Этика общения учителя с родителями

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности — профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание, делом государственной важности; но только Марк Фабий Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне — его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах [Пискунов А.И. 1971г: 33-39 ] .

13 стр., 6018 слов

Педагогическая этика и мораль

... профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий. 1.1 Понятие о педагогической этике и ... называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии. Задачей педагогической этики как науки ...

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие — в трудах М. Монтеня,

Я. А.Коменского и Дж. Локка уделялось внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником.

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Ж.Ж Руссо считал, что учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.

И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как А.Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание.

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено Н.А.Добролюбовым.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим в трудах В.А. Сухомлинского. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучения уровня нравственного сознания учителя, был внесён такими учёными, как Ф.Н.Гоноболин, Кузьмина, С.Д. Гришин, Ю.В.Согомонов, В.Н.Чернокозова и И.И.Чернокозов.

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, как субъект, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе педагога с родителями, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно учитель выберет свой стиль работы, зависит его успешная деятельность.

Объект исследования — взаимодействие учителя с родителями учащихся.

Предмет исследования — профессионально — этические нормы взаимодействия педагога с родителями и условия их реализации в процессе общения.

Цель — изучить особенности педагогической этики и формы её проявления в работе учителя с родителями, определить основные принципы и методические основы общения педагога с родителями.

5 стр., 2098 слов

Этика и эстетика в деятельности педагога

... педагога красота -- не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе. педагогический этика мораль учитель ... своему прошлому. Эстетика (греч. ... и индивидуальных особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; ...

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать современные этические принципы общения педагога с родителями;

2.Рассмотреть профессионально — этические аспекты общения педагога с родителями;

3.Выявить основные причины затруднений и конфликтов в работе педагога с родителями, этические принципы и средства их разрешения;

  • Методы исследования — теоретический анализ литературы, научных статей, интернет ресурсов по теме «Этика общения учителя с родителми».

База исследования — МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа».

Глава 1. Теоретические основы профессиональной педагогической этики

Профессиональная педагогическая этика — это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.

Основным назначением и сущностью профессиональной этики является:

  • ь содействие успешному исполнению профессиональных обязанностей;
  • ь активизация способности личности к самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения профессиональных целей.

Этикет, профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения личности, выступают слагаемыми компонентами профессиональной этики педагога.

Особенность профессиональной этики учителя заключается в следующем:

1) объект труда учителя — человек;

2) учитель всегда несет моральную ответственность за будущее человека;

3) труд учителя психологически и организационно сложен;

4) учитель — пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Основными особенностями профессиональной этики педагога являются:

  • ь любовь к детям, требовательность и уважение к ним;
  • ь высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность;
  • ь умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив;
  • ь справедливость;
  • ь коммуникативность;
  • высокий уровень внешней и внутренней культуры;[Кузнецов И.Н.

2008г: 5].

Педагогическая этика ставит перед собой такие задачи:

1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

2) обеспечение доверия людей (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;

3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;

4) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.

Она выделяет 5 источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:

1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;

2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;

3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;

4. индивидуальные ценностные ориентации педработников, обусловленные их личным опытом;

5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности. Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Предмет методической деятельности ...

Структура педагогической этики как теории определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:

  • а) моральной аксиологии (учение о ценностях);
  • б) моральной деонтологии (учение о долге);
  • в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);
  • г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);
  • д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).

Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы основных функций.

1 группа — социальные функции.

Они определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • ь поддержание гуманистического содержания профессии;
  • ь содействие повышению эффективности личностно-ориентированной педагогики;
  • ь поддержание безопасности существования в стенах учебных заведений.

2 группа — профессионально-практические функции.

Они направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения качества работы педагогов:

  • ь превентивная — предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
  • ь организационная — служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
  • ь управляющая — служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
  • ь рационализирующая — облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
  • ь координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
  • ь разрешения противоречий — способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
  • ь оптимизирующая — способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;
  • ь прогностическая — позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.

3 группа — нравственно-гуманистические функции.

