Психологическая подготовка волейболистов

Содержание скрыть

Совершенствование общих психических качеств волейболистов, Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена., Развитие волевых качеств., Развитие процессов восприятия., Восприятие движений., Специализированные восприятия., Развитие внимания., Развитие тактического мышления, памяти, представ­ления и воображения., Развитие способности управлять своими эмоциями., Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям, Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

В условиях возрастающей тенденции роста конкурентос­пособности команд в современном волейболе роль психо­логической подготовки становится приоритетной для дости­жения победы над соперником. Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значитель­ной степени психологическими факторами. Чем ответствен­нее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состо­яние спортсменов.

В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, техни­ческой и тактической подготовленности игроков, выигры­вает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоцио­нальный подъем, желание победить нередко приводят к по­беде над более сильным противником, который недооцени­вает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.

Специфика определенного вида спорта накладывает от­печаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображе­ния, эмоций, морально-волевых качеств. Так, решительность и смелость, например, автогонщика качественно отличают­ся от решительности и смелости волейболиста. Следова­тельно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболис­тов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенап­равленно и планомерно воспитывать те психические каче­ства волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.

Известно, что волейбол как спортивная игра характери­зуется большой эмоциональной насыщенностью. Психоло­гические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особен­ностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов регистрации дей­ствий волейболистов специалисты сумели охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20-30 м/с, при подачах — 12-15 м/с, время передачи для напада­ющего удара (вторая передача) равно 1,10-1,40 сек, а передачи м/с — 0,60-0,70 сек, время приема по­дачи — 1,40-1,50 сек, прием нападающего удара — 0,35-0,45 сек. Блокирование совершается за 2,00-2,05 сек, причем в три этапа: 1) распознавание действий противника и опре­деление зоны, где необходимо ставить блок — 0,30-0,50 сек; 2) перемещение в зону блокирования — 1,00-1,15 сек; 3)прыжок и вынос рук над сеткой — 0,4-0,50 сек.

15 стр., 7210 слов

«ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

... волейбола на развитие физических качеств детей школьного возраста. Рассмотреть методику воспитания физических качеств и оценку уровня физической подготовленности волейболистов школьного возраста. ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика физических качеств Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как ...

Основные двигательные действия волейболистов — это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия харак­теризуются изменчивостью в процессе игры. На трениров­ках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игро­вых действий заключается и в том, что этот арсенал техни­ческих приемов приходится применять в различных сочета­ниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точ­ности и дифференцированности движений, быстрого пере­ключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.

Анализ действий волейболистов показывает, что у высо­коквалифицированных спортсменов игровые навыки настоль­ко высоко автоматизированы, что те действия, которые, ка­залось бы, должны были типу сложной реак­ции, типу простой. Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также которые связаны с высокой скоростью полета мяча.

Под влиянием тренировки у игроков до минимума сво­дятся такие составные части латентного периода реакции, как моменты различения, узнавания и особенно выбора дей­ствий, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа.

Но в волейболе нельзя доверяться только одной реакции. Совершенствуя ее, необходимо вырабатывать умение предвидеть возможные игровые моменты.

Почти все действия волейболистов происходят на осно­ве зрительных восприятий. Умение видеть положение и пе­ремещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение в сложивших­ся условиях — важнейшие качества волейболистов, которые предъявляют весьма высокие требования к объему поля зре­ния игроков и точности их глазомера.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий — все это предъявляет вы­сокие требования к мышлению волейболистов. Тактическое мышление волейболиста имеет свои специфические особен­ности. В процессе выполнения того или иного технического приема оно включено в само действие, неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после на­падающего удара противника, волейболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный момент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т.е. мышление носит действенный характер. Другая особенность заключает­ся в том, что в групповых действиях мышление носит нагляд­но-образный характер, требующий высокого развития и временных представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения.

24 стр., 11959 слов

По психологии «Развитие познавательных процессов детей младшего ...

... развития памяти у учащихся вторых классов контрольной и экспериментальной групп Опосредствованная и непосредственная память - виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе ... Р. Лурия "Методика диагностики опосредованного запоминания ("Пиктограмма")". В качестве критериев оценки, по данной методике, являются сдедующие: Первым критерием является — « ...

темп игры, ее длительность, напряженность со­ревновательной борьбы, постоянная готовность к выполне­нию ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бур­но реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают по­ложительное влияние, другие — отрицательное.

Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии. Ве­роятно, этим можно объяснить такие перепады в игре волей­больной команды, как выигрыш одной партии, например, со счетом 25:12 и проигрыш таким же счетом. Вся­кое бурное эмоциональное состояние или состояние самоус­покоенности сразу же отрицательно отражается на качестве технических приемов и тактических действий волейболистов.

Волейбол предъявляет большие требования к психичес­ким качествам спортсмена. При равном техническом и так­тическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тре­нировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных воле­вых качеств.

Волейбол — коллективная игра, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов коман­ды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются вы­полняемыми им функциями, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависи­мость, взаимодействие, взаимопонимание, взаимострахов­ка не только определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но и характери­зуют моральные качества спортсменов: взаимопомощь, то­варищескую поддержку, чувство коллективизма.

Следует отметить, что при построении процесса психо­логической подготовки необходимо исходить из двух взаи­мосвязанных задач:

  • совершенствование общих психических качеств;

  • психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.

5.1. Совершенствование общих психических качеств волейболистов

Общая психологическая подготовка волейболистов осу­ществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.

Основные задачи общей психологической подготовки во­лейболиста

  1. Развитие морально-волевых качеств личности спорт­смена.

  2. Развитие процессов восприятия, в том числе форми­рование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «чув­ство площадки», «чувство времени», «чувство партнера».

  3. Развитие внимания, в частности, его объема, интен­сивности, устойчивости, распределения и переключения.

  4. Развитие тактического мышления, памяти, представле­ния и воображения, способности оце­нивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение

    и контролировать свои действия.

  5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в про­цессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.

Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.

Очень важно в процессе учебно-тренировоч­ной работы не только подготовить высококвалифицирован­ного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование ми­ровоззрения, духовной сферы, формирование чувства кол­лективизма, разносторонних интересов и т.п.

Важнейшим фактором развития личности служит само­воспитание, организация которого должна направляться тре­нером. Особенности формирования морально-волевых ка­честв личности волейболистов и их проявление находятся в тесной связи со спецификой волейбола — коллективным характером игры.

Воздействие коллектива велико. Но это зависит от его состава и от того, какие в нем преобладают традиции, ка­кие взаимоотношения и связи. Как правило, коллектив бла­готворно воздействует на формирование положительных свойств личности спортсменов. Однако в коллективах, где тренеры уделяют недостаточное внимание воспитательной работе, нередко выделяются волейболисты, неплохо осво­ившие игровые навыки, но неустойчивые в моральном отно­шении. Они порой оказывают отрицательное влияние на кол­лектив. Следует всегда помнить, что моральное состояние во­лейбольной команды находится в прямой зависимости от характера как игровых, так и личностных взаимоотношений внут­ри команды. Чувство коллективизма, товарищеские взаимо­отношения и помощь, сплоченность спортсменов — необходи­мое условие успешных выступлений команды. Поэтому трене­ру по волейболу особое внимание следует уделять вопросам межличностных взаимоотношений, комплектованию команды

Развитие волевых качеств.

Чтобы развивать те или иные волевые качества необхо­димо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталки­вается спортсмен в процессе подготовки

Существует два вида трудностей — объективные и субъек­тивные. Объективные трудности обусловлены особенностя­ми игры в волейбол, а субъективные — связаны с особен­ностями личности спортсмена.

Волевая подготовка — это сложный и длительный про­цесс. Основным и необходимым условием развития воле­вых качеств у волейболистов является систематическое вы­полнение в процессе учебно-тренировочных занятий упраж­нении, требующих приложения волевых усилий.

Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:

  • целеустремленность и настойчивость;

  • выдержка и самообладание;

  • решительность и смелость;

  • инициативность и дисциплинированность Целеустремленность и настойчивость. Эти качества вы­ражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих пе­ред волейболистами, в активном и неуклонном к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии

Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления.

Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуман­ные решения в ответственные моменты игры и без колеба­ния приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно дей­ствовать во имя достижения цели в опасных и ответствен­ных ситуациях.

Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру твор­чество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисцип­линированность выражается в умении подчинять свои дей­ствия задачам коллектива. Обязательная дисциплина пред­полагает не слепое подчинение по принуждению, а добро­вольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга.

Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обус­ловлены. Не у всех волейболистов волевые качества раз­виты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэто­му чем правильней будет организован тренировочный про­цесс и чем лучше будет поставлена воспитательная рабо­та, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов.

Развитие процессов восприятия.

Ограниченный объем поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем созда­ет условия для успешных действий противника.

