Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

Любой вид воинской деятельности осуществляется одновременно в двух сферах: и материальной, и духовной. Война это всегда борьба, противоборство не только материальных, физических, но прежде всего духовных, морально-психологических сил человека, общества, государства. Именно поэтому проблема обеспечения необходимого морально-психологического состояния войск так остро ставится в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Актуальность темы работы определяется ролью морального фактора как важнейшего и неотъемлемого слагаемого боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, мощи государства. Это специфическое состояние общественного сознания, выражающее степень готовности и способности общества и армии стойко переносить все испытания войны и, не утратив воли к борьбе, достигнуть поставленных целей.

Содержание морального фактора определяется:

  • совокупностью политических, нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств;
  • силой и направленностью воли;
  • отношением людей к целям и характеру войны, проявляющимся в их деятельности и поведении.

Самое совершенное оружие и боевая техника в руках морально и психологически неподготовленных к бою людей превращается в груду металла или без труда достается противнику.

Анализ современных войн и военных конфликтов подтверждает тенденцию к возрастанию требований к морально-психологическому состоянию военнослужащих. При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способен сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке.

Морально-психологическое состояние определяет морально-психологи-ческую готовность и способность личного состава успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий, предельного напряжения сил сторон и массовых потерь.

Оно обеспечивает психологическую устойчивость войск в обстановке ожидания применения противником средств массового поражения. Ожидание опасности, неопределенность — одно из самых характерных, сложных и труднопереносимых психологических состояний. Выдержать связанные с этим состоянием морально- психологические нагрузки, сохранив ясность мысли и твердую волю, значит сохранить боеспособность.

3 стр., 1334 слов

Психологическая работа подразделения

... России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях. 1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ 1.1 Основные направления психологической работы Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного ...

После применения противником высокоточного оружия, систем залпового огня, особое значение приобретает снижение боевых психологических потерь, быстрое восстановление морально-психологической устойчивости и способности личного состава продолжать выполнение боевых задач. Массовые, непрерывно возрастающие физические потери, заражение местности, пожары, завалы, нарушения системы управления и жизнеобеспечения, острейший дефицит медицинской помощи и другие факторы будут оказывать деморализующее воздействие, могут лишить людей способности думать, понимать, управлять собой, и тем самым, вывести из строя целые подразделения (части).

Целью данной работы является определение основных теоретических положений морально-психологического обеспечения деятельности ВС РФ и направлений деятельности по МПО

Глава 1. Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения

деятельности Вооруженных Сил

1.1. Основы морально-психологического обеспечения

Как вид обеспечения, морально-психологическое обеспечение (МПО) осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством командующего (командира), при организующей роли штаба в целях достижения необходимого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил в ходе решения всех боевых, учебно-боевых задач и в процессе повседневной жизнедеятельности войск (сил).

Непосредственными организаторами и исполнителями МПО являются органы воспитательной работы.

МПО организуется и осуществляется на следующих уровнях:

1. Оперативно-стратегическом, в который входят объединения, группы войск, округа и виды ВС.

2. Оперативно-тактическом, который затрагивает части и соединения.

Силы и средства МПО, органы его управления содержатся по штатам мирного времени, но работают и готовятся с учётом вероятного развития событий.

Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил это комплекс согласованных мероприятий (организационных, воспитательных и учебных), осуществляемых всеми органами военного управления и должностными лицами армии и флота с целью формирования необходимого для эффективного выполнения боевых и учебно-боевых задач в мирное и военное время морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.

Сущность морально-психологического обеспечения 0заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения войны, операций, применения Вооруженных Сил в различных конфликтах и миротворческих акциях, обеспечения морально-психологической безопасности России, ее Армии и Флота, их боеспособности и боевой готовности. Этот вид обеспечения должен охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала: и сознательный (рациональный), и эмоционально-чувственный, и подсознательный. Он должен обеспечить подготовку и надежное функционирование психики в самых экстремальных условиях воинской службы как в мирное время так и в боевой обстановке.

Содержанием МПО является воздействие на те структурные компоненты личности и психологии воинского коллектива, от которых зависит необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих и ВС в целом.

