Психологическое консультирование как одно из направлений деятельности специального психолога

Предмет психологического консультирования

. Предметом курсовой работы является психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Цель работы обобщить информацию, относящуюся к проблеме консультирования. Цель конкретизируется в решении следующих задач:

– изучить по проблеме психологического консультирования;

– сделать краткие обобщения и выводы.

В первой главе основной части рассматриваются понятие о психологическом консультировании, психическая норма и психопатология,

происхождение психологической проблемы.

Во второй главе описываются процесс психологического консультирования, стадии психологического консультирования, общий обзор консультативных приёмов и методов. Здесь представляются и анализируются результаты практического части исследования рассматриваются специальные проблемы консультирования.

Выводы данной работы в самом общем виде представлены в Заключении.

Начало истории развития следует искать в глубине веков. Ещё в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н. э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали». С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А. Месмера следуют: в XIX столетии – Джеймс Бред (гипноз), в XX в. – Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие [11].

И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования).

3 стр., 1500 слов

Консультирование в социальной работе

... профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1 Понятие социального консультирования, его формы ...

Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Эббингауза, можно сказать: «Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю», – консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология», или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использовалось также не психологами, на «Консультативная психология» [25].

Второй причиной подобного изменения была потребность консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р. Дэвиса [25], на­зывает «корнями» консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии – в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования [25].

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом «мире». Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре «Психология»[18].

Здесь термин «психотерапия» рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение).

Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причём условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

Ряд исследователей [23] говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина «психотерапия», так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

Ещё один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, – психокоррекция. «Психотерапия – это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма» [9].

В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами психологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т. д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное . Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин «психо­терапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами [1].

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЕ

СУБЪЕКТ

ОБЪЕКТ

ЦЕЛЬ

Психотерапия

А) клинически-

ориентированная

Врач (,

психотерапевт)

Больной, клиент

Ликвидация

симптомов

В) личностно-

ориентированная

Врач, психолог,

социальный

работник

Больной, клиент

Личностные и

межличностные

изменения

Психокоррекция

Врач, психолог

Больной, клиент

Исправление тех или

иных расстройств,

нормализация

психической

деятельности

Неврачебная

психотерапия

Психолог

Клиент

Оптимизация

взаимоотношений

(например, в

проблемных семьях)

Консультирование

Консультирующий

психолог,

социальный

работник

Клиент, семья,

группа

Адаптация к жизни за

счет активизации

личностных ресурсов

(выход из трудной

жизненной ситуации)

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­тирование.

Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

Слово консультация в словаре [16] имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: ).

Консультироваться –

Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи. Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 2):

Таблица 2

СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ

ВИД ПОМОЩИ

Болезнь

Психиатрия. Медицинская психотерапия

Пограничная норма

Психологическая психотерапия.

Коррекция

Хорошая норма

Консультирование. Обучение.

Развитие

Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах «нормы психического здоровья».

Но что собой представляет психическая норма?

Вопрос о том, какая форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия психологи­ческая или медицинская) должна применяться в том или ином случае, не может быть решен без представ­ления о «психической норме».

Какое поведение следует считать нормальным? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историчес­кую эпоху.

То, что вчера считалось ненормальным, завтра, воз­можно, будет казаться нормальным, а то, что нам пред­ставляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписы­вается в жизнь других народов.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут вос­принимать как аномальную. Речь идёт о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее «нормально», окажутся люди соответ­ственно «слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные, организованные и т. д.

Чаще всего, однако, «ненормальным» считают че­ловека, »вышедшего из всех нормальных рамок», все по­ведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдумать­ся, то можно прийти к выводу, что четкой границы меж­ду «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существу­ет и «идеальной нормы». Всякий человек в той или иной степени ненормален [4].

Таким образом, в целом невозможно провести чёткую разграничительную линию между «нормальным» харак­тером и патологическим, между «нормальными» людьми и невротиками или между невротиками и психотиками. Как писал А. Адлер: «Мелкие трудности – норма, круп­ные трудности – невроз» [14].

Однако, каким бы «скользким» ни было определение «психической нормы», с практической точки зрения следует разобраться в том, с какой же «мерой трудности» сле­дует работать психологу-консультанту, с какой – психо­терапевту, а что находится уже и в компетенции врача-психиатра. Прежде всего это вопрос о самой «мере», о критериях, определяющих степень «нормы — патологии». Подобный вопрос ставится в психиатрии при разгра­ничении уровня нарушений психической деятельности.

