Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов

ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1.1. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Прежде чем начать учить, каждый педагог должен осознать для чего, для кого и как он это делает. Настоящий педагог должен уметь оценивать свои успехи, успехи своих учеников, при этом он не должен останавливаться на достигнутом, а наоборот, должен продолжать бороться за будущие успехи. Почему — то считают, что настоящих учителей можно выучить. Однако они не выводятся в инкубаторе и не выпускаются на технологических линиях, даже в университетах. Блестящий учитель — это тот, кто постоянно самосовершенствуется[2].

Сухомлинский В. А. писал: «…быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом»[3].

То, как каждый из нас говорит (неважно — на лекции, на обычном школьном уроке или лабораторной работе в вузе), называется стилем. Отношение учителя к ученику может идти через предмет (учитель — «профессор»), через дружбу (учитель — «друг») или через стиль (учитель — «артист»).

От того, каким путем учитель пойдет к ученику, будут зависеть успеваемость, степень усвоения учебного материала. Все пути, несомненно, имеют право существовать, но при этом никто не запрещает их комбинировать[4].

Стиль — это владение своим голосом, телом, мимикой, это степень увлеченности предметом. Но мало, кто из педагогов уделяют достаточное внимание всем составляющим, которые бы в конечном итоге определили индивидуальный стиль[5].

Каждый учитель — это живое звено между учащимися и содержанием уроков. Стиль обучения как бы надевает на учащихся фильтрующие очки, сквозь стекла которых они смотрят на то, что им пригодится. Стиль преподавания может заставить их смотреть на учебный материал как на нечто интересное, полезное и способное изменить их жизнь или же, как на прямо противоположное[6].

Что касается отношений между учителем и учеником, нужно отметить, что они должны быть дружественными, взаимными, доброжелательными. Учитель должен любить всех своих учеников постоянно и безоговорочно. Он должен помогать отстающим, ободрять не только словом, но и действием[7].

7 стр., 3181 слов

Понятие успеха в профессиональной деятельности

... универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности. 6) фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на ...

«Научиться любить детей нельзя, ни в каком заведении, ни по каким учебникам, книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе, в процессе этой деятельности», так писал В. А. Сухомлинский о призвании педагога, о том, что не рождаются педагогами, а становятся благодаря труду и постоянной работе над собой[8].

Педагогу необходимо приспосабливать свой стиль к ситуации и темпом, и тембром голоса, и содержанием. В каждой ситуации можно играть некую роль, потому как роль учителя в учебном процессе — многообразна. Главное помнить, что учитель должен учить только тому, в чем он компетентен и что составляет его нравственную суть. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» (Л.Толстой). И ндивидуальный стиль деятельности преподавателя Л.Н. Макарова в своих научных трудах определяет как интегральную динамическую характеристику индивидуальности, представляющую собой относительно-устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально-своеобразных действий и определяющую специфику взаимодействия преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности. Интегральность связана с тем, что преподаватель рассматривается как индивида, личность и субъекта деятельности.

Саморегуляция означает определяющую роль внутренних потенций преподавателя, а открытость – неизбежное влияние среды образовательного учреждения. Признак “относительной устойчивости” проявляется в том, что индивидуальные качества, цели и условия педагогической деятельности характеризуются у преподавателя некоторой типичной определенностью, повторяемостью. Завершенность и уравновешенность являются атрибутивными характеристиками стиля деятельности, иначе нельзя выделить среди объединения разнообразных признаков педагогической деятельности преподавателя стилеобразующие черты. Относительность связана с тем, что стиль может изменяться, развиваться, корректироваться. И ндивидуальный стиль педагогической деятельности является, с одной стороны, важнейшей категорией профессионально-педагогической культуры преподавателя, ее составной частью, а с другой – динамической итоговой системой ее конкретных проявлений, то в нем должны реализовываться функции профессионально-педагогической культуры. Кроме этого существует ряд специфических функций, рассмотрение которых необходимо для целостного восприятия функциональных компонентов.