Наиболее общими целями МПО выступают:

  • формирование у личного состава Вооруженных Сил системы морально-нравственных ценностей, правил, норм и принципов поведения, нравственных мотивов, побуждений и стремлений овладеть боевой специальностью, качественно выполнять учебно-боевые задачи, быть готовым к умелым действиям в боевой обстановке;
  • развитие у военнослужащих и гражданского персонала психологической устойчивости, повышение функциональной надежности их психики, подготовка их сознания и психики к быстрому переключению на боевой режим работы, немедленному выполнению боевых задач в любой, самой сложной обстановке;
  • формирование глубокого понимания военнослужащими, гражданским персоналом, всем населением страны необходимости и общественной значимости воинской службы, обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации, создания и содержания боеготовых Вооруженных Сил;
  • воспитание у личного состава уважения к Конституции, законам, общевоинским уставам, гордости за принадлежность к Армии и Флоту России, своему виду (роду) войск, соединению, части;
  • создание на этой основе и постоянное поддержание в Вооруженных Силах высокого уровня правопорядка, организованности, воинской и трудовой дисциплины, здоровой морально-нравственную атмосферы;
  • выработка у личного состава Вооруженных Сил способности противостоять информационно-психологическому воздействию со стороны любых противников государства и не допускать его.

Принципы организации МПО: оперативность; объективность и взвешенность; доступность изложения и восприятия; целеустремленность; системность; охват всех категорий военнослужащих, учет их особенностей; разнообразие форм и методов; участие всех категорий должностных лиц.

13 стр., 6134 слов

Воспитание военнослужащих

... идет на русском языке. Неоценимую помощь в процессе воспитания военнослужащих способна оказать музейная педагогика. Она может помочь ... и психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и всей системы воспитательной работы в Вооруженных силах, ... военные теоретики. В современных условиях проблема морально-психоло­гического обеспечения подготовки и ведения боевых дей­ствий ...

Общие задачи, решаемые в ходе МПО деятельности ВС:

1. Достижение необходимого морально-психологического состояния личного состава ВС, его готовности к выполнению служебных обязанностей как в мирное так и в военное время.

2. Изучение и прогнозирование морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского персонала в различных условиях, разработка на этой основе рекомендаций для принятия решений соответствующими командирами (начальниками).

3. Обеспечение сплоченности воинских коллективов частей и подразделений, развитие дружбы и войскового товарищества, укрепление единоначалия, сознательной воинской дисциплины и правопорядка, достижение высокой исполнительности и организованности.

4. Активное противодействие постоянному массированному информационно-психологическому воздействию противника на войска (силы) и население страны, нейтрализация его отрицательных последствий.

Эти задачи решаются в ходе информационно-воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой, социально-психологической работы, психологической подготовки, психологического сопровождения боевой деятельности войск и информационно-психологического противодействия.

Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях формирования у военнослужащих высоких моральных качеств на основе утверждения в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей. Именно ИВР определяет содержательную сторону МПО и включает:

  • постоянное отслеживание и анализ военно-политической обстановки в мире, стране, на стратегическом направлении, в регионе дислокации и на этой основе выработку оценки политической и социально-экономической ситуации в районе дислокации, отношения органов местной власти и населения к военнослужащим, подготовку выводов и рекомендаций командованию для принятия управленческих решений;
  • непрерывное и оперативное военно-политическое информирование личного состава, разъяснение Указов Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих, командующих, командиров и начальников, стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения;
  • изучение и распространение в войсках (силах) социально-политической информации, обобщение результатов исследований состояния общественного мнения, настроений, запросов и интересов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координацию информационно-воспитательной работы воспитательных структур;
  • организацию и проведение общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил);
  • активное взаимодействие с государственными органами и общественными организациями в целях военно-патриотического воспитания военнослужащих, допризывной молодежи, населения в регионах дислокации войск (сил).
    11 стр., 5461 слов

    Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России

    ... воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов ... Родине и многое другое. Воспитание личного состава Вооруженных Сил на боевых традициях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует части и ...