Например, выделяет девять «кругов» последовательного нарастания тяжести психопатологи­ческих синдромов: от эмоционально-гиперэстезических расстройств, среди которых ведущее место занимает астенический синдром (первый круг), к расстройствам (второй), невротическим нарушениям (третий), паранойяльным состояниям (четвертый), кататоническим синдромам (пятый), помрачению сознания (шестой), парамнезиям (седьмой), судорожным и другим расстройствам, свойственным эпилепсии (восьмой), и, наконец, к психорганическим психопатологическим рас­стройствам, характеризующим полиморфизм всех изве­стных грубоорганкческих психозов (девятый круг).

В этой схематической модели взаимоотношения пси­хопатологических расстройств относит астенические и другие расстройства, наиболее характер­ные для неврозов, к наименее специфическим проявле­ниям психической патологии.

В рамках медицинской модели предпринимаются по­пытки описать и классифицировать психические болез­ни, в том числе и по степени тяжести. В 1980 г. Амери­канская психиатрическая ассоциация опубликовала тре­тье издание «Руководства по диагностике и статистике психических нарушений (DSM 3)».

В «DSM 3» выделяются «Тяжелые психические рас­стройства», список которых начинается умственной от­сталостью и заканчивается расстройствами пове­денческой адаптации на работе, в школе и т. д. В самом же конце списка стоят состояния, не связанные с психическими расстройствами, но требующие внимания или коррекции – антисоциальные формы поведения; трудности, связанные с телесными особенностями, суп­ружескими и родительскими отношениями и т. п. [14].

Однако рамки медицинской модели, описывающие тяжесть психопатологической симптоматики, оказывают­ся слишком узкими. Разграничить только на этой основе меру психологической помощи, ее характер не представ­ляется возможным. Различными авторами приводятся и другие критерии выделения границ консультирования.

В частности, таким критерием является ответственность за результат взаимодействия, которая при консультировании лежит в основном на клиенте, а при любом виде психоте­рапии на терапевте.

Для понимания теоретических основ психологиче­ского консультирования необходимо ответить еще на один вопрос – каков генез психологической проблемы?

По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи…

Объём и назначение данной работы ни в коей мере не могут претендовать на полноту ответа. Поэтому попыта­емся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо «психологической пробле­мой», и к ее происхождению.

Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем «малой психиатрии», уместно предположить и то, что области «психологической проблемы» и «малой психи­атрии» находятся на одной линии (пересекаются)

Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических со­стояний, механизм синдромогенеза показан как принци­пиально единый для форм и «большой», и «малой психи­атрии» [19].

По сути это говорит о том, что консультирование и «большая психиатрия» являются про­тивоположными точками одного континуума.

Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психи­ческих расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой естественнонаучной или гуманистической парадигмы. Психо­анализ не согласен с , бихевиоризм – с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а пос­ледняя – с трансперсональной психологией и т. д.

В отечественной психотерапии одним из наиболее су­щественных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфлик­тов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов восприятия и переработки жизненных трудностей, пе­реживаемых человеком.

(Мясищев,

(истерический)

(обсессивно-психастенический)

(неврастенический)

внутрилнчностные

Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.

психотравмирующих факторах.

Систематика психического травматизма сложна и не­однозначна. В качестве примера приведем лишь класси­фикацию психических травм по интенсивности:

1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

  • а) сверхактуальные для личности;
  • б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного инди­видуума).

2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово личность (связанные с утра­той социального престижа, с ущербом для самоутверж­дения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансформиру­ющие условия многих лет жизни (ситуация лишения, си­туация изобилия):

  • а) осознаваемые и преодолимые;
  • б) неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического пере­напряжения (истощающие):

  • а) вызываемые самим содержанием ситуации;
  • б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания лич­ности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности [19].

Но то, что является психотравмой для одного че­ловека, может не являться таковой для другого. Пе­реживание подходит к личности «как ключ к замку» [24].

Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы [19] и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.

