Предмет исследования

Одна из важнейших задач логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, это формирование связной речи. Формирование связной монологической речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, а также для непосредственной подготовки детей к школьному обучению.

Монологическая речь структурно сложная, связанная, законченная, грамматически оформленная, в ней используются сложные синтаксические конструкции, требующие строгого отбора лексических средств.

Глава 1. Методологические подходы изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Характеристика связной монологической речи в онтогенезе

Родной язык играет наиважнейшую роль в становлении личности ребенка. Язык и речь неразрывно связаны между собой, они представляют собой узел, в котором прослеживаются различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

На первом году жизни ребенка в процессе эмоционального общения со взрослым закладываются основы связной речи.

В эмоциональном общении со взрослым ребенок выражает чувства (удовольствие или неудовольствие), но не мысли. Со временем отношения взрослого и ребенка переходят на новый уровень, расширяется круг предметов, с которыми ребенок сталкивается, появляются слова, которые начинают становится для малыша обозначениями предметов и действий. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения.

На основе понимания, вначале примитивного, начинает развиваться активная речь ребенка. Дети подражают звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Все это имеет важное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух (Л.С. Рубенштейн,).

15 стр., 7095 слов

«Игра как средство развития всех сторон речи детей дошкольного ...

... мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А.М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи младших дошкольников: они ...

К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые осмысленные слова, но они пока только выражают желание и потребности ребенка. Начиная со второй половины второго года жизни слова начинают служить для ребенка обозначениями предметов. С этого момента ребенок использует слова для обращения к взрослому и для него становится возможным посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Постепенно появляются предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех-четырех слов. К концу второго года жизни дети выражают свои мысли более точно и ясно. Речь в этом периоде выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, речь становится средством общения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простейшей формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы о помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка носит ситуативный характер. Ее смысловое содержание понятно в конкретной ситуации.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от практического опыта. Новой особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, появляются новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь — сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а средства ситуативной речи не могут обеспечить полной ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной происходит к четырем-пяти годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Они еще не могут правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы других детей. Предложения внутри рассказа могут быть связаны лишь формально (словами еще, потом).

68 стр., 33564 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...

... в развитии связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей в ...

В старшем дошкольном возрасте дети способны принимать активное участие в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других детей, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, которые они решают в процессе совместной деятельности.

У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется прежде всего усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.

Мы считаем, что развитие полноценной связной речи является наиважнейшим этапом в развитии ребенка. Речь, как и другие высшие психические функции, оказывает немалое влияние на общее развитие ребенка, становление его как личности. Поэтому так важно искать пути решения данной проблемы

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного

возраста без общего недоразвития речи

Вообще под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно. Это показатель общей речевой культуры человека [3].

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически связанных между собой предложений), обеспечивающее общение людей [8].

Согласно исследованиям, Л.С. Выготского связная речь неотделима от наших мыслей, связность речи говорит о связности мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и верно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [9].

Связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств [28].

Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Существуют две формы связной речи – речь диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои определенные особенности.

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... понимание. Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать ... временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов. 3.1. Развитие речи ребенка от ...

Диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика обусловлена другой, обмен происходит без особого предварительного обдумывания.

О.С. Ушакова говорит о том, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Эта форма общения состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом немаловажную роль играет мимика, жесты, интонация, которые в процессе диалога могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну обсуждаемую на данный момент тему.

Овладение связной монологической речью можно оправу считать высшим достижением речевого развития старших дошкольников

Монологическая речь – относительно развернутый вид речи, так как при этом мы вынуждены не только назвать предмет, но и описывать его. Монологическая речь считается активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание).

Это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует).

Поэтому эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого развития и воспитания [30].

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич .

А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны [8].

Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. [30] .

Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым [8].

Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить высокий уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, который включает следующие умения:

— пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,

14 стр., 6577 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего ...

... определили тему дипломной работы: «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников. Цель исследования - разработать цикл занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного ...

— активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);

— умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;

— умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

На основании вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что для развития связной речи необходимы определенные педагогические условия.