Эффективность ИВР достигается:

  • конкретным планированием, умелым определением сил и средств ИВР, творческим их применением, своевременной постановкой задач;
  • целеустремленной организацией ИВР в подразделениях и частях;
  • непрерывным изучением и прогнозированием военно-политической и социально-экономической обстановки, своевременным реагированием на ее изменения;
  • подготовкой справочных материалов для командиров и участвующего в ИВР актива, их своевременным инструктированием;
  • постоянной связью с военнослужащими и членами их семей, проведением воспитательных мероприятий с учетом их запросов
  • поддержанием постоянной связи с органами военного управления, государственными и общественными организациями;
  • организацией устойчивого руководства ИВР.

Социально-правовая работа осуществляется с целью разъяснения и реализации в войсках (силах) установленных законами и иными правовыми актами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил; создания в воинских и трудовых коллективах социальных и правовых условий, которые способствуют более эффективному решению задач боевой готовности, выполнению возложенных на них обязанностей.

СПрР организуется и проводится на основе существующего законодательства, положений общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации.

Эффективность СПрР достигается активным разъяснением и последовательным проведением в войсках (силах) социальной и правовой политики в области оборонного строительства, создания необходимых условий для реализации установленных законами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, воспитания у них высокой ответственности за выполнение воинского долга, военной присяги и воинских уставов.

15 стр., 7301 слов

Принципы обучения военнослужащих

... алгоритмов боевой работы (обслуживание техники и т.п.) по готовым образцам. Различия в задачах и содержании учебно-боевой деятельности обучающихся военнослужащих порождают и различия в психологическом ... создание новых методических систем обучения личного состава подразделений, частей, кораблей и соединений. Военная дидактика рассматривает обучение военнослужащих, с одной стороны, как специфический ...

Основные задачи социально-правовой работы:

  • изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских и трудовых коллективах, выработка и проведение в жизнь практических мер по обеспечению здоровой моральной атмосферы среди военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организация и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, включающего проведение занятий по правовой подготовке, систему правового информирования и консультационную работу;
  • обучение командного состава правовым основам служебной деятельности;
  • выявление социально-психологических причин происшествий, преступлений, нарушений воинской дисциплины;
  • выработка конкретных психологических мер по предупреждению глумлений и издевательств, неуставных взаимоотношений, самоубийств, уклонений от воинской службы и других происшествий и преступлений;
  • участие в осуществлении практических мер психологической работы по сплочению воинских коллективов, укреплению правопорядка, организованности и воинской дисциплины;
  • методическая помощь и координация работы офицерского собрания, совета прапорщиков, женсоветов и профсоюзных организаций;
  • анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка, выработка предложений и рекомендаций по ее укреплению, работа по их реализации;
  • организация и совершенствование контрольной деятельности внутрипроверочных комиссий и комиссий общественного контроля.

Осуществляться СПрР должна в тесном единстве с другими видами воспитательной работы.

Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в интересах воспитания личного состава средствами литературы, искусства и отдыха.

Она включает:

  • воспитание преданности народу и Отечеству, верности воинскому долгу средствами литературы и искусства;
  • приобщение личного состава к общечеловеческим и национальным культурным и нравственным ценностям, эстетическим нормам, лучшим традициям армии и флота;
  • изучение и удовлетворение культурных интересов военнослужащих и развитие их творческих способностей;
  • создание условий для полноценного отдыха и культурного общения в целях поддержания на высоком уровне морально-психологического и физического состояния личного состава;
  • участие в проведении мероприятий по информированию военнослужащих, а также в спортивно-массовой, оздоровительной, туристической и экскурсионной работе.

Формы и методы деятельности Домов офицеров, офицерских клубов, Домов культуры, клубов, библиотек, музеев, ансамблей песни и пляски определяются конкретными условиями обстановки, спецификой решаемых войсками (силами) задач, местом дислокации, имеющимися культурно-творческими силами и материально-техническими возможностями.

КДР должна служить средством духовно-нравственного возвышения и творческого развития военнослужащих, вестись на строгой научной основе, способствовать выполнению всех учебно-боевых задач через создание у них необходимого эмоционально-психологического настроения. Непременным условием её организации является тесная связь с другими видами работы и воспитания.