Таблица 3

Ведущие свойства характера (преморбид)

Клинические синдромы пограничных расстройств

Психотравмирующие обстоятельства

Сензитивность

Неврастенический, астенический, психопатический, аутистический

Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа

Тревожная мнительность

Обсессивный, компульсивный, психастенический

Ситуации, нарушающие стереотип

Истероидность

Истерический, пуэрильный, пс евдод ементный

Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип

Косность, ригидность (аффектов и суждений)

Эксклюзивный, эпилептоидный, параноический

Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа

Попытаемся теперь перевести сказанное в русло психологической парадигмы (табл. 4):

Таблица 4

Ведущие свойства характера

Формулировка проблемы

Психотравмиру­ющие (приводящие к возникновению проблемной ситуации) обстоятельства

Сензитивность (чувствитель­ность)

«Hе могу справиться с собой…», «Устал, никого не хочу видеть…»

Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа

Тревожность

«Не могу решиться, беспокоюсь…»

Ситуации, нарушающие стереотип

Истероидность (демонстра-тивность)

«Мне все надоели, достали, меня не любят…»

Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентриче­ский стереотип

Косность, ригидность

«Я им покажу…» «Они меня просто преследуют…»

Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа

Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной про­блематики. Более того, логичен вопрос: «А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?».

Наконец, последнее обобщение, которое мы по­зволим себе сделать в данном разделе, это объедине­ние всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым психоло­гическим проблемам, в 3 группы:

Группа биологических факторов., Группа социальных факторов., Группа психологических факторов.

Психологическое консультирование – это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко просле­живается в основном методе психологического консуль­тирования – интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview – беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью – способ по­лучения социально-психологической информации с по­мощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламен­тированное темой и формой беседы) и стандартизован­ное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопроса­ми).

Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осозна­ния респондентом (опрашиваемым) его действий:

  • а) респондент знает, почему он поступил или посту­пит так, а не иначе;
  • б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
  • в) интервьюер ставит целью получить симптомати­ческую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

на ранних этапах пси­хотерапии,

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, неже­ли обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится «пятишаговая» по­этапная модель процесса консультативного интервью:

1 этап – это установление контакта и ориентирова­ние клиента на работу;

2 – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема»;

3 – осознание желаемого результата, ответ на воп­рос: «Чего Вы хотите добиться?»;

4 – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;

5 этап интервью – это обобщение психологом в фор­ме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя «Искусство психоло­гического консультирования» [14] процесс кон­сультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р. Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установ­лен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее поло­жение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования» [14, с. 79].

Следующую главу книги Р. Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса» [14, с. 92]. Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь;

3) толкование;

4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консуль­тирования придерживается и Г. Хэмбли [20]:

«Первая цель любого консультирования – это уста­новление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близо­сти… После того, как установлен раппорт путем хоро­шего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование… Установив отношения доверия… и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояс­нить проблему, рассмотрев реальность и обсудив воз­можные подходы… на следующем этапе процесса кон­сультирования мы должны подтолкнуть его предпри­нять какие-то соответствующие действия» [20, с.].

Структурировав текст Г. Хэмбли, получаем следую­щие стадии:

1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии);

2) исследование (анализ чувств и прояснение пробле­мы);

3) решение о соответствующем действии (вывод).

Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные подходы в единой таблице 5:

Таблица 5

Г. хэмбли

Р. мэй

Г. с.абрамова

В. ю.меновщиков

Установление отношений доверия

(раппорт )

Установление контакта (раппорта)

Установление контакта

Установление контакта (первичная диагностика)

Исследование

Чтение характера

Сбор информации

Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика)

Исповедь и толкование результата

Осознание желаемого

Перебор гипотез

Решение (выводы)

Трансформа­ция личности

Выработка альтернативных решений

Решение

Обобщение резюме, переход от обучения к действию

Выход из контакта

Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее опи­сание консультативного процесса четырьмя стадиями.

Для человека несведущего консультативная беседа мало отличается от разговора двух людей о жизни, о любви, о страдании… Однако ткань этой «беседы» со­ткана из ряда вполне определенных приемов консуль­тирования. Эти приемы выработаны практикой управ­ления [2], психологического тренинга [21], телефонного консультирования [20].

В 1994 г. на II Международной конференции психо­логических служб и «Телефонов доверия» нашей со­трудницей Л. Гунами были представлены техники нереф­лексивного и рефлексивного слушания (по Атватеру) в применении к работе на «Телефоне доверия». Приве­дем далее отрывок из работы Л. Гунами [6]:

«Нерефлексивное слушание

Рефлексивное слушание

Теперь кратко коснемся приемов рефлексивного слушания, которыми должен обязательно владеть консультант.

Выяснение., Перефразирование., Отражение., Резюмирование.