1.2.1. Особенности связной речи детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Ребенок к пяти – шести годам уже овладевает всей системой родного языка: говорить связно; полно излагает мысли, без труда строя развернутые сложные предложения; с легкостью пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш верно произносит звуки речи, легко воспроизводит слова со сложной звукослоговой структурой. Его словарный запас должен составлять к этому возрасту от четырех до пяти тысяч слов. Совсем иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи . [29].

Общее недоразвитие речи – различной сложности речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и сохранном интеллекте [34].

Общее недоразвитие речи имеет различную стеᴨень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-граматического недоразвития. По стеᴨени тяжести проявления дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи. Первые три выделены и описаны Р.Е.Левиной [9], четвертый уровень представлен в работах Т.Б.Филичевой [9].

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением ᴨервичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей. [34].

1. Пе

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями, и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий. Для такого ребенка характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

Дети не используют морфологические элементы для ᴨередачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные окончаний. Фраза состоит из леᴨетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с помощью объясняющих жестов. Каждое используемое в такой фразе слово имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понятно быть не может.

29 стр., 14478 слов

«Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ...

... В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Логопедическое обследование детей с ... слова. Инструкция: За каждый правильно произносимый звук ребенок получает 1 балл. Результаты обследования ... обследования речи детей дошкольного возраста; Подобрать методику для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; Провести обследование речи детей ...

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значение предлогов. При восприятии обращенной речи ведущим оказывается лексическое значение слова.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем число произносимых правильно. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка с первым уровнем общего недоразвития речи непонятна и невыполнима.

Отличительной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

2. Второй уровень речевого развития. Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцировано обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне детям доступно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей их жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети в основном пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: наблюдается незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, оттенков, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторыҳ грамматических форм, в отличие от ᴨервого уровня, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода, глаголов прошедшего времени. Могут наблюдаться затруднения при понимании форм числа и рода прилагательных.

13 стр., 6468 слов

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей ...

... связного высказывания у детей дошкольников возможно при использовании мнемотехники. Мнемотехника, Объект исследования: Предмет исследования: использование приемов мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста связной речи. Цель исследования:, Гипотеза исследования - Для решения поставленной цели ...

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей стеᴨени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием искажений звуков, замен, а также смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Остаются затруднения в усвоении звукослоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов искажается звуконаполняемость: присутствует ᴨерестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» — ромашки ).

Многосложные слова искажаются.

У детей выявляется недоразвитие фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковыми операциями — анализом и синтезом.

3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но сохраняются элементы как лексико-граматического, так и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой группы. Взять к примеру мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звуки из близкой группы — с, ш, ц, ч, щ. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-новому; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки правильно, а в словах и предложениях взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логоᴨедом трех-четырехсложные слова, дети часто искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. — «Дети сипили новика»).

Здесь понимание обращенной речи значительно развивается и уже приближается к норме. Однако, отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные связи. [8]

4. Четвертый уровень речевого недоразвития (по Филичевой).

К нему относятся дети с нерезковыраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий, предлагаемых логопедом.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова. Преобладают усечения, в основном это проявляется в сокращении количества зв уков, и только в единичных случаях – имеют место пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще — ᴨерестановки звуков, реже перестановки слогов; незначительный процент – повторения и добавления ненужных слогов и звуков.

37 стр., 18253 слов

Влияние волшебных сказок на речь детей дошкольного возраста

... словесного творчества старших дошкольников под влиянием волшебной сказки и проверить их эффективность. Гипотеза исследования: - определено значение волшебной сказки в развитиии речи дошкольников; - осуществляется целенаправленная работа по формированию словесного творчества у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; - в формировании словесного творчества старших дошкольников ...

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют вᴨечатление общей смазанности речи. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения семантической стороны речи. При довольно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторыҳ животных и птиц (пингвин, страус), растении (вьюн), людей разных профессий (фотограф, сварщик), частей тела (локоть, веки).

При ответах смешиваются родовые и видовые понятия.

Имея определенный запас слов, обозначающих различные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.[34]

Стойкими остаются ошибки при употреблении: 1)уменьшительно-ласкательных существительных 2)существительных с суффиксами единичности 3)прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности 4)прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов 5) притяжательных прилагательных.

Ограниченность словарного запаса ярко обнаруживается при сравнении с возрастной нормой.

На четвертом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, отмечаются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. [30].