Наблюдения показали, что у волейболистов в результате систематической тренировки происходит значительное рас­ширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объема поля зрения представителей других видов спорта (табл. 14).

Измерения, проведенные у волейболистов в состоянии нахождения в спортивной форме и в состоянии нетрениро­ванности, показали, что периферическое зрение у после­дних снижается больше всего в направлении к верху-нару­жу и кверху. Такое сужение поля зрения снижает поток ин­формации. А это значит, что игровой потенциал волейболи­ста только из-за уменьшения периферического зрения сни­жается на 25-30%. В результате спортсмен хуже ориенти­руется, замечает меньше выгодных положений для продол­жения атаки, совершает больше ошибок и т.д. Для восста­новления таких потерь необходимо 2-3 месяца системати­ческой тренировки.

Исследования с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшается ощущение направления движений и рав­новесия, отмечается нарушение координации, возникают до­полнительные мышечные напряжения, значительно замед­ляется переход от одного движения к другому, ухудшается точность глазомера.

Таблица. Объем поля зрения у спортсменов различных видов спорта

Группы обследо­ванных

Направление (в градусах)

наружу

внутрь

кверху

книзу

кверху наружу

кверху внутрь

книзу на­ружу

книзу внутрь

Волейболисты

100

66

63

81

95

69

99

57

Футболисты

100

61

58

75

68

62

90

53

Боксеры

100

58

45

72

58

48

90

56

Лыжники

195

80

49

75

62

53

90

55

Правильное и своевременное выполнение того или ино­го технического приема тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мя­чом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного опре­деления расстояния до партнера по команде и до сетки зависит точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство волейболистов во многом зависит от точности глазомера (глубинное зрение).

Многочисленные исследования показывают, что волейбол способствует развитию глазомера. Так, у волейболистов точ­ность глубинного зрения оказалась в 2-2,5 раза лучше, чем, например, у гимнастов, пловцов или борцов. У волейболис­тов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. Например, у связующих точ­ность глубинного зрения значительно выше, чем у напада­ющих. При этом точность глазомера при восприятии уда­ляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в 2 раза выше, чем у нападающих.

Точность глазомера, так же, как и периферическое зре­ние, находится в прямой зависимости от состояния трени­рованности. Так, в состоянии спортивной формы точность глазомера у волейболистов в среднем выше на 40-45%, чем в состоянии нетренированности. Пропуск тренировочных за­нятий в 2-3 недели приводит к ухудшению точности глазо­мера на 20-30%. Вот почему иногда тренеры не могут объяс­нить причины ухудшения игры спортсмена, который пропус­тил несколько занятий, хотя какого-либо ухудшения физи­ческих качеств и выполнения технических приемов у него не наблюдается.

Поскольку периферическое зрение и точность глазоме­ра имеют в волейболе большое значение, различные при­емы и упражнения для развития данных зрительных воспри­ятий должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе.

Занятия и игра должны всегда проходить в нормальных условиях дневного и электрического освещения. При недо­статочном или чрезмерном освещении происходит перенап­ряжение мышц глаз. В результате глазное яблоко деформируется и принимает удлиненную форму (одна из причин развития близорукости), что приводит к значительному су­жению объема поля зрения и, особенно к ухудшению точно­сти глазомера.

Немаловажно и влияние цвета на психику человека. Пси­хофизиологическая функция цвета — обеспечение наиболее благоприятных условий зрительного восприятия, снижение утомления, улучшение освещенности. Различные цвета нео­динаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное вос­приятие меняется в зависимости от цвета. Лучше других вос­принимаемся белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятии темных цветов (красного, фиолето­вого, синего) утомление наступает вызывает впечатление теплоты или холода, создает иллюзии изме­нения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов.

Цветовое оформление связано с его эмоциональным воз­действием и благоприятным влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска стен в яркие, бодрящие тона. При работе, требующей напряжен­ного внимания, целесообразен спокойный цвет.

Главное требование развития точности глазомера — как можно больше в тренировках варьировать дистанции при пе­редачах, подачах, различных нападающих ударах и т.п. Для этого необходимо выполнять передачи на разное расстоя­ние с различной скоростью и траекторией, различные пере­дачи при схождении и расхождении волейболистов, пода­чи мяча различными способами и с разных расстояний, на­падающие удары по сигналу тренера в различные зоны пло­щадки и т.д. Спортсмен должен постоянно приучать себя сле­дить за малейшими изменениями дистанции. Очень эффек­тивны упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча, а также игра в настольный теннис, футбол, баскетбол.

