Предмет психологического консультирования
. Предметом курсовой работы является психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Цель работы обобщить информацию, относящуюся к проблеме консультирования. Цель конкретизируется в решении следующих задач:
– изучить по проблеме психологического консультирования;
– сделать краткие обобщения и выводы.
В первой главе основной части рассматриваются понятие о психологическом консультировании, психическая норма и психопатология,
происхождение психологической проблемы.
Во второй главе описываются процесс психологического консультирования, стадии психологического консультирования, общий обзор консультативных приёмов и методов. Здесь представляются и анализируются результаты практического части исследования рассматриваются специальные проблемы консультирования.
Выводы данной работы в самом общем виде представлены в Заключении.
Начало истории развития следует искать в глубине веков. Ещё в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н. э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали». С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А. Месмера следуют: в XIX столетии – Джеймс Бред (гипноз), в XX в. – Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие [11].
И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования).
Консультирование в социальной работе
... профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1 Понятие социального консультирования, его формы ...
Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Эббингауза, можно сказать: «Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю», – консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология», или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использовалось также не психологами, на «Консультативная психология» [25].
Второй причиной подобного изменения была потребность консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.
Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р. Дэвиса [25], называет «корнями» консультативной психологии во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.
До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности. Консультативная психология в процессе развития разделилась на работу с персоналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии – в формы профессиональной психологии и профессионального консультирования [25].
Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Однако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом «мире». Многие ответы (попытки объяснить, описать различные модели психологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с понятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре «Психология»[18].
Здесь термин «психотерапия» рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение).
Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причём условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.
Ряд исследователей [23] говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу употребления термина «психотерапия», так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.
Ещё один термин, введенный в обиход именно в России, – психокоррекция. «Психотерапия – это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма» [9].
В дальнейшем в тексте уважаемых авторов термины используются как синонимы. Например, методами психологической коррекции называются аутогенная тренировка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т. д.
Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чаще всего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное . Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами [1].
Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.
Таблица 1
НАПРАВЛЕНИЕ |
СУБЪЕКТ |
ОБЪЕКТ |
ЦЕЛЬ |
Психотерапия |
|||
А) клинически- ориентированная |
Врач (, психотерапевт) |
Больной, клиент |
Ликвидация симптомов |
В) личностно- ориентированная |
Врач, психолог, социальный работник |
Больной, клиент |
Личностные и межличностные изменения |
Психокоррекция |
Врач, психолог |
Больной, клиент |
Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности |
Неврачебная психотерапия |
Психолог |
Клиент |
Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях) |
Консультирование |
Консультирующий психолог, социальный работник |
Клиент, семья, группа |
Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации) |
Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыкаются также понятия неврачебная психотерапия и консультирование. Более того, в рамках понятия психотерапия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консультирование.
Чем же является по своей сути психологическое консультирование?
Слово консультация в словаре [16] имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такие советы (например: ).
Консультироваться –
Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи. Итак, можно предположить, что различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса.
Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), пограничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следующую картину (см. табл. 2):
Таблица 2
СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ |
ВИД ПОМОЩИ |
Болезнь |
Психиатрия. Медицинская психотерапия |
Пограничная норма |
Психологическая психотерапия. Коррекция |
Хорошая норма |
Консультирование. Обучение. Развитие |
Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это в свою очередь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемной ситуации, то есть, как правило, нахождение клиента в условных границах «нормы психического здоровья».
Но что собой представляет психическая норма?
Вопрос о том, какая форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия психологическая или медицинская) должна применяться в том или ином случае, не может быть решен без представления о «психической норме».
Какое поведение следует считать нормальным? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху.
То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.
Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Речь идёт о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные, организованные и т. д.
Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, »вышедшего из всех нормальных рамок», все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.
Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной нормы». Всякий человек в той или иной степени ненормален [4].
Таким образом, в целом невозможно провести чёткую разграничительную линию между «нормальным» характером и патологическим, между «нормальными» людьми и невротиками или между невротиками и психотиками. Как писал А. Адлер: «Мелкие трудности – норма, крупные трудности – невроз» [14].
