Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера

Курсовая работа

В В ЕД Е Н И Е

Предпосылка – это «предварительное условие чего-нибудь или исходный пункт какого-нибудь рассуждения» (4, с.529).

«Предварительными условиями» эффективности подготовки и ведения боевых действий в со­временных условиях может быть хорошо организованная система оперативного (специального), техни­ческого, тылового и морально-психологического обеспечения, которая нацелена на поддержание высокой боевой готовности войск и отражает их способность успешно выполнять боевые задачи.

Морально-психологическое обеспечение является основ­ным видом, аккумулирующим в себе все психологические предпосылки эффективной подготовки и ведения боевых дей­ствий. Оно осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством коман­дира (начальника) при ведущей роли органов воспитатель­ной работы в целях достижения необходимого морально-пси­хологического состояния личного состава.

На роль морального фактора в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В.Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В.Фрунзе, Н.Н.Головин, П.И. Изместьев и другие военные теоретики.

В современных условиях проблема морально-психоло­гического обеспечения подготовки и ведения боевых дей­ствий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени зависит от уме­ния командиров, штабов и воспитательных структур учи­тывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт.

Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам, представляется возможным творчески осмыслить психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и морально психологического их обеспечения, составить представление о его структуре, формах и видах нашей дальнейшей работы по совершенствованию морально-психо­логической подготовки подчиненных.

Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.1. Общая характеристика

Морально-психологическое обеспечение (МПО) — это комплекс согласованных по целям, последовательности, привлекае­мым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, службами и всеми должностными лицами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обес­печивающего успешное выполнение боевых и других задач в любых условиях обстановки военного времени (1, с.304).

3 стр., 1365 слов

Психологическое обеспечение профессионального самоопределения

Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме. Согласно данной цели были поставлены рассмотреть особенности психологического самоопределения; охарактеризовать сферы профессиональной деятельности; провести исследование сферы профессиональных предпочтений. Объектом исследования ...

Опыт наших Вооруженных Сил, армий других государств, войн и воен­ных конфликтов современности показывает, что значимость МПО носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах.

Создание современной модели МПО осуществляется исходя из основной общей цели — достижения победы в бою. Эту цель ставят перед собой и та и другая воюющие стороны. При прочих соизмеримых усло­виях достичь победы можно только за счет морально-пси­хологического превосходства, а это превосходство опреде­ляется морально-психологическим состоянием личного со­става вообще и в конкретном бою в частности.

Целью МПО является достижение высокого морально-психологического состояния военнослужащих и воинских формирований, позволяющего эффективно выполнить бое­вые и иные задачи в мирное и военное время. В число ос­новных задач МПО входят:

  • изучение, оценка и прогнозирование МПС войск (сил) в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий);
  • доведение и разъяснение сложившейся военно-поли­тической и морально-психологической обстановки, прини­маемых мер руководством страны и Вооруженных Сил по успешной подготовке и ведению боевых действий;
  • формирование требуемого уровня морально-психо­логической готовности и способности успешно решать за­дачи при подготовке и ведении боевых действий, а также уверенности в своих командирах (начальниках), в правиль­ности их решений и действий, в превосходстве боевой тех­ники и вооружения при их применении;
  • обеспечение и реализация правовых гарантий воен­нослужащих, предусмотренных законами и правовыми ак­тами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их успешной боевой деятельности;
  • проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморали­зации личного состава;
  • организация психологической реабилитации военно­служащих;
  • организация работы в боевой обстановке системы радиовещания, полиграфического оборудования, военной пе­чати и культурно-досуговых учреждений, обеспечение войск техническими средствами информации и МПО, их своевре­менный ремонт и восстановление ( 1 ).

Фак­торами, определяющими характер МПО и уровень морально-психологического состояния личного состава являются:

  • общие (факторы макросреды: военно-политическая обстановка в мире и на ТВД, общеполитическая и эконо­мическая ситуация в стране, отношение общества к армии и др.);
  • частные (факторы микросреды и боевой ситуации);
  • укомплектованность, боевая слаженность и профессиона­лизм, особенности боевых действий, факторы боя и др.);
  • единичные (индивидуально-психологические и личностно-профессиональные особенности военнослужащих, ха­рактеристики психологии воинских коллективов).

Совокупность этих факторов, с одной стороны, влияет на психику воина, психологию коллектива, определяя степень их внутренней готовности к выполнению боевых и других задач. С другой стороны, они влияют на содержание МПО, выбор средств и способов его организации ( 1 ).

