Боевая подготовка как форма воспитания воли и характера военнослужащих

2. Основы психологической подготовки военнослужащих

2.1 Морально-психологическая подготовка военнослужащих

2.2 Особенности социально-психологической работы , Глава 3. Деятельность офицеров по организации воспитания воли и характера военнослужащих , Глава 4. Физическая подготовка как средство воспитания воли и характера военнослужащих.

Социально-психологическая работа представляет собой комплекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требованиями современной войны и боя.

Основные группы задач социально-психологической работы:

Закалка психики личного состава под углом зрения требований современной войны в целом.

Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-психологического облика. Важным является вооружение личного состава необходимым минимумом военно-психологических знаний, прежде всего по вопросам психологической закалки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые составляют фундамент его боевой активности и устойчивости.

Выработка высокой боевой активности и психологической устойчивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями и другими факторами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обстановке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть целенаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.

Формирование боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи — подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое дежурство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучшения работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения.

Задачи социально-психологической работы решаются с помощью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не условных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое состояние, которое по тем или иным параметрам не отличалось бы от боевого состояния.

4 стр., 1719 слов

Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего

... моральная готовность и психологическая способность молодёжи, воспитанной на зарубежных боевиках (например «Рембо»), иностранных продуктах (типа «Пепси»), вступить в бой с вероятным противником. Даже после прохождения военнослужащим полноценной учебно-боевой ...

Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооружениями и элементами оборудованного боевого порядка и последствиями напряженных боевых действий. Однако простым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.

Прежде всего эта напряженность достигается внедрением в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, метание боевых гранат, преодоление минных заграждений, форсирование водных преград и т.п. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряжение и имитация огня противника, но при условии, что личный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту картину издалека.

Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при недостатке времени. Ограничение временных рамок достигается как прямыми требованиями начальника, установленными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ограничивает запасы времени, которыми располагает командир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на решение их, повышение самостоятельности — все это способы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.

Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во многих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх воды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.

Полосы психологической подготовки оборудуются на основе полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты).

Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукозапись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие действия.

Для достижения большей систематичности и целостности в психологической закалке полосы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки воинов в составе подразделений, участок психологической закалки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчиков, связистов и др.).

10 стр., 4593 слов

Воля как психологическое явление

... Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. [4, с 248]. Воля - это психический процесс ... работы является изучение воли, как психологического явления. Задачи: раскрыть понятие о ... раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные ...

На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.

Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.

ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Для нас, курсантов — будущих офицеров, важно не просто представлять, как осуществляется воспитание воли и характера военнослужащих, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в войсках по рассматриваемой проблеме.

Организационно воспитание воли и характера военнослужащих для подготовки и ведения боевых действий проводится по следующим основным направлениям:

  • выработка общей концепции и системы воспитания воли и характера военнослужащих в соответствии с научными рекомендациями, нормативными требованиями и реальными условиями;
  • определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов воспитания воли и характера военнослужащих и создание условий для его эффективного проведения;
  • подготовка субъектов к организации воспитания воли и характера военнослужащих и вовлечение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продуктивных технологий;
  • непосредственное морально-психологическое обеспечение решения задач по подготовке и ведению боевых действий;

Модель деятельности должностных лиц по организации воспитания воли и характера военнослужащих может быть представлена следующими мероприятиям:

1. Уяснение замысла старшего начальника на организацию воспитания воли и характера военнослужащих.

2. Своевременное, качественное планирование и контроль за всей системой мероприятий воспитания воли и характера военнослужащих — информационной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.

3. Постановка задач подчиненным.

4. Организация взаимодействия в интересах воспитания воли и характера военнослужащих; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:

  • определение направлений скоординированной деятельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;
  • сосредоточение усилий на наиболее важных участках;
  • расстановка сил и средств, подбор, инструктирование исполнителей, определение зон ответственности;
  • выбор форм и методов совместной работы;
  • контроль, периодический анализ, корректировка деятельности.

5. Обеспечение техническими средствами системы информации и воспитания.

6. Целесообразная расстановка офицеров воспитательных структур по пунктам управления, определяющим направления подготовки и ведения боевых действий.