Исходя из вышесказанного, к данным функциям можно отнести информативно-гносеологическую, оценочно-прогностическую, регуляторно-коррекционную, профессионально-гуманистическую, организационно- коммуникативную, образовательно-технологическую, личностно- воспитательную и креативно-развивающую. Информативно-гносеологическая функция обеспечивает овладение знаниями и заключается в изучении и осознании преподавателем своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма, умений и навыков в конкретной деятельности; в целостном представлении преподавателя о современных педагогических ценностях и их влиянии на изменение профессиональной деятельности, о путях ее освоения; в выявлении у себя направленности на научную или педагогическую деятельность; в целенаправленном отборе и систематизации знаний о субъектах образовательного процесса в вузе. Оценочно-прогностическая функция тесно связана с информативно-гносеологической и включает в себя практический анализ преподавателем эффективности индивидуального стиля педагогической деятельности за счет соотношения самооценки и экспертной оценки своей педагогической деятельности, прогнозирование возможных направлений изменения стиля с использованием новых приемов и способов деятельности. Регуляторно-коррекционная функция связана со стремлением преподавателя к тем или иным профессиональным ценностям, выполняет адаптационно-компенсаторно-корректировочные действия и направлена на уменьшение субъективных и объективных противоречий между внутренними и внешними факторами, влияющими на развитие индивидуального стиля педагогической деятельности; на поддержание равновесия в стиле-системе; на выбор возможных вариантов развития индивидуального стиля. В.А. Сластенин считает, что атмосфера обращенности к человеческой личности должна проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивая его ориентацию на гуманитарное развитие студентов. Следовательно, профессионально-гуманистическая функция индивидуального стиля педагогической деятельности должна утверждать ценность студента как личности, создавать условия для развития его способностей, формировать у него профессионально-нравственные отношения, такие качества, как интеллигентность, самостоятельность, инициативу, справедливость и т. д. Гуманистическая направленность индивидуального стиля педагогической деятельности связана с индивидуальным становлением студентов, формированием их профессионального «Я». Педагогический процесс не существует без организационно-коммуникативной функции, вне общения между обучающимися и обучаемыми, вне постоянного обмена информацией. Данная функция реализует действия преподавателя, связанные с взаимодействием со студентами и коллегами, целесообразными взаимоотношениями, а также создает необходимый информационный поток в процессе развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Чем выше у преподавателя уровень педагогической культуры, тем больше его стиль соответствует требованиям профессиональной этики, целям совместной деятельности, конкретной ситуации. Образовательно-технологическая функция индивидуального стиля педагогической деятельности заключается в сознательном овладении будущим специалистом системой знаний, умений и навыков в интересах личности и общества. Эффективная реализация данной функции зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя (специальной, дидактической, технологической); уровня готовности и мотивированности обучающихся к овладению профессией; соответствия индивидуально-психологических особенностей преподавателей и студентов и др. Личностно-воспитательная функция индивидуального стиля педагогической деятельности связана с воспитательной деятельностью преподавателя вуза, и хотя в последнее время акцент педагогической деятельности сместился на учебно-методическую работу, следует помнить, что личность не формируется «по частям». Преподаватель образовательного учреждения влияет на становление будущего специалиста силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом, нравственными качествами, силой индивидуальности. Креативно-развивающая функция индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя состоит в творческом характере педагогической деятельности, направленном на осознание и преобразование себя в окружающей среде: преподаватель познает себя и творит свой стиль, самообогащается и самосовершенствуется, создает условия для творческой самореализации в соответствии с изменившимися внутренними и внешними условиями. Креативно-развивающая функция представляет собой одну из центральных линий развития индивидуального стиля педагогической деятельности, именно она позволяет преподавателю проявить свою индивидуальность и уникальность. Творческая уникальность представляет собой индивидуальное своеобразие педагога, которое формируется в процессе его собственной профессионально-творческой активности. При этом и создается продукт творчества – индивидуальный стиль преподавателя, и развивается сам педагог. Необходимо отметить следующую особенность функциональных компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности: поскольку мы рассматриваем индивидуальный стиль преподавателя как в позитивных, так и в негативных аспектах, следовательно, и функции, исследуемые нами, могут или не реализовываться в индивидуальном стиле конкретного педагога, или реализовываться частично. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности по самой своей сути содержит в себе возможность разных вариантов. Ни его процесс, ни его результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию; пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя в разной степени, на протяжении всей профессиональной деятельности преподавателя. Несовершенный индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя является внешним показателем низкого уровня его профессионально-педагогической культуры, говорит о необходимости разработки системы мер, направленных на создание условий для саморегуляции стиля с целью его оптимизации.