Они реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

ь гуманизирующая — приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;

  • ь регулятивная — служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системы ценностей;
  • ь ценностно-ориентирующая — служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
  • ь мотивационная — формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
  • ь коммуникативная — выступает средством коммуникации и общения между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху»;
  • ь воспитательная — формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, так как затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.

19 стр., 9479 слов

Курсовая «Творческая деятельность учителя»

... профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой творческой направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в ...

1.2 Характеристика основных этических принципов и норм профессиональной деятельности педагога

Педагогическая деятельность имеет свой собственный « Кодекс профессиональной этики педагогических работников». У субъектов этой деятельности особые этические принципы поведения. Педагогика всегда выступает инструментом морали.

Принципы педагогической этики — это наиболее общие содержательные ориентиры поведения педагога в целом. Они определяют направленность профессиональной деятельности педагогов.

Данные принципы вполне могут претендовать на роль методологической базы профессионально-нравственного поведения педагога. Они предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает. В чем конкретно они заключаются?

Добро: Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия

Свобода: Принцип автономии; Принцип толерантности

Ответственность: Принцип ответственности

Справедливость: Принцип справедливости

Достоинство: Принцип уважения прав и достоинства

Честь: Принцип компетентности

Такт: Принцип порядочности

[Елисеева Ю. Н. 2016г: №3.]

Дадим характеристику выше перечисленным принципам.

Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм).

Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, то есть способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.

Принцип ненасилия: проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные.

Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, оберегать его самоуважение.

Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему, доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.

Принцип ответственности: проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Этот принцип выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит.

Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «. Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей. Предмет исследования: технология социально педагогической работы с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям ...

Принцип уважения прав и достоинства: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.

Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируется в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Завоевание авторитета — процесс длительный и трудный.

Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Положение педагога в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на людей «своим присутствием». Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чувства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.

Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий. [Базовые (стратегические) принципы педагогической этики: 1]

Глава 2. Реализация этических норм во взаимодействии педагога с родителями учащихся

2.1 Этические нормы поведения учителя при установлении и поддержании контактов с родителями

Говоря об основных формах и методах работы учителя с родителями учащихся, необходимо остановиться на некоторых психолого-педагогических правилах и способах установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы учителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» — исчезает.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

9 стр., 4022 слов

Авторитет родителей в процессе семейного воспитания

... родители учат ребенка, 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Существуют много видов родительского авторитета. ... и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители ... от семьи. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М., ...

[ Красноспелова Т.: 1].

При установлении учителем контактов с родителями учащихся, педагогическая

мораль предусматривает такие требования к личности педагога:

  • ь сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания;
  • ь поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества;
  • ь контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер;
  • ь недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей;
  • ь учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику;
  • ь повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей;
  • ь тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей;
  • ь доброжелательное отношение к замечаниям родителей в адрес учителя.

Профессиональная этика педагога во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Основой взаимодействия учителя с родителями всегда было уважение. Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.

Дневник — это документ подтверждающий личность учащегося.

Нельзя превращать его в жалобную книгу на ученика. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка.

При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили — в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании — рекомендуется следующее:

  • ь уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации;
  • причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
  • ь надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
  • ь уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;
  • ь избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
  • ь начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

Нельзя допускать, чтобы учитель не тактично вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок — это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается педагогами, благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка».

2.2 Причины затруднений в отношении педагога с родителями и способы их преодоления

Затруднения в отношениях между педагогом и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Рассмотрим конкретно эти причины.

Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи — они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель — формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём — это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут привести к конфликтам.

Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформулируем наиболее актуальные специфические причины кон-фликтов родителей и учителей:

  • ь разные уровни общей и педагогической культуры;
  • ь несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический раз-нобой»);
  • ь непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, за-висимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи.

ь различия в отношении к ребенку как к личности;

  • ь отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа, а не семья обязана…»);
  • ь столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;

— профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя — защитить своего ребенка.

В любом конфликте родителя и учителя страдающая сторона — всегда ребенок, вне зависимости от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение. Ребенок вынужден защищаться от тех, кто борется за него, вынужден мириться с тем, с чем мириться не должен, соглашаться с тем, с чем не должен соглашаться, но уже первая конфликтная ситуация показывает ему, что он всегда проигрывает — вне зависимости от того, выигрывает родитель или выигрывает учитель.