11 стр., 5001 слов

Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

... психологической подготовки, психологического сопровождения боевой деятельности войск и информационно-психологического противодействия. Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях формирования ... обеспечение как вид обеспечения деятельности Вооруженных Сил 1.1. Основы морально-психологического обеспечения Как вид обеспечения, морально-психологическое обеспечение ...

Система морально-психологического обеспечения включает в себя два самостоятельных, но тес­но связанных между собой направления. Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения военнослужащих, населения страны, воздей­ствие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принци­пы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке и ведении боевых действий. Речь идет, прежде всего, о формировании и развитии таких основополагающих морально-политических качеств как патриотизм, любовь к своему Отечеству и постоянная готовность с оружием в руках выступить на его защиту, верность воинскому долгу, воен­ной присяге, боевому знамени, части и боевым традициям Вооруженных Сил. Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по вос­питанию сознательных, убежденных в своей правоте и пре данных своему народу защитников Отечества.

Второе направление морально-психологического обес­печения касается формирования психики отдельного воен­нослужащего и психологии воинских коллективов, решения всего комплекса социально-психологических проблем, свя­занных с их участием в подготовке и ведении боевых дей­ствий. В этом процессе ведущее место отводится формиро­ванию у воинов психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей военной службы в измененных условиях, связанных с подготовкой и ведением боевых дей­ствий. Здесь необходимо развивать способности не терять самообладания в любой, самой сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и па­нике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию при выполнении воинского долга(2 ).

комплекса мероприятий, в который входят:

  • информационно-воспитательная работа;
  • военно-социальная работа;
  • психологическое обеспечение;
  • культурно-досуговая работа;
  • информационно-психологиче­ское противоборство ( 1 ).

В объеме данной работы дать развернутую характеристику всех структурных компонентов МПО не представляется возможным. Нас в большей степени, как психологическая предпосылка эффективности боевых действий, интересует психологическое обеспечение.

1.2. Психологическое обеспечение

При психологическом обеспечении подготовки и веде­нии боевых действий важно учитывать особенности прово­димой работы, которые проявляются следующим образом:

Формирование функциональной надежности психи­ки воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воз­действию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале ( 1 ).

При этом эмоционально-психологичес­кая устойчивость, способность действовать в условиях опас­ности, преодолевать страх и панику достигается в резуль­тате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессо­вых состояний ( 7 ).

Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельност-ном, эмоционально-чувственном, — которая обеспечивает формирование готовности и спо­собности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных ха­рактером подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).

13 стр., 6134 слов

Воспитание военнослужащих

... действия его механизмов, установлением и поддержанием ба­ланса государственного, семейного и общест­венного воспитания. Концепция воспитания армейской молоде­жи ставит перед офицерами-педа­гогами задачу воспитания военнослужащего ... духовно-нравственные и психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, ... воспитания военнослужащих способна оказать музейная педагогика. Она может помочь воину ...

Осуществление при заблаговременной и непосред­ственной подготовке к ведению боевых действий професси­онального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функцио­нальных обязанностей в напряженных условиях и приведе­ние их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов — настройка на бо­евой режим ратного труда.

Общая направленность психологического обеспечения предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий ( 2 ).

Конкретные задачи МПО предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напря­жения и преодоления негативных психологических послед­ствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных спе­циальностей, соответствие которым достигается специаль­ными тренировками и закалкой психофизиологических фун­кций воинов.

Главной задачей здесь выступает формирование функ­циональной надежности психики военнослужащих, дости­жение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя ( 1 ).

Ярко выраженные особенности имеет психологическое обеспечение деятельности офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при под­готовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психо­моторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и обра­зования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива — формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, ус­тановки на достижение победы и социально ценностные традиции ( 1; 3; 6) .

При ведении боевых действий с помощью психологического обеспечения должны быть достигнуты:

  • своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществ­ление психической реабилитации военнослужащих, полу­чивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по сни­жению боевых, психических потерь;
  • поддержание высокой психической активности вои­нов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстанов­ления психического равновесия, устойчивости и ресурса лич­ного состава;
  • оперативная ликвидация излишней психической на­пряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковремен­ного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгруз­ки, проведения антистрессовых мероприятий;

адаптация военнослужащих к боевой обстановке (фи­зическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки

4 стр., 1719 слов

Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего

1. Формирование моральной готовности военнослужащего к боевой деятельности Одна из главных проблем современной России заключается в острой морально-нравственной ситуации и духовной нестабильности в стране. Ломка ... психологического анализа. Даже в обычных условиях незначительное событие или действие может заставить всю систему измениться и направить судьбу человека по новому, иному пути. ...