Однако, каким бы «скользким» ни было определение «психической нормы», с практической точки зрения следует разобраться в том, с какой же «мерой трудности» следует работать психологу-консультанту, с какой – психотерапевту, а что находится уже и в компетенции врача-психиатра. Прежде всего это вопрос о самой «мере», о критериях, определяющих степень «нормы — патологии». Подобный вопрос ставится в психиатрии при разграничении уровня нарушений психической деятельности.
Например, выделяет девять «кругов» последовательного нарастания тяжести психопатологических синдромов: от эмоционально-гиперэстезических расстройств, среди которых ведущее место занимает астенический синдром (первый круг), к расстройствам (второй), невротическим нарушениям (третий), паранойяльным состояниям (четвертый), кататоническим синдромам (пятый), помрачению сознания (шестой), парамнезиям (седьмой), судорожным и другим расстройствам, свойственным эпилепсии (восьмой), и, наконец, к психорганическим психопатологическим расстройствам, характеризующим полиморфизм всех известных грубоорганкческих психозов (девятый круг).
В этой схематической модели взаимоотношения психопатологических расстройств относит астенические и другие расстройства, наиболее характерные для неврозов, к наименее специфическим проявлениям психической патологии.
В рамках медицинской модели предпринимаются попытки описать и классифицировать психические болезни, в том числе и по степени тяжести. В 1980 г. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала третье издание «Руководства по диагностике и статистике психических нарушений (DSM 3)».
В «DSM 3» выделяются «Тяжелые психические расстройства», список которых начинается умственной отсталостью и заканчивается расстройствами поведенческой адаптации на работе, в школе и т. д. В самом же конце списка стоят состояния, не связанные с психическими расстройствами, но требующие внимания или коррекции – антисоциальные формы поведения; трудности, связанные с телесными особенностями, супружескими и родительскими отношениями и т. п. [14].
Однако рамки медицинской модели, описывающие тяжесть психопатологической симптоматики, оказываются слишком узкими. Разграничить только на этой основе меру психологической помощи, ее характер не представляется возможным. Различными авторами приводятся и другие критерии выделения границ консультирования.
В частности, таким критерием является ответственность за результат взаимодействия, которая при консультировании лежит в основном на клиенте, а при любом виде психотерапии на терапевте.
Для понимания теоретических основ психологического консультирования необходимо ответить еще на один вопрос – каков генез психологической проблемы?
По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи…
Объём и назначение данной работы ни в коей мере не могут претендовать на полноту ответа. Поэтому попытаемся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо «психологической проблемой», и к ее происхождению.
Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем «малой психиатрии», уместно предположить и то, что области «психологической проблемы» и «малой психиатрии» находятся на одной линии (пересекаются)
Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических состояний, механизм синдромогенеза показан как принципиально единый для форм и «большой», и «малой психиатрии» [19].
По сути это говорит о том, что консультирование и «большая психиатрия» являются противоположными точками одного континуума.
Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психических расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой естественнонаучной или гуманистической парадигмы. Психоанализ не согласен с , бихевиоризм – с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а последняя – с трансперсональной психологией и т. д.
В отечественной психотерапии одним из наиболее существенных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфликтов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком.
(Мясищев,
(истерический)
(обсессивно-психастенический)
(неврастенический)
внутрилнчностные
Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.
психотравмирующих факторах.
Систематика психического травматизма сложна и неоднозначна. В качестве примера приведем лишь классификацию психических травм по интенсивности:
1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:
- а) сверхактуальные для личности;
- б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).
2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).
3. Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия):
- а) осознаваемые и преодолимые;
- б) неосознаваемые и непреодолимые.
4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):
- а) вызываемые самим содержанием ситуации;
- б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности [19].
Но то, что является психотравмой для одного человека, может не являться таковой для другого. Переживание подходит к личности «как ключ к замку» [24].
Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы [19] и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.