По-разному складываются отношения с родителями у педагога. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и в конечном результате — эффективность воспитательного процесса, как учебного, так и домашнего. Но встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и педагогом.

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, педагог выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Выделяют причины объективные:

  • ь различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях;
  • ь различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению детей;
  • ь возрастные и половые различия педагога и родителей;
  • ь однобокая, односторонняя информированность об учащемся (у родителей — из наблюдений в домашних условиях, у педагога — в системе общественных отношений);
  • ь предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога — к родителям;
  • ь разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания.

Различают и причины субъективного характера:

  • ь личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов), способностей, темперамента;
  • ь история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;
  • ь сложившийся стереотип в понимании воспитания;
  • ь недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия);
  • ь вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);
  • ь равнодушие к детям, невыполнение прямых родительских и педагогических обязанностей.

По степени конфликтности в отношениях педагог — родители различают:

  • ь несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений;
  • ь несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно учащегося, его отдельных поступков и поведения (это противоречие затрагивает эмоциональную сферу обеих сторон);
  • ь спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей учащегося (затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);
  • ь ссора, прерывание отношений на краткий период, что может привести к более устойчивым конфликтам (непосещение родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации);
  • ь разрыв — конфликт, доведенный до крайней степени, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка.

Существуют такие способы разрешения конфликта:

  • ь сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
  • ь компромисс (действие на основе взаимных уступок);
  • ь перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);
  • ь спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;
  • ь выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;
  • ь временный отказ от своего требования;
  • ь привлечение других лиц (директора, преподавателей специальных дисциплин) в качестве «третейского судьи»;
  • ь выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых формах);
  • ь проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);
  • ь конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);
  • ь умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;
  • ь использование метода «параллельного действия» А.С.Макаренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;
  • ь личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития учащегося и педагога.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов помогает педагогу. управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта. основной целью работы учителей, является обеспечение гармонии взаимоотношений педагога и семьи, для создания максимально благоприятных условий развития учащегося, реализации им индивидуального потенциала в условиях ученической жизни и дома. Педагог, являясь лицом профессионально-компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником, единомышленником.

2.3 Этические нормы предупреждения и разрешения конфликта во взаимодействии педагога с родителями

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.

Первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями — это знание структуры общения.

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

ь Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

ь Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями — это то, что мы говорим.

ь Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Следующий этап общения — речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль — дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение — дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение — дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль — устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль — заигрывание

По существу, тип общения-заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя «бывалым» человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной [Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс:2007 г.], эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

  • ь родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • ь родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

— ь педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение педагога как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны педагога.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас [К.Томас цитирован Н.В.Гришиной в кн. «Психические состояния» 1981.] предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в таблице.

Таблица 2.3. Способы регулирования конфликтов.

№п/п

Стиль поведения

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Соревнование

(конкуренция)

Стремление добиться удовлетворе-ния своих интересов в ущерб другому объекту общения

Исход конфликта очень важен.

Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем.

При поражении-неудовлетворен-ность, при победе — чувство вины, непопулярность, испорченные отношения.

2

Уклонение

Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственнос-ти.

Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно.

Переход конфликта в скрытую форму.

3

Приспособле-ние

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими.

Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью.

Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное.

4

Компромисс

Поиск решения за счет взаимных уступок

Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничест-во

Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников

Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха

По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

  • Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.
  • Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.
  • Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.
  • Опираться на факты и логику.
  • Быть лаконичным.
  • Прогнозировать последствия своих слов.
  • Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.
  • Уметь признать свою ошибку.
  • Избегать нечестных приемов в споре.
  • Не попадаться на удочку комплиментов.

Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.

Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Для того чтобы предупредить конфликт, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

  • ь проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;
  • ь проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;
  • ь постоянные придирки к деятельности учителя;
  • ь отрицательная оценка профессиональной деятельно-сти учителя или общественной деятельности других родителей;
  • ь истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
  • ь активное навязывание своей точки зрения;
  • ь отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;
  • ь создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;
  • ь втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;
  • ь навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

  • ь использование стиля руководства, неадекватного тре-бованиям времени;
  • игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;
  • ь отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
  • ь использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;
  • ь игнорирование интересов учеников и родителей;
  • ь неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;
  • ь создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.

