Проблема социализации личности в современном обществе

Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность — это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.

Также стоит отметить, что такое социализация. Социализация-это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества людей, которые ведут асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин к ним относятся инвалиды, алкоголики, бродяги, лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена изменениями в содержании процесса социализации современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме «включения» личности в общественную систему.

Сегодня, когда Россия входит в глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают проблемы формирования информационной культуры и успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде.

Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности — участника социальных преобразований.

12 стр., 5702 слов

Человек — личность — общество

... характер. То или иное гипертрофирование отдельных компонентов в структуре человеческой личности (по сути, в понимании человека вообще как такового) имеет место в некоторых современных зарубежных философских ... самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к ...

Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы — нестабильны, а механизм включения личности в общественную систему до конца не сформирован.

Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей нынешнего поколения, переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов, организаций в современном российском обществе. Тем самым это оказало противоречивое влияние на положение и развитие личности в современном обществе, поэтому я хочу детально изучить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути к социализации в современном российском обществе.

1. Теоретические аспекты социализации

1.1 Значение социализации

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала соответствующего материала и адекватного окружения. Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ. Совершенно ясно, что для осуществления человеческой социализации необходима соответствующая генетическая основа.

Об этом свидетельствуют случаи с детьми, выросшими в условиях крайней изоляции.

В 1799 г. В лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Он передвигался на четвереньках, ел, как животное, и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звука разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

В начале 19 века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, — следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя. Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

15 стр., 7377 слов

Социализация личности. Теории возрастной периодизации

... социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей и приоритетов. 1. Личность ... Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким ...

При рассмотрении истории Виктора встает вопрос: почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест- Индии, а также пятилетнего Тарзана, перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По- видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.

1.2 Основные положения теории социализации

социализация общество индивид

В социологии разработано множество теорий. Они отражают различные научные направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Дальнейшее развитие теории скорее не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации. Новые исследовательские решения строятся скорее путем контаминации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуального разнообразия.

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.

Серьезный вклад в концептуализацию феноменов социализации внес американский социолог Ф. Гиддинг. В своей теории он отстаивал идею социального принуждения как основного механизма социализации, которую он определял как процесс превращения населения в общество. Особую роль в этом процессе он отводил воздействию группы (или общества в целом) на индивида, которое может осуществляться как благодаря общественному мнению, так и законодательному регулированию его поведения. Среди механизмов принуждения (ученый называет их «социальными силами») Ф. Гиддингс выделяет «волевой процесс» и «искусственный отбор для сознательного выбора».

Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация- это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.

Склоняясь больше к первой точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, норм и ценностей, принятых в обществе. Этот аспект касается ее характеристики как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего желание людей изменить свой собственный имидж, улучшить представление себя в глазах других, осуществляя свою деятельность с их интересами. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей (нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе) личности.

19 стр., 9168 слов

Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации ...

... возраста в семейно-бытовой социализации при взаимодействии детского сада и школы. В своей работе ... социализации характеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализации характеризуют процесс внутреннего преобразования личности. Факторы социализации. факторами социализации ... его развития. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в ...

Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно она изложена в книге, посвященной проблемам семьи, социализации процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.

Таким образом, можно сказать, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности; с другой стороны, усвоение индивидом социального опыта, систему социальных связей путем вхождения в социальную среду.

Следует также сказать, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах.

1.3 Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно через общество, или через группу. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На трудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации, естественно зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но кроме того школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину о жизненных ценностях и нормах, и следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

5 стр., 2211 слов

Социальная адаптация как часть процесса социализации личности

... и психологический. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Цель данной работы - рассмотреть социальную адаптацию как часть процесса социализации личности. 1. Место социальной адаптации в процессе социализации личности Термин «адаптация» (от лат. ...

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком институте социализации, как вуз. Хотя проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук, пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Естественно, что каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, их деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

1.4 Фазы социализации

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Социализация обычно предполагает происхождение трех фаз.

Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и применяют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют «в семью». Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям.

Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и «переписывать» свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта.

Третья фаза — с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.

Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать фазу адаптации.

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живых организмов к меняющимся условиям жизни в результате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения. В социологии же адаптация — это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды, а также изменение среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...

Основной функцией адаптации является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся типичных проблем, путем использования принятых способов социального поведения, действий.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную формы.

Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей, безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Активная форма заключается в стремлении личности не только освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить.

Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности — субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исходя из которого адаптационный процесс зависит не только от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-психологическая, социально-политическая, социокультура. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все направления адаптации не изолированы друг от друга, а наоборот взаимосвязаны и обусловлены.

Процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д.

В условиях современной России, переживающей переходное состояние к новому социальному обустройству, проблема адаптации личности приобретает особое значение ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность личности пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

1.5 Основные подходы к периодизации социализации

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Но эта точка зрения является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении того имеет ли социализация границы существуют две основные точки зрения. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

8 стр., 3836 слов

Социализация личности

... социализации. Говоря о социализации личности нельзя не обозначить понятия социализации и личности. Поэтому ставятся следующие задачи: рассмотреть понятие социализации; выявить основные факторы развития личности. Так же основной задачей является описание основных теорий социализации личности. Процесс социализации личности ...

Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации — дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию).

В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К.Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющий полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделение первичной и вторичной социализации (или ресоциализации).

При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации)- период ее социальной зрелости.

Выделяют три главных критерия этапов социализации:

1. время физического и социального созревания;

2. характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;

3. основные социальные институты (агенты) социализации.

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации:

Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста).

Основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению (достаточно спорному) некоторых исследователей, на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Детство (от 3 до6 -7 лет).

В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности.

На данном этапе основной формой деятельности становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится принимать на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и т.п.

Здесь наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение.

Подростковый возраст (от 6 — 7 до 13-14 лет).

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положение младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости.

В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во — первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во — вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации.

7 стр., 3193 слов

Роль семьи в процессе социализации личности

... участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, ...

Ранняя зрелость, или молодость.

Последние тенденции в развитии западного мира — рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе — удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность — молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная деятельность.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения.

Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Средний возраст, или зрелость(от 20-25 до 35-40 лет).

Зрелый возраст лишен той конкретности, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Этот этап характеризуется активностью в профессиональной сфере, т.к. основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Также характеризуется созданием собственной семьи, в связи с этим личность превращается из «объекта» в «субъект» социализации. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, деятельность общения.

Пожилой возраст, или старость(от 35-40 до 55-65).

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному.

Общества различаются по тому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и самое главное — пожилых ждет выход на пенсию.

В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты.

В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше.

5 стр., 2236 слов

Человек и общество.Человек как социальное существо

... обществе. С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных ...

Некоторые ученые придают этому этапу социализации особое внимание. Так, Э. Эриксон считал, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности.

Наконец, завершающий этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности.

Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

На этом этапе происходит осмысления пройденного жизненного пути, его анализ, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

1.6 Ресоциализация

Ресоциализация — это усвоение новых ценностей, норм, мировоззрения и моделей поведения. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем то что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по — иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства.

Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде. Этот процесс еще более интенсивен при психотерапии или вступлении в религиозную группу, поскольку в этих случаях люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни.

2. Социализация личности в современном обществе

2.1 Механизмы социализации личности

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.

Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский выделял механизмом социализации закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.

К механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации).

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социальноодобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Важная роль в процессах социализации принадлежит механизму самоограничения, т.е. отказа от проявления активности при невысоких результатах деятельности. Самоограничение всегда связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса. В процессе формирования представлений об успешности в ранней юности когнитивный диссонанс может возникнуть в ситуации изменения социальных стереотипов, например, относительно престижности избираемой профессии. Механизм самоограничения в процессе формирования представлений об успешности приводит к неадекватным личностным и профессиональным выборам.

2.2 Проблемы социализации личности в современном обществе

Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз — консервация отсталости в российском обществе — во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности.

Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное пространство; многочисленные социальные группы россиян сегодня не имеют возможности и мотивации к формированию информационной культуры. Отсутствие интереса к знаниям и возможностям информационно-коммуникационных технологий (или ограничение данного интереса только рекреационными возможностями) снижает интеллектуальные, творческие способности человека и, как следствие, его экономическую и социальную активность, ограничивает мобильность, возможности получения образования и многих других услуг. В условиях нарастающего переизбытка информации и подвижности всех социальных структур такие группы не могут формировать адекватные, успешные модели поведения и становятся все более социально не защищенными.

Таким образом, существует противоречие между потребностями российского общества интегрироваться в глобальное информационное пространство и недостатком информационно образованных граждан, что порождает цифровую бедность и создает социализационные проблемы.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.

В современном обществе создается парадоксальная ситуация — с одной стороны, наше общество все чаще сталкивается с задачами (как профессиональными, так и повседневными), успешное решение которых непосильно отдельно взятому человеку и требует кооперации усилий у групп людей. Подобная кооперация подразумевает владение знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия. Вследствие этого на современном отечественном рынке труда становятся все более востребованными специалисты, основу деятельности которых составляет именно взаимодействие с другими людьми — психологи, юристы, менеджеры. С другой стороны, достижения науки и техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже изолировать его от общества (например, распространение персональных компьютеров, персональных стереопроигрывателей, домашних кинотеатров и т.п.).

Ситуации, которые раньше подразумевали темное общение с другими людьми, теряют свою актуальность; все больше люди выбирают профессии вида «человек-машина» или « человек — знаковая система».

Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития человеку общепринятых правил норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой — то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.

В современных условиях, из-за сложности профессиональной ориентации, что часто приводит к неправильному выбору профессии или неправильному подбору профессии, получаем не только неполноценного специалиста, но и недовольную жизнью личность, которой трудно найти свое место в жизни.

Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации — формирование мировоззрения. Трансформация общества и образа Мира, как и производимых им типов личности, их отношений к социальной действительности, к природе, к друг другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы более совершенные формы социального быта. В эпоху научно-технической революции здесь проявляются две тенденции: с одной стороны, — формирование мировоззрения облегчено, а, с другой стороны, — затруднено. Мировоззрение есть единство двух моментов. Один момент — знание, информация о действительности, а другой момент — позиция, отношение к окружающей среде, человечеству, к данному обществу, к самому себе. Сегодня информация дается легко, а формирование позиции является сложным процессом.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

В настоящее время проблематика становления и развития личности профессионала, а также вопросы профессиональной социализации активно исследуются А.К. Марковой, Е.А. Климовым, О.Г. Носковой, Н.А. Перинской, С.В. Новиковым, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.

Изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных — критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей.

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных знаний, умений и навыков в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

Человеку свойственно врожденное природное стремление к познанию. Поэтому первостепенное значение процессу пробуждения и развития познавательной активности личности с ранних лет придается тогда, когда ум и душа особенно восприимчивы, энергичны. До 25 лет — этап профессиональной социализации личности. В это время человек сам проектирует свое будущее. Что касается соотношения теоретических фундаментальных знаний и практического опыта, между ними всегда существует временной лаг на протяжении всей активной жизни человека, в любой сфере деятельности. Они постоянно корректируют друг друга — то знания требуют практической реализации, то опыт нуждается в теоретической подпитке. Пожалуй, самое отрадное, обнадеживающее явление в современной России — это своего рода бум на образование. Молодые люди уже не ограничиваются одним высшим специальным образованием, а вполне осознанно стремятся дополнить его новейшими знаниями и технологиями. Сегодня вновь востребован интеллект, профессионализм, творческий, инновационный потенциал личности. Это — вызов времени, в то же время безусловный залог достойного развития общества. Порой успешное динамичное развитие личности во многом определяется физическим здоровьем, психической устойчивостью и развитым интеллектом.

На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов

Первый период — от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах — открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг. , которое связано с реформами Петра I.

Второй период — от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период — от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период — от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пятый период — от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.

Проблема социализации личности (и не только формирующейся « личности, т.е. молодого человека) представляется весьма острой и потому, что в связи с резким падением рождаемости в большинстве европейских стран и в частности в России имеет место феномен под названием «старение населения». Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу — продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии «социальный тип личности».

На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.

В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.

В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера.

Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает «социализировать» различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.

Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов поколений является социализация.

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Итак, социализация — это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки — все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я».

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации личности, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколений к поколению.