Психологические особенности сестринского процесса

Актуальность темы.

Труд медицинских работников, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека; работники здравоохранения — это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их родственников, что в конечном итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку.

Высокий уровень нервно-психического напряжения в ряде профессий (в первую очередь, в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, нейротравматологии, онкологии) подчеркивается многими исследователями, но не уточняется, а что как это отражается на самих медицинских работниках с учетом принятых в настоящее время подходов к оценке негативных эффектов социальной и медико-психологической рефлексии экстремальных ситуаций, которые особенно типичны для работающих в отделениях с высоким уровнем летальности (например, не оцениваются возможности развития проявлений посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у медицинского персонала; не рассматривается специфика их взаимоотношений с тяжелобольными и их родственниками, в том числе и с родственниками умерших пациентов, особенно с учетом происшедшей трансформации биоэтических подходов в медицине и новых форм организации медико-психологической и социальной помощи (появления в штатах лечебных учреждений клинических психологов / психотерапевтов, организации молитвенных мест в медицинских учреждениях, создания хосписов и т.д.), хотя современная трактовка здоровья индивида (в том числе врача, медицинской сестры) подразумевает его физическое, духовное и социальное благополучие.

Цель моей работы: изучить психологические особенности сестринского процесса.

Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Следовательно, чем выше уровень психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность больного. Продуктивный стиль обращения с больными, умелое владение техникой психологической работы с пациентами уже сами по себе могут оказать исцеляющее действие. Невротические особенности личности медицинской сестры могут послужить источником отчужденности, непонимания больных. Психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность.

5 стр., 2445 слов

Использование психологических методов в социальной работе

... психотравмы, комплексы). Таким образом, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использование психологических методов в социальной работе. Основная задача, которую ставит ... групповой идеологии. Диалектика развития: «группа в себе» и «группа для себя». Политико-психологические уровни общности больших социальных групп и их характерные признаки: ...

Одним из самых важных умений, которыми должна обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может многое рассказать не только содержание его речи, но и мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое основано на связях впечатлений и поведения больного с его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в то, что волнует больного. Необходимым условием контакта с больным является умение выслушать его. Сестра должна слушать с интересом, адекватно реагируя на услышанное. Лучше поближе расположиться к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять желание пациента высказаться о своих проблемах, опасениях, беспокойстве. В этом медицинской сестре могут помочь различные психологические навыки. Сестра должна принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также располагают к разговору улыбка, одобрительный кивок головой. Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство неуверенности.

Для больного человека забота и внимание необходимы как физически, так и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если больной не получает нужных ему эмоций и действий со стороны медицинской сестры, то он может стать обидчивым, замкнутым, испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми составляющими хорошего стиля работы. Такой подход, безусловно, помогает гораздо продуктивнее решить проблемы пациента. Подготовка больного, необходимые советы, направления его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь.

Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Невнимательность, запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.

Сестринский процесс

1) цель приема назначенного лекарственного препарата;

2) какие могут быть побочные эффекты и как поступить в случае их возникновения;

3) время и способ приема препарата;

4) продолжительность лечения;

5) какие могут быть последствия в случае несоблюдения режима лечения.

При определенных заболеваниях пациент должен постоянно иметь при себе назначенный ему лекарственный препарат, например, при некоторых заболеваниях сердца. В обязанности сестры входит обучение больного правилам хранения и приема этого лекарственного средства. Медицинская сестра разъясняет больному, какой образ жизни целесообразно вести при его заболевании, от каких привычек стоит отказаться, каких ограничений следует придерживаться. Так, заядлым альпинистам с тяжелым заболеванием сердца придется отказаться от своего увлечения. При этом сестра должна учитывать особенности личности больного, его деятельности, религиозных воззрений (если таковые имеются), местных обычаев. Сестра способствует осуществлению на практике здорового образа жизни.

31 стр., 15096 слов

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ

... 7 Практическая часть дипломной работы проводилась в следующих отделениях «Детского Хосписа»: детское отделение; отделение старше 18-ти лет. Объект исследования: деятельность среднего медицинского персонала по организации и оказании ...

Медицинская сестра способна и должна играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения и обучения больных самопомощи, искусству жить со своим заболеванием.

Сестринское дело представляет собой диалог — межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе или выписке из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентом.