Для развития периферического зрения целесообразно ис­пользовать поочередный контроль периферическим зрени­ем то за мячом, то за партнером; различные передачи мяча в парах, тройках в движении между беспорядочно расстав­ленными на площадке различными предметами (скамейки, набивные мячи и т.п.); групповые упражнения в пере­дачах мяча: смотреть на одного партнера, а передачу мяча адресовать другому. Рекомендуется во время передачи мяча или нападающего удара контролировать мяч то централь­ным, то периферическим зрением; выполнять упражнения в парах, тройках двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад; выполнение упражнений со словес­ным сообщением (например, во время выполнения напада­ющего удара о номере зоны площадки, незащищенной иг­роками противника).

Восприятие движений.

Выполнение любого технического приема в волейболе проходит под постоянным контролем сознания.

Одной из важных психологических особенностей двига­тельных навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с вы­работкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных временных воспри­ятий и выполняемых движений.

Большое значение для волейболистов при выполнении технических приемов имеет тонкая дифференцировка мышечнодвигательных ощущений, которые имеют специализиро­ванный характер и являются специфичными для данного вида спорта.

Точность восприятия мышечных усилий кистей рук, кото­рое играет очень важную роль при выполнении основного технического приема — верхней передачи мяча, показало, что точность существенно изменяется в зависимости от со­стояния тренированности. Так, в состоянии спортивной фор­мы точность мышечно-двигательных усилий возрастает бо­лее чем в 2,5 раза по сравнению с данными в состоянии нетренированности. При этом точность дифференцировки у связующих игроков в 3 раза выше, чем у нападающих.

Игра в волейбол требует от каждого спортсмена макси­мальной скорости реагирования. Следовательно, деятель­ность волейболиста связана с готовностью выполнения от­ветных действий в условиях острого дефицита времени.

Все действия волейболистов проходят по механизму слож­ных реакций выбора и характеризуются не только быстро­той, но и точностью, своевременностью, как восприятия, так и ответного движения.

Время сложной реакции имеет большие колебания в за­висимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы у волейболистов не только резко умень­шается время реагирования и точность, но и, что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о вы­сокой игровой надежности.

Следует отметить, что особенно заметно изменяется время реакции на периферические раздражители главным обра­зом у связующих игроков. Вероятно, их деятельность требу­ет более быстрой и точной реакции на внезапно меняющу­юся игровую обстановку.

Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих переключения с одного действия на другое, упраж­нений с различными неожиданными и нелогичными про­должениями, упражнений, в которых надо сокращать рас­стояния, увеличивать скорость и т.д.

Броски, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, повороты головы при ориентировке — все это вы­зывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата.

Деятельность вестибулярного анализатора взаимосвяза­на с деятельностью других анализаторов, в частности, с мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сен­сорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а так­же нарушение координированное™ движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий до 30% и более, значи­тельно ухудшает интенсивность внимания и особенно устойчивость, распределение и переключение, что выражает­ся в увеличении числа ошибок.

Включение в занятия специальных упражнений для тре­нировки вестибулярного аппарата повысит эффективность игры в защите и точность второй передачи мяча. Однако тех упражнений, которые имеются в арсенале волейбола, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости спортсменов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздраже­ния вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем ос­ваиваемые в обычных условиях. Это один из примеров неиспользованных возможностей повышения спортивного мастерства волейболистов.

В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются сложнокоординационные упраж­нения, требующие при их выполнении активности занима­ющихся и противодействия неприятным субъективным ощу­щениям. Это различные виды акробатических и гимнасти­ческих упражнений, прыжки на батуте, различные враща­тельные движения, всевозможные ускорения, мгновенные остановки и т.д. Однако наибольшее воздействие оказыва­ют те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполнение передачи мяча после кувырка или вращательного движе­ния, или после резкого ускорения вперед, назад, вправо, влево и т.п.

Специализированные восприятия.

Эти восприятия являются убедительным доказательством технического мастерства волейболистов и состояния их спортивной формы. Образуются же они в результате дли­тельной и систематической тренировочной работы.

Развитие внимания.

Волейболисту в процессе игровых действий приходится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объем его внимания. При­чем волейболист воспринимает в этих объектах малейшие детали, например, отдельные элементы движения противни­ка, его взгляд и т.д., что позволяет ему быстро и правиль­но организовать свои действия. Исследования показывают, что уже сами занятия волейболом способствуют развитию данного свойства внимания.