15 стр., 7135 слов

Этика общения учителя с родителями

... учитель выберет свой стиль работы, зависит его успешная деятельность. Объект исследования - взаимодействие учителя с родителями учащихся. Предмет исследования - профессионально - этические нормы взаимодействия педагога с родителями и условия их реализации в процессе общения. ...

9 стр., 4099 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ...

... место индивидуального стиля в структуре личности преподавателя; выявить особенности проявления индивидуального стиля руководства и педагогического общения; выделить основные типы индивидуального стиля педагогической деятельности; выявить особенности процесса становления и коррекции индивидуального стиля деятельности и общения преподавателя. Понятие индивидуального стиля деятельности преподавателя ...

1.2. Понятие и сущность индивидуального стиля педагогической деятельности

Об индивидуальном стиле можно говорить и в отношении общения, которое является особым, относительно самостоятельным видом деятельности. В деятельности учителя большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития. В психолого-педагогической литературе на основе имеющихся исследований выделяется пять наиболее часто встречающихся стилей руководства учащимися, а именно:

·автократический (самовластный);

·демократический (опора на коллектив и стимулирование самостоятельности учащихся);

11 стр., 5351 слов

Психологическая коррекция стиля общения

... контакта; 5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения. Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем ... себя и постепенно отделиться от пространства пси­холога. Методы психологической коррекции стиля общения Методы установления доверия Самым важным в процессе психокоррекции является доверитель ...

·игнорирующий (практическое устранение от руководства деятельностью учащихся, формальное выполнение своих обязанностей);

·непоследовательный (ситуативность системы взаимоотношений с учащимися).

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессиональные качества, в то нее время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности — неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях. Эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей. Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль[14].

Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и, несомненно, является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств[15].

Под индивидуальным стилем обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы могут складываться полярные, индивидуально-устойчивые приемы деятельности, позволяющие людям достигать одинаково высоких результатов. Вместе с тем любой индивидуальный стиль деятельности может сформироваться только при условии наличия у субъекта положительного отношения к ней. Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно-творческого к ней отношения. Об индивидуальном стиле можно говорить и в отношении общения, которое является особым, относительно самостоятельным видом деятельности. В деятельности учителя большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития. Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности. Зона неопределенности субъективна и находится там, где один учитель видит множество педагогических решений, другой видит только одно. Склонность к большой частоте воздействий, суетливость в работе нередко связана с дезориентировкой в объекте воздействий либо с неумением применить знания психологии отдельных людей к выработке индивидуальной системы воздействий. Эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей[9].

5 стр., 2040 слов

Проблема дистанции общении педагога и учащегося

... раскрыться и «быть». Проблема дистанции. Еще одним проявлением демократизации и гуманизации в условиях школы, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося. ...

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле стиль деятельности — это постоянная система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Она обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями п субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, BC Мерлин, Е.А. Климов и др.).

Собственно психологический смысл индивидуального стиля деятельности «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, … индивидуально-своеобразная система психологических средств, которые сознательно или стихийно использует человек в целях наилучшего уравновешивания своей ( психологически обусловленной «) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». Это подчеркивает BC Мерлин, определяя, что стиль деятельности — это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающих лучшее исполнение деятельности». Стиль деятельности связан с стилем саморегуляции: они рассматриваются как взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности и деятельности человека. Вообще понятие «стиль» трактуется в широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д. По К.Левиным стиле поведения относятся к типу принятия решения руководителем и определены три стиля руководства: авторитарный, демократический и потерянные. В дальнейших исследованиях были введены такие определения, как директивный, коллегиальный и позволяющий. Эти определения чаще всего используются относительно деятельности (поведения) взаимодействия и общения. В анализе стилей выделяют две стороны: содержательную и техническую, то есть формальную (приемы, способы).

По Г.М. Андреевой, авторитарный стиль с формальной стороны характеризуется деловыми, сокращенными указаниями, запрета без послаблений, с угрозами, четкое речи, неприветливый тон, похвала и порицание субъективны, эмоции не учитываются, показ примеров — не система, позиция лидера — вне группы. Содержательную сторону характеризуется тем, что дела в группе планируются заранее (во всем объеме), определяется только непосредственная цель, дальнейшая — неизвестна, голос руководителя — решающий.