У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту, силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и признание его права на это. Однако сестринское дело — это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Любая встреча медицинской сестры с пациентом имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно психологически обосновано провести с пациентом первую встречу и беседу, с которой и начинается осуществление сестринского ухода. К первой встрече с пациентом необходимо готовиться и организовать ее обдуманно. Она имеет не только диагностическое значение, но важна как психотерапевтический фактор. Пациент должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.

Очень важно уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым важным, что впоследствии будет необходимо для постановки и формулировки внутренней картины болезни. В беседе следует избегать требовательности тона голоса и игнорирования жалоб. Отличительной чертой профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон, затрудняющий какую-либо технологическую регламентацию деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента и ее профессионального опыта.

Психологический контакт означает встречу одной личности с другой. Такая встреча волнует, в чем-то она неожиданна, содержит какую-то тайну. Если медсестра занимает строго ролевую позицию, не проявляя себя как личность, то установление психологического контакта будет затруднено, встреча не состоится и рассчитывать можно только на формально ролевое общение. Раскроются ли партнеры друг другу — зависит от того, насколько между ними успешно создается атмосфера доверия и безопасности. наличие психологического контакта между медсестрой и пациентом — одно из важнейших условий эффективного сотрудничества. Чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:

7 стр., 3160 слов

Специфика педагогического общения. Социально-психологические аспекты

... психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение ... целях и механизмах формирования личности воспитанников. Особенности личности педагога, его индивидуально-психологические и ... компонент педагогического общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей ...

1. Понимающее общение

ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношений и на выявление точки зрения собеседника. В первую очередь, внимание обращается на внутреннюю «систему отчета» собеседника, а не на собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы, образы, картину мира. Это необходимо для получения информации о том, как пациент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее. Понимающее общение возможно только тогда, когда медсестра проявляет уважение к личности пациента и может не оценочно реагировать на его высказывания и эмоциональные состояния. Главное в психологическом контакте — увидеть другого таким, какой он есть, начать общаться с ним реальным, не пытаясь его «переделывать». Важно, чтобы медработник был в хорошей физической и психологической форме, постоянно рос как личность. Иначе свои психологические проблемы она будет переносить на общение с пациентом.

2. Отношение к партнеру.

В процессе возникновения контакта отношение к партнеру оценивается как «нравиться — не нравиться». Оценка зависит: от партнера, от установок и взглядов самого человека, мотивов и эталонов. Реакция приятия или неприятия проявляется в мимике, жестах, позе, взгляде: если человек вам нравиться, то ему легко общаться с вами, если — нет — ему придется преодолеть ваше отрицательное отношение. Чтобы добиться взаимного доверия, поддерживайте у себя установку на общение, доверяйте своему собеседнику. Если хотите добиться более высокого уровня доверия, старайтесь говорить на языке собеседника, умейте слушать, обратите внимание на ваше взаимное расположение в пространстве, дайте собеседнику подкрепление (имя, улыбка, комплимент).

3. Искусство слушать собеседника.

Внимательное слушание способствует установление психологического контакт, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медсестра слушает внимательно, глядя на собеседника, ее поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. У слушающего могут возникнуть психологические барьеры, мешающие правильному, четкому восприятию информации:

  • Отключение внимания
  • Предвзятое слушанье
  • Влияние слов и фраз говорящего, которые обладают негативным зарядом
  • Затрагиваются темы, которые эмоционально затрагивают слушающего, возвращают его к собственным проблемам
  • Каждый человек придает словам собственный смысл — медсестра должна четко своими словами подвести итог услышанного и получить от пациента подтверждение или уточнение;
  • Физиологические барьеры: на процесс слушанья влияет свойство слухового внимания, время, суток, усталость
  • Внешние отвлекающие моменты: собеседник говорит громко, плохая акустика, шум, некомфортная температура, телефонные звонки, ограниченность времени, загрузка по работе.
    13 стр., 6167 слов

    Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций

    ... манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействие. Подготовка пациента к различным медицинским манипуляциям зависит от ? установок пациента, ? культурного уровня, ? знаний, ? от характера самого предстоящего исследования. Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций: 1) Любые сестринские ...

    4.

Пространственная организация общения.

Самое важное при разговоре, чтобы собеседники чувствовали себя комфортно. Если предпринимается попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону (0,5 м) без разрешения, как нельзя терпеть и этого по отношению к себе, без видимых на то оснований. В личную зону (0,5-1,2 м) мы допускаем тех, с кем охотно общаемся. Медсестра и пациент должны общаться в личной зоне. Сближаться нужно постепенно и согласованно. При выборе пространственной позиции необходимо учитывать, чтобы ваши глаза были на одном уровне с партнером.