В волейболе бывают моменты, которые требуют очень напряженного внимания во время розыгрыша мяча и ос­лабления его в промежуточные периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спорт­смен. Длительность игры, разнообразие тактических ситу­аций требуют высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его на протя­жении всего поединка, способности противостоять различ­ным отвлечениям.

Современный волейбол характеризуется высокой скоро­стью полета мяча, игроков, быст­рой и внезапной сменой игровых ситуаций — все это предъявляет высокие требования не только к объему, ин­тенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распре­деления внимания. Например, волейболист, принимая мяч, одновременно распределяет свое внимание между многи­ми моментами: определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков против­ника, выбирает способ для передачи мяча и т.п. Количе­ство этих одновременно или последовательно протекающих

процессов может быть различно, так же, как и степень, их отчетливости. Все это характеризует распределение внима­ния. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно менять объекты, на которые направлено его вни­мание. Так, сделав передачу для нападающего удара, во­лейболист переключает свои действия (внимание) на Например, только за одну секунду его внимание пе­реключается поочередно на 3-6 объектов.

Перечисленные качества внимания значительно изменя­ются в зависимости от состояния тренированности. Так, ме­сячный перерыв в занятиях снижает объем внимания на 25-30%, а это означает, что резко снижается арсенал такти­ческих действий. Для развития внимания надо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях, серьезно подходить к физической подготовке, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быст­рому утомлению, а при быстром утомлении резко снижа­ется внимание. Объем внимания можно тренировать не только на учебно-тренировочных занятиях, но и, например, посмот­рев на витрину магазина, можно попытаться описать выс­тавленные там предметы и т.д.

Во время тренировки иногда полезно создавать волей­болисту такие условия, при которых необходимо одновре­менно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 10.

Развитие интенсивности и устойчивости внимания спорт­смена в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.

Для распределения и переключения внимания в трени­ровку волейболистов следует включать различные упражне­ния с несколькими мячами и всевозможными перемеще­ниями, упражнения, где требуется внимания с одного объекта на другой, а также умение вы­делять наиболее важные объекты или действия.

Развитие тактического мышления, памяти, представ­ления и воображения.

действует не по стандарту, кто обладает умением осу­ществлять тактические замыслы с учетом действий коман­ды противника, причем все это необходимо выполнять в ус­ловиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения.

Для достижения победы в соревнованиях надо уметь при­менять, целесообразные методы спортивной борьбы, нахо­дить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперников комбина­ции, создавать ситуации, благоприятные для своей команды.

В целях повышения тактического мастерства волейболи­стов необходимо развивать способности:

  • наблюдательность — умение быстро и правильно под­мечать по ходу поединка важные моменты соревнователь­ной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в слож­ной игровой обстановке;

  • сообразительность — умение быстро и правильно оце­нивать ситуации, учитывать их последствия;

  • инициативность — умение быстро самостоятельно при­менять эффективные тактические приемы;

  • предвидение — умение разгадывать тактические замыс­лы противника и предвидеть результаты как его, так и сво­их действий на площадке.

Развитие способности управлять своими эмоциями.

Интенсивность эмоциональных состояний зависит от зна­чимости соревнований. В течение игры она неодинакова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в ответствен­ные моменты игры, особенно в конце партий.

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние как на активность волейболистов в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффек­тивность игровых действий. Самообладание и эмоциональ­ная устойчивость помогают волейболисту избегать излишних возбуждений во время тренировочных занятий и соревнова­ний, сохранять нужную координацию и точность движений, ясность тактической мысли и т.п.

В психологии спорта разработаны специальные приемы, которые могут применяться в целях:

  • снятия или снижения физического утомления и вос­становления спортивной работоспособности;

  • снятия или снижения нервного утомления и переутом­ления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований;

  • снятия или снижения неблагоприятных эмоциональных состояний перед соревнованием и во время игры и успо­коения при излишнем нервном возбуждении;

Обучение волейболистов приемам саморегуляции эмоцио­нальных состояний требует обычно не менее двух-трех меся­цев систематических занятий. Эффективность применения при­емов саморегуляции возможна лишь в том случае, если спорт­смен полностью овладел этими приемами как в процессе тре­нировочной, так и в соревновательной деятельности.

5.2. Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям

Прогрессирующая борьбы в современном спорте нередко сопровождается предельны­ми физическими и психическими напряжениями, выража­ющимися в состоянии тревоги, лихорадки или апатии, что в конечном счете приводит к нервным стрессам.