Социально-психологическая работа осуществляется в целях оптимизации жизни и деятельности воинских коллективов, малых групп и индивидуального поведения военнослужащих в интересах выполнения военно-профессиональ-ных задач. Она включает:

11 стр., 5011 слов

Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера

... психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и морально психологического их обеспечения, составить представление о его структуре, формах и видах нашей дальнейшей работы по совершенствованию морально-психо­логической подготовки подчиненных. Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...

  • организацию индивидуальной и групповой деятельности военнослужащих, целенаправленное управление социально-психологическими процессами;
  • обеспечение психологической готовности личного состава войск (сил) к вооруженной защите Отечества;
  • формирование психологической устойчивости личного состава в ходе выполнения задач боевой готовности, боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки;
  • оптимизацию управленческой деятельности органов военного управления.

Основными задачами являются:

  • изучение и анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих различных категорий, социально-психологических характеристик воинских коллективов, войск в целом;
  • прогнозирование наиболее вероятного развития социально-психологических процессов в воинских коллективах, поведения отдельных военнослужащих, групп и категорий военнослужащих в той или иной ситуации, возникающей в процессе выполнения поставленных перед войсками задач;
  • выработка для органов военного управления конкретных предложений и рекомендаций, участие в реализации практических мер по управлению социально-психологической обстановкой в войсках, морально-психологическим состоянием личного состава в интересах поддержания боевой готовности, выполнения поставленных задач, подготовки объединений, соединений и частей, укрепления правопорядка, организованности и дисциплины;
  • социально-психологический анализ стиля управленческой деятельности в воинских коллективах, выработка предложений, рекомендаций и реализация практических мер по укреплению единоначалия, авторитета командных кадров.

Психологическая подготовка это целенаправленный процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов психологической устойчивости к отрицательному влиянию факторов современного боя и психологических качеств, обеспечивающих эффективную боевую деятельность в любых условиях.

Основные задачи психологической подготовки:

  • психологическая адаптация к факторам боевой обстановки;
  • формирование представлений у личного состава о предстоящей операции (боевых действиях), возможных действиях противника и изменениях обстановки;
  • обучение методам саморегуляции психических состояний;
  • обеспечение устойчивости навыков владения оружием, боевой техникой и способов боевого поведения.

Психологическая подготовка делится на общую (общую для всех видов и родов войск), специальную (подготовка к боевой деятельности военнослужащих конкретного вида или рода войск) и целевую (подготовка к конкретному виду боя, к конкретной боевой задаче).

Психологическое сопровождение боевой деятельности войск (сил) (ПСБД)

Психологическое сопровождение это комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях.

Психологическое сопровождение организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командира (начальника).

Целью ПСБД является достижение высокой боевой активности военнослужащих, способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в любых условиях.

4 стр., 1931 слов

Контрольная работа: Формирование морально-психологического климата в коллективе

... социально-психологического климата организации; Рассмотреть динамику психологического климата; Выявить факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе; Сделать выводы. 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Понятие «психологический климат» появилось недавно. Его по-разному обозначают: нравственно-психологический, социально-психологический, морально-психологический. ...

При этом решаются следующие задачи:

  • формирование психологической готовности военнослужащих, частей и подразделений вступить в бой, применить оружие и боевую технику в его экстремальных условиях;
  • поддержание психологической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов боя, позволяющей сохранять высокую боевую активность;
  • выработка для органов военного управления предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в войсках (силах), поддержанию здорового морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающих выполнение поставленных задач;
  • предупреждение психических расстройств, оказание психологической помощи в боевой обстановке и восстановление психических и физических сил военнослужащих.

ПСБД достигается:

  • своевременным и целенаправленным проведением комплекса мероприятий по психологической подготовке, формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств;
  • управлением социально-психологическими процессами в войсках (силах);
  • прогнозированием психологических потерь в предстоящих боевых действиях;
  • психологической профилактикой и реабилитацией военнослужащих.

ПСБД включает :

  • целевую подготовку психики военнослужащих к выполнению конкретных учебно-боевых и боевых задач;
  • осуществление профилактических мероприятий по снижению боевых психических потерь, сохранению боевой активности военнослужащих;
  • психокоррекцию, оперативную психологическую помощь;
  • психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы (БПТ);

Информационно-психологическое противодействие (ИПП).