информация об обстанов­ке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение па­мяти/внимания, мышления и т.д. ( 1 ).

Успешные действия в боевой обстановке зави­сят от точности, быстроты реакций, координации, устой­чивости движений и действий военнослужащих; от сохране­ния ими способности правильно оценивать расстояние, вре­мя, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концент­рировать его на основной деятельности; от продуктив­ности их мышления, памяти и других психических состоя­ний, свойств и качеств военнослужащего ( 2 ).

Все это должно быть не только сохранено в боевой об­становке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасно­сти воображение рисует, как правило, преувеличенно страш­ные картины. На его психику действует не столько реаль­ная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чув­ство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.

Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мни­мой опасностью вполне может привести к реальному пора­жению. Это психологическое состояние — основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформи­ровав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, вхо­дящих в социально-психологическую составляющую МПО ( 1 ).

Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстре­мальной ситуации, связана с опасностью для жизни, воз­можностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психиче­ских процессов, состояний, свойств и качеств личности.

В целом боевая обстановка может определить два ос­новных психических состояния человека. Первое — актив­ное стеническое психическое состояние воинов, сопровож­дающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе — отрицательное состоя­ние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апа­тии и пр. Все это ведет к психической напряженности, пе­реутомлению, страху и панике, потере способности действо­вать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых дей­ствий должно осуществляться психологическое обеспечение ( 1; 3).

5 стр., 2117 слов

Cоциальное обеспечение ветеранов боевых действий

... рассмотрение социального обеспечения ветеранов боевых действий на территории Псковской области. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. проанализировать понятие «ветеран боевых действий»; 2. изучить правовые акты, регулирующие социальное обеспечение ветеранов боевых действий; 3. охарактеризовать социальные гарантии, предоставляемые ветеранам боевых действий; 4. ...

Таким образом, морально-психологическое обеспечение является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.

Целью проводимого МПО и зако­номерным следствием его эффективности выступает морально-политическое состояние личного состава.

ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО

Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-политические эле­менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.

В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др.

Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке ( 7 ).

Значительные морально-психологические нагрузки вы­падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго­товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва­ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям ( 1 ).

Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей­ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це­ленаправленное

воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих.

Задачи морально-психо­логической подготовки военнослужащих (по своему содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде­ологического воспитания и морально-психологической под­готовки.

Морально-психологическое состояние как основной ре­зультат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп­повых факторов, которое выступает относительно устойчи­вой для определенных условий характеристикой мобилизо­ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто­роннюю готовность и способность военнослужащих и воин­ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни­ем военно-политических, социально-психологических, мате­риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель­ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо­го противоборства с противником (1, с. 305).

44 стр., 21796 слов

Психологическая подготовка боксеров-юношей

... требованиям. Особенностью психологической подготовки в боксе являются[20, c. 59-63]: ответственность перед коллективом за личные действия; большое количество ... в своем труде «Психологическая подготовка к рукопашному бою» дает описание тонкостей психологии спортсменов в рукопашном бою в целом, и в боксе в частности. Никифоров Ю.Б. и Викторов И.Б. в работе «Построение и планирование тренировки в боксе» ...

При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы.

2.2. Особенности социально-психологической работы

Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви­вать и укреплять у них психологическую готовность к вы­полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага.

Основой социально-психологической работы является созна­тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо­бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно­сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси­хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис­пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий ( 2 ).

Социально-психологическая работа представляет собой комп­лекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по­средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требовани­ями современной войны и боя.

Основные группы задач социально-психологической работы:

1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре­менной войны в целом.

Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси­хологического облика. Важным является вооружение лич­ного состава необходимым минимумом военно-психологиче­ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за­калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые со­ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости.

2. Выра­ботка высокой боевой активности и психологической устой­чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле­ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак­торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста­новке боя. Большой объем задач

29 стр., 14315 слов

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников ...

... образовательных учреждениях МЧС России Подразделения психологического обеспечения учебного процесса, приемная комиссия Психологическое обеспечение процесса адаптации учащихся к условиям учебной и практической деятельности в образовательных учреждениях МЧС России Оптимальное комплектование учебных групп Подразделения психологического обеспечения учебного ...

связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це­ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.

3. Формирова­ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи — подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое де­журство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения

функциональной активности психики, улучше­ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения ( 2 ).

Задачи социально-психологической работы решаются с помо­щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об­становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов­ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со­стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича­лось бы от боевого состояния.

Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже­ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по­следствиями напряженных боевых действий. Однако про­стым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.

Прежде всего эта напряженность достигается внедрени­ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того,

что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минно-взрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки

разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже­ние и имитация огня противника, но при условии, что лич­ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар­тину издалека.

Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не­достатке времени. Ограничение временных рамок достига­ется как прямыми требованиями начальника, установлен­ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог­раничивает запасы времени, которыми располагает коман­дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре­шение их, повышение самостоятельности — все это спосо­бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.

Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно­гих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины

10 стр., 4617 слов

Социальная поддержка сотрудников ОВД и пенсионеров МВД-ветеранов ...

... социальной защиты сотрудников ОВД является рост реальных доходов при гарантии сохранения и использования социальных выплат по назначению и предоставлении социальных услуг. Совершенствование политики социальной защиты включает следующие основные направления: обеспечение ... сотрудники в устройстве детей в дошкольные учреждения. 2. 3. Мероприятия по совершенствованию организации социальной поддержки ...

учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх во­ды, темноты, попадают в ситуации внезапного

нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.

Полосы психологической подготовки оборудуются на ос­нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты).

Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза­пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей­ствия.

Для достижения большей систематичности и целостно­сти в психологической закалке полосы, участки и поля объ­единяются в городки психологической закалки. Такой горо­док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои­нов в составе подразделений, участок психологической за­калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи­ков, связистов и др.).

На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.

Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.

ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для нас, курсантов – будущих офицеров, важно не просто представлять психологические предпосылки эффективности боевых действий, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в штабах и в войсках.

3.1. Общие положения

Содержание морально-психологического обеспечения войск в значительной степени определяется его целью, ко­торая формируется с учетом внутренней структуры мораль­но-психологического состояния личного состава, воинских коллективов, тесно связывающей взаимообусловленные ду­ховно-нравственные и психологические компоненты конк­ретного человека, воинского коллектива.

При подго­товке и ведении боевых действий МПО является главенствующим компонентом единой системы обеспечения главного пред­назначения Вооруженных Сил и играет среди других видов определяющую роль. Поэтому вопрос организации мораль­но-психологического обеспечения подготовки и ведения бо­евых действий и определения в нем места каждого руково­дителя имеет принципиальное значение ( 8 ).

Цель и задачи, возлагаемые на морально-психологи­ческое обеспечение, обусловливают его содержание и орга­низацию, а также

место и роль в нем всех должностных лиц. Их обязанности в осуществлении этой важной дея­тельности определены в руководящих документах. Содер­жащиеся в них требования к МПО определяются и уточня­ются на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами органов военного управления с учетом специфики выполняемых за­дач в напряженных условиях. Они регламентируют его орга­низацию, а также место и роль в нем всех должностных лиц. Осуществление функций по организации МПО стро­ится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и научные рекомендации, и практические интересы, Поэтому, важно иметь системное представление о принципах морально-психологического обес­печения подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).

Концепция МПО выступает главным ориентиром в за­мыслах и создании системы МПО решения задач конкрет­ной частью, подразделением. Осуществление функций по организации МПО строится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и науч­ные рекомендации, и практические интересы. Принципами МПО являются:

  • научная обоснованность содержания и организации МПО, которая дает возможность творчески развивать все его компоненты на уровне современных достижений тео­рии, с учетом конструктивного опыта и в соответствии с особенностями обстановки;
  • постоянная направленность МПО на боевую и моби­лизационную готовность и сосредоточение на них основных сил и средств;
  • комплексное планирование и активное проведение МПО войск (сил) в соответствии с планами операций (бое­вых действий) тем более активно, оперативно, интенсивно и наступательно, чем напряженнее складывается обстановка;
  • упреждающее проведение МПО по сравнению с дру­гими мероприятиями для подготовки сознания и психики военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки;
  • согласованное и эффективное использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обста­новке и решаемым задачам в рамках принятых модели, алгоритма и технологии;
  • сосредоточение основных усилий МПО на всех на­правлениях решения задач по подготовке и ведению бое­вых действий;
  • своевременное восстановление боеспособности сил, средств и системы организации МПО.

Субъектами МПО являются органы военного управле­ния, конкретные должностные лица на всех ступенях вер­тикальной структуры управления войсками. Руководство МПО осуществляет командир через своего заместителя по воспитательной работе, который является основным орга­низатором МПО и имеет в своем распоряжении соответ­ствующие силы и средства морально-психологического обес­печения. Все они представляют силы, задействуемые для проведения данного вида обеспечения.