Психологическая подготовка волейболистов к предстоя­щим соревнованиям осуществляется на базе общей психо­логической подготовки и связана с решением задач, по­ставленных перед спортсменом в данном конкретном сорев­новании. К их числу следует отнести:

1- Осознание игроками особенностей и задач предстоя­щей игры.

  1. Изучение конкретных условий предстоящих соревнова­ний (время и место игр, освещенность, температура и т.п.).

  2. Изучение сильных и слабых сторон противника и под­готовка к игровым действиям с учетом этих особенностей.

  3. Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.

  4. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных пред­стоящей игрой.

  5. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях выполнения поставленных задач в предстоя­щей игре.

Каждый волейболист испытывает перед игрой (да и во время поединка) сложные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают как положительное, так и отрицатель­ное влияние на его спортивные действия, чем и обусловли­вается психологических и физиологических про­цессов в его организме. Одни волейболисты испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, что по­вышает готовность организма к выполнению предстоящих игровых действий. У других игроков возникают пере­возбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения, что снижает готовность организма и возможности спорт­смена. Очень часто приходится наблюдать волейболистов, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое ма­стерство, но во время игры их порой трудно узнать: они выг­лядят как неопытные новички.

Один из основных факторов, влияющих на уровень готов­ности, — эмоциональное состояние перенапряжения или, на­оборот, апатии перед игрой. Такое состояние принято на­зывать предстартовым. Различают четыре вида предстарто­вых состояний:

  • состояние боевой готовности;

  • стартовая лихорадка;

  • стартовая апатия;

  • состояние самоуспокоенности.

Состояние боевой готовности — самое благоприятное. Для данного состояния характерны особенности: об­щий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внут­ренняя собранность и сосредоточенность, наличие активного

к достижению победы, уверенность в своих си­лах, процессов восприятия, внимания, мышле­ния, памяти, воображения и представления.

Стартовая лихорадка характеризуется преобладанием про­цессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, од­них эмоций другими, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявляется в дрожании рук и ног, потливости в различных позывах, повышенной речевой активности и т.п.

Стартовая апатия — состояние противоположное старто­вой лихорадке. Для нее характерны пониженная возбуди­мость, вялость всех психических процессов, сонливость, от­сутствие желания участвовать в игре, упадок сил и неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, вни­мания, мышления, скованность движений и замедленность реакций, необщительность, состояние угнетенности. Внеш­не данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изменении ритма дыхания, по­явлении одышки, холодного пота, пересыхания рта и т.п.

Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутстви­ем готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важнос­ти игры и т.п.

Имеется еще множество промежуточных предигровых со­стояний. Преодоление отрицательных эмоциональных состо­яний и их регулирование может быть осуществлено при по­мощи специальных приемов. Они сводятся к

  1. Сознательное подавление спортсменом отрицательных эмоций. Волейболист не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность. Наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бод­рости.

  2. Применение в разминке специальных упражнений, дви­жений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышеч­ному напряжению (в зависимости от особенности эмоцио­нального состояния), которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавленности.

  3. Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений (по глубине, интенсивности, часто­ты, ритму, продолжительности).

  1. Воздействие при помощи слова. Словом можно чело­века окрылить, вселить уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить и т.п. Большую роль играет примене­ние самоприказа, самоободрения, самопобуждения («я вы­играю», «я добьюсь», «я должен» и т.п.).

  2. Преднамеренное изменение направленности и содер­жания мыслей и представлений. В преодолении предыгрового волнения волейболистам помогают воспоминания об удачно проведенных играх, друзьях и т.д. Тем самым спорт­смены не только создают установку на активную игровую деятельность, но и вытесняют из своего сознания небла­гоприятные эмоциональные состояния.

  3. Применение специального массажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие.

  4. Применение приемов аутогенной тренировки в целях снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций пе­ред игрой и снятия излишнего нервного возбуждения.

Успех выступления команды в соревнованиях во многом зависит от умелого управления и руководства командой.

При участии команды в турнире необходимо установить рациональный режим, при этом свободный день надо мак­симально использовать для отдыха и восстановления, но обязательно провести легкую тренировку с мячом. В игро­вой день необходимо избегать каких-либо напряженных дей­ствий, длительных прогулок, экскурсий, долгого лежания. Питание должно быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до игры.