Таблица 3
Ведущие свойства характера (преморбид) |
Клинические синдромы пограничных расстройств |
Психотравмирующие обстоятельства |
Сензитивность |
Неврастенический, астенический, психопатический, аутистический |
Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа |
Тревожная мнительность |
Обсессивный, компульсивный, психастенический |
Ситуации, нарушающие стереотип |
Истероидность |
Истерический, пуэрильный, пс евдод ементный |
Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип |
Косность, ригидность (аффектов и суждений) |
Эксклюзивный, эпилептоидный, параноический |
Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа |
Попытаемся теперь перевести сказанное в русло психологической парадигмы (табл. 4):
Таблица 4
Ведущие свойства характера |
Формулировка проблемы |
Психотравмирующие (приводящие к возникновению проблемной ситуации) обстоятельства |
Сензитивность (чувствительность) |
«Hе могу справиться с собой…», «Устал, никого не хочу видеть…» |
Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа |
Тревожность |
«Не могу решиться, беспокоюсь…» |
Ситуации, нарушающие стереотип |
Истероидность (демонстра-тивность) |
«Мне все надоели, достали, меня не любят…» |
Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип |
Косность, ригидность |
«Я им покажу…» «Они меня просто преследуют…» |
Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа |
Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной проблематики. Более того, логичен вопрос: «А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?».
Наконец, последнее обобщение, которое мы позволим себе сделать в данном разделе, это объединение всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым психологическим проблемам, в 3 группы:
Группа биологических факторов., Группа социальных факторов., Группа психологических факторов.
Психологическое консультирование – это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования – интервью.
Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview – беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).
Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:
- а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
- б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
- в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.
на ранних этапах психотерапии,
Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.
В литературе обычно приводится «пятишаговая» поэтапная модель процесса консультативного интервью:
1 этап – это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема»;
3 – осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?»;
4 – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;
5 этап интервью – это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.
В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» [14] процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.
Р. Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования» [14, с. 79].
Следующую главу книги Р. Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса» [14, с. 92]. Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:
1) установление контакта с клиентом (раппорт);
2) исповедь;
3) толкование;
4) трансформация личности.
Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г. Хэмбли [20]:
«Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости… После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование… Установив отношения доверия… и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы… на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия» [20, с.].
Структурировав текст Г. Хэмбли, получаем следующие стадии:
1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии);
2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);
3) решение о соответствующем действии (вывод).
Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные подходы в единой таблице 5:
Таблица 5
Г. хэмбли |
Р. мэй |
Г. с.абрамова |
В. ю.меновщиков |
Установление отношений доверия (раппорт ) |
Установление контакта (раппорта) |
Установление контакта |
Установление контакта (первичная диагностика) |
Исследование |
Чтение характера |
Сбор информации |
Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика) |
— |
Исповедь и толкование результата |
Осознание желаемого |
Перебор гипотез |
Решение (выводы) |
Трансформация личности |
Выработка альтернативных решений |
Решение |
Обобщение резюме, переход от обучения к действию |
Выход из контакта |
Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее описание консультативного процесса четырьмя стадиями.
Для человека несведущего консультативная беседа мало отличается от разговора двух людей о жизни, о любви, о страдании… Однако ткань этой «беседы» соткана из ряда вполне определенных приемов консультирования. Эти приемы выработаны практикой управления [2], психологического тренинга [21], телефонного консультирования [20].
В 1994 г. на II Международной конференции психологических служб и «Телефонов доверия» нашей сотрудницей Л. Гунами были представлены техники нерефлексивного и рефлексивного слушания (по Атватеру) в применении к работе на «Телефоне доверия». Приведем далее отрывок из работы Л. Гунами [6]:
«Нерефлексивное слушание
Рефлексивное слушание
Теперь кратко коснемся приемов рефлексивного слушания, которыми должен обязательно владеть консультант.
Выяснение., Перефразирование., Отражение., Резюмирование.
В социально-психологическом тренинге, различные направления которого успешно развиваются в нашей стране, применимы следующие приёмы активного слушания:
- Уточнение.
- Пересказ
- Дальнейшее развитие мыслей собеседника,
- Сообщение о восприятии партнера.
- Сообщение о восприятии самого себя.
- Замечания о ходе беседы.
- способствующее высказывание.