Объектом информационно-психологического противодействия является сознание и психика личного состава и населения.

Необходимость выделения этого вида МПО объясняется необходимостью подготовки сознания и психики военнослужащих к боевым действиям с учетом и адекватным реагированием на осуществляемое психологическое воздействие со стороны противостоящих сил, нейтрализацией отрицательных последствий этого воздействия.

ИПП проводится с целями:

  • нейтрализовать информационно-психологическое воздействие со стороны какого-либо государства в мирное время, вероятного противника в угрожаемый период и реального противника в боевой обстановке;
  • изменить в свою пользу соотношение морально-психологических сторон поддерживать его на уровне, необходимом для успешного ведения боевых действий, операций, войны.

ИПП включает:

  • анализ морально-психологической обстановки в стране, в стратегических районах, на операционных направлениях, в районах операций, боевых действий, пунктах дислокации и т.д.
  • отслеживание, сбор, анализ и обобщение данных о возможностях отдельных стран и групп государств осуществлять информационно-психологическое воздействие на наши войска и население;
  • прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на личный состав ВС и население России;
  • срыв (ослабление результатов) психологических операций противника стратегического, оперативного, тактического масштабов с участием всех видов ВС, родов войск и сил специального назначения;
  • противодействие постоянному массированному идеологическому, информационно-психологическому, другим видам воздействия на сознание и психику военнослужащих, гражданского персонала ВС и населения страны;
  • нейтрализацию негативных последствий осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику военнослужащих;
  • психоэнергетическое противоборство и другие виды нетрадиционного воздействия на сознание и психику человека;
  • подготовку сил и средств для осуществления информационно-психологического противоборства.

ИПП организуется и осуществляется постоянно (как в мирное так и военное время) во всех видах деятельности войск (сил) на основании решения командующего, командира (начальника).

11 стр., 5006 слов

Общая психологическая подготовка пожарного

... психологической подготовки пожарных не отводилась самовоспитанию, руководители отделений, караулов, частей должен помнить, что формирование коммунистических убеждений и высоких моральных качеств пожарных определяется прежде всего проводимой ими воспитательной работой. Морально-волевая подготовка. ...

Такова краткая характеристика структурно-содержательной стороны морально-психологического обеспечения в целом.

1.2. Особенности морально-психологического обеспечения боевой

деятельности войск

Самой общей и наиболее главной целью МПО в военное время будет создание и поддержание такого морально-психологического состояния личного состава ВС и населения страны, которое позволит добиться успеха в войне.

С обострением ситуации, в угрожаемый период и в боевой обстановке МПО будет иметь, дополнительно к задачам мирного времени, следующие задачи:

  • формировать у военнослужащих необходимое для боя морально-психологическое состояние, перевести их сознание и психику на боевой режим работы, постоянно наращивать моральное превосходство над противником;
  • поддерживать способность военнослужащих переносить длительные боевые, эмоционально-психологические нагрузки, действовать в бою осознанно и эффективно;
  • осуществлять своевременную психодиагностику, психокоррекцию, психореабилитацию личного состава, получившего боевые психические травмы;
  • максимально снизить боевые психические потери;
  • активно осуществлять информационно-психологическое противодействие в целях снижения результативности (срыва) психологических операций противника.

Основное содержание МПО в этот период составляют психологическое сопровождение боевой деятельности и информационно-психологическое противодействие. Созидательная работа сохранится и усилится, но задача не допустить деморализации своих войск (сил), уберечь их от психологического поражения будет наиболее актуальной.

В целях избежания повторов считаю возможным ограничиться тем, что содержательное наполнение всех направлений работы по МПО в военное время осуществляется исходя из специфики вида (рода) ВС, особенностей ведения операций (боевых действий) на различных ТВД (в регионах) с учетом особенностей своих войск и войск противника, а также остальных факторов влияющих на морально-психологическое состояние войск.