Для предупреждения неблагоприятных эмоциональных со­стояний и формирования состояния готовности к игре, а так­же ускорения врабатываемости большое значение имеет раз­минка. Разминку спортсмены должны проводить самостоя­тельно, причем инертному игроку нужно в разминку включать несколько групповых упражнений. При этом тренер должен провести 2-3-минутную беседу со всеми игроками вместе с запасными, в которой напомнить основные положения пред­стоящей игры и дать предыгровую установку.

В процессе игры возникает множество моментов, ситуаций, которые требуют оперативного вмешательства трене­ра, Например, ввести некоторые коррективы в действия иг­роков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок, или при неопределенных действиях игроков со­перника как в защите, так и в нападении и т.п. Для этого тренер использует замены игроков и перерывы, предусмот­ренные правилами игры. Замены могут быть произведены по различным причинам — для отдыха игрока, для увеличе­ния или сбивания темпа игры, для смены тактических дей­ствий при неуверенной игре спортсмена, при неоднократ­ных ошибках и т.д. Но при этом не рекомендуется злоупот­реблять заменами и проводить их без основания. Тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности их по­ведения в различные периоды игры. Недопустима замена при однократной ошибке. Это может вызвать у спортсмена состояние неуверенности, нервозности.

Перерывы используют для отдыха, для изменения такти­ческого рисунка игры и корректировки индивидуальных дей­ствий, для сбивания темпа игры, при потере инициативы или при растерянности игроков, для поднятия духа в команде.

При подготовке команды и каждого игрока в отдельнос­ти к конкретным соревнованиям или игре тренер не ограни­чивается только психологической подготовкой игроков своей команды, он должен снабжать команду необходимой инфор­мацией о слабых или сильных сторонах игроков команды про­тивника, используя при этом данные «спортивной разведки». Во всех случаях указания тренера должны быть лаконичны­ми, точными и ясными, тон уверенный и спокойный.

5.3. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов

Конечный победный результат в современном волейбо­ле, как и в других видах спортивных игр, зависит не только от высокого уровня совершенства физической, технико-так­тической и игровой подготовленности спортсменов, но и во многом (если не в решающей мере) определяется сте­пенью их психологической готовности к конкретным сорев­нованиям. Роль психологической подготовленности особенно возрастает когда спортсмены, участвующие в определен­ных соревнованиях, находятся примерно на одинаковых уров­нях в физическом и технико-тактическом отношении. Так, изучение показателей, характеризующих психомоторную ак­тивность волейболисток, позволило тренерам целенаправ­ленно решать вопросы психологической подготовки игроков и команды в целом.

Психофизиологические измерения проводились на хронорефлексометрическом комплексе КХР-01. Определялось вре­мя двигательной реакции (ВДР) на различные световые сиг­налы и движущийся объект (РДО).

Учитывался латентный и моторный компонент двигатель­ной реакции на красный, желтый, белый светоцветовые сиг­налы, а также звуковой раздражитель, выбор которых был обусловлен цветом игровых мячей.

Для оценки чувства времени испытуемому предлагался объект в режиме запаздывания в зависимости от скорости наблюдаемого объекта (0,2 Гц) определить временной про­межуток в 2 секунды. Все указанные параметры исходя из 10 пробных зачетных попыток.

Измерение времени реакции на различные цветовые, световые и звуковые раздражители проводилось в следую­щих режимах: длительность действия раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество повторений — 10.

Реакция на движущийся объект определялась при частотах 0,2 и 1 Гц в режимах опережения и запаздывания времени реакции спортсмена по 10 показаний на каждой частоте.

Внезапность, высокая скорость и точность двигательных действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков своевременность дифференцировки движущегося объекта, быстроту движений. Однако в практике бывает далеко не всегда так. В частности, опыт­ный волейболист, обладающий высокой двигательной актив­ностью и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психологической готовности нередко на игровую ситуацию реагирует неадекватно — не точно, не­своевременно и нерационально.

Отмеченное предположение наглядно подтверждается на примере волейболисток одной из команд высших разрядов.

Общеизвестно, что между показателями латентного и моторного периодов проявления двигательной реакции дол­жна быть разница в пользу латентного времени реакции. Как видно из таблицы 15, у волейболисток исследуемого кон­тингента время реакции, а точнее время латентного перио­да двигательной реакции на красный сигнал составляет в среднем 0,204 сек, а моторный период — 0,211 сек. Реакция на желтый световой раздражитель — соответственно — 0,212 и 0,212 сек.

Динамика показателей психомоторной активности у игроков команды высших разрядов

Показатели

2002 X

2003 X

2004 X

1.