7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по воспитанию воли и характера военнослужащих, оценка состояния дел. Своевременное информирование о проводимой работе по воспитанию воли и характера военнослужащих, проблемным вопросам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности воспитания воли и характера военнослужащих в воинских коллективах должна осуществляться должностными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей.

6 стр., 2900 слов

Исторический и классовый характер воспитания

... и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей. 2. Исторический и классовый характер воспитания, .1 Исторический и классовый характер воспитания Итак, общественное явление - воспитание - необходимо как способ ... формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле - ...

ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Физическая подготовка в Вооруженных Силах является важным средством воспитания воли и характера военнослужащих.

В процессе службы по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих з адач:

  • воспитание у военнослужащих высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к ратному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода службы;
  • всесторонняя физическая подготовка военнослужащих;
  • профессионально — прикладная физическая подготовка военнослужащих с учётом особенностей их деятельности;
  • приобретение военнослужащими-офицерами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
  • воспитание у военнослужащих убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

На занятиях по физической подготовке воин учится выполнять упражнения на снарядах, тренируется в беге, прыжках, в преодолении различных препятствий, что, безусловно развивает волевые качества.

Физическая подготовка имеет свою методику, учитывающую особенности этого вида боевой подготовки. Большую роль на занятиях играет рассказ и показ того, что и как надо делать. Но главное внимание уделяется тому, чтобы обучающийся сам по команде произвел те или иные движения и действия. В результате у воина в общей сложности создаются нужные двигательные образы, которые в дальнейшем уже прямо воздействуют на выполнение определенной команды.

Физическая подготовка оказывает на воинов моральное воздействие. Обычно в результате хорошо проведенного занятия воины чувствуют удовлетворение, бодрость, и у них появляется хорошее настроение.

Важно, что в процессе физической подготовки воины узнают в каждый данный момент о своей физической выносливости и ловкости, о физической силе, о том, какую нагрузку они способны выдержать, учатся оценивать себя в настоящем и видеть перспективу дальнейшего развития. При этом большую роль играет то, что на занятиях по физической подготовке каждый воин имеет возможность сравнить себя со своими товарищами, помериться с ними своей силой, выносливостью, четкостью действий и т.д.

Физическая подготовка тесно связана с процессом овладения боевой техникой и оружием. Известно, что для умелого использования сложной современной техники и оружия необходимо обладать физической силой, выносливостью, ловкостью.

12 стр., 5934 слов

Психология физического воспитания

... предмет психологии физического воспитания является преломлением психологических знаний конкретно к деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта, решающих задачи воспитания и формирования личности средствами физической культуры. Теоретические основы психологии физического воспитания были ...

В армии общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди военнослужащих, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на офицера, а конкретное их проведение осуществляется командирами подразделений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощной государственно-идеологической поддержкой, материальными факторами система идеологического и морально-психологического воздействия способствует превращению современных армий в надежный инструмент политики своих государств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных задач военными профессионалами этих стран в зоне Персидского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.

Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-психологические элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке.

Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.

Рассмотренные в данной работе аспекты воспитания воли и характера военнослужащих, которые включают эмоционально-психологическую устойчивость, способность действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику, готовность и способность военнослужащего преодолевать трудности и т.п. является важной предпосылкой эффективности боевых действий.

Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств, является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему воспитания воли и характера военнослужащих, готовности и способности солдата добыть победу в бою.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskaya-podgotovka-lichnogo-sostava/

Военная психология и педагогика. Под ред. Барабанщикова А.В. — М., 1986.

Военная психология и педагогика. Под ред. Кулакова В.Ф. — М., 1998.

Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. — М., 1983.

Коц Я.М. Спортивная физиология. — М., 1986., Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984., Психология и педагогика управленческой деятельности командира. — М., 1995., Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. — М., 1991.

Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991.

3 стр., 1179 слов

Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся ...

... науку. Каждый определяет статус педагогики по-разному. Но цель моего реферата заключается в том, что бы определить статус педагогики в работах русских деятелей 18-20 веков. Проблема определения статуса педагогики в работах ... в образование больше всего нуждаются талантливые люди. Возможно, здесь и необходима психология, которая поможет распознать таланты учеников и правильно их раскрыть. Но здесь ...

Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. — М., 1989.