Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим

Белорусские Вооруженные силы находятся на заключительном этапе реформирования. Создана правовая база для их развития и совершенствования. Налажен процесс боевой подготовки. Однако на повестке дня остаётся вопрос формирования морально-психологического облика военнослужащих Вооруженных сил Республики Беларусь.

Анализ состояния дел в войсках показывает, что человеческий фактор является основной причиной совершения происшествий и преступлений, и он же является решающим фактором в успешном завершении реформы и создании современной боеспособной армии. Министр Обороны Республики Беларусь генерал-полковник Л. С Мальцев в своём выступлении на втором офицерском собрании вооруженных сил Республики Беларусь отмечал, что «…главной составляющей боевой мощи вооруженных сил должно стать не только современное вооружение и военная техника, но в первую очередь люди, обладающие высоким профессиональным мастерством, несгибаемым моральным духом, готовые до последней капли крови защищать родную землю» [20;2]

Современное общество сейчас переживает глубокий духовно-нравственный кризис, и эти процессы не могли не затронуть амию. Доминировавшие ранее в морально-психологическом состоянии офицерского состава тенденции коллективизма заменяются ярко выраженными тенденциями индивидуализма. Моральные требования «не воруй», «не лги», «приоритет общественного над личным», «долг превыше всего» теряют свою привлекательность в массовом и индивидуальном сознании. В войсках эти явления проявляются гораздо ярче, и бороться с ними гораздо сложнее. Министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» указывает, что «…это не значит, что в условиях армии негативные влияния, проникающие в её организм извне, нельзя исключить или, по крайней мере, значительно снизить» [19;15]

У многих офицеров в этой ситуации происходит ломка их прежней системы ценности. Попытки же обрести новые ценности оказываются часто мало результативными. [9;137] В этих условиями перед армейскими психологами встаёт несколько проблем. Первая из них — как воспринимают происходящие изменения наши офицеры, находят ли возможность реализовать себя. Вторая проблема — попытаться предвидеть психологические проявления офицеров во время переживания ими личностных кризисов. И, наконец, третья проблема — возможность оказания психологической помощи и поддержки офицерам с помощью социально-психологического тренинга. Именно этой проблеме и будет посвящена эта работа.

9 стр., 4287 слов

Возникновение и развитие социологии в Республике Беларусь, современное ...

... данных, и главное - проведение в стране конкретных социологических исследований. В 1920 г. в Петроградском университете на факультете ... исследований антропологов, этнологов, этнографов, историков культуры. Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Социология в Беларусь ...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы актуальна в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Офицеры идеологической структуры всегда пытаются понять, как усилить, улучшить боевую, моральную подготовку личного состава. Какие методы необходимо использовать для достижения поставленной цели.

Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях переживания ими кризисов.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме «Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим»;
  2. Изучить и описать характеристику переживания кризиса;
  3. Определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности офицера;
  4. Создать структуру и этапность социально-психологического тренинга;
  5. Интерпретация и формулировка выводов.

Объектом исследования являются эмоциональная сфера личности офицера как показатель психологического кризиса.

Предметом исследования является влияние социально-психологического тренинга на эмоциональную сферу личности офицера.

Гипотеза исследования: заключается в предположении, что социально-психологический тренинг оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу личности офицера.

Методической и теоретической основой послужили труды известных психологов, директивные документы министерства обороны, а также, относящиеся к избранной теме периодические издания и публикации.

Для исследования данной темы я исследовала следующие методы: на теоретическом уровне — анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом проведение тренинговых занятий. Методика САН [23;129], шкала самооценки Спилберга-Ханина [30;260], Метод критериев знака G.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 2 группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино.

Научная новизна работы заключаются в том, что в работе предпринята попытка разработать структуру и этапность тренинга и определить возможность его использования в вооруженных силах РБ, в работе военных психологов в качественно новой форме, с целью оказания эффективной помощи военнослужащим в условиях переживания ими кризисов.

Практическая значимость полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи военнослужащим.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Курсовая работа выполнена в объёме 75 страниц из них 36 страниц (39-75) занимают ПРИЛОЖЕНИЯ.

10 стр., 4526 слов

По психологии «Основные направления социально-педагогической ...

... при помощи семье: Педагогическая; Социальная; Психологическая; Диагностическая; Медицинская. Использование той или иной модели напрямую зависит причин, которые вызывают проблему детско-родительских отношений. Социальный педагог при работе с семьей имеет три ...

При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического характера.

1. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ КРИЗИСА

  1. Природа возникновения кризиса

Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в течении жизни больного, о кризисе, переживаемом отдельным человеком.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход.[17;178] В курсе кризисной психологии эта категория понимается:

  • во-первых, как жизненный кризис, т.е. поворотный момент в жизни человека, а не общества;
  • во-вторых, обычно понимается как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.;
  • как эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

Таким образом, кризис — это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания как жить дальше, а также мучительным переживанием своего нового «Я». [7;44]

В отечественной психологии кризис, как психологический феномен, рассматривается обычно в трех значениях:

  • как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики;
  • как процесс переживания. [1;73]

Как социально-психологическая ситуация кризис рассматривается в ряду таких явлений, как «временное отношение», «хроническое отклонение» и «слом» Как особое состояние кризис проходит несколько стадий:

  • шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);
  • осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»);
  • острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);
  • реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).

Как процесс переживания, кризис рассматривался российским психологом Ф.Е. Василюком. Приведем основы его концепции: [7;46]

  • внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла;
  • психологическим «органом», осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля;
  • когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данной изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возника