Что касается связной речи, то у детей с ОНР она сформирована недостаточно. Ограниченность словарного запаса, многократное использование одинаковозвучащих слов с различным значением делает речь детей стереотипной и бедной. При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом и чаще несформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета.

1.2.2. Различия в связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня и у детей школьного возраста без общего недоразвития речи

Мы выяснили, что связная монологическая речь детей с ОНР отличается от связной речи детей без общего недоразвития речи рядом признаков.

Главным отличием является то, что у ребенка с ОНР связная речь сформирована недостаточно, в то время как у ребенка без ОНР развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления и др. высших психических функций. Речевое развитие ребенка без речевой патологии соответствует возрастной норме. В отличие от детей с ОНР, детям с нормальным речевым развитием доступны пересказы, творческие рассказывания, рассказы-описания. Дети без ОНР пользуются более развернутыми предложениями, в то время как их сверстники с ОНР используют в речи односложные ответы, неполные предложения, часто в их речи наблюдается логическая и интонационная прерывистость, чего нет у детей с нормальным речевым развитием.

Очевидным является то, что дети с ОНР нуждаются в коррекционной работе по преодолению своего дефекта. Для того, чтобы устранить ОНР у ребенка старшего дошкольного возраста требуется немало сил и времени, а также целая система логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.

Глава 2 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3-4 УРОВНЯ

2. 1. Цели, задачи организации экспериментального исследования

Исследование проводилось в 2014 учебном году на базе школы № 1 города Новосокольники. В эксперименте принимали участие 10 детей, занимающихся в старшей группе детского сада общеобразовательной школы, имеющие логопедическое заключение ОНР 3-4 уровня.

Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. Исследование сформированности навыков связной речи. 4. Анализ полученных данных.

Нами применялись следующие методы: 1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2) Пересказ прослушанного текста.

2. 2. Характеристика экспериментальных методик

Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Козлята». Возможно использование какой-либо другой серии сюжетных картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трём критериям:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ ребенка соответствует ситуации, включает в себя все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неверное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих элементов;

1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ вообще не завершен;

0 баллов – полное отсутствие описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с уместным использованием лексических средств языка;

2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но имеет место некоторая стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление;

1 балл — встречаются аграмматизмы, словесные замены, неуместное использование лексических средств;

0 баллов –полное отсутствие описание ситуации, грамматического оформления, единичные случаи поиска слов.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов — ребенок самостоятельно разложил картинки и составил рассказ;

2,5 балла — картинки разложены с помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа с помощью наводящих вопросов;

0 баллов – полное невыполнение задания, даже при наличии помощи со стороны взрослого.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В методике используется небольшой текст из альбома для логопеда О.Б. Иншаковой.

Рассказ предъявляется детям не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок (методика № 1):

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла – все смысловые звенья воспроизведены, но с незначительными сокращениями;

1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажается смысл прослушанного, наличие включения посторонней информации;

0 баллов – полное невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла — при пересказе не обнаружено аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные замены слов;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неверное использование слов;

0 баллов — пересказ не доступен вообще.

3) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вспомогательным вопросам;

0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ также суммируются.

Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним – при сумме баллов от 11 до 20 баллов, низким – при сумме баллов от 0 до 10 баллов.

При обследовании ребенка вписывались карандашом его ответы, при этом помечалось на полях, как он себя ведет, интересно ли ему задание.

Было подсчитано количество баллов для каждого уровня данных в методике. Затем дети были распределены по уровням развития. Общий уровень ребенка выводился на основе подсчета среднего арифметической суммы баллов, набранных за все методики. Определялось, сколько % детей находится на низком уровне, сколько на среднем и сколько – на высоком.

2.3. Анализ результатов исследования

Методика № 1 .

Составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Детям требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, на конкретную деталь. Для семи испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (логическая прерывистость, непоследовательность).

У детей отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной на картинках ситуации. У двух из десяти детей рассказы сводились к простому называнию персонажей и их действий.

У испытуемых возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение ситуации. Один мальчик, несмотря на оказываемую помощь ему помощь со стороны взрослого, так и не смог выполнить предложенное задание. У четырех детей выражены грамматические нарушения. Преимущественно дублирование одних и тех же лексических средств. Результаты в сводной таблице 1 (Приложение ).