Глава 2. Основы морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

2.1. Уяснение задач, оценка обстановки и морально-психологического

состояния личного состава разведывательных подразделений

При уяснении задач командир, его заместитель по воспитательной работе должны понять: замысел старшего начальника, место и роль подразделений в его осуществлении; цель морально-психологической подготовки в предстоящей разведывательной операции; задачи, решаемые силами и средствами старшего начальника.

4 стр., 1842 слов

Разработка огневой полосы психологической подготовки пожарных ...

... огневых полос психологической подготовки пожарных и обучение на них личного состава. Глава 1 Необходимость психологической подготовки пожарных Психологическая ... в процессе преодоления сооружения ( ... морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими осуществляется на занятиях по пожарно-строевой и физической подготовке, ...

Оценка обстановки и морально-психологического состояния включает:

  • изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района разведывательной операции и качественного состава его населения; морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника и своих.

Оценка проводится в полосе (зоне) ответственности и по направлениям сосредоточения основных усилий разведывательных подразделений на всю глубину операции.

К основным принципам оценки морально-психологического состояния сторон и прогнозирования вероятного характера его изменения относятся: объективность и реалистичность подходов; всесторонность и комплексность анализа; строгая обоснованность оценок и выводов; единство морально-психологического и военного анализа.

При оценке политико-экономических условий района операции и качественного состава его населения анализируются

  • на территории какого (каких) государства (государств) расположен район операции. Отношение этого государства к военно-политическим союзам;
  • в состав какого операционного, стратегического направления он входит;
  • общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, его вероисповедания и уровень религиозности;
  • отношение населения к войне и войскам сторон;
  • наличие политических партий и общественных организаций, их военно-политические ориентации, степень возможного влияния на население района;
  • особенности национальной психологии, обычаи, нравы населения;
  • общая экономическая характеристика района;
  • особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты промышленности, транспорта, связи;
  • сеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;
  • наличие групп (поселений), незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение, влияние на коренное население региона;
  • степень подверженности населения пропаганде, психологическому воздействию противника.

В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.

При оценке морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника анализируются следующие вопросы:

  • государственная принадлежность войск и сил, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между представителями различных государств;
  • национальный состав. Характер отношений между военнослужащими различных национальностей. Приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;
  • социально-классовый состав соединений и частей. Характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;
  • система комплектования разведывательных подразделений. Соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резервов;
  • возрастные характеристики категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);
  • опыт воинской службы и боевых действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание ими района боевых действий;
  • вероисповедания личного состава, вероятность межконфессиональных противоречий;
  • состояние воинской дисциплины, организованности и порядка. Уровень исполнительности и законопослушания различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;
  • морально-психологические и профессиональные качества руководящего командного состава противника (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
  • степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);
  • состояние психологической готовности к ведению боевых действий;
  • боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
  • наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению разведывательной операции.

С учетом особенностей группировки разведывательных подразделений противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на МПС противника.

При оценке морально-психологического состояния своих разведывательных подразделений анализируются следующие вопросы:

  • социальный и национальный состав разведывательных подразделений;
  • уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими, принадлежащих различным конфессиям;
  • характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей;
  • возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
  • опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обученности и боевой слаженности, знание личным составом района боевых действий;
  • укомплектованность офицерским составом и специалистами, определяющими боевую способность;
  • состояние морально-психологической готовности личного состава к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях;
  • состояние информированности военнослужащих разведывательных подразделений;
  • степень подверженности военнослужащих психологическому воздействию противника, возможности разведывательных подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.

В результате анализа и оценки морально-психологической обстановки и состояния разведывательных подразделений, делаются основные выводы для:

1. Подготовки предложений командиру для выработки замысла и принятия решения.

2. Подготовки распоряжения по организации морально-психологической подготовки.

3. Планирования и организации морально-психологической подготовки.

4. Определения основных мероприятий по противодействию информационному и психологическому воздействию противника.

Может также прогнозироваться морально-психологическое состояние личного состава на случай ухудшения экологической обстановки в результате воздействия оружия и боевой техники на объекты атомной, химической и др. промышленности, а также влияние климата, погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного состава.