Демократический стиль с формальной стороны характеризуется тем, что инструкции поступают в форме предложений, товарищеский тон речи, похвала и порицание — с советами, распоряжения и запрет с дискуссиями, позиция лидера — внутри группы. Содержательную сторону определяется тем, что мероприятия планируются в группе, за реализацию предложений отвечают все, все разделы работы не только предлагаются и обсуждаются. Стиль потерянные с формальной стороны — тон конвенциональный, отсутствие похвалы и порицания, никакого сотрудничества, позиция лидера — незаметная со стороны группы. Содержательную сторону характеризуется тем, что дела в группе идут сами по себе. Стили педагогической деятельности, в первую очередь, делятся на три общих, определенных выше: авторитарный, демократический и потерянные, но одновременно имеют собственное «Педагогический смысл». Так, А.К. Маркова определяет их следующим образом.

13 стр., 6471 слов

Миссия и функция профессиональной деятельности педагога

... деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность педагога, воспитательная работа - все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательная функция. Учитель ... их связь с индивидуальным стилем деятельности. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь определё ...

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель лично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не объясняет свои действия ученикам. В результате ученики теряют активность или осуществляют ее только под руководством учителя, характеризуются низкой самооценкой и агрессивностью. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическое самозащита, а не на усвоение знаний. Главными методами воздействия такого учителя есть приказ и поучения. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе занимают позицию лидера.[10] Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер по общению, коллега в совместном поиске знаний. Учитель принимает решение вместе с учениками, учитывает их мнению, поддерживает самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действиям, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойного удовлетворения, высокой самооценки. Учителя этого стиля больше внимания обращают на свои психологические умения, для них характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворение своей профессией. Либеральный стиль. Учитель отходит от принятия решения, передает инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания, в классе неустойчивый микроклимат, замаскированные конфликты. По отношению к партнеру взаимодействия можно определить характер стиля: от подчинения к партнерству и отсутствии направленного воздействия. При этом можно заметить, что доминирует монологическая или диалогическая форма общения. Так, по характеру включенности в деятельность педагога общения, В.А. Кан-Калик дифференцировал стиле:

— Стиль увлеченности педагога совместно с учениками творческой деятельностью и является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

— Стиль дружеского отношения, которое служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом (ни в коем случае не переходя к фамильярному).

Общительность должна быть педагогически целесообразной, а не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми.

6 стр., 2848 слов

Коммуникативная деятельность педагога

... коммуникативного потенциала, целенаправленное развитие у будущих учителей способностей к оптимальному педагогическому общению, формирование умения управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими. 1. Общение и деятельность ...

— Стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который положительно влияет на внешние показатели дисциплины, организованность учеников, но может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижение уровня притязаний.

— Стиль общения «- запугивание и заигрывания, что является свидетельством профессиональной несовершенства педагога.

1.3. Стили педагогического общения

В общении, называемом обучением,

Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Калик.

К этим стилям относятся:

— стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с обучающимися, что является выражением отношения педагога к своему делу, к своей профессии;

— стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешного взаимодействия педагога с аудиторией. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми;

— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля который, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватной самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;

— стиль общения — устранение и заигрывание. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова предложили деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера. Авторами в основу различения стиля в труде педагога были положены следующие основания:

— содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

— динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

— результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также интерес обучающихся к учебному предмету).

На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей:

— эмоционально-импровизированный стиль;

— эмоционально-методический стиль;

— рассуждающе-импровизированный стиль;

— рассуждающе-методический стиль.

Стиль педагогической деятельности есть интегрированная ее характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога, что наиболее полно выражается в четырех типах стиля труда педагога, описанного в работе А.Я. Никоновой и А.К. Марковой [11].

35 стр., 17246 слов

Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношение с учащимися

... иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Педагогическое общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации, которыми педагоги порой овладевают стихийно. Но можно с уверенностью сказать – учиться педагогическому общению ...

Весьма актуальным для раскрытия проблемы индивидуального стиля является вопрос о соотношении связи официального и неофициального, организованного и неорганизованного, делового и личного начал в структуре руководства. В психологии труда этот вопрос рассматривается как одна из составляющих теоретического фундамента для решения прикладных задач: изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств личности.

Формы, способы и стиль передачи информации, а также система санкций, которую использует преподаватель, могут определять то, что называют стилем руководства.

Оптимальность решения, принятого под воздействием нормативной информации, зависит не только от ее содержания, четкости и понятности, но и от наличия в составе информации некоторых побуждающих элементов. К.Д. Ушинский подчеркивал, что никакая инструкция, метода, не согретая «теплом убеждения» педагога, не будет действовать и останется «мертвой бумагой». Это «тепло убеждения» и является тем побуждающим элементом в структуре нормы, которая помогает человеку принять оптимальное решение, которое исходит от «носителя» нормы, в данном случае – от педагога.