3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.

Для разрешения конфликта можно использовать программу разрешения конфликта.

Программа действий при разрешении конфликта может включать несколько этапов: выделение проблемы конфликта; поиск решений его нейтрализации; выработка процедуры разрешения; реализация плана разрешения конфликта; оценка правильности принятого решения.

Выделение проблемы конфликта. Для начала необходимо признать наличие конфликта. Надо не теряя времени, правильно определить проблему, которая привела к конфликту. Технология определения проблемы выглядит следующим образом. Конфликтующие стороны должны высказать свою точку зрения на проблему. Следует включать в такой диалог только тех учителей или родителей, которые принимают непосредственное участие в конфликте. Участие членов конфликтующих групп должно быть добровольным и осознанным. Самая трудная роль у человека, который взялся разрешить конфликт. Ему предстоит выступить в качестве третейского судьи. А для этого необходимо отстраниться от личных пристрастий и интересов и наблюдать со стороны. Главная цель участия такого человека — выявить факторы, которые каждая из сторон упустила, проанализировать их и дать им грамотную оценку.

Поиск решений по его нейтрализации. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. Здесь позиция руководства разрешением конфликта тоньше. Необходимо стимулировать участников конфликта на высказывания о предполагаемых путях выхода из создавшейся ситуации. Важно учитывать тот факт, что в ситуации конфликта люди не любят, когда дают оценку их предложениям. Они более активно продуцируют идеи, если не ждут оценки, особенно со стороны. Очень важно из предложенных идей выбрать такую, которая учитывала бы мнение двух сторон и удовлетворяла их требования.

Выработка процедуры разрешения конфликта. Наличие конфликта признано всеми участниками. Здесь важно выработать «правила игры»: кто, когда, в каком составе и где будет обсуждать нерешенные проблемы. Главное на этом этапе прекратить бесплодные споры. Важным представляется выработка критериев позитивного разрешения конфликта и установления сроков его разрешения. Сроки должны быть согласованы и приняты всеми участниками конфликта. В этом действии участвуют все заинтересованные стороны.

Реализация плана разрешения конфликта. Основное действие на этом этапе заключается в немедленном начале разрешения конфликта после того, как стороны договорились об этом. Если медлить, стороны начинают подозревать друг друга и «разрешителя» конфликтной ситуации в неискренности и плутовстве. Полезно к урегулированию конфликта привлекать неформальных лидеров коллектива, предварительно выяснив их позицию в решаемом вопросе. В каждом родительском сообществе такие лидеры найдутся.

Как любая деятельность, реализация плана разрешения конфликта может быть успешной при следующих условиях:

  • ь создание атмосферы сотрудничества;
  • ь наличие понимания всех участников конфликта;
  • ь перевод конфликта из эмоционального состояния в рациональное;
  • ь учет индивидуальных особенностей учителей, участвующих в конфликте;
  • ь нейтрализация вялотекущих процессов конфликта, содействие его разрешению;
  • ь поиск оптимальных методов управления конфликтом;
  • ь регулирование взаимоотношений участников конфликта;
  • ь использование внутришкольной информации в выводе части претензий из условий конфликта;
  • ь обозначение своей позиции — беспристрастного судьи.

Оценка правильности принятого решения. На этом этапе оценивается эффективность действий членов конфликтной ситуации. Самое важное сделать так, чтобы максимальное количество участников было довольно. Самый главный критерий — окончание конфликта. После успешной реализации принятого решения полезно опять вернуться к обсуждению и выяснить, устраивает ли это решение большинство родительского коллектива или нет? Если нет, почему, что мешает его реализации. Если большинство разочаровалось в принятом решении, необходимо принять новое, пройдя все вышеозначенные этапы. Учителю следует быть смелее в принятии нового решения и не бояться изменить ситуацию. «Дорогу осилит идущий!».

Завершить тему конфликтов в школьной среде хочется словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке».

Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов — семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов или родительских притязаний — ребенке.

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика — частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).