Для оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава используются:

  • информация штабов, других органов военного управления (разведсводки, информационные бюллетени, сборники, пресс-бюллетени и т.п.);
  • донесения и доклады органов воспитательной работы, взаимодействующих частей;
  • средства массовой информации, государственные и местные органы власти, общественные объединения;
  • документы, захваченные у противника, в том числе в результате специального поиска, протоколов допросов военнопленных и другие источники.

При оценке морально-психологической обстановки заместитель командира по воспитательной работе заслушивает предложения, анализирует справочно-информационный материал.

На основе оценки морально-психологической обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологической подготовки.

2.2. Подготовка предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции

На основе замысла командира и оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава разведывательных подразделений заместитель по воспитательной работе готовит предложения по организации морально-психологического обеспечения разведывательной операции, которые содержат:

  • выводы из оценки морально-психологической обстановки района операции и состояния личного состава разведывательных подразделений;
  • цель и основные направления морально-психологической подготовки операции;
  • последовательность проведения мероприятий морально-психологичес-кой подготовки;
  • привлекаемые силы и средства для решения задач морально-психоло-гической подготовки;
  • основные меры по защите своих разведывательных подразделений от информационно-психологического воздействия противника;
  • выводы из анализа и прогнозирование морально-психологического состояния разведывательных подразделений, возможных психологических потерь, других негативных последствий воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащих.

Командир в решении определяет цель, задачи и основное содержание морально-психологической подготовки, порядок и способы их выполнения; основные вопросы взаимодействия в интересах морально-психологической подготовки и вопросы защиты разведывательных подразделений от информационно-психологического воздействия противника.

Заместитель по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение по выполнению задач с учетом особенностей по этапам разведывательной операции, организует и осуществляет планирование и взаимодействие в интересах МПО.

Принимая решение на выполнение задач заместитель по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) определяет:

  • что необходимо сделать в первую очередь, исходя из выводов и анализа обстановки;
  • направления сосредоточения основных усилий;
  • основные направления информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы,
  • порядок обеспечения разведывательных подразделений техническими средствами;
  • меры по защите своих подразделений и противодействию информационно-психологическим операциям противника;
  • порядок проведения социологических исследований;

— организацию управления, порядок оказания помощи подчиненным разведывательным подразделениям, контроль и проверку исполнения отданных распоряжений по морально-психологическому обеспечению.

2.3. Планирование морально-психологической подготовки

Морально-психологическая подготовка планируется заместителем по воспитательной работе (начальником органа воспитательной работы) во взаимодействии со штабом, с участием должностных лиц оперативных групп, взаимодействующих подразделений.

Планирование заключается в детальной разработке всех составляющих в соответствии с принятым на операцию решением командующего (командира).

При планировании разведывательной операции могут применяться методы последовательной или параллельной работы или их сочетание.

Метод последовательной работы является основным при подготовке к операции при наличии достаточного времени. При этом планирование морально-психологической подготовки осуществляется последовательно.

Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки операции. При этом планирование морально-психологической подготовки организуется и осуществляется одновременно во всех звеньях органов воспитательной работы. В этом случае заместитель командира по воспитательной работе может отдавать предварительные распоряжения (указания) или ориентировать их о предстоящих действиях.

В ходе ориентирования заместитель по воспитательной работе доводит:

  • краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки, сведения о противнике, его силах и средствах психологических операций, характере их возможного применения;
  • задачи объединения (в пределах необходимого) цели и задачи морально-психологической подготовки, поставленные командующим (командиром).

Кроме того, отдает указания о проведении первоочередных мероприятий, сроках подготовки расчетов и предложений для принятия решения, планирования и разработки директивы (распоряжения) по морально-психологической подготовки.