Практика показывает, что нередко один и тот же метод воздействия, применяемый различными педагогами, дает неодинаковый эффект, и не потому, что не соответствует ситуации, а потому, что чужд самой личности педагога.

Этого соответствия стиля общения и личности часто недостает многим начинающим учителям. Вспомним кинофильм «Доживем до понедельника». Молодая учительница английского языка вначале строит взаимоотношения с детьми на основе дружеского расположения. Этот стиль соответствует ее личности и с удовольствием принимается школьниками как органично вытекающий из индивидуальности педагога. Но вот происходит эпизод со злополучной вороной, и учительница в отчаянии решает резко перестроить всю систему взаимоотношении с детьми. И что же? Школьники (старшеклассники) дружно отвергают новый стиль поведения учительницы. И не только потому, что он сам по себе формален, не способствует искренности во взаимоотношениях, но и потому, что не соответствует индивидуальности педагога.

Овладение основами профессионально-педагогического общения должно происходить на индивидуально-творческом уровне. Все выделяемые компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения, поиск, который должен вестись систематически.

Формируя индивидуальный стиль общения, педагог, прежде всего, должен выявить особенности своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» его личности детям. А затем обратить внимание на соответствие (несоответствие) своих коммуникативных процессов индивидуально-типологическим особенностям детей.

Представьте такую ситуацию: в класс входит учитель-холерик, отличающийся подвижностью, стремлением к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, быстро на все реагирующий. Вызывает Петрова отвечать домашнее задание. А Петров—флегматик, т. е. человек медлительный, ему необходимо время, чтобы собраться. Но ведь учитель-то холерик! Он начинает нервничать, возникает непонимание именно на основе несоответствия индивидуальных стилей деятельности и общения. Педагог должен знать об этих возможных противоречиях и последовательно преодолевать их.

Многоплановость, многоаспектность педагогического общения, охватывающего все сферы педагогической деятельности, предполагает различные его проявления, в разнообразных сферах педагогической работы. Так, совершенно очевидно, что общение учителя на уроке и в свободное время будет различным. Речь идет не о принципиальном различии стилей общения, а о некоторых оттенках, обусловленных особенностями деятельности, при сохранении установленного стиля взаимоотношений. Следовательно, охватывая все сферы педагогической деятельности, общение требует постоянной корректировки со стороны педагога в разных ситуациях. Надо тщательно изучать и формировать собственный индивидуальный стиль общения, используя для этого всю совокупность средств, указанных ранее. В этом случае будет накапливаться необходимый опыт общения в самых разнообразных сферах, укрепляться навыки общения, совершенствоваться коммуникативная культура педагога в целом.

Завершая разговор о стилях профессионально-педагогического общения, хотелось бы отметить, что в каждом сложившемся педагогическом коллективе, кроме индивидуального стиля общения педагога, существует общий стиль общения педагогов с детьми. Писатель Сергей Львов в своем очерке «Крик» пишет: «Мне часто приходится выступать в школах. Я почти всегда знаю наперед, каким окажется общение с аудиторией —раскованным, радостным, творческим или напряженным, тягостным. Важнейший признак—звучат ли в вестибюле и в коридорах громкие окрики педагогов или все пожелания, замечания, требования высказываются спокойными голосами. Громкость учительских голосов — безошибочный индикатор уровня школы».

Формируя и определяя общешкольную психологическую атмосферу, общий стиль общения существенно влияет и на индивидуальные стили общения учителей. В связи с этим можно говорить не просто о технологии общения, а о его нравственной атмосфере. И как важно, чтобы в коллективе царил климат вежливости и тактичности, взыскательности и деликатности!

Верно найденный стиль педагогического общения, как общий, так и индивидуальный, способствует решению целого комплекса задач: во-первых, педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого педагога; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; в-третьих, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации, и все это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Индивидуальный стиль деятельности – это устойчиво используемый способ достижения типичных задач, который позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Формирование индивидуального стиля деятельности предполагает учет его внутренних условий (индивидуально-типических, личностных особенностей человека), а также внешних условий и требований деятельности. Не существует «идеального» индивидуального стиля деятельности. Важно помочь каждому человеку найти стиль деятельности, который наиболее соответствует его индивидуальным особенностям. Таким образом, различия в стилях проявляются в характере постановки целей педагогического общения, в выборе действий, в выборе операций. Особенности индивидуального стиля педагогического общения обусловлены определенным симптомокомплексом индивидуальных разноуровневых свойств педагога. При этом влияние свойств нервной системы и темперамента не является жестким и однозначным. Вероятно, природные задатки играют большую роль на первоначальном этапе становления стиля. Определяющую же роль в процессе выработки стиля играют личностные и социально-психологические характеристики педагогов, такие как педагогические убеждения, самооценка профессионально значимых качеств. При определенном уровне их развития становится возможным овладение способами педагогического общения, характерными для противоположных типологически обусловленных стилей. Таким образом, исследования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения отражают разнообразие способов осуществления педагогической деятельности. Индивидуальный стиль какого-либо человека не может быть принят за универсальный «идеальный образец». Навязывание его «в порядке обмена опытом» может привести к тому, что задачи деятельности и общения станут неразрешимыми. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы помочь человеку найти такой стиль, который наиболее соответствует его индивидуальным особенностям.

ГЛАВА 2

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

2.1. Практический опыт как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов

(Приложение 3)

1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

2. Совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления трудностей и достижения цели;

3. Должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;

4. Необходим стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности.

2.2. Диагностирование успешности деятельности педагогов

диагностика

— педагогической деятельности,

— педагогического общения.

понимать, изучать, помогать!

1. Педагогические цели и задачи.

В каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы образования, общества), так и оперативные задачи.

2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован:

а) на ученика, на стимулирование его эмоционального и интеллектуального развития, на новые уровни его психического развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности учащихся. Организуя их деятельность, учитель должен строить управление не как прямое воздействие; а как передачу ученику тех «оснований», из которых он мог бы самостоятельно выводить свои решения. И выбор педагогических средств в первую очередь определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребёнка;

б) на свои личностные и профессиональные возможности и способности. Основными принципами самореализации учителя являются: эмоциональная и личностная раскрытость; психологический «настрой» на оптимальную работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности; доверительность и искренность выражения чувств и отношений; удовлетворённость собой в процессе совместной с учениками творческой деятельности;

в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом; создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимы: уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить, опираясь на сильные стороны ученика его индивидуальный опыт, персонализированное ободрение и поддержку, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;

г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью. Содержание учебного материала должно сочетаться с имеющимися у ребенка знаниями и внутренним опытом, будить интерес, фантазию, возможность развивать у него потребность в знаниях, быть открытым всему новому, а значит сформировать стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию.

2.3. Анализ и оценка педагогических действий учителя начальных классов

(Приложение 1)

  • Повышение квалификации и самообразование (составляется на основе анализа педагогической деятельности учителя с учетом рефлексивных оценок самого учителя. В карте находят свое отражение информация о том, где, когда и чему обучался учитель, какие элементы педагогической деятельности он изучает самостоятельно, где, в какой форме и чему учитель хотел бы обучаться).

  • Рейтинг профессиональной успешности по годам. Он определяется путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой успешности учащихся в процессе обучения, на основе четырехстороннего анкетирования профессиональной деятельности педагога – детей, родителей, коллег, администрации.

  • Общественно-педагогическая деятельность.

  • Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителя.

  • Инновационно-профессиональная деятельность:

— участие в конкурсах педагогического мастерства;

— разработка сценариев уроков, внеклассных дел;

— подготовка публикаций;

— открытые уроки;

— разработка новой программы, докладов, выступлений на семинарах, педагогических советах;

— разработка и применение новых методик;

— создание новых ТСО и средств наглядности;

— подготовка авторских учебных пособий;

— внедрение в учебный процесс новых методик и экспериментальная апробация новых учебных курсов.

Вместе с тем учитель ежегодно готовит аналитическую записку о результатах педагогической деятельности в течение учебного года (цели, задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, проблемы и краткая программа деятельности на следующий год). В анализе администрация через изучение деятельности учителя, через наблюдение может отнести учителя к той или иной подгруппе педагогов в зависимости от места, занимаемого педагогом в школе. Это тем более значимо, что индивидуализация взаимодействия с педагогами предполагает при единых принципах использование разных подходов к учителю. По перечисленным выше параметрам и будет вестись диагностика успешности педагога. Для оценивания работы диагностируемого учителя можно использовать следующие критерии:

  • Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;

  • Руководство школьным предметным методическим объединением;

  • Проведение открытых уроков;

  • Чтение лекций для педагогической общественности;

  • Научно-исследовательская работа;

  • Участие в творческих профессиональных конкурсах;

  • Научно- и популярно-педагогический публикации;

  • Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией;

  • Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности;

  • Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;

  • Обучение молодых специалистов;

  • Повышение квалификации и самообразование (возможное озвучивание результатов);

  • Состояние кабинета;

  • Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).

Сбор информации по изучению успешности учителя проводится непосредственно в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной работе педагога по предмету, в его усовершенствовании кабинета, в проявлении результатов повышения квалификация, самообразования и саморазвития.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Учитывая возможность проблемы профессионального становления и формирования индивидуального педагогического стиля для будущего педагога мы ставили своей целью установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности. Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач. Индивидуальный стиль деятельности – это устойчиво используемый способ достижения типичных задач, который позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Формирование индивидуального стиля деятельности предполагает учет его внутренних условий (индивидуально-типических, личностных особенностей человека), а также внешних условий и требований деятельности. Не существует «идеального» индивидуального стиля деятельности. Важно помочь каждому человеку найти стиль деятельности, который наиболее соответствует его индивидуальным особенностям. Таким образом, в целом цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил мне рассмотреть и другие факторы становления индивидуального педагогического стиля, помимо использования чужого опыта. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых методик диагностики и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль- это сплав индивидуального и типического, т. е. того, что присуще учителю как представителю учительства определенной эпохи. Типическое- это некие общие черты, свойственные многим творческим учителям и являющиеся частью индивидуального. Типическое и индивидуальное сопутствуют друг другу, взаимообусловливают друг друга.

Стиль- это совокупность отличительных качеств учителя как человека и профессионала. Вместе с тем лучшие учителя составляют групповую общность. В их групповом портрете обнаруживаются типологические качества. Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что о

Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности?

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); в характере реакций на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта .

Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Работая в своем стиле, учитель меньше напрягается и устает. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Для коррекции психологических качеств учителя используются специальные психологические методы, а в некоторых случаях информирование учителя о недостаточном или слишком сильном развитии у него определенного качества, что позволяет стимулировать его к самообразовательной работе.

Овладение основами профессионально-педагогического общения должно происходить на индивидуально-творческом уровне. Все выделяемые компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения, поиск, который должен вестись систематически.

Завершая разговор о стилях профессионально-педагогического общения, хотелось бы отметить, что в каждом сложившемся педагогическом коллективе, кроме индивидуального стиля общения педагога, существует общий стиль общения коллектива педагогов с детьми. Общий стиль общения коллектива существенно влияет и на индивидуальные стили общения учителей.

Важно, чтобы в коллективе царил климат вежливости и тактичности, взыскательности и деликатности!

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/individualnyiy-stil-pedagogicheskoy-deyatelnosti-uchitelya/

1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. — 224 с.

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во « Феникс», 1997. — 480 с.

4. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. — 144 с.

5. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. Б, Бостанджиева Н.И. и др Педагогическая практика: Учебное методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.

6. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: изд-во «Просвещение»,1980. – 352 с.

7. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1992. – 224 с.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.

9. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 208 с.

10. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

11. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Издательский центр « Академия», 1998. – 512 с.

12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.

13.

14. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. – 288 с.

15. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Гардарики», 2000. – 519 с.

16. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Приложение 1)

Составляющие успешной деятельности педагога.

Приложение 1

(Приложение 2)

Приложение 2

(Приложение 3)

Определение вида индивидуального стиля деятельности, Инструкция:

Нет

Да

Нет

Да

20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

Нет

Да

Да

Да

21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

Да

Нет

Нет

Нет

22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы?

Да

Да

Да

Нет

23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы?

Нет

Да

Нет

Да

24. Часто ли вы контролируете знания учащихся?

Нет

Да

Нет

Да

25. Часто ли вы повторяете пройденный материал?

Нет

да

да

да

26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

27. Как вы думаете, учащимся интересно у вас на уроках?

Да

Да

Да

Нет

28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно на ваших уроках?

Да

Да

Да

Нет

29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

Да

Да

Да

Нет

30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

Нет

Да

Нет

Нет

31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

Наибольшее количество ответов в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности преобладания у учителя стиля, названого в этой колонке.