В социально-психологическом тренинге, различные направления которого успешно развиваются в нашей стране, применимы следующие приёмы активного слу­шания:

  • Уточнение.
  • Пересказ
  • Дальнейшее развитие мыслей собеседника,
  • Сообщение о восприятии партнера.
  • Сообщение о восприятии самого себя.
  • Замечания о ходе беседы.
  • способствующее высказывание.
  • отражение содержания.
  • отражение чувств.
  • уточнение содержания.
  • уточнение чувств.
  • подведение итогов содержания.
  • подведение итогов чувствам.
  • суждение.
  • интерпретация.
  • столкновение с внутренней реальностью.
  • столкновение с внешней реальностью.

Не остается сомнений в том, что названные прие­мы, используемые в различных направлениях пси­хологической практики, во многом совпадают по со­держанию.

Многие из них применимы на разных стадиях кон­сультативного процесса. Однако частота их примене­ния на каждом этапе консультирования различна.

Таблица 6 иллюстрирует употребление разных при­емов на отдельных стадиях консультативного процесса.

Приём – это инструмент, без которого любой кон­сультант, будь он «ремесленник» или «художник», ра­ботать просто не может. Однако не всё консультирова­ние сводится к мастерскому оперированию вышеназван­ными техниками.

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Таблица 6

СТАДИЯ

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

1 . Установление контакта

Уточнение, перефразирование (пере­сказ)

2. Сбор информации и осозна­ние желаемого результата (по­иск «задачи»)

Выслушивание (нерефлексивное слу­шание), уточнение, перефразирова­ние (пересказ), отражение чувств, резюмирование

3. Перебор гипотез, решающих «задачу» и выработка альтер­нативных решений

Дальнейшее развитие мыслей, ин­терпретация, информирование

4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта

Резюмирование

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;
  • Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить своё будущее, и как необходимость принять своё прошлое;
  • Психологическое консультирование, в отличие от психотерапии, более краткосрочно, более ориентировано на настоящее, чаще всего связано с узкой конкретной проблемой. Но не исключено, что клиент будет брать редкие консультации и по более важным жизненным проблемам, как это, например, бывает при «потере» смысла жизни;
  • Теоретическими основами консультирования выступают теории личности, относимые, главным образом, к трем направлениям: психоаналитическому, когнитивно-бихевиоральному и гуманистическому;
  • Каждое из этих направлений в процессе своего развития выработало особые методы и техники, многие из которых применяются в консультировании. Психоаналитическое консультирование использует метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ ошибочных действий. Когнитивно-бихевиоральное – методы подкрепления, обучения, когнитивной дискуссии. Гуманистический подход разработал специальные методы понимания, слушания. При работе в гуманистическом ключе постулируется изменение не только клиента, но консультанта в их взаимодействии;
  • Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;
  • При рассмотрении проблем с личностных позиций, оказывается, что клиенту необходимо что-то изменить в себе, поработать над некоторыми аспектами своей личности. Чаще всего, разрешение проблем в разных областях жизни взрослого клиента связано с изменением его «Я-образа», самооценки, самоотношения, некоторых подходов к реалиям своей жизни;
  • Существуют проблемы в принципе неразрешимые методами консультирования. К таким проблемам относятся экзистенциальные проблемы, например, проблема экзистенциальной вины. Такие проблемы нужно помочь клиенту принять и жить с ними, не лишая себя удовольствия от жизни;

— – Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskoe-konsultirovanie/

1. Алёшина и семейное консультирование. М., 1994.

2. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

3. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

4. Что такое психология: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мир, 1992. – 496 с.

5. Гриндер Дж., Из лягушек – в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.

6. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия // Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995.

7. Давыдовский как биологическая проблема // Арх. пат. 1957. № 9. Т. 19.

8. Иовлев и проблема психологических механизмов эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской психологии: Сб. науч. трудов Ин-та им. / Под ред. , . Л., 1974. Т. 72.

9. , , Смирнов психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

10. Карвасарский . М., 1985.

11. , Ушаков психология. М., 1984.

12. , Хрящева в тренинге. СПб., 1993.

13. Меновщиков в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М. : Смысл, 2000. – 109 с.

14. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

15. Немов психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.

16. И, Шведова словарь русского языка. М., 1995.

17. Петрушин психологического консультирования. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 143 с.

18. Психология: Словарь. М., 1990.

19. . Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.

20. Телефонная помощь. Одесса, 1992.

21. , Макшанов к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993.

22. , , Зыкова консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова». – М. : Ижица, 2002. – 224 с.

23. , Юстицкий психотерапия. Л., 1989.

24. Kretschmer E. Medizinische Psychologic. Stuttgart, 1971.

25. Dawis R. V. The Individual Differences Tradition in Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 1992. Vol. 39. № 1.