Реакция на красный раз­дражитель: латентный период моторный период

0,204 0,211

0,204 0,199

0,195 0,185

2.

Реакция на желтый раз­дражитель: латентный период моторный период

0,212 0,212

0,208 0,207

0,200 0,186

3.

Реакция на белый раздра­житель: латентный период моторный период

0,202 0,217

0,186 0,202

0,181 0,171

4.

Реакция на звуковой раз­дражитель: латентный период моторный период

0,165 0,221

0,175 0,201

0,164 0,182

5.

Реакция на движущийся объект -опережения: 0,2 гц 1гц

0,074 0,153

0,076 0,132

0,072 0,119

6.

Реакция на движущийся объект -запаздывания: 0,2 гц 1гц

0,088 0,172

0,081 0,152

0,069 0,136

7.

Чувство времени

1,475

1,445

1,709

Реакция испытуемых на белый цвет, сопровождается уко­роченным латентным периодом (0,202 сек). Вместе с тем, моторный компонент двигательной реакции на белый цвет составляет более удлиненное время (0,217 сек). Следует от­метить, что латентное время двигательной реакции на зву­ковой сигнал оказалось значительно короче (0,165 сек), чем во всех остальных случаях. А моторный период реакции при этом был довольно удлиненным (0,221 сек).

Показатели ВДР, зарегистрированные у обследованных нами волейболисток в 2003 году, характеризуются опреде­ленной заторможенностью.

В начале нового цикла подготовки изучаемые параметры ВДР оказались заметно укороченными, среди которых осо­бенно выражен латентный компонент реакции на белый све­товой раздражитель и звуковой сигнал (0,186 сек, 0,175 сек).

Дальнейшие исследования, проведенные через год, т.е. в период начальной подготовки к очередному чемпионату, характеризовались результатами, указывающими на улучше­ние сенсомоторной активности волейболисток. При этом исследуемые волейболистки также быстрее реагировали на белый световой раздражитель и звуковой сигнал в сравне­нии с первым обследованием, что, по-видимому, связано с относительной специфичностью этих стимулов для зани­мающихся волейболом (0,171 сек, 0,182 сек).

Рассматривая латентный и моторный компоненты ВДР, следует отметить, что в процессе спортивного совершенство­вания, на наш взгляд, целесообразно включать средства, раз­вивающие не только моторные компоненты ВДР, но исполь­зовать все возможные факторы, способствующие совершен­ствованию сенсорноаналитической сферы спортсменок, чем может быть достигнуто укорочение латентного компо­нента ВДР.

В современном волейболе успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевремен­ности технико-тактических действий. В процессе игры во­лейболисты постоянно следят за мячом и за действиями игроков своей команды и команды противника, и только в непосредственно нужный, выгодный момент должны точно и своевременно действовать согласно создавшейся игровой ситуации. Для того чтобы выполнить это на высоком уровне, волейболисту необходимо хорошо развитое чувство дифференцировки мяча и действий игрока команды про­тивника в пространстве и во времени. Именно такое каче­ство, как слежение, а затем точная и своевременная дифференцировка отношений могут быть оценены путем модельного опыта по изучению харак­тера реакции на движущийся объект.

Повторные исследования не выявили четко выраженных различий в проявлении изучаемых параметров РДО. Однако исследования, проведенные в конце следующего цикла под­готовки, позволили проследить несколько укороченные ре­акции на движущийся объект как опережения, так и запаз­дывания (0,072 сек, 0,069 сек). Причем положительный сдвиг наблюдался и в показателях чувства времени, т.е. времен­ной показатель чувства времени был значительно близок к заданному отрезку временного ориентира (1,709 сек).

Заслуживает внимания тот факт, что показатели време­ни реакции на движущийся объект при различных частотах имели резко выраженные различия. Так, во всех случаях, когда скорость движения наблюдаемого объекта была 2 Гц, время обоих типов реакций оказалось укороченным, и, на­оборот, при частоте 1 Гц оно было удлиненным. Видно, что по мере увеличения скорости движения наблюдаемого объекта удлиняется и время реакции. По-видимому, совер­шенствование такого рода типов реакций слежения у волей­болисток может быть достигнуто путем периодического ис­пользования в процессе тренировочных занятий специально избранных средств, что имеет определенное прикладное зна­чение.

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formirovanie-moralno-volevyih-kachestv-v-voleybole/

«ВОЛЕЙБОЛ» Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент