Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

Любовь и уважение к родителям

Без всякого сомнения есть чувство

Святое.

В.Г.Белинский.

В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Однако, как справедливо указывают А.Г.Лидерс, О.А.Карабанова, А.С.Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Особенно это актуально, если в семье есть подросток.

В целом, сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, еще более усугубляющийся тем, что качественные изменения макросреды влияют в первую очередь на деформацию семьи. Семья не выполняет сейчас многих своих важнейших функций: формирование у детей чувство психологического комфорта, защищенности, умение строить свои отношения с людьми разного возраста, воспитание толерантности по отношению к другим людям. В семье не редко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными, в том числе и физическими, мерами наказания. Часть родителей принуждает детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых и сверстников, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления сделать все назло, что создает объективные предпосылки для появления конфликтов.

Проблема уважения детьми родителей является одной из наиболее острых проблем в семейном воспитании.

Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключает в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подростков.

Условием действенного семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание подростков будет успешным.

Однако сегодня мы все больше и больше наблюдаем, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности подростка.

14 стр., 6835 слов

Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции

... типу конфликта можно отнести конфликты родителей и подростков? Ответ очень прост- Это межличностный конфликт. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. 1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют ...

Вышеизложенная актуальность выбранной темы курсовой работы определила цель ее написания: изучение особенностей уважения ребенком родителей.

Задачи:

  • анализ понятия уважения в научной литературе;
  • выявление особенностей детского уважения;
  • характеристика критериев оценки понятия «уважение».

Объект исследования – детское уважение.

Предмет исследования сформированность уважения ребенком родителей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Глава 1. Теоретические аспекты уважения ребенком родителей

1.1 Анализ понятия уважения в научной литературе

Рассмотрим понятия уважение. Зайдем в сознание ребенка. Ребенок не знает при рождении кто его родители, поэтому его любовь изначально строится на том основании, что родители его кормят. Стоит прекратить кормить ребенка и отдать его другим людям или в детский дом, и любовь ребенка к родителям начнет остывать вскоре пройдет совсем.

Поэтому нельзя говорить об уважении ребенка к своим родителям, ведь уважение – это понимание в действии. «Наши дети не понимают родителей никогда, потому что у родителей с ними, как и с другими людьми, разные стереотипы. Ребенок боится своих родителей, потому что они в основном подавляют его. Родители такие большие и сильные в его глазах кажутся богами и чтобы добиться уважения, необходимо сделать своего ребенка равным себе, так как уважение строится на равенстве. Кроме того, чтобы добиться уважения от своего сына или дочери, необходимо уважать его или ее самим» [17, с. 159].

В данном понятии будут присутствовать все такие понятия лишенные эгоизма, как любовь, достоинство, скромность, понимание и другие. В итоге уважение, как абсолютное чувство сознательного человека должно быть спутником всех родительских мыслей, слов и действий.

Здесь не может быть ни нетерпеливости, ни страсти, ни раздражения, ни беспечности. Родители должны будут откликаться заботливостью на каждый взгляд ребенка. Если два раза сказать ему нет, то контакт потом долго придется налаживать. Ребенок рождается эгоистом и любое пренебрежение к нему обернется раздражением и негодованием.

Родители привыкли быть безучастными к вопросам воспитания, между тем именно это обуславливает всю последующую жизнь: дети вырастают равнодушными к родителям и ко всему, что родители уважаем, а также беспечными. Здесь все зависит от созданных условий и понимания смысла отцовства и материнства.

«Родители с детства приучают детей бояться всего, читая им страшные суеверные сказки, грозясь отдать дяденьке-милиционеру, если они не будут слушаться и наказывая ремнем. Добиться уважения страхом не возможно, ведь уважение – это категория сознания, а страх происходит от чувства раздражения условиями. Здесь мы говорим, что мозг, испытывающий смятение, думает не об уважении, а об изворотливости от подавления. Поэтому дети вырастают и приобретают навык уклоняться от уважения, воспринимая его, как

Например, мать кричит сыну, чтобы он уважал ее и помогал ей все делать по дому, в противном случае он будет наказан. Ребенок будет рассказывать друзьям, что родители заставляют его работать и запугивают, как будто он маленький. В итоге он решается противиться и изворачиваться, в попытке избежать подавления и принуждения. Здесь и родители, и ребенок путают понятия уважение и страх.

20 стр., 9569 слов

Труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети ...

... педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОО. База исследования ЧДОУ «Детский сад № 132 ОАО РЖД» г. Екатеринбурга. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика патриотического воспитания В ...

Родители будут отвечать на проступки ребенка раздражением, говорить, что он отбился от рук и считать, что его нужно «брать в ежовые рукавицы», то есть подавлять до тех пор, пока тот не подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах.

Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются только тогда, когда мы удовлетворим все его потребности: оденем, накормим, дадим знания и смысл в жизни. «Мы тридцать веков считали, что человек должен идти к истине голодным и несчастным. В религии даже утвержден путь страданий, который обозначен, как самый разумный. Это было многовековое заблуждение, как стереотип, который кстати не подтверждался в действительности» [20, с. 7].

Мозг не может сосредотачиваться на высших потребностях, в то время, когда он занят внутренним дискомфортом. Уважать — значит ценить другого человека и оценивать его объективно.

Зайдем в контекст дружбы среди детей. «Среди детей, как и среди взрослых существует условная иерархия отношений, где определено, кто кого подавляет, кто сильнее и кто больше всех на основании этого пользуется уважением. Здесь вновь проявляется понятие страх, потому что уважение – это признание достоинств человека, то есть, по большому счету, высоких моральных качеств. Сила не является нравственной категорией, поэтому уважением здесь будет наша не соответствующая действительности оценка личности, которой мы боимся» [19, с. 280-281].

Ребенок может считать того, кого он боится действительно непобедимым и неуязвимым человеком. Здесь страх основывается на отсутствии элементарных знаний о людях и недооценивании себя.

Таким образом, уважение определяется наличием сознания и сознательности у человека.

Важную роль в становлении уважения ребенка к своим родителям играет родительский авторитет. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просит прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье. Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

5 стр., 2297 слов

Особенности общения врача педиатра с родителями ребенка

... их проблемы, вопросы и заботы, касающиеся ребенка. •Составляя родословную, иногда надо раздельно говорить с родителями, особенно если ребенок болен, ибо это может повредить семейным отношениям, ... общения с природой; 6) «паек» воспитания практических навыков жизни, навыков труда; 7)«паек» ласки, нежности, любви, радости; 8)«паек» информации о мире, знаний, учебы; 9)«паек» этики взаимоотношений людей. ...

Меняется мир, современные дети имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей тоже должны учиться у них. Какая музыка интересна ребенка, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороны он использует и что они означают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

Таким образом, важным условием воспитания является авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, – к взрослым людям вообще. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.

1.2 Понятие уважения в психологии

«Уважение – наиважнейшее условие благоприятного, высококачественного существования любой энергоинформационной структуры в Мироздании. Почему? Потому, что всякие объекты Мироздания, существующие в пространстве, живые они или неодушевлённые, так или иначе, взаимодействуют друг с другом, пользуются информацией друг друга, даже поглощают друг друга, в том числе и в пищу» [18, с. 46].

В основе любого экологичного информационного обмена, взаимодействия всех структур Мироздания лежит определённая нормативная взаимосвязь, имеющая ограничения. Все структуры позволяют брать от себя информацию и пользоваться ею для своего блага в нужное время, в достаточно требуемом количестве и только в том случае, если их уважают, то есть признают их место, пользу и необходимость в Мироздании.

«Уважение для взрослого человека – это, прежде всего, сознательная категория, категория проявленного человеческого сознания. Но Разум достаточно умён и поэтому при конструировании человека как объекта жизни на Земле, он ввёл для конкретного человека действие понятия «уважение» на неосознаваемом уровне через систему выживания и техники безопасности работы с информацией» [12, с. 240].

Например, младенец жмуриться от яркого света, поворачивает головку в сторону от подушки, чтобы не задохнуться, пьёт или глотает воду маленькими глотками, переходит на дыхание ртом, если нос заложен, затихает, если мама берёт его на руки и прижимает к груди и др.

Но с возрастом человек начинает сознательно расширять своё понимание уважения. Таким образом, уважение любых объектов, явлений, фактов, событий, людей принесёт человеку огромную пользу, научит быть мудрым, здоровым, правильно пользоваться любой информацией, приносить пользу себе и обществу.

14 стр., 6554 слов

Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

... в стадии развода. Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка в ситуации развода. Цель исследования: на основании опыта раннее проведенных исследований формулировка и раскрытие основных психологических особенностей переживания детьми ситуации развода родителей. ...

«Уважение – это признание права на свободу творчества других структур, их права на свободу мышления, право на существование их в той форме и в том месте, в которых они уже есть. Уважение предполагает также уважение и признание самого себя, своего права на жизнь, гордость за существующий мир и своё существование в нём. Уважение раскрывается и через радость (возможно, неосознанную) от существования в этом мире, который прекрасен, необычен, загадочен и бесконечен» [7, с. 89-90].

С одной стороны, уважение – это признание права своей личной информационной структуры (своего личного права) на собственную свободу выбора и действия при условии соблюдения техники безопасности, а с другой стороны, это признание такого же права у других информационных структур (в т.ч. права других людей).

Уважение предполагает наличие скрытой, не осознаваемой земным человеческим сознанием, информации, из которой земное человеческое сознание берёт для жизни человека громадный объём информации, как в осознанном, так и в неосознаваемом режиме. И в осознанном варианте человек обязан допустить, что существует информация, о которой он не предполагает и которую он не знает, но это не означает, что её для него не существует, и что он ей не пользуется. Поэтому каждый человек должен допустить в своём сознании непреложный факт, что не известная ему и не понимаемая им информация, возможно существует или существует. И, естественно, в своей жизни, человек должен исключить пренебрежение данным фактом (раз я не знаю его, значит, он для человека незначителен).

«Уважение – это такое понимание событий, при котором человек не впадает в панику, в истерику, не ищет виновных во всех грехах, не «складывает» и не «умывает руки», даже если в данный момент задачи человеческого творчества не решаются по какой-то причине» [7, с. 92].

Уважение детей к родителям и старшим является самым важным из семи добродетелей. Именно уважение к старшим рождает все хорошие поступки и деяния. Если ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника.

Очень трудно описать то, какие усилия приложили наши родители в течение стольких долгих лет для того, чтобы вырастить нас такими, какие мы есть. Глубокая любовь и забота глубже, чем любой океан, такая сильная любовь и забота, что она может свернуть горы. Они так тщательно за нами ухаживали, что никакие трудности и опасности не смогут искоренить такую любовь. Чего же ожидают родители в ответ? Им просто необходима честность ребенка с ними, его уважение, таким образом ребенок показывает им свою благодарность.

Если мы, таким образом относимся и любим своих родителей, то мы показываем хороший пример своим детям. Наши дети будут относится к нам таким же образом, а это является залогом гармонии в нашей семье. Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребенку от любви. Ребенок не работает — он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая неблагодарность.

Родители, дети, в свою очередь, всегда должны помнить и понимать три следующих суждения:

1. Кто дал мне это тело?

2. Кто меня воспитывает и растит?

3. Кто дает мне образование?

Самым большим разочарованием и огорчением для родителей является неподчинение и непослушание своих детей. Дело в том, что уважение и любовь детей к старшим не означает материальную поддержку родителей. Это понятие намного шире и глубже. Уважение и любовь детей к старшим является самой главной и основной добродетелью людей. Наши предки говорили: «Нет никакого смысла поклоняться богу, если мы не уважаем и не любим своих родителей». Небеса говорят: «Те дети, которые в свое время не уважали родителей и старших, будут наказаны и наказание это будет заключаться в таком же отношении их детей к ним. Как мы относимся к родителям, такое же отношение будет у наших детей к нам».

В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим (братьям и сестрам).

Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшим. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера.

«К сожалению, в наши дни многие люди ведут себя просто аморально. Это поведение выражается в том, что у них просто грубое отношение к родителям, они бесчувственны. Неудивительно, если вы и сами видели таких людей, которые стали совершенно безразличными к их родителям. В газетах тоже можно прочитать довольно много историй, повествующих о ребенке, который и вовсе забыл о родителях» [11, с. 140].

Есть разные способы исполнения сыновних обязанностей перед родителями. Первый — когда родитель честен, а воспитывает детей с искренней добротой и оставляет им всю собственность, включая доход выше среднего, оружие и конское снаряжение, и еще драгоценную утварь, а также устраивает для них хорошие браки. Когда такой родитель удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны ухаживать за ним и относиться к нему со всей внимательностью. Даже по отношению к чужому человеку, если он близкий друг и старается помочь нам, мы чувствуем глубокую расположенность и делаем для него все, что возможно, даже если это и не соответствует нашим интересам.

Но если родитель зол, стар и своенравен, если он всегда ворчит и повторяет, что все в доме принадлежит ему, если он не дает детям ничего и, не считаясь со скудными средствами семьи, неустанно требует питья, еды и одежды, и если он, встречая людей, всегда говорит: «Мой неблагодарный сын так непочтителен, поэтому я и влачу такую жизнь. Вы не представляете, как тяжела моя старость», тем самым понося своих детей перед чужими людьми, то даже к такому сварливому родителю следует относиться с почтением и, не выказывая никаких признаков раздражения, потакать его плохому характеру и утешать его в его престарелой немощи. Полностью отдавать свои силы такому родителю — вот подлинная сыновняя почтительность.

Глава 2. Особенности уважения родителей ребенком

2.1 Особенности детского уважения

Традиционно, что психолог и его деятельность в образовании преимущественно ориентированы на проблемные, кризисные ситуации в жизни ребенка. А успешные с точки зрения нормы подростки, у которых все в порядке, остаются как бы вне поля зрения психолога. А им тоже нужна поддержка и помощь взрослого. И такую поддержку может оказать только тот взрослый, которому ребенок доверяет.

Пониманию процессов личностного развития и возможностей влияния на них, созданию ситуации выбора, совершения поступка, формулирования позиции, обретение ценностей в своих работах уделяет многие педагоги и психологи: Б.С.Братусь, В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман, А.В.Шувалов, А.Кушнир, О.Глазунова, Е.И.Исаев, И.В.Дубровина, О.В.Хухлаева, А.А. Остапенко, В.Екименко, В.Улитин, А.Павлов и многие другие.

В.И. Слободчиков свое выступление на II Всероссийской неделе школьной психологии в 2005 году посвятил теме духовно-личностного развития ребенка и влиянию, которое могут оказать на это окружающие ребенка взрослые. В.И. Слободчиков считает, «…что все мнения о понимании термина «развитие» можно свести к двум: развитие как созревание и рост и развитие как формирование. Но говоря о развитии, необходимо сказать и об особом процессе – о собственно духовном развитии. Духовность и душа живая даны человеку изначально. Но проблема в том, когда и как растущий человек встретится с ними» [16, с. 14].

Говоря о содержательном описании пространства духовного развития, необходимо учитывать, что человек при рождении попадает в уже обжитой, опознанный мир. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, хотя и разнородных связей с другими людьми (с матерью, с близкими, а затем и с далекими по отношению к себе людьми).

Нигде и никогда нельзя увидеть человека до и вне его связей с другими. Он всегда «…существует и развивается в со-обществе и через со-общество» [16, с. 14].

Взрослый для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими, но по определению В.И. Слободчикова «фундаментальное онтологическое основание самой возможности человеческого в человеке, основание его нормального развития и полноценной жизни» [16, с. 15].

Это изначальное единство В.И. Слободчиков называет «со-бытийной общностью», рассматривая его как «нераздельность и неслиянность двух и более самостоятельных форм жизни» и считает подобную общность тем пространством, той ситуацией развития, где зарождаются специфические, собственно человеческие способности, которые позволяют человеку стать и быть субъектом своей жизни. Принцип развития – динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в со-бытийной общности в процессе социальной адаптации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

При этом индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого.

Чтобы обеспечить подростку условия здоровой и духовно полноценной жизни, необходим взрослый человек. Другой человек – это и есть «собственно человеческое в человеке» [16, с. 15]. Старшие создают особую, располагающую, дружественную среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать собственный внутренний мир, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей. В норме взрослые обеспечивают право и возможность подростку стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительный автором собственного развития.

Взросление – дело трудное и даже болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, подросток может превратиться в карикатуру на человека или чудовище.

«Если детскую душу ранить или оставить в запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью, вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. И чтобы помочь ребенку обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий другой человек» [16, с. 15].

Анализируя и соотнося с опытом практики слова Ф.М. Достоевского из «Братьев Карамазовых» о том, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома, и утверждение Э.Фромма о том, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой, В.И.Слободчиков отмечает: «…связанность с взрослым (не только родителем) таит для ребенка одновременно и целительные силы и болезнетворную опасность». Автор отмечает сугубо психологические факторы, определяющие влияние взрослого на душевно-духовное развитие подростка [16, с. 16].

Понятие «значимого взрослого» широко употребляется как в психологии, так и в педагогике. По Слободчикову «Значимый взрослый – это родно и близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условие развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник…» [16, с. 16].

В основу классификации понятия «значимый взрослый» В.И. Слободчиковым положены две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно определяют его статус в жизненном мире конкретного подростка. Это показатели кровного родства – «родной – чужой» и духовной близости — «близкий – чуждый». Критерием первой характеристики является принадлежность к единой родовой ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей – устойчивая духовная связь.

Классификация значимых взрослых по В.И. Слободчикову

Духовная связанность

Кровное родство

Родной

Чужой

Близкий

родной и близкий

чужой, но близкий

Чуждый

родной, но чуждый

чужой и чуждый

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношение в детско0взрослой общности и эволюционируют по линии духовной близости.

В подростковом возрасте общение со взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Но, несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда значимый взрослый – это один из его родителей, который выступает в качестве друга.

В семье подросток больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если в семье от подростка ожидают многого, то он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для полноценного межличностного общения в семье, родители должны быть значимыми взрослыми для своего ребенка. Но право быть подростку духовно близким взрослому, в том числе и родителю, дается очень непросто.

2.2 Критерии оценки понятия «уважение»

Понимание уважения ребенком родителей как интегративного многоуровневого качества его личности дает основания выдвинуть три критерия: базовый; содержательный и операциональный критерии. Вместе с тем, эти критерии, представляют по нашему мнению, основные структурные компоненты уважения ребенком родителей.

Каждый из предлагаемых критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельного компонента уважения.

Отбирая показатели, мы исходили из необходимости учитывать, по крайней мере, два важных условия. Первое — информативность показателя. Второе — возможность не только качественной его интерпретации, но и количественного выражения.

Были выделены по три необходимых и достаточных показателя для каждого критерия.

Базовый критерий, отражающий основные личностные установки и ориентации ребенка, раскрывается через

1. Эмпатия — предрасположенность видеть мир глазами других людей, чувствовать и понимать то же, что чувствуют и понимают они; готовность воспринимать поступки людей с их же позиций.

2. Принятие других (позитивная установка на другого человека) — доброжелательность, готовность принять другого человека таким, каков он есть.

3. Открытая личностная позиция (открытость) — готовность открыть другим свой внутренний мир, готовность быть естественным в контактах, спонтанным в своих проявлениях, не скрываясь за масками или ролями.

Необходимость каждого из трех данных показателей, на наш взгляд, несомненна и может быть доказана методом «от противного». В самом деле, отсутствие или слабая выраженность эмпатии, т.е. «способности ощущать душевное состояние другого человека», недоброжелательность, т.е. негативная установка на другого человека, или закрытость, т.е. отсутствие искренности, естественности в контактах — любая из названных особенностей личности ребенка превращается для него в постоянную помеху, как только дело доходит до попыток наладить эффективное общение и взаимодействие с родителями.

В психологии существует немало диагностических процедур, позволяющих оценивать степень выраженности предлагаемых показателей. В частности, для измерения эмпатии на разных этапах обучения мы используем как тесты, специально разработанные для этой цели (тест Т. Лири, тест И. Юсупова), так и ряд других методик, применение которых позволяет решать ту же задачу (методика «цветопись» А. Н. Лутошкина, набор из 24 рисунков к тесту Розенцвейга и т. п.).

Для диагностики степени выраженности позитивной установки на другого человека уместным оказывается применение известного теста Ф. Фидлера. Для определения степени открытости личностной позиции используются отдельные техники из арсенала гештальтпсихологии и психодраммы («пустой стул», «самопредставление», «исполнение роли»).

Кроме того, косвенными показателями закрытости личности, ее повышенного самоконтроля являются высокие баллы по шкалам «лживость — правдивость» во многих личностных тестах, в том числе тестах на эмпатию.

Особое место в определении всех показателей по базовому критерию мы отводим, во-первых, экспертному оцениванию, когда в роли экспертов выступают родители детей; во-вторых, самодиагностике, т.е. качественному описанию и количественному оцениванию своих особенностей самими детьми. Конечно, мера совпадения самооценки ребят с оценками экспертов и результатами тестирования есть прежде всего показатель адекватности этой самооценки. Однако дополнительно это свидетельствует о степени осознания учащимся уровня своей коммуникативной компетентности.

Качественные и количественные результаты, полученные с помощью любой из диагностических процедур, затем преобразуются в упорядоченную шкалу, имеющую следующие градации значений: низкое (н) — ниже среднего (н/с) — среднее (с) — выше среднего (в/с) — высокое (в).

Таким образом, каждый из трех показателей — эмпатия, принятие, открытость может иметь одно из пяти значений.

Содержательный критерий, отражая социальный аспект уважения ребенком старших, раскрывается через следующие показатели:

1. Социальное конструирование (формулирование и решение коммуникативных задач) — способность выделять коммуникативный компонент ситуации, формулируя коммуникативную задачу; способность успешно решать коммуникативную задачу (во внутреннем плане, мысленно): поставить цель, отобрать средства, учесть возможные альтернативы.

2. Социальная наблюдательность — способность фиксировать и содержательно интерпретировать особенности коммуникативного поведения других людей.

3. Социальная рефлексия — способность осознать свое состояние, а также воспринять себя и свои действия глазами партнеров по общению и взаимодействию в группе.

Для диагностики социальной наблюдательности используются многообразные методики по изучению социальной перцепции (А.А. Бодалев).

Для этих же целей мы используем задание по наблюдению за особенностями деятельности детей.

Для диагностики рефлексивных возможностей детей служат специальные упражнения на точность рефлексивных суждений за другое лицо (А. А. и Е. А. Кроники), а также различные варианты устных или письменных ответов. Содержанием такого ответа, к примеру, может быть анализ особенностей собственного поведения в определенной ситуации — разнообразие и уместность вербальных и невербальных действий.

Операциональный критерий отражает поведенческий аспект личности. В особенностях коммуникативного поведения ярче всего проступает индивидуальное своеобразие каждого ученика, сильные и слабые стороны его как субъекта коммуникативной деятельности. Из многообразия коммуникативных умений, необходимых человеку, мы выделили следующие:

1. Умение слушать (навыки нерефлексивного слушания и активного, рефлексивного слушания).

2. Умение контролировать ход процесса общения и взаимодействия — занимать и удерживать определенную ролевую позицию, избегая при этом манипуляций со стороны партнеров по контактам.

3. Умение оказывать психологическое воздействие на партнера.

Умение слушать — важнейшее условие эффективного общения и взаимодействия. Неумение слушать является одной из основных причин непонимания, возникающего между участниками общения и приводящего к разного рода ошибкам и проблемам. Уметь выслушать — значит уметь обеспечить наилучшие условия для получения необходимой устной информации от партнера по общению.

Выделяются две важные разновидности умения слушать:

  • нерефлексивное слушание, состоящее в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, при этом внимательно воспринимая и осмысливая его высказывания. Важно подчеркнуть, что нерефлексивное слушание, в отличие от пассивного молчания, есть активный процесс, отличающийся высоким уровнем самоконтроля, обеспечивающего сосредоточение (центрацию) на содержании высказываний собеседника. В зависимости от задач и условий общения в процессе нерефлексивного слушания партнеру может быть выражено понимание, одобрение, поддержка;
  • рефлексивное (активное) слушание, состоящее в умении давать постоянную обратную связь партнеру/партнерам по общению, используя разнообразные приемы для обеспечения точности понимания собеседника и создания оптимального климата в группе.

Диагностика умения слушать, как и других показателей по операциональному критерию, осуществляется либо по результатам выполнения различных заданий, либо с использованием специальных тестов и экспертных оценок.

Умение контролировать ход процесса общения — необходимое условие жизнедеятельности детей, призванной способствовать успешному решению конкретной задачи. Это сложное умение включает в себя два компонента:

  • умение занимать и удерживать определенную ролевую позицию, адекватную решаемой задаче;
  • умение распознавать манипулятивные намерения со стороны партнера/партнеров и давать ему/им об этом знать посредством этически и психологически корректной обратной связи.

В ряду необходимых показателей по операциональному критерию особое место занимает умение оказывать психологическое воздействие на партнера, адекватное решаемой задаче. Этот показатель в наибольшей степени отражает индивидуальное своеобразие социального поведения ребенка.

Выделяются три составляющие психологического воздействия:

  • вербальное воздействие (речевое);
  • паралингвистическое воздействие (характеристики голоса);
  • невербальное воздействие (внеречевое).

Вербальное воздействие оценивается по следующим позициям:

  • правильность речи;
  • логичность речи;
  • ясность речи;
  • богатство речи.

Средством измерения при диагностике всех составляющих психологической воздейственности, как и при диагностике двух других показателей по операциональному критерию, является уже описанная нами упорядоченная шкала.

Особое место среди методов оценки когнитивных ресурсов занимает совокупность методик, получивших название репертуарного матричного тестирования, или техники репертуарных решёток (Федотова, 1984), и позволяющих определить элементарный состав и способ строения когнитивных структур, на основе которых происходит организация опыта.

Анализ операционального критерия производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития социальной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Целостная диагностика или оценка всех трёх критериев сформированности уважения ребенком родителей, предполагает анализ системы внутренних средств, обеспечивающих планирование действия. При оценке применяются различные количественно-качественные характеристики решения, среди которых основное место занимает такой показатель, как число различных видов конструктивных решений.

Заключение

Многие родители сокрушаются по поводу отсутствия уважения к ним со стороны детей. К сожалению, взрослые не всегда осознают всю полноту ответственности за воспитание своего ребенка. Основы необходимо закладывать в самом раннем возрасте, не пуская все на самотек.

Дети – отражение родителей. Они копируют модель родительского поведения, пропускают через призму своего опыта и постепенно вырабатывают собственную модель.

В раннем возрасте дети подсознательно читают язык жестов, для них важен тон и громкость голоса. Если родители не испытывают уважения к некоторым близким людям, нельзя требовать этого и от ребенка. Он слышит, что и как говорят родители о них, впитывает чувства и негативное отношение. Правильным это утверждение будет и по отношению к посторонним, незнакомым людям. Если родители не приучат ребенка здороваться с соседями, уступать место в транспорте пожилым людям, уважительно относится к собеседникам, то родителей в будущем не должны удивлять ни его невоспитанность, ни его возможное «хамское» поведение.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказать свои переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственна чуткость к восприятию различного рода признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на них как бы стихийно, без особых объяснений.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ «самого себя». Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.

Преодолеть негативные последствия внутрисемейных конфликтов можно с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации, то есть индивидуального способа взаимодействия с ситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/uvajenie-i-unijenie-rebenka-v-chem-oni-proyavlyayutsya/

1. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 2008

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1984

4. Захаров Н.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2001

5. Леви В. Нестандартный ребенок. Владивосток, 2003

6. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону, 2007

7. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. Минск., 2004

8. Нусхаева Б.С. Особенности социализации подростков в неполной семье. //Социальная педагогика, 2005 г., №2, с.63

9. Оачарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996

11. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981

12. Популярная психология для родителей. /Под ред. А.А.Бодалева. М., 1997

13. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2007

14. Психологическое здоровье детей и подростков. /Под ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург, 2000

15. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001

16. Слободчиков В.И Презумпция человечности. О пространстве духовно-нравственного развития ребенка. Школьный психолог. 2005, №12, С. 14-17

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

18. Сухарев Е. Ошибки семейного воспитания. //Воспитание школьников, 2005 г., №3, с.46

19. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 2000

20. Филиппова Г. Ребенок для родителей или родители для ребенка //Семья и школа. 2001г. №7-8

21. Хомутова Л.Н. Формирование личности подростка. //Открытая школа. 2003 г., №3, с.13

22. Шишколвец Т.А. Осложненное поведение подростков. М., 2006

23. Штейн С. Психология общения с подростком. //Воспитание школьников, 2001 г., №3, с.37

24. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., Дрофа, 2005

25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 2004