Объектами МПО являются те же субъекты в лице кон­кретных категорий военнослужащих (начальников и подчи­ненных), воинских

коллективов, которые исполняют замы­сел, обязанности и собственные планы достижения мораль­но-психологического состояния, необходимого для эффектив­ной подготовки и успешного ведения боевых действий. К средствам морально-психологического обеспечения приня­то относить специальные, технические и другие возможнос­ти, обеспечивающие его эффективное проведение в реаль­ных условиях (1).

Организационной основой проведения морально-психо­логического обеспечения выступает его технология — стра­тегия, тактика и техника использования сил, средств и воз­можностей. Для проведения МПО важно вырабатывать наиболее приемлемый порядок и правила — общий алго­ритм. Он предполагает обязательное уяснение замысла по организации МПО; планирование, исполнение, контроль за всей системой мероприятий информационной, военно-соци­альной, психологической, культурно-досуговой и другой работы; организация взаимодействия в интересах МПО и его оптимизация.

3.2. Основные направления деятельности командиров по

организации морально-политического обеспечения

Организационно морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий про­водится по следующим основным направлениям:

  • выработка общей концепции и системы организации МПО в соответствии с научными рекомендациями, норма­тивными требованиями и реальными условиями;
  • определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов МПО и создание усло­вий для его эффективного проведения;
  • подготовка субъектов к организации МПО и вовле­чение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продук­тивных технологий;
  • непосредственное морально-психологическое обеспе­чение решения задач по подготовке и ведению боевых дей­ствий;

Модель деятельности должностных лиц по органи­зации морально-психологического обеспечения может быть представлена следующими мероприятиям:

1. Уяснение замысла старшего начальника на органи­зацию МПО.

2. Своевременное, качественное планирование и конт­роль за всей системой мероприятий МПО — информацион­ной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.

3. Постановка задач подчиненным.

4. Организация взаимодействия в интересах МПО; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:

  • определение направлений скоординированной дея­тельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;
  • сосредоточение усилий на наиболее важных участках;
  • расстановка сил и средств, подбор, инструктирова­ние исполнителей, определение зон ответственности;
  • выбор форм и методов совместной работы;
  • контроль, периодический анализ, корректировка де­ятельности.

5. Обеспечение техническими средствами системы ин­формации и воспитания.

6. Целесообразная расстановка офицеров воспитатель­ных структур по Пунктам управления, определяющим на­правления подготовки и ведения боевых действий.

7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по МПО, оценка состояния дел. Своевременное информи­рование о проводимой работе по МПО, проблемным вопро­сам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности МПО в воинских коллективах должна осуществляться должност­ными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей ( 1 ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ­ной государственно-идеологической поддержкой, материаль­ными факторами система идеологического и морально-пси­хологического воздействия способствует превращению современных ар­мий в надежный инструмент политики своих госу­дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за­дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид­ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.

Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-психологические эле­менты,

25

которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий.

В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Учет этих элементов также является важной предпосылкой эффективности боевых действий.

Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. – М., 1998.

2. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. –

М., 1986.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы

психологии. — М., 1984.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1953.

5. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского — М., 1991.

6. Психология и педагогика управленческой деятельно­сти командира

(военного инженера).

— М., 1995.

7. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения

эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991.

8. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками:

проблемы и поиски. — М., 1989.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

В В ЕД Е Н И Е

Глава I. Морально-психологическое обеспечение как главная

психологическая предпосылка обеспечения

эффективной подготовки и ведения боевых действий.

1.1. Общая характеристика

1.2. Психологическое обеспечение

ГЛАВА II. Морально-психологическое состояние как

эффективная психологическая предпосылка

обеспечения победы в бою.

2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО

2.2. Особенности социально-психологической работы

Глава III. Деятельность офицеров по организации морально-

психологического обеспечения

3.1. Общие положения

3.2. Основные направления деятельности командиров по

организации морально-психологического обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-moralno-psihologicheskomu-obespecheniyu/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ­ной государственно-идеологической поддержкой, материаль­ными факторами система идеологического и морально-пси­хологического воздействия способствует превращению современных ар­мий в надежный инструмент политики своих госу­дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за­дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид­ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.

Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-психологические эле­менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.

В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др.

Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.

Воспитание и формирование перечисленных качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и целым комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.

Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей­ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це­ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния — морально-политиче­ские и психологические.

Задачи морально-психо­логической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде­ологического воспитания и морально-психологической под­готовки.