5. Эмпатия.

Быть в состоянии эмпатии — значит, на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой реальный мир. Если такая способность теряется, и у медсестры возникает состояние, схожее эмоциональному состоянию пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой потребуется психологическая помощь. Это может привести к различным видам психологических и неврологических заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением.

6. Самовыражение.

Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное, если доверие, то тоже взаимное. И взаимное право выражать свои чувства. Чтобы психологический контакт состоялся, медсестра должна научиться свободно выражать свое «Я» (в определенных границах).

Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут относиться хуже», «Меня раскритикую». Эти страхи вынуждают медсестру оставаться узницей закрытого чисто ролевого общения. Чтобы контакт был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость, добиться поставленной цели.

Медсестра, установив с пациентом психологический контакт, оказывает ему помощь. Предварительно она определяет его внутреннюю картину болезни. Основными методами психологической диагностики являются наблюдение и беседа.

Осуществляя уход за пациентом, медсестра слушает и наблюдет, реагируя на наличие у пациента психологической напряженности в отношениях с самим собой (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.д.).

Медсестра также отмечает динамику эмоциональной сферы пациента в процессе лечения, поскольку эмоции влияют не только на настроение и поведении, но и на состояние организма, в частности на иммунитет. Такая информация передается лечащему врачу, который сам оказывает психологическую помощь, или дает предписание по психологическому уходу за пациентом, или вызывает психолога для оказаний профессиональной психологической помощи. Работать с пациентом должна команда единомышленников — врач, медсестра, психолог. Руководствоваться профессиональными кодексами, а возглавляет эту работу врач.

8 стр., 3748 слов

Помощь пациенту, пережившему экстремальную ситуацию

... межличностного общения. Такой медсестре необходимо овладеть и теоретическими основами оказания психологической помощи пациенту, пережившему психотравмирующую ситуацию. ГлаваII. Анализ исследований психологической помощи центра "Альтернатива" Москва 2010 пациенту, пережившему психотравмирующую ситуацию ...

Медсестра обобщает психологическую информацию в виде ВКБ — указывает на те сферы жизни пациента, которые вызывают эмоциональную напряженность — это может быть причиной заболевания или отрицательно сказывается на его течение. Собирает информацию медсестра о психологическим равновесии, балансе у пациента, приобретенных нервно-психологические или психологические расстройства. Именно на выявлении таких проблем и направлена психологическая диагностика, проводимая медсестрой. Наблюдает медсестра за словами, фразами, сменой настроения пациента, неадекватность реакции, специфическими жестами, мимикой, несоответствие содержания и эмоциональной стороны беседы.

Наблюдательность

Беседа

Предметом беседы медицинской сестры и пациента обычно бывает психологическая реальность последнего (мысли, переживания, особенности семейной жизни, профессиональной жизни, система ценностей, убеждений).

Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать информацию полученную от собеседника, уметь видеть психологическую сторону ситуации и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи. При проведении беседы необходимо придерживаться принципа уважения к личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента таким, какой он есть, гарантировать конфиденциальность получаемой информации. Пациент, решивший говорить о сокровенном, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять. При этом важно уловить эмоциональное состояние пациента в процессе беседы полезно выявить стрессовые для пациента слова.

медицинская сестра больной психологический

Таким образом, в результате проведенного исследования, я выяснила, что психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Также психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры является не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Медицинская сестра способна и должна играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения и обучения больных самопомощи, искусству жить со своим заболеванием.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologiya-sestrinskogo-dela/

1. Абдуллаева М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков. Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1993. — 24 с.

10 стр., 4688 слов

Беседа как психологический метод

... проведения. психологический беседа консультирование раппорт 1. Общее понятие беседы. Понятие раппорта и его значение в консультативной беседе Метод беседы - психологический вербально- ... деятельность - он глубоко укоренен в нашей психике. Некоторые специалисты в области теории и практики консультативной психологии ... шуток. В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли ...

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 444 с.

3. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М.: Академический Проект, 2003. — 304 С.

4. Урванцев Л.П. Психологические аспекты оптимизации деятельности врача: проблемы и перспективы // Научные основы прикладной психологии. М., 1989 — С. 29-30.

5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 304 с.