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

По результатам обследования было отмечено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий в тексте.

В пересказах многих детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократный повтор фраз, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуск глаголов).

У пяти из десяти детей трудности в составлении пересказа носили ярко выраженный характер (смысловые пропуски, прерывистость, пропуски значимых фрагментов текста другие сложности).

Одному ребенку требовалось повторное чтение текста, а остальные девять детей нуждались в дополнительных вопросах.

Подводя общий итог констатирующему эксперименту, нами были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком в ходе выполнения предложенных заданий. В итоге, нами было отмечено, что высокий уровень сформированности навыков связной речи наблюдается у двух детей; у семи детей мы обнаружили средний уровень развития связного речевого высказывания; у одного ребенка уровень сформированности связной речи оказался низким.

Анализ выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы:

1) У большинства детей с ОНР наблюдаются средние и низкие показатели сформированности навыков связного речевого высказывания; 2)Большому количеству испытуемых требовалась помощь со стороны взрослого;

3)Отмечались затруднения в структурной организации рассказа, характерно нарушение композиционного построения.

4)В высказываниях детей мы отметили наличие аграматизмов, а также повторяемость одних и тех же лексических средств.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи, что подтверждает принятую нами гипотезу о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3-4 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК. РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

3.1. Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний, посредством использования произведений русского народного творчества.

Мы разработали систему мероприятий для детей старшей группы на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе МБОУ СОШ №1. Формирующий эксперимент проводился в период с 03.03.2014 года по 21.03.2014 года, в ходе которого мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста за счет проведения ряда мероприятий. За время проведения формирующего эксперимента в данной возрастной группе были 12 занятий ,в основе которых лежали русские народные сказки, в конце каждого занятия детям задавались вопросы, направленные на закрепление и систематизацию пройденного материала занятий.

Цель программы:, Задачи программы:

  1. Знакомить детей с русскими народными сказками.

  2. Развивать связную речь у детей с общим недоразвитием речи.

Ожидаемые результаты:

1. Более высокий уровень сформированности связной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Повышение нравственной культуры участников образовательного процесса.

В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи. Время занятий: 30-40 минут.

Рассмотрим краткое содержание занятий (подробное содержание программы представлено в приложении).

Занятие №1.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц – хваста».

Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Занятие №2.

Тема: Рассказывание детям содержание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец.) Занятие №3.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: предложить детям вспомнить известные им русские народные сказки, их концовки; познакомить еще с одним произведением русского фольклора, помочь запомнить его начальную фразу и концовку; воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Занятие №4.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря детей.

Занятие №5.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок, прослушанных ранее.

Занятие №6.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки.

Занятие №7.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Морозко»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – падчерицу)

Занятие №8.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – Снегурочку) и сравнить их с персонажами других сказок.

Занятие №9.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Занятие №10.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «По щучьему веленью».

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Занятие №11.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Занятие №12.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Белая уточка».

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента

(контрольный этап исследования)

Цель экспериментальной работы – анализ результатов развития связной речи у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. В ходе исследования мы получили результаты, которые представлены в сводной таблице, которая представлена в приложении.

После проведения системы мероприятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи произошли сдвиги в формировании связной речи. Можно отметить, что на первоначальном этапе большое количество детей находилось среднем уровне развития связной речи, а после проведения формирующего эксперимента понизился за счет перехода из него детей в группу с высоким уровнем. «Низкий» уровень после эксперимента вообще исчез. Детей с высоким уровнем развития связной речи стало больше.

Таким образом, сравнительный анализ после констатирующего и контрольного эксперимента позволяет выявить положительную динамику в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа на формирующем этапе оказалась эффективной.

Заключение

В настоящей курсовой работе достигнута поставленная цель, а также решены все необходимые задачи. По итогам проведённой работы нами сделан ряд выводов.

Развитие связной речи составляет главнейшую задачу лингвистического развития детей старшего дошкольного возраста. Успешность обучения и развития детей напрямую зависит от уровня овладения ими связной речью. Существует множество методов и приемов, способствующих развитию связной речи. Большую роль в развитии познавательных процессов ребёнка играет Сказка. С помощью работы со сказками можно повысить уровень связной речи, а это немаловажно в дальнейшей подготовке ребёнка к обучению в массовой школе.

В практической части работы было проведено исследование детей старшей дошкольной группы на базе МБОУ СОШ №1 г. Новосокольники. Для решения поставленных задач выявили особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определили эффективность работы по развитию связной речи для этих детей посредством сказок. Нами было проведено экспериментальное исследование влияния сказок на развитие связной речи детей. Основной целью эксперимента являлось определение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, а так же уровня их коммуникативных умений. Для проведения эксперимента использовались специально подобранные методики, а именно, это пересказ по серии сюжетных картинок и специально организованная беседа с детьми. Для изучения уровня связной речи детям предлагали прослушать небольшую по объёму сказку, затем пересказать её. Далее этапе с каждым ребёнком индивидуально проводилась беседа по прослушанным сказкам. На основании анализа полученных результатов можно сделать заключение о недостаточном уровне развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

По результатам проведённого нами эксперимента была спланирована работа по обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Основываясь на сделанном нами предположении об эффективности развития связной речи посредством сказок, работа велась по двум направлениям:

  • отбор произведений осуществлялся с учетом особенностей восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста;

  • в работе по сказкам с детьми использовались модели;

По результатам проведённого контрольного эксперимента нами были получены более высокие показатели уровня развития связной речи по сравнению с показателями на начальных этапах проводимого нами констатирующего эксперимента.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи.

Таким образом, можно отметить, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок будет происходить эффективнее, если:

— отбор произведений осуществлять в соответствии с особенностями восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста;

— в работе по сказкам с детьми использовать модели;

— воспитательно-образовательную работу МБОУ СОШ осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями.

Данная работа может быть полезна для педагогов-практиков, которые хотят эффективно развивать и совершенствовать связную речь детей.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-detey-s-onr/

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2003.

  2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2005.

  3. АлабужаеваС.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. — Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. — 445 с.

  4. Алферов А.Д. Психология развития дошкольника. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ, 2004.

  6. Большакова В. В., Одоевский В.Ф. О вопросах психологии воспитания и обучения детей. Психологический журнал.- Т. 6. -№ 2- 2005.- С.15-18.

  7. Большунова Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры. // Психолог в детском саду. -2000. — № 1.- С. 13-17.

  8. Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.

  9. Волкова Л.С. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Владос, 2006. — 367 с.

  11. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224с.

  12. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник. – М-Воронеж: МОДЭК, 2008. – 256 с.

  13. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.

  14. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

  15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб: Речь, 2000. -310с.

  16. Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. –М.: Наука, 2004.- 190с.

  17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т2. Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983.- 398с.

  18. Коломийченко Л., Югова Л. Блочно-тематический план реализации «программы полового воспитания детей дошкольного возраста»// «Детский сад от А доЯ» научно-методический журнал для педагогов и родителей.- №1, 2006.

  19. Крайг В. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.- 385 с.

  20. Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки (ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей) / Пер. с англ. – Воронеж: АСТ, 2007.- 287с.

  21. Малова Т.В. Сказка как средство формирования представлений о женственности. // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 7. – С. 66-69.

  22. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология.— М.: Просвещение, 2004.—256с.

  23. Менчинская Н. А. Психическое рождение ребенка от рождения до 10 лет. — М.: МПА, 2006.- 423с.

  24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Роспедагентство, 2004. – 342с.

  25. Петровский А.В. Психология. — М.: Просвещение, 1998.- 325с.

  26. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. перераб. и допол. – М.: Педагогика-Пресс, 2006.- 440с.

  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. -720с.

  28. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: АСТ, 1996.- 294с.

  29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

  30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада — М.: Владос, 2005. -291с.

  31. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: 2001. — 237 с.

  32. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. — СПб.:Питер, 1998.- 284с.

  33. Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск: Университет, 2004.- 384с.

  34. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб.: Речь, 2004.- 168с.

  35. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1998. — 234 с.

Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, Факультет психологии, Кафедра специальной педагогики и психологии

Исполнитель:

студентка 4 курса

факультета психологии

отделения «Логопедия»

Некрасова Анастасия Викторовна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью сказок

Приложение к курсовой работе

по специальности 031800 (050715) — «Логопедия»

Научный руководитель:

Доктор психологических наук,

профессор

Николаев Алексей Николаевич

Псков – 2014