Мероприятия по морально-психологическому обеспечению планируются с учетом размаха и особенностей проводимой операции, театра военных действий, характера решаемым задач. При планирования морально-психологической подготовки определяются:

  • цели и задачи морально-психологической подготовки, порядок их доведения до разведывательных подразделений и их органов воспитательной работы;
  • мероприятия по видам морально-психологической подготовки разведывательных подразделений, последовательность и способы их выполнения;
  • привлекаемые силы и средства морально-психологической подготовки, порядок их размещения, использования и управления с пунктов управления;
  • порядок и сроки представления информации о морально-психологическом обеспечении;
  • порядок расстановки офицеров органа воспитательной работы;
  • перечень, содержание и сроки разрабатываемых документов;
  • организация и содержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, органами воспитательной работы разнородных разведывательных подразделений, союзных армий, ФСБ, ФПС, МВД,ФАПСИ;
  • мероприятия по восполнению некомплекта военнослужащих в органах воспитательной работы различных звеньев, их подготовке к работе, перемещению и порядок восстановления потерь;
  • порядок и содержание работы по оказанию помощи органам воспитательной работы и осуществлению контроля за организацией и проведением мероприятий морально-психологической подготовки;
  • управление морально-психологической подготовкой.

План подписывается заместителем по воспитательной работе и утверждается командующим (командиром).

2.4. Постановка задач по морально-психологическому обеспечению

Задачи разведывательным подразделениям доводятся директивами, приказами, распоряжениями, графическими боевыми документами, сигналами боевого управления. При необходимости могут выдаваться распоряжения по отдельным направлениям морально-психологической подготовки. Способы доведения задач определяются командирам (по АСУ, средствами закрытой связи или устно с обязательным документальным подтверждением, а также офицерами связи).

Директивы, распоряжения должны быть краткими, предельно ясными, исключающими различное их толкование.

Директивы обычно пишутся в произвольной форме, а распоряжения по установленной форме.

В директиве (распоряжении) по морально-психологическому обеспечению указываются:

  • краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки;
  • цели и задачи морально-психологической подготовки при подготовке и в ходе операции;
  • основные мероприятия по направлениям морально-психологической подготовки применения разведывательных подразделений;
  • организация использования местных средств массовой информации, полиграфической базы, учреждений культуры и религиозных учреждений;
  • порядок обеспечения разведывательных подразделений печатными изданиями, техническими средствами морально-психологической подготовки, их ремонта и восстановления;
  • порядок и сроки представления донесений и информации о морально-психологической обстановке;
  • порядок подготовки, перемещения и восстановления потерь органов воспитательной работы.

В распоряжениях по морально-психологической подготовки указываются:

  • краткие выводы из морально-психологической обстановки;
  • основные задачи морально-психологической подготовки, решаемые данным подразделением;
  • организация связи, охраны и обороны;
  • вопросы материально-технического обеспечения, ремонта и восстановления технических средств морально-психологической подготовки;
  • срок готовности к выполнению поставленных задач.

В первую очередь задачи доводятся до разведывательных подразделений, которые решают главные задачи, начинают действовать раньше других или которым остается меньше времени для подготовки к операции.

Ответственность за доведение задач морально-психологической подготовки до разведывательных подразделений возлагается на заместителя командующего (командира) по воспитательной работе.

Заключение

Морально-психологическое обеспечение (МПО) представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск (сил), необходимого для успешной подготовки и проведения операции (боя).

Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, а также решениями командующих (командиров), с учетом особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск (сил).

Морально-психологическое обеспечение включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную и культурно-досуго-вую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию противника.

Морально-психологической подготовки разведывательных подразделений отличается от работы в других частях особенностями в оценка обстановки и морально-психологического состояния личного состава разведывательных подразделений, подготовкой предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции, планированием морально-психологической подготовки и особенностями в задачах по морально-психологическому обеспечению разведчиков.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/otchet/moralno-psihologicheskaya-podgotovka/

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Концептуально-методологические основы. — М.:ВУ, 1997.

2. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.:ВУ, 1997. — 88 С.

3. Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. — М.:ВАФ, 1994.-59 С.

4. Наставление по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) ВС РФ. — М., 2000.

5. О морально-психологической подготовке личного состава (Практика работы).

— М.: ВСППИ ВС, 1992.

6. Основы теории и практики психологической борьбы. Учебник. -М., 1993.-552 С.

7. Психолого-педагогические проблемы деятельности командных кадров. Учебное пособие. — М.:ВАФ, 1993. — С.202-243.

8. Теория и практика воспитательной работы в Российской армии. Теоретический труд. — М.:ВАФ,1994.

9. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. — М.:ГАВС,1994.-43 С.

10. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие. — М.: ВПА, 1989.