- отражение содержания.
- отражение чувств.
- уточнение содержания.
- уточнение чувств.
- подведение итогов содержания.
- подведение итогов чувствам.
- суждение.
- интерпретация.
- столкновение с внутренней реальностью.
- столкновение с внешней реальностью.
Не остается сомнений в том, что названные приемы, используемые в различных направлениях психологической практики, во многом совпадают по содержанию.
Многие из них применимы на разных стадиях консультативного процесса. Однако частота их применения на каждом этапе консультирования различна.
Таблица 6 иллюстрирует употребление разных приемов на отдельных стадиях консультативного процесса.
Приём – это инструмент, без которого любой консультант, будь он «ремесленник» или «художник», работать просто не может. Однако не всё консультирование сводится к мастерскому оперированию вышеназванными техниками.
Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.
Таблица 6
СТАДИЯ |
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ |
1 . Установление контакта |
Уточнение, перефразирование (пересказ) |
2. Сбор информации и осознание желаемого результата (поиск «задачи») |
Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование |
3. Перебор гипотез, решающих «задачу» и выработка альтернативных решений |
Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование |
4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта |
Резюмирование |
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;
- Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить своё будущее, и как необходимость принять своё прошлое;
- Психологическое консультирование, в отличие от психотерапии, более краткосрочно, более ориентировано на настоящее, чаще всего связано с узкой конкретной проблемой. Но не исключено, что клиент будет брать редкие консультации и по более важным жизненным проблемам, как это, например, бывает при «потере» смысла жизни;
- Теоретическими основами консультирования выступают теории личности, относимые, главным образом, к трем направлениям: психоаналитическому, когнитивно-бихевиоральному и гуманистическому;
- Каждое из этих направлений в процессе своего развития выработало особые методы и техники, многие из которых применяются в консультировании. Психоаналитическое консультирование использует метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ ошибочных действий. Когнитивно-бихевиоральное – методы подкрепления, обучения, когнитивной дискуссии. Гуманистический подход разработал специальные методы понимания, слушания. При работе в гуманистическом ключе постулируется изменение не только клиента, но консультанта в их взаимодействии;
- Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;
- При рассмотрении проблем с личностных позиций, оказывается, что клиенту необходимо что-то изменить в себе, поработать над некоторыми аспектами своей личности. Чаще всего, разрешение проблем в разных областях жизни взрослого клиента связано с изменением его «Я-образа», самооценки, самоотношения, некоторых подходов к реалиям своей жизни;
- Существуют проблемы в принципе неразрешимые методами консультирования. К таким проблемам относятся экзистенциальные проблемы, например, проблема экзистенциальной вины. Такие проблемы нужно помочь клиенту принять и жить с ними, не лишая себя удовольствия от жизни;
— – Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskoe-konsultirovanie/
1. Алёшина и семейное консультирование. М., 1994.
2. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.
3. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
4. Что такое психология: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
5. Гриндер Дж., Из лягушек – в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.
6. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия // Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995.
7. Давыдовский как биологическая проблема // Арх. пат. 1957. № 9. Т. 19.
8. Иовлев и проблема психологических механизмов эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской психологии: Сб. науч. трудов Ин-та им. / Под ред. , . Л., 1974. Т. 72.
9. , , Смирнов психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
10. Карвасарский . М., 1985.
11. , Ушаков психология. М., 1984.
12. , Хрящева в тренинге. СПб., 1993.
13. Меновщиков в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М. : Смысл, 2000. – 109 с.
14. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
15. Немов психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
16. И, Шведова словарь русского языка. М., 1995.
17. Петрушин психологического консультирования. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 143 с.
18. Психология: Словарь. М., 1990.
19. . Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
20. Телефонная помощь. Одесса, 1992.
21. , Макшанов к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993.
22. , , Зыкова консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова». – М. : Ижица, 2002. – 224 с.
23. , Юстицкий психотерапия. Л., 1989.
24. Kretschmer E. Medizinische Psychologic. Stuttgart, 1971.
25. Dawis R. V. The Individual Differences Tradition in Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 1992. Vol. 39. № 1.